Евгений долматовский ударение в фамилии

Содержание
  1. Евгений Долматовский — биография, новости, личная жизнь
  2. Евгений Долматовский
  3. Евгений Долматовский
  4. Биография
  5. Детство и юность
  6. Личная жизнь
  7. Творчество
  8. Смерть
  9. Библиография
  10. Фонетический разбор «долматовский евгений аронович»
  11. Фонетический разбор «долматовский»:
  12. «Долматовский»
  13. Характеристики звуков
  14. Фонетический разбор «евгений»:
  15. «Евгений»
  16. Характеристики звуков
  17. Фонетический разбор «аронович»:
  18. «Аронович»
  19. Характеристики звуков
  20. Смотрите также:
  21. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  22. Морфологический разбор «долматовский евгений аронович»
  23. Фонетический разбор «долматовский евгений аронович»
  24. Значение «долматовский евгений аронович»
  25. Карточка «долматовский евгений аронович»
  26. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  27. Что такое фонетический разбор?
  28. Фонетическая транскрипция
  29. Как сделать фонетический разбор слова?
  30. Пример фонетического разбора слова
  31. Фонетика и звуки в русском языке
  32. Гласные звуки в словах русского языка
  33. Фонетика: характеристика ударных гласных
  34. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  35. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  36. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  37. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  38. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  39. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  40. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  41. Позиционное оглушение/озвончение
  42. Мягкие согласные в русском языке
  43. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  44. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  45. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:КБ Том 176 ДолматовскийСкачать

КБ  Том 176 Долматовский

Евгений Долматовский — биография, новости, личная жизнь

Видео:«В далекий край...» (реж. Галина Долматовская; 1995)Скачать

«В далекий край...» (реж. Галина Долматовская; 1995)

Евгений Долматовский

Евгений долматовский ударение в фамилии

Евгений Аронович Долматовский. Родился 22 апреля (5 мая) 1915 года в Москве — умер 10 сентября 1994 года в Москве. Советский поэт, прозаик, автор песен, сценарист. Лауреат Сталинской премии 3 степени (1950).

Евгений Долматовский родился 22 апреля (5 мая по новому стилю) 1915 года в Москве в еврейской семье.

Отец — Арон Моисеевич Долматовский (1880-1939), адвокат, член коллегии защитников, доцент Московского юридического института. 28 марта 1938 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян 20 февраля 1939-го.

Мать — Адель Марковна (Аделла Мееровна) Ингал (ум. в 1958).

Брат — Юрий Долматовский, конструктор автомобилей и историк автомобилестроения.

Дед по отцу — Моисей Лейбович Долматовский, купец 1-й гильдии, владел магазином готового платья.

Дед по матери — Меер Нутович Ингал, родом из Новоград-Волынского Волынской губернии, будучи зачисленным в купеческое сословие, в 1885 году поселился с семьей в Ростове-на-Дону.

В Ростове-на-Дону семья Долматовских жила на Большом проспекте, 24.

В 1924 году Евгений Долматовский перебрался в Москву, чтобы учиться. Окончил педагогический техникум, начал публиковаться в пионерской прессе. В юности дружил с пасынком Всеволода Мейерхольда, благодаря которому в 15 лет познакомился с Владимиром Маяковским, которому прочел свои стихи и получил высокую оценку.

В 1932-1934 годах работал на строительстве московского метро.

Его первая книга лирических стихов была опубликована в 1934 году.

В 1937 году окончил Литературный институт.

Евгений Долматовский в молодости

Евгений долматовский ударение в фамилии

В 1939-1945 годах Евгений Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА, в освобождённой Западной Белоруссии, в войне с Финляндией.

Член ВКП(б) с 1941 года.

В августе 1941-го попал в Уманский котел под Киевом, был взят в плен. Из плена пытался бежать дважды, вторая попытка оказалась удачной. Он бежал вместе с молодым лейтенантом. Скрывался на оккупированной территории. Его спасла украинская крестьянка Марина Михайловна Вербина: выходила, вылечила его рану. Он называл ее второй своей матерью и часто ездил к ней. 4 ноября 1941 перешел линию фронта и вернулся к своим. Эти события отражены в его поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Также боям под Уманью посвящена его военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама».

В момент его пленения в Союзе писателей были уверены, что Долматовский погиб, даже провели вечер его памяти. Однако мать поэта не поверила в его смерть и даже не пошла на поминальное собрание в Союз писателей. По дороге на это собрание ее встретил Твардовский, которому она заявила, что не пойдет на мероприятие, потому что уверена: сын жив.

Его дочь Галина Долматовская рассказывала интересную историю, связанную с пленом поэта: «Когда попал в плен с группой военных командиров, фашисты завели пленных в здание школы, усадили за парты, и генерал фон Даниэльс стал ораторствовать перед ними, что СССР разгромлен, а вермахт непобедим. Но потом, когда отцу удалось бежать из плена, произошла вот какая история. В феврале 1943 года он узнал, что среди гитлеровских военачальников, взятых в плен под Сталинградом, есть и фон Даниэльс. Долматовский обратился к командующему фронтом Рокоссовскому с просьбой провести для вражеского генерала «урок истории». Даниэльса посадили за школьную парту. В класс вошел Евгений Долматовский и по-немецки спросил: «Вы меня не узнаете?» Тот удивился: мол, откуда ему знать. Долматовский напомнил ему «урок истории» под Уманью».

Евгений Долматовский прошел всю войну, награжден орденами и медалями. В 1945 году присутствовал как военный корреспондент при подписании акта капитуляции Германии.

Евгений Долматовский в Берлине в мае 1945

Евгений долматовский ударение в фамилии

В 1958 году совместно с Юрием Егоровым Евгений Долматовский стал автором сценария легендарного фильма «Добровольцы», созданного по его одноименному роману в стихах. Фильм — романтическое и героическое повествование о комсомольцах 1930-х годов, от начала индустриализации страны до послевоенной «оттепели» 1950-х, рассказ о судьбе поколения, вынесшего на своих плечах строительство первой очереди Московского метрополитена, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление страны. Главные роли в картине сыграли Михаил Ульянов, Пётр Щербаков, Леонид Быков и Элина Быстрицкая.

Евгений Долматовский работал в Сталинграде (потом Волгограде), стал автором сценария фильма «Поэма о сталинградцах», который снял режиссёр Виктор Кадиевич Магатаев на Волгоградской телестудии в 1987 году — фильм был посвящён 45-летию начала Сталинградской битвы.

Евгений долматовский ударение в фамилии

Наибольшую известность Долматовскому принесли написанные на его слова песни («Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» М. Г. Фрадкина, «Сормовская лирическая» Б. А. Мокроусова, «Моя любимая» М. И. Блантера, «Второе сердце», «Любимый город» и «Лизавета» Н. В. Богословского), многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Александр Пархоменко», «Встреча на Эльбе»).

Популярность также получила песня «Коричневая пуговка», слова которой — фольклорная переработка стихотворения Долматовского «Пуговка».

Его песни, созданные в соавторстве с Никитой Богословским, Дмитрием Шостаковичем, Александрой Пахмутовой, Яном Френкелем, Марком Фрадкиным, Оскаром Фельцманом и другими известными композиторами, пели Марк Бернес, Леонид Утесов, Людмила Зыкина, Юрий Богатиков, Валентина Толкунова.

Дружил и вел переписку со многими писателями.

Евгений Долматовский — Добровольцы

Евгений Долматовский умер 10 сентября 1994 года после болезни, причиной которой стала травма, полученная в дорожно-транспортном происшествии. Дочь поэта о причинах его смерти говорила: «Его сбила машина, когда он вышел из Литературного института. Не насмерть. Водитель даже отвез отца на вокзал, откуда он поехал на дачу. Но в голове от удара «зашевелился» старый осколок. Это привело к инсульту. Как писал папин товарищ Семен Гудзенко, «мы не от старости умрем — от старых ран умрем». Почти год отец лежал. Потом вроде стал идти на поправку. Я надеялась, что все-таки выкарабкается. Но, увы».

Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Личная жизнь Евгения Долматовского:

Четыре раза был женат. Имел троих дочерей от разных браков — Галину, Наталью и Ольгу.

Первая жена — Софья, окончила институт истории, философии и литературы. Женился, когда ему было 22 года.

В первом браке родилась дочь Галина Долматовская, режиссер и писатель, доктор искусствоведения, сняла фильм «В далекий край» (о своем отце, поэте Константине Симонове и военном корреспонденте Евгении Халдее).

Первый брак распался во время войны.

Галина Долматовская — дочь Евгения Долматовского

Евгений долматовский ударение в фамилии

Позже еще три раза женился. В этих браках родились дочери Наталья и Ольга.

Внучка — Татьяна Долматовская, художник по костюмам, жена телеведущего и главного редактора журнала «Афиша-Еда» Алексея Зимина.

Фильмография Евгения Долматовского:

1967 — Самая высокая. (фильм-спектакль)
1978 — Композитор Никита Богословский (документальный)
1987 — . Всё, что на сердце у меня. (документальный)

Сценарии Евгения Долматовского:

1958 — Добровольцы
1966 — Товарищ песня (киноальманах)
1969 — Гаврилов и Кляйнер, рядовые (документальный)
1975 — Автографы Победы (документальный)

Фильмы с песнями Евгения Долматовского:

1939 — Истребители — «Любимый город»
1941 — Морской ястреб — «Уходит от берега «Ястреб морской»»
1941 — Сердца четырёх — «Всё стало вокруг голубым и зеленым»
1942 — Александр Пархоменко — «Лизавета»
1949 — Встреча на Эльбе
1954 — Мы с вами где-то встречались — «Песня Ларисы»
1955 — Весенние голоса
1957 — Екатерина Воронина — «Здесь у нас на Волге»
1958 — На дорогах войны — «Песня о Севастополе»
1958 — Добровольцы — «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят. »
1963 — Мечте навстречу
1964 — Армия трясогузки
1971 — Молодые
1987 — Зеркало для героя — «Случайный вальс»

Библиография Евгения Долматовского:

1934 — Лирика
1935 — День
1938 — Феликс Дзержинский (поэма)
1938 — Стихи и поэмы
1939 — Дальневосточные стихи
1941 — Московские рассветы
1943 — Степная тетрадь
1944 — Вера в победу
1945 — Стихи издалека
1946 — Поныри
1947 — Книга ровесников
1947 — Ровесники Октября
1947 — Одна судьба
1947 — Созвездье
1949 — Слово о завтрашнем дне
1949 — Песнь о лесах (текст оратории)
1952 — Сталинградские стихи
1954 — О мужестве, о дружбе, о любви
1956 — Добровольцы (роман в стихах)
1958 — На дорогах жизни
1961 — Африка имеет форму сердца
1961 — Всё только начинается
1963 — Годы и песни
1967 — Последний поцелуй
1968 — Девушка в белом
1970 — Всадники, песни, дороги
1970 — Пожелание счастья
1973 — Чили в сердце (поэма)
1974 — Руки Гевары
1974 — Побег (поэма)
1975 — Хождение в Рязань (поэма)
1975 — И песня, и стих
1977 — Письма сына (поэма)
1981 — У деревни «Богатырь» (поэма)

Песни Евгения Долматовского:

«А годы летят» (М. Фрадкин) — исп. Петр Щербаков, Валентина Левко, Людмила Зыкина;
«А любовь всегда бывает первою» (М. Фрадкин) — исп. Алла Иошпе;
«А может быть» (Я. Френкель) — исп. Андрей Миронов;
«В добрый час» (М. Фрадкин) — исп. Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев;
«В земле наши корни» (А. Пахмутова) — исп. «Песняры»;
«Венок Дуная» (О. Фельцман) — исп. Эдита Пьеха;
«Весна 45-го года» (А. Пахмутова) — исп. Юрий Богатиков;
«Взрослая пора» (Я. Френкель) — исп. Иосиф Кобзон;
«Возвращение» (О. Б. Фельцман) — исп. Вадим Мулерман;
«Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман»» (М. Фрадкин) — исп. Марк Бернес, Владимир Трошин;
«Всегда и снова» (М. Фрадкин) — исп. Людмила Сенчина и Иосиф Кобзон;
«Всё стало вокруг голубым и зелёным» (Ю. С. Милютин) — исп. Вера Красовицкая;
«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский) — исп. Валентина Толкунова, Майя Кристалинская;
«Добрые приметы» (М. Г. Фрадкин) — исп. Лев Лещенко и Валентина Толкунова;
«Дорога на Берлин» (М.Фрадкин) — исп. Леонид Утесов;
«Если бы парни всей земли» (В. П. Соловьёв-Седой) — исп. Марк Бернес, Эдуард Хиль, Ринат Ибрагимов;
«За фабричной заставой» (М. Г. Фрадкин) — исп. Эдуард Хиль, Валентин Дьяконов;
«И на Марсе будут яблони цвести» (В. И. Мурадели) — исп. Владимир Трошин, Виталий Марков;
«Комсомольская площадь» (Э. С. Ханок) — исп. Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев;
«Комсомольцы-добровольцы» (М. Г. Фрадкин) — исп. Александр Ворошило;
«Ласковая песня» (М. Г. Фрадкин) — исп. Людмила Сенчина, Людмила Гурченко;
«Ленинские горы» (Ю. С. Милютин) — исп. Георгий Виноградов, Иван Шмелёв, Владимир Нечаев;
«Лизавета» (Н. В. Богословский) — исп. Борис Кузнецов и Лев Полосин;
«Любимый город» (Н. В. Богословский) — исп. Марк Бернес;
«Марш выпускников» (Н. В. Богословский);
«Марш советской молодёжи» (С. С. Туликов) — исп. Владимир Бунчиков;
«Моя любимая» (М. И. Блантер) — исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич;
«Мы жили по соседству» (М. Г. Фрадкин) — исп. Владимир Трошин и Олег Анофриев;
«Нет, мой милый» (М. Г. Фрадкин) — исп. Галина Ненашева, Людмила Гурченко;
«Огонёк в твоём окне» (Н. В. Богословский) — исп. Владимир Макаров, Марк Бернес;
«Он и она» (В. И. Мурадели) — исп. Нина Пантелеева, Эмиль Горовец;
«Офицерские жёны» (А. П. Долуханян) — исп. Майя Кристалинская;
«Песня единства» (М. И. Блантер) — исп. Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов;
«Родина слышит» (Д. Д. Шостакович);
«Случайность» (А. Экимян) — исп. Анна Герман, Арташес Аветян, Вадим Мулерман;
«Случайный вальс» (М. Г. Фрадкин) — исп. Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон;
«Столица областная» (М. Г. Фрадкин) — исп. ВИА «Пламя»

Награды и звания Евгения Долматовского:

— орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР;
— орден Октябрьской Революции (05.05.1975);
— 2 ордена Отечественной войны 1-й степени (12.09.1944; 11.03.1985);
— 2 ордена Трудового Красного Знамени (17.06.1965);
— орден Красной Звезды (29.01.1943);
— орден «Знак Почёта» (31.01.1939);
— медаль «За боевые заслуги» (1940);
— медаль «За оборону Сталинграда»;
— Сталинская премия третьей степени (1950) — за стихотворный сборник «Слово о завтрашнем дне» (1949);
— Международные премии (1950, 1969);
— медаль имени Александра Фадеева (1983);
— премия Госкомиздата СССР и Союза писателей СССР имени П. Тычины (1985).

Видео:Товарищ организатор обосрался. Куплинов/ИгроМир 2015Скачать

Товарищ организатор обосрался. Куплинов/ИгроМир 2015

Евгений Долматовский

Видео:Би-2 могут выслать в Россию. Михалков донес о голой вечеринке? Фильм пропаганды о жилье в МариуполеСкачать

Би-2 могут выслать в Россию. Михалков донес о голой вечеринке? Фильм пропаганды о жилье в Мариуполе

Биография

В начале мая 2020-го случились как минимум два больших и важных юбилея. Во-первых, прошло 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, четырьмя днями ранее исполнилось 105 лет со дня рождения Евгения Долматовского, чьи стихи и песни знает, кажется, каждый советский человек, а позже и россиянин. Исполняли их великие голоса — Эдуард Хиль, Леонид Утесов, Андрей Миронов, Анна Герман, Эдита Пьеха и другие.

Видео:Пять фактов о фамилиях. Поиск предков по фамилии🕵️‍♀️Скачать

Пять фактов о фамилиях. Поиск предков по фамилии🕵️‍♀️

Детство и юность

В 5-й день 1915-го (по новому стилю) у адвоката, доцента МЮИ Арона Долматовского и Аделлы (Адели) Ингал спустя 10 лет брака родился младший сын Женя. Двумя годами раньше в семье появился первенец Юра, впоследствии ставший конструктором автомобильной техники.

Из семейной биографии следует, что дедушка по материнской линии Меер Нутович принадлежал к купеческому сословию, дедушка Моисей Лейбович владел магазином готового платья и стал купцом 1-й гильдии. Дядя Давид Левин трудился редактором и издателем, внучка Татьяна — художник по костюмам, двоюродные братья нашли себя в области скульптуры и металлообработки.

Ранние годы мальчика прошли в Ростове-на-Дону, откуда он впоследствии вместе с родными перебрался в родную Москву. После выпуска из среднего общеобразовательного учреждения подросток поступил в педтехникум, где делал первые шаги в писательстве, публикуясь в пионерских изданиях. Известно также, что молодой человек, выпустивший дебютный сборник «Лирика» в 1934-м, приложил руку к строительству столичного метро, а в 1937-м окончил Литературный институт имени Алексея Горького.

Забавный случай из детства литератора приводил ученый Генрих Абрамович. На школьном вечере, где присутствовали Алексей Гастаев, Владимир Луговской и другие, знакомство последнего со своими сочинениями вдруг прервал громкий разговор одного из учеников. Провинившемуся было предложено прочесть лучшее произведение, и тот, не стесняясь, взобрался на сцену и продекламировал собственное стихотворение.

Видео:«Поэзия огня и нежности» (к 105 летию Евгения Долматовского)Скачать

«Поэзия огня и нежности» (к 105 летию Евгения Долматовского)

Личная жизнь

«Маме моей, Софье, было 18 лет, отцу — 22 года. Мама, студентка института истории, философии и литературы, пришла на поэтический вечер. В зале не хватало мест, и она устроилась на подоконнике. Отец там ее и увидел. Мама была очень красивая… Родители поженились, однако их развела война», — делилась старшая дочь поэта-песенника Галина.

Тогда же режиссер, писатель и доктор искусствоведения рассказала, что впоследствии отец пытался устроить личную жизнь еще 3 раза. В последующих браках родились ее сестры Наталья (мать актера Владимира Долматовского), и Ольга, с которыми сложились теплые дружеские отношения. Известно, что он брал в жены Ирину Левченко — советского офицера, Героя Советского Союза, и Наталью Боде — известного военного фотографа.

По словам Галины Долматовской, Евгений Аронович слыл романтиком — садился в автомобиль и ехал в неизвестном направлении или наблюдал за тем, как взлетают самолеты с аэродрома. Путешествия являлись еще одной страстью литератора — впечатления о поездках неизменно находили отражения в стихотворениях. Плюс — любил преподавать в родном Литинституте, где одну из аудиторий студенты назвали его именем.

Видео:Вокруг смеха. Выпуск № 2. Юмористическая передача (1979)Скачать

Вокруг смеха. Выпуск № 2. Юмористическая передача (1979)

Творчество

В 1938-м, когда свет увидели «Феликс Дзержинский» и «Стихи и поэмы», у Долматовского случилось несчастье — отца арестовали по обвинению в причастности к контрреволюционной организации и расстреляли 20 февраля 1939-го.

Фото: Cоветский поэт Евгений Долматовский. Берлин, май 1945 года. Фотограф: Евгений Халдей

Через год и до победного 1945-го Евгений числился в рядах Красной армии в качестве военного корреспондента. Летом 1941-го он попал в «Уманский котел» (окружение в ходе сражения под Уманью) и оказался в плену в Зеленой браме, из которого посчастливилось сбежать.

Солдату удалось скрыться на оккупированной территории и перейти линию фронта — воспоминания об этих моментах отражены в поэме «Пропал без вести» и книге «Было: записки поэта». После последующих проверок и допросов в особом отделе НКВД его в начале 1942-го вернули на фронт в звании батальонного комиссара. Воевать он продолжил в дивизии давнего друга Александра Родимцева, а после присутствовал при подписании акта капитуляции Германии.

В тяжелые годы автор успел выпустить сборники стихов о войне «Московские рассветы», «Степная тетрадь», «Вера в победу» и «Стихи издалека».

В мирное время мужчина работал в Сталинграде, выступил как сценарист нескольких кинокартин («Добровольцы» по одноименному роману в стихах, «Товарищ песня», «Поэма о сталинградцах», «Гаврилов и Кляйнер, рядовые», «Автографы Победы»). И до конца своей жизни не переставал пополнять творческую биографию, где нашлось место и прозе.

Впервые «Песня о Днепре» была исполнена в ноябре 1941 года в Урюпинске для фронтовиков. С «Песней о Днепре» наши войска.

Евгений Аронович — создатель многих известных и любимых хитов. В почетном списке — «Любимый город», «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета», «Весна 45-го года», «Если бы парни всей земли», «Дорога на Берлин», «Случайный вальс» (музыка Марка Фрадкина), «Родина слышит», «А годы летят», «Некрасивых женщин не бывает» и многие другие.

Видео:ЕГЭ 2017. Литература. Двусложные размеры (ямб и хорей)Скачать

ЕГЭ 2017. Литература. Двусложные размеры (ямб и хорей)

Смерть

Известного советского поэта-песенника не стало 10 сентября 1994-го. О причине смерти рассказала в интервью старшая из его детей Галина:

«Его сбила машина, когда он вышел из института. Не насмерть. Водитель даже отвез отца на вокзал, откуда он поехал на дачу. Но в голове от удара зашевелился старый осколок — это привело к инсульту. Почти год отец лежал. Потом вроде стал идти на поправку. Я надеялась, что все-таки выкарабкается. Но, увы…».

Могила Долматовского находится на Новом Донском кладбище, в аллее, проходящей вдоль старинной южной стены Донского монастыря. Здесь же нашли последнее пристанище его жена, мать, брат и дядя, на общем надгробии также выбиты фамилия и инициалы отца Арона Моисеевича.

Видео:ГЕН-ТОК № 65. Если предки из мордвы Арзамаса: как дойти до конца XVI векаСкачать

ГЕН-ТОК № 65. Если предки из мордвы Арзамаса: как дойти до конца XVI века

Библиография

  • 1934 — «Лирика»
  • 1935 — «День»
  • 1938 — «Стихи и поэмы»
  • 1941 — «Московские рассветы»
  • 1943 — «Степная тетрадь»
  • 1947 — «Книга ровесников»
  • 1952 — «Сталинградские стихи»
  • 1958 — «На дорогах жизни»
  • 1961 — «Африка имеет форму сердца»
  • 1967 — «Последний поцелуй»
  • 1973 — «Всадники, песни, дороги»
  • 1975 — «И песня, и стих»
  • 1981 — «У деревни «Богатырь»
  • 1965 — «Из жизни поэзии»
  • 1981 — «Молодым поэтам»
  • 1989 — «Зелёная брама: Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны»
  • 1995 — «Очевидец: Писатели на войне»

Видео:Учебники и пособия для изучения русского языка || Прямые эфирыСкачать

Учебники и пособия для изучения русского языка || Прямые эфиры

Фонетический разбор «долматовский евгений аронович»

Видео:Александр Минкин. Поэзия Большого террораСкачать

Александр Минкин. Поэзия Большого террора

Фонетический разбор «долматовский»:

Видео:Первый абсолютный чемпионат Евразии по боевым искусствам. Россия, Москва, 1 июля 1995г.Скачать

Первый абсолютный чемпионат Евразии по боевым искусствам. Россия, Москва, 1 июля 1995г.

«Долматовский»

Видео:Мистическое "Озеро детства" (12+): режиссер Андрей Карасов - о самом ожидаемом забайкальском киноСкачать

Мистическое "Озеро детства" (12+): режиссер Андрей Карасов - о самом ожидаемом забайкальском кино

Характеристики звуков

Видео:Анатоль Демидов и порка Матильды Бонапарт/Егор ЯковлевСкачать

Анатоль Демидов и порка Матильды Бонапарт/Егор Яковлев

Фонетический разбор «евгений»:

Видео:Свободная пирамида - партия между Борисом и ЕвгениемСкачать

Свободная пирамида - партия между Борисом и Евгением

«Евгений»

Видео:Путин встал на колени перед Си ЦзиньпиномСкачать

Путин встал на колени перед Си Цзиньпином

Характеристики звуков

Видео:Популярные ошибки иностранцев в русском языке || Прямые эфирыСкачать

Популярные ошибки иностранцев в русском языке || Прямые эфиры

Фонетический разбор «аронович»:

Видео:Как рождаются проекты, которые могут изменить мир. Евгений Черешнев, Biolink.Tech LTD, OtriСкачать

Как рождаются проекты, которые могут изменить мир. Евгений Черешнев, Biolink.Tech LTD, Otri

«Аронович»

Видео:Бесплатные программы для родословного древа | Генеалогия и поиск предков для начинающихСкачать

Бесплатные программы для родословного древа | Генеалогия и поиск предков для начинающих

Характеристики звуков

Видео:САМБО В СССР: Анатолий Харлампиев, Евгений Глориозов, Виталий Дарашкевич - кадры 1966 годаСкачать

САМБО В СССР: Анатолий Харлампиев, Евгений Глориозов, Виталий Дарашкевич - кадры 1966 года

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «долматовский евгений аронович»

Фонетический разбор «долматовский евгений аронович»

Значение «долматовский евгений аронович»

Карточка «долматовский евгений аронович»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: