Феофан прокопович ударение в фамилии

Видео:ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧСкачать

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Расстановка ударений: ФЕОФА`Н ПРОКОПО`ВИЧ

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ [1681 — 8 (19). IX. 1736] — рус. писатель, драматург. Род. в Киеве. Учился в Киевской академии, затем в Польше и Риме. Возвратившись ок. 1704 на родину, принял монашество, был преподавателем и ректором Киевской академии. С 1721 — виде-президент Синода, с 1724 до конца жизни — архиепископ Новгородский. Ф. П. был сподвижником Петра I в борьбе с реакц. духовенством, развивал идеи просвещённого абсолютизма. Участвовал в организации Академии наук. После смерти Петра I возглавил т. н. «учёную дружину» прогрессивных писателей (А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др.), отстаивавших петровские реформы.

В 1705 для очередного школьного представления учеников академии Ф. П. написал «трагедокомедию» «Владимир» — первую в отечеств. лит-ре пьесу из рус. истории (полное назв. пьесы — «Владимир, славенороссийских стран князь и повелитель, от неверия тми в своих евангелский приведенний духом святим от Рождества Христова 988, нине же от православной академии Могилеанской и Киевской на позор российскому роду от благородных российских сынов, добре зде воспитуемых, действием, еже от пиит нарицается трагедокомедия, от лета господня 1705 июля 3 дня показанний»). В основу драмы положен историч. сюжет — крещение Руси, борьба киевского князя Владимира, стремящегося просветить свой народ, с языческими жрецами. В образе Владимира Ф. прославлял Петра и его реформы; под языческими жрецами — невежественными и корыстными людьми — подразумевались реакционно настроенные церковники, противники Петра. Отступая от схоластич. эстетики, отказываясь от принятого в драматургии того времени случайного сцепления аллегорич., историч. и библейских картин, автор динамично и последовательно развивает сюжет, использует традиции нар. драмы (сатирич. изображение жрецов, сочетание драматического и комич. начал). Ф. П. принадлежат также небольшие пьески диалогического характера. Автор теоретической работы, посв. т-ру, — «De arte poetica» (1705, опубл. 1786).

Феофан прокопович ударение в фамилии
Феофан Прокопович

Соч.: Владимир, в кн.: Драматические произведения 1672 — 1725 гг., под ред. Н. С. Тихонравова, т. 2, СПБ, 1874, с. 280 — 344.

Лит.: Тихонравов Н. С., Трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Сочинения, т. 2, М., 1898; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955, с. 68 — 76; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957, с. 136 — 41.

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков — М.: Советская энциклопедия, 1967. — 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Видео:Феофан Прокопович | Пишем историюСкачать

Феофан Прокопович | Пишем историю

Словари

Прокопо́вич Феофан (Элеазар), см. Феофан Прокопович.

ПРОКОПОВИЧ Феофан — ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (1681-1736), русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (см. ПЕТР I Великий) , глава Ученой дружины. Проповеди; «трагедокомедия» «Владимир» (1705); «Слово о власти и чести царской» (1718); церковный публицистический труд «Духовный регламент» (1721); лирические стихи на русском, латинском и польском языках.

ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) — украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; «трагедокомедия» «Владимир» (1705); «Слово о власти и чести царской» (1718); церковный публицистический труд «Духовный регламент» (1721); лирические стихи на русском, латинском и польском языках.

ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (в миру Элеазар) (1681-1736) — церк. и гос. деятель, архиеп. Новгородский (1725), писатель, проповедник, сподвижник Петра I. Род. в г. Киеве. Сын купца, окончил Киево-Могилянскую коллегию (1698). Постригся в униатство под именем Елисея, учился в Польше и в коллегии св. Афанасия в Риме, получил прекрасное образование. Вернувшись в Россию, постригся в православные монахи под именем Самуил. Вскоре взял имя Феофан. С 1704 — преподаватель Киево-Могилянской акад. В 1706-09 проповедями обратил на себя внимание Петра I, в 1711 сопровождал царя в Прутский поход (был главой войскового духовенства), после чего назначен ректором акад. В 1716 по приказу Петра I переехал в Пб., в 1718 — архиеп. Псковский. Активный сторонник петровских преобразований, гл. помощник Петра в деле церк. реформы, идеолог его царствования. Автор «Дух. Регламента» (1720) и др. законодат. актов, изменивших церк. управление. С 1721 — вице-през. и фактический рук. Св. Синода. П. обосновывал реформы, разъяснял и защищал конкретные деяния Петра, доказывал превосходство светской власти над церк., необходимость просвещенного абсолютизма (предисловие к «Морскому уставу», «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) Зло и остроумно высмеивал П. тех, кто не принял реформ. Ситуация изменилась после смерти Петра I, когда П. пришлось выдержать изощренную борьбу с поднявшими голову врагами из дух. сословия. Его спасли осторожность, прежние связи, авторитет Петра I, волю к-рого он исполнял мн. лет. В 1730 выступил против «верховников», к к-рым примыкали и его противники. Защита идей неогранич. царской власти превратила П. в апологета Анны Иоанновны. Жестоко отомстил П. всем боровшимся против него церк. иерархам, не брезговал при этом и услугами Тайной канц. До конца дней П. оставался защитником просвещения, принимал участие в создании АН, возглавлял «ученую дружину» (А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др.), способствовал развитию дух. образования в России, в Пб. на свои средства организовал школу для сирот и детей бедняков — лучшее уч. заведение такого рода в стране. П. — талантливый писатель нач. 18 в. Его «Слова» отразили осн. события полит. жизни России. Автор ряда богословских трактатов, тр. по теории лит-ры, ист. («История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Краткая повесть о смерти Петра Великого. «, «История об избрании на престол государыни Анны Иоанновны» и др.), пед. сочинений, писал лирич. стихи. Оказал большое влияние на развитие рус. лит-ры 18 в. Умер в СПб. Похоронен в Новгороде.

Видео:Феофан ПрокоповичСкачать

Феофан Прокопович

Фамилия Прокопович

Прокопович – женская или мужская русская, сербская, хорватская или белорусская фамилия. К самым характерным белорусским фамилиям относятся фамилии на -ович/-евич. Такие фамилии охватывают до 17 % (приблизительно 1 700 000 человек) белорусской популяции, и по распространённости наименований на -ович/-евич среди славян белорусы уступают только хорватам и сербам.

Видео:История и тайны Феофана Прокоповича. Интервью с экспертомСкачать

История и тайны Феофана Прокоповича. Интервью с экспертом

Национальность

Белорусская, русская, сербская, хорватская.

Видео:Феофан ПрокоповичСкачать

Феофан Прокопович

Происхождение фамилии с суффиксами -ович/-евич

Как возникла и откуда произошла фамилия Прокопович? Прокопович – белорусская, реже русская фамильная модель от отчеств, образованных из имён, прозвищ в полной либо уменьшительной конфигурациях. Например, Андрей → Андреевич, Юрий → Юревич, уменьшительно Исаак → Сакович, Станислав → Стасевич.

Суффикс -ович/-евич по причине своего обширного применения в личных именованиях шляхты ВКЛ, начал рассматриваться как дворянский и, являясь белорусским по происхождению, твёрдо вошёл в польскую антропонимическую традицию, полностью вытеснив в Польше из обихода исконный польскоязычный аналог -овиц/-евиц. В свою очередь данный тип фамилий, под влиянием польского языка, сменил древнерусское ударение, как в русских отчествах, на предпоследний слог. Многие фамилии на -ович/-евич, деятелей польской культуры, являются безусловно белорусскими по происхождению, так как образованы от православных имён: Генрик Сенкевич (от имени Сенька (← Семён), при католическом аналоге Шимкевич «Шимко»), Ярослав Ивашкевич (от уменьшительного имени Ивашка (← Иван), при католической форме Янушкевич), Адам Мицкевич (Митька — уменьшительное от Дмитрий, в католической традиции такого имени нет).

Так как первоначально фамилии на -ович/-евич считались по сути отчествами, большая часть их основ (вплоть до 80%) берёт начало от крестильных имён в полной либо уменьшительной формах. Только лишь фонд данных имён несколько более архаичен, по сопоставлению с фамилиями прочих типов, то что указывает об их более древнем происхождении.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ович/-евич:

  • От крестильных православных и католических имён.
    Например, уменьшительно Юрий → Юшкевич, Павел → Павлович, Якуб → Якубович и т.п.
  • От языческих имён.
    Например, Ждан → Жданович, Кунец → Кунцевич и т.п.
  • От прозвищ.
    Например, короткий → Короткевич, гуля (шар на белорусском, возможно прозвище полного человека) → Гулевич и т.п.
  • От вида деятельности.
    Например, войт (деревенский староста) → Войтович, коваль (кузнец) → Ковалевич, хотько (хотеть, желать) → Хацкевич и т.п.

Видео:Сергей Федотов. От Феофана Прокоповича к Владимиру Лосскому: пути русского богословия.Скачать

Сергей Федотов. От Феофана Прокоповича к Владимиру Лосскому: пути русского богословия.

История

Исторически сложилось, что фамилии на -ович/-евич распространены по территории Белоруссии неравномерно. Основной их ареал охватывает Минскую и Гродненскую область, северо-восток Брестской, юго-запад Витебской, область вокруг Осипович в Могилёвской, и территорию на запад от Мозыря в Гомельской. Здесь к фамилиям это типа принадлежит до 40 % населения, с максимальной концентрацией носителей на стыке Минской, Брестской и Гродненской областей.

Видео:Цикл лекций проф. А.П.Щеглова «Идеи Древней Руси». «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича.Скачать

Цикл лекций проф. А.П.Щеглова «Идеи Древней Руси».  «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича.

Склонение

Женская фамилия Прокопович не склоняется (женский род). К примеру: Тамаре Прокопович, Екатерину Прокопович, Татьяне Прокопович и т.д.

Мужская фамилия Прокопович склоняется.

Склонение фамилии Прокопович по падежам (мужской род)

Именительный падеж (кто?)Прокопович
Родительный падеж (кого?)Прокоповича
Дательный падеж (кому?)Прокоповичу
Винительный падеж (кого?)Прокоповича
Творительный падеж (кем?)Прокоповичом
Предложный падеж (о ком?)Прокоповиче

Обратите внимание, что в творительном падеже после шипящего согласного «ч» под ударением пишется буква «о» в окончании – Прокоповичом, а не ошибочно – Прокоповичём.

Видео:Грунтовский лекция 98 - Феофан Прокопович, Александр СумароковСкачать

Грунтовский лекция 98 - Феофан Прокопович, Александр Сумароков

Транслитерация (фамилия латинскими буквами)

Транслит фамилии Прокопович на латинице – Prokopovich.

Видео:Английские слова и выражения - как правильно и быстро запомнить. Владимир Прокопович. www.langbot.ruСкачать

Английские слова и выражения - как правильно и быстро запомнить. Владимир Прокопович. www.langbot.ru

Ударение

Ударение в фамилии Прокопович не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.

Другие значения и истории происхождения фамилий на сайте в нашем справочнике в алфавитном порядке:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

🎥 Видео

Лекция Татариновой Л.Е. "Литература петровского времени"Скачать

Лекция Татариновой Л.Е. "Литература петровского времени"

Сергей Федотов. Богословские парадигмы русского Православия.Скачать

Сергей Федотов. Богословские парадигмы русского Православия.

Алексей Арестович: "Иду на Вы!" Русь-Украина.Скачать

Алексей Арестович: "Иду на Вы!" Русь-Украина.

Простые истории. Иконописец Феофан ГрекСкачать

Простые истории. Иконописец Феофан Грек

Лекция Татариновой Л.Е. "Литература и журналистика 18-го века"Скачать

Лекция Татариновой Л.Е. "Литература и журналистика 18-го века"

Патриарх УПЦ КП Филарет пожелал жителям Донбасса крови и страданийСкачать

Патриарх УПЦ КП Филарет пожелал жителям Донбасса крови и страданий

Россия в первой четверти XVIII века. Внутренняя политика Петра IСкачать

Россия в первой четверти XVIII века. Внутренняя политика Петра I

Часть 17. XVII век: пролог эпохи Петра/ Кирилл Назаренко и Егор ЯковлевСкачать

Часть 17. XVII век: пролог эпохи Петра/ Кирилл Назаренко и Егор Яковлев

27. Церковь Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Часть 1. Вводная беседа.Скачать

27. Церковь Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Часть 1. Вводная беседа.

РПАЦ Памяти Катакомбной схигумении ЕвфимииСкачать

РПАЦ Памяти Катакомбной схигумении Евфимии

Кса и ВенециановСкачать

Кса и Венецианов
Поделиться или сохранить к себе: