- Ударение в слове: «Ева́нгелие» или «Еванге́лие»
- Так как же правильно: «Ев а́нгелие» или «Еванг е́лие»?
- БлАговест, а не благовЕст. Как на самом деле нужно произносить церковные термины
- От двух до пяти
- Евангелие от…
- Всех благ!
- Вера + исповедь
- Воцерковление
- Монахи, и не только
- Церковная жизнь
- По образу и подобию
- Земля обетованная
- Фонетический разбор: Евангелие
- 🎥 Видео
Видео:Церковнославянский язык для начинающих. Ударения и придыханияСкачать
Ударение в слове: «Ева́нгелие» или «Еванге́лие»
Данное слово является неодушевлённым существительным среднего рода, которое стоит в именительном падеже. А употребляется в значении «часть Библии». С определением слова мы разобрались, а могут ли возникнуть сложности при произношении слова? На какую гласную стоит поставить ударение? Давайте мы с вами с этим разберёмся!
Итак, существует два варианта постановки ударения данного слова:
- Ева́нгелие, где ударение падает на гласную «а» второго слога
- Еванге́лие, где ударение падает на гласную «е» третьего слога
Видео:21 января, Воскресенье. Евангелие дня 2024 с толкованием. Чтимые святыеСкачать
Так как же правильно: «Ев а́нгелие» или «Еванг е́лие»?
Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «а» второго слога:
Почему ударение падает на гласную «а» второго слога?
Давайте понаблюдаем за словом в разных падежных формах:
- и. п. кто? что? ева́нгелие
- р. п. кого? чего? ева́нгелия
- д. п. кому? чему? ева́нгелию
- в. п. кого? что? ева́нгелие
- т. п. кем? чем? ева́нгелием
- п. п. о ком? о чем? о ева́нгелии
Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «а» второго слога.
Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!
Видео:Евангелие на церковно - славянском языкеСкачать
БлАговест, а не благовЕст. Как на самом деле нужно произносить церковные термины
Церковная лексика в русском языке особенная. И мы очень часто произносим эти слова неправильно, хотя литературная норма предписывает только одно ударение. Филолог, учитель и видеоблогер Татьяна Гартман объясняет, как говорить по-русски правильно, в книге «Речь как меч», которая этой осенью вышла в издательстве «Бомбора».
Видео:Евангелие от МатфеяСкачать
От двух до пяти
«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».
Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.
Нужно так: «ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».
Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского. А все потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.
Видео:Евангелие от Марка.Скачать
Евангелие от…
Одно из главных слов христианской тематики — Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но все-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А — ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».
Еще одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) — единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение». Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении — конец света.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И АпокАлипсис был здесь написан,
И умер Пан.
(Н. Гумилев, «Стансы»)
Видео:Евангелия от Марка на сон грядущийСкачать
Всех благ!
Благо, благой — это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.
В христианской терминологии корень -благ- входит в состав некоторых сложных слов, и при этом иногда сохраняет ударение на А, а иногда теряет его.
БлАговест — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, — означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог — блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест — звон особенный — начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой блАговест широко
И всю Россию им одень!
(Ф. Тютчев)
Именно таким образом колокол блАговестит (ударение в глаголе тоже падает на первую А), и за это его прозвали — внимание! — благовЕстником, а в этом слове ударение уже перемещается на второй корень -вест-. Такое же ударение сохраняется и в названии праздника БлаговЕщение.
Еще в одном слове с корнем -благ- с ударением часто возникают трудности — благостыня. Благостыня — милосердие, подарок, подаяние бедным, щедрость, благосклонность. Здесь как раз хочется «ударить» первую А, но делать этого не следует — ударение падает на Ы — благостЫня. Дело в том, что суффикс -ын-, с помощью которого образовано это слово, очень сильный, и он почти всегда берет ударение на себя: святыня, пустыня, гордыня, твердыня. И здесь он тоже проявил свою силу — благостЫня.
А теперь разберем проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!
С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:
То и блАго, у кого есть кисель да брага.
Собственное блАго и дурак поймет.
На БлаговЕщенье дождь — родится рожь.
За неблагодарных Бог благодарит.
Тишь, да гладь, да Божья благодать.
Видео:Евангелие от Иоанна. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ АУДИОБИБЛИЯСкачать
Вера + исповедь
Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера — это отсутствие сомнения.
Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.
Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.
И вот здесь как раз и кроется подвох — многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка — вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда все встает на свои места — вероисповЕдание (веру исповЕдать).
Видео:Евангелие от Матфея. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ АУДИОБИБЛИЯСкачать
Воцерковление
ВоцерковлЕние — с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение — ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный.
ВоцеркОвленный христианин — тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.
Видео:Евангелие от Марка. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ АУДИОБИБЛИЯСкачать
Монахи, и не только
Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап — послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения — О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше еще интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких-либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы — помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.
Это может показаться невероятным, но такое ударение — факт. На каких-либо лояльных интернет-ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьезных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения — пОслушник (пОслушница). Слово дается как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать — работник, наследовать — наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.
Вероятно, ударение на О еще связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что-то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по-, не- (в словаре Даля также — пОслушничество).
Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр — слово «инок». Инок — монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos — одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ- — один.
Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением — инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет все-таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.
А теперь о других церковнослужителях. Духовник — священник, принимающий исповедь, обязанный хранить ее тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог — духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».
Видео:Как дома читать псалтирь? Протоиерей Андрей ТкачевСкачать
Церковная жизнь
Распорядок церковной жизни для непосвященных кажется чем-то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В Церкви существует свой режим питания, и называются приемы пищи трапезами. Основных трапез две — обеденная и вечерняя, причем вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза — единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин — вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.
Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает — он там есть точно. Но это не просфора — вот и подобрались к еще одному интересному слову.
ПросфорА — освященный хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.
ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий — просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня — женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.
Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни — вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) — имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всЕнощной зовет.
(С. Есенин)
А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная — существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение. ВсенОщный — эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.
Таким образом, мы получаем полный взрыв мозга: всЕнощная (существительное) = всенОщное (прилагательное) бдение — отказ ото сна в пользу молитвы в ночное время суток.
А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) — место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.
Видео:Евангелие от МаркаСкачать
По образу и подобию
Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение — изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись. Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись.
Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали еще до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из ее глаз заструились слезы, а на врагов напали ужас и смятение, из-за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».
Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом «знать», и это может являться шпаргалкой для запоминания. А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего-либо.
Видео:4 Евангелия на сон грядущий. Кто имеет уши слышать, да слышит!Скачать
Земля обетованная
ОбетовАнный (а не обетОванный) значит «обещанный», «желанный»; слово произошло от глагола «обетовАть» и существительного «обет» (не путать с обедом и обитанием!). Земля обетовАнная или край обетовАнный — место, куда хочется попасть, так как оно представляется воплощением комфорта, изобилия, этакий рай на земле. По библейскому сказанию Бог привел евреев из Египта в Палестину, страну обетовАнную, выполняя Свое обещание — обет.
Видео:Евангелие от Луки. Читаем Библию вместе. УНИКАЛЬНАЯ АУДИОБИБЛИЯСкачать
Фонетический разбор: Евангелие
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «Евангелие»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: ева́нгелие — ударение падает на 2-й слог Слоги: е-ван-ге-ли-е (5 слогов) Возможные переносы: ева-нгелие, еван-гелие, еванге-лие (3 варианта) Фонетическая транскрипция слова: [й’ив`анг’ил’ий’э]
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
е | [ й’ ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | е |
[ и ] | гласный, безударный | ||
в | [ в ] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | в |
а | [ `а ] | гласный, ударный | а |
н | [ н ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , твёрдый | н |
г | [ г’ ] | согласный, звонкий парный, мягкий | г |
е | [ и ] | гласный, безударный | е |
л | [ л’ ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | л |
и | [ и ] | гласный, безударный | и |
е | [ й’ ] | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | е |
[ э ] | гласный, безударный |
Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 9 букв и 11 звуков.
Буквы: 5 гласных букв, 4 согласных буквы.
Звуки: 5 гласных звуков, 6 согласных звуков. Из них 4 мягких согласных и 2 твёрдых согласных.
2 буквы означают два звука.
🎥 Видео
Евангелие от Луки.Скачать
Евангелие от Иоанна - Иисус Христос «Я есмь путь и истина и жизнь»Скачать
ВАЖНОСТЬ УДАРЕНИЙ В ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ МОЛИТВАХСкачать
Разговор о Евангелии от Матфея (Гл. 21-28) // Алексей Ильич ОсиповСкачать
Правила чтения на церковнославянском. На что обратить внимание начинающим читать на клиросе?Скачать
Сергей Ястржембский: «Как доносить Евангелие» (1 часть), 22.05.2022Скачать
Христос и Аллах. Ответ Мусульманам. #shortsСкачать