Эфрос ударение в фамилии анатолий

Содержание
  1. Анатолий Эфрос. Не стать главным, остаться великим
  2. Женитьба
  3. Несколько слов в честь Виктора Розова
  4. 1004 страницы про любовь
  5. Счастливые годы несчастливого человека
  6. Вишневый сад продан
  7. Мизантроп
  8. Анатолий Эфрос
  9. Биография
  10. Театр
  11. Фильмы
  12. Личная жизнь
  13. Смерть
  14. Фонетический разбор «эфрос анатолий васильевич»
  15. Фонетический разбор «эфрос»:
  16. «Эфрос»
  17. Характеристики звуков
  18. Фонетический разбор «анатолий»:
  19. «Анатолий»
  20. Характеристики звуков
  21. Фонетический разбор «васильевич»:
  22. «Васильевич»
  23. Характеристики звуков
  24. Смотрите также:
  25. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  26. Морфологический разбор «эфрос анатолий васильевич»
  27. Фонетический разбор «эфрос анатолий васильевич»
  28. Значение «эфрос анатолий васильевич»
  29. Карточка «эфрос анатолий васильевич»
  30. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  31. Что такое фонетический разбор?
  32. Фонетическая транскрипция
  33. Как сделать фонетический разбор слова?
  34. Пример фонетического разбора слова
  35. Фонетика и звуки в русском языке
  36. Гласные звуки в словах русского языка
  37. Фонетика: характеристика ударных гласных
  38. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  39. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  40. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  41. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  42. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  43. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  44. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  45. Позиционное оглушение/озвончение
  46. Мягкие согласные в русском языке
  47. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  48. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  49. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:Шумный день (комедия, реж. Георгий Натансон, Анатолий Эфрос, 1960 г.)Скачать

Шумный день (комедия, реж. Георгий Натансон, Анатолий Эфрос, 1960 г.)

Анатолий Эфрос. Не стать главным, остаться великим

Эфрос ударение в фамилии анатолий

Люди театра, произнося его фамилию, в одном и том же монологе ставят ударение по-разному. Может быть, так образнее. Скажешь «Эфрос», и слышится «эфир», нечто неземное, не от мира сего. Произнесешь «Эфрос» и понимаешь: так монументально могли бы звать героя древнегреческой или шекспировской трагедии. Эфрос ставил, словно плел тонкие кружева, театр любил бескорыстно, но любовь эта закончилась весьма печально.

Видео:Искусство режиссера. Анатолий Эфрос (1978)Скачать

Искусство режиссера. Анатолий Эфрос (1978)

Женитьба

Его педагогом в ГИТИСе была знаменитая актриса и режиссер Мария Осиповна Кнебель. Она обучалась ремеслу у Станиславского, Немировича-Данченко и Мейерхольда. Марии Осиповне было с кем сравнивать, Эфроса она считала одним из самых талантливых своих учеников.

В студенческую пору Эфрос познакомился со студенткой Наташей Крымовой, будущим театроведом. Любопытно, что впервые Наташа увидела Анатолия в качестве актера – студенты-режиссеры тоже играют в спектаклях. Эфрос ей понравился, но она совсем не ожидала, что парень поставит вопрос ребром – могут ли они пожениться сразу или надо ждать диплома. Крымова ответила: «Можно сразу». Так возник один из самых ярких союзов в советском искусстве.

После выпуска Эфрос уехал в Рязань, где поставил несколько сразу замеченных спектаклей. В провинции было проще, ведь времена стояли суровые. А уже после смерти Сталина Эфрос вернулся в Москву. Его позвала Кнебель, которой «поручили» Центральный детский театр.

Видео:Анатолий Эфрос / Острова / Телеканал КультураСкачать

Анатолий Эфрос / Острова / Телеканал Культура

Несколько слов в честь Виктора Розова

Если бы все не закончилось так трагично, Эфроса вполне можно было бы с улыбкой назвать «театральным МЧС». Жизнь всегда призывала его туда, где царила творческая катастрофа. Тот же Центральный детский действительно был центрее некуда, располагался на площади Свердлова (сейчас Театральная), но слыл культурным захолустьем. Это теперь кассы РАМТа осаждают зрители.

Сейчас многие считают, что на российском театре до середины 50-х было все плохо, а потом появился Ефремов с «Современником». Но нельзя построить новый театр, если нет хорошей пьесы. И такие смог создать Виктор Сергеевич Розов, ставший знаковым для Эфроса, Ефремова и Табакова.

Ефремов пришел в Центральный детский раньше Эфроса на пять лет, потому что его не взяли в труппу МХАТа. Актер Ефремов работал в двух спектаклях режиссера Эфроса. Один из них был по пьесе Розова. А потом Ефремов действительно вырастил «Современник», начав с пьесы все того же Розова «Вечно живые».

Став руководителем МХАТа, Ефремов трижды приглашал Эфроса, и это были аншлаговые спектакли – «Эшелон», «Тартюф» и «Живой труп». А вот Эфросу некуда было пригласить Ефремова. Они были из одного корня, одной веры, но Олег Николаевич был строитель, вождь, вершитель судеб, а Эфросу, наверное, было достаточно просто ставить хорошие спектакли с хорошими актерами и в хорошей творческой атмосфере.

Но простые мечты сбываются сложнее всего.

Видео:Броневой: "Мне надоела ваша жирная морда!" — закричал ЭфросСкачать

Броневой: "Мне надоела ваша жирная морда!" — закричал Эфрос

1004 страницы про любовь

Был ли Эфрос амбициозным? Конечно, иначе бы не оставил через девять лет ЦДТ, где у него все складывалось прекрасно, и не пошел бы спасать более «взрослый» Театр им. Ленинского комсомола, тоже центральный и в то время помиравший.

Эфрос не походил на многих главных режиссеров. Мог выхватить у уборщицы полное ведро и донести куда нужно. Предпочитал свитера. Причесывался двумя пятернями. Людмила Гурченко, которая играла у него в телеспектакле «Острова в океане», вспоминала: на репетициях Эфроса постоянно звучало «пожалуйста, будьте добры» – в адрес рабочих, гримеров, тех, кого обычно великие мира сего не замечают. В такой атмосфере, говорила актриса, известная своим характером, хотелось стать любящей и воздушной.

Это абсолютно не означает, что Эфрос не «мучил» актеров похлеще иного диктатора. Неизвестно, что лучше: когда тебе приказывают, как надо сыграть, или когда тебя призывают подумать, как надо сыграть.

Но многие актеры влюблялись в Эфроса насмерть, естественно, в творческом смысле. И в театре им. Ленинского комсомола почти сразу возникло неофициальное, но почетное звание «актер Эфроса». Хотя его актерами были и те, кто работал в других театрах: Олег Даль, Андрей Миронов. Вдвоем они сыграли в телеспектакле Эфроса «Страницы журнала Печорина». Одну из лучших своих ролей Даль создал в фильме Эфроса «В четверг и больше никогда».

В свое время актерами Эфроса были Александр Ширвиндт и Михаил Державин, позже перешедшие в Театр сатиры. Но в первую очередь это, конечно, Ольга Яковлева, Лев Дуров, Николай Волков-младший, Лев Круглый, Валентин Гафт.

В Театре Ленинского комсомола Эфрос продержался три сезона. Вновь ставил Розова, открыл зрителю пьесы Радзинского. А потом его сильно ругали за постановку «Чайки». У нас в стране есть несколько вещей, в которых разбираются все, – сельское хозяйство, педагогика, футбол и как ставить Чехова. Спектакль был таким неординарным, что критика сочла нужным вступиться за Антона Павловича и его героев. Потом Эфрос поставил «Мольера», а у французского драматурга всегда были сложные отношения и с властью, и с собственными актерами. Так случилось у самого Анатолия Васильевича. И по совокупности обстоятельств Эфроса уволили из театра, где зрители сносили двери, чтобы попасть на спектакли. Все равно он вспоминал эту тысячу дней как счастье и азарт.

Видео:Алла Демидова - Андрей Максимов. Режиссер Анатолий Эфрос.Скачать

Алла Демидова - Андрей Максимов. Режиссер Анатолий Эфрос.

Счастливые годы несчастливого человека

В Театр на Малой Бронной Эфрос пришел не главным, а так называемым «очередным» режиссером. Очень быстро из главных режиссеров уволился Андрей Гончаров, который потом создал звездную труппу и звездный репертуар в Театре им. Маяковского. А на тихую во всех смыслах Бронную пришел Александр Леонидович Дунаев, человек, которому должен быть благодарен каждый театрал. Будучи «главным», Дунаев совершенно сознательно отступил в тень. Он понимал, что у него в театре работает Анатолий Эфрос, гений, которого следовало защищать. Анатолию Васильевичу не надо было отвлекаться на административно-хозяйственные вопросы, подписывать какие-то письма, от которых у порядочных людей с души воротит. И за 17 лет, при поддержке Дунаева, Эфрос поставил шедевры не только на Малой Бронной – «Женитьбу», «Месяц в деревне», «Ромео и Джульетту», «Дон Жуан», всего не перечислишь, но и создал десяток выдающихся телеспектаклей. Ставил в других театрах, в том числе в Японии и США. С ним по-прежнему были Ольга Яковлева, Лев Дуров, великолепно работали Леонид Броневой и Николай Волков-младший.

Но постепенно и в недрах этого театра возник «заговор». Например, актриса Наталья Киндинова рассказывала, что один из очень знаменитых артистов (его уже нет в живых, не будем трогать светлую память) писал Эфросу ультиматумы: или роль для моей жены, или я ухожу из театра. Эфрос был очень мало к этому приспособлен. И, наверное, снова стал оглядываться в поисках места, где можно ставить в хорошей атмосфере с хорошими актерами… Ему показалось, что это – Театр на Таганке.

Видео:Певцов: Эфрос принципиально не сидел в кабинете ЛюбимоваСкачать

Певцов: Эфрос принципиально не сидел в кабинете Любимова

Вишневый сад продан

Переплетений в судьбах Эроса и Таганки более чем достаточно. Во-первых, телепостановка 1973 года «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», где вождь Таганки, бунтарь Юрий Любимов играл Мольера и слугу Сганареля. Любимов был счастлив сыграть Мольера, его бесконечную тяжбу с властями. Все прекрасно понимали эзопов подтекст этого спектакля.

Через два года Любимов приглашает Эфроса поставить на Таганке «Вишневый сад». Это был первый спектакль по Чехову в этих стенах, и Эфрос реально чувствовал сопротивление кирпичных конструкций, которые больше подходили для Брехта. Он заставлял актеров Любимова работать совершенно иными методами. В результате Владимир Высоцкий сыграл одну из своих лучших ролей – Лопахина, купившего вишневый сад.

Можно еще добавить, что Наталья Анатольевна Крымова, например, готовила к публикации стихи Высоцкого, после того как умершего поэта вдруг объявили гением. К тому времени Крымова была уже вдовой, а Эфрос умер в результате травли, которую ему устроили на Таганке. Конечно, Высоцкий тут был абсолютно ни при чем, но ведь есть боль ассоциаций и воспоминаний. Однако Крымова оказалась выше этого.

За несколько лет до этих событий, в 1983 году, Юрий Любимов, уже изрядно попортивший отношения с властями, ставит спектакль за рубежом и позволяет себе нелояльное интервью «забугорным» СМИ. Власти включают тяжелую артиллерию, Любимова фактически выдавливают из страны, вынуждают к получению иностранного гражданства. А один из самых знаменитых театров Москвы и СССР остается без главного режиссера.

Эфросу, у которого сложные отношения с актерами Малой Бронной, делают предложение: возглавить и спасти тем самым «Таганку». Анатолий Васильевич понимал, что ситуация очень щекотливая, советовался со многими, и многие были категорически против, тот же Розов. Эфрос же решил все-таки «пригреть сирот», не задумываясь, что сиротки часто напоминают злых волчат.

Видео:А.Эфрос и А.Петренко о святости и чертовщине Подколесина. Н.Гоголь "Женитьба" (1979)Скачать

А.Эфрос и А.Петренко о святости и чертовщине Подколесина. Н.Гоголь "Женитьба" (1979)

Мизантроп

Его приход был обставлен самым неподходящим способом. Новый главреж, у которого вряд ли была возможность выбора, приехал вместе с высоким руководством, у подъезда театра сгрудились черные «Волги», напоминавшие воронье, слетевшееся на падаль. Актеры Таганки, измученные борьбой за возвращение Любимова, неизвестностью и назначением, о котором они не просили, сделали виноватым во всем одного Эфроса. Хотя он деликатно не занял кабинет Любимова, не разбавил труппу «своими», не обращал внимания на выпады и доказывал свою правоту только работой. Некоторые актеры, например, Валерий Золотухин и Алла Демидова, были рады поработать с Эфросом. Но многие, а среди них были Леонид Филатов и Вениамин Смехов, просто в открытую травили нового главрежа. Любимов «подогревал» ситуацию из-за рубежей. Филатов и Смехов демонстративно перешли в «Современник» и там во время театрального капустника исполнили язвительные куплеты, посвященные Эфросу.

В спектаклях Эфроса на Таганке уже не было такого «кружева», но трудно что-то сплести, если тебе то дубленку изрежут, то шины проколют. Теперь считают закономерным, что последним спектаклем Эфроса был «Мизантроп».

Театр выезжает на гастроли, а в ходе диспутов почему-то все время затрагивается «вина» Эфроса перед Любимовым. Сердце 62-летнего режиссера не выдержало, и 13 января 1987 года он умер от инфаркта.

Эта трагедия уже давно обросла символами. Любимову вернули советское гражданство, но его триумфальное возвращение на Таганку кончилось плачевно. Леонид Филатов в 1993 году переносит инсульт, а еще через несколько лет ему удаляют обе почки. Леонид Алексеевич – единственный, кто публично покаялся в содеянном, он часто повторял, что тяжелая болезнь и инвалидность «посланы» ему за Эфроса.

Но зато сегодня на театре работает режиссер Дмитрий Анатольевич Крымов, лауреат «Золотой маски». Когда-то он в качестве художника оформлял спектакли своего отца. Потом занимался станковым искусством, но, как говорится, голос крови… В сегодняшнем своеобразном театральном мире Крымов известен не из-за должностей, не из-за браков, не из-за скандалов, а только благодаря своим спектаклям, на которые очень трудно достать билет.

Источник заглавного фото:Wikipedia. Правообладатель: Лаборатория Дмитрия Крымова

Видео:Эдвард Радзинский. Театральный роман. Анатолий ЭфросСкачать

Эдвард Радзинский. Театральный роман. Анатолий Эфрос

Анатолий Эфрос

Видео:Соседи. Анатолий Эфрос (2009)Скачать

Соседи. Анатолий Эфрос (2009)

Биография

Анатолий Васильевич Эфрос – советский театральный режиссер, преподаватель. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Анатолий родился 3 июля 1925 года в городе Харькове. По национальности родители были евреями, и мальчик получил при рождении имя Натан Исаевич. Отец Эфроса работал на авиазаводе инженером, мать переводила техническую литературу. Во время войны семья была эвакуирована за Волгу. В Перми юноша вместе с отцом приступил к работе на производстве.

Эфрос ударение в фамилии анатолийПортрет Анатолия Эфроса

Помимо заводов, в то время в эвакуации находились многие творческие коллективы Москвы, в том числе и театр Моссовета. Так как Анатолий с детства увлекался театральным искусством, читал книги Станиславского, интересовался первыми постановками МХАТа, он решил использовать данную возможность и в 1943 году поступил в студию Юрия Завадского, которая открылась при театре Моссовета. Талант молодого человека требовал большего, чем работа актером, и через год Эфрос переводится на факультет режиссуры ГИТИСа на курс Н. В. Петрова и М. О. Кнебель.

Видео:Анатолий Эфрос (часть1)Скачать

Анатолий Эфрос (часть1)

Театр

Закончив театральный институт, Эфрос дебютировал в 1951 году спектаклем «Прага остается моей», показ которого состоялся в Московском дворце железнодорожников. Через некоторое время состоялась премьера второй постановки Анатолия Васильевича «Приезжайте в Звонковое» на сцене Московского областного драматического театра, после чего Эфрос отправляется в Рязань на должность режиссера-постановщика в местный драматический театр.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос на репетиции

В 1954 году, вернувшись в столицу, Анатолий поступает на службу в Центральный детский театр, которым в те годы руководила бывший педагог Эфроса – Мария Кнебель. Получив карт-бланш, молодой режиссер превращает полузабытый детский театр в популярный молодежный театральный коллектив. Режиссер делает акцент прежде всего на постановках для подростков, используя в репертуаре пьесы современных драматургов – Виктора Розова и Александра Хмелика.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос

При участии молодых актеров Олега Ефремова, Олега Табакова, Льва Дурова на сцене ЦДТ выходят спектакли «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В своем творчестве Эфрос неустанно следовал принципам Константина Сергеевича Станиславского и всячески боролся с «театральщиной». Спектакли Эфроса смотрелись на одном дыхании, поражая зрителей новизной и искренностью.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос за работой

В 1963 году режиссера переводят в театр Ленинского комсомола, который, так же как и ЦДТ в начале 50-х, находился в состоянии творческого застоя. Вокруг режиссера собирается целая плеяда будущих звезд советского театра и кино: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева. Помимо современной драматургии – «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино…» – режиссер берется за произведения Антона Чехова и Михаила Булгакова.

Эфрос ударение в фамилии анатолийЛеонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов

Но постановку «Чайки» 1966 года театральное руководство сочло неудачной, и спектакль уже через год запретили. В том же году Эфроса переводят в Театр на Малой Бронной, руководителем которого в те годы был Андрей Гончаров. При этом часть актеров, с которыми работал Анатолий Васильевич в Ленкоме, остается на месте, а 10 человек уходят вместе с постановщиком, в том числе Лев Дуров и Ольга Яковлева.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос и Ольга Яковлева

На новом месте очередная чеховская постановка «Три сестры» подверглась осуждению и запрету. Остракизму подвергся и второй спектакль Эфроса, поставленный по пьесе Э. Радзинского «Обольститель Колобашкин». На помощь режиссеру пришел новый художественный руководитель театра А. Дунаев, который позволил Эфросу проявить талант в полной мере на классическом репертуаре.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос и Эдвард Радзинский

В конце 60-х появляются театральные шедевры Анатолия Васильевича «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Месяц в деревне», «Женитьба», два разных спектакля «Дон Жуан». О театре Эфроса заговорили как о феномене, театральной школе. В эти годы Анатолий Васильевич начинает преподавать в ГИТИСе, пишет книги «Репетиция -любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального рассказа», «Книга четвертая», в которых не только описывает факты биографии, но и делится режиссерским опытом и сценическими находками.

Эфрос ударение в фамилии анатолийКниги Анатолия Эфроса

В 1979 году у Анатолия Эфроса начался творческий кризис после неудавшейся постановки спектакля «Дороги» по роману Николая Гоголя «Мертвые души». Не нашла признания у публики и новая постановка «Трех сестер», премьера которой состоялась в 1982 году. В 1984 году по инициативе дирекции театра на Малой Бронной Эфроса увольняют из штата, и режиссер переводится в театр на Таганке.

Эфрос ударение в фамилии анатолийСпектакль Анатолия Эфроса «Вишневый сад»

Установить контакт с труппой Любимова новому постановщику не удалось. Сам Юрий Петрович, который из-за конфликта с властью был насильно отстранен от должности и находился за границей, в своем выступлении перед зарубежной прессой назвал Эфроса предателем. Актеры театра на Таганке поддержали учителя негласным бойкотом Анатолия Васильевича.

Несколько первых постановок режиссера, в том числе «На дне», «У войны не женское лицо», «Вишневый сад», на новом месте провалилось по причине равнодушия исполнителей. Но даже в такой напряженной обстановке режиссер вынужден был остаться, так как уходить было некуда.

Видео:Анатолий Эфрос _ Искусство режиссера (1978)Скачать

Анатолий Эфрос _ Искусство режиссера (1978)

Фильмы

Помимо творчества в театре, Анатолий Эфрос создал несколько телеверсий лучших спектаклей и снял несколько художественных фильмов. Благодаря появившимся в разное время телеспектаклям «Борис Годунов», «Месяц в деревне», «Страницы журнала Печорина», «Таня», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Тартюф» последующие поколения театралов смогли приобщиться к творчеству режиссера и увидеть воочию те спектакли, которые в 60-е и 70-е годы проходили в Москве при аншлагах.

Для истории кинематографа Анатолий Эфрос оставил всего 5 картин «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Фантазия», «В четверг и больше никогда». Последняя картина вышла на экраны в 1977 году. Актерский состав оказался, как обычно у Эфроса, звездным: Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева. Музыку для драмы написал классик XX века Дмитрий Шостакович.

Видео:Анатолий Эфрос и Наталья Крымова. Больше, чем любовьСкачать

Анатолий Эфрос и Наталья Крымова. Больше, чем любовь

Личная жизнь

Личная жизнь Анатолия Эфроса была целиком подчинена творчеству. Режиссер завел семью еще в начале 50-х годов. Его женой стала Наталья Крымова, которая в то время только начинала карьеру театрального критика. В 1954 году у супругов родился сын Дмитрий. В 1976 году юноша закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре, в 90-е годы занялся живописью.

Эфрос ударение в фамилии анатолийАнатолий Эфрос с женой

Помимо семейных уз Анатолию Эфросу приписывали роман с театральной актрисой Ольгой Яковлевой. Были ли у режиссера и его музы близкие отношения, знают лишь они. Актриса также была несвободна – будучи 18-летней студенткой, Ольга вышла замуж за советского футболиста, звезду 50-х годов Игоря Нетто и прожила с супругом до его кончины.

Видео:Анатолий Эфрос — рассказывают Майя Туровская и Вадим ГаевскийСкачать

Анатолий Эфрос — рассказывают Майя Туровская и Вадим Гаевский

Смерть

Последние годы жизни Анатолия Эфроса проходили в сильном эмоциональном напряжении из-за конфликта на Таганке. Стрессовая ситуация, длившаяся три года, дала о себе знать: у режиссера развилась сердечная недостаточность.

Эфрос ударение в фамилии анатолийМогила Анатолия Эфроса

13 января 1987 года Анатолий Васильевич перенес инфаркт, который повлек за собой смерть. Похоронили режиссера на Кунцевском кладбище. Многие театральные деятели до сих пор считают, что переход Эфроса в театр на Таганке стал его роковой ошибкой.

Видео:Анатолий ЭфросСкачать

Анатолий Эфрос

Фонетический разбор «эфрос анатолий васильевич»

Видео:Эфрос Анатолий (2006)Скачать

Эфрос Анатолий (2006)

Фонетический разбор «эфрос»:

Видео:"Воспоминание". Репетиция спектакля с режиссером Анатолием Эфросом. У театральной афиши (1981)Скачать

"Воспоминание". Репетиция спектакля с режиссером Анатолием Эфросом. У театральной афиши (1981)

«Эфрос»

Видео:Эфрос. Режиссура как нейронная сеть.Скачать

Эфрос. Режиссура как нейронная сеть.

Характеристики звуков

Видео:Советский режиссёр театра и кино, педагог Анатолий Васильевич ЭфросСкачать

Советский режиссёр театра и кино, педагог  Анатолий Васильевич Эфрос

Фонетический разбор «анатолий»:

Видео:Анатолий ЭфросСкачать

Анатолий Эфрос

«Анатолий»

Характеристики звуков

Фонетический разбор «васильевич»:

«Васильевич»

Характеристики звуков

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «эфрос анатолий васильевич»

Фонетический разбор «эфрос анатолий васильевич»

Значение «эфрос анатолий васильевич»

Карточка «эфрос анатолий васильевич»

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: