Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Видео:Задание 6 Плеоназмы и тавтология (заменить/исключить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкойСкачать

Задание 6 Плеоназмы и тавтология (заменить/исключить слово) | ЕГЭ по русскому языку с твоей русичкой

5.6. Стилистические ошибки и их типы

Упражнение 92. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 93. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 94. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в ХVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трёх часов времени. 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 21. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Шабашкина. 23. Ещё юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг. 25. Осенний парк кажется грустным и печальным.

Упражнение 95. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д. Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. Хочу коснуться ещё одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. Когда окончательно будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. Только надо правильно организовать работу, принять правильные меры в деле улучшения использования автопарка. Надо следить и проверять, как расходуются выделенные средства. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шофёрского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 7. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 10. Наличие неисчерпаемых запасов природных ресурсов в регионе расхолаживает многих чиновников регионального уровня. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 12. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 14. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 15. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились свободные вакансии. 17. Чётко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 21. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 22. Машинный парк обновился новыми машинами. 23. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 24. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 25. Разрешите спросить вопрос моему уважаемому оппоненту: «Тогда почему рост преступности в районе вырос? Может быть, следует умножить усилия во много раз?» 26. Командир облокотился локтем на стол.

Упражнение 96. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом. ». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной. 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит. 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды.

Упражнение 97. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки. 11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет лошадь. 22. Павел ещё пуще сплачивает друзей. 23. Шабашкина не мучила своя собственная совесть. 24. Все помещики – «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы – лицо, внутренний интерьер, усадьба. 25. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. 26. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью. Катерина заранее предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. 28. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 29. Мама попросила купить булку хлеба и молока, а я все деньги потратил на пирожные.

Упражнение 98. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. В этом году театр намерен показать три новые премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения. Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений. 4. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить. 5. С августа месяца по сентябрь месяц нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. 8. Это первый дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли. 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый опыт работы крупных коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни, фермеры вершат свое благородное дело. 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 13. Проводится огораживание посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим. 16. Новое здание университета окрашено в колер жёлтого цвета. 17. До школы нас проводили вездесущие местные аборигены – сельские мальчишки. 18. Из детских садиков, расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 19. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет от футбола. 20. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 21. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 22. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. 23. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 24. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом.

Видео:ТФКП. Восстановление аналитической функции по ее известной действительной частиСкачать

ТФКП. Восстановление аналитической функции по ее известной действительной части

Презентация по русскому языку на тему «Функциональные стили речи», класс 11

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Описание презентации по отдельным слайдам:

Функциональные стили языка Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь

Цели урока Закрепление понятия стиль и функциональные стили литературного языка Развитие навыков определения стилей и их особенностей Развивать умения создания собственных текстов различных стилей

Орфоэпическая работа 1 вариант Торты Блюда Канапе Кинза Творог Камбала Свекла Щавель Ревень Бармен Кулинария Гастрономия Суповой Сливовый Айвовый манговый 2 вариант Квартал Обеспечение Средства Договор Документ Уведомление Сосредоточение Ходатайство Эксперт Резюме Менеджер Менеджмент Маркетолог Маркетинг Облегчить Копировать

Что такое стиль? Стиль – это разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стили языка Книжные: Разговорный Художественный Научный Официально- деловой Публицистический

Распределите словосочетания по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся Социальные процессы, представить объяснительную записку, разработка бизнес-плана, математическая обработка данных, потребительские общества, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, борьба за качество, статистические данные, Пенсионный фонд России, многоклеточный организм, хромосомный набор, эмбриональный период развития, диагностика прибыли.

Проверка задания Публицистический стиль: Социальные процессы, потребительские общества, борьба за качество, статистические данные, Пенсионный фонд России Научный стиль: многоклеточный организм, хромосомный набор, эмбриональный период развития, диагностика прибыли, математическая обработка данных. Официально- деловой: представить объяснительную записку, разработка бизнес-плана, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, Пенсионный фонд России.

Творческое задание: составьте предложения с данными словосочетаниями 1 группа: Публицистический стиль: Социальные процессы, потребительские общества, борьба за качество, статистические данные, Пенсионный фонд России 2 группа: Научный стиль: многоклеточный организм, хромосомный набор, эмбриональный период развития, диагностика прибыли, математическая обработка данных. 3 группа: Официально- деловой: представить объяснительную записку, разработка бизнес-плана, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, Пенсионный фонд России.

Исследование текста 1 вариант Докажите, что это текст научного стиля 2 вариант Докажите, что это текст официально- делового стиля 3 вариант Докажите, что это текст публицистического стиля

Творческие задания Составить диалоги, соблюдая этические нормы поведения, показать профессиональные качества делового общения 1 группа: ситуация «Директор принимает на работу» 2 группа: ситуация «Официант принимает заказ» 3 группа: Ситуация «Недовольный покупатель и продавец»

Что такое стилистические ошибки? Стилистические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей, т.е. с употреблением в одном стиле языковых средств, типичных для другого.

Исправь стилистические ошибки Предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. Это достаточно надежный плацдарм для достижения к глубинным резервам экономики России. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений.

Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы Автобиография жизни, большой контраст, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, главная суть, громко восклицать, жестикулировать руками, коллега по профессии, прогрессировать вперед, свободная вакансия, будущие перспективы, прейскурант цен.

Презентацию подготовила Тюленева Ирина Геннадьевна

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 78 регионов

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 312 человек из 59 регионов

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

  • Тюленева Ирина ГеннадьевнаНаписать 2087 19.12.2018

Номер материала: ДБ-314333

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.12.2018 1546
    02.12.2018 398
    18.11.2018 178
    16.09.2018 304
    29.06.2018 1492
    13.06.2018 587
    04.06.2018 1633
    24.04.2018 448

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать

Согласованные и несогласованные определения

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов

Время чтения: 1 минута

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:#8warmup. Разбор восьмой разминкиСкачать

#8warmup. Разбор восьмой разминки

Сборник упражнений с ключами по русскому языку к разделу «Стилистика современного русского языка»

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Упражнения к разделу

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст

Докажите что данные словосочетания содержат плеоназмы большой контраст СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Упражнение 1. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. В какой сфере общения используется каждый из них?

а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.

Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.

б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.

Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.

1)Доклад о Северном фронте.

Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.

2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в

Исполнительном комитете или выйти оттуда.

Постановлено: ввести в Исполнительный комитет для работы тт. Володарского, Юренева, Милютина, Скалова, Пахомова, Зорина, Дзержинского, Сталина, Лашевича, Иоффе. 3)Издание брошюры т. Ленина.Тов. Дзержинский сообщает о том, что в типографию сдано письмо Ленина для издания брошюрой.Решено отдельной брошюры не издавать. в) Из книги Д.Э. Розенталя «Как лучше сказать?».

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.

Упражнение 2. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям. а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;

б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;

в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;

г) дорога, путь, стезя;

д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;

е) местный, здешний, тутошний;

ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;

з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;

и) печалиться, кручиниться;

Упражнение 3. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?

Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка, верзила, разглагольствовать, рифмач, виртуоз, стяг, зодчий, повергать, военщина, вечерком, балбес, реять, отчий, голубить.

Упражнение 4. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

• В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание).

• Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач).

• В связи с этим автор касается (выделяет).

• Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами.

• По мнению автора, .

• Как отмечает (считает) автор, .

• Вместе с тем, как подчёркивает автор, .

• Особое внимание уделяется.

• Важное значение имеет.

• Далее освещается проблема (вопрос).

• Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает):«. ».

• В этой связи раскрываются также причины.

• Касаясь причин. автор подчёркивает, что.

• Во-первых. во-вторых. в-третьих.

• Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах.

• В следующей главе прослеживается.

• Примером этого могут служить.

• При этом подробно освещается роль.

• В частности, отмечается, что.

• Подчёркивается исключительная важность.

• Этот тезис иллюстрируется примером.

• «. », – указывает в связи с этим автор.

• Это положение подкрепляется, в частности, примером.

• В заключение автор делает вывод.  В итоге делается следующий вывод: «. ».

Упражнение 5. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства

измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

1. Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.

3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

4. С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.

5. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.

6. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.

Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Москвы» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Москва по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.

Упражнение 6. Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания класса с повесткой: выборы редколлегии класса.

собрания учащихся 11 класса средней школы № 1 г. Москвы

от 22 сентября 2001 года.

Присутствовало 35 человек.

Председатель собрания – Р. Мамаев.

Секретарь собрания – О. Петрова. Повестка дня:

1. Организация помощи отстающим ученикам.

Слушали: об организации помощи отстающим ученикам; М.О. Озерова, куратор класса, отметила низкую успеваемость некоторых учащихся.

1. Организовать индивидуальные занятия с отстающими учениками. Поручить Орлову Сергею заниматься с Сидоровым Игорем по русскому языку, Ивановой Ольге – с Семёновой Анной – по алгебре.

2. Заслушать отчёты об успеваемости Сидорова и Семёновой на следующем классном собрании (через месяц).

Председатель собрания ___________ Р. Мамаев

Секретарь собрания ___________ О. Петрова

Упражнение 7. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой освободить Вас от занятий по физкультуре.

Директору средней школы № 1

Сергеевой Марине Геннадиевне ученика 11 класса

Фёдорова Сергея Ивановича

Прошу освободить меня от учебных занятий на пять дней (с 1 по 5 октября 2001 г.) в связи с поездкой в г. Петербург на слёт юных журналистов.

20.09.01 С.И. Фёдоров

ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Упражнение 8. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов).

Упражнение 9. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война. 2. При ближайшем рассмотрении «неизвестная женщина» оказалась знаменитой Мариной Францевой, одним из организаторов и руководителей многомиллиардной пирамиды, рухнувшей на головы восьмидесяти миллионов вкладчиков. 3. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм. 4. Канал РТР разбух, как старая советская контора, в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол, а остальные тянули воз. 5. Не нужен нам заграничный ручной царёк, которого вы нам намылились дергать за ниточки, как марионетку. 6. Лавина войны, которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несется, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину. 7. Рубль по отношению к доллару заскакал, запрыгал. 8. Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. 9. Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру – всем нужна «Российская газета»! 10. И вновь, и вновь вселенная на кончике пера. 11. Очки по осени сшибают. Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 12. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак». 13. Батареи просят тепла. Власти дали «добро» на начало отопительного сезона. 14. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник». 15. Коммунисты вынесут Кремлю благодарность. 16. «Серебро» русского богатыря Карелина золотого стоит. 17. Новый русский любит быструю езду! 18. Белые мухи долетели до Москвы, но уже через день вновь ожидается потепление. 19. В морозном обличье, как полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришёл Новый год. 20. Телефонный звонок показался взрывом многотонной бомбы.

Упражнение 10. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова.

Став незримой, хоть жива (Бродский). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). 9. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова).

Упражнение 11. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей.

Всегда ли оправдано их употребление?

1. Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2. Нищий учё- ный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4. Стену по экватору? Запросто! 5. Колхозников мало, а поле большое. 6. Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7. Веснушки – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8. Без шума и пыли? Не получится. Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9. Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают.

Упражнение 12. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат. »

Упражнение 13. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Сосредоточение 55-тысячной американской сухопутной, морской и авиационной группировок и сбор разведданных в районе проведения антитеррористической операции и первый удар «возмездия» обошлись налогоплательщикам США в значительную часть из тех 40 миллиардов долларов, что выделены на неё Конгрессом.

Американцы использовали примерно 50 «крылатых ракет» морского базирования «Томагавк», каждая из них под 2 млн. долларов – это 100 млн. в общей сложности. Кроме того, по стратегическим объектам, наземным коммуникациям талибов, укрепрайонам, пунктам управления, лагерям боевиков, бункерам, нефтехранилищам был нанесён бомбовый удар. Примерно 200 бомб типа В61-11 (по 50 тысяч долларов за штуку) – 10 млн. долларов. Более 600 бомб «Си-Би-Ю-16» в общей сложности потянули ещё на 12–15 млн. долларов. Таким образом, только первый ракетно-бомбовый удар оценивается в сумму около 150 млн. долларов.

Упражнение 14. Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка. знаменитая. М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а. проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была.

Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

Н. Угу. М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

Упражнение 15. Прочитайте отрывок из записи разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.

Шо-то помню чё-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание. Ве. Верховного. суда. Российской Федерации, где новое. туда, в сторону, немножко. Ну угол-то как раз, как раз угол. Улица Поварская щас. Опять назвали Поварской. А сюда – Ржевский. Вот угол, тут была церковь. И вот этот. и. этого ж дома не было. Было мале. маленьк. ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ТИПЫ

Упражнение 16. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 17. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 18. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы.

Упражнение 19. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. Хочу коснуться ещё одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. Когда окончательно будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. Только надо правильно организовать работу, принять правильные меры в деле улучшения использования автопарка. Надо следить и проверять, как расходуются выделенные средства. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шофёрского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 7. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 10. Наличие неисчерпаемых запасов природных ресурсов в регионе расхолаживает многих чиновников регионального уровня. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 12. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 14. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 15. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились свободные вакансии. 17. Чётко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 21. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 22. Машинный парк обновился новыми машинами. 23. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 24. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 25. Разрешите спросить вопрос моему уважаемому оппоненту: «Тогда почему рост преступности в районе вырос? Может быть, следует умножить усилия во много раз?» 26. Командир облокотился локтем на стол.

Упражнение 20. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом. ». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной. 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит. 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды.

Упражнение 21. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки. 11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак.

Упражнение 22. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. В этом году театр намерен показать три новые премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения. Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений. 4. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить. 5. С августа месяца по сентябрь месяц нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. 8. Это первый дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли. 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый опыт работы крупных коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни, фермеры вершат свое благородное дело. 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 13. Проводится огораживание посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим.

🌟 Видео

9. Теоремы о сходящихся последовательностях ( свойства сходящихся последовательностей )Скачать

9. Теоремы о сходящихся последовательностях ( свойства сходящихся последовательностей )

Придаточные образа действия (9 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Придаточные образа действия (9 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. Согласованные и несогласованные определения. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Согласованные и несогласованные определения. Видеоурок

ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ — Свойства и ГрафикСкачать

ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ — Свойства и График

Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 классСкачать

Орфография. Употребление дефиса. Видеоурок 4. Русский язык 8 класс

Свойства функции. Промежутки знакопостоянства. 10 класс.Скачать

Свойства функции. Промежутки знакопостоянства. 10 класс.

Русский язык 9 класс (Урок№24 - Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№24 - Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.)

Лекция: "Меры по подвижкам на маячных шпалах и поперечных створах"Скачать

Лекция: "Меры по подвижкам на маячных шпалах и поперечных створах"

Указательные слова в СПП | Русский языкСкачать

Указательные слова в СПП | Русский язык

Точки пересечения графиков линейных функций. 7 класс.ОбразовательныйСкачать

Точки пересечения графиков линейных функций. 7 класс.Образовательный

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Мышечная чувствительность — Вячеслав ДубынинСкачать

Мышечная чувствительность — Вячеслав Дубынин

Значимые части слова: морфемыСкачать

Значимые части слова: морфемы

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим (8 класс, видеоурок-презентация)

Биология 8 Нервная и гуморальная регуляцииСкачать

Биология 8 Нервная и гуморальная регуляции

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРЯМОЙ ЛИНИИ С ПОВЕРХНОСТЬЮ КОНУСА. НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯСкачать

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРЯМОЙ ЛИНИИ С ПОВЕРХНОСТЬЮ КОНУСА. НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Поделиться или сохранить к себе: