- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
- Как определить подчинительную связь?
- Подчинительная связь в словосочетаниях
- Подчинительная связь в предложении
- Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
- Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
- Душевных сил это подчинительное словосочетание
- 🎬 Видео
Видео:ПОЛНЫЙ РАЗБОР 2 варианта из нового сборника ФИПИ-2024 | Цыбулько, Дощинский | Русский язык ЕГЭСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 24. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Таблица с примерами
Видео:Подробный разбор демоверсии 2024 / ОГЭ Русский язык 2024 / СоткаСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №30 ЕГЭ 2023 | СОТКАСкачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Разбор САМОГО СЛОЖНОГО пробника I Русский язык I ЕГЭ-2024Скачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Приводишь тьму Ты в трепет (ЮС20) | Tremble | Люся Мкртычян | Слово Жизни MusicСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 13. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Видео:Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №35 ЕГЭ 2023 | СОТКАСкачать
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
Видео:Великое душевное бедствие — дать какую-нибудь цену своему подвигу, счесть его заслугой пред БогомСкачать
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку ;
- открыть дверь ;
- слыть чудаком ;
- размышлять над проблемой ;
- обрадоваться успеху ;
- обидеться на шутку ;
- подтолкнуть к занятиям спортом ;
- предупредить об опасности ;
- сомневаться в правильности решения ;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева ;
- мост через реку ;
- альтернатива поездке ;
- выбор между семьей и карьерой ;
- беспокойство о детях ;
- командующий армией ;
- тоска по нас .
3. Главным словом является числительное:
4. В роли главного слова употребляется наречие:
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Например:
Видео:Страдательное и действительное причастиеСкачать
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Видео:Лучшие примеры своей позиции для сочинений. Что-то из этого точно будет на ЕГЭ 2023 по русскомуСкачать
Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Видео:Отсутствие скорбей - признак умирающей души!Скачать
Душевных сил это подчинительное словосочетание
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
2) по-настоящему добры
3) беречь природу
4) многие думают
(1)Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(3)Образованность, безусловно, нельзя смешивать с интеллигентностью. (4)Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
(5)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)
(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину», жили упорядоченным бытом, с пониманием относились к чужому горю.
(9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(10)Интеллигентность надо в себе развивать. (11)Она возможна и необходима в любых условиях.
(12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости.
(15)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (16)Да, именно красивым.
(17)Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным. (18)Социальный
долг человека — быть интеллигентным. (19)Это долг, исполняя который, человек по-настоящему живёт. (20)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него.
🎬 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать
Главное сохраняй Мир с ближними! Никон (Воробьев)Скачать
Разбор свежайшего СтатГрада от 19.04.23 вариант 2Скачать
ОГЭ. Русский язык. #Урок20. Грамматическая основа предложенийСкачать
Разбор НОВОГО варианта Статграда ЕГЭ по русскому языку 2024Скачать
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Слитное, раздельное и дефисное написание в разных частях речиСкачать
🔥ЕГЭ досрочный этап🔥 Как это было ⚠️ РАЗБОР⚠️ | СОТКАСкачать
Занятие 6. Работа с текстом. Задание №1-2 ЕГЭ. Лина Гагарина | Онлайн Школа EXAMhackСкачать