- Словари
- Гуманизм философии Пико делла Мирандола
- Пико делла Мирандола: краткая биография
- Первые труды
- Диспут в Риме
- Преследование
- Работа после преследования
- Пико делла Мирандола: основные идеи
- Суть тезисов
- Собственное «Я»
- Мудрость
- Каббала
- Учение христианских каббалистов
- Герметическая концепция
- «Гептаплус»
- Гармония
- Заключение
- Джованни Пико делла Мирандола: основные идеи
- Воплощение гуманизма
- Неодобрение тезисов
- Исследование богословия
- Человек и свобода
- Переплетение понятий
- Ключевая мысль Пико делла Мирандола
- Изучение сил природы
- Гуманистические взгляды
- Микрокосмос
- Восхождение
Видео:Джованни Пико делла Мирандола - итальянский философ, гениальный мыслитель эпохи Возрождения.Скачать
Словари
Пи́ко де́лла Мира́ндола (Pico della Mirandola) Джованни (14631494), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.
Пи́ко де́лла Мира́ндола Джованни (Pico della Mirandola) (1463-1494), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни — ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.
ПИ́КО ДЕ́ЛЛА МИРА́НДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463, Мирандола, — 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.
Происхождение и образование
Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.
Пико довольно рано сблизился с М. Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио), А. Полициано (см. ПОЛИЦИАНО Анджело), Лоренцо Медичи (см. МЕДИЧИ Лоренцо) и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ), дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, «выраженных новыми и необычными словами», о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги «Бытия». В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (изд. 1496) — самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико — обещанное «Поэтическое богословие». Незадолго до смерти, он завершил «Рассуждения против прорицающей астрологии» (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола (см. САВОНАРОЛА Джироламо), тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.
Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.
Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 — Мирандола, — 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. Происхождение и образование Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. Творческий путь Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли.
Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, «выраженных новыми и необычными словами», о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги «Бытия». В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (изд. 1496) — самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико — обещанное «Поэтическое богословие». Незадолго до смерти, он завершил «Рассуждения против прорицающей астрологии» (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (Pico della Mirandola, Giovanni) (1463-1494), итальянский философ и ученый, родился 24 февраля 1463 в Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены. Изучал каноническое право и философию в Болонье и Падуе, жил в Париже и Флоренции; позднее приступил к изучению греческой, латинской, еврейской и арабской литературы. Прибыв в Рим в 1486, объявил о публичном диспуте по 900 тезисам, частью сформулированным им самим, а частью заимствованным из трудов других авторов. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями как еретические (обвинение было снято лишь в 1492). Когда Пико опубликовал Апологию (Apologia, 1487) в защиту осужденных тезисов, ему пришлось иметь дело с церковной цензурой, и обсуждение тезисов было запрещено. Пико бежал в Париж, где у него были друзья в университете и при королевском дворе; в 1488 по просьбе Лоренцо Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции. Пико состоял в дружеских отношениях с М.Фичино и А.Полициано, а позднее с Савонаролой. Умер Пико во Флоренции 17 ноября 1494, возможно, в результате отравления ядом. 900 тезисов (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae) обнаруживают синкретизм взглядов Пико, следствие его убеждения в том, что различные идеи, высказанные философами, являются теми или иными приближениями к одной общей истине. Пико также лелеял план большого труда, посвященного общности главных идей Платона и Аристотеля; значительный фрагмент этой работы был опубликован в виде трактата О сущем и едином (De Ente et Uno, 1496). Знаменитая Речь о достоинстве человека (Oratio de hominis dignitate, 1487), по-видимому, наиболее известный документ раннего Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается тезис о безграничной свободе человека. В написанном позднее трактате Гептапл (Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione, 1490) заметно влияние каббалы. В одном из писем Пико, адресованном Эрмолао Барбаро (на которое отозвался Меланхтон уже после смерти Барбаро и Пико), содержится защита средневековой философии. Наиболее обширный труд Пико, Рассуждения против прорицательной астрологии (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1495), имеет целью опровержение астрологии, хотя мотивы автора носили скорее моральный и религиозный, нежели научный характер. Впрочем, идеи этого труда оказали влияние на И.Кеплера. Пико был тесно связан с Фичино и Платоновской академией во Флоренции, однако его нельзя безоговорочно причислить к неоплатоникам.
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Дж. Бенивьени. — В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463 — 94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. «900 тезисов» (1489) Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремится к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников.
Видео:Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человекаСкачать
Гуманизм философии Пико делла Мирандола
Джованни Пико делла Мирандола родился во Флоренции 2 февраля 1463 года. Его считают одним из великих мыслителей эпохи Возрождения. За гуманизм философии Пико делла Мирандола называли «божественным». Современники видели в нем отражение высоких устремлений духовной культуры, а приближенные Папы преследовали его за смелые высказывания. Его труды, как и он сам, были широко известны во всей образованной Европе. Джованни Пико делла Мирандола умер в молодом возрасте (17 ноября 1494 года). За время своей жизни он прославился приятной наружностью, княжеской щедростью, но больше всего необычным разнообразием своих познаний, способностей и интересов.
Видео:Пико делла Мирандола, мыслитель эпохи возрождения. Рассказывает историк Наталия Ивановна Басовская.Скачать
Пико делла Мирандола: краткая биография
Мыслитель был родом из семьи графов и сеньоров. Она была связана со многими влиятельными домами в Италии. В 14 лет Пико делла Мирандола стал студентом Болонского университета. Впоследствии свое обучение он продолжил в Ферраре, Падуе, Павии и Париже. В процессе обучения он осваивал богословие, право, философию, древнюю словесность. Кроме латинского и греческого, его интересовали халдейский, еврейский, арабский языки. В юности мыслитель стремился познать все самое главное и сокровенное из накопленного духовным опытом в разное время различными народами.
Видео:Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола. "Речь о достоинстве Человека".Скачать
Первые труды
Достаточно рано Пико сблизился с такими людьми, как Медичи, Полициано, Фичино и рядом других участников Платоновской академии. В 1468 году он составил «Комментарий канцона о любви Бенивьени», а также «900 тезисов по математике, физике, морали и диалектике для публичных обсуждений». Мыслитель предполагал защищать свои труды на диспуте в Риме в присутствии знаменитых итальянских и европейских ученых. Мероприятие должно было состояться в 1487 году. Открыть диспут должен был трактат, который готовил Пико делла Мирандола — «Речь о достоинстве человека».
Видео:Шабинский Анализ речи Мирандолы о достоинстве человекаСкачать
Диспут в Риме
Работа, которую написал Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко говоря, была посвящена двум главным тезисам. В первую очередь в своем труде мыслитель говорил об особом положении людей в мироздании. Второй тезис касался внутреннего исходного единства всех положений мысли индивида. 23-летний Пико делла Мирандола, кратко говоря, несколько смутил Папу Иннокентия VIII. Во-первых, неоднозначную реакцию вызвал молодой возраст мыслителя. Во-вторых, смущение появилось из-за достаточно смелых рассуждений, необычных и новых слов, которые использовал Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека» выражала мысли автора по поводу магии, кабалы, свободы воли и прочих сомнительных для той эпохи предметов. Следуя за своей реакцией, Папа назначил специальную комиссию. Она должна была проверить «Тезисы», которые представил Пико делла Мирандола. Комиссия осудила ряд положений, выдвинутых мыслителем.
Видео:ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Флорентийская Платоновская АкадемияСкачать
Преследование
В 1487-м Пико составил «Апологию». Этот труд был создан в спешке, что привело к осуждению «Тезисов». Под угрозой преследования инквизицией, мыслитель был вынужден бежать во Францию. Однако там его схватили и заточили в Венсенский замок. Пико был спасен благодаря заступничеству высоких покровителей, среди которых особую роль сыграл Лоренцо Медичи. Фактически он был правителем Флоренции в то время, где освобожденный из заточения мыслитель и провел остаток дней.
Видео:Джованни Пико делла Мирандола. "Речь о достоинстве человека" (аудиокнига, читает философ Антон Рай)Скачать
Работа после преследования
В 1489-м Пико делла Мирандола завершил и опубликовал трактат «Гептапл» (о семи подходах к разъяснению шести дней сотворения). В этом труде мыслитель применил тонкую герменевтику. Он изучал сокровенный смысл, таившийся в книге «Бытие». В 1492-м Пико делла Мирандола создал небольшой труд «О сущем и едином». Это была отдельная часть программной работы, которая преследовала цель согласовать теории Платона и Аристотеля, но так и не была реализована до конца. Не увидел свет и другой труд Пико — обещанное им «Поэтическое богословие». Последней его работой стали «Рассуждения о прорицающей астрологии». В этом труде он выступал против ее положений.
Видео:Пико делла Мирандола . философия эпохи возрождения // философские заметкиСкачать
Пико делла Мирандола: основные идеи
Мыслитель рассматривал разные доктрины в качестве аспектов единой Истины. Он поддерживал выработку общего философско-религиозного созерцания мира, начатую Фичино. Однако при этом мыслитель перевел интерес из области религиозной истории в сферу метафизики. Пико пытался синтезировать христианство, каббалу и аверроизм. Он подготовил и направил в Рим свои выводы, в которых содержалось 900 тезисов. Они касались всего, что «познаваемо». Некоторые из них были заимствованы, некоторые — его собственные. Однако они были признаны еретическими, а диспут в Риме не состоялся. Труд, который создал Пико делла Мирандола о достоинстве человека, сделал его известным в широких кругах современников. Он предполагался как преамбула к дискуссии. С одной стороны, мыслитель интегрировал ключевые понятия неоплатонизма, с другой — предлагал тезисы, выходящие за пределы идеалистической (платоновской) традиции. Они были близки к персонализму и волюнтаризму.
Видео:ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА: гений, опередивший времяСкачать
Суть тезисов
Человек для Пико представлял собой особый мир в универсуме, созданном Богом. Индивид был поставлен мыслителем в центр всего существующего. Человек «срединно-подвижен», он может опуститься до животного уровня и даже к растениям. Однако вместе с этим человек способен подняться к Богу и ангелам, оставаясь себе тождественным — неиным. По Пико это возможно потому, что индивид — существо неопределенного образа, в которое Отцом вложены «зародыши всех тварей». Понятие трактуется на основании интуиции Абсолютного. Она была характерна для эпохи позднего Средневековья. Концепция мыслителя отражает весьма радикальный элемент «коперниканского переворота» религиозно-нравственного сознания в западно-христианском мире. Не спасение, а именно творчество является смыслом жизни — так считал Пико делла Мирандола. Философия формулирует религиозно-онтологическое объяснение всего существовавшего идейно-мифологического комплекса духовной культуры.
Видео:История европейской культуры 5: Ренессанс кратко 1/2 А.В. ПустовитСкачать
Собственное «Я»
Его формирование объясняет антропоцентризм. Пико делла Мирандола обосновывает свободу и достоинство индивида, как полновластного созидателя собственного «Я». Индивид, вбирая в себя все, может стать чем угодно. Человек всегда является результатом своих усилий. При сохранении возможности нового выбора он никогда не будет исчерпан никакой из форм собственного бытия в мире. Пико, таким образом, утверждает, что человек не создан Богом по его подобию. Но Всевышний предоставил индивиду самостоятельно творить собственное «я». Благодаря центральному положению, он обладает близостью и влиянием прочего созданного Богом. Приняв важнейшие свойства этих творений, человек, выступая как свободный мастер, полностью сформировал свою сущность. Так он возвысился над остальным.
Видео:10_Пико делла МирандолаСкачать
Мудрость
По мнению Пико, она не связывается ни с какими ограничениями. Мудрость свободно перетекает из одного учения в другое, выбирая для себя форму, которая соответствует обстоятельствам. Различные школы, мыслители, традиции, до этого взаимоисключающие друг друга и противопоставляемые, у Пико становятся взаимосвязанными и взаимно зависящими. В них обнаруживается глубокое родство. При этом весь универсум создается на соответствиях (скрытых либо явных).
Видео:Пико делла МирандолаСкачать
Каббала
Интерес к ней в эпоху Возрождения усилился именно благодаря Пико. Молодой мыслитель интересовался изучением еврейского языка. На основе каббалы были созданы его «Тезисы». Пико дружил и учился с рядом еврейских ученых. Изучение каббалы он начал на двух языках. Первым был еврейский, а второй — латынь (в переводе еврея, принявшего Христианство). В эпоху Пико особенных различий между магией и каббалой не было. Мыслитель использовал эти термины зачастую как синонимы. Пико заявил о том, что теорию Христианства лучше всего демонстрировать с помощью каббалы и магии. Писания, с которыми был знаком ученый, он отнес к древней эзотерике, сохраненной евреями. В центре познания была идея Христианства, которую можно было постичь изучением каббалы. В рассуждениях Пико использовал послебиблейские труды, в числе которых были мидраш, Талмуд, работы философов-рационалистов и евреев, толковавших Библию.
Видео:ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Ренессансный ГуманизмСкачать
Учение христианских каббалистов
Для них стало открытием наличие различных имен Бога и существ, обитавших на небе. Трансмутации алфавита евреев, нумерологические методы стали ключевым элементом познания. Изучив концепцию божественного языка, приверженцы учения поверили, что при правильном произношении имен Всевышнего можно повлиять на реальность. Данный факт обусловил веру представителей ренессанской школы в то, что магия выступает в качестве самой большой силы во вселенной. В итоге все то, что было в иудаизме банальным, стало ключевым в мировоззрении приверженцев христианской каббалы. Это, в свою очередь, было соединено с другой теорией, выведенной гуманистами из еврейских источников.
Видео:2.8 Философия эпохи Возрождения - Философия для бакалавровСкачать
Герметическая концепция
Она также интерпретировалась по-христиански. При этом сильное влияние на Пико оказал герметизм Фичино. Эта концепция объясняла спасение посредством собирания частиц света, представленного в виде истины. Вместе с этим развертывалось познание как воспоминание. Герметизм указывал 8 кругов (арканов) восхождения. Опираясь на гностико-мифологические трактовки происхождения человека, концепция описывает особые божественные способности индивида. Они способствуют автономной реализации действий памяти-воскрешения. Вместе с этим сам герметизм несколько изменился под влиянием христианства. В концепции спасение посредством индивидуального познания было заменено идеей конечности, греховности индивида, благой вестью об искуплении, покаянии, милости Бога.
Видео:Джироламо Савонарола - монах, выдающийся (фанатичный) религиозный деятель эпохи Возрождения.Скачать
«Гептаплус»
В этом сочинении мыслитель использовал каббалистический инструментарий для интерпретации слов. В труде говорится о согласии человеческого начала, огня и ума. Речь идет о трех частях большого и маленького мира — макрокосма и микрокосма. Первый состоит из божественного или ангельского разума, источника мудрости, из солнца, символизирующего любовь, а также из неба, выступающего в качестве начала жизни и движения. Человеческая деятельность аналогичным образом определяется разумом, половыми органами, сердцем, которые даруют любовь, ум, продолжение жизни и рода. Пико не просто применяет каббалистические инструменты при подтверждении христианских истин. Он включает последние в соотношение макро- и микрокосма, которое объясняется ренессансным способом.
Видео:Перикл. Рассказывает историк Наталия Ивановна Басовская.Скачать
Гармония
Безусловно, каббала сильно повлияла на становление ренессансной концепции макро- и микрокосма. Это отразилось не только в трудах Пико делла Мирандолы. Впоследствии влияние каббалы отмечается и в работах Агриппы Ностесгеймского и Парацельса. Гармония большого и маленького миров возможна только в качестве активного взаимодействия человека и Бога. При осмыслении в рамках каббалистической концепции интерпретированные идеи согласия, следует обратить внимание на тот факт, что для Ренессанса в качестве субъекта познания выступал человек как микрокосм. Он являлся гармонией всех внутренностей и частей тела: крови, мозга, конечностей, живота и так далее. В средневековой теоцентрической традиции не было достаточно содержательного адекватного понятийного аппарата, чтобы осмыслить такое живое, телесное согласие различного и единого.
Видео:Козимо Медичи (рассказывает историк Наталия Басовская)Скачать
Заключение
Яркие интерпретации согласия макро- и микрокосма отмечаются в Зохаре. В нем осмысливаются мирская и небесная явственность, разворачивается симпатическое понимание космического единства. Однако взаимосвязь ренессансных концепций и теософских образов Зохара нельзя назвать однозначной. Мирандола мог исследовать только некоторые выдержки учения, которое было дополнено и переписано в 13-м столетии, а распространено приблизительно в 1270-1300 гг. Опубликованная в этот период версия стала результатом коллективных изысканий множества мыслителей на протяжении целых столетий. Распространение выдержки Зохара отличались явно пантеистическим, теоцентрическим и экстатическим характером. Они согласовывались с требованиями и обычаями иудаизма и по всему должны были расходиться с философией Мирандолы. Следует сказать, что в своих «Тезисах» мыслитель не уделял исключительного значения каббале. Мирандола пытался сформировать христианский синкретизм с помощью еврейских источников, зороастризма, орфизма, пифагоризма, аристотелизма Аверроэса, концепции халдейских оракулов. Мыслитель рассуждал о сопоставимости, многочисленности, согласованности гностических и магических учений с христианской идеей, сочинениями Кузанского и Аристотеля.
Видео:Козимо Медичи / Козимо Старый - купец, банкир, политик, дед Лоренцо Великолепного.Скачать
Джованни Пико делла Мирандола: основные идеи
Выходец из графской семьи, Пико родился в 1463 году и был родственником многих знатных господ Италии. Уже в 14 лет он поступает в университет итальянского города Болоньи. На сегодняшний день это старейшее непрерывное учебное заведение такого уровня в Европе. На этом обучение молодого и талантливого юноши не закончилось. Он учится в Ферраре, Падуе, Павии и Париже… Учёный освоил право, словесность древних народов, теологическую и философскую науки. Штудировал языки древности и современности. Он стремился охватить главные и сокровенные истины, постичь накопленный духовный опыт разных народов от древности до современности…
Видео:Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)Скачать
Воплощение гуманизма
Для современников Пико делла Мирандола был воплощением высокого гуманизма и духовной культуры. Многие называли его божественным. Личность философа, его труды стали известны в кругах образованной Европы. К сожалению, Пико умер в молодом возрасте. Однако он успел прославиться поистине княжеской щедростью и многогранными способностями, познаниями, интересами.
Ко всем достоинствам своего внутреннего мира Пико делла Мирандола был обладателем счастливого вида наружности. Ещё в раннем возрасте учёный сблизился с членами флорентийской Платоновской академии. Это Лоренцо Медичи, Фичино, Полициано и другие. Такая среда обитания благотворно сказалась на его творчестве, религиозных взглядах и философских устремлениях. С одной стороны, его идеи – это воплощение неоплатонизма, с другой — волюнтаризма и персонализма.
Сама эпоха Возрождения, во времена которой жил Джованни, была, на первый взгляд, светлая и радостная в искусстве, но наряду с этим противоречивой и жестокой. В то время часто прибегали к яду, чтобы убрать неугодных людей. О моральных ценностях, грядущем возмездии мало кто задумывался. Эпоха была наполнена шумом оружия, топотом коней, слезами, грабежами, пожарами и убийствами. Безусловно, развитие гуманизма в это время было как никогда актуально.
Видео:Зарождение светской теории государства — Александр МарейСкачать
Неодобрение тезисов
Смелость рассуждений двадцатитрёхлетнего философа поразила папу Иннокентия VIII. Он назначил специальную комиссию для проверки 900 тезисов по морали, диалектике, физике и математике.
После проверки были осуждены некоторые положения. Эти тезисы Пико делла Мирандола хотел публично защищать на диспуте в Риме перед весомыми личностями в философской научной среде из Италии и Европы. Речь напоминала манифест и посвящена двум главным вопросам:
- человек и мироздание, предназначение человека;
- изначальное внутреннее единство всех мыслей человека.
Осуждению тезисов послужила «Апология» Дж. Пико делла Мирандола, которая была им составлена на скорую руку. Он оказался перед угрозой преследования инквизицией и в 1488 году Пико сбежал во Францию, где все же был взят под стражу и заточен в Венсеннском замке. Спасло Мирандолу заступничество со стороны высоких покровителей, таких как Лоренцо Медичи, являвшийся правителем Флоренции по факту. В 1489 году Пико делла Мирандола завершил трактат «Гептапл» и издал его. В нем он трактует семь подходов в толковании шести дней творения.
Исследование богословия
Философ применил методы тонкой герменевтики в изучении сокровенного смысла книги Бытия. Сочинение «О сущем и едином» (1492) должно был увязать воедино системы Платона и Аристотеля. Оно было лишь самостоятельной частью большего труда. Но цель не была достигнута. Не осуществился и другой замысел, который вынашивал Джованни Пико делла Мирандола – «Поэтическое богословие». Перед смертью философ успел написать «Рассуждения против прорицающей астрологии». Похоронили Пико в монастыре Св. Марка, относящемся к доминиканским. Настоятелем в обители на то время был аскетического склада богобоязненный Джироламо Савонарола, который тесно общался с мыслителем в конце его жизни.
Человек и свобода
Философская антропологическая позиция, которую исповедовал Джованни Пико делла Мирандола, говорит о достоинстве и свободе человека как имеющего неограниченную полноту власти быть творцом собственного «Я». Человек – это результат своих усилий, он способен стать кем угодно, вбирая в себя все. При этом у него всегда сохраняется возможность нового выбора, который неисчерпаем, какая бы форма наличного бытия в мире ни была…
Пико утверждал, что мудрость вечна, как Всевышний Творец, и она не связана ограничениями, поэтому свободно перетекает между учениями. При этом мудрость выбирает для собственной манифестации форму соответственно обстоятельствам. Гуманист Пико делла Мирандола, основные идеи которого, часто противоречивые и взаимоисключающие, представлены в статье, универсум знаний строит на явных и скрытых соответствиях, исполненных сокровенного смысла, доступного для понимания только посвящённому.
Переплетение понятий
Двойственная философия Пико делла Мирандола, кратко говоря, сочетает в себе несовместимые вещи: мистику и натурализм. В ней переплелись все понятия патристики, схоластики, античности, перипатетики, зороастризма, древнееврейской и халдейской мистики. Все учения собраны причудливо вместе. Они переплелись, исказив первоначальные образы Христа, Моисея, Гермеса, Зороастра, Платона, Авиценны, Аристотеля и других. Сам Пико делла Мирандола кратко говорит об этом как об отсутствии присяги на верность кому бы то ни было. Он исследователь, а таковые ходят многими путями, касаясь разных доктрин и школ. Так, в каждом учении Пико находил достойное и собирал в единую систему суждений. Ему была присуща независимость во взглядах. Джованни не признавал монополии в истине, подчёркивая право всех культур на своё мировоззрение и понимание.
Ключевая мысль Пико делла Мирандола
Философия мыслителя Джованни сводилась к главному — единству людских знаний и непрерывности нити развития человечества, которое не зависит от разделения на вероисповедания и народы. Космологические взгляды он описал в трактатах «Рассуждения против божественной астрологии» и «Гептапл». Философ считал, что Библию трактуют просто и грубо. Поэтому в произведении «Гептапл» (1489) он представил трактовку семи дней сотворения мира с помощью пифагорейской теории чисел и каббалы, толкуя библейское сказание в философском, а не теологическом смысле. «Гептапл» вызвал недовольство в церковных кругах, но большой интерес со стороны учёных.
Джованни говорит о том, что чувственный мир возникает из высшего начала, которое бестелесно и порождено Богом. Он отрицает непосредственное его происхождение в результате промысла Бога, творения из «ничего». Мир вещей, по мнению мыслителя, возникает из материи – хаоса, исполненного всех смешанных и несовершенных форм, находящихся в его недрах. Мироздание, по мнению Джованни, – это иерархия трёх сфер: ангельской, небесной и подлунной. Человека он не относит ни к одному, это иной, четвёртый мир.
Изучение сил природы
Взгляды Пико делла Мирандола, основные идеи кратко выражаются в неприятии отдалённых, общих понятий о причинах проявлений природы и человеческой жизни. Штудируя движение небесных светил, учёный обращается к исследованию личных природных свойств самих вещей и прилегающих, связанных с ними причин. По его мнению, есть наука, являющаяся посредником между познанием сил и действиями природы, их соотношений и приложений друг к другу.
«Рассуждения против божественной астрологии» (1494) написаны в год смерти философа. Трактат вызывает особый интерес у историков, видящих в нём начало натурфилософии и зарождение критики лженаук. В этом произведении философ утверждает независимость жизни человека от расположенности светил небесных. Это неудивительно, так как астрологией увлекались в то время практически все поголовно. Этого не избежали даже гуманисты, проповедовавшие безусловность свободной воли человека.
Произведение не было завершено. Философ умер… В своём последнем труде он описывает математическую структуру природы и её законов. Речь шла не о «суеверной математике», которой пользовались астрологи, а об основной природной науке – натуральной магии, которая противопоставлена суеверию. Она учит совершать поразительные вещи, используя природные силы …
Гуманистические взгляды
Философские работы Пико делла Мирандола о достоинстве человека раскрывают новый гуманистический смысл. Исходя из античных идей, Джованни связывает два понятия человека как микрокосмоса и как центра Вселенной с христианским воззрением на сотворение его. При этом он изменил коренной смысл последнего о том, что человек создан по образу и подобию Бога, подменяя его понятием о человеческой свободе. Пико утверждает, что человек сам является свободным творцом собственной природы.
По теории мыслителя, он обладает исключительной привилегией во всем, особенно в оценке величия мироздания, которое сотворено Богом. Привилегия дает будто право человеку возвыситься над всеми другими смертными. Образ всех остальных творений определён законами, написанными им. Философ утверждал, что человек созидает свой образ сам. Он мыслил категориями символической мысли. Конечно, Пико ошибался, шёл вопреки церковным канонам, смешивал все в одну систему противоречивых взглядов… Это объясняется лишь его пытливым умом и духом искателя… Он был горяч и молод, но имел отлично развитую способность к наукам.
Если говорить про идею философского труда Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко раскрывая его смысл, становятся очевидными его истинные достижения. Этим выступлением Пико задумал антиципировать защиту девятисот тезисов. Оно должно было не только стать риторическим показом, представляющим учёное рассуждение, но и снабдить его замечательным предисловием. В этой теме Джованни являет квинтэссенцию всех основных идей. Учёный указывает на точку схождения всего многообразия форм и усилий. Если человек будет помещён в тот же самый интеллектуальный фокус, то он увидит себя как совершенно самодостаточное целое.
Микрокосмос
Труд Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» не первое произведение, в котором поднимается проблема человеческого образа как микрокосмоса. Эти взгляды имеют очень древнее происхождение. Ещё в мифологии такие мысли чётко прослеживаются. Отличие Пико от других школ в том, что он не удовлетворяется интерпретацией этого образа в философских школах, которые говорят, что человек есть малый мир, где смешались тело, элементы и небесный дух, бессмысленное чувство и душа растений, ангельский ум и подобие Божие.
В своей речи философ обращается к человеку, говоря ему о том, что он свободен, что он способен не только спуститься к самой низкой ступени животности, но и способен подняться к высшей сфере божественного. Человек может быть тем, кем захочет, – именно так считал Пико делла Мирандола. Гуманизм мыслителя возвышал человека как причастника всему земному и небесному. Свобода выбора делает людей космически не закреплёнными, утверждая их творческую способность к самоопределению. Человек – сам себе скульптор, сам творит свою собственную судьбу. Будучи соединительной связью всей природы, её эссенцией, составленной из всех её соков, человек, познавая себя, познаёт в себе все.
Идея, проповедующая человека как собственного скульптора, добавляет новый смысл в религиозный взгляд на богоподобие. Согласно Джованни, Бог неспроста раз и навсегда отметил человека своею печатью и подобием своим. Образ и подобие Божии нужно заслужить, совершить подвиг. Способность к этому заложена в природе самих людей, что и есть величайший Божий дар. Человек не обладает как наследством, своим подлинным и глубочайшим бытием, но это бытие связано с его собственными действиями.
Восхождение
Пределом свободы людей, согласно взглядам учёного, являются законы природы. Если они нарушаются, то человек утрачивает достоинство и право господствовать над прочими творениями. С концепцией свободной воли тесно связано понимание счастья как высшего блага. Чтобы достичь естественного счастья, нужно овладеть собственной природой, осознать её совершенство.
На пути восхождения от низшего к высшему мыслитель Пико выделяет три этапа:
- познание этики для очищения от пороков;
- упражнения в диалектике и натурфилософии для улучшения разума;
- изучение теологии для постижения божественного;
Поднимаясь по лестнице познания, человек совершенствуется и достигает состояния счастья. Он осознаёт своё достоинство. Высшим достоинством для человека является развитие творческих способностей. Философия – это стезя к добродетели, а теология – путь к божественному откровению, высшему наслаждению. Учение Джованни имело огромное влияние на формирование направления религиозного течения и гуманизма в Европе. Под воздействие идей Пико попали такие мыслители, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Муциан Руф, Томас Мор и другие.
Тенденции развития философской мысли Пико очень близки к Фичино и Кузанскому Н. Вообще, гуманизму присуща принципиальная открытость человеческой культуры, её богатства. Можно сказать, что в полной мере она реализовалась в произведениях Джованни, причём достаточно последовательно, а учение Пико – определённый итог всей истории развития гуманизма. Однако если глубоко проанализировать явно неоплатонические взгляды философа, то в его суждениях часто прослеживается отсутствие свободомыслия, которое послужило причиной причисления его к гуманистам. Скорее всего, сам Пико отнёс бы себя к религиозным мыслителям. Ценность его учения заключается в том, что он обнажил узел противоречий в философии эпохи Возрождения. Безусловно, мысли Джованни наталкивают на размышление, однако все же не могут претендовать на истинные. Это плод его собственных изысканий в поиске истины, которая лишь приоткрыла свою завесу, а дальше философ смотрел на неё через собственную призму. Именно философия научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, а о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.