Драконица ударение в слове

Содержание
  1. Так как же всё-таки называть женщину-дракона?
  2. Фонетический разбор слова «драконица»
  3. Фонетический разбор «драконица»:
  4. «Драконица»
  5. Характеристики звуков
  6. Смотрите также:
  7. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  8. Морфологический разбор слова «драконица»
  9. Фонетический разбор слова «драконица»
  10. Карточка «драконица»
  11. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  12. Что такое фонетический разбор?
  13. Фонетическая транскрипция
  14. Как сделать фонетический разбор слова?
  15. Пример фонетического разбора слова
  16. Фонетика и звуки в русском языке
  17. Гласные звуки в словах русского языка
  18. Фонетика: характеристика ударных гласных
  19. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  20. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  21. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  22. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  23. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  24. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  25. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  26. Позиционное оглушение/озвончение
  27. Мягкие согласные в русском языке
  28. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  29. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  30. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  31. Dragons21
  32. Энциклопедический проект «Драконы XXI века»
  33. Драконологический словарик

Видео:Полёт на драконах Деймон и Лейна летят на драконах Караксес и Вхагар в Эссос Дом ДраконаСкачать

Полёт на драконах Деймон и Лейна летят на драконах Караксес и Вхагар в Эссос Дом Дракона

Так как же всё-таки называть женщину-дракона?

Таким вопросом я задавалась уже давно — но вспомнила о нем, когда взяла «Эльфийскую трилогию» Андрэ Нортон & Мерседес Лэки (Эксмо 2009, серия «Шедевры фантастики»)

Итак, дракон издавна занимает свою нишу в общемировой мифологии, спокойно он вошел в мифологию фэнтези, да так что и представить себе историю «меча и магии» без этих огнедышащих летающих танков невозможно. Они могут появиться и в мирах глубокой древности, и в средневековых балладах о рыцарях, и в космических эпопеях посреди межзвездного пространства.

Но я хочу рассмотреть не виды и внешность этих очаровательных чудовищ, а букет существительных, образовавшийся в русском языке с появлением дракона на страницах популярных романов.

С существительными мужского рода проблем никаких нет. Спокойно можно сказать дракон, дракончик, драконята, драконище, даже ласкательно — дракоша.

Но с обозначением женских особей общепринятых вариантов нет. Какие-то кажутся грубыми, какие-то глупыми, а какие-то язык вообще не поворачивается произнести.
(За исключением Драконочки — но это подходит только для «маленькой драконьей девочки»)

Предлагаю рассмотреть некоторые варианты подробнее.

Дракониха — образовано по аналогии «Слон- слониха». Вроде бы самое правильное! Но звучание портят привычные слова типа: дворничиха, портниха и пр.

Драконица — как «лис- лисица», медведица, тигрица, калошница и пр. Вариант, который предпочли переводчики вышеупомянутой Трилогии и сам Перумов. (Подозреваю, что все книги издательства Эксмо следуют именно этому варианту) Но лишь прочитав первые 150 страниц, я смогла привыкнуть к этому слову. Тем более, что если сменить ударение с драконИцы на дракОницу, да еще одну Н прибавить — получится войско всадников верхом на оных драконах.

Драконида — этот вариант мне встретился однажды, в старой редкой русско-язычной книге. Примечание гласило — «Драконида — ведьма змея». Вполне подходяще? Но присмотревшись внимательно, я поняла, что -ИД- — суффикс греческий, означающий множественное число. (Сравните — «аскарида»)
То есть перед нами уже целая страна! «Атлантида» там где есть много атлантов, «Антарктида» — где много антарктов, тьфу — полярников.

Драконесса — тут всё ясно: «принц- принцесса» Но как правильно заметила lizuza, подходит для молодой особи «королевского» драконьего рода.

Драконша — «великан — великанша», ну очень крупная особа!

или просто — Дракон — ДраконА, как «ворон — ворона». Однако так писать просто неудобно, да и корректоры будут путаться в падежах.

И еще несколько вариантов:

Самка дракона — подойдет только если рассматривать оное существо как бессловесное неразумное животное. Остальные разновидности на такое обидятся и спалят в пепел.

Драконянка — как «молдованка», означает национальную принадлежность.

Драконка — какой-то трамвай, право слово!

Драконейка — очень замысловатая особь.

Драконелла и Драконья — это навевает мысли о сицилийской мафии.

Драконина — как «бриг- бригантина», но это уже мясо.

В русских волшебных сказках всё было относительно просто — там дракона именовали Змеем (Горынычем), а семью его составляли «Змеева жена, да Змеиха-мать, да Змеевы сёстры».

В английском фольклере драконов часто звали Червями. А как будет червь — девочка? Правильно — никак! Черви размножаются с помощью лопаты.

Есть мнение, что драконы вообще не имеют половых различий, все как есть среднего рода. Однако большинство авторов фэнтези это мнение не разделяют, так что я не буду его рассматривать как неинтересное.

В интереснейшем издании «Энциклопедия: Волшебные существа» (Азбука- Классика 2005, СПБ) читаю: «Драконы описаны преимущественно особи женского вида, хотя пол не существенен»! То есть как и Урсулы Ле Гуин: «Был дракон, дракон, а потом взял и яйцы отложил.» (dunduk_k)
То есть можно считать, что дракон — это и есть женская особь? Как же называть мужскую — виверна?

Есть, есть в русском языке множество животных, у которых пары образуются не однокоренными словами. Как «конь — лошадь», «бабочка- мотылёк», «локон — прядь», «флакон — бутыль», «диван — софа».
Не похожие на первый взгляд друг на друга «олень — лань» всё-таки родственны, корень -ЛН- вполне заметен. Так же как и «Баран — овца», где у овцы можно-таки найти прежнего супруга Овна, а у барана «лексическую жену» баранку.

Конечно, на худой случай есть у особо привередливых авторов выход — можно придумать «особый» драконий язык и придумать какое угодно самоназвание ихней драконьей нации, с какими угодно титулами и величаниеми. Но остальной текст будет написан (и прочитан!) по-русски, то есть по-человечески!

А теперь подведу итог мини-опросу, устроенному мной в двух сообществах и на моём дневнике.
В опросе участвовало 30 человек, в ходе голосования выявились лидеры:
— вариант дракониха получил одобрение половины голосовавших (42%)
— 21% за драконицу
— 15% симпатизируют драконессе
— 9% высказались в пользу драконши
— и 18% участников предложили другой вариант

Но мне всё же пришелся по душе подсказанный nessy вариант drakaina из греческого языка. Нужно запомнить.

Видео:ДРАКОНИЦА ➤ Pathfinder: Wrath of the Righteous 2K | 1440p ➤ Прохождение #47Скачать

ДРАКОНИЦА ➤ Pathfinder: Wrath of the Righteous 2K | 1440p ➤ Прохождение #47

Фонетический разбор слова «драконица»

Видео:Фэнтези про драконов. Факультет Драконьих наездниц. (Аудиокнига)Скачать

Фэнтези про драконов. Факультет Драконьих наездниц. (Аудиокнига)

Фонетический разбор «драконица»:

Видео:ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИ / СУЖЕНЫЙСкачать

ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИ / СУЖЕНЫЙ

«Драконица»

Видео:АУДИОКНИГА - ФЭНТЕЗИ ПРО ДРАКОНОВСкачать

АУДИОКНИГА - ФЭНТЕЗИ ПРО ДРАКОНОВ

Характеристики звуков

Видео:"У меня есть драконы,я дам вам одного"Дейенерис предлагает дракона за безупречныхСкачать

"У меня есть драконы,я дам вам одного"Дейенерис предлагает дракона за безупречных

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «драконица»

Фонетический разбор слова «драконица»

Карточка «драконица»

Видео:Битва драконов 🐉 Вхагар и Арракс Эймонда и Люцериса ♚ Дом дракона 🐉Скачать

Битва драконов 🐉 Вхагар и Арракс Эймонда и Люцериса ♚ Дом дракона 🐉

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Аудиокнига "(Не)желанная невеста повелителя драконов" - Берт БеллаСкачать

Аудиокнига "(Не)желанная невеста повелителя драконов" - Берт Белла

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:АУДИОКНИГА - фэнтези про драконовСкачать

АУДИОКНИГА - фэнтези про драконов

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:АУДИОКНИГА ПОЛНОСТЬЮ | ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИ БЕСПЛАТНО | Неприступная в Академии Великих Книга 4Скачать

АУДИОКНИГА ПОЛНОСТЬЮ  | ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИ БЕСПЛАТНО | Неприступная в Академии Великих Книга 4

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Любовное фэнтези Юмористическое фэнтези АудиокнигаСкачать

Любовное фэнтези Юмористическое фэнтези Аудиокнига

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:АУДИОКНИГА - ФЭНТЕЗИ ПРО ДРАКОНОВСкачать

АУДИОКНИГА - ФЭНТЕЗИ ПРО ДРАКОНОВ

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:КОБАЯШИ 2 ЗА 10 МИНУТСкачать

КОБАЯШИ 2 ЗА 10 МИНУТ

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Еще бы немного любви часть 3Скачать

Еще бы немного любви часть 3

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Самый популярный Фаст Фуд в МиреСкачать

Самый популярный Фаст Фуд в Мире

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:Драконья сага. Разговор Беды и Цунами.Скачать

Драконья сага. Разговор Беды и Цунами.

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:АУДИОКНИГА - фэнтези про драконовСкачать

АУДИОКНИГА - фэнтези про драконов

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:За это тебя могут отправить в Психушку | Страшилки ШортсСкачать

За это тебя могут отправить в Психушку | Страшилки Шортс

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Аудиокнига | ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИСкачать

Аудиокнига | ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ЛЮБОВНОЕ ФЭНТЕЗИ

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Dragons21

Энциклопедический проект «Драконы XXI века»

Драконологический словарик

Драконица ударение в слове

Существует множество различных слов, имеющих прямое отношение к драконьей тематике: имена мифических чудовищ, названия видов драконов, термины драконьей биологии и вообще термины — в науке, разных сообществах и фантастике. Этот словарик, также являющийся частью проекта DXXI, даёт краткую характеристику и, при возможности, отсылки к источникам / расширенным материалам.

Эпизодически дополняется и уточняется. Ударение показано подчёркиванием.

Амфипт е рморфотип драконообразных, змей с перепончатыми крыльями. В таком же качестве представлен в европейской геральдике. Иногда искажённо называется «амфитер».

А спид — средневековый христианский змей греческого происхождения, воплощение беса. Буквально ἀσπίς («аспис») означает ядовитую змею/гадюку. В поздние века был соотнесён не со змеями, а с драконами, из-за чего может изображаться как виверна или дракон. Ошибочно приписывается славянской мифологии.

Биов и д — сокр. «биологический вид», уточнённое обозначение, использующееся вместо «вида» и «расы», чтобы избежать смысловых ошибок, связанных с этими словами.

Васил и ск — 1) змей из античной мифологии, трактуемый как «король змеев» и обладающий множеством смертоносных качеств, включая смертельный взгляд.
2) Средневековая гибридизация античного змея с петухом, кокатрис.
3) Современный драконообразный персонаж, представляющий собой ящера с тремя или четырьмя парами лап и взглядом, превращающим в камень.
4) Морфотип драконообразных — существо с головой дракона и тремя парами лап. Биологически ближе всех прочих морфотипов к дракону (см. DXXI № 1, стр. 13-17).

Вив е рна (виверн) — морфотип драконообразных, существо с драконьей головой, перепончатыми крыльями и одной парой лап. Часто воспринимается как неразумная низшая разновидность дракона, но, с другой стороны, из-за анатомических особенностей представляется как «реалистичный дракон» и выполняет эту роль в современном кино (например, в «Он — дракон» и «Игре престолов»). Подробнее.

Вирм (орм, вурм) — легендарное змееобразное чудовище Европы. Означает буквально «червь», этимологически связано со словами гивр и линдворм. В ролевой системе Dungeons&Dragons wyrm применяется к различным вариациям драконов и драконообразных существ, а юные дракончики называются вирмлинги.

В и рмлинг — в Dungeons&Dragons — недавно вылупившийся детёныш дракона. В переносном смысле применяется к молодым драконофанам, недавно заявившим о своём альтер-эго под влиянием кого-то другого.

Внутренний дракон — совокупность ощущений и переживаний человека с драконьей идентичностью любого типа. Может называться «душа дракона», «драконий фан», «крылатая сущность человека», дракон как альтер-эго. В это понятие не могут входить никакие психические расстройства.

Восточный дракон — ошибочное название для восточноазиатских драконообразных персонажей, главным из которых является китайский лун. Традиция называть лунов «драконами» была положена христианскими миссионерами, прибывшими в Китай.

Гексап о д — обозначение существа с шестью конечностями (например, морфотипы «дракон» и «василиск»).

Геральдический дракон — современный драконообразный типаж, не имеющий отношения к геральдике; представляет собой дракона без крыльев (морфотип «ящер»).

Гивр — один из многочисленных вариантов чудовищного змея из европейского фольклора. Означает просто «змей», однако сегодня рассматривается как отдельная «разновидность дракона» с рогами, но без каких-либо конечностей на змеином теле. Соответствует морфотипу «змей».

Г и дра — в античной мифологии — мифологическая змея со множеством голов. С эпохи Возрождения — драконообразное существо, многоголовый ящер, виверн или дракон. Змей Горыныч часто считается разновидностью современной гидры.

Дра а — термин русскоязычного драконьего сообщества со значением «душа дракона в теле человека», применяется к реальным людям. То же, что фан.

Драк а йна — одно из названий дракона женского пола. Происходит от греческого слова δράκαινα, которое правильно произносится «дрáкена», через латынь, в которой обретает вид «дракайна». Русский вариант: «драцена».

Др а ко (draco) — обобщённое обозначение античных мифических змеев, ставших прародителями европейского дракона.

Дракогр и ф — современное драконообразное существо, «дракон с птичьими крыльями». Часто имеет и другие птичьи или грифоньи черты, но всегда опознаётся как дракон, а не грифон. Подробнее.

Драк о ид — 1) вариант написания термина драконоид.
2) В «Драконологии» Г. З. Поттера (2003): таксономическая единица базовой иерархии НеЛиннейной классификации, принятой у магов. Означает группу («вид») драконов, включающую в себя конкретные авторские виды. Входит в Царство драконов.

Драк о н — 1) европейский персонаж, широко распространившийся по миру и имеющий вид существа с четырьмя лапами и перепончатыми крыльями. В этом же значении — один из морфотипов драконообразных. Если у него птичьи крылья, то это не дракон, а дракогриф. Подробнее.
2) В античной культуре: чудовищный змей, иногда с крыльями, часто служащий богам в качестве охранителя сокровищ или ездового зверя. Подробнее.
3) Обычно так называется любое драконообразное существо, любого вида и свойства, а порой и вовсе не имеющее с драконами ничего общего.
3) В переносном смысле: злой, жестокий, жадный человек.
4) В психологии: внутренние проблемы человека, то же, что внутренний демон.
5) Самоназвание человека с драконьей идентичностью всех типов.

Драк о на — одно из названий дракона женского пола. Обычно применяется к разумным драконам, в том числе из высокоразвитых цивилизаций.

Драконарий — в «Драконологии» Г. З. Поттера (2003) — свод информации о различных драконьих и драконоподобных биовидах.

Драконезис — в «Драконологии» Г. З. Поттера (2003) — происхождение драконов.

Дракон е тка — ручной дракончик, дракон сверхмалых размеров, например, огненная ящерица Перна.

Драк о нечка — одно из названий дракона женского пола. Происходит из субкультуры брони и обозначает умилённое отношение к умилительному персонажу.

Дракон и д — потомок дракона и другого существа, чаще всего гибрид человек-дракон. Также применяется для биовида таких гибридных существ, если они способны размножаться самостоятельно. Часто дракониды воспринимаются как драконы-полукровки, промежуточное звено между «обычными» биовидами и могущественными драконами.

Дракон и т — волшебный камень в голове мифического змея и протодракона. Участвует в сюжетах драконоборства, поэтому в современной фантастике положительные персонажи наделяются волшебными камнями иного рода, символизирующими их магическое сердце.

Драк о ниха — одно из названий дракона женского пола. Обычно применяется к 1) неразумным, или 2) диким, или 3) грубым, или 4) крупным и массивным драконам.

Дракон и ца — одно из названий дракона женского пола. Обычно применяется к драконам из отсталых цивилизаций («средние века» и раньше).

Драконоб о рец — в фантастике — типаж рыцаря, специализирующегося на охоте на драконов. Не обязательно пересекается с мифологическим мотивом драконоборства. В переносном смысле драконоборцами называют реальных людей, критикующих драконофанство.

Драконоб о рство — мифологический мотив о змееборстве человеческого героя, переложенный в образы эпохи Возрождения и позднее. В основном типаже представляет роли Дракона, Рыцаря и Принцессы. Многократно обыгран в фэнтези и пародиях. Иногда называется «драконоборчество».

Драконов е дение — в отличие от термина драконология — шуточное или ироничное название псевдонаучных материалов, стилизованных под изучение драконов. Может быть как художественным текстом, так и любительскими попытками исследований. Подробнее.

Драконогр а фия — иконография дракона, то есть вся совокупность его визуальных воплощений и их свойства (например, «Историческая драконография» Н. В. Бардичевой). Иногда этим словом ошибочно называют сказочную «науку о драконах» (по аналогии со словом «география»).

Дракон о ид — 1) драконообразное существо, родственное дракону или содержащее какие-то черты дракона; то же, что драконообразное; «разновидность дракона», не соответствующая драконьему морфотипу.
2) Человек с чертами дракона или, наоборот, дракон с чертами человека, когда человеческие черты доминируют (от «дракон» + «гуманоид»).

Драконол о гия — 1) междисциплинарная область научного знания, касающаяся дракона во всех его формах и значениях. Несмотря на большую работу, проделанную с конца XIX века учёными разных стран, как наука не признана из-за стереотипа «драконы — это такие животные, но их не существует», доминирующего даже в академической среде.
2) В переносном смысле: «несуществующая наука о том, чего не существует», наукообразная нелепица. Применяется в т.ч. физиками, но не историками, литературоведами, этнографами и другими специалистами, так или иначе сталкивающимися с драконом.
3) В «Драконологии» Г. З. Поттера (2003): наука о драконах данной вселенной.

Драконообр а зные (драконоиды) — совокупность фантастических персонажей, родственных дракону. Включает в себя восточноазиатских персонажей (лунообразных), отчасти гибридных персонажей (до их потери идентификации с драконами) и самого дракона.

Драк о ночка — уменьшительно-ласкательное от слова «дракона». Может применяться к маленькой девочке-драконе.

Драконоф а н — реальный человек с альтер-эго «дракон» наиболее распространённых типов.

Драконоф а нство — наиболее распространённые типы самоидентификации реального человека как дракона. В основе находится «душа дракона», «драа» или «фан дракона». Включает в себя множество мировоззрений. Подробнее.

Драк о нушка — одно из названий дракона женского пола. Обычно с нежностью применяется к разумным и изящным драконам.

Дракон я тник — 1) место содержания драконов (см. также дракошня).
2) Место коллективного проживания представителей русскоязычного драконьего сообщества. С московским драконятником связана значимая часть истории раннего сообщества.
3) В «Драконологии» Г. З. Поттера (2003): свод информации о выдающихся личностях среди драконов этой вселенной.

Драк о ша — 1) одно из названий дракона женского пола. Обычно с нежностью применяется к драконам, живущим в человеческой цивилизации.
2) Уменьшительно-ласкательная форма слова «дракон».

Драк о шня — место содержания драконов, аналог слова «конюшня» (напр., С. Снегов «Люди как боги», 1966-1977).

Драм а г — в «Драконологии» Г. З. Поттера (2003) — маг с врождённой способностью принимать облик дракона.

Дрейк — собирательное название для ряда драконообразных существ, которые по какому-то параметру не дотягивают до полноценного дракона. Часто под этим словом понимается драконовидный ящер, разновидность дракона недостаточного размера (крупнее, чем драконетка) или лишённая особых способностей.

Дыхание дракона — особая способность драконообразных существ извергать из пасти и/или ноздрей атакующую субстанцию. Обычно это огонь или яд, но могут быть магические заклинания, сила тьмы, молния, раскалывающий камни гром и пр. Благожелательные драконы могут изрыгать целебные силы.

Западный дракон — обозначение для дракона или драконообразного персонажа европейского фольклора в отличие от восточноазиатских персонажей (лун), которые ошибочно также называются «драконами», но восточными.

Змееб о рство — древний мифологический мотив, в котором мифический герой сражается с мифическим змеевидным чудовищем и побеждает его. Каждый элемент змееборства имеет особое значение и не может сводиться к бытовому рассказу об охоте на хищника. Позднее змееборство трансформировалось в драконоборство.

Змей — 1) мифологическое чудовище в виде огромной змеи; часто бывает химерическим (с несколькими головами или хвостами, с крыльями, лапами).
2) Морфотип драконообразных — существо с головой и украшениями дракона, но змеевидным телом без конечностей.
3) Слово, которое традиционно используется по отношению к драконам в России, Европе и США, несмотря на то, что соответствующие персонажи уже несколько веков не выглядят как змеи.

Змей Гор ы ныч — русский мифологический и сказочный змей со многими головами. В современности — виверн или дракон с тремя головами; часто считается разновидностью современной гидры. Подробнее.

Истинный дракон — 1) категория или крупная таксономическая единица, объединяющая существ, обладающих всеми драконьими признаками в рассматриваемой сфере (напр., истинные драконы в ролевой системе Dungeons&Dragons). Появляется тогда, когда важно отличие от похожих существ, но не полностью драконов (полукровок, ложных драконов, псевдодраконов, альтернативных телесных форм метаморфов, оборотней и магов).
2) В русскоязычном драконьем сообществе: ироничное название для людей с альтер-эго «дракон», жёстко делящих сообщество на «правильных» и «неправильных» на основании личных предпочтений. Обычно пишется с нарочитыми ошибками, имитирующими безграмотность многих юных драконофанов («истенный дрокон») или с иронизированием над элитарностью («труЪ-дрокон»).
3) В «Драконологии» Г. З. Поттера (2003): таксономическая единица базовой иерархии НеЛиннейной классификации, принятой у магов. Означает группу («вид») драконов, включающую в себя конкретные авторские виды. Входит в Царство драконов.

К е тосетус) — античное химерическое существо «кит», змеерыба с передней частью грифона (бараньего, львиного или псового).

Кетцалькоатль — антропоморфное божество ацтеков, чьим атрибутом была зелёная змея, украшенная перьями. К драконам не имеет никакого отношения. Однако в современности под этим словом часто понимается пернатокрылый амфиптер или виверн.

Китайский дракон — ошибочное название для древнего китайского драконообразного персонажа — лун. Традиция называть лунов «драконами» была положена христианскими миссионерами, прибывшими в Китай.

Кир и н — японская версия китайской химеры цилинь. Иногда бывает с одним рогом, из-за чего ошибочно называется «японским единорогом».

Классический дракон — название, которым обычно обозначают собственно дракона в отличие от прочих драконообразных существ (виверны, амфиптера, василиска и пр.). Примером «классического дракона» является геральдический красный дракон Уэльса.

Кокатр и с — существо, в зависимости от своего вида более или менее соотносимое с драконообразными персонажами. Часто выглядит как гибрид змеи и петуха, может иметь драконьи крылья или сильную стилизацию под один из «видов драконов». Часто ошибочно называется василиском.

Крылья — символ внутренней идентичности человека с драконьим альтер-эго, открытости к самому себе, к своей иной стороне. Вопрос «Где твои крылья?» подразумевает, что человек погряз в рутине, прекратил самопознание и развитие. Но может также означать и всего лишь расхождение в мировоззрении прежде близких собеседников.

Левиафан — ветхозаветный персонаж в виде огромной рыбы или кетоса. Через последний образ получил связь с драконом, поэтому в современности часто трактуется как подводный змей, амфиптер или василиск.

Линдв о рм — 1) один из многочисленных вариантов чудовищного змея из европейского фольклора. Также называется «линдвурм» или «линнорм».
2) Морфотип драконообразных — существо с драконьей головой, драконьими украшениями и одной парой лап.

Ложный дракон — в «Драконологии» Г. З. Поттера (2003) — таксономическая единица базовой иерархии НеЛиннейной классификации, принятой у магов этой вселенной. Означает группу («вид») драконов, включающую в себя конкретные авторские виды. Входит в Царство драконов.

Лонг (лунг) — неправильная транслитерация китайского лун, произведённая с английского.

Лун — один из важнейших исторических драконообразных персонажей, восточноазиатский змей с четырьмя ногами и узнаваемой стандартизированной внешностью, описанной через «девять подобий». Самый известный лун — китайский Лун-ван, где «ван» — название древнего титула правителя. Слово «лун» может служить для перевода названий соответствующих лунообразных персонажей Японии, Кореи, Вьетнама, Тибета и пр. так же, как слово «дракон» служит для европейских персонажей. Однако само оно в слово «дракон» не конвертируется. Подробнее.

Лунообр а зные — группа восточноазиатских персонажей, родственных между собой и основанных на китайском луне. Исторически древнее драконообразных, но часто ошибочно называются «восточными драконами».

Морфот и п — тип из классификации драконообразных персонажей по набору частей тела, предложенной Алистер Муркерри. По мере усложнения образа морфотипы могут быть: змей, линдворм, амфиптер, виверна, ящер, тетравинг, дракон, василиск, химера.

Осознание — завершение процесса признания в себе внутреннего дракона у людей с драконьей идентичностью. Является важной и очень яркой частью самопознания.

Протодрак о н — драконообразный типаж XI-XIV веков, эволюционно стоящий между мифическим змеем и драконом. Осовремененные изображения протодраконов встречаются и в поздние века, включая современность, обычно в виде ссылок на древность, а не самостоятельных персонажей. Часто протодракон выглядит как змей или виверна.

Саламандра — средневековая мифологическая ящерица, которая, единственная среди всех животных, способна жить в огне. Благодаря этому служит символом стойкости в тяжёлых обстоятельствах. В современной фантастике может представляться как «дракон огня» или ящер со множеством ног.

Сложить крылья — фраза со значением «покончить жизнь самоубийством» в русскоязычном драконьем сообществе. Происходит из романа «Слово о драконе» Павла Шумила (1999): «Подняться повыше и сложить крылья». Фраза наполнена глубоким символизмом, так как сделать подобное может только крылатое существо, для которого полёт — и есть жизнь.

Тетрав и нгморфотип драконообразных, существо с драконьей головой и с четырьмя конечностями, все из которых являются перепончатыми крыльями. Встречается редко.

Фан — позитивная жизненная сила, представляющая нечеловеческую идентичность («иная душа в теле человека»). Может быть фан дракона (см. драа), фан волка или какого-либо другого существа. По ряду представлений, находится в сердечной чакре.

Ф у рри-дракон — гибридный персонаж из субкультуры фурри. Выглядит как человек в шкуре дракона. Отличается от драконида или разумного прямоходящего дракона выраженным духом субкультуры фурри: эротические или порнографические сцены, акцент на преувеличенных половых признаках, чрезмерная умильность или инфантильные эмоции взрослых персонажей, часто — ЛГБТ+, фетишизм или насилие.

Ф э йри-дракон (сказочный дракон) — современное драконообразное существо, представляющее собой маленькую виверну или дракона с крыльями бабочки (или аналогами). По сути, фея в драконьем обличии. Фэйри-драконы могут быть шаловливыми, безобидными или опасными, всегда обладают сильной магией.

Хим е раморфотип драконообразных, существо со множеством черт дракона, но имеющее произвольное количество лап и крыльев. Химера не может совпадать с другими морфотипами.

Хиропт е рные крылья — тип крыльев, свойственный рукокрылым: мембрана, поддерживаемая длинными пальцами. По-английски именуются «bat wings»; в русском языке получается тавтология «рукокрылые крылья», поэтому применён латинский аналог.

Царство драконов — в «Драконологии» Г. З. Поттера (2003) — таксономическая единица базовой иерархии НеЛиннейной классификации, принятой у магов этой вселенной. Состоит из трёх видов: истинных драконов (Draco verus), ложных драконов (Pseudodraco) и дракоидов (Pphidio draconis).

Цил и нь — китайское химерическое существо, выглядящее как лун, которому придали форму лошади. Иногда под японским именем кирин считается разновидностью дракона.

Я щерморфотип драконообразных, существо с драконьей головой и четырьмя лапами. Часто описывается как «дракон без крыльев». К этому морфотипу относятся и удлинённые змеящиеся лун, рю и другие восточноазиатские лунообразные.

В оформлении страницы использован фрагмент работы
Боба Эгглтона «Scales of Justice», 1998

Поделиться или сохранить к себе: