Диктовка словосочетаний 6 класс

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Карточки для словарного диктанта по русскому языку (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ре з кий ветер, янва рск ий м о роз, обширная те рр итория, таять на земл е , ра с п о л о жит ь ся у к о стра, под син им небом, б и рюзовый о тт енок, прил а гать усилия, нояб рь ская встреча, под ъ ехать к руч ь ю.

Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.

Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.

Задания: 1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.

Изучение состава а тмосферы, автоматическая станц и я сверхмо щн ая ракета, пор а жать цель, разр я дить руж ь ё, к а р а ван в пустын е , на густо зелёной трав е , сэ кономить время, с ъ ёжиться от холода, часть те рр асы, п е рила лес т ницы.

Задания: подготовиться к записи под диктовку.

Мебельный магазин, паркетная доска, большой шкаф, стойкие красители, прибрать дом, застеклить окно, знакомый интерьер, каморка Герасима, узкая кровать, керосиновая лампа, ветхий диван, вешалка в коридоре.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку; с помощью словаря объяснить значение слова интерьер.

Интерьер ж и лой комнаты, д е коративные р а стения, осв е щать под ъ езд, труженики стройки, ц и ферблат сте нн ых ч а сов, з а н а вески на мета лл ическом к а рнизе, ц и новка на полу, п а ркетный пол, г а рдеро б в к о ридоре, р о сточки ц и трусовых в г о ршо чк ах, т е л е визор на тумбо чк е.

Задание: подготовиться к записи под диктовку.

Пр…остановить посадку растений, пр…крыть листьями, пр…касаться к шиповнику, пр…липать к ногам, пр…ключение на дорожке, пр…выкать к темноте, бе…прерывное наблюдение, пр…одолеть пр…пятствия, пр…бывать в хорошем настроении, пр…кращать полив, пр…образить участок.

Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.

К…снуться абажура, искусственные р…стения, пр…крепить к карнизу, выг…реть на солнце, выт…рать ежедневно, бл…стеть на стеклк, а(к,кк)уратная девочка, небез…звестная гимнастка, пр…бить на стену, пр…седать слегка, пр…подняться на ц…почки, пр…кратить движение, пр…ятное ощущение от бахромы.

Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.

Туристический поход, пр е одолеть большое ра сс тояние, выб и рать мес т ность, на пр и брежной а лл ее, пол о жить рю к заки, раст е реть в к а стрюле, к о снуться горячей сковородк и , закипеть в котл е , вкусные к о тлеты, чай с п и рогами на свеж е м воздух е , сг о реть на к о стре, пр и ободрить товарища.

Задания: 1) подготовиться к записи под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Пр..плыть к пристан. пр..кратить строительство, пр..готовить к переправе, пр..мер для подражания, пр..творить мечту в жизнь, вел..колепный э..земпляр, к..снуться заг..ревшего плеча, пол..жить в рю..зак, предотвратить агре(с,сс)ию, пр..к..саться к стрем..н. не видно плам..ни.

Задание: вставить пропущенные буквы, письменно объяснить их написание.

Встретиться на площадк. построиться на площад. до поры до врем..н. к знам..н.. полка, зовём по им..ни отчеству, мчаться по шоссе на такси, зайти в соседнее кафе, крупный шимпанзе, увидеть конферансье, о регистрации автомобиля, отл..жить из-за (не)погоды.

Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку.

(Не)аккуратность в работе, укрываться плащ..м, праздн..чный наряд, игрушечный петуш..к, вкусный пирож..к, шустренький бельч..нок, четырёхлапый друж..чек, дырявая шапч..нка, резиновый мяч..к, (не)распол..жение к (не)поседе,перевод..ик с немецкого языка, сбор..ик винограда.

Задания: вставьте пропущенные буквы и графически объясните написание орфограмм.

Мир бе зз вучия, бе зж алостный враг, помощь от не знакомца, бе з донное озеро, под снежным покров ом , о снежном человек е , янва рс кие пра зд ники, декаб рьс кие морозы, начинает см е ркаться, пр е миленький бельч о нок, пр е рвать договор с камен щик ами.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

Волч ь я нора, иску с ный резчик по дереву, с талантл и выми умельцами, художеств енн ые промыслы, прост и раться за пределы округа, расст и латься по земле, кратч а йшая дорога, бе з жалостный огонь, пр и мятая трава, ра нн ие сумерки, на те рр итории России, природа С еверного У рала.

Задания : устно объяснить правописание выделенных орфограмм, записать под диктовку.

Естестве нн ые краски, уд и вительное иску сс тво, декоративное па нн о, прису т ствовать на открыти и выставк и , пр и мер для подр а жания, в е л и колепный талант, образцовая вещь, художестве нн ая деталь, коло сс альный успех, серебр ян ые украшения, деревя нн ые игрушки, ра с п о л о жить по алфавиту, стекля нн ые бусы.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

(Сельско)хозяйственный журнал, (юго)восточный ветер, (трёх)метровый слой, (садово) огородный инвентарь, заг..реть под лучами солнца, киргиз(к,ск)ий скакун, казац..ая бурка, (русско)немецкий словарь, румя(н,нн)ое лицо, комари(н,нн)ый укус, безветре(н,нн)ый день, соломе(н,нн)ая крыша, це(н,нн)ая вещь, осе(н,нн)ий пейзаж, иску(с,сс)тве(н,нн)ое полотно.

Задание: запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Далеко (не)удачный ответ; (не)лёгкий, а тяжёлый предмет; совсем (не)удобная дорога, отнюдь (не)единственное решение, (не)устойчивая погода, камыш..вые зар..сли, ветре..ый день, отечестве(н,нн)ый продукт, оси(н,нн)ое гнездо, (санитарно)гигиенические требования, шес..надцатый вагон, оди…адцать часов, ми(л,лл)ион роз, сем..сот бассейнов.

Задание: устно объясните правописание слов и подготовьтесь к написанию под диктовку.

Пят ь сот экземпляров, шест ь десят наименований, оди нн адцатое издание, одна четвёртая тонны, по об е им сторонам ба сс ейна, десятитысячный тираж, прик о снуться к рукопис и , вос ь мидесятый километр, полутора килограммов помидоров, готовиться к знаменательной дате Д евятое мая, четырест а центнеров.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

Первый понедельник месяца, встретиться в субботу, городская олимпиада, миллион зрителей, основная трасса, запереть дверь на ключ, барабанная дробь, замираешь от предчувствия победы, приблизиться ко мне, из девяноста спортсменов, в восемнадцатом пассажирском вагоне.

Задание: подготовиться писать под диктовку.

Общественно полезный труд, общественно-политическая газета, дорожить каждой секундой, написать расписку, вывезти тонны снега, девятнадцать километров, семьсот страниц, сгруппировать орфограммы, символическая точка, расстилаться передо мной, коллекция орденов и медалей, музыкальный инструмент, какая-нибудь мелочь.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку.

Расположиться под каким(либо) деревом, коснуться его плеча, ко…екция инструментов, касаться кого(то), приблизиться кое(к)чему, не возр..жать против прису..ствия, противоречить себе, (не)сколько и(л,лл)юстраций к книге, служащие типографии, биография и(с,сс)ледователя, великолепный орнамент.

Задание: объяснить правописание слов, записать под диктовку; подчеркнуть все местоимения.

Полтораст… страниц, Олимпийские игры, подзаголовок в книге, закупить спортинвентарь, порасспрашивать кое(у)кого, ни(с)чем не сравнить, не(на)кого рассчитывать, (не)большая терраса, какие(либо) растения, художественные иллюстрации, рассуждение на тему, сэкономить пятьдесят рублей.

Задания : объяснить правописание слов, записать под диктовку; сделать морфемный разбор слова порасспрашивать.

Лакомиться мёдом, питаться в общественной столовой, трапезничать с гостями из Индии, памятник исследователю Арктики, убедительные аргументы, художественное полотно, снимать с чьего-то плеча, тренировать участников спартакиады, расположиться в сарае, поднимать в высоту, разгорелся на поляне, присутствовать на обсуждении.

Задания: пользуясь толковым словарём, раскройте значение слова трапезничать ; сделайте морфемный разбор слова разгорелся ; выпишите словосочетание, соответствующее схеме глагол + сущ. ; над переходными глаголами напишите букву П, над непереходными – Н.

Приблизиться к бассейну, общественно полезный труд, пребывать в гараже, прекратить работу, прибыть на трассу, искусный рассказчик, приобрести профессию, юный командир, великолепная биография, одиннадцатый троллейбус, торопиться на трибуну, заводской конвейер, миллиард звёзд, присмотреться к мальчонке.

Задание: подготовьтесь к написанию под диктовку.

Принимать участие в экскурсии, направьтесь к противоположному берегу, съезжать с кручи, помочь товарищу, сберечь силы, на вид огромен и могуч, оказать помощь, построить шалаш, прикоснуться к решётке, ветреная погода, деревянный щит, глиняный горшок, не тревожьте уснувших.

Задания: подготовьтесь к написанию под диктовку; подчеркните глагол в повелительном наклонении.

Укладывать необходимые книги, использовать в работе, рассчитывать на помощь старшего брата, проверьте сочинение, отметьте недочёты в изложении, нездоровится после похода в лес, будьте любезны, девятьсот задач, расспрашивать о происшествии, езда на велосипеде, касаться педалей, советовать приготовить салат из фасоли.

Задание: над глаголами напишите, в каком наклонении они использованы.

Привлеч ь внимание, береч ь ся простуды, умнож ь на одиннадцать, легко дыши тся , увеличивать скорость, опаздывать на занятия, расспрашивать инженеров, откин ь те в сторону, возможность двига ться , движе тся по рельсам, захотел бы выучить, не был на уроке, боремся за победу, косну ться барьера, располагать временем.

Задания: объясните правописание буквы Ь в глаголах; подготовьтесь записывать под диктовку.

Жить в деревн. проехать мимо деревн. остановиться в (не)решительности, пр..обрести (не)большую книж..нку, говорить пр..небрежительно, величестве(н,нн)ый монумент, на свеж..м воздух. под тяж..лыми, свинц..выми тучами, (не)продолжительное (не)настье, под соломе(н,нн)ой крышей, серебря(н,нн)ый лу(н,нн)ый лучик, (северо)западный ветер, пять тысяч(?) километров, восем(?)сот тонн, спросить кое(у)кого.

Задание: перепишите, объясняя правописание букв-орфограмм.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Диктанты 6 класс

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
«Сокровища пирамид»

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (107 слов) (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
    2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант царских, разграбили, переходы ;
    2 вариант загробной, хранились, ценности.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант строили;
    2 вариант возводились).
«Лотос»

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
    2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
    2 вариант священных, загрязняется, чистоты.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант зацветает;
    2 вариант производит.

6 класс 2 четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).
«Синички и снежинки»

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
    2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант пригляделся, головку, маленький;
    2 вариант познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант деревенской;
    2 вариант маленький.
«Зимой в тайге»

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант серебряной;
    2 вариант чистенькой.
  3. Морфемный разбор слов:
    1 вариант велосипедного, телефонной;
    2 вариант прямоугольном, традиционном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
    2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант глубокому;
    2 вариант полн.
  3. Словообразовательный анализ слов:
    1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
    2 вариант Холодный, юго-восточном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
    2 вариант Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

6 класс 3 четверть

«Конец зимы»

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант всё;
    2 вариант к нам.
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
    2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
    2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .
«Весна»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант некоторое;
    2 вариант никакие.
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
    1 вариант из 1-2 абзаца;
    2 вариант из 3-4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
    2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.
«Подвиг Сталинграда»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант второго (февраля);
    2 вариант до полутора миллионов (человек).
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
    1 вариант из 1 и 3 абзаца;
    2 вариант из 2 и 4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
    2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
  3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
  4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.
«Замысел художника»

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант сдержанный;
    2 вариант завешенного.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
    2 вариант светящееся, рассветном, захотелось.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
    2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Сборник словарных диктантов для 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Диктовка словосочетаний 6 класс

В сборнике представлены словарные диктанты пр темам, которые изучаются в 6 классе

Видео:6 КЛАСС ❘ словарный диктант ❘ А-ДСкачать

6 КЛАСС ❘ словарный диктант ❘ А-Д

Скачать:

ВложениеРазмер
sbornik_slov_diktantov_6_klass.docx29.53 КБ

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Предварительный просмотр:

Буквы О — А в корнях -КОС-, -КАС-, -ГОР-, -ГАР- (сопутствующее повторение темы «Правописание корней с чередованием гласных»)

Нежное прикосновение, провести касательную, загорать на берегу моря, собирательный образ, догорающий костёр, предложить работу, Ростислав живёт в Ростове, ровный загар, имя прилагательное, прикасаться к столу, разгорелся спор, первое слагаемое, блестеть на солнце, пирог подгорел, написать изложение, крошечный росток, собирать марки.

Буквы Ы и И после приставок

Подыскать квартиру, сверхинтересное мероприятие, взимать налог, предыстория повести, безымянное письмо, видоизменить деталь, купить спортинвентарь, предынфарктное состояние, поиграть на скрипке, назвать поимённо, розыск преступника, предыдущая глава, сыграть вальс, заинтересовать детей, отыскать сослуживца, подытожить результаты.

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Пришкольный участок, не преступить закон, приступить к уборке квартиры, презабавный случай, прекратить спор, преградить дорогу, приморский курорт, приклеить марку, предлинный карандаш, музыка приутихла, преодолеть страх, припрятать конфеты, приплыть на остров, прескверный характер, прифронтовая полоса, враг приближается, пристроить крыльцо.

Соединительные О и Е в сложных словах

Месторождения нефти, известный баснописец, права пешеходов, большое овощехранилище, сильное сердцебиение, древнерусская литература, продукция птицефабрики, дружить со старшеклассником, красноречивый собеседник, опытный мореплаватель, цех электросварки, осенний листопад.

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Отрезать полпирога, выжать пол-лимона, съел пол-апельсина, начертить полукруг, объехать пол-Москвы, задержался на полчаса, на улице полумрак, положить пол-ложки соли, прикрыть пол-лица, выйти в полуфинал, прочитать полрассказа, получасовой перерыв, проучился полчетверти.

Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)

Опытный переводчик, разносчик телеграмм, слушать рассказчика, работать сварщиком, данные разведчика, постоянный подписчик, одарённый барабанщик, портовый грузчик, уличный шарманщик, отказать заказчику, зачинщик конфликта, вызвать водопроводчика, случайный попутчик, плохой советчик, сборщик мебели, смазчик механизмов, наказать обманщика.

Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК

Синий платочек, маленький букетик, жёлтый цветочек, твёрдый орешек, замочек с секретом, положить в пакетик, хмурый денёчек, кусочек сыра, тоненький прутик, детский ботиночек, красный кирпичик, чёрный карандашик, берёзовый листочек, дикий барашек, речной песочек, вкусный тортик, душистый горошек, веночек из ромашек, постелить коврик.

Буквы О — Е после шипящих в суффиксах существительных

Первый снежок, трусливый зайчонок, весёлая девчонка, вкусный кусочек, маленькая собачонка, чистый воротничок, тихий звоночек, шустрый мышонок, нарисовать кружочек, дырявая шапчонка, любимый внучок, дождевой червячок, сладкий пряничек, мудрый старичок, петушиный гребешок, новый замочек, младший сыночек, мятая бумажонка.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Ненастная осень; неглубокий овражек; дорога нелегка; отнюдь не интересный рассказ; река неглубокая, но холодная; девочка невысока; небрежный ученик; повесть не интересна, а скучна; недобрый взгляд; некрупные, но вкусные ягоды; невзрачное строение; недорогое, но красивое платье; вовсе не грустная мелодия; неразлучные друзья; не дедушкин костюм; сосед небогат; непонятное задание; не богатый, а бедный человек.

Буквы О — Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (сопутствующее повторение темы «Буквы О — Е после шипящих в суффиксах существительных»)

Задание: сгруппируйте словосочетания, заполните таблицу.

Длинный языч..к, лиц. вая сторона дома, пирож..к с грибами, кумач..вый сарафан, сторож. вая собака, морж..вый клык, серый комоч..к, детский чулоч..к, глянц..вая бумага, свинц..вая пуля, поднять флаж..к, перц..вый пластырь, камыш..вые заросли, одинокая старуш..нка, небольшой списоч..к, шустрый барсуч..нок, еж..вые иглы, образц..вое поведение.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Жестяной короб, туманное утро, кожаные перчатки, художественная литература, серебряный колокольчик, клюквенный сок, торжественный день, деревянная решётка, лебединая песня, соломенная шляпа, ветреный человек, мышиный писк, глиняный пол, оловянный солдатик, ветряная мельница, шерстяные носки, телефонный справочник, длинная палка, орлиное перо.

Задание: сгруппируйте словосочетания, заполните таблицу.

Листве(н,нн)ый лес, песча(н,нн)ый берег, звери(н,нн)ый инстинкт, безветре(н,нн)ый день, ю(н,нн)ый художник, карма(н,нн)ые часы, гуси(н,нн)ая походка, ледя(н,нн)ые вершины, чугу(н,нн)ые ворота, драгоце(н,нн)ые камни, име(н,нн)ое оружие, дровя(н,нн)ой склад, стекля(н,нн)ая дверь, ветре(н,нн)ая молодёжь, лимо(н,нн)ое варенье.

Творческий диктант. Замените данные словосочетания синонимичными, соответствующими схеме «прил.+сущ.».

Шкатулка из дерева, медаль из серебра, пение соловья, костюм из шерсти, подсвечник из олова, крик зверя, морс из клюквы, ваза из стекла, палочки для барабана, ограда из камня, сумка из кожи, утро без ветра, шляпа из соломы, шея гуся, посуда из глины, помещение для операций, яйцо голубя.

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

Французский язык, Белорусский вокзал, резкий запах, немецкая литература, матросская форма, рыбацкие снасти, испанский танец, январские морозы, русский поэт, сентябрьские дни, близкий человек, богатырское здоровье, декабрьский пейзаж, Астраханская область, мерзкий поступок, скользкая дорога, сельское хозяйство, городской житель, турецкий кофе.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Англо-русский словарь, водопроводный кран, литературно-музыкальный праздник, железнодорожный вокзал, северо-западный ветер, тёмно-русый юноша, свободолюбивый человек, глубоководная рыба, тёмно-синее небо, бледно-розовый цветок, сельскохозяйственные работы, трёхметровая палка, плодово-ягодные культуры, толстокожий ремень, сердечно-сосудистое заболевание, широкоплечий солдат, белоствольная берёза.

Одиннадцать человек, пятьдесят экземпляров, четыреста тринадцать учеников, восемьсот лет, семьюдесятью автомобилями, о четырёхстах единицах, девятеро юношей, о девятистах километрах, о девяноста рублях, около трёхсот минут, девяносто два подростка, к пятнадцатому января, до двух тысяч лет, о пятерых котятах, миллион лет.

Правописание неопределённых местоимений

У кого-нибудь спросишь, о чём-то известишь, за несколько часов, кое с кем приедешь, что-нибудь выполнишь, в каком-то журнале, кое-кто промолчал, нечто интересное, кое с чем расстаться, к кому-то прислушался, чей-либо голос, кое у кого уточнишь.

Правописание отрицательных местоимений

Ни с кем не разговаривает, нечего бояться, ничего не скажешь, ни у кого не был, не с кем поделиться, никто не помог, ни перед чем не остановится, не к кому обратиться, ни к кому не подошёл, некого позвать на помощь, ни от кого не спрячешься, никого не знаешь.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Советовать товарищу, разглядывать фотографии, использовать вещь по назначению, рассматривать заявление, следовать совету, докладывать руководителю, исследовать почву, командовать парадом, отплясывать на празднике, атаковать противника, разгуливать во дворе, ночевать у костра, воспитывать подрастающее поколение, тихо посвистывать, проветривать помещение.

Словарные диктанты
№ 1. Соревнования по гимнастике, тренер команды, на школьном стадионе, наклониться вправо, ненавидеть ложь, блистать на солнце, положить в портфель, запереть двери, постелить ковер, расстилаться вдали, понимать задачу.

№ 2. Строят здание, в пассажирском вагоне, мчаться к вокзалу, будьте внимательны, о юбилее известного инженера, офицеры армии, подъехать к станции, объединиться с друзьями, бирюзовое небо, багряный закат.

№ 3. Детский шепот, шорох гравия, бирюзовые чашечки и чайник, старинные ворота, ромашки из оранжереи, запах растений, сочный щавель, фиолетовые чернила, огромный циферблат, поражать товарища.

№ 4. Выросли деревья, сверкает на солнце, расположиться у костра, сучья акации, прилагать усилия, зарастать ежевикой, поздняя ночь, ровная долина, календарь природы, видеть впереди.

№ 5. Бархатный сезон, караван в пустыне, багряная осень, нежная акварель, бордовые шторы, перила террасы, торопиться на вокзал, солдат-ветеран, орден на кителе.

№ 6. Изучать атмосферу, запустить космическую ракету, великое изобретение, о неизвестном предмете, сэкономить керосин, декоративная лепка, расположиться на площадке, натирать паркет, расплатиться за мебель, подтолкнуть вперед.

№ 7. Современный интерьер, касаться стены, легкое прикосновение, роскошная мебель, богатырский сон, заманчивое предложение, загорать на пляже, вытирать посуду, искусство резьбы по дереву.

№ 8. Безымянная улица, картинная галерея, живописное полотно, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, непреодолимая преграда, не вступать в пререкания, пригорать на плитке

№ 9. Устанавливать рекорд, разыскивать путешественников, гигантский корабль, слегка прикоснуться, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, претворять мечту в жизнь, приморский бульвар, старинное предание.

№ 10. Стоять на рейде, обратный рейс, отвести дивизию в резерв, адъютант генерала, доблестный лейтенант, пароходная кампания, в студенческой компании, присутствовать на собрании, изложить со всеми деталями, прикрыть салфеткой стакан.

№ 11. Приближаемся к станции, едешь по улице, заденешь плечом, ремонт крыш, приехала дочь, прилежный сторож, встретиться на остановке, осветишь лучом, поднимаешься на второй этаж, подъехать к гостинице.

№ 12. Расположиться в долине, загореться от свечи, открываешь ключом, вытираешь полотенцем, предупредить об опасности, участвовать в экспедиции, присягать у знамени, соседние племена, удивительные путешествия, остановиться в нерешительности, чувствовать неприязнь, непреклонность характера.

№ 13. Причина неудачи, небрежность переводчика, прекрасный танцовщик, профессия сборщика, копировщик документов, пушистый бельчонок, оказаться невеждой, шелковая рубашечка, ситцевая блузка, прикусить язычок, серая кукушечка.

№ 14. Беспредельная степь, невзрачный на вид, медведь могуч, колоссальный успех, верблюжья колючка, гигантский костер, пирог горяч, неряшливый ученик; не вежливый, а грубый человек; нездоровый вид.

№ 15, Нисколько не интересный случай, туристская группа; не весёлый, а грустный; непродолжительное ненастье, песцовый воротник, камышовые заросли, лицевой счет, низкий каблучок, дешевый костюм, ситцевое платье, освещать свечой, искусный мастер, искусственные цветы.

№ 16. Непроглядная темнота, над деревянным крыльцом, ветряная мельница, ветреный человек, под соломенной крышей, на старинной картине* в отечественном искусстве, об оловянном солдатике, в жестяной коробке, экскурсионный маршрут, румяная девушка, из обыкновенной тетради.

№ 17. Искусственное освещение, песчаный бережок, костяной ножик, юный шахматист,, кружок юннатов, книга очень ценна, улица пустынна, роскошная гостиная, масляное пятно, глиняный горшок, регистрационный лист, ветреный день.

№ 18. На серо-черном асфальте, на необыкновенной магистрали, к безымянной высоте, на одиннадцатом километре, миллион центнеров, шестнадцать гектаров, прибывать на отдых, пребывать на отдыхе, гениальный проектировщик, комплексный подход, тираж пятьсот экземпляров, собирательные числительные.

№ 19, Журнально-газетный вариант, триста велосипедов, отсчитывать девяносто штук, восемьдесят миллиардов, двадцать шестого апреля, неприступная громада, каменная глыба, железнодорожная техника, общественно-политическая борьба, общественно полезный труд, горько-соленый огурец.

№ 20 Миллиард человек, беспокоишься обо мне, со сколькими учениками, у кого-нибудь, кое у кого, кое-кто запирает дверь на ключ, никого не обидишь, не с кем ссориться, к четырнадцати экземплярам, подзаголовок к брошюре, коллекция уникальных инструментов.

№ 21. Ни на что не похожий, о ком-то расспрашивает, с кем-нибудь посоветоваться, темно-коричневый переплет, несложные контуры рисунка, костяной крючок, ни у кого не оказалось, шестьдесят семь рублей, какие-либо комнатные растения, шерстяная пряжа.

№ 22. Добросовестная работа, современный конвейер, интересная экскурсия, вынесете вы немало, запишите расписание, опекать малыша, вынесите ребенка на улицу, спрячься за рябину, разрежь мандарин, подготовьте экипаж, ветер свеж.

№ 23. Да здравствует дружба! Новенький велосипед, уличное движение, встаньте справа, поставьте на площади, нажимать на педаль, познакомьтесь с тренером, лягте в постель, положить в салат горчицу, отварите фасоль, вареная морковь.

№ 24. Мне нездоровится, хорошо пахнет, прикоснуться к решетке, возвратиться на соревнование, участвовать в состязании, беседовать с чтецом, рассчитывать заранее, танцевать вальс, маршировать на площадке, премировать за победу, гарантийный ремонт, обеспечьте явку, прибавляется к рассвету, затяжные дожди.

№ 25. Умножь на семьдесят, расчищаешь дорожку, спрячьтесь за шалашом, шепчешься с товарищем, легко дышится, гонит тучи, приласкаешь собачонку, располагаешь временем, рассчитываешься за покупку, точный расчет.

№ 26. Тяжелое свинцовое небо, побежать рысцой, приготовить мелочь, превозмочь усталость, мед тягуч, старческая немощь, ситец линюч, львиный детеныш, загорать на солнце, вырастить на грядке, преградить дорогу.

№ 27. Удивительный сказочник, могущественный волшебник, какое-нибудь приключение, расслышать четко, рассмотреть слева, желтовато-зелёная листва, дуб начал распускаться, какое-то незнакомое прикосновение, невозможность преодолеть препятствие, ужасные условия, патриотический долг.

№ 28. Зарастать камышом, расположиться в деревне, подстричься в парикмахерской, припомнить удивительный случай, прибрежные заросли, преувеличить опасность, сине-зеленая ель, священный долг, просвещение народа, лепестки растений, приготовьтесь к старту, выражаем восторг.

🔍 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Диктант по русскому языку 6 класс с проверкойСкачать

Диктант по русскому языку 6 класс с проверкой

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Полезные советы Как написать диктант без ошибок?Скачать

Полезные советы Как написать диктант без ошибок?

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Словарные слова 6 класс учебник Ладыженской ч1 ✍ Тренажер написания слов под диктовку.Скачать

Словарные слова 6 класс учебник Ладыженской ч1 ✍ Тренажер написания слов под диктовку.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Диктант по русскому языку 6 классСкачать

Диктант по русскому языку 6 класс

Русский язык. Словосочетание.Скачать

Русский язык. Словосочетание.

Диктант по русскому языку 6 класс (аудио)Скачать

Диктант по русскому языку 6 класс (аудио)
Поделиться или сохранить к себе: