Доменико трезини ударение в имени

Видео:Первый главный архитектор Петербурга - Доменико ТрезиниСкачать

Первый главный архитектор Петербурга - Доменико Трезини

Словари

Трези́ни Доменико (Trezzini) (около 1670 — 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-1714), собор Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-1734) — в Санкт-Петербурге.

ТРЕЗИНИ Доменико — ТРЕЗИ́НИ (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария — 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.

Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА); выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ), начата перестройка Петропавловской крепости (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ) в камне, выстроены Летний дворец Петра I (см. ПЕТР I Великий) (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко (см. БАРОККО).

Поступление на русскую службу

Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I (см. ПЕТР I Великий) Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.

Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.

Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.

В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота — единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком (см. АТТИК) с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.

К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский); общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.

Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами (см. ПИЛОН) с раскрепованными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА), поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный (см. ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович), иконы — А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.

Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».

В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра — сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).

По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание — Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.

Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников — М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич).

Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

ТРЕЗИНИ Доменико (ок. 1670-1734) — российский архитектор. Представитель раннего барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-14), собор Петропавловской крепости (1712-33), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-34) — в Санкт-Петербурге.

ТРЕЗИ́НИ Доменико (ок. 1670-1734) — швейц. архитектор, уроженец Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699- 1703 работал в Дании, где, по его словам, «делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства», т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал в Россию по контракту в июле 1703, в февр. следующего года прибыл в СПб., откуда был послан в Нарву и строил там «государевы палаты», триумфальные ворота, ремонтировал разруш. при штурме крепостные сооружения. По возвращении в СПб. Т. возглавлял стр-во Петропавловской крепости (1706-33), Петровские ворота к-рой стали первым примером синтеза архитектуры и скульптуры в СПб. Именно отсюда берет начало эта характерная черта арх. облика рос. столицы, к-рая затем последовательно воплощалась архитекторами на протяжении двух столетий. По его же проекту в крепости строился Петропавловский собор (1712-32), к-рый ни по внеш. виду, ни в плане не был похож на традиц. рус. 4-столпные, крестовокупольные шатровые или 5-купольные правосл. церкви. Внутр. пространство прямоугольного в плане 3-нефного собора расчленено мощными пилонами на три равных по выс. пролета. Это была первая зальная церковь в России, а ее колокольня — самая высокая постройка в гос-ве. В эти же годы по проектам Т. и под его рук. были возведены осн. постройки новой столицы: Летний (1710-12) и Зимний (1711-12) дворцы Петра I, мазанковые Канцелярии на Городовом о-ве (1714-18), построенные из шести одинаковых секций. Залож. здесь осн. принципы структуры адм. здания позднее были воплощены в Гос. коллегиях на Васильевском о-ве двенадцатикратным повторением плана корпуса одной коллегии. Канц. стояли «в линию», «единой фасадой», как жилые дома по набережным, с той разницей, что оба здания — и Канц., и Коллегии — были поставлены к Неве торцовыми фасадами, а гл. фасадом были обращены к площади — соотв. к Троицкой и на Стрелке Васильевского о-ва. Размах деят-ности Т. соответствовал размаху стр-ва в СПб. Когда города как такового еще не было, он возводил крепость, затем построил первые дворцы. Когда настало время строить город, он проектировал р-ны гор. застройки — Моск. сторону (1712), Выборг. сторону (1715), Васильевский о-в (1715), комплекс Александро-Невского мон., для к-рого сделал «абрис, как быть всему кам. строению» (1715). В проекте монастыря Т. нашел необычное для России решение. Все здания комплекса расположены по периметру, образуя внутри огромную площадь. Гл. здание — собор, к-рый в рус. монастырях обычно находился в центре комплекса, зодчий выдвинул к выходящей на Неву линии периметральной застройки. Еще одну церковь он поместил в сев.-вост. углу ансамбля. Оба жилых корпуса Невской линии к С. и Ю. от собора он разбил на три секции каждый и расположил их уступами от собора в сторону Невы. Благодаря этому перемещающаяся по фасаду в течение дня светотень оживляет длинные двухэтажные корпуса и придает живописность Невской линии монастыря. Но значение Т. для СПб. заключалось не только в создании им планов застройки гор. р-нов, прокладки улиц и возведения крупнейших и важнейших построек того времени, к-рые своими размерами и сегодня поражают зрителя. Город состоит не только из них, а прежде всего из домов его жителей. Именно Т. составил первые в России «образцовые проекты» для постройки неск. типов одно- и двухэтажных жилых домов — мазанковых и кирп., на европ. манер (1714), по к-рым велась жилая застройка в СПб. Эти дома не обладали к.-л. особыми арх. достоинствами, но они решали задачу придания городу регулярности, европ. вида и противодействия стихийности в условиях массовой жилой застройки территории. Расцвет арх. деят-ности Т. приходится на 1720-е гг. По своим проектам он начинает стр-во двухэтажного кам. здания Мор. и Сухопутного госпиталей на Выборг. стороне (1720-25), здания Гос. (Двенадцати) коллегий (1722-33), двухэтажных кам. «надворных палат» при новом Зимнем дворце (1726), дворца имп. Петра II на Васильевском о-ве (1727), но все эти постройки не были завершены при его жизни. Не выделяясь среди работавших в то время в СПб. др. арх. талантом и знаниями, Т. превосходил их всех добросовестностью, трудолюбием, энергией и преданностью планам Петра I. В то время именно эти качества были решающими. Поэтому второе и третье десятилетия застройки СПб. проходили «под знаком» Т. В 1726 имп. Екатерина I пожаловала Т. «за ево труд и прилежность в полковники от фортификации». Т. разработал и осуществил многочисл. проекты зданий разл. назначения и оказал заметное влияние на развитие петерб. архитектуры 1-й пол. 18 в. В его постройках нашел выражение тот арх. стиль, к-рый в истории рус. архитектуры определяется термином «Петровское барокко».

Видео:Архитектор Доменико Трезини (Созидатели Петербурга)Скачать

Архитектор Доменико Трезини (Созидатели Петербурга)

Доменико Трезини: биография первого архитектора Петербурга

Первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Андреа Трезини прожил довольно долгую жизнь. В России он обрел новую родину, имя и семью. Он создал в Северной столице целый ряд значительных архитектурных сооружений, которые повлияли на русское зодчество в целом. А его имя сегодня чаще всего можно видеть в задачнике, где школьникам предается понять, «сколько циркулей купили Петр Лопушин и Доменико Трезини». А ведь биография архитектора – это часть русской истории.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Зодчий Доменико Трезини : Красуйся, град Петров!Скачать

Зодчий Доменико Трезини : Красуйся, град Петров!

Детство и семья

О жизни и особенно о детстве Доменико Трезини известно очень мало. Он родился в небольшой швейцарской деревне Астано, неподалеку от Лугано Тессинского кантона в 1670 году, более точная дата неизвестна. Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители проживали в Швейцарии и имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

Видео:Санкт-Петербург / Экскурсия по рабочей окраине Питера / Выборгская сторонаСкачать

Санкт-Петербург / Экскурсия по рабочей окраине Питера / Выборгская сторона

Образование

Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Лекция "Итальянцы в Петербурге". Андрей ДамировСкачать

Лекция "Итальянцы в Петербурге".  Андрей Дамиров

Приглашение из России

В Италии и в родной Швейцарии работы для Доменико Трезини не было. В это время датский король Кристиан Пятый начал большое строительство – он намеревался возвести оборонительные сооружения вокруг Копенгагена. Пока Доменико ехал до Дании, там произошла смена власти и новый король Фредерик Четвертый не захотел нанимать Трезини на службу. Но Доменико все же нашел место и работал на возведении фортификационных сооружений в течение 4 лет. В те времена между Данией и Россией был заключен военный союз и несколько российских придворных находились в Копенгагене и подыскивали специалистов для реализации Петра Первого. Русский посол Андрей Измайлов провел переговоры с начинающим архитектором, специалистом по фортификационным сооружениям. Трезини было обещано высокое жалованье, «подъемные» и повышение оплаты после того, как он «покажет свое искусство». Все это оказалось более чем заманчивым, и молодой архитектор согласился поехать в такую экзотическую страну, как Россия.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Лекция "Петровский Петербург".Скачать

Лекция "Петровский Петербург".

Оборонительные сооружения

России срочно нужны были фортификационные сооружения для защиты своих границ от шведов. Но специалистов такого профиля в стране не было, поэтому послы и ангажировали архитекторов и инженеров за рубежом. В 1703 году водным путем из Копенгагена в Архангельск отправился Доменико Трезини. Затем он добрался до места рождения Санкт-Петербурга и поселился в Греческой слободе. Здесь проживали разные иноземцы и, по воспоминаниям современников, никто лучше Трезини не умел решить их споры и проблемы. Первый проект, который был поручен архитектору, – форт Кроншлот в водах Финского залива. Он активно принял на себя руководство работами и за несколько месяцев, несмотря на непривычный для архитектора холод и незнакомый язык, его команда смогла поставить форт. Он был необычной для русской традиции формы и постройка вызывала много скептических возгласов. Однако первое же нападение шведов показало, что форт обороноспособен и это значительно возвысило Трезини в глазах Петра Первого. В честь победы в Нарве Петр решил возвести там Триумфальные ворота на манер римской традиции. Этот проект он поручил Трезини. Мощные и парадные ворота Трезини получили прозвание «Петровские», они стали настоящим памятником русскому оружию и очень понравились русскому царю. И он повелел вернуться Трезини к месту строения Санкт-Петербурга и заняться постройкой крепости.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Доменико Трезини-1994Скачать

Доменико Трезини-1994

Петропавловская крепость

На Заячьем острове уже несколько лет велась работа – возводилась Петропавловская крепость. Доменико Трезини был отправлен на замену умершему управляющему стройкой саксонскому инженеру Иоганну Кирхенштейну. К этому времени уже основные деревянные стены были возведены, новый инженер должен был завершить постройку кронверка на Городовом острове, заняться укреплением стен, найти способ снизить волновую нагрузку на укрепления во время наводнений и осады. Доменико заложил первый камень в основание кирпичных стен и активно занялся строительством. Петропавловскую крепость впоследствии он будет называть главной постройкой своей жизни. По приказу Петра в крепости возводят ворота «на манер Нарвских», возводят стены, строят пороховые склады, казармы. Все это сделано очень добротно и монументально. Царь часто посещал стройку и был доволен ее ходом. Трезини укреплял свое положение при русском дворе.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:ПЕРВЫЙ АРХИТЕКТОР ПЕТЕРБУРГАСкачать

ПЕРВЫЙ АРХИТЕКТОР ПЕТЕРБУРГА

Трезини и Северная столица

После окончания основных работ в крепости Доменико Трезини, биография которого теперь навсегда связана с Россией, получает заказ на планирование жилых районов города. Построек архитектора того времени сохранилось мало, но чертежи говорят о широте и грандиозности замысла. Начало работы архитектора приходится на «деревянный» период города, это не позволяло мастеру в полной мере показать свои возможности, все-таки он привык мыслить и творить в камне. На него возлагалось все больше обязанностей, которые он с большой ответственностью исполнял. А вот Петр своих обещаний не выполнил, он так и не повысил архитектору жалованья, хотя в начале и сулил. Но Трезини не роптал, хотя иногда робко просил повышения оплаты. Работами по обустройству Петропавловской крепости зодчий будет заниматься до конца жизни. Но, кроме этого, царь возложил на него и другие градостроительные задачи, которые инженер с честью решал. Первым, не военным проектом архитектора стал собор в крепости. Позже он начал заниматься гражданским строительством и вложил немало сил и выдумки в планировку Северной столицы.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Архитектурные причуды Петербурга: от барокко до классицизмаСкачать

Архитектурные причуды Петербурга: от барокко до классицизма

Петропавловский собор

В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви. Как и проект каменной крепости, собор стал новым словом в русском зодчестве. На храм возлагались очень серьезные задачи: он должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга. Собор оставался самым высоким зданием исторической части города до 2012 года и до сих пор является основной приметой петербургской перспективы. В архитектурном смысле собор – абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня. Все великолепие находится внутри собора. Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас. Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев. Трезини смог воплотить в камне идею Петра – об устремленности к мощи и высоте духа.

Видео:Сергей Чобан: как стремление к устойчивому развитию и гуманизм влияют на современную архитектуруСкачать

Сергей Чобан: как стремление к устойчивому развитию и гуманизм влияют на современную архитектуру

Васильевский остров

Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова. Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним. Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения. Сегодня здание Двенадцати коллегий, построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения. Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:Лекция Кирилла Постернака «Архитектура барокко»с переводом на Русский жестовый языкСкачать

Лекция Кирилла Постернака «Архитектура барокко»с переводом на Русский жестовый язык

Собственный дом

Петр Первый велел архитектору построить первый каменный дом для жизни и самому в нем поселиться «для примера». Здание разместилось на набережной Васильевского острова и стало «типовым проектом», по образцу которого впоследствии много лет велась застройка Петербурга. Она является образцом петровского барокко, для которого характерны регулярность плана, рациональность, сочетание ордерных деталей с барочными элементами, скромность и лаконичность внешнего декора зданий. Дом позже подвергся небольшой перестройке, но и сегодня является украшением Университетской набережной.

Видео:Архитектор Бартоломео РастреллиСкачать

Архитектор Бартоломео Растрелли

Постройки в Санкт-Петербурге

Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня. Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова и в первую очередь его набережной, в Летнем дворце Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры. В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца Императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца. Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.

Видео:Они формируют облик города: в Петербурге назвали победителей «Золотого Трезини»Скачать

Они формируют облик города: в Петербурге назвали победителей «Золотого Трезини»

Влияние Трезини на русское зодчество

На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции. Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.

Доменико трезини ударение в имени

Видео:"Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", История России 6 класс ч.1.Скачать

"Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники", История России 6 класс ч.1.

Частная жизнь

Трезини был трижды женат. Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял. О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым. Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего. Мария-Карлотта – жена Доменико Трезини, которая прожила с ним до конца его дней, родила архитектору дочь и четверо сыновей.

Видео:Деревянные дачи под Санкт-Петербургом / дачный отдых в 19 веке в Петергофе / как жили при цареСкачать

Деревянные дачи под Санкт-Петербургом / дачный отдых в 19 веке в Петергофе / как жили при царе

Наследие и память

До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие – это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы. Но россияне оказались не очень благодарными, и имя архитектора пережило несколько волн забвения. Первая случилась после его смерти и продлилась почти 100 лет. О нем вспомнили, когда начали восстанавливать историю некоторых питерских зданий. Потом о нем вновь забыли на 30 лет. Всплеск интереса к нему появляется в связи с созданием Истории русского искусства. И вновь его имя уходит в Лету на четыре десятилетия. Во второй половине 19 века о нем все чаще вспоминают, изучают его стиль, конструктивные решения. Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре. Хотя все же большая часть жителей России вновь начинает забывать его имя. Видимо, чтобы исправить такую несправедливость, в школьном учебнике по математике появилась задача, в которой Петр Лопушин и Доменико Трезини делают покупки. Так, очевидно, решается задача вызвать интерес у молодого поколения к истории страны и ее культуре. Несмотря на очевидные заслуги архитектора, в России до сих пор его именем не названа ни улица, ни площадь, ни даже переулок. В то время как на родине в Швейцарии, где он прожил всего 17 лет, в его честь наименована крупная городская магистраль. В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице. И только в 2014 году в Санкт-Петербурге, наконец, появился монумент в честь выдающегося архитектора. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.

Видео:Санкт-Петербург / экскурсия по Исаакиевской площадиСкачать

Санкт-Петербург / экскурсия по Исаакиевской площади

Профессор СПбГАСУ С. В. Семенцов о некоторых неизвестных моментах биографии Доменико Трезини

В 2020 году оргкомитет « Золотого Трезини » принял участие в издании сборника материалов X Регионального творческого форума с международным участием « Архитектурные сезоны в СПбГАСУ » . Именно в этом сборнике вышла статья председателя оргкомитета конкурса Павла Чернякова « Доменико Трезини – первый преподаватель архитектуры в России » . Сегодня мы размещаем еще один материал сборника, посвященный первому архитектору Санкт-Петербурга. Его автор — доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Владимирович Семенцов.

О некоторых неизвестных моментах биографии знаменитого Доменико Трезини

Биография Доменико Трезини (1670-19 февраля (2 марта) 1734 г.), родившегося в небольшом селении на границе Италии и Швейцарии и с 1703 г. вплоть до своей смерти трудившегося в Санкт-Петербурге, широко известна. Архивы хранят многие материалы, подготовленные самим маэстро [1].

Его творчество начинали упоминать во всех крупных изданиях, посвященных становлению и развитию Санкт-Петербурга [2; 3; 4]. В годы, предшествующие 200-летию Санкт-Петербурга (1903 г.) и 300-летию Династии Романовых на престоле в России (1913 г.), было издано множество статей и книг, включавших огромный материал про начальным этапам создания Санкт-Петербурга — при Петре Великом [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Такие общеисторические работы о Санкт-Петербурге дополнялись и специализированными историко-архитектурными и историко-искусствоведческими трудами, в которых, естественно, большое место занимали материалы о Д. Трезини [13; 14; 15; 16]. Сразу после революции интерес к истории императорского Петербурга немного угас. Но спасли работы Г.К. Лукомского и Столпянского [17; 18; 19].

C 1930-х гг. наступила «вторая волна» интереса к первым двум десятилетиям Санкт-Петербурга. Она уже опиралась на более значительные и более глубокие архивные исследования, в рамках этой волны были выявлены и проанализированы многочисленные архивные материалы, в том числе, естественно, и о деятельности Д. Трезини. И в целой группе разносторонних изданий была коллективно сформирована его творческая биография, которая и является сейчас практически эталонной и типовой для общественного восприятия деятельности Доменико Трезини [20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27]. Причем такой, в которой все взаимно уравновешено и взаимно предопределено — на основе единства архивных данных и опубликованной литературы. Часто превращаясь при последующих изданиях в повторение опубликованного ранее. Возможно, превращаясь (или превратившись уже) в общественный эталон, без права изменения. И одновременно можно даже в наше время увидеть, что и после таких грандиозных исследовательских работ, проведенных в предыдущие десятилетия, в общественном сознании уживаются (вполне мирно или — достаточно агрессивно) фрагменты всех трех слоев знаний о Санкт-Петербурге Петра I, в том числе — о Доменико Трезини. Часто причудливо перемешиваясь даже в работах крупных исследователей.

Но, как и в других линиях науки, культуры, творчества, мы видим, что часто в таких устоявшихся культурных слоях, почему-то за границами этих слоев (кругов), остаются какие-то данные, факты, материалы, которые в прежние времена были отвергнуты или не введены в общественный оборот. И в таком неосознанном виде вплоть до настоящего времени остались вне общественного и научного внимания. Так и в творчестве великого для градостроительной и архитектурной истории Санкт-Петербурга Доменико Трезини при внимательном рассмотрении можно увидеть много таких «неизученных, находящихся вне исследования тем», которые постоянно оказываются без внимания. Среди многих таких тем можно упомянуть следующие.

1. Крупнейшие проекты Доменико Трезини для Санкт-Петербурга. Как известно, Д. Трезини с 1704 по 1706 гг. работал вне создававшегося Санкт-Петербурга — в Прибалтике и в Шлюссельбурге. В январе-феврале 1704 г. по его проекту выстроен Кроншлот. С 1706 г. он направлен в Санкт-Петербург для работ по перестройке Крепости «Санктъ-Питерсъ-Бурхъ» и сооружению Кронверка, затем — Летнего и Зимнего дворцов (с 1711 г.), Петропавловского собора (с 1712 г.). Первый градостроительный проект Д. Трезини — проект создания регулярной столицы на о. Котлин (1712 г.), который не был реализован, но именно с которого началось градостроительство на принципах «регулярности» [28; 29].

Доменико трезини ударение в имени

Илл. 1. «Мера котлину острову коналом идворам». 1712 г. / НИОР Библиотеки РАН. Собрание рукописных карт. Основная опись. № 754. Проект создания столицы на о. Котлин. Военный инженер Доменико Трезини. 1712 г.

Этот проект практически выпал из поля зрения исследователей, тема регулярности начинается у многих почти всегда с одного из последних при Петре I проектов Д. Трезини — с проекта урегулирования Васильевского острова, который ошибочно датируют 1716—1718 годами, хотя есть точная дата Высочайшего утверждения этого проекта создания города на Васильевском острове: 1 (12) января 1716 г., значит, проект разработан в самом конце 1715 г.

И только затем (после нереализованного проекта создания столицы на о. Котлин) стали разрабатываться тем же Д. Трезини проекты регулярных столиц на Московской стороне (1712 г., реализован частично), на Васильевском острове (утвержден Петром I 01.01.1716 г., реализован частично) и т.д.

Доменико трезини ударение в имени

Илл. 2. «Topographische Vorstellung der Neuen Russischen Haupt-Residenz und See-Stadt St. PETERSBURG samt ihrer zu erst aufgerichten Vestüg welche von Ihro Czaar. Maj. Petro Alexiewitz aller Russen selbst Erhalter, etc. Etc. Etc. An.1703. an der Spitze der Ost-See auf etlichen Insuln bey dem Auβflus des NevaStroms erbaut, und zur Aufnahm der Handelschafft und Schiffarth für die Russische Nation mit einer mächtigen Flotte versehen worden. Herausgegeben von Joh: Baptist: Homann. Der Röm. Kays: Maj.t: Geographo. In Nürnberg» // «Топографическое изображение новой русской столичной резиденции и морского города Ст.Петербург вместе с его изначально возведенной крепостью, основанного Их Царским Величеством Петром Алексеевичем Государем всех Русских и прочая и прочая и прочая. С 1703 построенного на краю Восточного моря на нескольких островах при устье Невы и ставшего для русской нации с мощным флотом вместилищем торговли и судоходства. Издано Иог. Баптистом Хоманном, Римского Императорского Величества географом в Нюрнберге». (перевод с нем. яз.). Нюрнберг, 1716—1718 (?). РНБ К 1-Пб/ 27 2.

На Васильевском острове показан проектный план, выполненный Доменико Трезини в конце 1715 г. и утвержденный Петром I 1 (12) января 1716 г.

Но до настоящего времени явно мало данных об особенностях разработки самого проекта, о том, почему и как именно в этом проекте изначального замысла создания столицы на острове были заложены особые, грандиозные по четкой геометричности и по пространственным параметрам планировочной структуры и застройки пространства, которые стали явной отличительной чертой столичного Санкт-Петербурга. И не только по прямолинейности улиц, по геометрической четкости площадей. Но и по своей уникальной размерности. Именно в этом проекте впервые разработаны неукоснительно соблюдавшиеся на протяжении двух столетий параметры санкт-петербургской среды: участок — как квартал в любом историческом городе Европы, квартал — как целый город в Европе, ширина самого малого переулка — шире самой парадной (главной) улицы в столице Европы, а главные улицы (проспекты) и главные площади — вне всяких сравнений с любыми проспектами и площадями любых столиц Европы. И какова в этом выдающемся процессе роль Петра I и Доменико Трезини [30; 31; 32].

2. Доменико Трезини и деятельность других архитекторов и строителей в Санкт-Петербурге при Петре I. Существуют малоизвестные и мало популяризируемые, описываемые особенности творческой жизни Д. Трезини. В многочисленных историях Санкт-Петербурга всегда кратко описываются нюансы достаточно воинственных взаимоотношений самого Д. Трезини с прибывавшими в столицу на Неве крупными архитекторами. Как минимум 2 раза это вызывало колоссальные эмоциональные всплески.

2А. Доменико Трезини и Жан-Батист-Александр Леблон. Как известно, Ж. -Б. -А. Леблон прибыл в Санкт-Петербург осенью 1716 г. и до смерти 10 марта 1719 г. был генерал-архитектором Санкт-Петербурга. Известно несколько крупных скандальных ситуаций, которые возникали в процессах взаимоотношения Д. Трезини и Ж. -Б. -А. Леблона. Например, мы уверовали, что в эти годы застройка Васильевского острова велась по «реальному» проекту Д. Трезини, а конкурировавший с ним «идеальный» проект Ж. -Б. -А. Леблона (1717 г.) был отвергнут и «положен под сукно». При этом везде прописаны одни и те же данные (откуда взявшиеся?), что современные проспекты и линии Васильевского острова сооружались только по проекту Д. Трезини, а в проекте Ж. -Б. -А. Леблона они явно игнорировались. Подробное исследование обоих проектов С.В. Семенцовым показало, что, как ни странно, трассировки проспектов и главных отрезков всех линий полностью совпадали. То есть Ж. -Б. -А. Леблон разработал свой «идеальный» проект, сохраняя «реальный» проект Д. Трезини [33; 34]. И для наиболее ответственных зон острова Леблон ввел свой тип застройки — участки и брандмауэрные здания на главных улицах и набережных: ведь главные набережные, линии и фрагменты проспектов застроены по «образцовому проекту», разработанному Ж. -Б. -А. Леблоном, а не по проектам Д. Трезини. Трансформируя (но не отменяя) весь планировочный рисунок острова в крупнейший градостроительный ансамбль на основе идей французского Ренессанса. Чего не мог сделать Д. Трезини, реализовавший планировочные принципы римских военных городов. И при этом даже в застройке на проспектах и линиях острова Ж. -Б. -А. Леблон ввел парадную кирпичную брандмауэрную застройку (по разработанному лично «образцовому» проекту) и сохранил пунктирную деревянную застройку (по 2 разработанным Д. Трезини проектам). То есть оба проекта были взаимно дополнительными и практически реализовывались параллельно. Удивительно и странно, что эти явные данные постоянно оказываются вне поля зрения практически всех публикаторов.

Доменико трезини ударение в имени

Илл. 3. «Генералнои чертеж санктъпитербурху» Ж. -Б. -А Леблона. 1717 года. (План Леблона. 1717 г.). Санкт-Петербургский филиал архива РАН, р. IX, оп.1. № 627. Проектный план Санкт-Петербурга, подписан Ж. -Б. -А. Леблоном, имеет дату: «8 января 1717 г.»

Но почему же тогда генерал-архитектор Ж. -Б. -А. Леблон, официальный руководитель всех петербургских архитекторов с 1716 г., сконцентрировал свои усилия на пригородном строительстве? А Д. Трезини остался в Санкт-Петербурге продолжать застраивать территории Васильевского и других островов? Был ли Леблон изгнан в пригороды? И — прав Е.В. Анисимов, что Леблона оттеснял в пригороды А.Д. Меншиков, сохраняя городские привилегии за Д. Трезини? Или — каждый реализовывал особую специфическую для каждого из них градостроительно-архитектурную нишу?

2Б. Доменико Трезини и Николай Гербель. В 1719 г. после смерти Ж. -Б. -А. Леблона и Г. Маттарнови в Санкт-Петербург прибыл Николай Гербель, который был назначен на пост обер-архитектора Главной Полицеймейстерской канцелярии (в современном понимании — на пост главного архитектора города, городского архитектора). На этом посту он проработал вплоть до 1724 г. (года своей смерти), проработал очень эффективно. По его проекту разработана и осуществлена знаменитая пятилучевая система планировки Адмиралтейской стороны (Миллионная ул. — Невский пр. — Гороховая ул. — Вознесенский пр. — Галерная ул.) — совершенно отличная от прямоугольной регулярной планировки Васильевского острова, которую, как известно, разработал Д. Трезини. По личным проектам Н. Гербеля построен Конюшенный двор, велось после кончины Г. Маттарнови проектирование Кунсткамеры, разработан проект комплекса Двенадцати коллегий и т.д. Причем — последние два крупнейших объекта — на Васильевском острове, вроде бы в архитектурной вотчине Д. Трезини. А сам Д. Трезини, как известный и авторитетный строитель крепостей и военный инженер — «майор от фортификации», в эти годы был отправлен на работы по «фортификационной части» — на ведение работ в крепости «Санкт-Питерсъ-Бурх», в Шлюссельбурге. И одновременно занимался прокладкой каналов в разных частях столицы. Но какова более детальная роль каждого из архитекторов и строителей в создании столицы и ее пригородов? Без превознесения или умаления творческих вкладов в создание Санкт-Петербурга Д. Трезини, Н. Гербеля, К.Б. Растрелли, Н. Микетти и других архитекторов и строителей. Вопрос требует более внимательного изучения именно архивных материалов без опоры на то, что постоянно воспроизводится в литературе.

3. Система организации застройки Санкт-Петербурга. Как известно, в 1712—1714 гг. усилиями Д. Трезини была разработана и внедрена деревянная строчная, по красной линии застройка по 2 «образцовым проектам»: в 1 этаж, в 1 этаж с мезонином. В 1716-начале 1717 г. Ж. -Б. -А. Леблон разработал для главных улиц и набережных не только Васильевского острова, но и всех застраиваемых территорий «образцовый проект» кирпичного брандмауерного в 2 этажа здания. С 1718—1719 гг. параллельно именно по этим двум проектам стали застраивать все территории Васильевского острова, Санкт-Петербургского острова, Московской стороны, Адмиралтейского острова. И все это очень строго регламентировалось Высочайшими указами и распоряжениями по Главной Полицеймейстерской канцелярии и контролировалось службой обер-архитектора. Даже в зонах будущей кирпичной застройки, если не было возможности сразу выстроить по красной линии кирпичное здание («палаты»), действовал принцип — в глубине участка строить деревянные строения («хоромы») [35].

Доменико трезини ударение в имени

Илл. 4. Проектный Санкт-Питербурх. 1719—1721 гг. Градостроительная регламентация территорий по типам застройки (кирпичная брандмауэрная по главным улицам и набережным, деревянная строчная по периферийным улицам).

Нерешенных еще вопросов, часто не находящих своих исследователей и оказывающихся вне поля общего внимания, множество. Поэтому даже для таких крупных фигур, гигантов исторического развития Санкт-Петербурга, как Доменико Трезини, необходимо расширить масштабы архивных исследований, не ограничиваясь повторением того, что уже опубликовано.

  1. 1721 г. Ведомость Д. Трезини «кому велено строиться на Васильевском острове, кто построился и кто не построился». РГАДА. Ф. 248. Д. 197. Л. 77-89об.
  2. [Фридрих_Христиан Вебер. Преображенная Россия]. На немецком яз.: (анонимное) – Франкфурт, 1721.
  3. [Богданов А.И.] Историческое, географическое и топографическое описанiе САНКТПЕТЕРБУРГА, отъ начала заведенiя его, съ 1703 по 1751 годъ, СОЧИНЕННОЕ Г. БОГДАНОВЫМЪ; со многими изображенiями перьвыхъ зданiй; а ныне дополненное и изданное Надворнымъ Советникомъ, Правящимъ должность Директора надъ Новороссiйскими Училищами, Вольнаго Россiйскаго Собранiя, при Императорскомъ Московскомъ Университете и Санктпетербургскаго Вольнаго Экономическаго Общества членомъ ВАСИЛЬЕМЪ РУБАНОМЪ. издание первое. Въ Санктпетербурге [Типографiя Военной коллегiи]. 1779 года.
  4. Голиковъ И.И. Деянiя Петра Великаго, мудраго преобразователя Россiи, собранныя изъ достоверныхъ источниковъ и расположенные по годамъ. Ч. 1-12. М.: Тип. Н. Степанова, 1788—1789.
  5. И.Н. Божеряновъ , Г.П. Эрастовъ. С. -Петербургъ въ Петрово время: культурно-исторические очерки. Вып. 1-3. С. -Петербургъ, Складъ изданiя Ф. Митурникова, 1901. — XI, 56 с., ил.
  6. Голицын Н.В. К 200-летию основания Петербурга. Петербург или Петрополь? Новое свидетельство об основании Петербурга. СПб., 1903.
  7. Головин Н. Петербург в Петровское время. Спб.: Т-во М.О. Вольф, 1903. — 36 с., ил.
  8. 200-летие Кабинета Его Императорского Величества. 1704—1904. СПб., 1911.
  9. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого в 1721—1725 годы. Перевод с немецкого И.Ф. Амона в 4-х ч. М., 1902—1903.
  10. Троицкий собор, что на Петербургской стороне, в 1703—1903 гг. Историческая справка, составил Г.А. Немиров. СПб.: Электропечатня Я. Кровицкого, 1905. — 244 с, ил.
  11. Федотов Н.П. Исторический очерк города Санкт-Петербурга и его окрестностей: к 200-летию Санкт-Gетербурга. 16 мая 1703 – 16 мая 1903 года. СПб.: Паровая скоропечатня Г.П. Пожарова, 1903.
  12. Юбилейная выставка в память Державного основателя С. -Петербурга. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. — 109 с., планы.
  13. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 6 томах. М.: И. Кнебель, 1910—1913. Т. 3. Вып. 13-17. История архитектуры. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. М.: И. Кнебель, 1912. — 584 с., илл.и первых многочисленных
  14. [Петровъ П.Н.]. Исторiя Санкт-Петербурга съ основанiя города, до введенiя въ действiе Выборнаго Городскаго Управленiя по Учрежденiямъ о Губернiяхъ. 1703—1782. Соч. П.Н. Петрова, д. чл. Археологическаго Общества и почетнаго Вольнаго Общника И.А.Х. СПб., Тип. Глазунова, 1884. — XXIV, 848, 246 с.
  15. Тимченко-Рубанъ Г.И. Первые годы Петербурга. СПб., 1901.
  16. Тимченко-Рубанъ Г.И. Петербургскiя крепости // Военный сборникъ. Годъ 46-й. СПб., 1903. № 5.
  17. Лукомский Г.К. Санкт-Петербург. Исторический очерк архитектуры и развития города. Мюнхен: «Орхис», 1923. — 24 с., илл.
  18. Столпянский П.Н. Петербург. Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх. Очерки. Пг.: «Колос», 1918. -379 с, 7 планов.
  19. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Петропавловская крепость. Историко-художественный очерк. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. — 134 с., ил.
  20. Андреева Екатерина, Тронь Андрей. Рождение Петербурга. СПб.: «Лики России», 2011. — 184 с., илл.
  21. Базарова Т.А. Создание «Парадиза». Санкт-Петербург и Ингерманландия в эпоху Петра Великого. Очерки. СПб.: Гйоль, 2014. — 408 с.
  22. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Сост. В.Г. Исаченко. СПб.: Лениздат, 1997. — 1021 с., илл.
  23. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л.: Художник РСФСР. 1990. — 272 с., илл.
  24. Лисаевич И.И. Доменико Трезини. Л.: Лениздат, 1986. — 224 с., илл.
  25. Малиновский К.В. Доменико Трезини. СПб.: Крига, 2007. — 231 с., илл.
  26. Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. Л.: ЛО «Искусство», 1987. — 223 с., илл.
  27. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт0Петербурга. Доменико Трезини. Франческо Растрелли. Карл Росси. СПб.: Искусство-СПб., 2000. — 632 с., илл.
  28. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.; Л.: «Изд. АН СССР», 1957. — 195 с., илл.
  29. Семенцов С.В. Проект города на о. Котлин (1712 г.) как начало регулярного зодчества Санкт-Петербурга и России // Третьи Лупповские чтения. Доклады и сообщения. Санкт-Петербург, 12 мая 2010 г. СПб.: Библиотека РАН, 2011. С. 16-37, илл.
  30. Семенцов С.В. Этапы формирования пространственной среды Санкт-Петербурга. Ч. 1. Историческое развитие кварталов и их регламентация // Вестник гражданских инженеров. 2006. 2 (7). Июнь. С. 15-20.
  31. Семенцов С.В. Этапы формирования пространственной среды Санкт-Петербурга. Ч. 2. Историческое развитие участков (системы разбивки и застройки участков) и их регламентация. // Вестник гражданских инженеров. 2006. 3 (8). Сентябрь. С. 21-26.
  32. Семенцов С.В. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в XVIII – начале XXI века. Т. 1. Развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга. Развитие Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб.: СПбГАСУ, 2011. – 524 с, ил.
  33. Семенцов С.В. Ж. -Б. -А. Леблон и Д. Трезини: градостроительное соперничество на Васильевском острове в 1716—1718 годах // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений. СПб.: Изд. Гос Эрмитажа. 1999. С. 62-66.
  34. Семенцов С.В. О «Генералном чертеже Санктъпитербурху» Ж. -Б. -А. Леблона 1717 г. // Петровское время в лицах. СПб.: Изд. Гос.Эрмитажа. 2000. С. 53-61.
  35. Николаева М.В. Санкт-Петербург Петра I: история домовладений — застройка и застройщики. М.: Изд.»Прогресс-Традиция», 2014. — 1008 с., илл.

Конкурс «Золотой Трезини» учрежден в 2018 году. Девиз конкурса – «Архитектура как искусство». Позолоченные статуэтки Доменико Трезини присуждаются авторам наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации и музейного дела. Почетный председатель Международного совета конкурса «Золотой Трезини» — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Сопредседатели Международного совета – председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев и представитель МИД России в Санкт-Петербурге Владимир Запевалов.

Лучшие проекты участников «Золотого Трезини» пополняют собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга и демонстрируются на ежегодной выставке «Архитектура как искусство» в Петропавловской крепости.

В конкурсе «Золотой Трезини-2020» приняли участие 744 проекта из 59 стран мира. Победителей и призеров наградили 1 декабря 2020 года в Официальной гостинице Государственного Эрмитажа. Даты приема заявок на Четвертый конкурс «Золотой Трезини» будут объявлены в I квартале 2021 года.

💡 Видео

Лекция М.Б. Атаянца «Европейский образ Пальмиры и архитектурные увражи».Скачать

Лекция М.Б. Атаянца «Европейский образ Пальмиры и архитектурные увражи».

Английская набережная и Новая ГолландияСкачать

Английская набережная и Новая Голландия

Петергоф Личная жизнь РомановыхСкачать

Петергоф Личная жизнь Романовых

Монтажник 3 разряда Сергей. МостостройСкачать

Монтажник 3 разряда Сергей. Мостострой
Поделиться или сохранить к себе: