Довольно жарко это словосочетание или нет

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Довольно жарко это словосочетание или нет

О чем эта статья:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Урок №3 | Начало составления текста. Работа со словосочетаниями.Скачать

Урок №3 | Начало составления текста. Работа со словосочетаниями.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Классификация словосочетаний по главному слову

Итоговая контрольная работа по русскому языку ( 8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Итоговая контрольная работа по русскому языку (тестирование)

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) лаур…ат, ком…тет

2) арт. ллерия, об…лиск

3) арх…тектура, д. плом

4) пр…вилегия, р…золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

1) а…естат, кава…ерия

2) пье…а, иску. ный

3) бе…тристика, инте. ект

4) конгре. диску…ия

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозна­ чающая ударный гласный звук?

1) срЕдства, облегчИть

2) щАвель, включИм

3) красивЕе, повторИт

4) инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

2) машина нагружена

4) довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Знайте, что я всегда рад помочь вам.

2) Облако представлялось то косматым медведем, то гри­вастым львом.

3) Команда будет выступать на своём поле.
4) Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Переходите улицу внимательнее!

2) Мне вдруг сделалось страшно.

3) И на обломках самовластья напишут наши имена!

4) Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предло­жение?

1) Пишу, читаю без лампады.

2) Брат любит чёрный чай, а я — зелёный.

3) Мне что-то не по себе.

4) Суворов учил брать не числом, а умением.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поста­вить тире?

1) Походка, голос, взгляд (..) всё изменилось в Маше.

2) В опасности забор (..) не препятствие.

3) Твои слова (..) словно острый нож.

4) У моего дедушки пять наград (..) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены не­ правильно?

1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на бли­ жайшей мельнице.

2) «Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. — Береги себя и возвращайся домой».

3) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.

4) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» — думал я про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запя­ тую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Джульетта ты как день!

2) И невозможное возможно.

3) Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

4) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.

A 11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.

2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

Довольно жарко это словосочетание или нет Довольно жарко это словосочетание или нет Довольно жарко это словосочетание или нет3) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в но мер, позвонил в справочное бюро вокзала.

4) Сад был окружён забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение пред­ ложения.

1) она упала на купеческий двор.

2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

3) её долго пришлось искать.

4) Иван-царевич отправился на её поиски.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

(1) В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царство­вал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опаса­лись ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3) Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмыс­ленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, мини­стерством, департаментом или другим казённым уч­реждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». (5)Произвол всегда оставал­ся основным и единственным способом управления. (б)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину откры­лась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и са­тирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1 . Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).

В2. Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

ВЗ . Напишите номера предложений, в которых есть обособ­ ленные обстоятельства.

В4 . Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.

В6 . Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

Итоговая контрольная работа по русскому языку (тестирование)

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) д…алог, ст…пендия

2) св…детельство, пр…зидиум

3) ч…столюбивый, эп…лог

4) манн…врировать, ид…ал

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

1) коло…альный, режи…ёр

2) и. юминация, прогре…
3) га. ерея, ко…орит

4) тро…ейбус, ко…итет

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозна­ чающая ударный гласный звук?

1) кУхонный, обеспЕчение

2) договОр, позвОнит

3) катАлог, началА

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

|2) чёт или нечет

3) разделив на группы

4) приёмник настроен

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.

2) В клетке соловей перестал петь.

3) Прошло несколько месяцев.

4) Ты бы поговорил со мной.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Сад Капулетти.

2) О любви в словах не говорят.

3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.

4) При сильном ветре выходить в море опасно.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) Знаешь, Зинка, я против грусти.

2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила ма­ шинки.

3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.

4) Я буду читать за Хлестакова, а ты — за Осипа.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поста­ вить тире?

1) Очевидно (..) не значит верно.

2) Рифей (..) древнее название Урала.

3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой

Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронто­ вом», «Землянку».

4) Лес (..) будто терем расписной.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены не­ правильно?

1) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным.

2) «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним».

3) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Пе ровским нагрянули гости.

4) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы по живаете?» — сказал Печорин.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запя­ тую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.

2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.

3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.

4) Люблю тебя Петра творенье!

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невоз мутимым.

2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.

3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

Довольно жарко это словосочетание или нет Довольно жарко это словосочетание или нет4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

1) перестраивалась вся жизнь России.

2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.

3) им упорно сопротивлялись бояре.

4) их нелегко было принять.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

(1) Шестнадцатилетнему Лескову пришлось поступить на службу писцом в суд. (2)С 1861 года Лесков — сотруд­ник московских газет, сначала «Русской речи», а позд­нее «Северной пчелы». (З)Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрони­ках. (4)В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвященной пожарам в Петербурге, требу­ет от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». (5)Статья, совпавшая по времени с новой волной репрессий против революционеров, была вос­принята как открытое публичное выступление охрани­теля режима, реакционера. (6)Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни.

В1 . Из предложения (1) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Довольно жарко это словосочетание или нет В2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении (2).

ВЗ . Найдите в тексте безличное предложение. Напишите его номер.

В4 . Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Напишите номера предложений, в которых есть обособ­ленные определения.

В6 . Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (6).

Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс

Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

Словосочетание состав­ля­ют сло­ва, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу. Не все соче­та­ния слов удо­вле­тво­ря­ют этим тре­бо­ва­ни­ям и явля­ют­ся словосочетаниями.

Как пра­ви­ло, сло­во­со­че­та­ние состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва, кото­рые свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос.

Не все соче­та­ния слов явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Например, нель­зя назвать сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , так как они состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния и меж­ду ними суще­ству­ет рав­но­прав­ная связь:

Во-вторых, соче­та­ния слу­жеб­ных слов (сою­зов, частиц, пред­ло­гов) со зна­ме­на­тель­ны­ми не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми, например:

  • тоже нари­сую, так­же при­ся­ду (союз и глагол);
  • какой чудес­ный, слов­но шёл­ко­вый (части­ца и прилагательное);
  • буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся (части­ца и глагол).

Нужно обра­тить осо­бое вни­ма­ние на соче­та­ния суще­стви­тель­ных или место­име­ний (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ных частей речи) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми, кото­рые лег­ко спу­тать с дру­ги­ми частя­ми речи, например:

Не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми слож­ные и состав­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, состав­ные сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и наре­чий, например:

  • буду петь, будешь верить, пус­кай гово­рит, пусть напи­шет, давай постро­им, давай­те подумаем;
  • более кра­си­вый, менее сон­ный, наи­бо­лее силь­ный, наи­ме­нее тон­кий, самая вни­ма­тель­ная, гром­че всех.

Довольно жарко это словосочетание или нет

Ряды одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния , соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью, так­же не назо­вём словосочетаниями:

Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, или фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты , не чле­нят­ся на состав­ля­ю­щие их сло­ва. Они явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. Фразеологизм обыч­но мож­но заме­нить словом-синонимом, например:

  • не раз­мы­кать уст — молчать;
  • пове­сить нос — расстроиться;
  • кри­вить душой — обманывать;
  • ни свет ни заря — рано.

Соответственно фра­зео­ло­гизм не явля­ет­ся словосочетанием.

🔍 Видео

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать

Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"

Горе от ума (1952) Монолог Чацкого в финалеСкачать

Горе от ума  (1952)  Монолог Чацкого в финале

Жаркий Зеркальный АуткастСкачать

Жаркий Зеркальный Ауткаст

Weather. Погода. Разговорный английский.Скачать

Weather. Погода. Разговорный английский.

Рождественское чудо. Истории из жизниСкачать

Рождественское чудо. Истории из жизни

Проверяю контрольный диктант по русскому языку 4 классСкачать

Проверяю контрольный диктант по русскому языку 4 класс

Планеты вокруг пульсаровСкачать

Планеты вокруг пульсаров

Не превращайте свой ДОМ в КВАРТИРУ // 10 признаков КВАРТИРНОГО МЫШЛЕНИЯ при строительстве домаСкачать

Не превращайте свой ДОМ в КВАРТИРУ // 10 признаков КВАРТИРНОГО МЫШЛЕНИЯ при строительстве дома

«Русский мир»: фантазия пропагандистов? Почему не работает внутри России? / Борис КагарлицкийСкачать

«Русский мир»: фантазия пропагандистов? Почему не работает внутри России? / Борис Кагарлицкий
Поделиться или сохранить к себе: