- Двухэтажное здание в управление неделимое словосочетание
- Лучшие помощники
- Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»
- Неделимые словосочетания – это что такое?
- Определение понятия
- Количественно-именные словосочетания
- Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
- Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
- Меры величины
- Определенная емкость с содержимым
- Определенное количество предметов
- Количественные существительные
- Неопределенно-избирательные словосочетания
- Обобщенно-избирательные словосочетания
- Неопределенно-признаковые
- Словосочетания со значением совместного действия
- Словосочетания с конкретизирующим главным словом
- Словосочетания с составным сказуемым
- Метафорические словосочетания
- Фразеологические словосочетания
- Словосочетания с определенными словами
- Словосочетания с тавтологичным словом
- Пространственные, или временные словосочетания
- Синонимичные и неделимые словосочетания
- Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Двухэтажное здание в управление неделимое словосочетание
Заменить словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управления:
С предлогом:
бессонная ночь
подземный переход
алгебраическая задача
Без предлога:
полковое знамя
солнечная энергия
лесной запах
Зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
двухэтажное здание
шестилетний ребенок
Ночь без сна
Переход под землей
Задача по алгебре
Знамя полка
Энергия солнца
Запах леса
Лучшие помощники
Этот сайт использует cookies. Политика Cookies Вы можете указать условия хранения и доступ к cookies в своем браузере.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»
Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»
Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами.
Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.
К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.Образец. Сестрин платок — платок сестры.
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёхтрубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.
Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.
Образец: Рассказывать, происшествие — рассказывать о происшествии.
Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, известия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.
Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.
1. бессонная ночь;2. подземный переход;3. алгебраическая задача; 4. школьный портфель; 5. плюшевый медвежонок; 6. приморский парк;
7. клетчатый шарф.
1. полковое знамя; 2. солнечная энергия; 3. лесной запах; 4. учительский стол
5. конское ржание ;
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание; 2. шестилетний ребёнок; 3. белоствольная берёза;
4. голубоглазая девочка; 5. островерхие ели.
Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
Каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, костюм в полоску
кусты сирени, совет отца, ком снега, судьба матери, занятия музыкой, собака с гладкой шерстью, ружьё с двумя стволами, парень с рыжими волосами, особняк в три этажа, девушка двадцати лет.
Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.
Жалостно посмотрел, смело спрыгнул, устало шагал, осторожно слез,
спокойно делал, беззаботно жил, бесшумно едет, бесстрашно бросился,
Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание.
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости –
Замените данные словосочетания синонимичными:
Согласование на управление:
Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.
Примыкание на управление:
Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.
Согласование на примыкание:
Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Неделимые словосочетания – это что такое?
Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Определение понятия
Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.
Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.
От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.
С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.
Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Количественно-именные словосочетания
Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.
- У Ивана есть две тетради.
- По дороге проехало четыре грузовика.
- В гостиной расположилось шестеро мужчин.
- На столе стояло одиннадцать тарелок.
- В этом доме насчитывается более ста квартир.
- На полке осталось четыре пары колгот.
- Трое друзей отправились в поход.
Видео:Словосочетание. Управление.Скачать
Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
- На вечеринке было несколько знакомых.
- Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
- Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
- Летом в Геленджике много туристов.
- На дороге сегодня было мало машин.
- Марусе было задано столько задач!
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Меры величины
- Мама принесла три килограмма мандаринов.
- В магазине мне отрезали пять метров сатина.
- Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
- Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
- Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.
Видео:05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Определенная емкость с содержимым
Здесь примеры следующие:
- Маша купила в магазине бутылку молока.
- В шкафу лежит коробка конфет.
- У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
- У меня в холодильнике есть мешок картошки.
- На полке стоит банка кофе.
- Егор принес вазу фруктов.
Видео:Задание № 4 в ОГЭ .Способы связи в словосочетаниях. (8-9 классы)Скачать
Определенное количество предметов
- В мастерской лежала куча стружек.
- В музее школьники увидели груду камней.
- Анне подарили целую охапку васильков.
- Сан Саныч принес домой вязанку дров.
- Мама порезала в суп пучок укропа.
- Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Количественные существительные
Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.
- У меня в сумке лежит десяток яиц.
- Сотни лет жар Солнца не угасает.
- Половина яблока осталась после десерта.
Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать
Неопределенно-избирательные словосочетания
Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.
- Возьми с собой что-то из вещей.
- Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
- Кто-то из ребят слышал крики.
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Обобщенно-избирательные словосочетания
Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.
Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».
Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».
Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».
- Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
- Никто из них не проронил ни слова.
- Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.
Видео:Глагольное управлениеСкачать
Неопределенно-признаковые
В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.
- На меня упало что-то тяжелое.
- Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
- Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
- За дверью стоял кто-то в черном.
- Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
- Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
- Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
- Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№48 - Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.)Скачать
Словосочетания со значением совместного действия
Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».
Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.
- Мать с бабушкой поехали в гости.
- Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
- Дед с тетей Машей не любили танцевать.
- Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.
Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:
- Мама с дочкой шили платье на выпускной.
- Мама с дочкой шила платье на выпускной.
И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.
Видео:Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетания с конкретизирующим главным словом
Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.
- Клоун с печальными глазами играл с детьми.
- Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
- Котенок с белыми лапками играл в спальне.
- В этом магазине продается одежда большого размера.
- Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
- Она решила отказаться по непонятной причине.
Видео:Предложение. Тема 8. Связь слов в предложенииСкачать
Словосочетания с составным сказуемым
В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.
- Я хотел уехать давно.
- Она не пыталась понять его сложную натуру.
- Нина старалась не отстать от родителей.
- Виктор должен объяснить нам решение задачи.
- Мне надо узнать дату отъезда.
- Туда необходимо послать проверенного человека.
- Постройка оказалась недолговечной.
- Миша работал токарем.
Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Метафорические словосочетания
Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:
- Лента реки красиво огибала остров.
- На небе ярко блестел серп луны.
- В зеркале льда отражались звезды.
- Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
- Наташа взъерошила ежик волос на голове.
- От Степана шли волны негодования.
Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.
- После проехавшей машины поднялось облако пыли.
- На носу корабля стоял юнга.
- Под крылом самолета стояли ящики.
Видео:Связь слов в предложении #словоСкачать
Фразеологические словосочетания
Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.
- Она устала за весь день, как белка в колесе.
- Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
- Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
- Алиса неслась по коридору сломя голову.
- Андрей работал спустя рукава.
Видео:Определение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетания с определенными словами
Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.
- Анна Петровна – человек надежный.
- Ученые и писатели – люди интересные.
- Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
- У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
- Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
- Сторожить бахчу – дело нехитрое.
- Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
- Мамин сад – место особенное.
Словосочетания с тавтологичным словом
В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.
- Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
- Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
- Мука грубого помола продается в соседнем отделе.
Пространственные, или временные словосочетания
Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.
- Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
- С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
- От дома до университета можно добраться на автобусе.
Синонимичные и неделимые словосочетания
Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».
Примеров очень много:
- Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
- Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
- Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).
Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:
- Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
- Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
- Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
- Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
- Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
- Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
- Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
- Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».
Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:
- Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
- Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».
Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.
Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.