Видео:«Эффект Дидро»: почему мы хотим вещи, которые нам не нужны?Скачать
ДИДРО (Diderot) Дени
Расстановка ударений: ДИДРО` (Diderot) Дени
ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713 — 31.VII.1784) — французский философ-просветитель, виднейший представитель материализма 18 в., идеолог революционной буржуазии. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д’Аркур в Париже. В 40-х гг., когда началась его литературно-философская деятельность, он постепенно переходит от деизма к атеизму. «Философские мысли» («Les pensees philosophiques», 1746), в к-рых он еще с позиций деизма выступил против христианской религии и церкви, были осуждены на сожжение. В 1749 появилось его первое атеистич. произведение «Письмо о слепых в назидание зрячим» («La lettre sur les aveugles a l’usage de ceux qui voient»). С тех пор он неустанно пропагандировал идеи атеизма. В 1749 за распространение «опасных мыслей» был арестован и нек-рое время находился в заключении в Вен-сенском замке. В 1751 — 80 вместе сД’Аламбером и другими издавал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» («Encyclopedic, ou Dictionaaire raisonne des sciences, des arts et des metiers»), объединявшую передовых франц. философов, учёных и писателей того времени. В 1773 по приглашению Екатерины II посетил Россию (пробыл в Петербурге с осени 1773 до весны 1774) и тщетно пытался убедить императрицу в необходимости проведения прогрессивных реформ. Д. проявлял огромный интерес к России, верил в её великое будущее. «. Наступит время,- предсказывал он,- когда Россия будет поставлять другим странам Европы великих анатомов, знаменитых хирургов и, быть может, глубоких химиков» (Собр. соч., т. 10, М., 1947, с. 34). Он был избран почётным членом Петербургской Академии наук и Академии художеств. Д. выражал желание перенести дальнейшее издание «Энциклопедии» в Россию.
Д. был одним из выдающихся представителей домарксового материализма и атеизма. Он отстаивал мысль о материальности мира, утверждал единство материи и движения, критиковал агностицизм и признавал познаваемость мира; в произведениях Д., по характеристике Ф. Энгельса, даны «высокие образцы диалектики» (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 20). Д. указывал на постоянный переход от неживого вещества к живому, от ощущений к логич. мышлению, от простейших побуждений к морально обоснованным поступкам. При этом Д. подчёркивал, что более высокие формы развиваются из простейших, но не могут быть сведены к ним, т. е. разложены на элементы и представлены в виде их сочетаний. Поэтому он решительно возражал против механистич. объяснения всего познания как сочетания ощущений и мотивов.
Д. был горячим поборником просвещения. В отличие от Ж. Ж. Руссо, он верил в его облагораживающую и освободительную роль. «Образование,- писал он,- придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства» (Собр. соч., т. 10, с. 271).
Высоко оценивал Д. роль воспитания в формировании человека, но всё же он не считал воспитание таким всемогущим, как это утверждал К. Гельвеции. В своём произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»» («Refutation de l’ouvrage d’Helvetius intitule l’Homme», 1773 — 74, изд. 1875) Д., соглашаясь с исходными положениями Гельвеция, стремился ограничить слишком крайние выводы последнего. Д. критиковал Гельвеция за недооценку влияния ана-томо-физиологич. особенностей детей на их развитие. Эти особенности, по мнению Д., имеют большое значение; поэтому воспитание, достигая многого, не может сделать всего. Задача состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им самое полное развитие. Д. обратил внимание на то, что общественное неустройство заглушает самые прекрасные задатки, и поставил тем самым важный вопрос о социальных условиях развития человека. Д. в общем приближался к правильному решению вопроса, хотя, полемически заостряя свои положения, он несколько преувеличивал роль врождённых задатков в формировании человеческой личности и степень влияния природных различий между людьми на их развитие.
Мысли Д. о нар. образовании изложены в «Плане университета ил и школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге под впечатлением посещения уч. заведений столицы и в связи с беседами с императрицей («О школе для молодых девиц», «О публичных школах», «Об особом воспитании», «О кадетской школе» и др.).
Д. рассматривал широкий круг пед. вопросов (система нар. образования, содержание и организация ср. и высшего образования, методы обучения и др.). Анализируя историч. опыт и состояние франц. и вообще европейской школы, он намечал, в противовес существующим, новые принципы организации просвещения. Д. отстаивал принцип всеобщего бесплатного нач. обучения. В эпоху когда во Франции и в большинстве других гос-в школа считалась прежде всего делом церкви, он проектировал гос. систему нар. образования. В век господства сословности Д. отстаивал принцип бессословности образования. Двери школ должны быть «. одинаково открыты для всех детей народа,- писал мыслитель-демократ, — . потому что было бы столь же жестоким, сколь и нелепым обрекать на невежество людей, занимающих низшее положение в обществе» (там же, с. 275). Стремясь обеспечить фактич. доступность школы, Д. считал нужным организовать материальную помощь гос-ва детям бедняков (бесплатные учебники и питание в нач. школе стипендии в ср. и высшей школе).
Д. восставал против господствовавшей тогда во всей Европе системы образования с её мертвенным классицизмом и вербализмом. Критикуя эту систему, он указывал, что юноши теряют 6 — 7 лет на изучение древних языков, нужных лишь немногим; под именем риторики преподаётся «. искусство красно говорить, еще прежде чем усвоили искусство мыслить и прежде чем в нашей голове появились какие-либо идеи» (там же, с. 278); педантична, туманна, бесполезна схоластич. логика. Такая односторонность образования, по мнению Д., причиняет немало страданий юношеству, к-рое изнемогает от усталости и скуки. Порывая с традицией веков, Д. выдвигал на первый план физико-математич. и естественные науки. В распространении и развитии этих знаний он видел залог развития производства, т. к. «экспериментальная физика вводит нас в мастерские ремесленников»; механика требуется всюду, ибо везде применяются машины; земледелец, металлург, фармацевт, врач нуждаются в химии и т. п. Вместе с тем, указывал Д., естествознание вызывает большой интерес у детей, а изучение математич. наук особенно развивает логич. мысль и дух изобретательства. Так обосновывал он реальное направление образования. Его аргументация по своей разносторонности и убедительности превосходила всё то, что писалось до него по этому поводу. Мысль о связи образования с потребностями жизни, производства, о необходимости приложения науки к практике прозвучала у него с большой силой.
Д. стремился построить уч. план ср. школы в соответствии с системой научного знания, с учётом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Д. хотел, чтобы школа давала широкие, разносторонние теоретич. знания. Выделяя в каждом году обучения главный предмет, Д.расположил предметы основного цикла ср. школы следующим образом: 1-й класс — математика, 2-й — механика, 3-й — астрономия, 4-й — естествознание, экспериментальная физика, 5-й — химия, анатомия, 6-й — логика и критика (т. е. методы критич. анализа), общая теория грамматики, 7-й — родной язык, 8-й — древние языки (греч. и лат.), изучение античной лит-ры. Параллельно должны идти занятия трёх других циклов (в послеобеденное время): 2-й цикл — философия («метафизика»), мораль, «естественная религия» и «религия откровения», история и хронология, география, начала экономич. науки; 3-й цикл — рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл — музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая религию, Д. отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины П. Полемизируя с ней, он тут же писал о «. безграничном зле, которое причинил и человечеству религиозные убеждения. » (там же, с. 330), и в качестве скрытого «противоядия» намечал преподавание морали по материалистич. книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха.
Ценя основательность знаний, Д. утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо» (там же, с. 364). Д. писал о важности составления хороших учебников и предлагал привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в ср. школе и отсеивать нерадивых или неспособных уч-ся; рвение молодёжи усиливать мерами поощрения; назначать окончивших на гос. должности в соответствии с достигнутыми ими успехами.
Для лучшего подбора учителей Д. советовал объявлять конкурсы, не допускать в число учителей духовных лиц. Он требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя, по Д.,- глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа». Задача учителя — сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развить в нзм ум, «здравый, просвещенный и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья воспитанников. «План» Д. не получил осуществления, так как был для Екатерины II слишком радикальным. Он вошёл в историю как выражение новаторских замыслов Д. и свидетельство внимания к России. «План» Д. был опубликован только в 19 в. (раздел о ср. образовании с купюрами — в 1813 — 14 в журнале «Annales d’education», а полностью — в 1875, в собрании его сочинений). Но многие мысли Д. о нар. образовании получили распространение (через «Энциклопедию», философские произведения Д. и т. п.).
Соч.: Oeuvres completes, 1, 2, 3, P., 1875; в рус. пер. — Собр. соч. в 10 тт., т. 2, М.- Л., 1935, т. 10, М., 1947.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 138 — 48; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, С. 24 — 27, 34 — 36, 101, 113 — 114; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 374; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 203 — 204; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958, с. 102 — 32; Бильбасов В. А., Дидро в Петербурге, СПБ, 1884; Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ, 1902; Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, «Советская педагогика», 1938, М 10; Фрумов С. А., Педагогические взгляды Дидро, в кн.: Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79 — 82; История педагогики, под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. М., 1955, с. 110 — 112; Казарин А., Дидро и некоторые вопросы русской культуры 18 века, «Вестник истории мировой культуры», 1958, № 1.
С. А. Фрумов. Москва.
- Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
Видео:ЭТО ПРОСТО ЭФФЕКТ ДИДРОСкачать
Словари
Дидро́ Дени (Diderot) (1713-1784), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (т. 1-35, 1751-80). В философских произведениях («Письмо о слепых в назидание зрячим», 1749; «Мысли об объяснении природы», 1754; «Сон Д’Аламбера», 1769, издание 1830; «Философские принципы материи и движения», 1770, издание 1798), будучи сторонником просвещённой монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак — фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка игра ума — в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды об изобразительном искусстве («Салоны», 1759-81), театре («Парадокс об актёре», 1773-78, издание 1830) и о народном образовании.
ДИДРО Дени — ДИДРО́ (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях — «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д»Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума — в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.
ДИДРО́ (Diderot) Дени (5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж), французский философ и писатель, теоретик искусства и художественный критик, вдохновитель и редактор знаменитой «Энциклопедии (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская)), или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Юность. Годы учения
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом (см. АББАТ). В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д»Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов (см. ИЕЗУИТЫ) и янсенистов (см. ЯНСЕНИЗМ) отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль — октябрь 1749).
Дидро и энциклопедия
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д»Аламберу (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Неизвестно, кому в точности — Дидро, Д»Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)).
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии», которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д»Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д»Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо (см. РУССО Жан Жак), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Гольбах (см. ГОЛЬБАХ). Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис), архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон (см. ДОБАНТОН Луи Жан Мари) и Н. Демаре (см. ДЕМАРЕ Никола), экономист Ф. Кенэ (см. КЕНЭ Франсуа). Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие — абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия. За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, однако необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой.
В 1751 Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит», рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)), Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), Мальбранша (см. МАЛЬБРАНШ Никола) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), в частности с теорией врожденных идей (см. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ), видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли (см. БЕРНУЛЛИ (семья)), Эйлеров (см. ЭЙЛЕР Леонард), Мопертюи (см. МОПЕРТЮИ Пьер Луи Моро), Д»Аламбера (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), Бюффона (см. БЮФФОН Жорж Луи Леклерк) и др.) основу нового, опытного истолкования природы.
Дидро — литератор и художественный критик
В 1750-е годы Дидро опубликовал две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов (см. САЛОНЫ) Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в собрании его сочинений .
Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II), едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из «Энциклопедии».
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).
ДИДРО Дени (Diderot, Denis)
ДЕНИ ДИДРО. Портрет работы Ж.-О.Фрагонара.
(1713-1784), философ, романист и художественный критик. Родился 5 октября 1713 в Лангре (Шампань), в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, впоследствии, вероятно, учился в парижском янсенитском Коллеж д’Аркур. Отказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на жизнь (отец отказал ему в содержании) частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении непререкаемым авторитетом. В 1741 Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в большой бедности с овдовевшей матерью. Они решили вступить в брак, и он отправился в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, однако отцу удалось посадил его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались. Супруги не очень подходили друг для друга: Дидро не был верным мужем, а Нанетта с годами сделалась невыносимо сварливой; тем не менее они не расставались до смерти. В начале 1740-х годов Дидро поручили перевести Рассуждение о достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit) Шефтсбери, в ту пору мало известного во Франции. На страницах этой работы (в значительной степени самостоятельной) он предстает еще теистом, но уже год спустя в Философских мыслях (Penses philosophiques), своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего — как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени автора Философские мысли имели значительный успех, выразившийся также в публичном сожжении. Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение стать во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopdie, ou Dictionaire raisonn des sciences, des arts et des mtiers). Издатель поначалу рассматривал этот словарь просто как перевод Энциклопедии Э.Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Тогда же Дидро напечатал эпикурейский роман в духе «либертинства» Нескромные сокровища (Les Bijoux indiscrets). После Философских писем репутация Дидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о слепых в назидание зрячим (La Lettre sur les aveugles l’usage de ceux qui voient). Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев. По выходе из тюрьмы работа над Энциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания» Ф.Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти. Особой заботой редакторов было сочетание «словарного» (алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с предположительно более философским, «энциклопедическим» охватом материала, для чего была изобретена сложная иерархическая система перекрестных отсылок. Через эти отсылки статья, например, ортодоксально религиозного содержания увязывалась с другой статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. На первых порах поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей. Одним из основных поставщиков статей для Дидро был П.Гольбах, чей дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера. На обедах у Гольбаха Дидро встретился и свел знакомство с Д.Юмом, Д.Гарриком, Д.Уилксом и Л.Стерном. Вскоре после появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее более раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из опыта. Письмо о глухих и немых содержит неожиданный поворот мысли: раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда существуют глухонемые, автор приходит к «иероглифической» теории природы поэзии. В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать. Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода — Мысли об объяснении природы (Penses sur l interprtation de la nature, 1753), серия размышлений о роли «догадки» в науке. Незадолго до этого естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон подверг критике претензии математики на абсолютную роль в познании, и Дидро вслед ему доказывал, что господство математики, которая представляет собой набор условных формул и имеет дело с абстрактными сущностями, отнюдь не идентичными реальным явлениям, подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам. Эта перемена, утверждал далее Дидро, приведет к тому, что новая и творчески более значительная роль будет принадлежать опытному знанию. Около 1756 под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии К.Гольдони Настоящий друг Дидро написал драму Побочный сын (Le Fils naturel), в развитии действия близко следующую за пьесой Гольдони (местами два эти произведения почти неотличимы), однако стремящуюся придать конфликту более серьезный философский характер. В сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условностями классицизма. Недоброжелатели Дидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный успех, зато вторая пьеса Дидро, Отец семейства (Le Pre de famille), вошла в репертуар «Комеди-Франсез». Сочинения, в которых он изложил свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели значительный резонанс, особенно за пределами Франции. Через Ж-Ж.Руссо Дидро познакомился с немецким литератором Ф.М.Гриммом, который издавал рукописный журнал «Корреспонданс литерер», знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа. Начиная с 1759 Дидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре — Салоны (Salons). Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы. Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими концепциями. Эта связь хорошо видна на примере Парадокса об актере (Paradoxe sur le comdien). Сочинение было начато как отзыв о книге, посвященной английскому актеру Д.Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актерской игре. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой — одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами. В середине 1760-х годов, когда работа над Энциклопедией почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Его друг и работодатель Гримм, благодаря «Корреспонданс литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 он отправился в Санкт-Петербург, где был принят с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытался (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости, написал замечания на проект Наказа. Путешествие подорвало его здоровье, однако Дидро еще несколько лет отдавал много сил литературным проектам. Он приготовил обширный материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего Историю обеих Индий (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur Snque), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный большой трактат по физиологии. В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей еще в 1765. Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна — это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая — несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них — роман Монахиня (La Religieuse), в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал Монахиню своим друзьям, хотя под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер». Еще большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а возможно и написанного набело диалога Племянник Рамо (Le Neveu de Rameau). Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гете (переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в Феноменологии духа), К.Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов комплекс), вне сомнения, сам Дидро не собирался публиковать. Произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном отношении представляет собой размышление о природе гениальности. В диалоге участвуют философ (можно назвать его вторым «я» Дидро) и его знакомый Жан-Франсуа Рамо, племянник выдающегося композитора Жана-Филиппа Рамо — сам неудавшийся композитор, опустившийся человек, который погряз в нищете и прославился лишь экстравагантными теориями и шутками. Нужда заставляет его вести паразитическое существование, фиглярством добывая себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о паразитизме. Второе «я» Дидро то забавляется, то испытывает к собеседнику отвращение, но признает, что опровергнуть его доводы нелегко. В этом, однако, и нет особой нужды, так как для самого Рамо не тайна, что в его построениях есть фатальный изъян. Обманувшись во всех своих упованиях, он пытается обрести опору в цинизме, но и цинизм оказывается ненадежной точкой отсчета. В 1769 Дидро написал полный фантазии пародийно сократический диалог о материализме Сон Даламбера (Rve de d’Alembert). Дидро и Даламбер беседуют о Декарте, и Дидро развивает один из своих любимых материалистических парадоксов, состоящий в том, что вся материя наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за картезианцами говорить о «душе». Последнее выдающееся литературное произведение Дидро, Жак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное годом-двумя позже, навеяно Тристрамом Шенди Л.Стерна. Это пикарескный роман, перебиваемый отступлениями, внутри которых имеются свои отступления; в центре — безымянный Хозяин и его слуга Жак, действие состоит в их соперничестве друг с другом за власть; верх без труда берет Жак. Взаимоотношения героев и переход власти из рук в руки воспринимаются как притча, обладающая многогранным содержанием: речь идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествователя служить смиренным слугой или пособником читателя, и о французском обществе и зависимости дворянства от третьего сословия, и о судьбе, о необходимости для каждого признать ее верховную власть. В диалоге Сон Даламбера Дидро размышляет о сущности материализма, в романе — о всесилии детерминизма. Живой и веселый характер повествования напоминает сочинения Стерна, однако парадоксальность и глубина — заслуга Дидро.
Дидро Д. Собрание сочинений, тт.1-10. М. — Л., 1935-1947 Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961 Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713-1784. М. — Л., 1962 Акимова А.А. Дидро. М., 1963 Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980 Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986 Дидро Д. Мои Салоны. М., 1993
Видео:Дени Дидро. Повеса, ставший отцом первой энциклопедии. (рус.) Исторические личностиСкачать
Дени Дидро
французский философ, просветитель, энциклопедист, писатель и критик
Портрет Дени Дидро работы Луи-Мишеля ван Лоо (1767, )
Французский философ, просветитель, энциклопедист, писатель и критик — Дени Дидро вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль.
Дени Дидро (фр. Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Отец Дени Дидро был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом оставляет мысль сделать Дени священником.
Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но и друзей – Руссо, Д’Аламбера, Кондильяка, Туссена. Его ранний брак, случившийся в это время, продержался недолго.
Прошло несколько лет. В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро «Письмо о слепых». Это «письмо» послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок. Этот арест еще больше развил в Дидро революционные мысли.
Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни – «Энциклопедию». В 1751 году был издан первый том. До 1772 года, когда вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет.
Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например, в статье «Свобода», принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.
В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля. Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты, он доживал свои последние месяцы.
Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года в Париже.
🌟 Видео
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Дени ДидроСкачать
Дени Дидро: философ и писательСкачать
Короткие цитаты Дени Дидро. Мудрые словаСкачать
Дени Дидро. Монахиня. Аудиокнига.Скачать
Монахиня. Дидро Дени. АудиокнигаСкачать
То, что Дидро делал с Екатериной Великой, я делал со своей бабушкой КатейСкачать
Нескучная классика мировой литературы: "Монахиня"Скачать
Появилась надежда? Электоральные перспективы. Протесты в Башкортостане. Статус S07Е22Скачать
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Введение в философию Д. Дидро (философско-биографический аспект). Часть первая.Скачать
Лекция Елены Шарновой «”Салоны” Дидро. Картина и зритель во Франции XVIII века»Скачать
Правила постановки ударений в причастиях и деепричастияхСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать