Джекоб леви морено ударение

Видео:Якоб Леви Морено. Теория личности, ролей и спонтанности.Скачать

Якоб Леви Морено.  Теория личности, ролей и  спонтанности.

Словари

Море́но Якоб Леви (1892-1974), социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Родился в Румынии, с 1927 в США, основал Институт социометрии и психодрамы (1940; Институт Морено). Разработал социометрические методы для устранения конфликтов в малых группах и считал, что они применимы для разрешения противоречий в обществе в целом.

МОРЕНО Якоб Леви — МОРЕ́НО Якоб Леви (1892-1974), американский социальный психолог и психиатр, основатель социометрии (см. СОЦИОМЕТРИЯ).

Родился в Румынии. С 1927 в США. Основал институт социометрии и психодрамы (1940; институт Морено), журналы «Социометрия» и «Журнала межличностных отношений», Международный комитет по психотерапии (1957). Разработал социометрические методы для устранения конфликтов в малых группах (см. МАЛАЯ ГРУППА) и считал, что они применимы для разрешения противоречий в обществе в целом. Ввел понятие «психодрама» — метод групповой психотерапии (см. ПСИХОТЕРАПИЯ); цель психодрамы — создание идеальной реальности, добавочной действительности для решения своих проблем. Один из частных случаев психодрамы — социодрама (объект — группа, где люди являются исполнителями ролей). Цель социодрамы — достижение социального катарсиса (модели согласия). На базе социодрамы и психодрамы Морено создает социометрический метод. Основные работы — «Психодрама» (1946-1969), «Социометрия» (1947).

МОРЕНО Якоб Леви (1892-1974) — социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Родился в Румынии, с 1927 в США, основал институт социометрии и психодрамы (1940; институт Морено). Разработал социометрические методы для устранения конфликтов в малых группах и считал, что они применимы для разрешения противоречий в обществе в целом.

Видео:Социальная психология. Социометрия Якоба Леви Морено.Скачать

Социальная психология. Социометрия Якоба Леви Морено.

Джекоб Морено

американский психиатр, социальный психолог

Джекоб леви морено ударениеДжекоб Леви Морено

Социометрический метод, созданный Джекобом Морено, оказал значительное влияние на развитие психиатрии, психологии и социологии. Элементы социодрамы входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, в деловые игры. Сегодня социометрический метод активно применяется в различных учреждениях при формировании малых групп.

Джекоб (Якоб) Леви Морено (Jacob Levy Moreno) родился 18 мая 1889 года в Бухаресте (Румыния), в семье испанских евреев, он был старшим из шести позже появившихся на свет братьев и сестер.

Отец мальчика, Морено Ниссим Леви, был купцом. Много лет спустя Джекоб Морено Леви возьмет имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Джекоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»).

Высшее образование Морено получил в Венском университете, где изучал медицину и философию. Там же он познакомился с трудами З.Фрейда, которые оказали значительное влияние на его дальнейшее творчество. Во время обучения Морено заинтересовался психиатрией, и после окончания учебы с 1925 года он работал в различных психиатрических клиниках и институтах Австрии.

В этот же период Морено заинтересовался психологическими процессами, протекающими в малых группах. По его мнению, изучая данные процессы в малой группе, отражающей неформальную микроструктуру общества, с позиций, близких гештальтпсихологии и психоанализу, можно увидеть, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений.

Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями, Морено разработал метод социометрии. Получение в результате использования этого метода формализованной структуры межличностных отношении имеет не только диагностическое значение, но служит также основой для коррекционной работы, способствуя разрешению личностных конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе межличностных отношений.

Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социограммы и психодрамы, использующиеся в современной групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге.

В 1927 году Морено переехал в США, где и жил до самой смерти. В 1936 году он основал первый терапевтический театр, а также клинику в Бикон-Хилле. Продолжал Морено и свои исследования в области социометрии, и создал практический метод применения этой науки на практике.

Свои научные наработки Морено отразил в книге «Социометрия и изучение человека» (1953). Это психологическая теория общества, в основе которой лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические, через эмоциональные отношения между людьми, их симпатии и антипатии по отношению друг к другу. Морено считал, что все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

Умер Джекоб Леви Морено 14 мая 1974 года в Нью-Йорке (США).

Социометрический метод, созданный Джекобом Морено, оказал значительное влияние на развитие психиатрии, психологии и социологии. Элементы социодрамы входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, в деловые игры. Сегодня социометрический метод активно применяется в различных учреждениях при формировании малых групп.

Видео:Джекоб Леви Морено. Групповая психотерапия | Психодрама.Скачать

Джекоб Леви Морено. Групповая психотерапия |  Психодрама.

Якоб Морено 1889-1974 и театр спонтанности

Якоб Морено (1889-1974) и театр спонтанности.
У американского психоаналитика (ученика З.Фрейда), социального психолога основателя психодрамы и социометрии есть много конструктивного для педагога-психолога и учителя. Грете Лейтц отмечает,что Морено отстаивает мнение, что «самочувствие индивида, равно как и здоровье всех людей, всё больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества всё больше будет зависеть от креативных и деструктивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой»[ 1]. Для педагога-психолога в школе при организации и проведении интерактивных игр начиная с разогрева, где видна картинка «притяжений и отталкиваний»(выбора и отвержения), в «совместном действии» руководителя с классом и «общего участия в действии» интеракция (взаимодействие) необходима для развития группы. Можно сказать в интерактивной игре используется и спонтанность и творческий потенциал ребенка — «культурные консервы», то есть новый способ поведения, мышления и чувствования. Руководитель игры «расконсервирует»эти «культурные консервы»приложив к ним новый творческий импульс. Спонтанная интерактивная игра без сценария это аналог детских игр и дети в ней не знают чем закончить, а все другие участники предлагают своё решение и открыто переживают ситуацию. Но педагогу-психологу как руководителю игры надо помнить, что спонтанность — это энергия и она не должна быть бесконтрольна: подавление её может привести к неврозам, а бесконтрольность этой энергии приводит к психозу. Руководитель спонтанной игры ждет, подбадривает, неявно подталкивает и двойника и героя и даже возможен обмен ролями, чтобы герой уточнил мнение о себе с юмором. В спонтанной игре должна быть и сцена, и герой, и режиссёр с помощниками и активная публика. Начинаться игра должна с «встречи с собой», а заканчиваться «шерингом» — обменом эмоциональными переживаниями собственных жизненных ситуаций. В заключительной стадии спонтанной игры необходимо совместное обсуждение — групповое взаимодействие (интеракция). Разыгрывать можно и нелепые истории, фантазии и сны а герой сам определяет сюжет и роли участников с использованием литературных текстов или их пересказов.
Элементы психодрамы:
1. Протаганист — пациент — субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы;
2.Терапевт (режисер, фасилитатор) тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включение вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмен, анализа интерпретации происходящего.
3.Помощники терапевта — ко-терапевт и пациенты, исполняющие «вспомогательные роли Я» могут олицетворять значимых для протоганиста людей или части его собственного Я.
4.Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после её завершения не только относительно протоганиста и участников психодрамы, но и применительно к сами себе.
5. Сцена — место где развивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Фазы психодрамы.
1. Инициальная, или подготовительна («разогрев»). В нициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослабление страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр.
2. Разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе её , пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.
3. Фаза обсуждения, — является завершающей. По сути дела эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов — ролевой и идентификационной. Первая обратная связь «из роли». Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и прочее во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера.
Основные вспомогательные техники психодрамы.
Замена ролей — обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они уже получив некоторый опыт взаимодействия, пытаются войти «в шкуру» друг друга, «вынуть свои глаза и вставить себе чужие»
Классическая замена ролей — два реально присутствующих в данный момент индивидуума обмениваются ролями, так, что протагонист играет вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок играет протагониста.
Неполная замена ролей — протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека.
Социодраматическая замена ролей — протагонист играет роль отвлеченного или фантастического персонажа.
Дублирование — техника, позволяющая вспомогательному игроку вербализовать мысли и чувства, которые протагонист, быть может затрудняется выразить.
Монолог — это техника при которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства вслух ка самому себе, так и аудитории.
Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе.

Автор: Роман Золотовицкий
книга «Социометрия» Я.Л.Морено вышла в московском издательстве «Академический проект»

«Социометрия» — часть триединой системы психолога, философа и социолога Я.Л.Морено (1889 — 1974): «Психодрама — Социометрия — Групповая психотерапия». Книга, создавшая эпоху и повлиявшая на многие направления западной психологии и социологии. В книге дана методология социального и психологического исследования и преобразования (терапии), которая сейчас выглядит несколько неожиданно для практиков. Новый перевод сделан известным переводчиком психологической литературы Андреем Боковиковым (он же перевел книгу Гретель Лейтц «Психодрама: теория и практика» (1994) с современных позиций, восстановлены фрагменты, изъятые в 1958 году (это издание стало библиографической редкостью), сняты идеологические наслоения и ошибки, что способствует более глубокому прочтению этой книги. Впервые на русском языке публикуется раннее эссе Я.Л.Морено «Обращение к Спартаку» (1919).

Современная эпоха освоила его идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Усвоение через забвение… Его парадигмы, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение. То, что на Западе было точкой отсчета, что было глубоко усвоено (и благодаря этому ушло в подсознание), та мореновская основа, одна из основ западной науки и терапии, воспринимается нами в обратном порядке — через многие последствия и последователей.

Он создал: групповую психотерапию, социометрию, психодраму, социодраму, а также социатрию (как социальную терапию, пользующуюся методами и результатами социометрии), социономию (теоретическую основу социодинамики и социогенетики, науку о том, какие бывают люди и группы, т. е. изучающую соционимы 1) и многое другое, что серьезно повлияло на несколько гуманитарных областей — психологию, социологию, философию, театр… «Мы рассматриваем социометрию как метод, который при последовательном и широком применении поднимает нашу науку из состояния общественно-научной астрологии на высоту астрономии» — пишет немецкий социолог и психолог Леопольд фон Визе.

С тех пор многое изменилось, но девственная для социометрии наша страна как будто готова и теперь воспринять социальную панацею, не глубоко ее переваривая и трансформируя. Тем более, что Морено вообще был переведен и издан на русском языке до сих пор только один раз 2 «Социометрия», изданная в 1958 году накануне приезда Морено в СССР была в значительной мере изъята из библиотек и осталась лишь в считанных экземплярах.

Исторические же обстоятельства появления в печати этой книги довольно странны. Совершенно невероятно, чтобы цензура пропустила открытую критику Маркса и СССР. Даже в хрущевскую «оттепель», пик которой приходится как раз на 1958 год. Даже в условиях намечающегося визита «видного буржуазного психолога» Морено в СССР. Даже, если преподнести всё это в виде свободной «критики буржуазной философии и психологии» в «духе социалистической демократии». Видимо тут сказалась «обыкновенное чудо», неистребимая мистика, всегда окружавшая имя Морено.

Совершенно апологетичное предисловие, которым снабдил перевод М.Бахитов, да и качество самого перевода искажали восприятие (и без того искаженное) советского читателя настолько, что теперь складывается впечатление, что только в такой «упаковке» и могла появиться такая книга. Но шок, охвативший любого редактора (не говоря уже о Главлите), раскрывшего наугад (например в разделе «Политическая социометрия») верстку, мог бы свести на нет все усилия по публикации (хотя некоторые фрагменты о Сталине и Троцком, о коммунистах и фашистах всё таки были вырезаны; в новом переводе они естественно, восстановлены).

Психологи и социологи старшего поколения помнят два приезда Морено в СССР: в 1958 году и в 1966 (на ХVIII международный психологический конгресс), вовремя которых он демонстрировал возможности своего метода. После этого в СССР прошла волна публикаций Я. Коломинского, И.Волкова, В. Паниотто, Г. Андреевой и др. К середине 70-х уже многие психологи и социологи имели общее представление о количественной методике диагностики малой группы, носившей название «социометрия» и потерявшей всякую связь с ее создателем и в особенности с его идеями. К этому времени появились гуманитарные специалисты прикладного характера деятельности: социологи и психологи на предприятиях и в учреждениях, психологи-терапевты в околомедицинских кругах, педагоги-новаторы, стремящиеся к использованию социометрии или ролевых игр в своей работе. В методических брошюрах и изустно передавались рецепты «социометрических» замеров и различных смешанных и комбинированных методик (референтометрии, ранжировки предметно-ценностных ориентаций в сочетании с социометрией), подсчитывались «индексы популярности» и использовались потом для соответствующих обоснований.

Тогда и появились «социометрические» анонимные анкеты с вопросами в лоб: «С кем из перечисленных здесь членов вашего коллектива Вы пошли бы в разведку?», или «С кем Вы пошли бы в ресторан?», или «С кем вы поехали бы на отдых?». Вопросы эти, кстати, всегда воспринимаются весьма абстрактно. «Разведку» каждый видит по-своему (если вообще видит), но при этом, несмотря на анонимность, каждый чувствует, что какие-то отношения в группе (пусть не все), связи могут открыться. И от всего этого напряжение только возрастает. «К сожалению, большинство исследователей при использовании социометрических техник уделяли одностороннее внимание индексу выборов/предпочтений, который теперь применяется столь широко и поверхностно: от вопросов „как часто у вас бывают свидания?“ и „кто ваши друзья?“ до адресованного детям вопроса „кого ты больше любишь, отца или мать?“ (для исследования фрейдистской гипотезы Эдипа), часто без упоминания социометрического отцовства…Количественный анализ выборов и отвержений прост и даёт немедленный результат. Структурный анализ социограмм и психогеографических диаграмм труден, требует много времени…Без спонтанности и процесса разогрева всей группы в аспекте общей проблемы социометрические тесты становятся бесполезными», пишет Морено.

Проблемой тех, кто хочет применять социометрию на практике, является не только полное отсутствие учителей, обучающих методам Морено как единому целому (социометрия, психодрама и групповая терапия), но и отсутствие первоисточников и учебников на русском языке. Эта книга не может быть учебником, ее ценность, несомненно, теоретическая, методологическая и идеологическая. Но как только всякий (кто этого действительно захочет) начнет учиться практике в непосредственном общении с учителем (у психологов это называется work-shop или по-русски «мастерская»), то сразу же посмотрит на предлагаемый новый перевод Морено другими глазами. (смотрите объявление о Морено-Фестивале 2001 (сентябрь) на «Флогистоне» в разделе «Архив новостей»). Личное участие в психодраме или социодраме, несомненно, подвигнет к особенно глубокому осмыслению некоторых страниц. К душам вступающих на этот путь обязательно дойдут слова мэтра: «То, что мы действительно делаем во время социометрических операций, социометрического теста или социодрамы, определяет и иллюстрирует наши термины и концепции. Это до известной степени компенсирует некоторые непоследовательности или по крайней мере исправляет представления, полученные из плохо сформулированных определений».
1 Соционимы — имена групп и социальных качеств, признаков, по которым может быть образована социальная группа или категория, социальный архетип.

Морено, Якоб Леви
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния —14 мая 1974, Нью-Йорк, США) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
Биография
Морено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей «Автобиографии» так описывал историю своего рождения:
Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Чёрному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределённости берёт начало неопределённость моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.
Большинство последователей Якоба Леви Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то Морено родился18 мая 1889 года в Бухаресте (Королевство Румыния) в семье сефардских евреев из Оттоманской империи. Отец Морено, Морено Ниссим Леви из Плевны (также Морену Нисим Леви, 1856—1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в Плевну из Константинополя.
В 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в США, Якоб Морено Леви возьмёт имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»).[1] Мать Морено, Паулина Янку Вольф (1873—1933), происходила из Калараша.[2] Морено был старшим из шести братьев и сестер. Разговорным языком в семье был ладино.
Как и рождение Морено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме. Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы — моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов».
В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-летний Якоб Леви остаётся в Вене, и больше никогда не живёт вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:
Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира — моё имущество, и, напротив, всё что есть у меня, принадлежит всему миру.
Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества». Это высказывание Морено часто воспринимают как броскую фразу. В действительности же это — фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы.
В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана ещё одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:
«Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся…
В ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.
Психодрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. Её созданию в немалой степени способствовал растущий интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько «стихийных психодрам», он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке.
Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Совместно с врачом В.Грюеном и журналистом К.Кальбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю для обсуждения сложностей, возникающих в их жизни. Вот выводы, которые сделал Морено в итоге этой работы:
Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2)у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше;) групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4)проблема автономности и безымянности… В групповой терапии существует тенденция к безымянности её членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.
В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.
Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды. В 1914-15 годах тремя книжками издаётся сборник «Приглашение к встрече», в общих чертах отражающий философию Морено.
В 1917 окончил Венский университет, получил диплом врача. С 1918 года начинает выходить журнал «Daimon», редактором, а затем и совладельцем которого стал Морено. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году обнародовал в этом журнале свою работу «Слова Отца», являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества.
В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, ещё не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом. Первый опыт связан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. Морено со своей подругой, Марианной Лорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со «случаем Барбары» (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенёром. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъярённого сутенера, пока не была им «убита». Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, преданных жён, озлобленных любовниц. Постепенно менялось её поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.
Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроём в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.
В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.
В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.
В 1924 году выходит книга Морено, названная автором «Театр спонтанности». В ней Морено выделяет 4 типа театра:
• театр конфликта (аксиодрама)
• непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображения
• терапевтический театр, в котором люди играют самих себя
• театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.
Разнообразие интересов Морено подчёркивает тот факт, что в это же время он, совместно с братом своей возлюбленной, работает над проектом звукозаписывающего устройства, названного ими «Радиофильм». Это устройство явилось прообразом магнитофона — принцип магнитной записи позволял стирать в вновь записывать голос. Патент на «Радиофильм» был получен в Австрии и позже продан в Штатах.
В 1925 году, под давлением обстоятельств, перед Морено встаёт вопрос об эмиграции из Австрии. Морено рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. Морено выбрал первый вариант.
Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями Морено, он обустраивается в новой для него стране. Заключив в 1928 году фиктивный брак с Бетрис Бичер, Морено получает американское гражданство.
1931 год — очень насыщенный год в жизни Морено. 5 апреля в театре «Гильдия» состоялось официальное открытие «Театра импровизации».
В это же время ему поручают провести исследование в тюрьме Синг-Синг. Использовав в качестве основного метода социометрию, Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключённых, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. На этом заседании впервые в истории психиатрии Морено употребляет термин «групповая психотерапия».
После доклада Морено приглашён провести исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек, располагающейся в городе Хадсон. В 1932 году Морено приступает к работе. Хадсоновский (его иногда ошибочно называют «гудзоновским»)проект Морено длился два года и позволил осуществить основные идеи Морено: в Хадсоне использоваласьсоциометрия, психодрама, социодрама и групповая психотерапия.
В 1934 Морено публикует основополагающую монографию «Кто выживет?», ставшую «Библией» социометрии (на русский язык ещё не переведена).
Морено был не только творцом, но и популяризатором своих идей. Ещё в 1931 году он основывает журнал «Impromptu», посвящённый спонтанному театру, однако вышло всего 2 номера журнала. С 1937 года Морено начинает издавать журнал «Социометрия: журнал межличностных отношений», в котором публиковались такие известные учёные, как Маргарет Мид и Гордон Олпорт.
В 1936 году в г. Биконе Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл», которая становится одновременно лабораторией и учебным центром. Здесь собирались друзья и единомышленники, отсюда психодрама начала распространяться по всему миру.
В 1941 году в государственном учреждении — госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме. Со временем психодраматическая сцена становится частью психиатрических отделений многих госпиталей и психологических факультетов факультета. Так, в 1949 году, усилиями Генри Мюррея, театр психодрамы появляется при Гарвардском Университете. В 1942 году Морено создаёт в Нью-Йорке Институт социометрии и Театр психодрамы. В том же году Морено вместе со своей будущей женой Зеркой основывает Общество психодрамы и групповой психотерапии, которое издаёт журнал «Социатрия», а с 1947 года — «Социатрия, журнал групповой и межгрупповой терапии» (ныне — «Журнал групповой психотерапии, психодрамы и социометрии»). Кроме того, с 1943 годаОбщество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучения психодраме. Формальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов.
В 1946 году Морено выпускает книгу «Психодрама. Том 1».
С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем — Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создаёт Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.
Мемориальная доска в городе Плевна, Болгария
В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» была переведена на русский язык (в 2001 заново переведена). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.
Последним монументальным трудом Морено стала его автобиография, над которой он начал работать в 1971 году.
В 1974 году Морено перенёс серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приёма пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: «Здесь лежит человек, который принёс в психотерапию шутку и смех».
Философия и теория психотерапии Морено
Психодрама как психотерапевтический метод неразрывно связана с философскими воззрениями Морено. Сам Морено видел конечной задачей психодрамы Встречу с Богом и называл ее «экспериментальной теологией».
Морено считал, что божественный акт Творения не закончен, что сила (Бог), которая когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. Человек — носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. Эту энергию Морено называл спонтанностью.
В процессе со-творения, и только в нем, может осуществиться Встреча человека с Богом. В сборнике «приглашение к Встрече» есть текст «Речь о Встрече», отрывок из которого приведен в книге Г. Лейтц. Он представляет собой диалог человека и Бога. Человек спрашивает, почему Господь все еще не пришел к нему. Бог отвечает, что он знает всех людей на земле и спешит к ним, Он — в пути. Но на этом пути от одного человека к другому существуют разломы, трещины, из-за которых Он вынужден останавливаться и вникать в положение вещей. И какова бы ни была причина задержки (перечисляются «темы»: «Возникновение святости», «Как исцелить любимого», «Беспорядок в деревне», «Возникновение нищеты»), человек не готов идти навстречу Ему. Чтобы Встреча с Богом состоялась, сначала человек должен встретиться с собой, затем — с теми, кто живет с ним под одной крышей, затем — с теми, кто живет с ним в одной общине, в одной стране. Только тогда возможна Встреча с Богом:
Чтобы со мною встретиться, ты должен пройти свой путь с самого начала, начать его там, откуда ты вышел, с себя; и если ты соответствовал себе — с тех, с кем ты живешь; и если ты соответствовал им — с соседей по дому; а если ты соответствовал им, то можешь продолжить свое странствие, от места к месту, не слишком быстро, не слишком медленно, так, как получится. Под впечатлением этой встречи человек приходит к выводу: «Если я довольствуюсь тем, чтобы соответствовать людям, с которыми живу в одной квартире, и если возникает конфликт, я вступаю в борьбу, не отступаю в борьбе, выстаиваю в борьбе до конца, значит, я себе соответствовал. У меня была встреча с собою, а после того, как стал полностью себе соответствовать, покинул себя и встретился с соседями по дому. А после того, как стал полностью им соответствовать, я покинул их и встретился с жителями моей деревни, А после того, как стал полностью им соответствовать, я покинул их, и странствовал с места на место, и соответствовал всем, кто встречался на пути ко всем… Если же я соответствовал всем положениям и тем, кого встречал я, и тем, кого встречали они, и так до бесконечности, тогда во встрече с тобою нет больше трещины, нет разлома, нет зла, нет досады, нет неловкости, нет несовершенства. Тогда встреча является завершенного тогда встреча не задерживает меня, как задерживают течение то рифы, то изгибы, то песчаные отмели на реке. Тогда я быстро следую вперед. Тогда я без остановок, быстрее всех следую до места, где вы живете, и к себе; который только во встрече с вами ощущает свое совершенство… Нет ничего, что помешало бы мне встретиться, мое чувство исцелено, узел развязан, встреча завершена.
Вот как Грета Лейтц поясняет поэтический текст Морено:
Практический психотерапевтический подход в психодраме основывается на заключенной в методе возможности многоуровнего общения:
1. На возможности встречи с самим собой.
2. На возможности встречи с «Ты» в рамках реального жизненного сообщества, то есть in situ или, как мы еще увидим, в «полуреальности» психодрамы.
3. На возможности встречи членами малой группы или иных, возможно, более крупных групп, например этнических, в их социометрическом переплетении с естественными жизненными группами in situ или изображенных на сцене; а также на возможности встречи с членами психодраматической группы в ситуации «здесь и теперь».
4. На возможности встречи с миром как в социальном, так и в космическом значении.
Отсюда становится понятным и естественным шокирующее, если оно взято в отрыве от контекста, утверждение Морено о том, что «подлинно терапевтический метод не может иметь своим объектом меньшее, чем человечество». Психодрама в этом случае становится средством прийти к самому себе, а групповая психотерапия и социометрия — способом встретиться с Другими:
…модель Божественной вселенной стала планом, онтологическим руководством, по которому я разрабатывал социометрию — представление об обществе, в котором реализуется наша глубинная Самость…
Философские концепции спонтанности как со-творчества и Встречи реализуются у Морено в социометрии, а также в теории спонтанности и теории ролей.
Теория спонтанности
Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор)[3]. Операциональное определение спонтанности, данное Морено, звучит так:
спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия
Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Спонтанность — это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление — к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью.
Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса являются культурные консервы. Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость:
В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог — Создатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, — решил не создавать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира
Спонтанность — креативность — культурные консервы представляют собой цикл творчества. Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется, приводя к появлению новых консервов.
Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.
Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.
Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия
не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации
Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле. Теле — это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью. В его основе лежит взаимное принятие роли:
Прогулка вдвоем: глаза в глаза,
уста в уста,
и если ты рядом, хочется мне
вырвать глаза твои из впадин
и вставить их вместо моих,
а ты вырвешь мои
и вставишь их вместо своих,
тогда буду я глядеть на тебя твоими,
а ты взглянешь на меня моими
глазами
Теле-отношения — это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле.
Именно теле-отношения являются истинным предметом изучения социометрии и предметом взаимодействия в групповой психотерапии
Групповая психотерапия
Идея групповой психотерапии естественно вытекает из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то очевидно, что психотерапия (как способ Встречи) в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу можно решить, используя психодраму, основанную на социометрии.
Социометрия
Психодрама, с которой традиционно связывают имя Морено, не существует сама по себе, как набор техник. Любая техника является психодраматической тогда и только тогда, если ее исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады Морено. В психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, входят социометрия и групповая психотерапия. Вне этих рамок даже обмен ролями перестает быть психодраматической техникой, а непсиходраматические техники, внесенные в этот контекст, напротив, становятся драматическими. Основу «психодраматического мышления» составляет социометрия.
Социометрия — это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на теле-отношениях структуру группы, в отличие от формальной ее структуры.
Если в комнату входят, скажем, десять незнакомых между собой человек, то каждый из них, осознанно или неосознанно, формирует свое впечатление об окружающих, делает свои выборы. Эти выборы основываются на силах притяжения — отталкивания: Маша с Васей в разведку бы не пошла, но с удовольствием провела бы вечер, а вот с Петей будет скучно в ресторане, но для разведки он вполне годен.
В данном случае «разведка» и «поход в ресторан» — это критерии выбора. Критерии притяжения или отталкивания зависят от индивидуального опыта человека, их количество у каждого человека огромно, если не бесконечно.
В классической социометрии мы сначала в действии разогреваем группу, чтобы выявить наиболее значимые для нее критерии in situ, а уж потом просим участников группы сделать свой выбор. В результате мы получаем социометрическую картинку «притяжений» и «отталкиваний» по данному критерию для данной группы — социограмму. В психотерапевтической группе, где каждый участник обозначает свой выбор, кладя руку на плечо тому человеку, кого он выбрал, социограмма становится очень наглядной и является психотерапевтическим инструментом сама по себе.
То, какие именно критерии задаются или выявляются в группе, зависит от задач, стоящих перед социометристом. Например, в начале группы, когда у участников повышен уровень тревоги, вполне уместно задать такие критерии как «кто в этой группе больше других похож на тебя» или «кому бы ты доверил поливать цветы в твоей квартире в свое отсутствие». Таким образом, в зависимости от своих целей, социометрист структурирует океан выборов, уже существующих у каждого участника.
Следует помнить, что мотивация и семантика у каждого своя, и понимать критерии люди могут по-разному. Предположим, мы в группе подростков задали критерий «с кем бы вы хотели сидеть за одной партой», и получили взаимный положительный выбор Маши и Вани. Казалось бы, можно смело сажать их за одну парту, но можно и уточнить, чем они привлекают друг друга. И тогда может оказаться, что Ване Маша нравится как девушка, ему приятно сидеть с ней вместе, а Маша выбрала Ваню потому, что он сдержанный, и не будет мешать ей прилежно заниматься. В приведенном примере выбор Маши и Вани основан не на теле-отношениях, а на переносе, Встречи не происходит. В книге «Кто выживет» Морено приводит несколько правил, необходимых для того, чтобы социометрия состоялась.
Правило разогрева или активной продуктивности. Для того чтобы социометрия состоялась, участники группы должны быть активны, то есть любой социометрии должен предшествовать разогрев. Направление разогрева, выявляющего социометрический критерий, значимый для группы, должно соответствовать внутренней склонности участников группы. Иначе они потеряют спонтанность, Встреча не состоится.
Правило «совместного действия» исследователя с группой Для того, чтобы результаты социометрии обнаруживали глубинную, а не формальную структуру группы, экспериментатор должен быть частью группы.
Правило общего участия в действии Каждый участник вовлечен в действие таким образом, что он проводит свой собственный эксперимент, и в равной степени с исследователем отвечает за координацию всех экспериментов, происходящих в группе.
Социограмма, полученная в результате грамотно проведенной социометрии, становится материалом для психодрамы. Результаты психодрамы, в свою очередь, оцениваются социометрически.
Психодрама
В буквальном переводе с греческого это слово означает «действие души», и ключевое слово здесь — «действие». В отличие от существовавших к началу 20-х годов методов психотерапии, психодрама не была «разговорным» жанром. Проблема пациента, который в психодраме называется протагонистом, то есть актером, играющим главную роль, решалась с помощью разыгрывания ее на психодраматической сцене.
Важно подчеркнуть, что в рамках психотерапевтической триады Морено психодрама является способом снять блоки спонтанности, препятствующие осуществлению Встречи.

🎥 Видео

Сегодня, 14 мая день смерти Джекоб МореноСкачать

Сегодня, 14 мая  день смерти  Джекоб Морено

Якоб Леви МореноСкачать

Якоб Леви Морено

Работа по методу Психодрама Якоба МореноСкачать

Работа по методу Психодрама Якоба Морено

Якоб Леви Морено Теория личности, ролей и спонтанностиСкачать

Якоб Леви Морено   Теория личности, ролей и  спонтанности

172. Якоб Леви МореноСкачать

172. Якоб Леви Морено

Психодрама Якоба Морено. Монодрама и техника пустого стула [Психотерапия #82]Скачать

Психодрама Якоба Морено. Монодрама и техника пустого стула [Психотерапия #82]

Социальный атом Полины - как учит нас Якоб Леви МореноСкачать

Социальный атом Полины - как учит нас Якоб Леви Морено

Сегодня, 18 мая день рождения, Джекоб МореноСкачать

Сегодня, 18 мая день рождения, Джекоб Морено

1/6 Психодрама. Якоб МореноСкачать

1/6 Психодрама. Якоб Морено

Билет №34: Теория ролей и стадии ролевого развития в рамках психодрамы Я.Л.МореноСкачать

Билет №34: Теория ролей и стадии ролевого развития в рамках психодрамы Я.Л.Морено

Психодрама - метод психотерапии // Жизнь - игра?Скачать

Психодрама - метод психотерапии // Жизнь - игра?

Стеллиум из планет Якоб Морено Формула душиСкачать

Стеллиум из планет Якоб Морено Формула души

100 лет психодраме Якоба Морено Дни психодрамы в Санкт Петербурге в 2022 годуСкачать

100 лет психодраме Якоба Морено  Дни психодрамы в Санкт Петербурге в 2022 году

ПсиходрамаСкачать

Психодрама

Якоб Морено: правила жизни и лайфхаки для современного человекаСкачать

Якоб Морено: правила жизни и лайфхаки для современного человека

О политических дегенератах. От НОВЫХ ЛЕВЫХ к НЬЮ ЭЙДЖ. Происхождение групповой терапии ( ч.20 п.2)Скачать

О политических дегенератах. От НОВЫХ ЛЕВЫХ  к НЬЮ ЭЙДЖ. Происхождение групповой терапии  ( ч.20 п.2)

Расстановки по Дж МореноСкачать

Расстановки по Дж Морено
Поделиться или сохранить к себе: