Два стиха или стиха ударение

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Занятие 34. Размер стиха

РАЗМЕР — способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха — это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо — тоническом — метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека —
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)

Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный.
На примере Блока введу понятие анакрузы.
А вот пример смешанного ямба (1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный):

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

1. Хорей — Ударение с 1-ого слога
2. Ямб — со второго
3. Дактиль ударение с первого
4. Амфибрахий ударение со второго
5. Анапест — ударение с третьего
6. Пеон первый -ударение с первого
7. Пеон второй ударение со второго
8. Пеон третий ударение с третьего
9. Пеон четвёртый. Ударение с четвертого
10.Дольник- хорей, опущена одна гласная

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

АМФИБРАХИЙ — трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
М.Ю.Лермонтов

АНАКРУЗА — слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо — тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле — нулевая, в ямбе и амфибрахии — односложная, в анапесте — двусложная.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

ИКТ — ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) — безударный слог в стихе.

ЛОГАЭД — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики.

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

ОДНОСЛОЖНИК — экзотический односложный размер. Все слоги ударные.
Применяется крайне редко.
Дол
Сед
Шел
Дед.
Вёл —
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И.Л. Сельвинский.

ПЕНТОН — (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А.В.Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

ПИРРИХИЙ — один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии — двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра.

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский — колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин

ТРИБРАХИЙ — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге.

«Неповторимая дней благодать. «

УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия.

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Видео:Литература 6 класс (Урок№12 - Двусложные и трёхсложные размеры стиха.)Скачать

Литература 6 класс (Урок№12 - Двусложные и трёхсложные размеры стиха.)

Два стиха или стиха ударение

Каким размером написано пушкинское стихотворение «Поэту»?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830

Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».

Данное стихотворение относится к жанру «послание». Дадим определение.

Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Возможно определение жанра этого стихотворения и как «сонета».

Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой образное определение (например: «толпы холодной»).

Такое средство называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.

Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?

В стихотворениях Пушкина поэт — это пророк, призванный нести людям свет правды, какой бы она не была. Эта правда порой бывает горькой, не нравится современникам, многие её боятся. Любовь толпы может оказаться вмиг разрушенной этой правдой и признание тогда сменяется опалой, но поэт должен оставаться «твёрд, спокоен и угрюм», даже если

. толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём их произведения созвучны пушкинскому стихотворению «Поэту»?

Тема высокого предназначения поэта затрагивается во многих произведениях русской литературы. Например, в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк» описывается нелегкая судьба творца, которому на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с непониманием, осуждением и презрением со стороны окружающих. Лермонтов пишет об избранничестве и особом даре поэта. Он наравне с природой познает смысл бытия:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?

10.2. Какую роль в стихотворении А. С. Пушкина играют эпитеты?

10.1. В стихотворениях Пушкина поэт — это пророк, призванный нести людям свет правды, какой бы она не была. Эта правда порой бывает горькой, не нравится современникам, многие её боятся. Любовь толпы может оказаться вмиг разрушенной этой правдой и признание тогда сменяется опалой, но поэт должен оставаться «твёрд, спокоен и угрюм», даже если

. толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.

10.2. Эпитеты — это образные определения, служащие для создания индивидуально-авторских художественных образов. В стихотворении А. С. Пушкина «Поэту» звучит тема поэта и поэзии. Пушкинские эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор противопоставляет «холодную» толпу «свободной» дороге и «свободному» уму поэта. В эпитетах заключена мысль: поэт должен быть свободен от мнения толпы, не может жертвовать своим предназначением в угоду бездушному большинству. И эта мысль центральная в стихотворении.

Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.

Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826

Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А. С. Пушкина.

Такой жанр называется посланием. Дадим определение.

Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк:

Да голос мой душе твоей

Да озарит он заточенье

Такой термин называется анафорой или повтором. Дадим определение.

Анафора — это стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

Тема дружбы получила в творчестве Пушкина особое звучание. Поэту довелось познать, что такое настоящая дружба, он имел преданных друзей и умел дружить сам.

Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!» — этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес¬конечное их доверие и преданность друг другу. Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос. Во второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний.

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

Тема дружбы раскрывается в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Отношения Пьера Безухова и Андрея Болконского теплые, доверительные, искренние. Дружбу эти герои несут сквозь годы. А. С. Пушкин в своем стихотворении говорит об утешении и озарении, которые дарит ему близкий человек. Болконский и Безухов точно так же поддерживали друг друга. Им обоим было чуждо светское общество и спасение от его условностей и лжи они находили в общении друг с другом. Оба автора показывают нам дружбу как одно из самых прекрасных проявлений на свете.

В вопросе указано: Кто из рус­ских ПИСАТЕЛЕЙ. Разве Л.Н.Толстой и И.А.Гончаров-писатели? И в 16 задании категорически запрещено приводить прозу, нужна ЛИРИКА! Нужны только русские поэты, никак не прозаики.

По-вашему, Толстой и Гончаров — это кто? Задание прочтите внимательно: «Кто из рус­ских пи­са­те­лей. ». Кто сказал, что прозаики — это не писатели?

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?

10.1. Тема дружбы получила в творчестве Пушкина особое звучание. Поэту довелось познать, что такое настоящая дружба, он имел преданных друзей и умел дружить сам.

Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!» — этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес¬конечное их доверие и преданность друг другу. Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос. Во второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний.

10.2. Стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» имеет форму дружеского обращения. Послание состоит из двух пятистиший.

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища.

Так, композиция стихотворения помогает раскрыть тему стихотворения — дружба — великая ценность.

Данное стихотворение написано ямбом. Дадим определение.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.

Каким размером написано стихотворение А. А. Фета?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

Такое художественное средство называется анафорой или единоначатием. Дадим определение.

Анафора или единоначатие — это стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Укажите название созвучия концов стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха (страстью — счастью; снова — готова и т. п.).

Это называется рифмой. Дадим определение.

Рифма — это звуковое соответствие или согласованность стиховых окончаний.

К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?

Стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», на первый взгляд, относится к любовной лирике. Однако, опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. И тут невольно замечаешь, что о любви Фет говорит, описывая, по сути, состояние природы. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви.

Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета: здесь поэт изобразил три образа: природа, любовь, песня, которые тесно связаны между собой и образуют фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

Во втором предложении после слова «однако»запятая не ставится

Случай неоднозначный. С одной стороны, слово «однако» стоит в начале предложения, поэтому должно быть союзом, т.е. его легко можно было бы заменить союзом «но». В контексте предложения употребление синонимичного союза «но» во втором предложении неуместно, более логично заменить «однако» на сочетание «между тем», а это значит, что перед нами вводное слово, поэтому оно и выделяется запятой.

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

В своем стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет показывает читателю гармонию чувств лирического героя и внешнего мира. Природа восхищает поэта, он испытывает радость от того, что становится частью большого мира:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало.

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова.

В творчестве Сергея Александровича Есенина видны те же мотивы. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » читатель видит одухотворенную, живую природу. Лирический герой стравнивает себя с деревом, обращается к нему:

Сам себе казался я таким же клёном.

И вновь мы видим, как изображается единение человека с природой и передается восхищение ею.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?

10.2. Какую роль в стихотворении играет анафора?

10.2. Стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», на первый взгляд, относится к любовной лирике. Однако, опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. И тут невольно замечаешь, что о любви Фет говорит, описывая, по сути, состояние природы. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви.

Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета: здесь поэт изобразил три образа: природа, любовь, песня, которые тесно связаны между собой и образуют фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

10.2. Анафора, или, как её ещё называют, единоначатие, используется А. А. Фетом для усиления эмоциональности стихотворения, смыслового выделения важных, по мнению автора, фрагментов текста. Вторая стока, а затем каждое новое четверостишие в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом» начинается со слова «рассказать». Это слово как бы очерчивает тему четверостишия: о чём спешит рассказать лирический герой. Анафора акцентирует внимание читателя на эмоциональном подъёме чувств лирического героя: так он спешит передать свои чувства от наступления весны.

Видео:Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать

Как определить стихотворный размер? [IrishU]

Как определить размер стихотворения?

Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.

С чего начать?

Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.

Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.

Два стиха или стиха ударение

Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.

Всего размеров, изучаемых в школе, 5:

Название метраОпределениеСтихотворениеСхема
ХорейХорей — двухсложный
(состоящий из 2-х слогов)
стихотворный размер с ударением
на первом слоге.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿
—‿—´‿—´‿—‿—´
—´‿—‿—´‿—‿—´‿
—‿—´‿—´‿—´‿—
ЯмбЯмб — двухсложный
(состоящий из 2-х слогов)
стихотворный размер с
ударением на второй слог.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
‿—‿—´‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
‿—´‿—‿—´‿—´
‿—´‿—´‿—‿—´‿
ДактильДактиль — трехсложный
(состоящий из 3-слогов)
размер с ударением на
первый слог.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
АмфибрахийАмфибрахий — трехсложный
(состоящий из 3-слогов)
стихотворный размер с ударением
на второй слог.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿
АнапестАнапест — трехсложный
(состоящий из 3-х слогов)
размер с ударением на
третий слог.
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´
‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿
‿‿—´‿‿—´‿‿—´

А теперь непосредственно к инструкции.

Шаг 1. Деление на слоги

Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.

С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):

дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.

И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.

Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:

  • слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
  • слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
  • в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)

В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.

Два стиха или стиха ударение Два стиха или стиха ударение

Шаг 2. Постановка ударения

Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.

Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.

Для чего ж с контУров нежной,

Грубо сорван саван снежный,

Жечь зачем ее цветы?

Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.

Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.

В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.

Два стиха или стиха ударение Два стиха или стиха ударение

Шаг 3. Определение стихотворного размера

Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.

Способ 1. Схема

Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).

Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿

Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):

Два стиха или стиха ударение Два стиха или стиха ударение

Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.

Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:

Два стиха или стиха ударение

Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.

Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.

В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.

Два стиха или стиха ударение Два стиха или стиха ударение

Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов

Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.

Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.

Два стиха или стиха ударение Два стиха или стиха ударение

В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.

А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.

Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:

  • Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
  • Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
  • Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
  • Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
  • Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест

На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.

Тесты

Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.

1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.

Отрывки из стихотворений:

  1. В рабстве спасённое
    Сердце свободное —
    Золото, золото
    Сердце народное!
    (Н.А. Некрасов)
  2. Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    («Пророк» Лермонтов)
  3. Стояла зима.
    Дул ветер из степи.
    И холодно было младенцу в вертепе
    На склоне холма.
    (Б. Л. Пастернак)

СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´

Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿

И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿

На склОне холмА: ‿—´‿‿—´

2. Определите размер отрывков из стихотворений.

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный,
    Воздух усталые силы бодрит
    (Н.А. Некрасов)
  2. Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную
    (М.Ю. Лермонтов)
  3. Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    (А. Блок)

📸 Видео

РАБОЧАЯ СХЕМА 👍Лайфхак, как учить стихи 😁Скачать

РАБОЧАЯ СХЕМА 👍Лайфхак, как учить стихи 😁

Как определить стихотворный размер? // 2 супер способаСкачать

Как определить стихотворный размер? // 2 супер способа

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Стихотворные размеры. Ритм стихотворенияСкачать

Стихотворные размеры. Ритм стихотворения

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол..." (отрывок)Скачать

М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол..." (отрывок)

Ударения по стихам #русскийязык #егэ #11классСкачать

Ударения по стихам #русскийязык #егэ #11класс

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать

Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭ

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫСкачать

ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Церковь Благословение - г.Ангарск - 17 января 2024г. (Разбор Библии)Скачать

Церковь Благословение - г.Ангарск - 17 января 2024г. (Разбор Библии)

Как быстро выучить ЛЮБОЙ стих за 6 минут? Этому не научат в школеСкачать

Как быстро выучить ЛЮБОЙ стих за 6 минут? Этому не научат в школе

Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Ф. Тютчев "Неохотно и несмело"Скачать

Ф. Тютчев "Неохотно и несмело"

КАК ВЫУЧИТЬ СТИХ ЗА 10 МИНУТ | ВебиумСкачать

КАК ВЫУЧИТЬ СТИХ ЗА 10 МИНУТ | Вебиум

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Как быстро выучить стих за 3 минуты | Стихотворение Фета - Бал. Легко запомнить стихСкачать

Как быстро выучить стих за 3 минуты | Стихотворение Фета - Бал. Легко запомнить стих
Поделиться или сохранить к себе: