Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Что является единицей синтаксического кода языка? Основные единицы языка

Содержание:

Единица измерения — это стандарт, который принимается за исходную величину при сопоставлении с однородными. Например, длина измеряется в сантиметрах и т. д.

В языкознании выделяются основные единицы языка для каждого уровня системы: фонетика — звук, словообразование — морфема, морфология и лексика — слово, синтаксис — словосочетание и предложение.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое синтаксис?

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Синтаксис — термин в языкознании, имеет две трактовки:

  1. Строй языка, связанный с выражением мысли, высший уровень системы.
  2. Научная теория, изучающая строение и использование в речи синтаксических единиц.

Пунктуация — подраздел синтаксиса.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Что такое пунктуация?

Свод правил, регламентирующих расстановку знаков препинания в предложениях различной структуры, определяет содержание данного термина. Правила пунктуации касаются условий разделения запятой однородных членов, частей высказывания, выделения прямой речи и цитат, выбора двоеточия и тире в бессоюзных конструкциях.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое синтаксические единицы? Примеры

Традиционно в языкознании выделяются две синтаксические единицы— словосочетание и предложение. Кроме того, самой крупной формой является текст как единица языка и речи.

Словосочетание — синтаксическая единица, строение которой оформлено взаимозависимыми знаменательными словами. Эти лексемы объединены семантически и грамматически и выражают развернутое наименование явлений действительности: добрый человек, шагать по тротуару, дымящаяся пашня, здание справа.

Словосочетание выступает как элемент структуры предложения.

В некоторых старых грамматиках, где раскрывается вопрос о том, что такое синтаксис и пунктуация, синтаксис определяется как «учение о словосочетании».

Предложение — это синтаксическая единица, главная функция которой — выражение мысли, побуждения и чувства, оформленное грамматически и интонационно. От словосочетания отличается наличием грамматической основы (подлежащего и сказуемого) как концентрированного оформления ключевого содержания: Наступила поздняя осень. Дети побежали к реке. Ученик решил уравнение.

Видео:Русский 8 Основные единицы синтаксисаСкачать

Русский 8 Основные единицы синтаксиса

Какой основной объект изучения синтаксиса?

Синтаксис — раздел языкознания, предмет его внимания — синтаксический код языка, строение его элементов, их взаимосвязь и условия сочетаемости.

Синтаксические единицы — это синтагмы, составные части которых объединяются на основе устоявшихся в языке связей: сочинения и подчинения.

Сочинительный тип присутствует в равноправных элементах: однородные члены, подлежащее и сказуемое, сложносочиненная структура.

В подчинительные отношения синтаксические единицы языка вступают в рамках конструкций, имеющих главные и зависимые элементы. Имеется ряд грамматических средств выражения подчинительной связи:

  • Окончания и предлоги в словосочетаниях. Встать в ряд; мечтать об отдыхе.
  • Союзы как соединительный элемент предложений и способ выражения значения времени (Когда дождь пройдет, станет веселее), причины (Он ушел, потому что испугался), цели (Альпинисты встали рано, чтобы подготовиться к восхождению) и другие.
  • Порядок слов, который диктуется семантикой и структурой фразы.
  • Интонация как знак завершенности предложения.

Основные объекты изучения синтаксиса — словосочетание и предложение. Отношения, выявляемые в них, делятся на непредикативные и предикативные.

Словосочетанию свойственны непредикативные отношения, так как его функция — номинация явления действительности без выражения отношения к нему.

Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Основные синтаксические единицы: характеристики

Словосочетание противопоставлено предложению отсутствием предикативности и интонационной и смысловой завершенности. Предложение выполняет коммуникативную функцию, словосочетание — номинативную.

Основные типы словосочетаний:

  1. По морфологической принадлежности главного слова:
    • Именные — строящийся дом, красный от стыда, пять копеек.
    • Глагольные — прыгать от радости, читая книгу.
    • Наречные — очень быстро, недалеко от дороги.
  2. По составу:
    • Простые — точный ответ, гулять по парку.
    • Сложные (комбинации простых конструкций) — книга с яркими картинками.
  3. По уровню единства элементов:
    • Свободные (членимые на слова, сохраняющие самостоятельность) — ночная звезда, сражаться за свободу.
    • Несвободные (спаянные, целиком выполняющие синтаксическую функцию) — стал героем, дать возможность. К нечленимым конструкциям относятся фразеологизмы — спустя рукава, сломя голову.
  4. По типу синтаксической связи:
    • Согласование — долгий путь, металлический прут.
    • Управление — лист березы, поставить на стол.
    • Примыкание — быстро написать, грустить по-детски.

Лингвистика отмечает, что такая синтаксическая единица, как предложение, выделяется категорией предикативности — отношением описываемого действия к реальности. Это выражается в системе временных форм глагола и выбором наклонения.

Классификация предложений на основании:

  1. Цели высказывания — повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. Интенсивности эмоции — восклицательные, невосклицательные
  3. Структуры — простые, сложные
  4. Полноты выражения главных членов — двусоставные, односоставные
  5. Наличия второстепенных членов — распространенные, нераспространенные
  6. Достаточности структурно и семантически необходимых лексем — полные, неполные

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Текст как единица языка и речи

Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.

Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.

В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.

Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:

  • Цепная — оформляет последовательный ход мыслей в речи. Выражается с помощью синонимов, повторов, местоименных замен: Лунный луч выхватил из темноты группу рыбаков. Они несли сети.
  • Параллельная — группа синтаксических единиц языка, построенных по одинаковой модели: Зашли в дом. Открыли дверь в комнату. Зажгли свет. Увидели за столом участников спиритического сеанса.
  • Присоединительная. Предложения разных типов по структуре. Идет дождь. По стеклу сбегают крупные капли, барабанят по крыше. Уютный огонь в камине согревает душу и тело осенней ночью.

Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Синтаксический уровень языка. Основные единицы

Синтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.

Уровни языка — основные ярусы языковой системы, её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц» и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуют словосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочки морфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения).

В качестве основных выделяются следующие уровни языка:

Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный(язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы.

В некоторых случаях в одной звуковой форме совпадают единицы нескольких уровней. Так, в рус. и совпадают фонема, морфема и слово, в лат. i ‘иди’ — фонема, морфема, слово и предложение.

Синтаксический уровень

Словосочетания и предложения выступают как основные типы синтаксических конструкций, которые необ­ходимы для порождения конкретных сочетаний слов и синтагм, высказываний и фраз.

Словосочетание является частью предло­жения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения.

Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь – разные сочетания слов, но один тип — атрибутивного субстантивно­го словосочетания, построенного на синтаксической связи согла­сования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср. железная дорога) и построения предложений, ср.:Железная дверьне деревянный дом, не горит; Железнаядверь, деревянныйдом.

Словосочетание как синтаксическая единица является синтак­сической формой, наделенной определенным синтаксическим зна­чением. Словосочетание — это типовое соединение слово­форм, характерное для того или иного языка.

Основные единицы синтаксического уровня языка

Основной единицей синтаксического уровня языка является предложение.

Уровни, ярусы языка и их составляющие основные единицы взаимно обусловливают друг друга и составляют в целом структуру языка. В этом едином целом каждый уровень занимает строго определенное место. Причем это место языкового уровня предопределено законом, в соответствии с которым единицы нижележащего языкового уровня могут синтезировать единицы вышележащего языкового уровня, но при этом из единиц вышележащего языкового уровня могут вычленяться единицы нижележащего языкового уровня. Так, из единиц низшего, фонемного, уровня – из фонем – строятся единицы вышележащего уровня – морфологического (морфемы), а из морфем состоят единицы следующего вышележащего (лексического) уровня – слова. В свою очередь, из этих единиц нижележащего уровня – из слов – состоят единицы высшего языкового уровня (синтаксического) – предложения. Но при этом из предложений можно выделить слова, а слова состоят из морфем, морфемы, в свою очередь, состоят из фонем (звуков). Отсюда основообразующим принципом выделения в языке его составляющих частей – уровней и им соответствующих единиц – является принцип анализа и синтеза. Целесообразность признания принципа анализа и синтеза, лежащего в основании выделения языковых единиц и их распределения по соответствующим языковым уровням, обусловлена тем, что в реальной действительности языка ограниченное число его элементов, (скажем, фонем или морфем) может дать бесчисленное множество составленных из них единиц вышележащих языковых ярусов – слов и предложений.

Разные научные концепции содержат разные пе­речни синтаксических объектов. В современном оте­чественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосоче­тании, простом предложении и сложном предложе­нии. Объектами синтаксиса также являются, с од­ной стороны, слово (лексема) и форма слова, но не сами по себе и не во всех своих свойствах, а лишь со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, в кото­рые они входят как компоненты, а с другой сторо­ны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единст­вами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них просты­ми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц — словосочетания и простого предложения.

В.В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Вслед за многими русскими языковедами он обра­тил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действитель­ностью, с актом коммуникации: предложение обяза­тельно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Ср.:Тут солнце.Только бы тут было солнце/Пусть всегда будет солнце! — при почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполнения эти пред­ложения различаются тем, что содержание первого оформлено как сообщение о реальном факте, су­ществующем одновременно с моментом речи, второ­го — как пожелание, третьего — как побуждение.

Именно в комплексе граммати­ческих значений, соотнесенных с актом речи, опи­рающихся на него и его отражающих, увидел Вино­градов грамматическую сущность предложения. Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью, использовав термин, который в истории науки наполнялся разным содержанием, но всегда связывался с предложением, отражая так или иначе понимаемую специфику предложения как синтаксической единицы.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предика­тивной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного, или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности

непредикативности является признак различия в функци­ях предложения и словосочетания, а именно: функ­ция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Известно несколько существенных, но не всеоб­щих признаков, различающих предложение и слово­сочетание. Так, предложение может быть однокомпонентным: Пожар!; Светает; Уходи; Холодно; сло­восочетание же минимум двухкомпонентно. Однако этот различительный признак не обладает всеобщ­ностью, и потому, опираясь на него, нельзя во всех случаях отличить словосочетание от предложения. Есть предложения, для которых двухкомпонентность совершенно обязательна, она необходимое условие построения предложения как предикативной едини­цы: Я студент; Куритьздоровью вредить; Пого­да хорошая, и т. п.

Традиционное для русской науки понимание объектов синтаксиса характеризуется тем, что наря­ду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение.

В функциональном плане оно имеет много об­щего с простым предложением (что и дало основание сохранить в его наименовании слово «предложе­ние»), но со стороны своей формальной организации сложное предложение является сочетанием предика­тивных единиц на основе определенной синтакси­ческой связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложе­ния — предикативностью. В большинстве случаев части отличаются от самостоятельных предложений только тем, что содержат показатели синтаксической связи — союзы и союзные слова: Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт (П.); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл из­гнанником два года незаметных (П.); И невозмож­ное возможно, дорога дальняя легка, когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (Бл.).

Итак, в соответствии с общим направлением рус­ской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, прежде всего в концепции В.В. Виноградова, определим синтаксис как уче­ние о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.

Словосочетание это непредикативная син­таксическая единица, компонентами которой явля­ются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью.

Простое предложение — это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение — это синтаксическая единица, компонентами которой являются предика­тивные единицы, соединенные между собой синтак­сической связью.

Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер; по своему вещественному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тожде­ство лексического состава (лексически значимых морфем).

Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними. Словосочетание, являясь непредикативной единицей, представляет событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом предложении, являющемся преди­кативной единицей, называемое событие соотнесено с ситуацией речи; причем это соотношение таково, что событие сразу, все в целом оценивается говоря­щим как реальный факт прошлого.

Таким образом, различительными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего — непредикативность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям — полипредикативность (сложное предложение). Эти признаки составляют основные, конституирующие характеристики син­таксических единиц, определяют принципы их фор­мальной организации и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтаксические единицы от других.

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение06.02.2016, 35423 просмотра.

Видео:Предложение как единица синтаксисаСкачать

Предложение как единица синтаксиса

РУСТЬЮТОРС

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложение

Видео:Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский языкСкачать

Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка

Видео:Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса.  Виды словосочетаний

Содержание:

Видео:6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

↑ Синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)

↑ Синтаксические единицы

Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).

языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.

Единицы синтаксического уровня языка словосочетание предложениеТрадиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.

Видео:Русский язык 8 класс : Основные единицы синтаксиса (текста)Скачать

Русский язык 8 класс : Основные единицы синтаксиса (текста)

↑ Словоформа как единица синтаксиса

Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.

Видео:Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать

Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..

↑ Словосочетание как единица синтаксиса

Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.

Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.

Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.

Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.

Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

↑ Предложение как единица синтаксиса

Язык как средство общения начинается с предложения.

Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:

Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.

Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№8 - Предложение как единица синтаксиса.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№8 - Предложение как единица синтаксиса.)

↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса

Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.

Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.

Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.

Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:

Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка).

В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.

Видео:Единицы и уровни языка как системаСкачать

Единицы и уровни языка как система

↑ Текст как единица синтаксиса

Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.

Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).

Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.

Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.

Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.

Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.

Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.

🎬 Видео

Основные понятия в синтаксисеСкачать

Основные понятия в синтаксисе

Урок 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксисаСкачать

Урок 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксиса
Поделиться или сохранить к себе: