Допиши правильный вариант окончания числительных в словосочетаниях

Видео:Русский язык 10 класс. Склонение числительныхСкачать

Русский язык  10 класс. Склонение числительных

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 452, с. 51

Янв 21

Допиши правильный вариант окончания числительных в словосочетаниях

Видео:Как правильно склонять числительные | 7 задание из ЕГЭ 2023 | ВебиумСкачать

Как правильно склонять числительные | 7 задание из ЕГЭ 2023 | Вебиум

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 452, с. 51

452. Прочитайте предложения, правильно выговаривая окончания числительных. Выпишите словосочетания «порядковое

х
числительное + существительное». На основе выписанного цифрового материала подготовьте сообщение на тему «Памятные даты».

1. На русские земли постоянно нападали сильные и жестокие враги. Князь Александр Невский одержал победу над шведами в 1240 году. 2. С 1243 по 1480 год продолжалось монголо-татарское иго на Руси. 3. 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва, в которой русские войска одержали победу, ставшую важным шагом на пути к полному освобождению от чужеземного ига. 4. Нижегородское ополчение во главе с Мининым-Сухоруким и князем Дмитрием Пожарским совершило поход на Москву для её освобождения от врагов в 1612 году. 5. 12 июля 1812 года Наполеон с 600 000 армией вторгся на территорию России. 14 декабря 1812 года остатки французской армии были изгнаны из России. 6. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Великая Отечественная война закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года.

х
в тысяча двести сороковом году;

х
с тысяча двести сорок третьего года;

х
по тысяча четыреста восьмидесятый год;

х
восьмого сентября;

х
тысяча триста восьмидесятого года;

х
в тысяча шестьсот двенадцатом году.

х
двенадцатого июля;

х
тысяча восемьсот двенадцатого года;

х
шестьсоттысячной армией;

х
четырнадцатого декабря;

х
тысяча восемьсот двенадцатого года;

х
двадцать второго июня;

х
тысяча девятьсот сорок первого года;

х
тысяча девятьсот сорок пятого года.

Видео:Урок 2. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 5 – 20, 30, 50 – 80, 40, 90, 100 || Склонение числительныхСкачать

Урок 2. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 5 – 20, 30, 50 – 80, 40, 90, 100 || Склонение числительных

Письмовник

Видео:Урок 2. Склонение числительных 40, 90, 100Скачать

Урок 2. Склонение числительных 40, 90, 100

Как правильно употреблять числительные?

Видео:Русский язык | Склонение числительныхСкачать

Русский язык | Склонение числительных

Грамматика

Видео:Урок 1. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1, 2 – 4 || Склонение числительныхСкачать

Урок 1. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1, 2 – 4 || Склонение числительных

Какие бывают числительные?

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).

Видео:Учимся склонять числительные для задания 7 из ЕГЭ.Скачать

Учимся склонять числительные для задания 7 из ЕГЭ.

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Видео:Задание ЕГЭ № 7 (о склонении числительных). Часть 1.Скачать

Задание ЕГЭ № 7 (о склонении числительных). Часть 1.

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень) склоняются:

и. п. пятьв. п. пять
р. п. пятит. п. пятью
д. п. пятип. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью.

и. п. одиннадцатьв. п. одиннадцать
р. п. одиннадцатит. п. одиннадцатью
д. п. одиннадцатип. п. об одиннадцати
  • числительные на -десят: пятьдесят, шестьдесят и др.:
и. п. пятьдесят, шестьдесятв. п. пятьдесят, шестьдесят
р. п. пятидесяти, шестидесятит. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)
д. п. пятидесяти, шестидесятип. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: т. п. – восьмьюдесятью и восемьюдесятью.

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот):

и. п. триста, пятьсотв. п. триста, пятьсот
р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)
т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)
д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)
п. п. о трехстах, о пятистах

Нужно запомнить:

Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:

и. п. два, три, четыре, оба, обе, столько, четверов. п. два, три, четыре, оба, обе, столько (двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых)
р. п. двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверыхт. п. двумя, тремя, четырьмя, обоими, обеими, столькими, четверыми
д. п. двум, трем, четырем, обоим, обеим, стольким, четверымп. п. о двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых

ПРАВИЛЬНО: До ск о льких работает библиотека? Она работает до ст о льких-то, а НЕ *до скольки, до стольки-то.

Нужно помнить, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая.

Видео:Урок 4. Порядковые числительные (первый, второй, третий…) || Склонение числительныхСкачать

Урок 4. Порядковые числительные (первый, второй, третий…) || Склонение числительных

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

Видео:Русский язык 10-класс (Склонение числительных)Скачать

Русский язык 10-класс (Склонение числительных)

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

Видео:Имя числительное. Количественные и порядковые числительныеСкачать

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Т. к. слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора: Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.

Видео:Урок 5. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) || Склонение числительныхСкачать

Урок 5. Собирательные числительные (двое, трое, четверо…) || Склонение числительных

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

Видео:Урок 4. Склонение числительных от 500 до 900Скачать

Урок 4. Склонение числительных от 500 до 900

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах).
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, как пара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребление словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).

Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении ‘несколько’ (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или ‘две штуки чего-либо непарного’ (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

Видео:Урок 3. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 200, 300, 400, 500 – 900, 1000, 1000000, 1000000000 || Склонение числительныхСкачать

Урок 3. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 200, 300, 400, 500 – 900, 1000, 1000000, 1000000000 || Склонение числительных

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?

Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории , парадоксам истории и т. д. форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется).

Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.

Так что такое тысяча – числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении ‘число и количество 1 000’) именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях ‘огромное количество, множество’ и ‘большие деньги, состояние’. А в значениях ‘число 1000’ и ‘количество 1000’ тысяча – количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей!).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного – тысячей (с тысячей рублей).

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного – тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане. Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

Правильно: тысяче работников, миллиону работников, трем тысячам работников (д. п.), тысячей работников, миллионом работников, тремя тысячами работников, тысячью работниками и одной тысячей работников (т. п.).

Правильно: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

Источники:

  • Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. М., 1980.
  • Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. 2-е изд., М., 2001.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

Видео:Задание ЕГЭ № 7 (о склонении числительных). Часть 2.Скачать

Задание ЕГЭ № 7 (о склонении числительных). Часть 2.

Вопросы и ответы по русскому языку. Вопросы 451-500

451. Определите прилагательное, в котором пропущены -нн-.

452. Определите прилагательное, в котором пропущены -нн-.

453. Определите прилагательное с суффиксом -к-.

454. Определите прилагательное с суффиксом -к-.

455. Определите прилагательное с суффиксом -ск-.

456. Определите прилагательное с одной — н- в суффиксе.

457. Определите прилагательное с одной — н- в суффиксе

458. Определите прилагательное с суффиксом -ск- :

459. Определите прилагательное с суффиксом -нн- :

460. Определите прилагательное с суффиксом -к- :

461. Определите прилагательное с одной -н- :

462. Определите прилагательное с -н- в суффиксе.

463. Определите прилагательное с -н- в суффиксе.

464. Определите прилагательное с суффиксом -ск-.

465. Определите прилагательное с -нн-.

466. Определите прилагательное с суффиксом -к-.

467. Определите прилагательное с -н-.

468. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис.

469. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно.

470. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис

471. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

472. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

473. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

474. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

475. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

476. Определите вариант со сложным прилагательным:

477. Определите вариант со сложным прилагательным:

478. Определите числительное, в середине которого мягкий знак пишется.

479. Определите числительное, в середине которого мягкий знак не пишется.

480. Определите вариант с правильными окончаниями числительных.

С пятер…ягнятами, к пятер… фигуристам, от пятер…футболистов, о пятер… шахматистах.

481. Определите правильный вариант пропущенных букв в числительных :

о шестнадцат… книгах, к одиннадцат… годам, с девятнадцат… лет, до двенадцат… часов.

482. Полтораста домов, чашек.

Подчёркнутое числительное в словосочетании употреблено в падеже

483. Определите вариант с числительным в форме Т.п.

484. Определите вариант с числительным, в котором мягкий знак не пишется :

485. Определите правильный вариант пропущенных букв: шест…сот восьм…десят… пят… тенге.

486. Определите правильный вариант пропущенных букв: о шест…ст… восьм…десят… пят… тенге.

487. Определите собирательное числительное в Т.п.

С пятерыми ягнятами

488. Определите вариант со слитным написанием числительного :

489. Определите вариант раздельного написания числительного :

490. Определите вариант со слитным написанием числительного :

491. Определите вариант со слитным написанием числительного:

492. Определите вариант раздельного написания числительного :

493. Определите вариант раздельного написания числительного :

494. Определите вариант с числительным, в котором мягкий знак не пишется :

495. Определите правильный вариант пропущенных букв:

Находится в сорок… километр…, более ст… человек, к девяност… участник…

496. Определите правильный вариант пропущенных букв :

Находится в ст… метр… от здания, около сорок… километр…, с девяност… участник…

497. Определите правильный вариант пропущенных букв:

Около пятнадцат… километров, к девят…ст… учащимся, с четырь… ст… экземплярами.

498. Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте — это

499. Определите, каким членом предложения является числительное: Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

500. Определите, каким членом предложения является числительное: Мы включили шестую линию конвейера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🌟 Видео

Самый простой способ запомнить склонение числительных от 200 до 900!Скачать

Самый простой способ запомнить склонение числительных от 200 до 900!

Урок 8. Склонение числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТАСкачать

Урок 8. Склонение числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА

Урок 7. Дробные числа (½, 0,5…) В РАЗНЫХ ПАДЕЖАХ || Склонение числительныхСкачать

Урок 7. Дробные числа (½, 0,5…) В РАЗНЫХ ПАДЕЖАХ || Склонение числительных

Урок 6 Склонение собирательных числительныхСкачать

Урок 6  Склонение собирательных числительных

ВЫУЧИ ЭТО и получишь 5-ку по русскому — Правописание ЧислительныхСкачать

ВЫУЧИ ЭТО и получишь 5-ку по русскому — Правописание Числительных
Поделиться или сохранить к себе: