Видео:Топ-40 мест заповедника "Коломенское" (Чёртово и Дьяково городища, с.Дьяково, Велесов овраг и др.)Скачать
Дьяково: Московская аномалия
ГОЛОСОВОЙ ОВРАГ: Расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну оврага течет ручей, образованный родниками. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня Георгия-Победоносца. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, кафе и смотровая площадка. Другая часть – «дикая». Это заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад.
КАМНИ: Один гладкий и называется Девий, а другой — пупырчатый, будто бы покрытый «гусиной кожей» — именуется Гусем. Вес — около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. Легенда гласит, что это останки змея, с которым бился еще Георгий Победоносец. Нижний из камней — “Гусь”. Считается, что, если на нем посидит мужчина, его “мужская” сила усилится. Верхний именуют “Девьим камнем”, и лечит женское бесплодие. Уфологи утверждают, что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели НЛО. Последователи эзотерических учений уверены, что овраг – важнейшее место в сакральной географии Москвы. Кстати: Дева — это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь — священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее. Верующие проходят мимо камней в храм и считают «маршрут» святым. По преданию, здесь проскакал Георгий Победоносец, а один из камней похож на двухметровую подкову, покрытую чешуей. По преданиям, именно рядом с Гусь-камнем провалился во времени отряд татаро-монгольских варваров (см. далее).
ПРОВАЛ ВО ВРЕМЕНИ: В документах полицейского управления Московской губернии XIX века отмечаются случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Двое крестьян деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, без вести пропавшие еще в 1810 году, вдруг появились. в 1831-м! Они рассказали, что возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. На дне долины клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Крестьяне пошли туда и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Этот случай описан в газете «Московские Ведомости» от 9.07.1832 года. Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.
МОСКОВСКИЙ «СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК»: В древности Голосовой овраг называли еще и “Волосов” — в честь древнего божества Волоса или Beлеса, властителя подземного мира, покровителя домашних животных и богатства. Так могли назвать овраг древние финно-угорские племена, жившие здесь задолго до славян. Имя бога происходит от слова “волохатый”, то есть мохнатый. Видели “волосатых людей” в Голосовом овраге, принимая их не то за нечисть, не то за призраков. Они описаны и в хрониках времен Ивана Грозного. В 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на “заросшего шерстью дикаря” ростом 2,5 метра и выпалил в него всю обойму из пистолета. Призрак растаял в тумане. Этот случай был описан в статье А.Рязанцева «Пионеры ловят лешего». (фото знаменитого Ети — возможно так выглядит снежный человек Коломенского)
ВОИНЫ ИЗ ПРОШЛОГО: В летописи XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. После того, как их взяли в плен стрельцы, всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ: Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иоанном Грозным в 1547 г. в память о венчании на царство. Именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Грозного археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Археолог проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод – в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
ЗАГАДОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА: В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В.Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора – лестница уводила дальше. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н.Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника «Коломенское» о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев это и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту.
ВЕРСИЯ ХРАНИТЕЛЯ: О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В.Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П.Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
ПЛОХОЕ ЧИСЛО: Если пересчитать ступеньки на каменной лестнице к ложу оврага — их шестьдесят шесть. А дальше, по направлению к Москве-реке — еще восемнадцать, то есть три раза по шесть. Обустраивая сады-огороды, здешние крестьяне на месте ступенек не раз натыкались на человеческие кости и прозвали это место “чертовым городком”.
ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ: Археологи установили: именно на холме близ Голосового оврага поселились первые жители столицы — угро-финское племя меря. По одной из версий “мерины” всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и найденные кости — следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии древние “москвичи” и сами исчезли бесследно всем племенем — в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях эти три века тоже никак не отображены.
РУЧЕЙ: Температура ручья Голосового оврага круглый год +4, что соответствует температуре воды с наибольшей плотностью и живительной силой. Зимой она не замерзает даже в самые морозные ночи, чему никто не может найти объяснения.
ВРАТА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР: В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Москва стоит на Русской платформе, очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи валунов – более чем в 27 раз. Замечено, что иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага.
НЕВИДИМАЯ СИЛА: При замере электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на отвесный склон оврага. Кстати, именно такого роста были таинственные волосатые существа. Сам магнитометр вышел из строя, а измеритель лептонных полей зафиксировал кратковременное наличие “критической массы”, влияющей на сознание людей.
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добираться сюда лучше бывшими яблоневыми «садами и огородами», не от центрального входа в музей-усадьбу, со стороны метро Коломенское и кинотеатра «Орбита», а от метро – «Каширская».
Новость отредактировал Core — 27-03-2011, 18:30
Видео:Коломенское: необычные места. Зеленый туман, уничтоженное село, кладбище и Дьяково городищеСкачать
Блог о путешествиях
Видео:Коломенское 2. Дьяково городище - самое древнее на месте МосквыСкачать
Музей-заповедник Коломенское и два «Чёртовых городища» (Москва и Калужская область)
Считается, что село Коломенское было основано спасшимися от осады Батыя, жителями Коломны в 1237 году. Первое письменное упоминание Коломенского можно найти в духовной грамоте Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей. Позднее стало их загородной резиденцией. Здесь жили Василий III, Иван IV Грозный, Лжедмитрий II, Алексей Михайлович, Петр I. О тех-далёких временах теперь рассказывают сотрудники Музея-заповедника «Коломенское».
Первое, что мы видим — макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Оригинал был построен в середине XVII века и был разобран примерно через 100 лет после создания. При Юрии Лужкове было принято решение воссоздать дворец.
В парке с многочисленными постройками разного времени, местными и свезенными сюда со всей страны (есть, к примеру, деревянная изба — домик Петра с трехсотлетними неохватными бревнами). А главный и родной памятник архитектуры здесь тот, что был построен в годы правления Князя Василия III, знаменитый храм Вознесения, самое красивое здание дворцового села. Это первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Церковь Вознесения Господня
Церковь Казанской иконы Божией матери, XVII в. — строительство было задумано еще царем Михаилом Федоровичем, в честь избавления от польско-литовского нашествия 1612 года. Деревянный храм был построен в 1630-х гг. В 1651г. (уже при Алексее Михайловиче) взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма – освещение приурочено к рождению наследника. С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского. Сейчас круглогодично проводятся службы.
Изучение деревянного зодчества в Коломенском – начнём с посещения деревянной церкви Георгия Победоносца, 1685 года постройки. Она была привезена с Русского Севера, а точнее из деревни Семеновской, что в Архангельской области. Второй ярус церкви содержит необычную орнаментальную роспись. Внутри церкви можно увидеть масляную живопись XIX века.
Недалеко от Георгиевской церкви – расположилось несколько деревянных сооружений, входящих в состав музея деревянного зодчества: Святые ворота Николо-Корельского Монастыря, Моховая башня Сумского острога-крепости, Башня Братского острога, сооруженного казаками на берегу Ангары в 1654 году. При строительстве Братской ГЭС, острог попал в зону затопления, и одна из башен была перевезена в Коломенское в 1959 году.
На территории музея гораздо больше построек и памятников! Я лишь бегло упомянул о нескольких из них. Более того, сохранился холм древнего городища раннего железного века (N55° 39.458′, E37° 39.923′). Дьяково городище – первое хорошо изученное поселение–крепость, укреплённая чередующимися валами и частоколами. Многочисленные археологические раскопки подтвердили существование целой культуры, названой дьяковской по первому городищу. Костяные и железные ножи, серпы, ручная керамика, глиняные куклы-обереги и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле очагов воочию рассказывают о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами с конца бронзового века. Первооткрывателем Дьяково городища стал Зориан Доленга-Ходаковский в 1818 году. Именно он обратил внимание на необычную курганную форму мыса возле Москвы-реки и предположил его рукотворное происхождение.
Первые раскопки, сделанные им, подтвердили, что необычайно мощный – до 4 метров – культурный слой представляет собой абсолютно неизученный пласт древнемосковской старины. Жили дьяковцы в так называемых «длинных» домах, когда под одной двускатной крышей размещались несколько родственных семей. Например, в Дьяковском городище сохранились следы двух таких домов, длина которых составляла не менее 15 метров, а ширина – 3-3,5. Перед входом в дом имелись «сени». Стены строились из горизонтально уложенных бревен и зажимались столбами и плетнем (иногда двойным), внутренние перегородки делались из тонких жердей. Жители занимались охотой и рыболовством, скотоводством, собирательством и земледелием. Преобладал рогатый скот, а также свиньи и лошади. Выращивали ячмень, пшеницу и просо. Дьяковцы были солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и ювелирные изделия. Носители дьяковской культуры были смелыми и предприимчивыми людьми – в городищах найдены следы активной торговли с соседями – стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 километров во всех направлениях, а пушное производство имело промышленные масштабы.
Местное название Дьяковского городища — «Чёртово городище». Академик Рыбаков установил, что славяне давали названия «чёртов» тем местам, где располагались в дохристианскую пору культовые сооружения – славян ли, или их предшественников. Где жили не по-христиански. Овраг, который и делает «Чертов городок» таким труднодоступным, называется «Волосовым» (Волос – бог славян). В более поздней огласовке 19 века – «Голосов овраг». Неподалеку от городища лежат два валуна, которые принесло сюда в ледниковый период.
Как видите, чтобы попасть на «Чертово городище» необязательно ехать в Калужскую область Все находится гораздо ближе, а именно в Коломенском! Но коль я упомянул, и если кто не слышал – в Калужской области есть урочище «Чёртово городище» (N54° 04.531′, E36° 02.141′), памятник природы регионального значения на территории Национального парка «Угра», который охраняется государством:
Камней здесь побольше, чем в Москве. Официальная наука описывает это место как – «естественные выходы скал песчаника». Происхождение их геологам не вполне ясно, ведут они споры и о том, был ли на «городище» ледник. Ботаников весьма удивляет произрастание на территории памятника реликтовых растений: мха шистостеги и, особенно, папоротника многоножки. В настоящее время основной ареал распространения папоротника находится в Карелии, и нахождение его в средней полосе России объясняют по-разному: транспортировкой спор ледником или наоборот — многоножку считают реликтом, чудом уцелевшим с незапамятных времен на вершине холма, обойденного ледником.
Работали в урочище и археологи. Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище (без кавычек) здесь в I-V вв. н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укрепленным. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень.
В книге «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии» иеромонах Леонид, наместник Троице-Сергиевой лавры, рассказывает следующее: «Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской Засеки) есть замечательное место — это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри ее и давно поросшие мхом стены.
Народное воображение объясняет происхождение названия места – легендой (только недавно обсуждали вопросы легенд): «У обапольного православного мужичка была дочь-красавица. Полюбилась она черту и стал он свататься за нее, пристал к отцу с угрозами. Но православный мужичёк подумал, подумал, да и говорит лукавому: «Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов — чтоб нам с тобой и не знаться более». Черт только ухмыльнулся и был таков. Думает «моя взяла» Посмотрел место — хвать-похвать, а камня на сто верст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих, да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довел, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно «Чертово городище».
💡 Видео
Моя любовь – Россия! Тайны Дьякова городища @Телеканал Культура Скачать
Прогулка по Коломенскому. Село Дьяково. Дьяково городище. Храм. Смотровая площадка. Бывшая деревняСкачать
Уничтожено Щербинское городище Дьяковской культуры. Дневная поверхностьСкачать
Где в Коломенском искать древние славянские святилища? Лекция историка Виктории ЧерненкоСкачать
"Нераскрытые тайны". Фильм о КоломенскомСкачать
Голосов овраг в Коломенском. Тайны старого парка.Скачать
Прогулка по разрушенной деревне Дьяково с ее бывшей жительницейСкачать
Источник раскрыл шокирующие обстоятельства жизни и смерти мэра Подмосковной Коломны Дениса Лебедева.Скачать
Погорелое городище Зубцовский район что творятСкачать
Погребальный обряд дьяковского населения. Александр СыроваткоСкачать
Открытие выставки о Щербинском городище. Новости о разрушенном памятнике Дьяковской культурыСкачать
ТАЙНЫ КОЛОМЕНСКИХ ПОДЗЕМЕЛИЙ. Вместо урока истории. 0025Скачать
🟠Гектары леса в Коломенском пошли под вырубкуСкачать
Места силы КоломенскогоСкачать
Овраг ведьм/Голосов овраг. Место силы, паломничества и чёрной магии🌘👻😈Скачать
Архитектурный шедевр средневековья – храм Вознесения Господня в КоломенскомСкачать
Чёртово городище. Подземный город в Калужской области. Фильм Николая СубботинаСкачать