Видео:Этюд в форме фуги. А. ДюбюкСкачать
Дюбюк композитор ударение в фамилии
Федор Александрович Дюбюк
Музыкантам и любителям музыки имя этого композитора хорошо известно. А тем, кто никогда его не слышал, хорошо знакома хотя бы одна из его песен. Одну из них многие считают народной. В ней есть такие строчки:
Левая, правая, где сторона?
Улица, улица, ты, брат, пьяна.
Александр Иванович Дюбюк
Казалось бы, написать это мог сугубо российский человек и композитор. Но это не так. Предания связывают предков композитора и пианиста Александра Ивановича Дюбюка (20 февраля 1812 — 27 декабря 1897) с Францией. Одно из них говорит о том, что основателем фамилии был пленный француз Дюбуа, который после Отечественной войны 1812 года остался в России. Согласно другой легенде, основателем рода, который дал России немало известных деятелей, был француз, как и многие аристократы, бежавший в Россию после Великой Французской революции.
У композитора было много детей. Волею судьбы один из его сыновей со своей тоже многочисленной семьей оказался в конце XIX века во Владимире, и многие из этой семьи нашли упокоение на старом Князь-Владимирском кладбище. Главой семьи, поселившейся во Владимире, был генерал-лейтенант Федор Александрович Дюбюк.
Федор Александрович Дюбюк родился 26 ноября (8 декабря) 1843 г. в Москве в семье композитора и пианиста Александра Ивановича Дюбюка. Начальное образование Федор Александрович получил во 2-й Московской гимназии. В 1860 году шестнадцати лет отроду вступил в воинскую службу унтер-офицером в 4-й резервный батальон Белозерского пехотного полка. 25 сентября 1864 г. был произведен подпоручиком «За отличие по службе».
В июле 1866 г. Федор Александрович Дюбюк был прикомандирован к штабу вновь учрежденного (1864 г.) Рижского военного округа «для держания предварительного испытания к поступлению в Николаевскую академию Генштаба». Выдержав с блеском «предварительное испытание» Дюбюк в октябре 1866 г. поступил в академию Генерального штаба, которую окончил в 1868 г. и вскоре получил назначение на службу в штаб Московского военного округа.
В 60-е–70-е годы Дюбюк находился на различных должностях в Генштабе, штабах Виленского военного округа, 16-й, 30-й пехотных дивизиях. В 1874 г. проводил военную рекогносцировку «западной полосы империи» в Варшавском военном округе. В первой половине 80-х годов на тот момент уже полковник Дюбюк «исправлял должность начальника штаба 4-го армейского корпуса». В сентябре 1884 г. он был назначен начальником Невского пехотного юнкерского училища, где и прослужил до начала 1892 г. В дальнейшем Дюбюк два с половиной года командовал 114-м пехотным Новоторжским полком, который квартировал в г. Митаве. Во время инспекторских смотров этот полк по результатам смотров часто ставился выше других полков дивизии. Возможно, этому способствовало в высшей степени внимательное и радушное отношение Дюбюка к частной жизни своих офицеров. Он старался жить общей жизнью с полком, оказывал влияние на сближение офицеров и их семей между собой. В его доме еженедельно собирались офицеры с женами; они всегда были желанными гостями, находившими радушный прием со стороны хозяев. Насколько полковник Дюбюк старался сблизить между собой офицеров, настолько его супруга была внимательна по отношению к полковым дамам. В результате получилось единение всего офицерского общества. Это заставило офицеров полюбить свой полк, они нашли в нем тесную семью, в которой у большинства из них проходили долгие, часто лучшие годы жизни.
В сентябре 1894 года Ф.А. Дюбюк получил новое назначение — на должность начальника штаба 19-го армейского корпуса с переводом в Генштаб. Далее был произведен в генерал-майоры «с оставлением в занимаемой должности в Генеральном штабе».
За годы воинской службы Федору Александровичу не пришлось участвовать в боевых действиях, но за отличие по службе он был награжден орденами св. Станислава трех степеней, св. Владимира 4-й и 3-й степеней, св. Анны 2-й степени. Высочайшим указом 26 февраля 1896 года он был пожалован серебряной медалью на Александровской ленте в память императора Александра III.
Федор Александрович и Аделаида Робертовна Дюбюк
В сентябре 1896 года Ф.А. Дюбюка назначили командиром 1-й бригады 3-й гренадерской дивизии, штаб которой в это время был расквартирован в городе Владимире. Бригада в составе двух гренадерских полков (9-й Сибирский и 10-й Малороссийский) на тот момент была расквартирована во Владимире.
Однако Федору Александровичу недолго пришлось служить в городе. В мае 1899 года он был «уволен за болезнью от службы с награждением чином генерал-лейтенанта».
Федор Александрович умер в 1900 году и похоронен на Князь-Владимирском кладбище. Захоронение его на сегодняшний день утрачено.
Генеральский дом был гостеприимно открыт и при жизни Федора Александровича, и после его смерти, в том числе для друзей подросших детей. А дети занимались различной деятельностью, в том числе в период Первой русской революции — запрещенной, активно участвуя в социал-демократической работе. Генеральская семья придерживалась широких демократических взглядов и не препятствовала увлечениям своих взрослых детей.
После смерти Федора Александровича прежние традиции семьи продолжала его жена Аделаида Робертовна (1853-1930). Она была дочерью доктора медицины, действительного статского советника Роланда. О «генеральше» — так с уважением называли ее молодые друзья ее детей, остались добрые строчки в воспоминаниях многих участников социал-демократической работы в те годы.
Большой след в истории нашей страны в целом оставили сыновья Федора Дюбюка.
Евгений Федорович, старший сын, родился в 1876 г. в Вильно. Он окончил Петербургский лесной институт, работал статистиком. Евгений Федорович был одним из организаторов социал-демократической работы во Владимире, являлся членом ЦК «Северного Рабочего Союза». Об этой стороне его деятельности говорится во всех исследованиях по истории Владимирской организации РСДРП. Впоследствии, отойдя от партийной деятельности, он стал известным статистиком, историком, исследователем Костромской губернии, где прожил долгое время. Евгений Федорович был одним из ведущих деятелей Костромского научного общества по изучению местного края. С 1927 года он жил в Москве, работал в Центральном статуправлении. Умер Е.Ф. Дюбюк в 1941 году во время эвакуации в г. Горьком.
Второй сын — Александр Федорович, работал судьей в Переславле-Залесском.
Младший сын — Анатолий Федорович (1895-1976), стал известным ученым-геофизиком. В 1915 году Анатолий Федорович окончил Владимирское реальное училище и поступил в Московский университет на математический факультет. Он был очень талантливым человеком: хорошо играл на скрипке, рисовал. С началом революции учебу пришлось прервать. Вместе с матерью они переехали к Александру Федоровичу в Переславль-Залесский. Здесь Анатолий Федорович тесно общался с художником Кардовским Д.Н., с писателем М.М. Пришвиным. Позднее ему удалось продолжить учебу, окончить аспирантуру. Он работал заведующим аэрологической обсерваторией в пос. Кучино, в Центральном институте прогнозов. В 1951-1973 гг. заведовал кафедрой физики атмосферы в МГУ. Его перу принадлежит около ста научных работ. А.Ф. Дюбюк участвовал в метеорологическом обслуживании экспедиции И.Д. Папанина.
У четы Дюбюков было также три дочери. Очень рано умерла младшая — Лидия (1883-1908). В похоронах молодой девушки участвовало большое количество владимирской молодежи.
Видео:А. Дюбюк "Птичка"Скачать
Дюбюк композитор ударение в фамилии
Русский пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений. Гастролировал в провинциальных городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mосковской консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др.
Дюбюк — автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mосковской консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким.
Игра Дюбюка отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Дюбюк внёс в pyсский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.
B концертной и композиторской деятельности Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепианные переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Дюбюка, особенно в 40-50-e гг., отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pycского фортепианного стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и городского романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фортепианных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фортепианная музыка Дюбюка этого периода впитала в себя романтич.еские элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисленных песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Дюбюк обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы московского музыкального быта и говора.
Дюбюк — автор переложений для фортепиано (2 сб.) песен и романсов московских цыган, сб. «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моск. барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сборник фортепианных пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь).
Видео:Александр Дюбюк "Женитьба Павла"Скачать
Александр Дюбюк — Биография / История
Видео:Denis Matsuev. F.Liszt "Totentanz" (part1).Скачать
Александр Дюбюк
Видео:Не лукавьте (Дюбюк) ^_^Скачать
Биография
Сын маркиза-эмигранта Жана-Луи Бернь-Дюбюка де Бримо (Jean-Louis Berng-Dubuc de Brimeau), бежавшего из революционной Франции и осевшего в начале XIX века в России. По сообщению современного исследователя, Наполеон I был женат на двоюродной тётке Дюбюка.
Общее образование получил в московском пансионе своего отца. Музыке обучался у Джона Филда (Филд занимался с ним бесплатно по собственной инициативе), став одним из лучших его учеников. Потеряв отца во время московской эпидемии холеры в 1830 году, был вынужден искать самостоятельный заработок и в скором времени сам стал известным музыкальным педагогом. При основании Московской консерватории был приглашён Николаем Рубинштейном в число преподавателей и вёл один из фортепианных классов с 1866 до 1872 гг. В дальнейшем давал частные уроки. Среди учеников Дюбюка были, в частности, Милий Балакирев, Николай Зверев, Герман Ларош, Николай Кашкин, Леонид Малашкин; в 1886 г. у него занимался Матвей Пресман, вспоминавший:
Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинявшем и потёртом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок. Папирос Дюбюк не курил, но зато нюхал табак, следы которого были у него особенно ясно видны под носом, а также на халате, о который он всегда после понюшки табака вытирал свои пальцы. По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имеет какое-либо отношение к пианизму. Трудно было себе вообще представить его играющим на фортепиано. То, что я услыхал, так поразило меня, что я, затаив дыхание, с раскрытым ртом и удивлённым лицом весь превратился в слух. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой лёгкостью и чёткостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел. Особый интерес представляла для меня его трактовка Концерта Фильда, который сам Дюбюк проходил ещё с Фильдом. Он внёс в его исполнение много интересных, даже не напечатанных в нотах деталей, а исполнением своего этюда «Les mouches» просто поразил меня: я никак не мог себе представить, что в таком возрасте и при такой внешности можно было нарисовать такую картину полёта и жужжания мух.
Как исполнитель Дюбюк, по оценке «Музыкальной энциклопедии», внёс в русский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.
Написал теоретическое пособие «Техника фортепианной игры» (1866, три прижизненных переиздания), принятое в качестве руководства в Московской консерватории. Оставил воспоминания о своём учителе Филде («Книжки Недели», 1848, декабрь).
Дюбюк был трижды женат. Из его 16 детей до взрослого возраста дожили лишь шестеро. В старости проживал с младшей дочерью Марией Александровной, тоже ставшей музыкальным педагогом. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, ему поставили белый мраморный крест и мраморную лиру. В 30-х годах прошлого века его могила с надгробием исчезла. Историк московских некрополей М.Артамонов нашёл место захоронения музыканта. Российский фонд культуры принял решение обозначить это место памятным знаком.
Видео:"Птичка", муз.А.Дюбюк, сл.В.Чуевского, исп.Зулкарнеева Анна, 15 летСкачать
Творческое наследие
Дюбюку принадлежит значительное количество фортепианных пьес и этюдов. Особенно многочисленны его фортепианные переложения: в частности, 40 песен Франца Шуберта, произведения Александра Алябьева, Никколо Паганини, отрывки из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила» и др. Особое внимание Дюбюк уделял русским народным песням и цыганским романсам, аранжируя их для фортепиано и для голоса с фортепиано. Он, в частности, выпустил два сборника «Собрание русских песен с вариациями для фортепиано» (1855).
Собственные песни и романсы Дюбюка, как пишут современные исследователи его творчества, составляли добрую половину репертуара знаменитых цыганских хоров и их солистов. Они звучали в увеселительных садах и ресторанах, в императорских театрах и концертных залах, их заигрывали шарманки и пели нищие уличные певцы.
Творческое содружество связывало Дюбюка с наиболее значительными русскими поэтами середины XIX века, чьи стихи он положил на музыку; Евдокия Ростопчина, как сообщается, написала несколько стихотворений специально для романсов Дюбюка.
🔍 Видео
Александр Дюбюк "Экспромт" Март 2023 концерт Бибирево,библиотека 49 21 октября 2023 г.@veselovasvetСкачать
Continental Concerto for Piano & BandСкачать
"Адажио"(Е.Крылатов) Солист В.Чижик(труба)Скачать
25. Раиса Ефимова и Олег Берлин. “Не лукавьте” (Александр Дюбюк)Скачать
16 "Моя маленькая мечта о тебе" композиторы У. Швандтом и Ф.ЭндриСкачать
Шостакович. Прелюдии и фуги для фортепиано. Играет Татьяна Николаева (1986)Скачать
The world we knew/Over and over(B.Kaempfert)КЭОп/уВадима Людвиковского.Солист Владимир Чижик(труба)Скачать
Flügel Diederichs - чудо немецко-российского фортепианостроения! Сплошная звуковая роскошь!Скачать
Оркестр преподавателей ГДШИ - В. Дашкевич "Мелодия" из кинофильма "Остановка по требованию"Скачать
Michael Dubovik - Отзвуки Листа - Echoes of Liszt (piano solo version)Скачать
Denis Matsuev and Alexander Malofeev -- W. Lutosławski. Variations on a theme by Paganini.Скачать
Олег Меньшиков в фильме "Дюба-дюба" Маленькое государствоСкачать
Чистякова АлександраСкачать
Симфония госп. Удри для английского рожка...и свиста)Скачать