Душевных сил это подчинительное словосочетание

Видео:ПОЛНЫЙ РАЗБОР 2 варианта из нового сборника ФИПИ-2024 | Цыбулько, Дощинский | Русский язык ЕГЭСкачать

ПОЛНЫЙ РАЗБОР 2 варианта из нового сборника ФИПИ-2024 | Цыбулько, Дощинский | Русский язык ЕГЭ

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Видео:Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 24. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 24. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhack

Таблица с примерами

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Видео:Подробный разбор демоверсии 2024 / ОГЭ Русский язык 2024 / СоткаСкачать

Подробный разбор демоверсии 2024 / ОГЭ Русский язык 2024 / Сотка

Согласование

Душевных сил это подчинительное словосочетание

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Видео:Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №30 ЕГЭ 2023 | СОТКАСкачать

Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №30 ЕГЭ 2023  | СОТКА

Управление

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Видео:Разбор САМОГО СЛОЖНОГО пробника I Русский язык I ЕГЭ-2024Скачать

Разбор САМОГО СЛОЖНОГО пробника I Русский язык I ЕГЭ-2024

Примыкание

Душевных сил это подчинительное словосочетание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видео:Приводишь тьму Ты в трепет (ЮС20) | Tremble | Люся Мкртычян | Слово Жизни MusicСкачать

Приводишь тьму Ты в трепет (ЮС20) | Tremble | Люся Мкртычян | Слово Жизни Music

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Видео:Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 13. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Разбор ОГЭ по русскому 2023. Вариант 13. Цыбулько Дощинский | Онлайн-школа EXAMhack

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Видео:Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №35 ЕГЭ 2023 | СОТКАСкачать

Цыбулько и Дощинский. Решаем вариант №35 ЕГЭ 2023  | СОТКА

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Видео:Великое душевное бедствие — дать какую-нибудь цену своему подвигу, счесть его заслугой пред БогомСкачать

Великое душевное бедствие — дать какую-нибудь цену своему подвигу, счесть его заслугой пред Богом

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

Душевных сил это подчинительное словосочетание

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Например:

Видео:Страдательное и действительное причастиеСкачать

Страдательное и действительное причастие

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видео:Лучшие примеры своей позиции для сочинений. Что-то из этого точно будет на ЕГЭ 2023 по русскомуСкачать

Лучшие примеры своей позиции для сочинений. Что-то из этого точно будет на ЕГЭ 2023 по русскому

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Видео:Отсутствие скорбей - признак умирающей души!Скачать

Отсутствие скорбей - признак умирающей души!

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Душевных сил это подчинительное словосочетание

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

2) по-настоящему добры

3) беречь природу

4) многие думают

(1)Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(3)Образованность, безусловно, нельзя смешивать с интеллигентностью. (4)Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

(5)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину», жили упорядоченным бытом, с пониманием относились к чужому горю.

(9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

(10)Интеллигентность надо в себе развивать. (11)Она возможна и необходима в любых условиях.

(12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости.

(15)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (16)Да, именно красивым.

(17)Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным. (18)Социальный

долг человека — быть интеллигентным. (19)Это долг, исполняя который, человек по-настоящему живёт. (20)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него.

🎬 Видео

Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)

Главное сохраняй Мир с ближними! Никон (Воробьев)Скачать

Главное сохраняй Мир с ближними! Никон (Воробьев)

Разбор свежайшего СтатГрада от 19.04.23 вариант 2Скачать

Разбор свежайшего СтатГрада от 19.04.23 вариант 2

ОГЭ. Русский язык. #Урок20. Грамматическая основа предложенийСкачать

ОГЭ. Русский язык. #Урок20. Грамматическая основа предложений

Разбор НОВОГО варианта Статграда ЕГЭ по русскому языку 2024Скачать

Разбор НОВОГО варианта Статграда ЕГЭ по русскому языку 2024

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Слитное, раздельное и дефисное написание в разных частях речиСкачать

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Слитное, раздельное и дефисное написание в разных частях речи

🔥ЕГЭ досрочный этап🔥 Как это было ⚠️ РАЗБОР⚠️ | СОТКАСкачать

🔥ЕГЭ досрочный этап🔥 Как это было ⚠️ РАЗБОР⚠️  | СОТКА

Занятие 6. Работа с текстом. Задание №1-2 ЕГЭ. Лина Гагарина | Онлайн Школа EXAMhackСкачать

Занятие 6. Работа с текстом. Задание №1-2 ЕГЭ. Лина Гагарина | Онлайн Школа EXAMhack
Поделиться или сохранить к себе: