Этапы работы над словосочетанием в начальной школе

Видео:Как сделать урок математики интересным? Урок математики в начальной школе. Школа молодого учителяСкачать

Как сделать урок математики интересным? Урок математики в начальной школе. Школа молодого учителя

Методика работы над словосочетанием

Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации

Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой куль­туры. Осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях способствуют пониманию де­тьми текста при чтении и развитию речи (правильному образованию предложений и граммати­чески точному их использованию).

Синтаксис — это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого по­ведения и нашего взаимопонимания.

Основная единица синтаксиса — предложение.

Основная направленность речи — это выражение и вос­приятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность пе­редачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому синтаксис важен с пер­вых шагов изучения родного языка.

Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения, (в том виде, в каком она существовала в пер­вых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и син­таксис, и поэтому оно тесно) связанной с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании (морфологическая схема до сих пор ис­пользуется в школьной практике). По этой схеме подлежа­щее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или гла­гол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в кос­венных падежах, прилагательными, наречиями и призна­ются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащие­ся в речевой практике используют различные предложе­ния, которые не укладываются в эту схему, и это подсказы­вается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.

Методика работы над словосочетанием

В практике начального обучения употребляются терми­ны «словосочетание», «пара слов».

Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:

1) Развитие мышления и речи (изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте)

2) Формирование орфографического навыка:

— умения выделить словосочетания

— правиль­но ставить вопрос от слова к слову

— на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи

3) Осознание словосочетаний как особой единицы языка служащей для образования предложений (включение словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная с 3 класса дети учатся выделять из предложения его ос­нову (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова). При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два).

Анализ словосочетания позволяет показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.

Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием:

1. Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.

2. Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.

3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.

4. Склонение словосочетаний, состоящих из прилага­тельного и существительного: высокая гора, низкий пень.

5.Составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей существительных: рисую чем?. ; рисую где. ; рисую что?. .

6. Составление словосочетаний, с использованием глаголов и предлогов:

(Подчеркнуть приставки и предлоги) пришли в . вышли из. отошли от. подошли к. зашли за. .

7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.

8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу: густой лес, громко кричать, говорить тихо.

Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных рекомендуются следую­щие виды упражнений в составлении словосочетаний:

1. Поставить существительные в нужном падеже, выделить падежные окончания существительных: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город).

2. Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных: Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (город). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (деревня).

3. Выписать словосочетания из предложений.

4. Подобрать к данному слову зависимые слова: Помогать (кому?). (в чем?). (чем?) . Принести (кому?). (что?) . (в чем?) . .

5.Составить словосочетания, используя слова: у сосны, от сосны, к сосне, на сосну. Определить падеж суще­ствительных.

Работа над словосочетаниями способствует развитию ре­чи и мышления, обогащению словаря учащихся, формирова­нию орфографического навыка, повышению культуры речи.

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Этапы работы над словосочетанием в начальной школе

Технологическая карта урока русского языка

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Скачать:

ВложениеРазмер
tehkrta_russkiy.docx45.1 КБ

Видео:Как работать со словарем в начальной школе?Скачать

Как работать со словарем в начальной школе?

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

2. Тема урока: Словосочетание.

Цель деятельности учителя

познакомить с понятием «словосочетание» как языковой единицей.

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомятся с понятием «словосочетание», научатся выделять словосочетания в предложении; различать основу предложения и словосочетание;

Метапредметные: Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление,

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества

фронтальная, парная, индивидуальная

«Русский язык» учебник для 3 класса ,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, поурочные разработки по русскому языку Н.Ю. Васильева «Русский язык»

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Работа над предложением

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.

Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.

Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения, как известно, слово может иметь несколько значений).

В методической литературе советского периода вопросы изучения предложения в начальных классах рассматриваются М. Л. Закожурниковой, Н. А. Щербаковой, И. В. Прокопович и др. В последнее десятилетие большой вклад в разработку данного вопроса вносит Г. А. Фомичева.

В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:

1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).

2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).

🎥 Видео

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯСкачать

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил ОсиповСкачать

Как начать выступление? 3 приема начала публичной речи как в TED | Даниил Осипов

Словосочетания: зачем и как искать?Скачать

Словосочетания: зачем и как искать?

Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС | Видеолекции | ИнфоурокСкачать

Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС | Видеолекции | Инфоурок

Как отличить словосочетание и предложениеСкачать

Как отличить словосочетание и предложение

СУББОТНЯЯ ШКОЛА | УРОК 4 Господь слышит и избавляет | Молчанов, Опарин, ВасиленкоСкачать

СУББОТНЯЯ ШКОЛА | УРОК 4 Господь слышит и избавляет | Молчанов, Опарин, Василенко
Поделиться или сохранить к себе: