- Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» с тестовым заданием (9 класс).
- В3. Подчинительные словосочетания с согласованием, управлением, примыканием
- Образцы формулировок заданий
- Что требуется для выполнения заданий В2
- Материал для справок
- Примеры
- Выполни тренировочные задания
- Текст
- Задание 1.
- 🎦 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Между словами различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
- солнечным утром
- белых лебедей
- легкомысленный человек
- длинная дорога
- через новую ступеньку
- у соседнего прохода
- на высоком крыльце
- с веселой песней
- певучая речь.
Существительное + причастие:
- у рокочущего моря
- зеленеющим лугом
- перед цветущим деревом
- плавающей лодкой
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- на вымытом столе
- прерываемая беседа
- описываемый круг
- разбросанные вещи
- перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- до третьих петухов
- первая скрипка
- во втором вагоне
- возле пятого дома
- через шестой этаж
- на восьмой странице
- с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- возле некого прохожего
- с чем-то веселым
- в чем-либо тонком
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- с тем отдыхающим
- около какого-то встречающего
- перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- рассердиться на шутку
- купить хлеба
- составьте кроссворд
- расположились на ночлег
- любуюсь городом
- вернемся на рассвете
- плаваю в бассейне
- бегу в куртке
- приступил к работе
- беседуем с друзьями
- занимаюсь с неохотой.
Прилагательное + местоимение:
прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- красный от смущения
- застенчивый от внимания
- интересный ученикам
- понятный детям
- сладкий на вкус
- злой на сына
- довольный результатом.
Существительное + существительное:
- сбор грибов
- директор театра
- побелка потолка
- увлечение охотой
- радость от встречи
- платье в клетку
- продолжение жизни
- поле пшеницы
- луг за деревней
- рожь по пояс
- грязь по колено
- шляпка с ленточкой
- грудь в медалях
- рубашка в краске
- альбом на столе
- ложечка из серебра
- миска с молоком
- скатерть изо льна
- катание с горы.
Наречие + существительное:
числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
- наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти;
- намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ушел благодаря хозяйку
- ответил улыбаясь мне
- кашлянул отвернувшись в сторону.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
- исключительно редко, слишком поздно, почти темно, совершенно неглубоко, весьма прилично, ничуть не скучно, совсем невежливо, крайне осторожно.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» с тестовым заданием (9 класс).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1)Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.
2)Дальше мы предполагали ехать на лошадях, но оказалось, что готова автомобильная дорога. 3)Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. 4)Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей и дальнейший путь продолжали верхом.
5)Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.
6)Однажды дорогу преградила лавина, которая со страшным грохотом пронеслась перед нами, проложив себе путь сквозь дремучую тайгу.
7)На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. 8)По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.
9)Как-то на пути попался горный козел. 10) Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как изваяние. 11)Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. 12)Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть притомившимся лошадям и привести себя в порядок.
13)Сверху на нас презрительно посматривали орлы, расположившиеся на неприступных скалах.
1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере». .
2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.
6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .
3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « горные реки » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.
6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере». .
2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.
6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .
3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « горные реки » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.
6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере». .
2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.
6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
1)Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «пере». .
2)Из предложений 7 –8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «притомившимся» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5) Выпишите грамматическую основу предложения 9.
6)Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП первой части текста (предложения 1-6).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .
3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « горные реки » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.
6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
1)Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 1 –3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н» .
3)Замените книжное слово «изваяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « горные реки » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 7.
6)Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 9 – 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
9)Укажите вид придаточных в СПП второй части текста (предложения 7-13).
10)Среди предложений 1-6 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите его номер.
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
В3. Подчинительные словосочетания с согласованием, управлением, примыканием
Образцы формулировок заданий
Найдите в предложении 15 подчинительное словосочетание со связью согласование .
Найдите в предложении 14 подчинительное словосочетание со связью управление.
Найдите в предложении 17 подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Укажите тип связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 7).
Что требуется для выполнения заданий В2
Нужно знать, какие виды синтаксической связи возможны между словами в словосочетании в русском языке, уметь определять эти виды в примерах, также находить подобные примеры в предложениях.
Материал для справок
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, например, рода, числа и падежа — весёлые денёчки или числа и падежа — мамой-врачом, родителями-музыкантами.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором форма падежа зависимого слова определяется главным словом, например: уплетать мороженое, объесться мороженым — глаголы управляют падежом существительного.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово — это или неизменяемое слово, или форма изменяемого слова, но не имеющая признаков рода, числа и падежа, например: говори тише, яйцо всмятку, (в) брюках хаки.
Примеры
Посвятив день дому, ты заметишь, что дома тебе стало лучше.
Примеры 1 – 5:
посвятив день – управление
посвятив дому – управление
стало лучше – примыкание
стало тебе – управление
стало дома – примыкание
Политические изменения значительно разнообразят жизнь.
Примеры 6 – 8:
политические изменения – согласование
разнообразят жизнь – управление
значительно разнообразят – примыкание
Младшие дети долго упрашивали меня рассказать им на ночь сказку.
Примеры 9 – 15:
младшие дети – согласование
долго упрашивали – примыкание
упрашивали меня – управление
упрашивали рассказать – примыкание
рассказать им – управление
рассказать на ночь – управление
рассказать сказку – управление
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Выполни тренировочные задания
Текст
Двадцать миллионов жителей России ежегодно заходят в социальные сети. (1) Наша страна занимает первое место в мире по этому показателю среди стран Европы. (2) В среднем каждый из этих россиян проводит в интернет-сообществах 51 минуту в день. (3)
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций: http//raec.ru; Психология, 2011, №63, с.28
Задание 1.
Укажи в предложении (1) словосочетание с синтаксической связью примыкание.
🎦 Видео
Замените словосочетание «красота души»,синонимичным словосочетанием со связью согласование.Скачать
Полезные советы Как написать диктант без ошибок?Скачать
ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать