Видео:Ударение в английском языке, 4 простых правилаСкачать
Ударение в английском языке
Видео:Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык простоСкачать
Что такое ударение
Почти во всех языках мира речь обладает такой характеристикой как ударение – stress . Ударение выделяет какую-либо единицу языка – слог, слово или фразу. Соответственно существуют словесное, синтагматическое и фразовое ударение. Словесное относится к ударению в слове на определенный слог, синтагматическое или тактовое выделяет одно из слов в фразе, а фразовое выделяет сразу несколько слов в предложении. Чаще всего под ударением подразумевается именно словесное – word stress или lexical stress . Именно его мы и разберем.
Выделение слога в слове производится с помощью акустических средств: длительности звучания, интенсивности, высоты тона. В разных языках используются разные способы. Например, в русском ударные звуки сильнее и немного длиннее, но редко отличаются по высоте. Для многих других европейских языков тоже свойственно силовое ударение, тогда как в древнегреческом, японском, шведском и некоторых других преобладает музыкальное ударение с изменением высоты тона.
Также ударения могут быть фиксированными, свободными или ограниченными. При фиксированном типе ударение всегда падает только на определенный слог в слове – например, на первый, третий или последний. В языках со свободным ударением нет такого правила, ударным может быть любой слог.
Видео:Wow! Ударение в английском меняет смысл предложенияСкачать
Особенности ударения в английском языке
- Английский язык отличается силовым или динамическим типом ударения – как и русский. Это значит, что выделение слога происходит в первую очередь за счет энергичного произнесения с повышенной силой выдоха. При этом длительность звучания и высота тона почти не меняются.
- В английском языке ударение не фиксированное, а свободное. Хотя для большей части слов характерно ударение на первый слог, оно также может стоять и в любом другом месте слова. Кроме того, иногда изменение ударения приводит к изменению значения слова.
- Английский язык, в отличие от русского, имеет ритмическое ударение. Это значит, что в речи все ударные слоги произносятся через равные промежутки времени, вне зависимости от длины слов. Чтобы добиться такого эффекта, в длинных словах или фразах со вспомогательными словами, на которые не падает ударение, безударные гласные сокращаются, произносятся быстро и меняют свои характеристики. В результате получается определенный ритм, который придает речи узнаваемую мелодику.
- Безударные гласные в английском языке редуцируются всего до двух звуков: [ɪ] и [ə]. В неформальной речи почти все безударные гласные произносятся как «шва» [ə]. При этом важно не забывать менять их длительность, подстраивая под ритм речи.
- В английском языке не принято обозначать ударение на письме для логического выделения или различения смысла, как в русском. Даже в детских книгах для обучения чтению ударения обычно не ставятся. Знак ударения можно найти только в транскрипции в словарях. Он может обозначаться вертикальной чертой перед слогом по правилам Международного фонетического алфавита или штрихом после слога в некоторых словарях. Также можно встретить и другие обозначения – заглавными буквами или полужирным шрифтом. Мы будем пользоваться выделением полужирным: beautiful .
- В английских словах с несколькими слогами присутствуют сразу два ударения – главное и второстепенное. Это помогает поддерживать нужный ритм речи. Как правило, главное и второстепенное ударения находятся через слог друг от друга. Второстепенное ударение очень важно – часто иностранцы, не привыкшие к такой особенности, пренебрегают им и произносят слова с одним ударением. Это звучит очень непривычно и иногда непонятно для носителей языка.
Видео:Как палится русский акцент: Двойное ударение | Virginia Beowulf 18+Скачать
Правила постановки ударения в английском языке
В русском языке ударения ставятся непоследовательно, почти не подчиняясь никаким правилам и часто меняясь в зависимости от грамматической формы слова. Четкая система постановки ударения была в древнерусском, но затем она стала постепенно меняться, подстраиваясь под другие принципы, и сейчас находится в середине пути: некоторые ударения произносятся по старым правилам, другие по новым, из-за чего их невозможно запомнить. В английском языке все немного проще.
В постановке ударений в английских словах можно уловить несколько повторяющихся особенностей. Это не строгие и обязательные правила, а скорее закономерности, которые складываются в неидеальную, но рабочую систему. Они помогут изучающим английский язык догадываться об ударении в незнакомых словах с довольно большой точностью, так как исключения встречаются редко.
- В английском языке самое распространенное ударение – на первый слог. Почти все существительные, незаимствованные слова, слова без приставок, слова с двумя слогами произносятся с ударением на первый слог. Можно назвать это базовым английским ударением. Если вы не уверены, как произносится то или иное слово, но сказать его надо – попробуйте поставить ударение на первый слог.
- Если в слове есть приставка, чаще всего ударение падает на следующий слог после нее – приставка как менее значащая часть слова пропускается, и опять действует правило ударения на первый слог – в основе слова. Исключений довольно много, но ударение все равно очень редко падает на саму приставку.
- В глаголах из двух слогов ударение чаще падает на второй слог. Во многих словах это помогает различить существительное или глагол.
Pre sent – pre sent (подарок – дарить)
Con tract – con tract (контракт – заключать контракт)
Ob ject – ob ject (объект – возражать)
- В словах с тремя или четырьмя слогами ударение чаще всего падает на третий слог с конца.
- В словах с суффиксами -ion , -ant , -ent , -tion , -ious , -ity , -ence , -ic , -ical ударение падает на слог, идущий перед суффиксом.
- В многосложных словах главное ударение чаще всего падает на третий слог с начала, а второстепенное – на первый слог.
- В большинстве недавно заимствованных из французского слов ударение падает на последний слог. Это не касается множества распространенных слов, пришедших из французского несколько столетий назад.
- Английские слова, начинающиеся на a- и be -, обычно имеют ударение на второй слог.
- В словах с тремя слогами и окончаниями -er или -ly ударение обычно падает на первый слог.
- В составных существительных, образованных из двух односложных слов, ударение падает на первый слог.
К каждой из этих закономерностей можно подобрать несколько исключений. При любых сомнениях лучше свериться со словарем и послушать, как произносят слово носители языка.
Видео:Ударение меняет часть речи? Список важных слов!Скачать
Динамическое ударение в английском языке
Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.
Видео:Как смысл зависит от УДАРЕНИЯ?Скачать
Тип ударения
По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:
динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха
квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой
мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.
Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.
Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.
Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.
Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)
В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.
Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией.
По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение: гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.
В чешском языке слабое динамическое ударение: гласные в безударных слогах почти не меняются.
Например: zá-mek ve-čer вé-чер зá— мок за – мóк
Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.
Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.
Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.
В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.
ра –бó-тать мо-ло-кó о-го-рóд rá-na ra-ná pra-co-vat pa-má-tka
Видео:Фразовое ударение в английском языке. Часть 1.Скачать
Место удаарения
По месту выделяемого слога в слове различаются:
фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)
свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.
Свободное ударение имеет два подтипа:
свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)
свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).
В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.
Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное.
Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики.
Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал . иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.
Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести . (в ЧЯ это касается почти всех предлогов).
Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.
Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) — побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.
Видео:Английское ударение, ритмика и сонорные согласные - Как лаять правильноСкачать
Динамическое ударение в английском языке
Аннотация: В статье рассматриваются основные фонетические типы ударения (дина — мическое, тоническое, квантитативное и квали — тативное) и сопоставляются способы выделения ударных слогов в английском и русском языках. В статье также рассматриваются степени словес — ного ударения и употребление полных (нереду — цированных) гласных в безударных слогах в со — поставляемых языках.
Ключевые слова: второстепенное ударение, главное ударение, полный (нередуцированный) гласный, степень словесного ударения, третье- степенное (частичное) ударение, ударный слог.
Ударение – это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств [Т. В. Бабушкина 1999, 16].
При наличии в слове двух или более сло — гов один из них обязательно выделяется тем или иным способом, произносится ярче. Такое выде- ление называется ударением, а так как оно нахо — дит свое выражение в пределах слова, его назы — вают словесным ударением.
Как отмечает О. С. Ахманова [О. С. Ахма — нова 1966, 482], словесное ударение является та — кой характеристикой, которая внутренне прису- ща каждому отдельно взятому самостоятельному слову и без которой слово как единица языка не существует. Любое самостоятельное слово пред — ставляет собой единство его фонемной и акцен — тной структуры, поэтому ударение необходимо рассматривать прежде всего как лингвистичес — кое явление.
Способы выделения ударного слога раз — личны в разных языках. В связи с этим О. И. Ди — кушина [Дикушина О. И. 1952, 88] выделяет че — тыре основных фонетических типа ударения:
1) динамическое, или силовое, при кото — ром ударный слог выделяется большей силой, интенсивностью вследствие увеличения напря — женности мускулатуры речевых органов при его произнесении;
2) музыкальное (мелодическое), или тони — ческое, при котором ударный слог выделяется по высоте голосового тона, по отношению к без — ударному слогу (в древнегреческом, китайском,
* © Фунтова И. Л.
японском, корейском языках);
3) количественное, или квантитативное, при котором ударный слог выделяется большей длительностью гласного. Количественное ударе — ние в чистом виде встречается редко (например, в новогреческом языке);
4) качественное, или квалитативное, при котором гласный ударного слога отличается по качеству от безударных.
В конкретном языке могут сочетаться все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Обычно доминирующим является один из видов ударения. Довольно редко сосу — ществуют разные типы (например, в шведском и датском языках отмечается динамическое и му — зыкальное ударение). Известны языки, в которых ударение вообще не отмечено (например, палео — азиатские языки).
Как отмечает Г. П. Торсуев [Торсуев Г. П.
1950, 179], эффект словесного ударения в анг — лийском языке прежде всего достигается более напряженной, т. е. сильной артикуляцией это — го слога. Таким образом, английское словесное ударение в своей основе является силовым, или динамическим. Но поскольку более напряжен — ная артикуляция ударного слога обычно дает более отчетливое качество гласного этого слога, по сравнению с гласными безударных слогов, английское словесное ударение можно назвать и качественным. Далее, гласный под ударением, т. е. более напряженный, обычно имеет большую длительность, чем в безударном слоге. Таким образом, английское словесное ударение может быть названо и количественным. Кроме того, бо — лее напряженная артикуляция ударного слога и в высотном отношении в известной мере отлича — ет этот слог от неударных. Поскольку в связной речи последовательность слогов высказывания образует определенный мелодический рисунок, и каждый слог слова, следовательно, произносится на определенной высоте, – постольку английское словесное ударение можно также назвать и мело — дическим (музыкальным).
Многие лингвисты [В. Д. Аракин 1979, 84;
8, 88, 1952: 88; Л. А. Телегин 1976, 6; 14, 179; В. Н. Ярцева, 1990: 530] отмечают преобладание в английском словесном ударении динамичес- кого принципа. Однако, как замечает Л. А. Теле-
гин [Телегин Л. А. 1976,6], английское словесное ударение существует не в чистом виде, а имеет смешанный характер, поскольку динамический принцип выделения слога дополняется другими принципами.
Русское словесное ударение также опре — деляется лингвистами в своей основе как дина — мическое [3, 84; Т. В. Бабушкина 1999, 17; 8, 88;
179; В. Н. Ярцева 1990, 530]. Как и в английском языке, оно имеет смешанный характер, являясь не только динамическим, но и количественным, качественным и музыкальным; иными словами, ударный слог всегда бывает сильнее, т. е. произ — носится с большим мускульным напряжением органов речи, содержит более долгий гласный, который по качеству всегда отличается от реду — цированных гласных безударных слогов, а также ударный слог является более высоким по тону.
Однако полного совпадения английского и русского словесного ударения по способам выде — ления ударного слога нет. Так, В. Д. Аракин [3,
84] замечает, что в английском ударении преоб — ладает высотный компонент, а в русском – кван — титативный. А. А. Акишина и С. А. Барановская [1990: 22], Ю. Г. Лебедева [1975, 11] и В. Н. Яр — цева [1990, 530] также обращают внимание, что для русского словесного ударения длительность является важным компонентом, так как на этом строится русская редукция: первый предудар — ный слог короче ударного (например, «голова» [ гълΛва ]), а заударный слог еще более короткий, по сравнению с предударным (например, «голо- вы» [ голъвы ]). Поэтому А. А. Акишина и С. А. Барановская [1990, 22] называют русское ударе — ние количественно-силовым, благодаря которому слова обладают определенной ритмикой.
В английском языке ударные слоги могут иметь три степени ударения: главное ударение, выполняющее свою основную, выделительную функцию; второстепенное ударение, выполняю — щее вспомогательную функцию; и третьестепен- ное (слабое второстепенное, или частичное) уда — рение, часто встречающееся на втором элементе английских сложных существительных.
В русском языке также выделяют три сте — пени ударения: главное, второстепенное (побоч — ное) и слабое (ослабленное).
Положение главного ударения в англий — ском языке определяется тенденцией выделять начальный слог слова, если этот слог не является префиксом, потерявшим свое значение. Поэтому в большинстве английских двусложных и трех — сложных слов ударным является первый слог: “`stranger”, “`meadow”, “`government”, “`capital”, “`dominate”.
В двусложных и трехсложных словах с префиксами, потерявшими свое значение, ударе — ние падает на второй слог, т. е. на корень слова: “be`come”, “de`scribe”, “di`splay”, “ex`pensive”, “in`vention”.
В большинстве многосложных слов, со — стоящих из четырех и более слогов, главное ударение падает на третий от конца слова слог: “ac`tivity”, “pho`tography”, “’parlia`mentary”, “re’sponsi`bility”. Однако некоторые суффиксы притягивают к себе главное ударение. К таким суффиксам относятся: — ee, — eer, — ier, — ade, — ival, — itis, — mental (-ental), — esque, например: “’refu`gee”, “’employ`ee”, “’profi`teer”, “’govern`mental”, “’pic- tu`resque”. В подобных словах на первом слоге появляется второстепенное ударение.
В русском языке главное ударение мо — жет падать на любой слог слова и на лю — бую морфему – приставку, корень, суф — фикс и окончание: «вы´пустить», «доро´га»,
«апельси´н», «столо´вая», «статья´», «молодо´й»,
«распространя´ть», а также может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую в формах слова: «де´рево – дере´вья»,
«боро´ться – бо´рется», «рука´ – ру´ку», «сниму´
– сни´мешь», «взяла´ – взя´ли».
Как отмечают И. И. Вольфсон [1960, 4 – 5],
Г. П. Торсуев [1956, 19, 125] и D. Jones [1932: §
942], значение второстепенного ударения в анг — лийском языке общепризнано, поскольку в анг — лийском произношении второстепенное ударение ясно выражено, и опущение его или неправиль — ное употребление приводит к значительному ис — кажению звуковой формы слова, существенно препятствующему взаимопониманию при уст — ном общении.
И. И. Вольфсон [7, 12 – 13] выделяет следу — ющие правила, определяющие наличие и поло — жение в слове второстепенного ударения:
1) простые и производные слова с глав — ным ударением на третьем слоге имеют второ — степенное ударение на первом слоге, например: “’refe`ree”, “’revo`lution”, “’gene`rosity”;
2) слова с главным ударением на четвертом слоге или дальше от начала слова, образованные с помощью притягивающего к себе главное уда — рение суффикса (-ion, — sion, — tion, — ity, — ic, — ual и др.), имеют второстепенное ударение на слоге, несущем главное ударение в исходном слове, например: “to ne`gotiate” («вести переговоры»)
– “ne’goti`ation” («переговоры»), “to `gratify” («удовлетворять») – “’gratifi`cation” («удовлетво — рение»).
Если исходное слово само имеет главное и второстепенное ударение, то в производном
слове второстепенное ударение остается на том же слоге, что и в исходном слове, например: “to
E. Fudge [1984, 31] приводит следующие правила, помогающие определить местоположе — ние второстепенного ударения в многосложных словах английского языка:
1) если за два слога до главного ударе — ния имеется сильный слог, содержащий долгую гласную или дифтонг, то на этот слог приходит — ся второстепенное ударение, например, в слове “en’cyclo`pedia”;
2) если за два слога до главного ударения находится слабый слог, то второстепенное ударе — ние приходится на третий слог до главноударно- го слога, например, в слове “’pharmaco`poeia”.
E. Fudge [16, 5] обозначает главное ударе — ние знаком [ ` ] перед ударным слогом в слове, а второстепенное ударение – знаком [ ‘ ].
В русском языке, как и в английском, по — мимо главного ударения, встречается второсте — пенное (побочное) ударение. Г. М. Богомазов [2001, 65 – 66] и П. А. Лекант [2001, 100] от — мечают, что второстепенное ударение имеют многосложные слова, в том числе и сложные слова с тремя или четырьмя основами, некото — рые сложносокращенные слова, в которых вто — ростепенное ударение располагается ближе к началу слова, а основное – ближе к концу (как и в английском языке): «`аэроф`отосъё´мка»,
«п`единститу´т», «стр`ойплоща´дка», «н`едо- выполне´ние»,«жел`езнодоро´жный»,«од`иннад — цатиэта´жный», «с`ельскохозя´йственный» (ос — новное ударение обозначено знаком [ ´ ], а второ — степенное (побочное) – знаком [ ` ]).
Однако побочное ударение может отсутс — твовать в сложном слове, т. е. происходит своеоб — разная нейтрализация побочного ударения, что подчеркивает его значимость. Как отмечает Г. М. Богомазов [6, 66], если побочное ударение от — сутствует в сложном слове, то это характеризует его как обычное и часто встречающееся. Нали — чие побочного ударения помогает отнести слож — ное слово к разряду терминологической лекси — ки, к редким или книжным словам. Например:
«старомо´дный», «водопрово´д», «зверобо´й» (общеупотребительные слова) – «зв`ерофе´рма»,
«в`одонепроница´емый», «ст`арославя´нский» (термины, книжные слова).
В английском языке существует также третьестепенное ударение, которое J. C. Wells (Longman Pronunciation Dictionary, 1990) обозна- чает знаком [ ₀ ]. При изолированном произне — сении слова слог, выделяемый третьестепенным
ударением, произносится на низком тоне.
Третьестепенное ударение отличается от второстепенного своим расположением в сло — ве: оно занимает положение за главноударным слогом, в то время как второстепенное ударение предшествует основному.
Третьестепенным ударением выделяются:
1) второй элемент английских сложных су — ществительных, которые могут иметь различное написание: слитное – “`black₀board”, “`arm₀chair”, “`green₀house”, “`black₀bird”, “`news₀paper”, “`master₀piece”; дефисное – “`ice-₀cream”, “`tea-
₀pot”, “`black-₀cock”, “`horse-₀riding”, “`side —
₀street”; раздельное – “`bus ₀tour”, “`lunch ₀time”,
“`rush ₀hours”, “`sea ₀level”, “`trading ₀centre”.
Однако следует отметить, что произнесе-
ние некоторых из этих сложных существитель — ных с двумя сильными ударениями превращает их в свободные словосочетания, меняя их зна- чения, например: “a `black₀board” («классная доска») – “a `black `board” («черная доска»); “a
`black₀bird” («дрозд») – “a `black `bird” («черная птица»); “a `black-₀cock” («тетерев») – “a `black
`cock” («черный петух»); “a `green₀house” («теп — лица, оранжерея») – “a `green `house” («зеленый дом»);
2) предлоги, которые заканчивают син — тагму или встречаются перед безударными мес — тоимениями, стоящими в конце синтагмы; при этом предлогу должен предшествовать как ми — нимум один безударный слог. Однако предлог, которому предшествует сильноударный слог, не выделяется третьестепенным ударением, а имеет редуцированную форму. Например:
“’What are you `looking ₀at?” – “`Look at it.” “I am `listening ₀to you.” – “’Come `up to
3) наречия времени (“now”, “then”, “today”, “ago”) и места (“here”, “there”), стоящие в конце синтагмы;
4) наречие “so”, стоящее после глаголов (например, “I think so”), а также в выражениях типа “not so bad as”, “in a day or so”;
5) наречие “enough”, стоящее после при — лагательных, например: “easy enough”, “clever enough”;
6) наречия “on” и “forth” в выражениях
“and so on”, “and so forth” («и так далее»);
7) существительное “street” в названиях улиц: “Downing Street”, “Fleet Street”;
8) слово-заместитель “one”, употребляю — щееся вместо существительного: “I don’t like this green hat. Show me a blue one”;
9) прилагательное “good” в приветствиях и прощаниях: “Good morning”; “Good evening”;
“Good afternoon”; “Good bye”;
10) числительное “two” в выражениях типа
“in a day or two”;
11) слова “each” и “one” во взаимных мес-
тоимениях “each other”, “one another”;
12) усилительное местоимение “what” в восклицаниях: “What a dreadful thing!”;
13) неопределенное местоимение “any” в функции дополнения в вопросительных и отри — цательных предложениях: “Have you brought any sugar?”, “He hasn’t got any money”;
14) неопределенные местоимения “some — body”, “something”, “anybody”, “anything” в фун — кции дополнения: “Have you done anything yet?”, “Did you meet anybody there?”
В русском языке Г. М. Богомазов [6, 65 – 66] и П. А. Лекант [10, 100] выделяют слабое (ослаб — ленное) ударение, которое, на наш взгляд, можно считать аналогом английского третьестепенного ударения. Слабое (ослабленное) ударение могут иметь:
1) некоторые двусложные и трехслож — ные предлоги и союзы: «`около до´ма», «п`еред отъе´здом», «потом`у что хо´лодно», «`если смо´жешь» (основное ударение обозначено зна — ком [ ´ ], а слабое – знаком [ ` ]);
2) местоимения: «теб`я иска´ли», «`он прие´хал», «ег`о сестра´», «`этот слу´чай»,
«ле´с, отк`уда м`ы вы´шли», «письмо´, кот`орое присла´ли»;
3) простые числительные в сочетании с существительными: «дв`а часа´», «д`есять рубле´й»;
4) глаголы-связки «быть», «стать»: «у´тро б`ыло моро´зное», «бра´т ст`ал учи´телем»;
5) слова с модальными значениями:
«зна´й себ`е нахва´ливает», «придё´т, быв`ало, и молчи´т».
Помимо трех степеней ударения, в англий — ском языке существует такое явление как полный (нередуцированный) гласный в безударном сло — ге. A. Cruttenden (2001: 223) отмечает, что среди безударных слогов встречаются такие слоги, ко — торые качественно и количественно выделяются в большей степени, по сравнению с другими сло — гами данного слова, т. е. гласный такого безудар — ного слога не редуцируется и отличается боль — шей длительностью.
Долгие гласные и дифтонги обычно выде — ляются больше, чем краткие гласные, в то время как среди кратких гласных наименьшую степень выделения в безударном положении имеют глас — ные [ I ], [ υ ] и [ D ], которые называются редуци — рованными гласными.
Долгий гласный или дифтонг, встречаю-
щийся в безударном слоге, может иметь боль — шую длительность, чем гласный ударного слога, например: “pillow” [ `pIℓDυ ], “recognize” [ `rek — DgnaIz ], “dominate” [ `dŊmIneIt ], “almost” [ `O: ℓmDυst ], “phoneme” [ `fDυnΙ:m ], “record” [ `rekO: d ], “expert” [ `ekspз:t ], “statue” [ `stжtFu: ]. Крат — кие нередуцированные гласные так же могут встречаться в безударных слогах, например: “ac — tivity” [ жk`tIvItэ ], “magnificent” [ mжg`nIfIsnt ], “anyone” [ `enIwΛn ] “adult” [ `жdΛℓt ], “dialogue” [ `daIDℓŊg ], “protest” [ `prDυtest ].
Когда безударный слог предшествует удар — ному, часто происходит чередование полного и редуцированного гласного в безударном сло — ге, например: “July” [ dZu:`ℓaI, dZD`ℓaI ], “No — vember” [ nDυ`vembD, nD`vembD ], “proceed” [ prDυ`sΙ:d, prD`sΙ:d ].
Таким образом, A. Cruttenden [2001, 224] определяет безударный слог, содержащий пол — ный (нередуцированный) гласный, как имеющий наименьшую степень выделения, по сравнению с другими слогами, выделяемыми главным, второ — степенным или третьестепенным ударениями.
В русском языке так же может встречаться подобное явление. Например, нередуцированный безударный гласный [ o ] произносится в словах
«радио», «видеокассета». Часто это явление име — ет связь со стилями произношения. Например, слова «ноктюрн», «поэт», «сонет» в высоком сти- ле произношения имеют в безударном слоге пол — ный (нередуцированный) гласный [ о ], который в нейтральном стиле редуцируется в гласный [ Λ
] [Р. И. Аванесов 1968, 20; 6, 88].
Следовательно, как в английском, так и в русском языке существует три степени словес — ного ударения: главное, второстепенное и тре- тьестепенное. Кроме того, в обоих языках могут встречаться полные (нередуцированные) гласные в безударных слогах.
Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». – № 3.– 2009
📸 Видео
Второстепенное ударение в английском языке.Скачать
Фразовое ударение (2): типы и степени фразового ударенияСкачать
Мелочь, которая меняет смысл слов и выдает русский акцент: ударения в английскомСкачать
Правила интонации в английском языкеСкачать
Ударения в английскомСкачать
Фразовое ударение в английском языке. Просто о сложном. Жарова В.А.Скачать
Как правильно ставить ударение в английских словахСкачать
Правильное ударение в английском языке. Пары существительное - глаголСкачать
Английское произношение - 6 секретов. Английская интонацияСкачать
3 главных правила чтения слов на английском. Как ставить ударение в английских словах.Скачать
Звук SCHWA и фразовое ударениеСкачать
Ударения в английском языке | #английский #английскийязык #егэ #нилэвансСкачать