Видео:Как сделать урок математики интересным? Урок математики в начальной школе. Школа молодого учителяСкачать
Методика работы над словосочетанием
Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях способствуют пониманию детьми текста при чтении и развитию речи (правильному образованию предложений и грамматически точному их использованию).
Синтаксис — это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания.
Основная единица синтаксиса — предложение.
Основная направленность речи — это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому синтаксис важен с первых шагов изучения родного языка.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, (в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно) связанной с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании (морфологическая схема до сих пор используется в школьной практике). По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.
Методика работы над словосочетанием
В практике начального обучения употребляются термины «словосочетание», «пара слов».
Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:
1) Развитие мышления и речи (изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте)
2) Формирование орфографического навыка:
— умения выделить словосочетания
— правильно ставить вопрос от слова к слову
— на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи
3) Осознание словосочетаний как особой единицы языка служащей для образования предложений (включение словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная с 3 класса дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова). При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два).
Анализ словосочетания позволяет показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.
Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием:
1. Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.
2. Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.
3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.
4. Склонение словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного: высокая гора, низкий пень.
5.Составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей существительных: рисую чем?. ; рисую где. ; рисую что?. .
6. Составление словосочетаний, с использованием глаголов и предлогов:
(Подчеркнуть приставки и предлоги) пришли в . вышли из. отошли от. подошли к. зашли за. .
7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.
8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу: густой лес, громко кричать, говорить тихо.
Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных рекомендуются следующие виды упражнений в составлении словосочетаний:
1. Поставить существительные в нужном падеже, выделить падежные окончания существительных: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город).
2. Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных: Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (город). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (деревня).
3. Выписать словосочетания из предложений.
4. Подобрать к данному слову зависимые слова: Помогать (кому?). (в чем?). (чем?) . Принести (кому?). (что?) . (в чем?) . .
5.Составить словосочетания, используя слова: у сосны, от сосны, к сосне, на сосну. Определить падеж существительных.
Работа над словосочетаниями способствует развитию речи и мышления, обогащению словаря учащихся, формированию орфографического навыка, повышению культуры речи.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkrta_russkiy.docx | 45.1 КБ |
Видео:Как работать со словарем в начальной школе?Скачать
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
2. Тема урока: Словосочетание.
Цель деятельности учителя
познакомить с понятием «словосочетание» как языковой единицей.
Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Познакомятся с понятием «словосочетание», научатся выделять словосочетания в предложении; различать основу предложения и словосочетание;
Метапредметные: Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление,
регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества
фронтальная, парная, индивидуальная
«Русский язык» учебник для 3 класса ,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, поурочные разработки по русскому языку Н.Ю. Васильева «Русский язык»
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Работа над предложением
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения, как известно, слово может иметь несколько значений).
В методической литературе советского периода вопросы изучения предложения в начальных классах рассматриваются М. Л. Закожурниковой, Н. А. Щербаковой, И. В. Прокопович и др. В последнее десятилетие большой вклад в разработку данного вопроса вносит Г. А. Фомичева.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).
2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
🎥 Видео
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил ОсиповСкачать
Словосочетания: зачем и как искать?Скачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС | Видеолекции | ИнфоурокСкачать
Как отличить словосочетание и предложениеСкачать
СУББОТНЯЯ ШКОЛА | УРОК 4 Господь слышит и избавляет | Молчанов, Опарин, ВасиленкоСкачать