Диктант историзм и словосочетание

Содержание
  1. Итоговый диктант с грамматическим заданием 9 класс
  2. Технология урока
  3. Вы здесь
  4. Итоговая работа по родному русскому языку в 7 классе
  5. Рубрика:
  6. 1 ВАРИАНТ
  7. 2 ВАРИАНТ
  8. РУСТЬЮТОРС
  9. Итоговый диктант 9 класс по русскому языку
  10. Содержание:
  11. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Тоска по дому».
  12. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Мой кот».
  13. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Зверьё моё».
  14. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Звуки».
  15. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Завтрак».
  16. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Осенние листья».
  17. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Аэроплан».
  18. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Город».
  19. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Пером и кистью».
  20. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Блин».
  21. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Деревня».
  22. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Ночные звуки».
  23. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Столкновение хищников».
  24. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Уход зимы».
  25. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Ночь перед Рождеством».
  26. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Во льдах».
  27. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Лесное озеро».
  28. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Мать».
  29. ↑ Итоговый диктант 9 класс «Как работал Чехов».

Видео:Словарный диктант по русскому языку | TutorOnline | Русский языкСкачать

Словарный диктант по русскому языку | TutorOnline | Русский язык

Итоговый диктант с грамматическим заданием 9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Итоговый диктант с грамматическим заданием 9 класс

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (По А. Куприну.)

1. Определите количество грамматических основ в предложении: Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева.

2. Выпишите из предложения № 3

3. Сделать морфологический разбор слова далеко

4. Разобрать по составу заливались, серебряные, близко.

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе. 4

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. 4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться. 4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. 4

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками.

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 4

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. 4 (По А. Куприну.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом. 4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать. 4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга. 4

Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. 4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…

6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.

10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:

− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)

1. Из предложений 3–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы предложения № 8.

Выпишите грамматические основы предложения № 10.

Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 8–11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6–7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.

1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.

6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.

7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.

11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.

12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз.

Из предложений 8–10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 11–13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.

Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы предложения № 4.

Выпишите грамматические основы предложения № 13.

Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.

Среди предложений 11–13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1–4 укажите номер СПП с придаточным определительным.

Среди предложений 6–10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.

1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. (По И. Соколову-Микитову.)

Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы предложения № 5.

Выпишите грамматические основы предложения № 7.

Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.

Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.

Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Выпишите из текста вводное слово.

Выпишите из текста сравнительный оборот.

Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.

1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.

2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.

6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.

12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое назначение, веленье божеское. (По В. Астафьеву.)

Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.

Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.

Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.

Какой частью речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.

Из предложений 4–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 7–10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.

Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.

Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.

4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.

6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.

8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.

9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.

11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей.

Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.

Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.

Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.

Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 1–4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.

Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Видео:Тест скорости чтенияСкачать

Тест скорости чтения

Технология урока

Видео:Диктанты по русскому языку. Диктант 1. Dictée en russe. Russian dictationСкачать

Диктанты по русскому языку. Диктант 1. Dictée en russe. Russian dictation

Вы здесь

Видео:Диктант по русскому языку 9 класс «Дорога к озеру»Скачать

Диктант по русскому языку 9 класс «Дорога к озеру»

Итоговая работа по родному русскому языку в 7 классе

Диктант историзм и словосочетание

Видео:Что такое архаизмы понятным языком и чем они отличаются от историзмов - объясняю и привожу примерыСкачать

Что такое архаизмы понятным языком и чем они отличаются от историзмов - объясняю и привожу примеры

Рубрика:

1 ВАРИАНТ

«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело».
Лев Толстой (русский писатель). Напишите в 2-3 предложениях, как вы понимаете эту фразу.

Слова, вышедшие из употребления называются
А) архаизмы
Б) историзмы
В) устаревшие
Г) диалектизмы

Определите тип устаревшего слова.
У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.

1) архаизм;
2) историзм

В каком словосочетании нет неологизма?

1) использование гаджетов;
2) греческая мифология;
3) дорогой девайс

Запишите исправленный вариант предложения:
Заваривая чай, у него упала чашка

Запишите исправленный вариант предложения:
Садясь в машину, моё платье помялось

Запишите исправленный вариант предложения:
Подарки лежали в коробке, купленные к празднику

Запишите исправленный вариант предложения:
Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Указать тип текста. Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем — либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.

ПОНЯТЬ —поставить ударение

ПОНЯВШИЙ —поставить ударение

ПОНЯТЫЙ —поставить ударение

ПОНЯТА —поставить ударение

ПОДНЯВШИЙ —поставить ударение

Видео:Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать

Как проверяют учеников перед ЕНТ

2 ВАРИАНТ

«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое».
Константин Ушинский (русский писатель, педагог).

Напишите в 2-3 предложения о том, как вы понимаете эту фразу.

Длань, десница, вежды — это
А) архаизмы
Б) историзмы
В) устаревшие слова
Г) диалектизмы

пределите тип устаревшего слова.
Рыболов ли взят волнами,
АЛИ хмельный молодец,
АЛЬ ограбленный ворами
Недогадливый купец?
1) архаизм;
2) историзм

В каком словосочетании нет неологизма?
1) исторические чередования
2) использование гаджетов
3) дорогой девайс

Запишите исправленный вариант предложения:
Выйдя на улицу, ему стало жарко.

Запишите исправленный вариант предложения:
Придя в домой, сапоги будут сняты

Запишите исправленный вариант предложения:
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Запишите исправленный вариант предложения:
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Указать тип текста:
«Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!»

ПОДНЯТЫЙ —поставить ударение

ПОДНЯТ —поставить ударение

ЗАНЯВШИЙ —поставить ударение

ЗАНЯТА —поставить ударение

НАЧАТЬ —поставить ударение

Видео:Входной ДИКТАНТ по русскому языку — 6 класс | «За грибами»Скачать

Входной ДИКТАНТ по русскому языку — 6 класс | «За грибами»

РУСТЬЮТОРС

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Диктант историзм и словосочетание

Видео:Диктант "Осенью"Скачать

Диктант "Осенью"

Итоговый диктант 9 класс по русскому языку

Диктант историзм и словосочетание

Видео:Проверяю изложение по русскому языку 3 классСкачать

Проверяю изложение по русскому языку 3 класс

Содержание:

Видео:19. Неуверенность в себе – проблема древняя (сжатое изложение)Скачать

19. Неуверенность в себе – проблема древняя (сжатое изложение)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Тоска по дому».

Я скучал по дому весь свой первый учебный год в школе. Это как болезнь, и болезнь эту иногда называют ностальгией. Это вроде морской болезни. Пока ею не страдаешь, не знаешь, как она ужасна, а когда уж подхватил ее, она бьет тебе прямо под дых и хочется умереть. Единственное утешение как в ностальгии, так и в морской болезни то, что от обеих мигом поправляешься. Первая сразу же проходит, стоит только выйти за ворота школьного двора, про вторую забываешь, как только корабль входит в портовую гавань.
Я так жутко тосковал по дому в первые две недели школы, что решил изобрести какую-нибудь вескую причину, из-за которой меня отправили бы домой, хотя бы на пару дней. И додумался до того, чтобы сделать вид, что у меня аппендицит и меня вдруг страшно схватило.
Домой меня везли через Бристольский залив на колесном пароходе, и мне было так здорово и так чудесно, что я не в этой отвратной школе, что я почти совсем забыл, что надо строить из себя больного. В тот же вечер меня смотрел доктор и быстро выяснил, что я притворяюсь. В школу он, к счастью, не сообщил, но взял с меня слово, что я никогда так делать не буду. (198 слов)
(По Р. Далю)

Видео:Как написать изложение по русскому языку без ошибокСкачать

Как написать изложение по русскому языку без ошибок

↑ Итоговый диктант 9 класс «Мой кот».

Он приходит, едва я сажусь к компьютеру, и тут же требует, чтобы я взял его на колени. А если я этого не делаю, то, совершив несколько кругов вокруг моих ног, он вспрыгивает сам, по-хозяйски устраивается, прилаживается, чтобы было удобней, и, наконец, замирает, опустив тяжёлую голову мне на левую руку. Почему-то он всегда ложится головой именно в левую сторону. Объяснения этому я найти не могу. Зато легко могу понять, почему он обязательно приходит ко мне именно в такой момент. Просто ему очень не нравится, когда я работаю и не занят им, ведь он точно знает, что он в нашем доме главный. Правой рукой я глажу его мягкую спинку, затем приподнимаю его голову, целую его в нос и слышу, как он при этом урчит от удовольствия. Однако пора за работу! Приловчившись, я стучу по клавишам компьютера одной рукой. Так печатать неудобно. Но чего только не сделаешь ради счастья лишнюю минуту подержать своенравного красавца. На какое-то время он по-настоящему засыпает, и кажется, что кот так будет спать вечно. Однако уже спустя каких-нибудь пять минут он резко дёргается, вонзает в меня свои острые коготки, соскакивает на пол и несётся куда-то, словно его ждут неотложные дела. Ему больше нет дела до меня. Но я не обижаюсь. Почему? Да потому что я его люблю. (210 слов)
(По В. Лунину)

Видео:37. В обществе, где культивируется идея индивидуализма... (сжатое изложение)Скачать

37. В обществе, где культивируется идея индивидуализма... (сжатое изложение)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Зверьё моё».

Когда я в детстве впервые попал на дачу, мне показалось, что в округе вообще никаких диких животных нет. Дача стояла в обжитом лесу, где, думал я, вольным животным обитать наверняка неудобно. Разгуляться негде, не побегаешь на дачных участках, не попрыгаешь, не полетаешь.
Вскоре я заметил на деревьях сразу несколько белок. Они с шумом носились друг за другом с ветки на ветку, но ни одна из них ни разу не сорвалась, не упала на землю. Потом я заметил ёжика. Точнее, сначала я услышал в траве шуршание и лишь затем его заметил. Почти сразу же после встречи с ежом мелькнул и скрылся с песчаной дорожки крохотный рыжий комочек, ниточкой хвостик, чёрненькие испуганные глазки. Даже не знаю, вправду ли я заметил полевую мышку или мне только почудилось.
А по ночам из сада вокруг нашего дома частенько доносились великолепные пересвисты и перезвоны. Я готов был не спать, лишь бы их услышать. Однажды заметил мелькнувшую словно тень средь листвы совсем неприметную птичку, но так и не поверил, что это и есть соловей.
Это были далеко не все звери и птицы, которых мне посчастливилось увидеть на нашем дачном участке. Приходили к нам ещё кроты, прилетали вороны и сороки, синицы и воробьи. В общем, я здорово ошибался, полагая, что теперь этот дачный лес принадлежит только нам, людям. Нет, он принадлежит всем. И всё это моё зверьё живёт здесь, почти не обращая на людей внимания. Это его мир, и, надеюсь, таким он будет всегда. (238 слов)
(По В. Лунину)

Видео:ТЕСТ НА ГРАМОТНОСТЬ. Неуч не пройдетСкачать

ТЕСТ НА ГРАМОТНОСТЬ. Неуч не пройдет

↑ Итоговый диктант 9 класс «Звуки».

Каждое утро Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо хозяев. Басовито ревел скот на пути к водопою. Распевались и заводили во дворах протяжные песни женщины. Они пели то ли для украшения холодного утра, то ли чтобы не заснуть. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.
Звуки же собственной жизни были столь скудны и незначительны, что Бах разучился их слышать. Дребезжало под порывами ветра единственное в комнате окно. Потрескивал давно не чищенный дымоход. Изредка посвистывала откуда-то из-за печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было много интересней. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью. Он мог бы спеть что-нибудь громкое, или хлопнуть входной дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать. (166 слов)
(По Г. Яхиной)

Видео:ТОП-5 секретов ИЗЛОЖЕНИЯ на ОГЭ по русскому языку | Русский язык ОГЭ 2023Скачать

ТОП-5 секретов ИЗЛОЖЕНИЯ на ОГЭ по русскому языку | Русский язык ОГЭ 2023

↑ Итоговый диктант 9 класс «Завтрак».

Утром, когда я просыпался, сквозь ставни в мою спальню золотыми полосками лился яркий солнечный свет. В утреннем воздухе стоял запах дымка от разожженной на кухне печки, раздавалось звонкое петушиное пение, далекий лай собак, печальный звон колокольчиков, если в то время на пастбище гнали коз.
Завтракали мы в саду под сенью небольшого мандаринового дерева. Прохладное сияющее небо еще не приобрело пронзительной полуденной синевы, оттенок у него был светлый, молочно-опаловый. Цветы еще не совсем очнулись от сна, розы густо обрызганы росой, ноготки плотно закрыты. За завтраком обычно все было тихо и спокойно, потому что в такую рань никому еще не хотелось болтать, и только к самому концу завтрака кофе, гренки и яйца делали свое дело. Все понемногу оживали и принимались рассказывать друг другу, что каждый из них собирается делать и почему собирается это делать, а потом серьезно начинали обсуждать, стоило ли браться за это дело. Я в таких дискуссиях участия не принимал, так как знал совершенно точно, что собираюсь делать, и старался как можно скорей покончить с едой. После завтрака я занимался исследованием этого чудесного острова. (175 слов)
(По Дж. Дарреллу)

Видео:4. Что такое дружба? (сжатое изложение)Скачать

4. Что такое дружба? (сжатое изложение)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Осенние листья».

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот. (189 слов)
(По К.Г. Паустовскому)

Видео:ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

↑ Итоговый диктант 9 класс «Аэроплан».

Они вскочили с травы и побежали к тому месту, где по расчету аэроплан должен был оторваться от земли. Если сам по себе полет к тому времени уже перестал казаться чудом, то самый взлет, тот сокровенный миг, когда между бегущим колесом аппарата и поверхностью земли вдруг оказывался еле заметный просвет, все еще продолжал восхищать, как волшебство, к которому существу земному не так-то легко было привыкнуть. Они стремительно пробежали метров сто и совсем по-мальчишески упали в траву…
Теперь уже аэроплан бежал совсем близко мимо них. Прижавшись к земле и вытянув шеи, они видели велосипедные колеса с новенькими шинами, бегущие по траве: они чуть подскакивали. Потом колеса слегка подпрыгнули и уже не сразу опустились, как бы повиснув в воздухе, но все-таки опять коснулись луга, затем снова подпрыгнули и уже на этот раз не возвратились на землю, хотя и находились над ней совсем низко.
(140 слов)
(По В.Катаеву)

Видео:26. Времена меняются (сжатое изложение)Скачать

26. Времена меняются (сжатое изложение)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Город».

Сырой ветер гнал сильный туман с моря; шумел поредевший ельник на Васильевских болотах; гнулись высокие сосны, кое-где еще торчавшие по городу; сдувало солому с крыш и плетей, завывало в холодных печных трубах, хлопало дверями.
Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах, где для проезда брошены были поперек бревна, доски, чурбаны.
Многие тысячи народа со всех концов России — все языки — трудились день и ночь над постройкой города. Наводнения смывали работу, опустошал ее пожар; голод и язва косили народ, и снова тянулись по топким дорогам, по лесным тропам партии каменщиков, дроворубов, бочкарей, кожемяк.
Строился царский город на краю земли. (111 слов)
(По Л.Н. Толстому)

1. Объясните знаки препинания в первом предложении.
2. Как вы понимаете выделенное выражение?
3. Выпишите сложное слово и выполните его морфемный разбор.

Видео:37. Диктант "Зима"Скачать

37. Диктант "Зима"

↑ Итоговый диктант 9 класс «Пером и кистью».

Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.
Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продается с превосходною картинкою; кого мне за нее благодарить?».
Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но легкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжелой угловатостью гравюры. Друг поэта Петр Вяземский просто называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.
Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они. Придет время: тогда нас не так издадут». (194 слова)
(По Н.Гавричевой)

1.Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.
2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.

↑ Итоговый диктант 9 класс «Блин».

В субботу юнкеров отпустили в отпуск на всю неделю масленицы. Семь дней перерыва и отдыха посреди самого тяжелого и напряженного зубрения, семь дней полной свободы в стихийно разгулявшейся Москве, которая перед строгим великим постом вновь возвращается к незапамятным языческим временам и вновь впадает в широкое идолопоклонство на яростной тризне по уходящей зиме, в восторженном плясе в честь весны, подходящей большими шагами.
Вчера еще Москва ела жаворонков(:) булки, выпеченные в виде аляповатых птичек(,) с крылышками, с острыми носиками, с изюминками-глазками. Жаворонок – символ весны, неба, тепла. А сегодняшний настоящий царь, витязь и богатырь Москвы – тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей. (134 слова)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Деревня».

Деревня, куда направлялись люди и которая, по словам паромщика, находилась, во-первых, в четырех верстах, а во-вторых, была незначительна. Ее составляли десяток изб, которые криво и косо лепились по обеим сторонам пустынной улицы. Низменное положение улицы на дне лощины должно было подвергать ее весною совершенному потопу: она превращалась в одну стоячую лужу, в которой почти до исхода мая весело барахтались утки и ребятишки. Теперь не было следа воды или грязи, но зато из конца в конец лежал сплошной слой рыжеватой пыли.
Благодаря ли пыли, заглушавшей шаги, или тому, наконец, что народонаселение, от людей до животных, находилось в поле, люди не были встречены лаем собак. В деревне, которую, как оказалось потом по расспросам, прозывали Пустой Кожух, царствовало мертвое молчание; перелетали разве воробьи, чирикавшие за плетнями или делавшие вид, что купаются в пыли; иногда появлялся общипанный, бесхвостый петух самонадеянного вида. (138 слов)
(Д. Григорович)

Выполнить (по вариантам) синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

↑ Итоговый диктант 9 класс «Ночные звуки».

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки. (159 слов)
(По Ч. Робертсу)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Столкновение хищников».

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним. (159 слов)
(По Ч. Робертсу)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Уход зимы».

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.
После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.
Последние хрустящие остатки льда на дороге. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой. На этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка. (109 слов)
(М Пришвин)

1. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
2. Продолжите повествование несколькими предложениями.

↑ Итоговый диктант 9 класс «Ночь перед Рождеством».

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. (196 слов)
(По Н.Гоголю)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Во льдах».

Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали.
Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.
Эта ночь была менее спокойной, чем предыдущая: дул легкий ветер, ледяные поля задвигались, напирая друг на друга, трещали и ломались. Клубившийся туман не позволял различать путь, и приходилось быть настороже, чтобы не оказаться зажатыми льдинами.
День тоже прошел в большом напряжении: утром усилился ветер и туман разогнало, однако льды пришли в движение. К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагроможденные местами на полях, представляли серьезную опасность. (167 слов)
(По В. Обручеву)

↑ Итоговый диктант 9 класс «Лесное озеро».

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.
Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.
Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. (170 слов.)
(По В.Солоухину.)

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.
Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

↑ Итоговый диктант 9 класс «Мать».

Не в степи он, а снова дома. И мать тут же, с ним. Какая она нарядная — в новом платье из голубого атласа, в палом шелковом полушалке, который повязала на волосы, как круглую шапочку. Брови у матери черные и взразлет, на левой щеке маленькая родинка. Когда мать смеется, родинка бегает туда-сюда. А сейчас, как раз, она так и ходит ходуном, потому что мать очень веселая — рада сыну. Не сидится матери на месте — вся в беготне, суете: готовит вкусное угощение своему Айдо, накрывает стол. И сам себя видит Айдо тоже в сине-голубой рубашке, цвета степных ирисов. Сидит за столом, как очень важный гость, ест поставленные матерью угощения. И думает: «Это все мне Якын заплатил за то, что я хорошо пас его овец. Вот почему мы с матерью так хорошо стали жить…» И не выразимо радостно на сердце у Айдо…
Не сразу вспомнил Айдо, что на самом деле он далеко от матери — в степи, на голом, овражистом склоне покатой горы Айлах, куда пришел с овечьей отарой. Он был еще во власти сна, когда услышал сначала ворчанье, а потом сдержанный лай бегающего вокруг Мойнаха. Лаял Мойнах как бы только для приличия. Так собаки предупреждают хозяев о приближении людей, хорошо знакомых. (201 слово)

1.Выполнить синтаксический разбор седьмого предложения из первого абзаца.
2.Выполнить фонетический разбор слов черные, матерью.
3.Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).
4.Выписать 2 причастия и разобрать их по составу.

↑ Итоговый диктант 9 класс «Как работал Чехов».

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.
Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.
Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (177 слов)
(По А. Раскину.)

Поделиться или сохранить к себе: