Доклад на тему словосочетание

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Доклад на тему словосочетание

О чем эта статья:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Доклад на тему словосочетание

Доклад на тему словосочетание

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Реферат на тему «Словосочетание и его роль в предложении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ООО Учебный центр

«Теоретические основы лингвистики»

«Словосочетание и его роль в предложении»

Дружинина Елизавета Владимировна, учитель немецкого языка

Новорудный 2017 год

Слово и словосочетание ……………………………………………. 5

Роль словосочетаний в предложении …………………………………………. 7

Словосочетание в английском языке …………………………………………..10

Современный период развития русского языкознания характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последние годы «героем» синтаксиса стал текст, но мы обратим своё внимание на словосочетания, их строение.

В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложений в общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно. Некоторые ученые (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др.) считали основной единицей синтаксиса словосочетание, а предложение рассматривали как разновидность словосочетания. Другие (А.А. Потебня, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов и др.) считали основной синтаксической единицей предложение. Эта точка зрения в настоящее время является господствующей.

Главным дискуссионным вопросом теории словосочетания является следующий: «Существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как «строительный материал» наряду со словом (словоформой), или вычленяется из предложения наряду с другими сочетаниями слов?» В этом и есть актуальность моей работы.

Целью данной работы: выделить основные признаки словосочетания, сопоставив его со словом (словоформой) и сочетаниями слов, которые можно вычленить из предложения.

Данная работа представляет собой разностороннее рассмотрение словосочетаний. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования её результатов в практическом курсе. Кроме того, результаты предлагаемой работы могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем, касающихся словосочетаний.

Слово и словосочетание

Словосочетание и слово (словоформу) сближают следующие свойства:
а) как и слово, словосочетание не является коммуникативной единицей, оно входит в речь только в составе предложения;
б) как и слово, словосочетание не имеет предикативных значений, интонации сообщения;
в) как и слово, словосочетание выступает как номинативное средство языка, то есть называет предметы, их признаки, действия и т. д. Это свойство словосочетаний обусловило появление некоторых разновидностей фразеологизмов, сложных слов (точить лясы, разводить турусы на колесах и т. д.; широкий в плечах — широкоплечий, двенадцати лет — двенадцатилетний);
г) как и слово, словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм главного слова, и начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учиться в школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.). Начальная форма словосочетания позволяет сопоставлять словосочетания в статике (в языке) и в динамике (в речи).
Рассматривая словосочетание как синтаксическую единицу, более важно отметить, чем отличается словосочетание от слова.
Словосочетание отличается от слова более сложной структурой. Оно образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное (стержневое), другое — X XX
зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.
Словосочетание входит в предложение посредством своего главного слова, которое в предложении может быть зависимым словом другого словосочетания.
По значению словосочетания сближаются со словами, но в отличие от слов они дают развернутое название предметов и явлений действительности, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличительные свойства. Ср.: березовый лист, осиновый лист, дубовый лист, лист лавра и т. д. Зависимые слова, называя какие-то свойства листа, уточняют выражаемое понятие, сужают его объем, дают ему более точное название.
Таким образом, обычно предмет выделяется из ряда ему подобных с помощью атрибутивных (определительных) слов; процесс (действие) раскрывается, уточняется указанием на различные обстоятельства и объекты, сопутствующие ему. Словосочетания по сравнению со словами более конкретны по характеру обозначаемого явления действительности, лишь в некоторых случаях более конкретное и точное название дает слово, а не словосочетание, ср.: зимний месяц и февраль, сухая трава и сено и т. п.
Номинативная функция более ярко проявляется у субстантивных словосочетаний, поэтому именно они чаще, чем другие разновидности словосочетаний, подвергаются фразеологизации, то есть становятся подлинными наименованиями, различающими предметы и явления действительности.

Роль словосочетаний в предложении

К синтаксическим единицам, как уже было сказано, относят словосочетание и предложение. Под словосочетанием понимают номинативную единицу, которая в расчлененном виде передает единое понятие ( письменный стол, четырехэтажный дом) . Основная функция словосочетания проявляется в том, что оно служит строительным материалом для предложения. Спецификой сочетания как синтаксической единицы является ее производство непосредственно в речи (сравните с воспроизводимыми фразеологическим сочетаниями). Производство сочетаний осуществляется по определенным моделям, поэтому единицами синтаксического уровня являются модели сочетаний. Например, существует модель субстантивного сочетания ( медицинский институт, красный диплом, яркий свет ), можно выделить модели наречных, глагольных сочетаний.

При широком определении словосочетания ими будут являться не только сочетания с подчинительной связью, но и с сочинительной. Подчинительная связь – это формально выраженная связь между двумя словами, отношения между которыми неравноправны: один элемент сочетания оказывается главным, другой – подчиненным, зависимым. Например: дикие животные, стол из дерева, быстро бегать. Форма зависимого слова в сочетаниях с подчинительной связью диктуется главным словом.

Более сложной единицей является предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, с помощью предложений осуществляется общение людей. Каждое предложение соотнесено с определенной ситуацией. Эта соотнесенность проявляется в темпоральности и модальности. Темпоральность – это выражение в предложении отношения ко времени, модальность – выражение отношения к действительности. Темпоральность выражается обычно морфологической категорией времени, модальность – глагольными наклонениями. Например, предложение Брат приехал соотнесено с реальной ситуацией, которая была в прошлом. Соотнесение с действительностью, временным планом осуществляется при помощи глагольной формы прошедшего времени. В другом предложении Я хотел бы поехать в Москву через форму сослагательного наклонения выражается не реальная ситуация, а желаемая.

В тех предложениях, где нет глагольных форм, темпоральность и модальность также присутствует. Так, в предложениях Ночь. Тишина есть отношение к действительности (реальная модальность). Темпоральность и модальность выражены интонацией.

Отличие сочетания слов от предложения также связывается с наличием или отсутствием предикативности. Сравните зеленое платье и П латье зеленое . В первом случае мы наблюдаем словосочетание с подчинительной связью, при этом осуществляется уподобление прилагательного существительному. Такой тип сочетания остается и при изменениях главного слова: зеленому платью, зеленым платьем . Во втором случае соединение слов характеризуется соотнесенностью признака, выраженного словом зеленое , с временным планом (в данном соединении – с планом настоящего). Кроме этого, каждое слово в конструкции Платье зеленое занимает определенное место – место подлежащего и место сказуемого, а это означает, что между словом платье и словом зеленое существует отношение координации, а не подчинения как в первом случае.

Предложение определенным образом организовано. Оно может состоять из одного члена ( Светает. Ночь ), но как правило, состоит из нескольких слов и словосочетаний. Слова и словосочетания, являющиеся компонентами предложения, называют обычно членами предложения. Каждый член предложения выполняет определенную роль. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения выражают предикативность и составляют предикативную основу предложения. Второстепенные члены предложения являются распространителями главных членов. Второстепенные члены предложения могут вносить как дополнительную, так и первостепенно важную информацию. Между главными и второстепенными членами предложения, между отдельными второстепенными членами предложения, между подлежащим и сказуемым наблюдаются разнообразные отношения, поэтому можно сказать, что строение предложения сложнее, чем строение словосочетания.

Словосочетание в английском языке

В отечественной лингвистике учение о словосочетании зародилось еще в первых русских грамматиках. На протяжении длительного развития отечественной грамматической мысли проблема словосочетания привлекала внимание виднейших русских ученых. Все выдвигаемые теории были объединены одинаковой трактовкой предмета исследования: отечественные лингвисты 18, 19, начала 20 в. понимают словосочетание очень широко и называют этим термином любую синтаксически организованную группу слов.

Такая трактовка словосочетания претерпела коренные изменения в начале 50-х годов 20 в. с появлением трудов В.В. Виноградова, посвященных проблеме словосочетания. В.В. Виноградов сузил значение термина «словосочетания» и стал его применять только в отношении синтаксических групп, состоящих не менее чем из двух знаменательных слов, связанных отношением подчинения.

Проведенная переоценка основных понятий теории словосочетания не получила теоретического обоснования ни в трудах В.В. Виноградова, ни в работах его многочисленных последователей.

Однако далеко не все отечественные лингвисты разделяли вновь предложенную трактовку словосочетания. Целый ряд видных отечественных ученых продолжал придерживаться точки зрения, господствовавшей до появления трудов В.В. Виноградова. Известный отечественный германист В. М. Жирмунский осудил терминологические неудобства, создаваемые новой теорией, согласно которой термин «словосочетание» не синонимичен выражению «сочетание слов». Он назвал такое суждение термина «словосочетание» «неоправданным терминологическим педантизмом».

В настоящей работе термин «словосочетание» понимается в его широкой трактовке, т.е. как обозначение любой свободной синтаксической группы, основанной либо на подчинении, либо на сочинении, а также как предикативных структур, так и предложных сочетаний. Иными словами, термин «словосочетание» употребляется в его традиционном значении, синонимичном выражению «сочетание слов».

В зарубежной лингвистике теория словосочетания возникла гораздо позже, чем в отечественной. За рубежом началом учения о словосочетании обычно принято считать появление в 1933г. книги американского структуралиста Л. Блумфилда «Язык». Л. Блумфилд по праву считается главой американской лингвистической школы тридцатых годов. Согласно теории Л. Блумфилда словосочетания во всех языках мира, а не только в английском, можно разделить на две основные большие группы:

1. Эндоцентрические (endocentric)

2. Экзоцентрические (exocentric)

Принцип выделения этих двух групп коренным образом отличается от принципа, принятого для классификации словосочетаний в отечественной лингвистике. В отечественной лингвистике классификация основана на внутреннем строении группы, тогда как у Л. Блумфилда деление словосочетаний на эндоцентрические и экзоцентрические базируется на поведении группы и ее составляющих в расширенной структуре.

Согласно Л. Блумфилду эндоцентрическими группами следует считать такие построения, в которых одна или любая из составляющих может заменить всю группу в большей (расширенной) структуре. Например, сочетание poor John и John and Mary в равной мере классифицируются им как эндоцентрические в силу того, что в сочетании poor John одна составляющая John может заменить все словосочетание в расширенном построении: poor John ran away — John ran away. В группе John and Mary любая из составляющих может заменить всю группу в большей структуре: John and Mary ran away — John ran away или Mary ran away. То, что в форме настоящего времени могут происходить некоторые изменения в форме глагола (John and Mary run away — JohnMary runs away) Блумфилд не считает существенным для предлагаемой им классификации.

Теория Блумфилда общепризнанна за рубежом, хотя, естественно, с течением времени претерпела определенные изменения — были уточнены и добавлены некоторые типы групп.

Для зарубежной лингвистики характерно отсутствие единого термина для обозначения словосочетания. Наиболее распространен термин phrase. Одноко на ряду с ним широко используются и другие, а именно: word cluster, a cluster of words, word group.

Словосочетание обладает целым рядом специфических черт, которые присущи изолированным словам вне словосочетания. Прежде всего, смысловое значение, передаваемое словосочетанием, не возникает в результате простого сложения смыслов составляющих его слов. Смысловые отношения в словосочетании гораздо сложнее, чем сумма смыслов входящих в его состав слов. Например, прилагательное green , взятое в изоляции, обычно ассоциируется со значением слова. Однако, включенное в различные словосочетания это же прилагательное значительно модифицирует свое значении; сочетание green fruit не обязательно указывает на его цвет, а обозначает его незрелость.

Включение слова в словосочетание не только влияет на его смысловое значение, но и придает ему ряд новых свойств: члены словосочетания приобретают синтаксические функции. Например, существительное boy в сочетании to see a boy приобретает статус беспредложного дополнения, а в сочетании a boy friend функционирует как определение.

Перечисленные типы словосочетаний, хотя и не исчерпывают всех возможных синтаксических структур, охватывают их основные виды. К числу словосочетаний относятся структуры с глагольным ядром, для которых характерно левое распространение зависимых.

Грамматический строй языка включает в себя морфологию и синтаксис. В грамматику часто включают и словообразование.

Слово и его форма являются одними из важнейших понятий морфологии и синтаксиса. В морфологии разграничивают понятия формы слова и словоформы. В содержание словоформы входит несколько компонентов: лексическое, деривационное, реляционное (грамматическое) значения. Грамматические значения имеют различные способы выражения – синтетический и аналитический.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Основу грамматики составляют грамматические категории, которые основаны на противопоставлении рядов форм с однородным значением. Существует классификация морфологических категорий, которая включает в себя словоизменительные и несловоизменительные категории, синтаксически выявляемые и несинтаксические выявляемые категории.

Части речи – самые крупные классы слов. Частеречная группировка осуществляется на основе нескольких признаков: семантического, морфологического и синтаксического. Лингвисты высказывают различные точки зрения на значимость отдельных признаков в частеречной классификации. Можно выделить типичные грамматические категории и типичные синтаксические функции, характеризующие части речи в различных языках. Синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение.

Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски или толь­ко по смыслу.

Узнаем, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, чем сло­во­со­че­та­ние отли­ча­ет­ся от предложения.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Понятие о словосочетании

Словосочетание состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва. Главным явля­ет­ся то сло­во, от кото­ро­го ста­вит­ся вопрос к зависимому:

  • крас­ная роза — роза (какая?) красная;
  • плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
  • рука­ва реглан — рука­ва (какие?) реглан.

Уточним, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском языке.

Словосочетание назы­ва­ет пред­ме­ты, явле­ния, дей­ствия и их при­зна­ки более точ­но, деталь­но, кон­крет­но, чем одно слово.

Сравним:

  • сест­ра — род­ная сестра;
  • идти — идти по тропинке;
  • юбка — юбка в клетку.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ет закон­чен­ной мыс­ли и поэто­му не име­ет инто­на­ции сооб­ще­ния. Основной еди­ни­цей обще­ния людей явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Предложение — это более круп­ная еди­ни­ца речи. Она име­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву, состо­я­щую из под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Это сло­во­со­че­та­ния, в кото­рых одно сло­во зави­сит от дру­го­го и толь­ко. Словосочетание не может пере­дать сооб­ще­ние о чем-либо, выра­зить прось­бу или офор­мить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объ­еди­ня­ясь по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для предложения.

Белые обла­ка плы­вут по сине­му небу.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся закон­чен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет пред­мет речи (обла­ка плы­вут).

Доклад на тему словосочетание

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски с помо­щью окон­ча­ния, окон­ча­ния и пред­ло­га, например:

  • светл ая ком­нат а
  • тан­цу ешь в зал е
  • ид ешь у озер а .

Только по смыс­лу свя­за­ны сло­ва в словосочетаниях:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неизменяемым:

  • наре­чие (мед­лен­но, долго)
  • неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла (побе­дить)
  • дее­при­ча­стие (взды­хая).

Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву толь­ко по смыслу.

Запомним, что под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , кото­рые явля­ют­ся глав­ны­ми и рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, не состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние.

Посмотрите видео, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся, что такое словосочетание:

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Виды словосочетаний

Словосочетание по сво­е­му стро­е­нию и зна­че­нию быва­ет раз­ным. Оно может быть постро­е­но из суще­стви­тель­но­го (глав­ное сло­во) и при­ла­га­тель­но­го (зави­си­мое сло­во) и обо­зна­ча­ет пред­мет и его признак:

В сло­во­со­че­та­нии глав­ным сло­вом может быть гла­гол , а суще­стви­тель­ное — зави­си­мое сло­во. Такая пара слов обо­зна­ча­ет дей­ствие и пред­мет, кото­рый с ним связан:

  • купать (кого?) щенка
  • бро­шу (что?) палку
  • нари­су­ем (что?) дом
  • отпра­вить (что?) посылку
  • накор­мить (кого?) котёнка
  • убрать (с чего?) со стола
  • при­во­дить (во что?) в школу
  • опла­тить (что?) проезд
  • пой­ти (на что?) на ярмарку
  • вер­нуть­ся (во что?) в среду.

От гла­го­ла зави­сит наре­чие в этих словосочетаниях:

  • быст­ро про­чи­тать — про­чи­тать как? быстро;
  • ска­зать сго­ря­ча — ска­зать поче­му? сгоряча;
  • посту­пить назло — посту­пить с какой целью? назло;
  • рано встать — встать когда? рано;
  • дви­гать вверх — дви­гать куда? вверх.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

💥 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?
Поделиться или сохранить к себе: