- Империя Безоса: как богатейший человек на планете создал Amazon и зачем рвется в космос
- Лучший ученик
- Еще один бизнес в гараже
- Культура данных
- Первый кризис
- Amazon в облаке
- Безос и власть
- Безос в космосе
- 20 богатейших людей мира — 2020. Рейтинг Forbes
- Как Джефф Безос прошел путь от гаражного изобретателя до основателя Amazon
- Как Amazon дорос до $1 трлн
- Когда отчим роднее отца
- Amazon.com, Inc.
- Гаражный изобретатель
- Невеста из соседнего кабинета
- Либо в бар, либо за компьютер
- Часы ценой в $42 млн
- Как труп стал амазонкой
- Почему поменялся логотип
- ГУЛАГ на Амазонке
- Что общего у Джеффа Безоса и Илона Маска
- Как запихнуть бумагу в интернет
- Богатейший человек в мире, уничтоживший книги. История основателя Amazon Джеффа Безоса
- Содержание
- День рождения
- Изобретательный Джефф
- После университета — сразу в вице-президенты
- Интернет правит миром
Видео:- Не сдавайтесь, даже после сотни неудач | Джефф БезосСкачать
Империя Безоса: как богатейший человек на планете создал Amazon и зачем рвется в космос
В 2017-м, вскоре после того, как Джефф Безос был объявлен самым богатым человеком в мире по версии Forbes, произошла история, которую двумя годами позже описал журнал The New Yorker (и которую потом официально опровергала пресс-служба компании).
Билл Гейтс, бывший до этого самым богатым человеком в мире, позвонил личному помощнику Безоса, чтобы пригласить того на обед, и поинтересовался, свободен ли новый «номер один» во вторник или в среду. Помощник сообщил Безосу о приглашении и о выборе между вторником и средой. Безос ответил: «Скажите — в четверг». Скорее всего, Гейтс даже не заметил этого маленького проявления личного тщеславия. Однако это было грубым нарушением «14 Принципов Лидерства», которые в Amazon находятся повсюду — «они написаны на стенах, они висят в туалетах, они напечатаны на карточках у руководителей». Среди них — призывы быть самокритичными, никогда не говорить «это не входит в мои обязанности», «со смирением анализировать свои самые твердые убеждения» и «стремиться к совершенству, даже если окружающим кажется, что стандарты неразумно высоки». Можно ли считать, что в этом случае Безос изменил своим принципам, и у него началось головокружение от успехов?
Видео:Джефф Безос настолько богат, что ...Скачать
Лучший ученик
Джеффри Престон Джоргенсен родился в Альбукерке, штат Нью-Мексико, 12 января 1964 года. Его мать, Джеки Гайз, была 17-летней школьницей, отцу было 19. Через год Гайз развелась с ним, а еще через несколько лет вышла замуж за Мигеля Безоса, кубинского эмигранта, который работал инженером в нефтяной компании Exxon. Мигель усыновил 4-летнего Безоса в 1968-м. Тед Джоргенсен, биологический отец Джеффри, давший согласие на усыновление, очень скоро потерял их из виду, а к тому же забыл и новую фамилию отпрыска. Поэтому был реально потрясен, когда в 2012 году его разыскал журналист, писавший книгу о Безосе, и сообщил, кем является его биологический сын. Кстати, похожей была и жизненная история основателя Apple Стива Джобса, также не встречавшего в сознательном возрасте своих биологических родителей.
Еще в юности Джеффа начали интересовать техника, компьютеры и предпринимательство. В трехлетнем возрасте он сумел отверткой развинтить свою детскую кроватку, так как ему хотелось, чтобы она была похожа на взрослую. Свой первый опыт с компьютерами он описал в интервью в 2001 году: «В Хьюстоне была компания, которая предоставляла свободное время на своих больших компьютерах местной начальной школе. Ни учителя, ни вообще никто в школе не знал, как обращаться с компьютерами. Но в наличии была целая стопка руководств. И вот я и еще несколько ребят оставались после уроков и научились программировать эту штуку».
Тогда же, в школьные годы, Безос приобрел первый опыт предпринимательства. Он организовал у себя дома летний лагерь «с уклоном в науку и литературу». В него записались пятеро школьников, заплативший каждый по $150. Это был его первый заработок. Еще он подрабатывал в McDonald’s. Это не помешало ему закончить школу лучшим учеником в классе. В выступлении на школьном выпускном вечере он говорил о своей мечте — дать человечеству возможность колонизировать космос, чтобы превратить Землю в огромный национальный парк. Возможно, это было больше, чем просто юношеская мечта.
В 1986 году Безос с отличием закончил Принстонский университет по двум специальностям: инженер-электрик и специалист по вычислительной технике. Однако инженером не стал — вскоре он поступил на работу в хедж-фонд D.E. Shaw, созданный в 1988 году бывшим профессором-компьютерщиком Дэвидом Шоу, который использовал для инвестирования сложные математические модели. По сути это был один из первых алгоритмических хедж-фондов — и он вполне соответствовал интересам и склонностям Безоса.
Видео:😨Джефф Безос и Лорен СанчесСкачать
Еще один бизнес в гараже
Работая в фонде, он наткнулся на статистику, которая его поразила. Об этом рассказал в 2013 году заместитель главного редактора Business Insider Николас Карлсон в документальном фильме, снятом агентством Bloomberg для серии Game Changers: «Он узнал, что интернет растет на 2300% в год. И эта цифра оказала на него магическое воздействие». Безос увидел в интернете невероятные возможности — этакое технологическое цунами, которое уже накатывалось на экономику. Оно создавало новые каналы сбыта, вымывало старых посредников, вообще меняло способы покупки и продажи. Оставался вопрос — где это применить. Ответ нашелся — книги.
В июле 1994 года Безос ушел со стабильной и надежной работы на Уолл-стрит, чтобы воплотить мечту — создать один из первых в мире онлайновых книжных магазинов. Первыми инвесторами были его родители. Он так рассказывал об этом эпизоде: «Первый вопрос, который задал мне отец — а что такое интернет. Он рассчитывал не на компанию и не на бизнес-идею, он верил в своего сына». Родители дали ему $300 000 своих сбережений, с ними Безос и его жена МакКензи направились в Сиэтл, штат Вашингтон. О начале своего бизнеса он рассказал в 1999-м в выступлении в колледже Лейк Форест: «Я нашел дом, в котором можно было бы разместить бизнес, потому что там был гараж. Есть масса историй про то, как компании-стартапы начинались в гараже, поэтому мне это показалось правильным началом. Правда, меня беспокоило, что я не вполне следую традиции — это был гараж, который уже был переделан под что-то другое. Но меня успокаивало то, что он не был утеплен. В общем, это точно не было роскошным офисом».
Утром 16 июля 1995 года компания Amazon открыла свои виртуальные двери первым покупателям. У новой компании вообще не было рекламного бюджета. Первые продажи генерировались исключительно благодаря тому, что покупатели рассказывали о ней друг другу. Сайт дорабатывали уже в рабочем порядке. Однако уже за первый месяц на нем побывали и купили книги посетители из всех 50 штатов, а также еще из 45 стран.
С самого начала главной стратегической целью Безоса, его мантрой было максимально быстро вырасти в большую компанию. «Все должно было двигаться как на стероидах. Рост должен был быть неестественно быстрым. Все время было ощущение, что мы куда-то бежим. Нужно было захватить долю нового рынка электронной коммерции. Что-то похожее на борьбу за территорию, только в интернете», — вспоминали позднее первые сотрудники Amazon.
Скоро стало ясно, что стратегия полностью себя оправдала. К концу 1996 года продажи компании достигли почти $16 млн. Удобства для покупателей были очевидными: каталог Amazon насчитывал около 300 000 книг (это вдвое больше, чем в самом большом книжном магазине), цены были ниже, чем в большинстве традиционных книжных магазинов, а купленные книги доставлялись прямо домой покупателям. Однако первые инвесторы были разочарованы. Рост продаж шел, но практически без прибыли, потому что Amazon тратил миллионы на развитие — на улучшение софта и расширение бизнеса. По словам Джеймса Маркуса (он был штатным рецензентом книг для сайта, 55-м по счету сотрудником в компании), «главная идея Безоса — нельзя ни минуты почивать на лаврах. Нужно все время придумывать что-то новое. И все время бежать впереди конкурентов. Останавливаться нельзя даже на миллисекунду».
Уже через три года после основания компания вышла на IPO. Цена размещения составляла $18 за акцию, но уже к концу первого дня торговли на рынке NASDAQ выросла более чем наполовину — до $29,15. Теоретически, если бы в 1997 году предполагаемый инвестор вложил в акции Amazon всего $100 по цене размещения и получил бы пять акций (и $10 сдачи), то через 24 года, в середине февраля 2021 (после трех сплитов) его пакет стоил бы $196 580 — то есть вырос бы в денежном выражении почти в 2000 раз. В 2018 году рыночная капитализация компании превысила магическую отметку $1 трлн, а сейчас составляет около $1651 млрд. Но тогда, в 1997-м количество интернет-стартапов исчислялось сотнями, Amazon был просто еще одной компанией из множества похожих, и предсказать его будущее никто из аналитиков, естественно, не мог.
Деньги, полученные от IPO, позволили компании обновить и улучшить сайт и алгоритмы, нанять новых сотрудников (около 7000 к концу 1997 года), но главное — расширить номенклатуру продаваемых товаров. Как объяснил позднее Джеймс Маркус, «мы поняли, что можем продавать что угодно — еду, лекарства, сотовые телефоны, журналы». Объемы продаж росли как на дрожжах, росла и популярность компании, и самого Безоса. В декабре 1999-го журнал Time объявил его человеком года. Для него это был момент торжества, его мечта о «завоевании мира» сбылась: «Моя мама просто расплакалась, когда узнала. Мои родители очень гордятся мной, и это очень приятно».
Видео:Джефф Безос История собственного СтартапаСкачать
Культура данных
Но уже тогда Безос и команда задумывались не только о росте продаж, а о чем-то совершенно новом: товаром становилась сама информация о потребителях, причем более ценным, чем что-либо еще. Один из бывших руководителей Amazon Джеймс Томсон описал это так: «Кажется, что Amazon торгует товарами, но на самом деле это — информационная компания. Любое взаимодействие с клиентом — это еще одна возможность для сбора данных».
В январе 1997 года Безос с ведущими сотрудниками Amazon отправился на несколько дней в курортный комплекс Sleeping Lady в двух часах езды от Сиэтла для мозгового штурма. Там он сообщил собравшимся, что хочет привить в компании «культуру измерений». По словам Джеймса Маркуса, у Джеффа была маниакальная страсть к количественным оценкам: «Он понимал ценность собираемых данных. Идея о том, что каждый щелчок мышью и каждое движение на веб-сайте сами по себе являются товаром, была новым видом мышления для большинства сотрудников — и для меня тоже». Тогда же в компании начала создаваться группа экспертов по анализу данных (позже она многократно выросла). Одним из первых в ней был Андреас Вайгенд, специалист по Big Data и искусственному интеллекту. До прихода в компанию он опубликовал более 100 научных статей, а в Amazon стал главным научным сотрудником.
Он и его команда начали изучать историю посещений сайта, чтобы понять, почему люди это делают. Изучая цифровой след, Amazon выяснял, с каких сайтов приходят пользователи, как они перемещаются по его собственным страницам и куда переходят дальше. Целью было создавать профили, поведенческие стереотипы отдельных покупателей, которые можно было бы в дальнейшем тиражировать — распространить на других покупателей со схожими характеристиками. «Я был шокирован, увидев, насколько люди предсказуемы, — говорит Вайгенд. — Мы не считали, что эксплуатируем покупателей, мы думали о том, чтобы помочь людям принимать правильные решения». В результате у пользователей стали появляться индивидуальные первые страницы и индивидуализированные электронные письма в почтовых ящиках. Джеймс Томсон так описал этот процесс: «Amazon знает не только ваши предпочтения, но и миллион других предпочтений клиентов, которые очень похожи на вас. Таким образом, Amazon может предугадывать, что вам понадобится дальше, и оценить перечень товаров и брендов, которые должны быть на складе через три-шесть месяцев, когда вы будете готовы «неожиданно» их купить».
Видео:Джефф Безос - История Успеха Самого Богатого Человека в МиреСкачать
Первый кризис
Тогда, в конце 90-х, Amazon делал лишь первые шаги и строил планы в этом новом направлении. Но вскоре произошло событие, похоронившее сотни интернет-компаний — и чуть не похоронившее Amazon. Крах дот-комов в 2000 году. Сотни интернет-компаний объявили о банкротстве, акции оставшихся потеряли 75% своей стоимости, а общие потери инвесторов в технологический сектор оценивались в $1,755 трлн. Amazon уцелел, но, как утверждает автор двух книг о Безосе Брэд Стоун, это было везение, а не тонкий стратегический расчет.
Дело в том, что в начале 2000 года в компании появился новый финансовый директор, Уоррен Дженсен, который решил, что Amazon нужна подушка безопасности, чтобы не допустить просрочек платежей поставщикам. По его настоянию в феврале компания разместила на $672 млн конвертируемых облигаций, в основном среди европейских инвесторов. Крах дот-комов разразился всего через месяц после этого. Если бы не эти деньги, возможно, Amazon пополнил бы длинный мартиролог компаний, закончивших существование в последний год XX века. Тем не менее, Безосу пришлось провести две волны массовых увольнений и срезать большую часть запланированных расходов. Не сразу, но это дало результат — Amazon выжил, хотя его капитализация снизилась в десятки раз. В ноябре 1999 года акции торговались по $85, а в начале сентября 2001 года — по $5,97.
Возможно, именно кризис ускорил вызревание тех новаторских идей, которые привели Amazon к его нынешнему виду. Так, его превращение из продавца книг (правда, очень большого) в маркетплейс — платформу для других продавцов (сначала книг, а потом чего угодно, при использовании инфраструктуры самой компании) произошло в 2000 году. Amazon начал приглашать в партнеры многих традиционных ритейлеров — Toys R Us (игрушки), Gap (одежда), Borders (книги), Target и Marks & Spencer согласились одними из первых.
В краткосрочной перспективе такие альянсы увеличивали выручку и прибыль всех участников. Однако Amazon уже тогда понимал ценность огромных массивов собираемых в таких альянсах данных. Благодаря контролю над данными Amazon изучал все особенности торговли в данном секторе, а затем мог переходить в наступление — напрямую конкурировать с партнерами. Некоторые, такие как Borders, обанкротились. Другие остались на плаву, но пожалели о своей ошибке. «Они учились у нас почти бесплатно, а мы не научились почти ничему», — позже пожаловался бывший главный стратег Target Карл Кейси.
«Вы можете быть компанией Target или другим крупным розничным продавцом, или мелким предпринимателем, который создал свой мини-магазин на Marketplace, но в любом случае вы арендуете у Amazon ее клиентов. В итоге Amazon собирает все эти данные — и они остаются в их базе данных», — описал этот процесс Томсон. Благодаря платформе Amazon Marketplace уже с 2015 года на независимых продавцов приходилась большая часть физических товаров, проданных через ее сайт. Отчасти успех Marketplace объяснялся готовностью Amazon делиться с продавцами растущим объемом аналитики. Но полный доступ к данным получает только Amazon. Для многих торговцев, особенно небольших, это — вполне приемлемый компромисс. А большинство потребителей (во всяком случае, до недавнего времени) просто не интересовались, какого рода данные и в каком объеме собирает о них Amazon.
Видео:Мрачные факты о Джеффе БезосеСкачать
Amazon в облаке
А Amazon продолжал меняться. В 2002 году Безос объявил о радикальной перестройке структуры управления — теперь основные управляющие подразделения должны были состоять из небольших команд (two-pizza teams — таких, чтобы люди в команде могли наесться двумя пиццами), каждая из которых отвечала за свои результаты. В 2006 году появилось подразделение Amazon Web Services, прообраз будущего облака, которое предоставляло интернет-технологии и инфраструктуру компании в пользование другим компаниям — для вычислений, хранения информации и создания своих сайтов. В тот момент еще мало кто понимал, насколько важным станет новое подразделение не только для Amazon, но и для всей американской, а затем и мировой экономики: в 2020-м на AWS приходилось около трети рынка облачных услуг, на следующий за ним Microsoft Azure — 18%, а на Google Cloud — 6%. Сегодня трудно представить себе жизнь — и частную, и корпоративную — без облачного хранения и облачных вычислений. Но одним из пионеров в этой области был именно Amazon.
Новые продукты от Amazon, преобразующие (часто не сразу) целые отрасли, продолжали выходить на рынок. Во время интервью с журналистом Чарли Роузом 19 ноября 2007 года Безос в прямом эфире объявил о выходе совершенно нового продукта — электронной книги Kindle, которая через короткое время преобразила книжную отрасль — как торговлю, так и книгоиздание. Kindle немедленно стал хитом. Весь запас электронных устройств по цене $399 был распродан всего за пять с половиной часов — правда, компания не раскрывала их общее количество. Уже через короткое время появилось то, что назвали поколением Kindle-читателей и даже Kindle-писателей — Amazon стал предоставлять авторам возможность публиковаться сразу в Kindle, минуя традиционные издательства.
В январе 2011 года Amazon объявил, что впервые продажи электронных книг через его сайт превысили продажи бумажных на 15%. Но в январе 2010-го глава Apple Стив Джобс объявил о начале продаж iPad — прямого конкурента Kindle. На этот вызов Amazon отреагировал агрессивно — он немедленно снизил цену и добавил новые функции к своей электронной книжке. Как выразился Николас Карлсон, «когда Amazon снижает цену на Kindle, это значит, что Безос видит свою долгосрочную прибыль в повышении доли рынка. Чтобы все читатели покупали все электронные книжки на Amazon. А Kindle — это просто средство доставки». В итоге Amazon сумел не только сохранить, но и нарастить свою долю на книжном рынке: уже в 2014 году через него продавалось 40% всех новых книг в США и 2/3 электронных книг. При этом феноменальный рост рынка электронных книг просто уничтожил традиционные книжные магазины. «Amazon стал прямым конкурентом традиционным магазинам, а они этого вначале даже не поняли, — заметила бывший президент Harper Collins Джейн Фридман. — До банкротства Borders вел всю свою электронную торговлю через Amazon. Если бы они создали собственное подразделение, возможно, события развивались бы по-другому».
В 2011 году Amazon вышел за рамки потребительских товаров и вторгся на рынок онлайн-видео. Он стал конкурентом Netflix — крупнейшего игрока на этом рынке. Он также начал продавать музыку и стал конкурентом Apple с его iTunes. Он даже попытался продавать через свою систему приложения для Android, напрямую конкурируя с Google. По выражению Николаса Карлсона, «Джефф Безос запускает пальцы во множество пирогов. Если он видит хоть какую-то возможность заработать и улучшить довольно низкую прибыльность Amazon — он обязательно ее использует».
В 2014 году появилась Alexa — электронный голосовой помощник по дому, соединенный c Amazon Echo — умными звуковыми колонками. Вместе они могут разговаривать с хозяином, составлять списки дел, включать будильник, проигрывать музыку и аудиокниги, сообщать о погоде, состоянии дорог и т. д. Кроме того, Alexa может подключаться и контролировать некоторые домашние умные устройства. Уже к середине 2019 года число устройств, с которыми совместима Alexa, выросло до 60 000. И вся информация, которой владелец обменивается с голосовым помощником, доступна Amazon — она хранится в его облаке. Правда, компания предпринимает немалые усилия для того, чтобы у клиентов не возникало беспокойства, что их кто-то подслушивает — об этом, в частности, позаботились законодатели в Евросоюзе.
Например, можно запретить прослушивать записи ваших обращений к Alexa сотрудникам Amazon. Можно запросить у компании всю информацию о своем общении с Alexa. Наконец, теперь в устройствах с поддержкой Alexa загораются лампочки, когда они находятся в режиме прослушивания. Тем не менее уже многие люди и организации обеспокоены тем, как используются эти данные, и осознают ли люди, насколько многообразен этот новый поток данных. Гарвардский профессор Шошана Зубофф, автор книги «Эпоха надзорного капитализма», замечает: «По голосу можно многое узнать о том, что волнует человека. О чем он думает, как он общается со своей семьей, каково его эмоциональное состояние. Все это очень хорошо предсказывает поведение человека в будущем. Мы оказываемся отброшенными назад в некую феодальную систему, где элита, духовенство обладало знаниями, а все остальные просто бродили в темноте. Эта узкая группа специалистов по данным и их начальников находится на вершине нового общества. Они даже ничем не обязаны нам как клиентам, потому что в этой модели капитализма мы не являемся клиентами, мы для них — источники сырья». Amazon открыто признает, что разрабатывает механизмы распознавания эмоций в речи, и даже обнародовал некоторые из своих исследований. При этом, утверждает директор отдела домашних устройств компании Дэйв Лимп, «мы не собираем данные ради самих данных. Мы собираем данные от имени клиентов, если считаем, что сможем изобрести для них что-то новое или создать функцию или услугу, которая принесет им пользу». И добавляет: «У нас у всех есть телефоны, они окружают нас и могут делать все то же самое. Они могут выходить из спящего режима при произнесении кодового слова, для пробуждения, в них есть камеры. Так что этот мир уже существует».
Такие же споры вызывает и разработанный Amazon сервис распознавания лиц под названием Rekognition. Широкое распространение технологий распознавания лиц имеет реальный потенциал для уничтожения свободы слова и ограничения гражданских свобод, оно даже может привести к незаконным арестам, утверждают правозащитники. Amazon отвечает, что не забывает об этих проблемах и будет поддерживать жесткие правила использования таких систем. Возможность незаконного использования технологий еще не означает, что их надо запретить.
Однако опасения высказывают даже государственные надзорные органы, в частности, в Великобритании. Журналист британской Би-би-си Лео Келион, cделавший большую программу про Amazon, задал в итоге важный вопрос: «Люди любят удобства, и Amazon преуспела потому, что постоянно пыталась предугадать наши желания еще до того, как мы сами их осознали. Теперь перед нами стоит выбор: продолжать позволять Amazon знать о нас как можно больше во имя лучшего обслуживания или подумать о том, чтобы заставить компанию делиться собранными данными — а возможно, и расчленить саму Amazon на несколько компаний поменьше. Хотим ли мы, чтобы Amazon знала о нас все?»
Видео:Джеф Безос хочет бессмертияСкачать
Безос и власть
Скандал, связанный с использованием данных о клиентах Facebook британской Cambridge Analytica во время первой предвыборной кампании Трампа, только усилил подозрения в отношении технологических гигантов, первыми среди которых являются, конечно, Facebook, Google, Apple, Microsoft и Amazon. Судя по всему, более жесткое регулирование всего, связанного со сбором и использованием данных о клиентах — вопрос ближайшего будущего и в Америке, и в Европе. Сейчас никто не может предсказать, как это отзовется на бизнесе технологических компаний, но мало кто сомневается, что государственное вмешательство в их деятельность усилится.
Безосу уже не раз приходилось иметь дело с регуляторами и вообще с государством, а в последнее время даже на самом высоком уровне: он стал практически личным врагом экс-президента Трампа. В значительной степени это было связано с тем, что еще в 2013 году Безос стал владельцем одной из наиболее влиятельных американских газет — The Washington Post.
Дональд Грэм, наследник семейного предприятия, владевшего ей с 1933 года, искал партнера, который сумел бы перестроить одну из старейших американских ежедневных газет в соответствии с требованиями XXI века и, в частности, улучшить ее онлайновый формат. Он разговаривал об этом со Стивом Джобсом, Биллом Гейтсом, Марком Цукербергом, Ларри Пейджем и Сергеем Брином, но в итоге остановился на Джеффе Безосе, который, по его характеристике, был «умным, здравым и не переполненным чувством собственной значимости». К тому же бизнес Безоса изначально был основан на книгах. «Его интересовало чтение, и он понимал привычки читателей. Нам показалось, что если владельцем станет человек с великолепным пониманием будущего, технологии, способов доставки информации читателям, это будет очень серьезным плюсом для газеты».
Грэм оказался прав. За три года газета стала прибыльной, а число платных подписчиков выросло втрое, до 3 млн человек (правда, у New York Times их вдвое больше). Это удалось сделать не только за счет технического переоснащения газеты, но и путем эффективного привлечения онлайн-аудитории, особенно через социальные платформы. При этом Безос никогда не пытался вмешиваться в редакционную политику. Это не помешало ему нажить врагов и на правой, и на левой стороне политического спектра. Президент Трамп обвинял его в неуплате налогов, в том, что Безос сделал из газеты «политическое оружие», а почту США заставил работать по воскресеньям, чтобы быстрее доставлять товары покупателям. Мало что из этого было правдой, но это никогда не останавливало Трампа, который, как утверждал источник в Белом доме, «просто помешан на том, чтобы как-нибудь достать Amazon и Безоса».
В свою очередь сенатор Берни Сандерс обвинил Безоса также в неуплате налогов и эксплуатации своих сотрудников, работавших на складах компании, которым, по его мнению, слишком мало платили. В ответ Безос объявил, что со следующего дня минимальная зарплата сотрудников Amazon составит $15 в час — это вдвое выше национального минимума. Сандерс с похвалой отозвался об этом шаге и заявил, что взаимопонимание найдено.
Тот факт, что Безос весьма ответственно подошел к владению таким нестандартным активом, как газета (он долго колебался перед сделкой) признается и бывшим владельцем Доном Грэмом, и самим Безосом: «Я знаю, что когда мне будет лет 90, это будет одним из предметов моей самой большой гордости — что я взялся за Washington Post и помог ей пройти через очень непростой переходный период», — сказал он в интервью в 2018 году.
Видео:Охомутать миллиардера: как любовница добилась помолвки с Джеффом БезосомСкачать
Безос в космосе
Не менее серьезным и долгосрочным стал космический проект Безоса Blue Origin. В отличие, например, от SpaceX Илона Маска, на счету Blue Origin нет громких успехов, связанных с доставкой космонавтов на орбиту, хотя его космический корабль New Shepard совершил уже более 10 полетов. Но и здесь проявляется пресловутый подход Безоса — нужно учесть каждую деталь, нужно смотреть на долгосрочную перспективу, а вот торопиться здесь не нужно — «если вы строите летательный аппарат, вы не можете срезать углы».
Главная идея Безоса — «помочь создать будущее, где миллионы людей будут жить и работать в космосе на благо Земли». Для этого нужен корабль многоразового использования, способный к вертикальному взлету и посадке. Пока Blue Origin не очень охотно раскрывает информацию. Но уже сообщалось, что предполагаемая цена для космических туристов может составить от $200 000 до $300 000 — это существенно дешевле, чем в планах Илона Маска. При этом вполне возможно, что сам Безос будет одним из первых пассажиров на своем космическом корабле, облетающем Землю. А уже в середине 2020-х запланирована высадка на Луне, причем одним из астронавтов будет женщина. Правда, пока что главным клиентом Blue Origin остается государство в лице NASA.
Как и многие успешные бизнесмены, Безос стал предметом исследований: про него написано множество статей и несколько книг, в том числе и его бывшими сотрудниками. Но авторы признаются, что точно определить и описать «секрет Безоса» пока сложно. Журналисты Би-би-си процитировали одно его высказывание как своего рода символ веры: «У нас было три большие идеи. Поставить клиента на первое место. Изобретать. И быть терпеливыми».
Все отмечают его внимание к деталям, одержимость интересами клиентов («вы должны бояться не конкурентов, а клиентов», говорит он сотрудникам), долгосрочным видением каждого бизнеса (он практически не обращает внимания на квартальные результаты), готовность к риску и неудачам, ненависть к презентациям (вместо них он предпочитает словесные описания, считая их более творческими). А еще необычную для технологической компании бережливость — новичков предупреждают, что распечатывать документы нужно на двух сторонах бумаги, а попытка заказать билет для деловой поездки в бизнес-класс вызывает удивленный взгляд.
И, наконец, довольно жесткий и не всегда приятный стиль общения с подчиненными — иногда Безос называет их тупыми, а фраза «Вы ленивы или просто некомпетентны?» цитируется многими авторами, пишущими о нем. Тем не менее, большинство сотрудников Amazon держатся за свою работу (кстати, это второй крупнейший работодатель в США после Walmart) и не без гордости именуют себя Amazonians. Чего ждать дальше, после того, как Безос уйдет из Amazon?
3 февраля 2021 года Джефф Безос объявил о своем решении покинуть через несколько месяцев пост президента и СЕО компании. Его преемником станет Энди Джасси, возглавляющий одно из важнейших подразделений — Amazon Web Services, которое отвечает за всю облачную инфраструктуру и услуги, продаваемые компанией. Джасси, 53-летний «лейтенант» и «оруженосец» Безоса, пришел в Amazon еще в конце 90-х, прямиком из бизнес-школы Гарварда. Вначале он отличился тем, что случайно ударил Безоса веслом по голове во время игры в брумбол. Но, возглавив AWS, он сумел довести объем продаж до $50 млрд в год — совсем неплохое достижение для бизнес-единицы, которой всего 15 лет. Джасси полностью усвоил операционную философию Безоса и его кредо — все время думать о клиентах, строить долгосрочные планы и постоянно заниматься самоанализом и изменениями. «Очень трудно построить бизнес, который будет жить долго. Для этого придется много раз переизобретать самого себя», — это цитата из его выступления на конференции Re:Invent в декабре 2020 года. Так что инвесторы достаточно спокойно восприняли новость о смене руководства компании.
Но все же всех, естественно, интересует, почему Безос решил уйти с поста бессменного руководителя Amazon после 25 лет?
Точные причины, разумеется, известны только ему самому, а он не собирается делиться подробностями. В письме сотрудникам Безос указал на груз ответственности: «Когда вы несете такую ответственность, вам трудно сосредоточить внимание на чем-то еще». При этом, как выразился журналист Inc.com Джейсон Эйтен, «Amazon — это больше, чем Джефф Безос, а Безос, как выяснилось — это больше, чем Amazon». Он также написал, что это даст ему возможность сосредоточиться на «других увлечениях» (other passions), в числе которых Blue Origin стоит, весьма вероятно, на первом месте. «У меня никогда не было больше энергии, чем сейчас, и я не собираюсь на пенсию», — говорилось в письме.
В течение 25 лет, пишет Брэд Стоун, редактор Bloomberg, основатель Amazon, которому сейчас 57 лет, вел компанию от одной победы к другой. Он спас компанию от банкротства во время краха дот-комов в 2000 году, и он привел ее в высшую лигу компаний с капитализацией свыше $1 трлн, где, кроме Amazon, есть еще только два игрока — Microsoft и Apple. Вероятно, это был самый плодотворный период его жизни — и самый важный и интересный в жизни компании. Однако теперь набор активов, принадлежащих Безосу, стал слишком разнородным: он владеет одной из самых влиятельных в Америке газет, несколькими филантропическими фондами и космической компанией Blue Origin LLC.
Периодически возникают ситуации, когда разные части «империи Безоса» вступают в противоречие друг с другом. Например, ярко выраженная антитрамповская позиция Washington Post, считает Стоун, скорее всего стала причиной того, что десятимиллиардный контракт Пентагона на облачные вычисления достался не Amazon, а Microsoft. Во время поездки Безоса в Индию в начале 2020 года премьер Нарендра Моди отказался с ним встречаться — также из-за критической позиции Washington Post. Безосу пришлось выступать на слушаниях в американском Конгрессе в связи с расследованием деятельности крупнейших IT компаний вместе с Тимом Куком, Марком Цукербергом и Сундаром Пичаи. Он выглядел не хуже коллег — но вряд ли ему по душе это занятие. И, возможно, самое важное: Безосу начинает не хватать критического ресурса — времени. Раньше он проводил часть дня в среду и почти полностью выходные в своей космической компании, но этого, похоже, уже недостаточно — Blue Origin на два года старше, чем SpaceX Илона Маска, однако пока еще почти никак не проявила себя, в отличие от конкурента, хотя Безос финансирует ее за счет ежегодной продажи своих акций Amazon на $1 млрд.
Можно с немалой долей уверенности предположить, что космос — давняя мечта Безоса, и не случайно он говорил о ней 17-летним юношей при выпуске из школы. И уже недавно он сказал о Blue Origin: «Это самая важная работа, которую я делаю». Так что, возможно, вскоре мы увидим новую космическую гонку — но уже не между двумя странами, а между двумя частными компаниями, конкурирующими за новых космических туристов.
Видео:Как Живет Джефф Безос и Куда Тратит Свои МиллиардыСкачать
20 богатейших людей мира — 2020. Рейтинг Forbes
20 богатейших людей мира — 2020. Рейтинг Forbes
Видео:Джефф Безос. Интервью основателя Amazon 2018Скачать
Как Джефф Безос прошел путь от гаражного изобретателя до основателя Amazon
Шел 1994 год. У Безоса была стабильная работа вице-президента хедж-фонда, отличная зарплата и еще лучшие перспективы. Он наконец-то нашел девушку мечты по имени Маккензи и меньше года назад женился на ней. Казалось, будущее стабильно и предопределено. И тут Безос решил бросить работу, переехать из Нью-Йорка на Тихоокеанское побережье и начать стартап, шансы на провал которого он сам оценивал в 70%. Жена наряду с ним трудилась над созданием онлайн-магазина, который сегодня известен как Amazon.
Безос много раз подчеркивал, что именно жена давала ему ресурс для работы, и называл ее «правой рукой». Они прожили вместе четверть века, воспитали четырех детей – троих родных и приемную девочку из Китая, их брак казался образцовым, пока судьба не сделала очередной резкий поворот.
В сентябре Джефф и Маккензи отпраздновали в ночном клубе в Майами 25 лет совместной жизни. А 9 января объявили о разводе, опубликовав твит и пообещав остаться друзьями: «Даже знай мы, что разведемся через 25 лет, мы бы снова все повторили».
Видео:Как Джефф Безос в космос летал.Скачать
Как Amazon дорос до $1 трлн
После этого таблоид National Enquirer сообщил: 55-летний Безос встречается с 49-летней Лорен Санчес, бывшей телеведущей, пилотом вертолета и предпринимательницей. Она официально в браке с 2005 г., но фактически живет отдельно от мужа, гендиректора актерского агентства WME Патрика Уайтселла, с прошлой осени. У Санчес трое детей: два – от Уайтселла, один – от прежних отношений. Источник New York Post уверял, что обе пары сначала расстались, потом уже начался роман, о котором жена Безоса знала: семьи знакомы.
Агентство Bloomberg писало, что Маккензи может стать самой богатой женщиной мира, если они с супругом не договорятся и суд разделит активы поровну: приблизительно по $69 млрд каждому. Но даже если Маккензи достанется всего 1% богатств мужа, она войдет в список богатейших женщин планеты.
Видео:Основатель Amazon | Джефф БезосСкачать
Когда отчим роднее отца
Отцу будущего основателя Amazon Теду было 18 лет, его матери Джеки – 16 лет, когда она забеременела. Тед Йоргенсен выступал в труппе циркачей на одноколесных велосипедах и считался одним из лучших, в местной газете как-то напечатали его фото. Но больших денег выступления не приносили, Теду приходилось подрабатывать в супермаркете. Чтобы заключить официальный брак, тинейджерам пришлось поехать в Мексику – деньги на это дали родители. 12 января 1964 г. у Теда и Джеки родился мальчик, которого назвали Джеффом.
Тесть отправлял Теда учиться, пытался устроить на постоянную работу. Но тому нравилась цирковая жизнь, вдобавок он не прочь был заложить за воротник. Когда Джеффу исполнилось 17 месяцев, Джеки махнула рукой на брак и вернулась в отчий дом. Потихоньку отец перестал интересоваться сыном. Что миллиардер Джефф Безос – его сын, Тед Йоргенсен узнал от журналиста. В 2013 г. биологический отец написал сыну по электронной почте. Тот ответил спустя полгода и вспоминает о папе, только заполняя медицинские документы.
Amazon.com, Inc.
онлайн-ритейлер
Акционеры (данные Refinitiv): у Джеффа Безоса – 16,1%, в свободном обращении – 83,8%; крупнейшие институциональные инвесторы – Vanguard Group (6,1%), Fidelity Management & Research Company (3,5%).
Капитализация – $798,8 млрд.
Финансовые показатели (2018 г.):
выручка – $232,9 млрд,
чистая прибыль – $10,1 млрд.
Фамилия у Джеффа Безоса от отчима, эмигранта с Кубы. 16-летнего Мигеля Безоса в 1962 г. мать отправила в Майами, опасаясь режима Кастро. По-английски он знал только пару слов, но попал в программу католической церкви Operation Pedro Pan по адаптации подростков-мигрантов, сумел поступить в Университет Альбукерке и построить карьеру в Exxon Mobil.
В 1968 г. Мигель (который в США стал Майком) женился на матери Джеффа, которому тогда было четыре года, и усыновил мальчика. Позже в семье родилось еще двое детей – Кристина и Марк. А когда Джеффу исполнилось 10 лет, ему рассказали правду о происхождении. Он расплакался, но называть Мигеля папой не перестал, и до сих пор у них отличные отношения.
Видео:Сколько спят успешные люди? | Илон Маск, Дональд Трамп, Билл Гейтс, Джефф БезосСкачать
Гаражный изобретатель
«С детства я был гаражным изобретателем», – вспоминал Безос в интервью CNBC. Он делал автоматические ворота с помощью наполненных цементом покрышек, солнечную печь из зонта и фольги, которая, правда, работала не очень хорошо, сигнализацию – из противня, который гремел, когда брат или сестра пытались зайти в его комнату. Огромную роль в формировании интересов Джеффа сыграл дед по материнской линии Лоуренс Престон.
Дед работал над космическими и ракетными технологиями в военной программе DARPA, затем руководил 26 000 сотрудников, возглавляя региональное подразделение Комиссии по атомной энергии США в Альбукерке. В год свадьбы дочери и Мигеля он вышел на пенсию и переехал на ранчо в Техасе. С четырех до 16 лет Джефф проводил у него каждое лето.
Ферма была в такой глуши, что проще было проявить смекалку и сделать что-то самому, чем нанимать специалистов или ехать за оборудованием. Однажды деду пришлось самому смастерить медицинские иглы и затем этими иглами собственноручно зашить раны скоту. В другой раз Лоуренс накупил по дешевке запчастей Caterpillar на $5000. Многие заказанные для починки детали оказались слишком тяжелыми, чтобы дед с внуком могли их поднять. Поэтому отставной инженер сделал подъемный кран из подручных материалов. Так на личных примерах Безос убеждался, что можно браться за любые дела и добиваться успеха – были бы желание, вера в свои силы и смекалка. «Каждый раз, когда терпишь поражение, используй гибкость и находчивость – и изобретешь выход из положения», – говорил позже Безос TechCrunch.
Своих детей Джефф и Маккензи тоже с малых лет приучали к ответственности и самостоятельности: с четырех лет им давали острые ножи, потом разрешили пользоваться электроинструментами. Они зарабатывали порезы, зато учились. «Лучше пусть у меня будет ребенок с девятью пальцами, чем не умеющий справляться с трудностями», – говорил Безос TechCrunch.
Дед, состоявший в клубе владельцев трейлеров Caravan Club, приобщил Джеффа к путешествиям. Несколько раз он брал внука с собой в поездки с такими же энтузиастами по США и Канаде.
Видео:Джефф Безос: Инновации - путь к успеху. Лекция для Стэнфордской бизнес школыСкачать
Невеста из соседнего кабинета
В старших классах Безос решил подработать в McDonald’s. Но жарить картошку ему не понравилось, и он сделал первую попытку организовать собственный бизнес: открыл образовательный лагерь Dream Institute для подростков, где упор делался на изучение литературы – от Толкиена до Хайнлайна. Удалось набрать шесть платных учеников, двумя из которых были брат и сестра Джеффа.
Безос окончил школу в числе лучших и смог поступить в Принстон. Он надеялся, что станет физиком-теоретиком. Но места были только на кафедре электроизмерительных приборов и информатики. Так Безос вплотную занялся компьютерами.
Ему делали предложения о работе Intel, Bell Labs и Andersen Consulting. Вместо этого он устроился в стартап Fitel, строивший глобальную сеть для трейдеров. Через два года Безос перешел на более стабильную работу в Bankers Trust, торгуя софтом для пенсионных фондов. В какой-то момент он чуть было не организовал со знакомым собственный стартап по рассылке персональной подборки новостей каждому подписчику по факсу. (Знакомого звали Хэлси Майнор, позже он станет одним из основателей интернет-издания о технологиях CNET.) Но в тот раз открыть свое дело Безос не решился и попросил хедхантеров подыскать ему место в технологической компании, не связанное с финансами, от которых, как Безосу казалось, он устал. Но предприимчивый хедхантер уговорил Безоса сходить на собеседование в D. E. Shaw – молодой хедж-фонд, активно использовавший компьютерные технологии. Они с основателем фонда Дэвидом Шоу сразу нашли общий язык, и в D. E. Shaw Безос проработал столько же, сколько на обеих прежних работах, вместе взятых, – четыре года.
Здесь же он познакомился с женой. Девушки у него были и раньше, но ни одна не подходила на роль супруги, к поиску которой Безос подошел с научной точки зрения – по аналогии с «потоком сделок» организовал «поток девушек»: ходил на свидания вслепую, занялся танцами. А нашел жену в соседнем кабинете своего фонда. «На протяжении многих дней я слушала его замечательный смех – как тут было устоять?» – вспоминала Маккензи в интервью журналу Vogue.
Видео:Совет МИЛЛИАРДЕРА. AMAZON Джеф БезосСкачать
Либо в бар, либо за компьютер
В 1993 г. они поженились. А через год Безос заявил боссу, что увольняется, чтобы открыть книжный интернет-магазин. Тот похвалил: «Это отличная идея. для того, у кого нет хорошей работы!» – и дал 48 часов на раздумье. Безос вспоминает, как представил себя 80-летним. Будет ли он гордиться, что пытался что-то изменить? Или гордиться тем, что жил по накатанной колее? Вывод был таков: мы больше переживаем не неудачи, а упущенные шансы.
Часы ценой в $42 млн
Кто-то покупает швейцарские часы за $100 000, а Безос строит свои собственные за $42 млн. Год назад внутри горы на его ранчо начался монтаж гигантских механических часов высотой более 150 м. Они должны проработать без подзавода 10 000 лет.
Одна из целей проекта – когда их обнаружат потомки, то зададутся вопросом, кто сделал этот артефакт, зачем, какова была цивилизация его строителей. Возникает аналогия с Древним Египтом. Благодаря пирамидам об этой цивилизации знает куда больше людей, чем об Угарите, Вавилоне и др.
Еще одна цель – пропаганда идеи долгосрочного планирования среди современников. Фонд The Long Now не только строит часы, но и другими способами популяризует идею долгосрочного видения. Например, поддерживает сайт Long Bets, где заключаются пари и фиксируются предсказания на многие годы вперед. В 2008 г. Уоррен Баффетт сделал там ставку, что за 10 лет вложения в S&P 500 принесут больше, чем в хедж-фонды. В прошлом году он выиграл $2,2 млрд, которые были отправлены на благотворительность.
Чтобы не превратиться в «ходячий каталог сожалений о прошлом», Безос объявил жене: «Собираюсь заняться сумасшествием, которое, наверное, провалится, как большинство стартапов, а что будет дальше – понятия не имею» (цитата по CNBC). На самом деле Безос наметил целых два запасных аэродрома: «Я стал бы вполне счастливым программистом И у меня была фантазия работать барменом. Я горжусь тем, какие коктейли умею смешивать». Правда, для этой работы он слишком медленно работает, признает Безос. Над стойкой его фантазийного бара висел бы лозунг: «Вы хотите хорошо или быстро?» (Здесь и далее цитаты по TechCrunch.)
Маккензи уговаривала мужа не бросать работу, а над стартапом трудиться по выходным. Не вышло. Безос привык концентрироваться на одном деле: «Когда я обедаю с семьей, я хотел бы заниматься только этим. Мне не по нраву мультизадачность. Если я читаю почту – я именно читаю почту». Его брат Марк говорит, что если Джефф на что-то отвлекается, то лишь на телефон, и то редко. Когда Безос был еще ребенком, в школе Монтессори он отказывался переходить к следующему заданию по расписанию: учителю буквально приходилось поднимать его вместе со стулом и переносить к следующему проекту. Безос шутит о своей нелюбви прыгать от одной задачи к другой и обратно: «Я многозадачен поочередно».
Так же основательно Безос подходит ко сну. Пока другие предприниматели хвастаются, что отдыхают по четыре часа в сутки, Безос рано ложится и спит не менее 8 часов. Будильник он не заводит, предпочитая проснуться по велению организма. Он не торопясь завтракает дома, общаясь с близкими людьми. Потом сам моет посуду – таков сложившийся ритуал. Ключевые решения принимаются около 10 часов утра, когда мозги Безоса работают на полную, на это же время назначаются важные встречи. Когда наступает пять часов вечера, Безос уже не в силах здраво мыслить и переносит значимые дела на следующий день.
Видео:Джефф Безос - Тиран и Деспот | История AmazonСкачать
Как труп стал амазонкой
«Меня поразило, что число пользователей интернета росло на 2300% каждый год. Я никогда не видел, как что-нибудь так перло вверх», – рассказывал Безос о решении открыть онлайн-магазин студентам Принстона. Но чем торговать? Запрос о самых покупаемых товарах выдал множество вариантов – от музыкальных записей до одежды. Поразмыслив, Безос выбрал из этого списка книги.
Отчасти повлияло то, что его жена как раз начала писать роман «Испытание Лютера Олбрайта». Допишет она его только через 10 лет. На вторую книгу, «Ловушка», уйдет еще восемь лет. Обе книги можно купить на Amazon, обе числятся в бестселлерах, а первая получила премию American Book Awards.
В сети можно было открыть магазин с миллионами книг, который просто не мог существовать в реальном мире, объяснял Безос студентам Принстона. К тому же не надо было иметь дела со множеством поставщиков: большинство книг в США распространяет пара дистрибуторов. Безос с женой погрузили пожитки в машину и за пять дней доехали из Нью-Йорка поближе к одному из таких гигантов, Ingram, в Сиэтл. В этом городе в июне 1994 г. и был основан стартап Amazon.
Безос с женой долго подбирали имя стартапу. Были простые варианты вроде Bookmall.com, т. е. «Книжный». Безосу нравилось MakeItSo.com. Это цитата капитана Пикара из его любимого сериала Star Trek. Безос потом выполнит детскую мечту и снимется в фильме «Стартрек: бесконечность» в роли инопланетянина. Правда, узнать его в гриме невозможно.
В итоге стартап начал работу под названием Cadabra – как часть заклинания. Нанятый Безосами юрист пошутил, что на слух это похоже на «кадавра», т. е. «труп». Безос умеет признавать свою неправоту. Он взял словарь и остановился на слове «амазонка».
Видео:Джефф Безос сделал предложение своей любовнице! 💍 #shortsСкачать
Почему поменялся логотип
Большую часть денег на бизнес дали родители Безоса, выпотрошив свои пенсионные накопления. Стартап получился классический: Безос с женой и парой сотрудников работали в гараже арендованного ими дома. Многое с тех времен осталось в компании в качестве традиций. Например, вечеринки по пятницам. Или экономия на офисной мебели. Первые столы Безос сделал сам из досок, и затем компания покупала сосновые двери вместо столешниц.
В июле 1995 г. сайт был запущен. Не прошло и месяца, как недельная выручка достигла $10 000. В начале сентября за неделю поступало заказов на $20 000, книги отправлялись во все штаты США и даже за рубеж. Продажи и дальше росли взрывными темпами, и Безос решился расширить ассортимент с помощью музыки. Принцип был тот же: выбор богаче, чем в любом офлайновом магазине, а цены ниже.
Потом он разослал тысяче случайным образом отобранных клиентов письмо – каким товаром ему бы еще поторговать. Список получился на удивление большим и разнообразным. Кто-то даже написал «дворники для машины» – потому что как раз в тот момент их пора было менять. «Так что я решил вести экспансию по всем категориям. Начал с электроники, продолжил одеждой – и пошло-поехало», – говорил Безос CNBC.
Первый логотип Amazon изображал реку, стекающую с вершины горы. Сейчас логотип – стрелка, которая соединяет буквы A и Z в названии. Это символизирует, что в онлайн-магазине можно найти любой товар, от «а» до «я». Как говорит Безос, «то, чем мы хотим стать, – это нечто совершенно новое. Нет физического аналога того, чем становится Amazon.com».
В 1997 г. Безос вывел Amazon на биржу и впервые вошел в список богатейших людей Forbes. Одну акцию можно было купить за $18. На закрытие биржи NASDAQ 1 февраля 2019 г. одна акция стоила $1626,23.
Безос постоянно экспериментирует: отзывы покупателей под продаваемым товаром, покупка «в один клик», доставка дронами. Также он все время расширяет сферу деятельности, так что сложно даже сказать, чем Amazon не пробовал заниматься. Правда, не всегда удачно. В 1999 г. Безос попытался конкурировать с eBay, открыв онлайн-площадку Amazon Auctions, но затея провалилась. В том же году купил компанию интернет-статистики Alexa Internet и сейчас владеет одной из крупнейших баз персональных данных. В начале 2000-х гг. успех iTunes заставил его задуматься, не сократятся ли продажи на физических носителях в угоду электронным копиям. Безос решил возглавить этот процесс. Так в 2007 г. появился первый Kindle, один из главных игроков на рынке электронных книг в Америке. А вот смартфон Amazon Fire Phone, анонсированный в 2014 г., не снискал популярности. Зато начатый еще в 2006 г. проект облачных услуг сделал Amazon одним из крупнейших на этом рынке.
Видео:Джефф Безос уходит с поста гендиректора AmazonСкачать
ГУЛАГ на Амазонке
В своей книге The Everything Store (2013) Безос рассуждает, что компании успешны, когда ими руководит тиран. И подтверждает это делами. Forbes подсчитал, что 10 высших руководителей Amazon работают на Безоса в среднем по 11 лет: «Насколько же он должен быть плох, учитывая, что этих людей с руками оторвут другие компании. Правда, будь он супермилым парнем, который обожает единорогов и радугу, не продал бы много книг».
Безоса обвиняют в том, что он мелочен и жесток по отношению к партнерам и поставщикам. В 2015 г. The New York Times писала, что работникам Amazon живется чуть лучше, чем в ГУЛАГе: платят им копейки, трудиться заставляют на износ и даже в туалет не всегда можно сходить – расположен он далеко, а надолго оставлять работу компания не позволяет. В июле прошлого года бастовали работники Amazon в Испании, Германии и Польше.
Что общего у Джеффа Безоса и Илона Маска
Заработав миллиарды в интернете, Джефф Безос и Илон Маск решили наладить массовую отправку людей в космос. Но у предпринимателей разная мотивация, отмечает автор книги «Космические бароны» (2018) Кристиан Давенпорт.
М аск – гений маркетинга, который получает кучу внимания от разнообразных медиа. Джефф куда скрытнее: его проект Blue Origin долгие годы был секретным, да и сейчас редко о каком запуске СМИ узнают не задним числом. Маск уверен, что космос – это страховка на случай катастрофы: если в Землю врежется астероид, человечество сможет выжить на Марсе, а потом снова заселить Землю. Безос считает, что главная задача экспансии в космос – спасение Земли от истощения ее ресурсов, тогда как во вселенной запасы металлов и топлива бесконечны. А еще он говорит: «Надо снизить стоимость запуска, и тысячи предпринимателей смогут открыть стартапы в космосе, как это случилось с интернетом» (цитата по TechCrunch).
Чтобы снизить стоимость, Безосу нужны собственные ракеты и собственный пусковой комплекс. В поисках площадки для космодрома Безос в 2003 г. пережил крушение вертолета – к счастью, все отделались легкими повреждениями. «Когда можно, избегайте вертолетов», – сделал вывод Безос (цитата по Business Insider). А землю он все-таки купил. По подсчетам WSJ, сейчас Безос – 25-й в списке крупнейших землевладельцев США. Только в Техасе он владеет 122 000 га. Для сравнения: площадь Москвы до ее расширения составляла 107 000 га.
Космическая компания Blue Origin, для которой Безос искал участок, основана в 2000 г. В прошлом году Безос признал, что ежегодно продает акций Amazon на $1 млрд и вкладывает эти деньги в строительство ракет. 23 января этого года прошло очередное испытание New Shepard – аппарата, который должен катать туристов. Маск, упоминая об этом проекте, подчеркивает: суборбитальные полеты New Shepard и выход на орбиту его ракет – это совершенно разные вещи. На это у Безоса есть ответ – тяжелая ракета New Glenn, которая впервые должна будет стартовать в 2021 г. Она должна взлетать на двигателях ВЕ-4. В этом году заложен первый камень фабрики по их производству.
Нью-йоркский издательский ресурс Melville House приводит семь значений глагола to amazon: от «расти безгранично» до «эксплуатировать рабочую силу за небольшую плату».
Сам Безос говорил, что знает совсем другой Amazon. Правда, даже в его Amazon нет никакой вольницы, как у других технологических гигантов: тут не дождаться ни бесплатной парковки, ни еды за счет работодателя.
Видео:Сколько реально зарабатывает Джефф Безос?Скачать
Как запихнуть бумагу в интернет
В 1999 г. Безос попал на обложку журнала Time как человек года. Но в том же году пузырь доткомов начал схлопываться. На пике стоимости в 1999 г. Amazon оценивался в $40 млрд, тогда же банк Lehman Brothers предупредил, что компания может не выжить. Эту новость опубликовали многие, в том числе газета The Washington Post.
История рассудила иначе: Lehman Brothers обанкротился в 2008 г., а Amazon выжил (правда, 20 лет спустя стоил уже $12 млрд). Владельцы The Washington Post оказались не в силах адаптировать газету к цифровой реальности и в 2013 г. продали ее Безосу за $250 млн. «Я не проводил due diligence и не вел переговоры – просто согласился с названной суммой», – рассказывал Безос Fortune. К The Washington Post он неровно дышит еще со времен детства, когда наблюдал за Уотергейтским скандалом: «Я купил ее, потому что это важно. Я никогда не купил бы компанию по производству соленых закусок, находящуюся в финансовом раздрае Я хочу, чтобы [газета] стала самоокупаемым прибыльным бизнесом, и думаю, это можно сделать» (цитата по CNBC).
Безос не влияет на редакционную политику, уверяют журналисты издания. Как высказался исполнительный редактор газеты Марти Барон, главный вклад Безоса в бизнес в том, что «он подталкивает нас к осознанию, что жизнь в эпоху интернета отличается от жизни в мире печатного слова» (цитата по Fortune). Газета была печатным изданием с довольно небольшой аудиторией, получающим относительно много денег с каждого читателя. А превращается в онлайн-медиа, которое зарабатывает на каждом читателе немного, зато аудитория гораздо больше, рассказывал Безос интернет-изданию The Kindle Chronicles.
Видео:ДЖЕФФ БЕЗОС. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ И ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА| +18Скачать
Богатейший человек в мире, уничтоживший книги. История основателя Amazon Джеффа Безоса
Как стать миллиардером и самым богатым человеком в мире (по крайней мере, официально)? Универсального рецепта не существует, каждый ищет свой путь и часто даже цели-то такой — «покорить мир» — перед собой не ставит. Впрочем, о том, какие процессы происходят в голове человека и чем он движим, можно только гадать. Джефф Безос — один из таких успешных бизнесменов, построивший империю на продаже книг — именно с этого все начиналось. Мы заглянем еще дальше в прошлое.
Содержание
День рождения
Джефф Безос родился 12 января 1964 года, его родителями стали Тед Йоргенсен и Жаклин Йоргенсен (Джайс). Девушке на момент беременности было лишь 16 лет, Теду — 18. В тот момент он не слишком горел желанием становиться отцом, заработка едва хватало на жизнь, к тому же парень увлекался алкоголем. Когда маленькому Джеффри исполнилось полтора года, молодые люди приняли решение пойти каждый своей дорогой.
I won the lottery with my mom. Thanks for literally everything, Mom. pic.twitter.com/gEuVgxotdw
— Jeff Bezos (@JeffBezos) May 14, 2017
Тед пропал на долгие годы, его не интересовала судьба сына, о котором он вскоре забыл. Лишь многие десятилетия спустя, в 2012 или 2013 году, когда Джефф стал успешным бизнесменом, а компания Amazon превратилась в монстра ретейла, Тед узнал, чего достиг его отпрыск. Мужчина планировал «наладить отношения» с Джеффом, признавая, что «хорошим отцом не был», однако вряд ли американскому миллиардеру было интересно ворошить прошлое.
И дело даже не в миллиардах: его настоящим отцом, который занимался воспитанием мальчика, стал совсем другой человек.
В 1968 году мать Джеффа вышла замуж за Мигеля Безоса, иммигранта, прибывшего с Кубы (говорят, он оказался в США в 1962-м, зная на тот момент по-английски лишь одно слово — hamburger). Мигель усыновил 4-летнего Джеффа, получившего фамилию человека, который остается рядом и по сей день. Усыновление произошло по получении согласия биологического отца Джеффа, после этого окончательно исчезнувшего из поля зрения Жаклин.
Как-то Джефф, еще только начиная восхождение к Олимпу интернет-торговли, сказал: «Моим настоящим отцом является Мигель. Я задумываюсь о том, кто он, лишь заполняя анкету у врача».
В совсем юном возрасте Джефф, как и многие мальчишки того времени, мечтал стать астронавтом: когда ему было 5 лет, состоялся запуск корабля «Аполлон-11», за которым с замирающим сердцем следили, наверное, все американцы. Позже мечты немного трансформировались, но все так же были устремлены в космос.
Детство Джефф проводил на ранчо дедушки в Техасе, где возился с местной животиной. И именно дед привил парню интерес к технике и компьютерам: Лоуренс Престон Джайс до ухода на пенсию в 1968 году занимал пост регионального директора Комиссии по атомной энергии США, а до этого трудился на DARPA, где корпел над созданием системы ракетной обороны и космическими технологиями.
Изобретательный Джефф
Парню нравилось придумывать новые «штуковины», изобретать различные устройства. Все это было частью игры, однако — благо была возможность — многие из девайсов оказались действительно собраны и даже работали. Для маленького Джеффа покупали так называемые Heathkit (комплекты электроники и других технологичных компонентов для энтузиастов), гараж ломился от всевозможных запчастей, «поставляемых» дедом.
Может создаться впечатление, что все прихоти мальчика исполнялись по первому желанию, но на деле это было не так. К примеру, он был одержим устройством под названием Infinity Cube, которое представляло собой гаджет с актуаторами и подвижными зеркалами. Девайс позволял взглянуть в «бесконечность», но стоил 20 баксов, что по тем временам было немало (хотя деньги в семье водились).
Вопрос решился просто: компоненты стоили куда дешевле, и в итоге Джефф собрал свой Infinity Cube самостоятельно. Подобным образом он поступил, соорудив сигнализацию для своей комнаты, чтобы отвадить от жилища брата Марка и сестру Кристину, которым так хотелось поиграть с «игрушками» Джеффа.
Немного заучка, немного несграбный — таких не слишком любят в школе. Родители пытались помочь ему в меру своих сил адаптироваться среди сверстников. Получалось с переменным успехом.
Как это принято в США, еще во время учебы Джефф отправился зарабатывать деньги. Первым местом летней работы стал «МакДональдс», где ему не слишком понравилось, хотя и было интересно изучить некоторые вопросы автоматизации. Как несложно предположить, он модернизировал систему под свои нужды (среди прочего — соорудил извещатель о готовности продуктов). А на следующий год Джефф с подружкой начал свой первый бизнес, организовав летний лагерь Dream Institute для младших школьников. Кое-что удалось заработать — при шестистах-то долларах с человека.
В 1982 году Джефф успешно окончил школу в Майами, получил престижную возможность выступить на выпуске с прощальной речью от имени класса (подобной чести в США удостаиваются лучшие ученики). Тогда он озвучил мечту — увидеть когда-нибудь космические гостиницы, парки и колонии за пределами Земли. Первый шаг к ее воплощению Джефф сделал в 2000 году, основав Blue Origin.
Последовало поступление Джеффа в Принстонский университет, где он приступил к изучению физики. Однако вскоре отказался от нее в пользу компьютерных дисциплин и инженерного дела, подрабатывая программистом летом. И вновь успех: парень получил диплом с отметкой summa cum laude, чего в Северной Америке добиваются не более 5% студентов.
После университета — сразу в вице-президенты
В 1986 году парень приступил к поиску «взрослой» работы. Выпускнику престижного вуза было из чего выбирать, он отказался от нескольких интересных предложений и ушел кодить в телекоммуникационный стартап Fitel, ориентированный на создание инфраструктуры для проведения международных электронных финансовых операций. Два года пролетели незаметно, и, будучи 11-м сотрудником компании, он дорос до должности главы разработки, а затем директора клиентского департамента. Правда, стартап не «взлетел».
Еще пару лет Джефф набирался опыта, трудясь разработчиком в Bankers Trust и став вице-президентом компании в 1990-м. Как, почему? Очевидно, что не за красивые глазки. Тем более тогда Джеффу Безосу было 26 лет, что сделало его самым молодым топ-менеджером в истории одного из крупнейших банков США прошлого века.
Одновременно он вел поиски родственной души, проявив одну из необычных черт характера. Ничего необычного в желании, конечно, нет, однако подходы разнятся: Безос хотел встретить «женщину, которая стала бы для него ресурсом». Тогда едва ли кто-то мог понять Джеффа, да и сам он объяснять толком не хотел. Чтобы найти «ту самую», он просил друзей организовывать ему «слепые свидания»…
После очередной смены работы в 1990-м Джефф оказался в хедж-фонде D. E. Shaw, откуда, к слову, через четыре года ушел, будучи уже главным вице-президентом. Здесь же в 1992-м он встретил девушку по имени Маккензи — ту самую родственную душу и «женщину-ресурс».
Свадьба не заставила себя долго ждать, а Маккензи стала одной из первых, кто узнал об амбициозных планах создания онлайнового книжного магазина и одним из первых его сотрудников.
Интернет правит миром
Интернет становился все более ощутимой силой. На глаза Джеффу Безосу попалась информация о росте всемирной паутины на 2300% в год. Куда уж более перспективное направление, а «пузырь доткомов» тогда находился в зародыше (да и самого термина еще не существовало).
Бизнесмен решил отправиться в самостоятельное плавание: лучше попробовать и потерпеть неудачу, чем не попробовать вовсе. Выбор пал на книги неспроста. Джефф любил почитать, а доставка чтива почтой работала так себе: то условия неинтересные, то нужной книги нет.
И вот в 1994 году он ушел из D. E. Shaw, перебравшись из Нью-Йорка в Сиэтл, где впоследствии и расположилась штаб-квартира Amazon.
В 2013 году Маккензи заявила в одном из интервью: Джефф был чрезвычайно увлечен идеей, в его словах звучали восторг и страсть. В этом она поддерживала мужа, испытывая неподдельную радость. Вместе они составили бизнес-план, параллельно велся поиск инвесторов для нового предприятия.
Невероятно, но факт: первым офисом компании стал гараж снятого Безосом дома. Такое ощущение, что это тот самый ингредиент успеха технологического стартапа: нужны гараж, пару талантливых человек, амбиции и немного денег. Так, напомним, появились Microsoft, Apple, Google, Hewlett-Packard, Dell и немало других компаний.