Евгения семеновна полат ударение

Содержание
  1. Евгения семеновна полат ударение
  2. История возникновения метода проектов, классификация по Е.С.Полат презентация к уроку (10 класс)
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Подписи к слайдам:
  6. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Полат, Евгения Семеновна
  7. Оглавление диссертации доктор педагогических наук Полат, Евгения Семеновна
  8. Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
  9. Условия эффективного использования экранных и звуковых пособий при изучении иностранных языков в педагогическом ВУЗе (в группах с туркменским языком обучения) 1983 год, кандидат педагогических наук Калаева, Галина Ахмедовна
  10. Методика организации учебного процесса в языковой лаборатории на базе новых информационных технологий 2005 год, кандидат педагогических наук Позднякова, Наталья Александровна
  11. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе 1994 год, кандидат педагогических наук Бухаркина, М. Ю.
  12. Экранно-звуковые пособия по физике как средство организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке 1984 год, кандидат педагогических наук Казанцева, Людмила Павловна
  13. Формирование лингвистической компетенции на второй ступени обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка: на материале испанского языка 2010 год, кандидат педагогических наук Шунтова, Ольга Владимировна
  14. Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка»
  15. 🔥 Видео

Видео:Ударение. Задание ЕГЭ #русский #егэрусский #ударенияСкачать

Ударение. Задание ЕГЭ #русский #егэрусский #ударения

Евгения семеновна полат ударение

ПОЛАТ ЕВГЕНИЯ СЕМЕНОВНА

12 февраля 1937 – 28 мая 2007

Евгения семеновна полат ударениеОкончила факультет иностранных языков ЛГПИ (1959). Доктор педагогических наук (1989), профессор (1995), академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям.

Работала преподавателем английского языка в Суворовском училище (1962–1972), научным сотрудником лаборатории средств обучения Академии педагогических наук (1972–1980), ученым секретарем НИИ средств обучения и учебной книги АПН (1980–1984). С 1984 по 1995 годы была зав. лаб. научно-технической информации НИИ средств обучения и учебной книги АПН, зав. лаб. дидактики школьного оборудования, зав. лаб. средств обучения иностранным языкам Российской Академии образования. В последние годы (1996–2007) заведовала лабораторией дистанционного обучения Российской Академии образования. Читала лекции в Московском педагогическом государственном университете, Московском городском педагогическом университете, преподавала на курсах повышения квалификации, в том числе в регионах и в странах ближнего зарубежья. Была экспертом ИИТО ЮНЕСКО (вела там и преподавательскую работу), Института «Открытое общество», Программы Фулбрайт , Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», членом диссертационных советов (РАО, МПГУ), экспертом ВАК РФ по специальности педагогика и психология.

Основная сфера научных интересов – дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, телекоммуникационные проекты. Внесла большой теоретический и практический вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, работала над теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Ее научные результаты актуальны, имеют научную новизну, практическую и научную ценность для школ и институтов, внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, разработанных под ее руководством. Она разработала и апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного, в частности, с помощью использования проектной деятельности учащихся.

Опубликовала свыше 200 научных работ, под ее руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Библиография (книги Е.С. Полат ):

Компьютерные телекоммуникации в системе образования. М., 1993. (соавтор и редактор).

Дистанционное обучение. М., 1998. (соавтор и редактор).

Интернет в гуманитарном образовании. М., 2000. (соавтор и редактор).

Новые педагогические информационные технологии в системе образования. М., 2003. (соавтор и редактор).

Теория и практика дистанционного обучения. М., 2004. (соавтор и редактор).

Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006. (соавтор и редактор).

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007. (соавтор и редактор).

Медиапедагоги России: энциклопедический справочник

Видео:Ударение. Трудные случаи #русский #егэрусский #ударенияСкачать

Ударение. Трудные случаи #русский #егэрусский #ударения

История возникновения метода проектов, классификация по Е.С.Полат
презентация к уроку (10 класс)

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Видео:Лекция 1. Часть 4. Ударение.Скачать

Лекция 1. Часть 4. Ударение.

Скачать:

ВложениеРазмер
istoriya_vozniknoveniya_metoda_proektov_klassifikatsiya_polat_e.s.ppt861 КБ

Предварительный просмотр:

Видео:Увеличиваем скорость удара уширо маваши (вертушка). Урок каратэ от сэнсея Евгения ИльмоваСкачать

Увеличиваем скорость удара уширо маваши (вертушка). Урок каратэ от сэнсея Евгения Ильмова

Подписи к слайдам:

История возникновения метода проектов МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 1 Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.

Д. Снедзен в 1908 г. впервые употребил термин «проект». В 1911 г. Бюро воспитания США узаконило этот термин История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Джон Дьюи, Уильям Херд Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х,Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни , знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Уильям Херд Килпатрик — американский педагог, ученик Дью, основоположник метода проектов. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы , подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов . Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Проектное обучение в России связано с именами:

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством Станислова Теофиловича Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. 1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь» на территории будущего Обнинска. 1919 — После Великой Октябрьской Социалистической революции школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса) 1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 г. Обнинска было присвоено имя С. Т. Шацкого

Антон Семенович Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, малолетних правонарушителей, а так же детей из семей), подготовки к дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.( Коммуна им. Горького, «Педагогическая поэма»)

Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: — отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; — слабая разработанность методики проектной деятельности; — гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения; — сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден .

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.

Евгения Семёновна По́лат (1937-2007) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения . Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования. Основная сфера научных интересов – дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, телекоммуникационные проекты. Внесла большой теоретический и практический вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, работала над теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Ее научные результаты актуальны, имеют научную новизну, практическую и научную ценность для школ и институтов, внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, разработанных под ее руководством. Она разработала и апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного, в частности, с помощью использования проектной деятельности учащихся.

Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь. Китайская пословица Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении .

Евгения Семёновна По́лат (1937-2007) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения . Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; влияние молодёжных субкультур). Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий.

Последовательность действий Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий : определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»); выдвижение гипотезы; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов и их презентация; выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Классификация типов проектов По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках). По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета – монопредметные и межпредметные , учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес. По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним ребёнком, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые, выполняемые определённой группой детей. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах. По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Типология проектов (классификация по доминирующей деятельности) Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, где результат деятельности — документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.; исследовательский, в данных проектах должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза; информационный проект представляет собой сбор информации, статью, реферат, репортаж, доклад ; творческий проект может быть представлен в виде сценария праздника, спектакля, стенгазеты, плана сочинения; ролевой проект организуется посредством ролевой игры .

Классификация типов проектов Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку . Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью сети Интернет Формой продукта проектной деятельности могут быть: выставка; действующая фирма; оформление кабинета, холла и пр.• Мультимедийный продукт; учебное пособие; • Web-сайт; атлас, карта; видеофильм и др.

Классификация типов проектов Исследовательские проекты (напоминает научное исследование) ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Формой продукта проектной деятельности могут быть: сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; атлас, карта; справочник молодежного английского сленга и др.

Классификация типов проектов В игровых (ролевых) проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации.

Классификация типов проектов Творческие проекты , как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть: проведение праздника, театрализация, создание научного журнала, альманаха, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм, выставка рисунков, оформление туристических буклетов, демонстрация любимых игрушек, создание сайта и т.д. Формой продукта проектной деятельности могут быть: костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунок

Классификация типов проектов Познавательные проекты (информационные) направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру . При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. и представляются широкой публикею Формой продукта проектной деятельности могут быть: видеофильм; газета, журнал; экскурсия; коллекция; мультимедийный продукт; прогноз; справочник; Web-сайт и др.

Классификация типов проектов По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д.; средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

При использовании проектной технологии каждый обучающийся: учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика: учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует процесс обучения; поддерживает и поощряет обучающихся; осуществляет непрерывную обратную связь.

Этапы работы над проектом Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы. Поисковый: определение тематического поля и темы проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта. Аналитический: анализ имеющейся информации; поиск информационных лакун; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.

Этапы работы над проектом Практический: выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию. Презентационный: подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация). Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся.

Проект может создать: продукт, представляющий собой компонент другого изделия, улучшение изделия или конечное изделие; услугу или способность предоставлять услугу (например, бизнес-функция, поддерживающая производство или дистрибуцию); улучшение существующей линейки продуктов или услуг (например, проект по методике «шести сигм» (Six Sigma), предпринятый для уменьшения дефектов); результат, такой как конечный результат или документ (например, исследовательский проект приносит новые знания, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества). разработка нового продукта, услуги или результата; осуществление изменений в структуре, процессах, персонале или стиле организации; разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы (оборудование или программное обеспечение); проведение исследования, результат которого будет надлежащим образом зафиксирован; строительство здания, промышленного предприятия или сооружения; внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур.

« Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить » – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями . Проектное обучение – альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения

Видео:Ставим ударения #егэрусский #ударенияСкачать

Ставим ударения #егэрусский #ударения

Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Полат, Евгения Семеновна

  • Специальность ВАК РФ 13.00.02
  • Количество страниц 551

Видео:Ударение в слове "баловать"Скачать

Ударение в слове "баловать"

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Полат, Евгения Семеновна

ЧАСТЬ I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО

ГЛАВА I. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.27

§ I. Социальный заказ школе .27

§ 2. Противоречия учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам.31

§ 3. Роль средств обучения в решении задач дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в школе .50

§ 4. Место системы средств обучения в общей системе обучения иностранному языку в школе.Системообразующие связи между компонентами системы обучения .59

§ 5. Анализ учебно-методических комплектов по английскому языку как становящихся систем 76

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ .С.СЗ ДАНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. 87

§ I. Дидактические и психологические основания для разработки системы средств обучения иностранному языку 87-

§ 2. Методические основания разработки системы средств обучения иностранному языку.114

Выводы по ЧАСТИ I.126

ЧАСТЬ П. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 128

ГЛАВА Ш. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ

§ I. Краткий обзор истории внедрения средств обучения в учебно-воспитательный процесс по иностранному языку. .128-

§ 2. Классификация современных средств обучения иностранному языку.1,34

§ 3. Методические свойства и функции печатных средств обучения, требования к их созданию.146

§ 4. Методические свойства и функции звуковых средств обучения, требования к их созданию.169

§ 5. Методические свойства и функции экранных средств обучения, требования к их созданию .195

§ 6. Методические свойства и функции экранно-звуковых средств обучения, требования к их созданию .2J0

§ 7. Воспитательные свойства средств обучения.£4^

ГЛАВА 1У. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

§ I. Понятие «первичной системы»-средств обучения.Структура первичной системы и системы СО по иностранному языку.257-

§2. Отбор средств обучения для разных этапов формирования речевых навыков в различных видах речевой деятельности 267-

§ 3. Интеграция первичных систем средств обучения в подсистемы по годам обучения, в систему средств обучения по курсу иностранного языка.£75

§ 4. Перспективы дальнейшего совершенствования и развития системы средств обучения иностранному языку в школе. ,£83

Выводы по ЧАСТИ П.,£89

ЧАСТЬ Ш. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.£9.3

ГЛАВА У. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ИХ КОМПЛЕКСОВ И СИСТЕМ В ЯЗЫКОВОЙ

§ I. Особенности организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в языковой лаборатории 295-

§ 2, Методика использования печатных пособий в языковой лаборатории. .302

§ 3. Методика использования звуковых пособий в языковой лаборатории . 320

§ 4. Методика использования экранных пособий в языковой лаборатории. 328

§ 5, Методика применения экранно-звуковых пособий в языковой лаборатории .J32

§ 6, Методика комплексного использования средств обучения в языковой лаборатории.••••••.••.344

ГЛАВА У1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ.358

§ I. Показатели методической эффективности использования средств обучения иностранному языку

§ 2. Определение методической эффективности использования первичных систем средств обучения, систем средств обучения для отдельных лет обучения. Д

Выводы по ЧАСТИ Ш.381

Видео:Ударение. Трудные случаиСкачать

Ударение. Трудные случаи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Условия эффективного использования экранных и звуковых пособий при изучении иностранных языков в педагогическом ВУЗе (в группах с туркменским языком обучения) 1983 год, кандидат педагогических наук Калаева, Галина Ахмедовна

Методика организации учебного процесса в языковой лаборатории на базе новых информационных технологий 2005 год, кандидат педагогических наук Позднякова, Наталья Александровна

Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе 1994 год, кандидат педагогических наук Бухаркина, М. Ю.

Экранно-звуковые пособия по физике как средство организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке 1984 год, кандидат педагогических наук Казанцева, Людмила Павловна

Формирование лингвистической компетенции на второй ступени обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка: на материале испанского языка 2010 год, кандидат педагогических наук Шунтова, Ольга Владимировна

Видео:🌏 ЧТО ДЕЛАТЬ С АГРЕССИЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ - ЗАЩИТА ВЫСШИХ СИЛСкачать

🌏 ЧТО ДЕЛАТЬ С АГРЕССИЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ - ЗАЩИТА ВЫСШИХ СИЛ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка»

Решения ХХШ съезда ШСС, Материалы февральского (1988 г,) Пленума ЦК ШСС о перестройке средней и высшей школы нацелили школу на подъем всей учебно-воспитательной работы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма.

Одной из главных задач реформы школы является совершенствование, существенное повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Дня решения этой задачи необходимо: повышение качества образования и воспитания; обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития, С этой целью реформа предусматривает совершенствование учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, методов обучения и воспитания; устранение перегрузки учащихся, чрезмерной усложненности учебного материала (17, с.40). Эти задачи касаются всех предметов школьной программы. На ХОТ съезде КПСС было отмечено, что «темпы и глубина реализации предусмотренных реформой мер еще не шгут удовлетворить нас», необходимо «решительнее добиваться пошшения эффективности обучения, коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни, труду, воспитания сознательных строителей нового общества» (9, с.49).

Изучение иностранных языков в период развивающихся международных связей, резкого обострения идеологической борьбы двух противоборствующих социальных систем, в период научно-технической революции приобретает особое значение. В средней общеобразовательной школе закладываются основы владения иностранным языком. Обучение иностранному языку в соответствии с принятыми Типовыми программами, утвержденными Минпросом СССР, имеет комплексный характер и направлено на реализацию практических, образовательных и воспитательных целей, причем ведущая роль принадлежит практическим целям.

Таков социальный заказ. Он был определен известным постановлением Совета Министров СССР и0б улучшении изучения иностранных языков» (14).

Со дня принятия указанного постановления усилия методистов, психологов, учителей были направлены на поиски путей повышения эффективности практического овладения иностранным языком, дальнейшего повышения качества учебно-воспитательного процесса по иностранному языку (работы В.А.Артемова, Б.В.Беляева, А.А.Леонтьева, И.А.Зимней, И.В.Рахманова, А.А.Миролюбова, Г.М.УаЙзера, М.В.Ляхошцкого, Ж.Л.Витлина, С.К.Фоломкиной, О.М.Москальской, З.М.Цветковой, Н.И.Гез, Р.К.Миньяр-Белоручева, С.Ф.Шатилова, М.Л.Вайсбурц, И.Л.Бим, О.Э.Михайловой, А.П.Старкова, Е.И.Пассова, ДР.).

Большое влияние на разработку теоретических основ методики обучения иностранным языкам в школе имели работы ведущих советских дидактов, психологов (Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина’, В.В. Краевекого, А.Н.Леонтьева, Ю.А.Самарина, Н.Й.Жинкина, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, др.).

I) В то время на изучение иностранных языков в школе отводилось 18 часов в неделю. В настоящее время — 14 часов.

В результате были созданы научные основы практического I овладения иностранным языком, которые нашли отражение в фундаментальных трудах: «Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе» (275) и «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» (174),

Вместе с тем проблему обучения учащихся практическому владению различными видами речевой деятельности нельзя считать окончательно решенной* Все еще отмечается невысокий уровень обученности выпускников общеобразовательной школы как в области | устной речи, так в последние годы и в области чтения, наметившаяся устойчивая тенденция к понижению мотивации учения учащихся, начиная с первого года обучения (247). Причины такого поло-гения различны. Одни из них связаны с условиями обучения, обусловленными общим учебным планом школы (недостаточное количество часов, отводимых на изучение иностранного языка в школе, особенно на старшем этапе обучения, растянутость сроков обучения), другие относятся к организации учебно-воспитательного процесса, ^ в частности, недостаточно рациональному отбору языкового материала в действующие учебники, не всегда оптимальному выбору методов, организационных форм обучения. Сюда же следует отнести и отсутствие научно обоснованной системы средств обучения иностранному языку, методики ее эффективного использования в практике обучения, отсутствие соответствующей материально-технической базы. Существуют причины, связанные и с проблемой подготовки ^ педагогических кадров (работы С.Ф.Шатилова, К.И.Саломатова,

А.А.Миролюбова, А.В.Парахиной, Б.А.Лапидуса, др.).

Использование средств обучения в советской школе развивалось неравномерно. Специальных исследований в области создания и применения средств обучения иностранному языку в те годы не велось. Только в 60-е годы после указанного выше постановления Совета Министров СССР отмечается широкое внедрение разнообразных средств обучения в практику школы. Появилось множество публикаций, посвященных как вопросам использования отдельных средств обучения, так и вопросам организации учебного процесса в лингафонных классах (Л.Д.Цесарский, В.М.Глускин, А.З.Вессмеру тный, Ф.М.Рожкова), особенно много публикаций было посвящено методике использования средств обучения в вузах (М.В.Ляховиц-кий, А.С.Лурье, В.А.Венедиктов, Э.А.Штульман, И.Ф.Комков, Е.С. Деева, К.В.Карпов, Б.Д.Лемперт, В.Н.Ратников, Е.Н.Янковский, др.). Появились и специальные исследования, в которых рассматривались вопросы создания отдельных видов средств обучения (А.С.Лурье, М.В.Дяховицкий, Х.Хачикян — звукозаписи, М.И.Дубровин — кинокольцовки, В.Й.Иванова-Цыганова — кинофильмы, Е.С. Полат — дидактический материал для работы в парах, Л.П.Синицы-на — диафильмы). Ряд вопросов, связанных, главным образом, с применением средств обучения в учебном процессе, нашли отражение и в методических пособиях (С.Ф.Шатилов, С.В.Аблам, А.Н.Щукин, С.И.Золотницкая, 3.С.Харьковский, Т.Н.Кузьмичева, Л.Д.Цесарский, В.М.Глускин, М.И.Дубровин, др.). Учебник все больше использовался в тесном сочетании с другими средствами обучения.

Однако во всех указанных статьях, учебных пособиях, исследованиях вопросы создания (в меньшей степени) и применения отдельных средств обучения рассматривались вне связи и зависимости от других средств обучения, без учета их взаимовлияния, не ставилась задача создания целостной системы средств обучения для учебно-воспитательного процесса.

Качественно новое положение в оснащении учебно-воспита-I тельного процесса по иностранным языкам сложилось с введением в практику школы кабинетной системы. Все большее число кабинетов иностранного языка оборудуются лингафонными устройствами, становятся языковыми лабораториями. Появилась острая потребность в разработке специальных средств обучения для использования в языковых лабораториях. Ряд таких средств для общеобразовательной школы были разработаны (С.П.Золотницкая, Н.П.Грачева, А.В.Кузина, А.Ю.Горчев, А.П.Шапко, М.Н.Шепер). Однако в те годы | в практику школы они не были внедрены. Были проведены и специальные исследования, посвященные отдельным вопросам использования средств обучения в условиях языковойлаборатории (Г.А.Турий, Е.К.Невоструев). Множество публикаций в связи с широким использованием аудиолингвального и аудиовизуального методов появилось в методической литературе в нашей стране (Й.Ф.Комков, С.Б.Бенедиктов, М.В.ЛяховицкиЙ, Т.Ю.Вениери) и за рубежом (Э.Стэк, Р.Ладо, Дж.Тернер, В.Ричмонд, Р.А.Хилл, В.Хеджер, Д.Хасикян, ^ Х.Шранд, Б.Зулрич, M.itopx, Д.Аджер, Р.фройндштайн, В.Моултон,др.).

Практически во всех перечисленных публикациях учебный процесс в языковых лабораториях (различных типов) сводился к использованию магнитофона, Вопросы комплексного использования средств обучения только начинали разрабатываться.

В 1968 году вышли первые учебно-методические комплексы по английскому, немецкому, французскому языкам, куда входили помимо учебника книга для учителя, некоторые учебно-наглядные пособия (таблицы, картины, грампластинки, диафильмы, кинофрагменты, кинокольцовки). Однако средства обучения , входящие в эти’комплексы, не всегда были связаны между собой даже по тематическому

— 10 принципу. И все же учебник, оставаясь центральным, ведущим I средством обучения, перестал быть единственным и универсальным,

В 80-е годы после выхода в свет новых программ и новых учебно-методических комплексов, которые уже были объединены в единый комплекс темой устной речи и чтения, проблема оснащения школ учебнш. оборудованием стала решаться несколько успешнее. Продолжалось развитие кабинетной системы. По данным Минпроса СССР в настоящее время примерно 66,7% городских и свыше 30$ сельских школ оборудованы лингафонными устройствами, становятся I языковыми лабораториями. В 1982-1985 гг. школы страны получили

399 тыс. диапроекторов, 377 тыс. электрофонов, 238,5 тыс. магнитофонов, 123 тыс. кинопроекторов и много другой техники. «Типовые перечни учебно-нагладных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», утвержденные приказом министра просвещения СССР от 30 декабря 1981 года № 186 на XI пятилетку, содержали только по английскому языку 149 наименований учебно-наглядных пособий. Номенклатурыо — это почти все выпус-^ каемые в настоящее время промышленностью виды средств обучения печатные, звуковые, экранные, экранно-звуковые.

Продолжались в эти годы и интенсивные исследования в области создания и использования вспомогательных средств обучения, опубликован рад методических пособий применительно к школьному обучению иностранным языкам и к обучению в вузах (Н.М.Касаткина, ^ С.П.Золотницкая, А.Ю.Горчев, И.А.Щербакова, С.Б.Аблам, М.В.Ляховицкий, И.М.Кошман, др.К к обучению русскому языку как иностранному (работы В.Г.Костомарова, А.Н.Шукийа, Г.С.Мисири, Г.М.Поспелова, М.Н.Вятютнева, Г.Г.Городиловой, др.). Были проведены специальные исследования (докторские диссертации А.Н.Щукина

— II и Г.Г.Городиловой, кандидатские диссертации И.А.Щербаковой, Н.П.Ковалева, А.В.Моисеева, др.). Из всех перечисленных исследований только диссертационное исследование А. Н. Щукина было предпринято с позиций системного подхода, но касалось вопросов создания аудиовизуальных средств обучения русскому языку как иностранному для вузов.

Таким образом, до настоящего времени, несмотря на многочисленные работы в области создания и применения средств обучения в учебном процессе, неразработанными оказались вопросы взаимосвязи, взаимообусловленности средств обучения, не определены методические свойства и функции отдельных видов средств обучения, не разработаны требования к их созданию, не разработана методика комплексного применения средств обучения в учебно-воспитательном процессе в школе. Наконец, не разработана методология моделирования составления систем средств обучения разной степени сложности. Отсутствие теоретических основ создания и применения системы средств обучения иностранному языку в школе тормозит процесс дальнейшего совершенствования и развития средств обучения, процесс их внедрения в школу. Учебно-методические комплексы неравномерно обеспечивают средствами обучения теш устной речи и чтения, недостаточно обоснован в раде случаев отбор номенклатуры средств обучения для решения конкретных методических задач, сами средства обучения разрабатываются част:о без должного учета их методических свойств и функций в процессе обучения, отсутствуют (за исключением лингафонных практикумов) средства обучения, специально предназначенные для самостоятельной работы учащихся на уроке. Неравномерность обеспечения преподавания иностранного языка учебно-наглядными пособиями даже по годам обучения можно проследить хотя бы на примере кинофрагментов. Так, для 4-7 классов (на которые приходится основное количество часов, отводимых на изучение- иностранного языка в школе) выпускается 13 кинофрагментов, из них для 6-7 классов, где наиболее интенсивно развиваются умения устной речи — 7. Для 8-10 классов(на которые приходится всего по одному часу иностранного языка в неделю) — 52 кинофрагмента.

По ряду средств обучения специальные исследования вообще не проводились. Это касается таких средств обучения, как таблицы, аппликации, тетради с печатной основой, транспаранты, теле-и радиопередачи (исследования С.Б.Аблама, В.М.Полякова касались вузовской методики), видеозаписи, прикладные обучающие программы. Вместе с тем в связи с внедрением в школы страны вычислительной техники, видеозаписи возникает острая необходимость определения их роли и функций в учебном процессе по иностранным языкам, разработки методических требований к их созданию. Большое влияние на разработку теоретических вопросов создания и применения средств обучения по всем учебным предметам, в том числе и по иностранным языкам, имели общедидактические исследования С.Г.Шаповаленко, А.А.Степанова (по учебному телевидению), Л.П. Прессмана (по дидактике экранно-звуковых средств обучения), Н.М.Шахмаева.

Особую значимость приобретает разработка теории создания системы СО в связи с реформой школы, поскольку на ее основе можно будет создать оптимальный вариант материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, что несомненно окажет существенное влияние на повышение качества и эффективности его.

Все вышеизложенное показывает актуальность предпринимаемого исследования.

Система средств обучения является одним из компонентов системы обучения иностранному языку в целом. Она функционирует в этой системе и имеет системообразующие связи с целями, содержанием, методами обучения, организационными формами и условиями обучения. Поэтому объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является моделирование (составление) системы средств обучения иностранному языку для общеобразовательной школы и методика ее использования в учебно-воспитательном процессе.

1. Определить теоретические основания (пснхолого-педагоги-ческие и методические) создания современной системы средств обучения иностранному языку в свете требований реформы школы.

2. Определить место системы средств обучения в общей системе обучения иностранному языку в школе, установить характер системообразующих связей между компонентами системы обучения.

3. Разработать классификацию средств обучения иностранному языку.

4. Определить методические свойства и функции отдельных видов средств обучения, научно-педагогические требования к ним; определить воспитательные функции средств обучения иностранным языкам.

5. Разработать научный подход к моделированию системы средств обучения иностранному языку, для чего: а) уточнить понятие «первичная система средств обучения»с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета; б) раскрыть способы ее формирования; в) исследовать пути интеграции первичных систем средств обучения в системы по годам обучения и далее в систему по курсу иностранного языка в целом.

6. Показать перспективы дальнейшего развития современной системы средств обучения.

7. Разработать научно обоснованный подход к методике использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе, для чего: а) раскрыть методику использования отдельных видов средств обучения (в том числе в языковой лаборатории); б) определить понятие «комплексное использование средств обучения на уроке иностранного языка».

8. Разработать методику определения педагогической эффективности использования отдельных видов средств обучения, их комплексов, в связи с чем — определить показатели педагогической эффективности использования средств обучения, методы их определения применительно к предмету «иностранный язык» (показатели методической эффективности).

9. Определить методическую эффективность отдельных первичных систем, систем по годам обучения, что позволит прогнозировать методическую эффективность всей системы средств обучения иностранному языку в условиях реализации реформы школы.

При создании моделей систем разной степени сложности в ходе исследования возникла необходимость разработки отдельных средств обучения (дидактического материала для работы в парах, звуковых пособий, тетрадей с печатной основой, транспарантов), которые не входят в действующие учебно-методические комплекты.

Научная гипотеза исследования сводилась к следующему. Система средств обучения иностранному языку в школе окажется более эффективной, способной оказать более существенное влияние на повышение качества учебно-воспитательного процесса, если эта система: будет соответствовать используемой на практике методической концепции, реализованной в учебниках (ядро системы), а методика ее использования будет отвечать основным рекомендациям авторов методической концепции системы обучения; будет направлена на активизацию деятельности учащихся на уроке по овладению практическими навыками и умениями в различных видах речевой деятельности. С этой целью система СО должна включать в качестве компонентов специальные сред) ства обучения для организации самостоятельных работ учащихся на уроке; будет способствовать повышению эффективности управления познавательной и речевой активностью учащихся на уроке, всем учебно-воспитательным процессом; будет способствовать индивидуализации и дифференциации процесса обучения; будет обеспечивать устойчивую мотивацию учения.

В качестве методических условий эффективного функционирования системы СО в учебно-воспитательном процессе выступают,с одной стороны рационально оборудованный учебный кабинет (языковая лаборатория), а с другой — квалифицированное владение учителем методикой комплексного использования СО на уроке в обычном кабинете и в языковой лаборатории с учетом возрастных особенностей учащихся.

В данной работе используются как общенаучные, так и частные метода исследования, применяемые в области методики обучения иностранным языкам.

В качестве общенаучных методов выступают диалектико-мате-риалистические методы, которые, с одной стороны, определяют мировоззренческий характер создаваемой системы средств обучения, а с другой, служат средством, методом решения конкретных научных задач. Марксистско-ленинская филосо^я впервые показала всеобщую зависимость явлений окружающей нас действительности, необходимость рассмотрения любого явления в системе знаний с учетом взаимных влияний и связей. Поэтому, исследуя проблему создания системы средств обучения, мы рассматриваем ее как компонент более сложной системы — системы обучения иностранному языку и одновременно — как автономную систему, имеющую свой структурно-компонентный состав и интегративное качество. Поэтому одним из общенаучных методов исследования используется системный подход.

Определение места системы средств обучения в учебном процессе и даже установление характера связей между компонентами не дает ответа на вопрос, каков должен быть структурно-компонентный состав системы средств обучения. Возникает необходимость использования такого метода исследования, как системный анализ, анализ особенностей познавательной и речевой деятельности учалдахся.

Создание системы средств обучения, разработка методики использования как отдельных видов средств обучения, так и их комплексов, входящих в систему, определение требований к созданию средств обучения вызывает необходимость разработки моделей этих комплексов, моделирования методов их применения на уроке. Поэтому одним из методов исследования является метод моделирования.

Система средств обучения отражает содержание обучения предмету. В качестве содержательной стороны обучения иностранному языку, его предмета выступает речевая деятельность учад^ихся на изучаемом языке. Сама система средств обучения приобретает свои обучающие и воспитывающие функции только в процессе взаимодействия учения и преподавания, т.е. в процессе обучения (255). Поэтому в исследовании используется деятельноетный подход.

В качестве частных методов исследования используются: метод педагогического наблюдения, обобщения передового педагогического опыта, критический анализ зарубежного опыта, методы анкетирования и тестирования, инструментальные методы, метод экспертов, педагогический эксперимент.

Эксперимент применялся на разных стадиях исследования с различными целями:

— для определения требований к созданию новых средств обучения и методики их применения (серия лабораторных экспериментов);

— для проверки эффективности вновь созданных и ранее разработанных отдельных видов средств обучения (серия классных эпизодических и систематический эксперименты);

— для проверки методической эффективности систем разной степени сложности, методики их использования в языковой лаборатории (систематический классный эксперимент).

Эксперимент проводился в ряде школ г.Москвы и Московской области 625, 226, 262, 930, 8 г.Химки) в 1975-1986 гг.

Апробация исследования сочеталась с внедрением его результатов в практику в ходе систематического чтения лекций, проведения семинарских занятий на годичных курсах ТСО в МЩУУ (1970 -1986), в МоблИУУ (в течение 6 лет), Псковском ИУУ, Калининградском ЙУУ, Республиканском ИУУ Лит.ССР; систематической работы с учителями экспериментальных школ НЙИШОТСО АПН СССР, ряда школ г.Москвы и области; семинарах преподавателей профтехучилищ г.Москвы и Московской области, на методических объединениях, методологических семинарах НЙИШОТСО АПН СССР (1982, 1984, 1985), Всесоюзных й Международных конференциях по школьному оборудованию (1973, 1975, 1977, 1980, 1982, 1983, 1985), Всероссийских конференциях по школьному оборудованию (1982,1983), Всероссийских конференциях и семинарах программированного и компьютерного обучения Педагогического общества РСФСР (1976-1987), семинарах методистов, директоров школ, преподавателей и заведующих кафедр педагогических институтов, проводившихся на базе ЦЙУУ и МГЙУУ в период 1973-1987 гг.; в ходе руководства аспирантами и соискателями, а также совместной исследовательской работы со специалистами социалистических стран (ГДР, ВНР, ЧССР) по плану мезду-нарйного сотрудничества НЙИШОТСО АШ СССР.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

1. Разработаны научно обоснованные подходы к моделированию системы средств обучения по курсу иностранного языка в школе, что составляет новое направление в методике.

2. Определено место системы средств обучения в общей системе обучения иностранному языку в школе, раскрыт характер системообразующих связей между компонентами в системе обучения»

3, Разработана классификация средств обучения иностранному языку*

4, Определены методические и воспитательные свойства, функции современных средств обучения, научно-педагогические требования к их созданию, В отношении ряда средств обучения это сделано впервые (тетради с печатной основой, транспаранты, кинофрагменты, таблицы, диапозитивы, видеозапись, обучающие программы для

5, Определена типология упражнений в ряде средств обучения (дидактическом материале для работы в парах, звукозаписи); определена типология самих средств обучения (таблиц, транспарантов, диапозитивов, диафильмов, кинофрагментов, обучающих программ для компьютера),

6, Доказана необходимость создания системы средств обучения, которая рассматривается как целостное образование взаимо’ связанных и взаимообусловленных средств обучения, необходимое и достаточное для формирования речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности в соответствии с требованиями программы.

7, На основе анализа современных тенденций развития методики, научно-технического прогресса определены ближайшие, средние и отдаленные перспективы дальнейшего развития системы средств обучения как открытой искусственной системы,

8, Разработана методика эффективного использования отдельных видов средств обучения, их комплексов и систем в условиях языковой лаборатории, С этой целью: а) разработана методика использования отдельных видов средств обучения в языковой лабо-I ратории; б) определено понятие «комплексного использования средств обучения»; разработаны требования к комплексному использованию средств обучения; в) разработаны эргономические требования к оборудованию языковой лаборатории; г) определены виды самостоятельной работы учащихся в языковой лаборатории,

9. Определены показатели методической эффективности использования отдельных видов средств обучения, их комплексов и систем, методы их определения в преподавании иностранных языков. > 10. Определена методическая эффективность использования отдельных средств обучения, их комплексов, первичных систем, систем по годам обучения в практике преподавания иностранных языков.

Практическая ценность проведенного исследования: I) разработанные научные подходы к моделированию систем средств обучения разной степени сложности могут быть использованы авторскими коллективами для создания учебно-методических * комплексов по любому курсу иностранного языка для общеобразовательной школы, для разработки отдельных средств обучения как компонентов целостной системы средств обучения; научно-педагогические требования к созданию отдельных видов средств обучения могут оказать практическую помощь работникам издательства «Просвещение», студий «Диафильм», «Школфильм» и «Мелодия», выпускающих средства обучения иностранным языкам, в повышении их качеI ства; методические рекомендации по использованию отдельных видов средств обучения, их комплексов и систем в условиях языковой лаборатории на разных этапах обучения имеют практическую значимость для методистов, учителей иностранного языка;

2) на основе разработанных эргономических требований к I оснащению языковых лабораторий создан комплект документации по аттестации и паспортизации учебного кабинета иностранного языка, что имеет практическое значение для учителей школ, работников народного образования и будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию кабинетной системы в школе, научной организации труда учителя и учащихся в соответствии с требованиями реформы школы;

3) создан ряд новых пособий, являющихся компонентами раз) рабатываемой системы (дидактический материал для работы в парах, школьные магнитные записи, тетради с печатной основой, транспаранты).которые включены в’Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий’для внедрения в практику массовой общеобразовательной школы на ХП пятилетку и частично уже внедрены в школу;

4) разработанные в данном исследовании теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы в курсах методики и ТСО на факультетах, на курсах повышения квалификации педагогических кадров в ИУУ; учителя иностранного языка могут применять их в своей практической работе.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Методологический подход к составлению систем средств обучения разной степени сложности.

2. Классификация средств обучения.

3. Методические функции средств обучения, требования к их созданию, типология отдельных видов средств обучения.

4. Методика комплексного использования средств обучения в условиях языковой лаборатории.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Часть I посвящена методологической разработке исследования, что предусматривает анализ состояния объекта, выявление противоречий, заключенных в нем, определение возможный путей ) их преодоления (317), а также разработку теоретических оснований предпринимаемого исследования.

ПоД методологией научного исследования в философской литературе понимается «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (316 с.31). Академик АШ СССР С.Г.Шаповаленко подчеркивает направленность методологии научного исследования на преобразование действительности. Под методологией научного исследования он понимает «систему оснований * и методов научного познания и преобразования действительности»

Различают несколько уровней методологии. Высший уровень образует философская методология. Фундаментом философской методологии научного познания служит диалектический материализм.

Следующий уровень составляют общенаучные принципы, подходы и формы исследования, развивающиеся на базе диалектического маI териализма (системный подход, структурный подход, принцип деятельности, пр.).

Далее следует уровень конкретно-научной методологии, т.е. совокупность принципов исследования, применяемых в конкретной научной дисциплине,

И, наконец, последний уровень методологии образует методика и техника исследования.

Все уровни методологии теснейшим образом взаимосвязаны, каждый уровень имеет свою специфическую область применения и систему методов. В реальном исследовании они тесно переплетаются, приобретая конкретный предметный характер, составляя научный основы исследования.

Прежде чем перейти к изложению методологических основ составления и использования системы средств обучения иностранному языку в школе, необходимо остановиться на понятийном аппарате исследования, расярнть понимание автором используемой в исследовании терминологии.

Прежде всего, поскольку предметом данного исследования является система средств обучения, обратимся к термину «средства обучения». В дидактике под средствами обучения понимают орудия труда учителя и учащихся, которые принято называть материальными средствами или просто средствами обучения (СО) (84 с,251). Средства обучения являются частью учебного оборудования (УО), под которым мы понимаем совокупность материальных средств, являющихся частью школьного оборудования и используемых для оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учебно-производственных мастерских, спортивных залов и других школьных помещений, в которых непосредственно осуществляется учебно-воспитательный процесс. В УО входят: средства обучения, аппаратура, приспособления для демонстрации и хранения СО, оргтехника, материалы, специализированная мебель, пр.

Под средствами обучения понимаются материальные объекты, носители учебной информации, предназначенные для обучения уча-^ щихся владению иностранным языком, управления познавательной деятельностью учащихся и ее активизации, для воспитания и развития личности учащихся, их (филологического образования, расширения их кругозора.

Некоторые исследователи в понятие СО, в частности иностранному языку, вкладывают не только определенные материальные объекты (изделия), но и, например, тексты, упражнения, задания, тесты, слово учителя, пр. (181). Все перечисленное мы относим к ) содержательной части СО, поскольку именно в СО они и представлен ны и потому в качестве самостоятельных материальных средств обучения не выделяются.

Средства обучения — термин достаточно широкий. Он включает нетехнические СО (печатныйнатуральные пособия) и технические. К техническим средствам обучения (ТСО) относятся средства обуче* ния, требующие для проявления заложенной в них учебной информации применения специальной аппаратуры (это — диафильмы, диапо-I зитивы, транспаранты, звукозапись, кинопособия, телепередачи, видеозапись, радиопередачи, обучающие прикладные программы, пр.). Сама же аппаратура (киноаппарат, диапроектор, магнитофон, пр.) дидактическими свойствами не обладает и потому к разряду СО мы ее не относим. Синонимичным термином, широко используемом в методической литературе, является термин «учебно-наглядные пособия» (иногда просто — пособия), который также используется в данном исследовании наряду с термином «средства обучения».

В данном исследовании рассматриваются вопросы составления системы средств обучения иностранному языку, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных средств обучения, обладающее характерными свойствами системы и предназначенное для решения учебно-воспитательных задач, определенных программой по иностранным языкам. При этом различают понятия первичной системы СО и комплекса средств обучения. Под первичнойССО обучения мы понимаем: «оптимальное множество взаимосвязанных мевду собой средств обучения (компонентов), необходимых для изучения данного вопроса программы» (29, с.193). Под комплексом СО иностранному языку понимается часть первичной системы СО, необходимая и достаточная для формирования речевого навыка в том или ином виде речевой деятельности на определенном его этапе.

Одной из задач исследования является определение методических свойств и функций СО. Различают функции дидактические, методические, а также свойства СО. Под дидактическими функциями СО понимается назначение, роль СО в процессе обучения. Основными функциями являются: образовательные, воспитательные, способствующие подготовке к жизни, к труду, использованию достижений культуры, повышающие культуру учеников, содействующие их всестороннему развитию . Методические функции СО — конкретизация дидактический; функций СО с учетом специфики учебно-воспитательного процесса по конкретному учебному предмету, его целей, содержания, используемых методов обучения.

Под свойствами учебного оборудования в целом, средствами обучения в частности, понимаются признаки, стороны изделия, отличающие его от других изделий; значительные особенности, проявляющиеся в функциях; объективные особенности продукции, проявляющиеся при ее создании и использовании в школе. С&^йства УО учитываются при определении его педагогического (методического) назначения.

Одной из задач данного исследования является определение ) методической эффективности использования систем разной степени сложности. Методическая эффективность — частное понятие по отношению к педагогической эффективности, Оно используется в рам-ких конкретной методики, в конкретном учебно-воспитательном процессе, в данном случае — в преподавании иностранного языка. Под педагогической эффективностью использования средств обучения мы понимаем «результативность, действенность решения с помощью средств обучения задач учебно-воспитательного процесса с наи-I меньшими затратами времени, труда и сил учителя и учащихся»

В работе используется также термин «учебно-материальная база школы» (УМБ), под которой мы понимаем совокупность материальных средств и условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

Такова основная терминология, соответствующая проблематике данного исследования.

🔥 Видео

Николаев Евгений - Исакова Екатерина, 1/4 RumbaСкачать

Николаев Евгений - Исакова Екатерина, 1/4 Rumba

Veniamin Timofeev - Ksenia Pakhomova RUS, Cha-Cha-Cha | WDSF Open Under 21 LatinСкачать

Veniamin Timofeev - Ksenia Pakhomova RUS, Cha-Cha-Cha | WDSF Open Under 21 Latin

LIBERTANGO - Дуэт «На крыльях ветра» - Михаил Лосьмаков (баян) и Евгения Шубина (флейта)Скачать

LIBERTANGO - Дуэт «На крыльях ветра» - Михаил Лосьмаков (баян) и Евгения Шубина (флейта)

Мастер Класс по фидерной ловле, от чемпиона мира, Евгения Майского, Часть 1. Водохранилище Криница.Скачать

Мастер Класс по фидерной ловле, от чемпиона мира, Евгения Майского, Часть 1.  Водохранилище Криница.

Evgeny Smirnov - Elizaveta Gerasimova | Rumba | 1/16 Russian Championship Amateur Latin 2019Скачать

Evgeny Smirnov - Elizaveta Gerasimova | Rumba | 1/16 Russian Championship Amateur Latin 2019

Экспертный совет. Вольная борьба от МС Шамиля Османова: прием "вертушка".Скачать

Экспертный совет. Вольная борьба от МС Шамиля Османова: прием "вертушка".

Биомеханика бильярда. Плоскость удараСкачать

Биомеханика бильярда. Плоскость удара

Belan Ivan - Vaganova Elizaveta | Rumba | 1/4 Russian Championship Amateur Latin 2020Скачать

Belan Ivan - Vaganova Elizaveta | Rumba | 1/4 Russian Championship Amateur Latin 2020

Самые эффективные техники самодисциплины #михаилгрудев #изворСкачать

Самые эффективные техники самодисциплины #михаилгрудев #извор

Концепция PNF. Мастер-класс Георгия ТемичеваСкачать

Концепция PNF. Мастер-класс Георгия Темичева

Спиральная динамика (120 мин.) - Е. АнтоновСкачать

Спиральная динамика (120 мин.) - Е. Антонов
Поделиться или сохранить к себе: