- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Русский язык. 4 класс. УМК «начальная школа XXI века» Тема: «Связь слов в словосочетании. Управление».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- 💡 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Таблица с примерами
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Между словами различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
- солнечным утром
- белых лебедей
- легкомысленный человек
- длинная дорога
- через новую ступеньку
- у соседнего прохода
- на высоком крыльце
- с веселой песней
- певучая речь.
Существительное + причастие:
- у рокочущего моря
- зеленеющим лугом
- перед цветущим деревом
- плавающей лодкой
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- на вымытом столе
- прерываемая беседа
- описываемый круг
- разбросанные вещи
- перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- до третьих петухов
- первая скрипка
- во втором вагоне
- возле пятого дома
- через шестой этаж
- на восьмой странице
- с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- возле некого прохожего
- с чем-то веселым
- в чем-либо тонком
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- с тем отдыхающим
- около какого-то встречающего
- перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- рассердиться на шутку
- купить хлеба
- составьте кроссворд
- расположились на ночлег
- любуюсь городом
- вернемся на рассвете
- плаваю в бассейне
- бегу в куртке
- приступил к работе
- беседуем с друзьями
- занимаюсь с неохотой.
Прилагательное + местоимение:
прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- красный от смущения
- застенчивый от внимания
- интересный ученикам
- понятный детям
- сладкий на вкус
- злой на сына
- довольный результатом.
Существительное + существительное:
- сбор грибов
- директор театра
- побелка потолка
- увлечение охотой
- радость от встречи
- платье в клетку
- продолжение жизни
- поле пшеницы
- луг за деревней
- рожь по пояс
- грязь по колено
- шляпка с ленточкой
- грудь в медалях
- рубашка в краске
- альбом на столе
- ложечка из серебра
- миска с молоком
- скатерть изо льна
- катание с горы.
Наречие + существительное:
числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
- наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти;
- намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ушел благодаря хозяйку
- ответил улыбаясь мне
- кашлянул отвернувшись в сторону.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
- исключительно редко, слишком поздно, почти темно, совершенно неглубоко, весьма прилично, ничуть не скучно, совсем невежливо, крайне осторожно.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. 4 класс. УМК «начальная школа XXI века» Тема: «Связь слов в словосочетании. Управление».
Выбранный для просмотра документ Кудинова Е.П. МАОУ Средняя школа 30.docx
Русский язык. 4 класс. УМК «начальная школа XXI века»
Тема: Связь слов в словосочетании. Управление.
Наблюдать за словосочетаниями с типом связи управление. Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом вязи согласование. Познакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. Проанализировать представленные модели словосочетаний и выбрать соответствующие данным условиям.
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; сравнивать различные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность в споре; выражать интерес к освоению новой учебной информации.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществлять анализ, сравнение, классификацию; делать выводы.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: обосновывать высказанное суждение; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформлять свои мысли в письменном форме речи.
презентация к уроку
учебник русский язык, 4 класс (часть вторая), УМК «Начальная школа XXI века»
схемы типов связи
карточки: словосочетание, управление
сигналы для обратной связи
I. Организационный момент.
Эмоциональный настой на урок.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
II . Актуализация знаний.
– С чем работаем на уроках? (со словосочетанием )
– Это первое ключевое слово для определения темы урока.
– Что вы знаете о словосочетании? (словосочетанием нельзя назвать: грамматическую основу, однородные члены предложения, фразеологизмы; связь между однородными членами предложения называется сочинительной; слово в словосочетании, от которого задаем вопрос – главное; слово, к которому задаем вопрос – зависимое; связь между словами в словосочетании – подчинительная)
– С каким типом подчинительной связи познакомились на предыдущем уроке? ( согласование )
− Какие части речи могут быть связаны согласованием? ( сущ+прил, где существительное главное слово; сущ+числ, где существительное главное слово )
− Какие вопросы задаем от главного слова к зависимому при типе связи согласование? ( какой? какая? какое? какие? сколько? чей? чья? чье? чьи?)
III . Постановка учебной задачи.
1. Проблемная ситуация.
Назовите главное и зависимое слово.
– Определите тип связи в словосочетаниях.
Красивые цветы, про интересные рассказы, о смешном клоуне, ведро воды.
– Во всех словах определили тип связи? ( нет )
2. Формулирование темы и целей урока
– Можем ли определить (сформулировать) тему урока? ( нет )
– Какой вопрос можно поставить к теме урока? ( Как называется новый тип связи?)
– Какие цели поставим перед собой? ( определить тему урока, узнать новый тип связи в словосочетании, узнать особенности этого типа связи, учиться находить словосочетания с новым типом связи )
IV . Открытие нового знания.
Проведение наблюдений, анализ полученной информации, вывод.
– Давайте проведем исследование.
подарить сестре — подарил сестре
дом из дерева — домом из дерева
бежит через лес — бежали через леса
стакан воды — о стакане воды
– Определите главное и зависимое слово.
– Определите часть речи главного и зависимого слова . ( главное слово глаг, сущ; зависимое слово – сущ .)
– Сравните пары словосочетаний.
– Что произошло с главным словом? ( изменилась его форма )
– Изменилась ли форма зависимого слова? ( нет )
– Задайте вопрос от главного слова к зависимому. На что обратили внимание? ( к зависимым словам задаем вопросы косвенных падежей)
– Можем ли сказать, что слова в этих словосочетаниях связаны согласованием? ( нет ) Почему? ( главное слово здесь выражено глаголом или именем существительным, а зависимое слово только имя существительное )
– Какой вывод можем сделать? ( в данных словосочетаниях главное слово выражено либо глаголом, либо сущ., зависимое слово – только существительное, от главного слова к зависимому задаем вопросы косвенных падежей – это не тип связи согласование )
– Если это не согласование, то …. ( это какой-то другой тип связи )
– Где можем найти название этого типа связи? ( в учебнике )
– Откройте учебник на стр. 125, откройте «Тайну языка».
– Как называется такой тип связи? ( управление )
– Какой цели достигли? ( узнали, как называется новый тип связи )
– Давайте уточним тему нашего урока:
– Сформулируйте тему урока. ( словосочетания с типом связи «управление»)
– Какой цели достигли? ( определили тему урока)
1. Составление алгоритма нахождения словосочетаний с управлением
– Давайте составим алгоритм нахождения словосочетаний с управлением. С чего надо начинать рассуждение? ( с определения главного и зависимого слова )
– Затем? ( определить часть речи главного и зависимого слова )
– Далее? ( задать вопрос от главного слова к зависимому )
Потом? ( если вопрос косвенных падежей, то это тип связи «управление»)
– Прочитайте алгоритм на стр. 126.
– Что можете сказать? ( алгоритм такой же )
– Что надо сделать, чтобы проверить себя? ( изменить форму главного слова, при этом форма зависимого слова должна остаться неизмененной )
2.Работа по учебнику.
Коллективное выполнение упр. 1, стр. 127 (найти и выписать словосочетания с управлением)
Учащиеся рассуждают, применяя алгоритм, полученные знания, используя схемы:
Выписывают только словосочетания с управлением : холод осени, дом у дороги, построить дом, ствол березы, дружить с тобой, спускаться с горы, горы Кавказа .
– Что особенного заметили в словосочетании дружить с тобой? (зависимое слово выражено местоимением)
– Почему? ( личные местоимения – это местоимения-существительные )
– Какой цели достигли? ( учились находить словосочетания с новым типом связи )
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Дифференцированная работа с самопроверкой по эталону.
Базовый уровень: выполнение упр. 3, стр. 128
Повышенный уровень : выполнение упр. 4, стр. 128
Учащиеся выбирают задание, выполняют его самостоятельно. Проверяют по эталону (презентация)
VI . Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение упр. 2, стр. 127
Учащиеся работают в парах, выполняя задание.
Проверка фронтальная коллективная с использованием сигналов.
Несколько пар проводят самооценку.
VII . Рефлексия деятельности (итог урока).
1. Фронтальный опрос.
Работа с рубрикой «Давай подумаем», стр. 127
Учащиеся выбирают модели к типу связи «управление» ( вторая, четвертая модели ), приводят свои примеры к каждой модели.
– По какой модели не может быть образовано словосочетание? ( к третьей ). Почему? ( глагол и прилагательное никак между собой не могут быть связаны )
2. Составление кластера
3. Фронтальный опрос.
– Какова тема урока? ( Словосочетания с типом связи «управление» )
– Что вы узнали про данный тип связи?
– Какие цели ставили? ( определить тему урока, узнать новый тип связи в словосочетании, узнать особенности этого типа связи, учиться находить словосочетания с новым типом связи )
– Достигли поставленных целей? ( да )
4. Оценки за урок.
Выбранный для просмотра документ Кудинова Е.П. МАОУ Средняя школа 30.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
красивые цветы про интересные рассказы о смешном клоуне ведро воды согл. согл. согл. ?
стакан воды – о стакане воды подарить сестре – подарил сестре дом из дерева – домом из дерева бежит через лес – бежали через лес Х Х Х Х Х Х Х Х гл. гл. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. кому? из чего? через что? чего?
просыпаюсь на рассвете шуршит в саду падают в тумане вытаскиваю из колодца вытаскиваю ведро ведро воды выскакивает из ведра обливаюсь водой слушаю рожок рожок пастуха поет у околицы шуршит в саду в тумане падают вытаскиваю из колодца вытаскиваю ведро ведро воды выскакивает из ведра обливаюсь водой упр. 3 упр. 4
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 618 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык. 4 класс. УМК «начальная школа XXI века»
Тема: Связь слов в словосочетании. Управление.
Планируемые результаты:
Предметные:
Наблюдать за словосочетаниями с типом связи управление. Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом вязи согласование. Познакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. Проанализировать представленные модели словосочетаний и выбрать соответствующие данным условиям.
Личностные:
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; сравнивать различные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность в споре; выражать интерес к освоению новой учебной информации.
Метапредметные:
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществлять анализ, сравнение, классификацию; делать выводы.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: обосновывать высказанное суждение; использовать в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформлять свои мысли в письменном форме речи.
Оборудование:
- презентация к уроку
- учебник русский язык, 4 класс (часть вторая), УМК «Начальная школа XXI века»
- схемы типов связи
- карточки: словосочетание, управление
- кластер
- сигналы для обратной связи
💡 Видео
Типы подчинительной связи #русскийязыкСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
INSTASAMKA – ЗА ДЕНЬГИ ДА (Текст)Скачать
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать