Что такое второстепенное ударение

Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельствоСкачать

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство

Что такое второстепенное ударение

46. ПОБОЧНОЕ УДАРЕНИЕ. НОРМЫ УДАРЕНИЯ

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и очень часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным или второстепенным; оно характерно в основном для сложных слов. Существует три группы слов, имеющих побочное ударение:

сложносокращенные слова, вторая часть которых представляет собой отдельное слово: сбЕркАсса, стЕнгазЕта, прОфбилЕт, гОрсовЕт;

некоторые собственно сложные слова, особенно многосложные (в частности, книжные термины): фОторепортАж, клЯтвопреступлЕние, гУстозаселе-Енный, картОфелекопАлка;

слова с приставками после-, сверх-, архи-, анти-, супер-, ультра-, транс-, контр-, про-, де-, ре-, пост-, экс-: пОслевоЕнный, свЕрхъестЕственный, АнтиобщЕственный, АрхимЕдленный, УльтрафиолЕтовый, сУпероблОжка, трАнсокеАнский, кОнтрнаступлЕние, прОамерикАнский, дЕмобилизАция, рЕпатриАция, пОстскрИптум, пОстфАктум, Экс-чемпиОн.

Нормы ударения в современном русском литературном языке представляют трудность для усвоения в связи с разноместностью и подвижностью ударения.

Если бы слова имели какие-то формальные или смысловые признаки, указывающие, на каком слоге должно стоять ударение и как оно должно перемещаться с одного слога на другой при изменении форм слова, ударение усваивалось бы легче. Однако таких признаков в словах практически нет. Ударение усваивается вместе со словом – подобно тому, как усваивается значение слова. Надо запомнить, перевести в речевой навык не только значение слова, но и свойственное ему ударение. Эта индивидуальность словесного ударения объясняет и затруднения, испытываемые иностранцем, изучающим русский язык, и многочисленные орфоэпические ошибки людей, для которых русский язык является родным.

Овладеть нормами ударения, исправить ошибки можно, пользуясь специальными справочниками и словарями. Некоторую помощь может оказать также знание типов русского ударения, типовых схем его расположения в словах и их формах.

Видео:Второстепенное ударение в английском языке.Скачать

Второстепенное ударение в английском языке.

53. Особенности русского ударения

Видео:Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать

Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?

§240. Русское словесное ударение

Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: но́вости, нау́ка, обуче́ние, буржуази́я и т.д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова́, го́лову; при́нял, приняла́; сме́лый, смела́ и т.д.).

Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют на себе самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи: за горо́й, не была́, оте́ц бы, придёт ли, сади́сь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по́д гору, на́ пол, за́ ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово.

Примечание. Небольшое число служебных частей речи имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы но, словно, точно, то. то. некоторые предлоги, не нарушающие смысловой связи с наречиями (вдоль, напротив, кроме, рядом с, между и т.д.), частица ну.

Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (). Но среди сложных слов много и одноударных: предвое́нный, самостоя́тельный, автомаши́на, общежи́тие и т.д. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым(ближе к началу слова), а основное – вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, ко́нтрата́ка, о́колозе́мный, про́форганиза́ция, стро́йотря́д, самолётострое́ние, во́донепроница́емый, гла́ввра́ч, ме́жобластно́й, ме́жреспублика́нский, су́перобло́жка, ви́це-президе́нт, э́кс-чемпио́н и др.

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:

1) Имена нарицательные:

аге́нт, агроно́мия, алфави́т, апо́криф, апостро́ф, аре́ст, асимметри́я, балова́ть(ся), ба́рмен, бесо́вщина, бла́говест, бо́чковое, браву́рный, бряца́ние, валовы́е, вало́м вали́т, вероиспове́дание, верхове́нство, ве́черя, ге́незис, гражда́нство, гроте́сковый, грунтовы́е, дала́й-ла́ма, дефи́с, диа́спора, диоптри́я, диспансе́р, до́гмат, дре́вко, духовни́к, жалюзи́, жерло́, зави́дно, зна́мение, изы́ск, и́конопись, иконопи́сец, искони́, исче́рпать, катало́г, ка́тарсис, каучу́к, кладова́я, клобу́к, коло́сс, колла́пс, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ку́хонный, ма́ркетинг, мастерски́, месси́я, мимикри́я, многочасовы́е, мусоропрово́д, наме́рение, недви́жимость, недрема́нное (око), не́нецкий, непроторённый, несказа́нно, неуставны́е (отношения), нефтепрово́д, новорождённый, обеспе́чение, обесце́нить, облегчи́ть, ободри́ть, образова́нщина, однососта́вное, опто́вый, осве́домиться, о́тзыв (на рукопись), отзы́в (депутата), отку́порить, отча́сти, па́мятуя, пи́хта, плато́, повторённый, подро́стковый, предвосхи́тить, прину́дить, приобрете́ние, разгосуда́рствление, санитари́я, скро́енный, созы́в, сосредото́чение, сре́дства, столя́р, ста́тус, стату́т, стори́цей, табу́, тамо́жня, тамо́женный, торги́, танцо́вщица, тоте́м, травяни́стый, углуби́ть, украи́нский, уме́ньшить, упро́чение, факси́миле, фее́рия, фено́мен (явление), хво́я, хло́пковое, хода́тайство, ценова́я, христиани́н, шасси́, щаве́ль, экспе́рт, языкова́я (норма), языко́вая (колбаса).

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные вариантыджи́нсовый и джинсо́вый, заи́ндевелый и заиндеве́лый, комба́йнер и комбайнёр,металлурги́я и металлу́ргия, про́полис и пропо́лис, петля́ и пе́тля, роже́ница и рожени́ца, ржа́веть и ржаве́ть, са́жень и саже́нь, тво́рог и творо́г, фа́нза и фанза́; при нормативном ударенииа́вгустовский допустимо августо́вский, при берёста допустимо береста́, при ра́кушка допустимо раку́шка, при насторожённый допустимо насторо́женный; при нормативном ударениииндустри́яустарелое инду́стрия, при сметли́выйустарелое сме́тливый, при ра́курс устарелое раку́рс;

2) Имена собственные:

Айги́, Е́вно, Азе́ф, А́бэ, Ко́бе, Ели́н Пели́н, Заходе́р, Пе́рес де Куэ́льер, Сте́йнбек, Сэ́линджер, Руа́ль А́мундсен, Бальмо́нт, Воронцо́ва-Да́шкова, Капи́ца, Се́ргий Ра́донежский, Серафи́м Саро́вский, Сальвадо́р Дали́, Иереми́я, Пикассо́, Зоси́ма. Алекси́й, Игна́тий Лойо́ла, протопо́п Авваку́м, Юлиа́н Ту́вим, Соколо́в-Микито́в, Са́юдис, Ана́дырь, Балаши́ха, Вели́кий У́стюг, Ки́жи, Ра́донеж, гора На́родная, Ставропо́льский край, Ганно́вер, Че́тьи-Мине́и, Апока́липсис, Кали́гула, Моло́х, Ка́рнеги-холл, Комеди́ Франсе́з. Метропо́литен-О́пера, Мьянма́, Никара́гуа, Перу́, Квебе́к, Си́дней, Массачу́сетс, Миссу́ри, Форо́с, Шри-Ланка́.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью́тон (но традиционно: Ньюто́н), Ре́мбрандт (но традиционно: Рембра́ндт), Ли́нкольн (но традиционно: Линко́льн),Дэ́вид Ко́пперфилд (но традиционно: Дави́д Копперфи́льд).

Примечание. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь энциклопедическими словарями, выяснить правильное ударение. Например, Ва́шингтон Джордж, первый президент США, но традиционно. Вашингто́н – столица США, Макбе́т – персонаж одноименной трагедии Шекспира, но в названии повести Лескова «Леди Ма́кбет Мценскою уезда».

Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | Русский языкСкачать

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | Русский язык

§241. Ударение в отдельных грамматических формах

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах единого фонетического слова, вызывает ряд трудностей в произношении этих форм.

1. Перенос ударения на предлоги на, за, под, по, из, без возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов:

1) в сочетаниях с предлогом за (с винительным падежом) в значении:

«по ту сторону, сзади», например: уйти за́ реку, за́ гору; заложить за́ щеку, за́ ухо; заложить руки за́ спину, за́ голову;

«в течение» (с единицами времени), например: сделать за́ год, за́ день, за́ ночь, за́ зиму; заплатить за́ год, за́ день и т.п.;

2) в сочетаниях с предлогом на (с винительным падежом) в значении:

«по направлению, сверху чего-л», например: упасть (сесть, лечь) на́ пол, взобраться на́ гору, что-то попало на́ руку, на́ нос, взвалить груз на́ спину, надеть что-либо на́ голову, на́ ноги, на́руки;

«указание точки соприкосновения с опорой», например: лечь на́ спину, упасть на́ спину, на́ руки, на́ голову, встать на́ ноги, на́ руки, на́ голову;

«в расчете на указанный срок» (с единицами времени), например: запастись (растянуть, хватит) на́ год, на́ день, на́ ночь, на́ зиму, взять кредит на́ год и т.п.;

«указание меры различия», например: на́ год старше, на́ день раньше, на́ голову выше и т.п.;

3) в сочетаниях с предлогом по (с дательным падежом) – при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении), например: ходить по́ полу, по́ полю, по́ двору, гулять по́ лесу, летать по́ небу, плавать по́ морю, рассыпаться по́ полу, по́ лесу.

При других значениях этих предлогов переноса ударения может не происходить, например:

а) принять что-либо за го́ру, за ре́ку, за но́гу, за зи́му, его ценят за го́лову, за ру́ки, награда за го́лову, я опасаюсь за во́лосы, за го́лову, за но́ги;

б) обратите внимание на ру́ки, на но́ги, на но́с, на по́л, на де́нь, несмотря на но́чь, на зи́му, налог на зе́млю;

в) тоска по мо́рю, по не́бу, судить по двору́, по ле́су, каждому досталось по по́лю.

Переноса ударения обычно не происходит, если во фразе за существительным следует поясняющее его слово или слова (подчиненные ему или связанные с ним сочинительной связью), например:

а) за ре́ку Урал, за го́д и два месяца, за го́д напряженной работы, за де́нь своего дежурства, держится за ру́ку товарища, взялся за пле́чи отца;

б) на го́ру Яман-Тау, взвалил груз на спи́ну носильщика, надел шляпу на го́лову соседа, старше на го́д и два месяца;

в) по двору́ гостиницы, по сне́гу и льду Финского залива, по мо́рю Лаптевых.

2. Ударение в формах прилагательных.

1) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода: гро́мкий, громка́, гро́мко, гро́мки, гро́мче; до́лгий, долга́, до́лго, до́лги, до́льше; плохо́й, плоха́, пло́хо, пло́хи; тя́жкий,тяжка́, тя́жко, тя́жки; прав (полной формы нет), права́, пра́во, пра́вы;

2) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода и на суффикс сравнительной степени: сла́вный, сла́вен, славна́, сла́вно, сла́вны, славне́е; це́льный, це́лен,цельна́, це́льно, це́льны, цельне́е; сы́тный, сы́тен, сытна́, сы́тно, сы́тны, сытне́е; по́стный, по́стен, постна́, по́стно, по́стны, постне́е; ю́ный, юн, юна́, ю́но, ю́ны, юне́е;

3) ударение переходит на окончание в краткой форме женского рода и множественного числа (как равноправный вариант), а также на суффикс сравнительной степени:бе́дный, бе́ден, бедна́, бе́дно, бе́дны́, бедне́е; бле́дный, бле́ден, бледна́, бле́дно, бле́дны́, бледне́е; ва́жный, ва́жен, важна́, ва́жно, ва́жны́, важне́е; ве́рный, ве́рен, верна́, ве́рно, ве́рны́, верне́е; во́льный(свободный), во́лен, вольна́, во́льно, во́льны́, вольне́е, стро́йный, стро́ен, стройна́, стро́йно, стро́йны́, стройне́е;

4) подвижное ударение сопровождается чередованием ё и е: далёкий, далёк, далека́, далеко́ и далёко, далеки́ и далёки, да́льше; дешёвый, дёшев, дешева́, дёшево, дёшевы, деше́вле;жёсткий, жёсток, жестка́, жёстко, жёстки, жёстче; лёгкий, лёгок, легка́, легко́, легки́, ле́гче; тёмный, тёмен, темна́, темно́, темны́, темне́е; чёткий, чёток, четка́ и чётка, чётко, чётки,чётче.

3. Трудности при постановке ударения в формах глагола (неопределенная форма, личные формы, причастия, деепричастия):

1) глаголы, оканчивающиеся на ровать с ударением в неопределенной форме на последнем слоге: бомбардирова́ть, бомбардиру́ю, бомбардиро́ванный; гравирова́ть, гравиру́ю,гравиро́ванный; гримирова́ть, гримиру́ю, гримиро́ванный; премирова́ть, премиру́ю, премиро́ванный; сформирова́ть, сформиру́ю, сформиро́ванный; костюмирова́ть, костюмиро́ванный,бронирова́ть (покрывать броней), брониру́ю, брониро́ванный; гофрирова́ть, гофриру́ю, гофриро́ванный; группирова́ть, группиру́ю, группиро́ванный; пломбирова́ть, пломбиру́ю, пломбиро́ванный;

2) глаголы с корнем звать: звала́, зва́ло, звана́, зва́но, зва́ны; назва́л, назвала́, назва́ло, назва́ли, на́званный, на́зван, на́звана, на́звано, на́званы; призва́л, призвала́, призва́ло, призва́ли, при́званный,при́зван, при́звана, при́званы;

3) глаголы с корнем тере́ть: натёрла, натёрли, натёрший, натере́в и допустимо натёрши, натёртый; такая же схема ударения в формах глаголов затере́ть, протере́ть;

4) глаголы запере́ть, отпере́ть: за́пер, заперла́, за́перло, за́перли, за́перший, запере́в и допустимо за́перши, за́пертый, за́перт, заперта́, за́перто, за́перты; о́тпер, отперла́, о́тперло, о́тперли,о́тперший, отпере́в и допустимо отперши́, о́тпертый, о́тперт, отперта́, о́тперто, о́тперты. Такая же схема ударения у глагола умере́ть, за исключением формы уме́рший, где ударение падает на корневую гласную;

5) глаголы снять, заня́ть, поня́ть, приня́ть, предприня́ть, отня́ть, переня́ть и глагол нача́ть: снял, сняла́, сня́ло, сня́ли, сня́в(ши), сня́тый, снят, снята́, сня́то, сня́ты; заня́ть за́нял,заняла́, за́няло, за́няли, заня́вший, заня́в, за́нятый, за́нят, занята́, за́нято, за́няты; аналогичная схема ударения в формах глаголов приня́ть и предприня́ть; поня́ть, по́нял, поняла́,по́няло, по́няли, поня́вший, поня́в, по́нятый, по́нят, понята́, по́нято, по́няты; отня́ть, о́тнял и допустимо отня́л, отняла́, о́тняло и допустимо отня́ло, о́тняли и допустимо отня́ли, отня́вший,отня́в, о́тнятый, о́тнят, отнята́, о́тнято, о́тняты; переня́ть, пе́ренял и допустимо переня́л, переняла́, пе́реняло и допустимо переня́ло, пе́реняли и допустимо переня́ли, переня́вший, переня́в,пе́ренятый, пе́ренят, перенята́, пе́ренято, пе́реняты; нача́ть, на́чал, начала́, на́чало, на́чали, нача́вший, нача́в, на́чатый, на́чат, начата́, на́чато, на́чаты;

6) глаголы убы́ть, прибы́ть: убу́ду, убу́дешь, убу́дет, убу́дем, убу́дите, убу́дут, у́был, убыла́, у́было, у́были, убы́вший, убы́в; такая же схема ударения в формах глагола прибы́ть;

7) глаголы с корнем дать (вы́дать, изда́ть, переда́ть, прода́ть, сда́ться); в глаголе вы́дать во всех формах ударение падает на приставку; изда́ть, изда́м, изда́шь, изда́ст,издади́м, издади́те, издаду́т, изда́л, издала́, изда́ло, изда́ли, изда́вший, изда́в, и́зданный, и́здан, издана́ и допустимо и́здана, и́здано, и́зданы; аналогичная схема ударения в формах глаголапрода́ть; переда́ть, переда́м, переда́шь, переда́ст, передади́м, передади́те, передаду́т, пе́редал и допустимо переда́л, передала́, пе́редало и допустимо переда́ло, пе́редали и допустимо переда́ли,переда́вший, переда́в, пе́реданный, пе́редан, передана́ и допустимо пе́редана, пе́редано, пе́реданы; сда́ться, сда́мся, сда́шься, сда́стся, сдади́мся, сдади́тесь, сдаду́тся, сда́лся, сдала́сь, сдало́сь, сдали́сьи допустимо сда́лись.

Видео:УДАРЕНИЕ в словах (часть 1). Главное и второстепенное ударение. Длинные и составные слова.Скачать

УДАРЕНИЕ в словах (часть 1). Главное и второстепенное ударение. Длинные и составные слова.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА К ОЗВУЧИВАНИЮ

§242. Паузирование

Изучение основных правил русского литературного произношения, анализ «трудных случаев» постановки ударения в словах и грамматических формах, внимательное, вдумчивое отношение к звучащей стороне речи являются необходимыми предпосылками для самостоятельной работы над повышением культуры устной речи. Но усвоенные орфоэпические сведения лишь отчасти обеспечивают успешную подготовку публичного выступления, умение произнести (или прочитать) законченный объемный текст сообщения, доклада, речи, отчета и т.п. Предлагаемые ниже методические рекомендации могут быть учтены в процессе предварительной работы оратора над текстом выступления.

1. Паузирование – деление звучащей фразы на более мелкие речевые отрезки (речевые такты, или синтагмы) – одна из важнейших особенностей звучащей речи. Другая особенность – наличие пауз, которые естественно возникают на границах речевых тактов и отдельных фраз.

Речевой такт, или синтагма, является минимальной единицей содержания. Предложение в звучащей речи воспринимается слушателем и переводится с одного языка на другой по отдельным речевым тактам. Различное деление фразы на речевые такты может по-разному интерпретировать смысл предложения, например: «Казнить нельзя помиловать», в котором возможны два варианта паузирования: 1) Казнить/нельзя помиловать; 2) Казнить нельзя/помиловать. Или: 1) Надо учиться/работать/и отдыхать; 2) Надо учиться работать/и отдыхать.

2. Правильное паузирование, т.е. правильное членение текста на фонетические фразы, а фразы – на речевые такты – первый этап в подготовке текста к озвучиванию. Хотя звуковой отрезок между паузами (синтагма) может быть различной длительности, средняя величина его обычно составляет семь слогов. Но речевой такт (синтагма) обладает при этом относительно законченным смыслом и определенным синтаксическим оформлением. Например: На берегу Москвы-реки,/напротив Южного порта столицы,/вырос современный жилой район.// Паузы расчленяют данное простое предложение на отдельные словосочетания. Другой пример: Для того чтобы делить речь на такты,/нужны остановки,/или, иначе говоря,/логические паузы.// Это сложное предложение членится на простые (пауза после слова такты), простое – на словосочетания. Таким образом, продуманное паузирование помогает логическому анализу отдельных предложений, сложных синтаксических целых (см. гл. XLIX), всего законченного текста.

3. В русском языке ориентация на знаки препинания может служить основой правильного паузирования текста. Так, в простом предложении с обособленными причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, вводными и вставными предложениями, обращениями знаки препинания, выделяющие эти синтаксические конструкции, являются сигналами для паузы. Например: На юго-западной окраине столицы США/ – Вашингтона,/там, где шоссе №95,/ведущее из города на юг,/пересекает по двум мостам мутную реку Потомак,/напротив Арлингтонского кладбища,/стоит здание из сероватого железобетона.//

Примечание. Пауза может отсутствовать при обособленных одиночных вводных словах и одиночных деепричастиях: Принятие нового закона, конечно, необходимо; Уходя, гасите свет.

4. Паузирование в случаях отсутствия знаков препинания:

1) между группой подлежащего и группой сказуемого: Автомобильная поездка по Америке/похожа на путешествие через океан// (И. Ильф, Е. Петров);

2) после обстоятельственных слов, обычно со значением места, времени, причины, а также после дополнений, стоящих в начале предложения: В один из осенних вечеров 1969 года/в редакции газеты «Правда»/об «Одноэтажной Америке» зашел разговор на совещании молодых сатириков// (Шатуновский, Стрельников);

3) перед союзом и, если при трех и более однородных членах он объединяет два последних: Изредка/нам встречались разбросанные по всей степи-прерии фермы,/с обязательным красным амбаром,/силосной башней/и могучим столетним деревом перед крыльцом домика (Шатуновский, Стрельников).

5. Психологическая пауза возникает помимо логической и возможна, когда говорящий хочет особо выделить какое-либо слово, привлечь к нему внимание слушателей. Во втором случае можно говорить об умении «держать паузу», которым владеют актеры и опытные ораторы.

Ниже приводится подготовленный для выступления текст с предварительной разметкой пауз. Красные косые линии (/) (в текстах непрерывная косая линия) указывают на обязательные паузы, синие косые линии (/) (в текстах прерывистая косая линия) – на возможные, факультативные.

Для Высоцкого / нет запретных тем, / он безбоязненно, / с вызывающей смелостью / писал и пел обо всем, / что его волновало. / Но это была та свобода, / которая обеспечена нравственно, / точным отношением к предмету / или явлению. / Высоцкий / не просто фиксирует, / передает, / отражает драматизм жизни. / Он драматичен и сам, / по природе своей субъективности, / индивидуальности, / таланта. // Все, / что он сделал, / и все, / что у него получилось, / – это от непокоя, / от не покидавшего его / чувства тревоги. //

Драматическое, / по словам А.С. Пушкина, / связано со «страстями / и излияниями души человеческой». / В полном соответствии / с этим точным наблюдением, / Высоцкий / в то самое время, / когда господствовали полушепот, / с одной стороны, / и эстрадная шумливость / – с другой, / стал говорить и петь «открытым голосом», / страстно, / надрывно, / иногда переходя на крик. // Так, / как поют люди у себя дома, / в свободной, / раскованной, / не стесненной строгими правилами обстановке. // (В. Толстых, В зеркале творчества).

§243. Интонирование текста

Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.

В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). Восходящую интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую – интонацией завершенности.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Оно используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания в предложении. Существует определенная закономерность между способами интонирования и знаками препинания, с одной стороны, и смысловыми отношениями в предложении, с другой.

1. Нисходящая интонация (понижение тона), условно обозначаемая в текстах значком Что такое второстепенное ударение(в примерах выделена синим цветом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:

1) точка: Москва. 7 октября . Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;

2) многоточие (если обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами . Колчак взял Сызрань. Царицын . (Бунин);

3) запятая в бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями между частями: В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели , не поют в лесных балочках соловьи , не пахнет цветами . Дневная тоска забыта , все прощено , и степь легко вдыхает широкой грудью . » (Чехов);

4) точка с запятой (пауза между частями более продолжительная, чем при запятой);

5) двоеточие в простом предложении: Предприятию требуются рабочие : слесари, токари, фрезеровщики; в сложном предложении: А просьба моя состоит в следующем : берегите наш язык, наш прекрасный русский язык . (Тургенев).

2. Восходящая интонация (повышение тона), условно обозначаемая в текстах значком Что такое второстепенное ударение(в примерах выделена алым цветом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:

1) восклицательный знак: Прошу внимания! Просьба прекратить прения! ;

2) вопросительный знак: В чем особенность современного этапа развития общества? ;

3) запятая:

а) в ряду однородных членов простого предложения, соединенных соединительными союзами и, да (в значении «и»), или без союзов, сопровождается интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловой , бодрый , энергичный . Каждый работает с полной отдачей и энтузиазмом;

б) в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а, однако), разделительных (либо. либо, то…то, не то. не то и др.), двойных сопоставительных (как. так и; хотя и. но; если не…то и др.) союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая интонация сменяется нисходящей: Мал золотник , да дорог . Это не улица , а проспект . В экономике нет другого выбора: либо сила , либо рубль ;

в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция благодарит читателей , приславших свои пожелания. В решении , принятом на совещании , подведены итоги работы. Несмотря на трудные метеоусловия , трансконтинентальный перелет состоялся;

г) в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они выделены в речевой такт, т.е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати , визит главы правительства может не состояться;

д) в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых предложений: Мне кажется , что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем передавать иностранные пословицы русскими , которые им соответствуют по содержанию и стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К. Чуковский);

4) тире в простом предложении: Жизнь прожить – не поле перейти. Справа – море, слева – горы; в сложном предложении: Век живи – век учись.

3. Восходящая интонация (повышение тона) требуется во всех случаях, когда пауза на границах речевых тактов (синтагм) возникает при отсутствии знака препинания:

Нередко / еще у нас можно слышать утверждение : / рынка в чистом виде / уже не существует нигде , / тем более в индустриальных странах . // Жестокое заблуждение . // Если не сказать/ безграмотность / и слепота . // Да , / государство сегодня / везде пытается подправлять рынок . // Да , /монополии/ планируют свое производство , / борются за контроль над рынком . // Но над рынком , / а не над чем другим ! // . Ничего полезного из того , / что история экономики /накопила за века , / современное хозяйство не потеряло. // И, добавлю , / – не может потерять . // Ибо рынок/и общественное разделение труда/ не разъемны . // И чем глубже это разделение труда , / тем шире , / разветвленнее /рынок . // А значит , / и его инструменты : /деньги , /цена , /налоги , /кредит , / валютный курс . // (Н. Шмелев, Либо сила, либо рубль).

4. Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах), условно обозначаемое значком («) (в примерах ударяемая буква выделена оранжевым цветом), допускается лишь при смысловом выделении слова и словосочетания во фразе:

1) в пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для данного высказывания информацию, т.к. от изменения места логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) П у шкин родился в Москве; б) Пушкин род и лся в Москве; в) Пушкин родился в Москв е .

Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик – это драгоценный докум е нт, в котором зафиксированы все ст а дии творческого процесса, сохранена вся его посл е довательность, все постепенные насло е ния;

2) в связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т.д.;

3) выделяется акцентируемый класс слов, логическое подчеркивание которых характерно для публичных выступлений, так как при помощи их оратор выражает свое отношение к предмету речи: очень, совершенно, абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно; есть, нет, нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т.д.;

4) выделяются «опорные точки» текста – слова, называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова, уточняющие значение терминов, поясняющие их.

Ниже приводится отрывок из статьи Н. Шмелева, разделенный на речевые такты, содержащий интонационную разметку и логическое ударение с ориентацией на произносительные нормы публичной речи.

Условные обозначения:

(/) непрерывная косая линия указывает на обязательные паузы, прерывистая косая линия – на возможные, факультативные паузы;

Что такое второстепенное ударениенисходящая интонация (понижение тона);

Что такое второстепенное ударениевосходящая интонация (повышение тона);

(«)логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах).

Видео:Практика: второстепенное ударение в английском языкеСкачать

Практика: второстепенное ударение в английском языке

Что такое второстепенное ударение

Несмотря на относительную изученность темы, вопрос, что такое побочное ударение и при каких условиях оно появляется, остается открытым и актуальным. Некоторые аспекты проблемы ПУ получают в различных работах противоположные истолкования. Для снятия противоречий необходимо подробное исследование природы и функций ПУ в русском языке.

Вопрос о природе и функционировании побочного ударения в русском языке является предметом дискуссии фонетистов. До сих пор нет единого мнения относительно того, считать ли побочное ударение (далее – ПУ) принадлежностью словесной или фразовой просодии. Например, в [ 6 ] побочное ударение не рассматривается как лексическая примета: «оно реализуется в условиях фразы, а в изолированном слове с равной вероятностью может присутствовать либо отсутствовать. В слове его появление факультативно, а во фразе возникновение побочного ударения регулируется правилами ее ритмической организации, семантики и прагматики». В работе [ 7] указывается, что словесное ударение — это способ интегрирования слова в структуре синтагмы». При таком понимании ударения вообще ПУ объявляется полностью автоматическим: «Если мы знаем место ударения, число и качество слогов слова, то нам известен – единственно возможный – акцентный тип, и, стало быть, соотношение слогов по «степени безударности». Из этого вытекает, в свою очередь, что так называемое второстепенное ударение, тем более, второстепенные ударения, носят автоматический, предсказуемый характер (есть основания полагать к тому же, что акустические средства выделения слогов под так называемым второстепенным ударением отличаются от коррелятов главного ударения). Второстепенное ударение может быть дистинктивным только в том случае, когда его функциональный субстрат – не слово, а промежуточная единица по отношению к слову, с одной стороны, и словосочетанию – с другой. В этой ситуации и ударение тяготеет к статусу не словесного, а синтагматического».

Но если ПУ может появляться в сложном слове только на фразовом уровне в определенной эмфатической позиции, то придется признать, что на словарном уровне оно всегда отсутствует, равно как и в позиции не-эмфазы во фразе. Однако, несмотря на большой разнобой во мнениях, большинство исследователей выделяет некоторый класс сложных слов, всегда имеющих побочное ударение в любой позиции (например, слова, ударный слог которых удален от начала более, чем на 3 слога (латиноамериканский, электропроводка) или слова, образованные способом сочинения (вагонопаровозный, мясомолочный)). Подобные слова просто невозможно произнести без побочного ударения, поскольку это затруднит понимание смысла сказанного, да и сам процесс артикуляции.

Кроме того, хотя еще Н.С. Трубецкой показал, что «русскому языку неизвестно смысло-различительное второстепенное ударение в сложном слове» [13], работы других исследователей доказывают, что это не так. Например, в работе [3] указывается, что «в словосочетаниях ч ` ёрно-бýрое пятно и черно-бýрая лиса наличие и отсутствие ПУ в сложном слове различает два его значения. В первом случае, с ПУ¸ слово чёрно-бурый означает цвет «бурый с черным оттенком» (МАС). Во втором же случае, без ПУ, черно-бурый имеет другое значение: черно-бурая лиса – это «лиса с блестящим черным мехом с сединой, серебристо-черная лиса» (МАС). Таким образом, черно-бурый означает серебристо-черный. Слова телефоногрáмма и т è лефоногрáмма различаются не только по наличию-отсутствию ПУ, но и словообразоватльной структурой (у них разные мотивирующие основы) и лексическим значением. Слова госстрой и газстрой, произнесенные без ПУ как [гас]строй превращаются в омонимы (омофоны)». Таких примеров можно привести немало.

Кроме того, как представляется, в русском языке есть слова, которые нельзя произнести с побочным ударением. Во-первых, это слова типа паровоз, самолет (слова, состоящие из 3-4 слогов, являющиеся широкоупотребительными), во-вторых, слова, обладающие высокой частотностью и некоторые другие. Если намеренно произнести такие слова с двумя ударениями (пàровóз, тèлев′изор) не в позиции эмфазы, то носителями языка такое произношение будет воспринято как неправльное Если некоторое слово ни при каких условиях нельзя произнести с побочным ударением, это означает, что не только наличие, но и отсутствие побочного ударения является релевантным признаком именно на словесном уровне, а не на уровне фразы.

Таким образом, побочное ударение в сложных словах — явление именно словесной, а не фразовой просодии.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Ритмическое и семантическое побочное ударение. Функциональные различия

Основная проблема, возникающая при изучении побочного ударения, заключается в определении места побочного ударения в слове и факультативности его появления. По материалам словарей, один и тот же элемент сложного слова при присоединении к различным мотивирующим основам может иметь, а может не иметь побочного ударения. Если эти мотивирующие основы состоят из разного количества слогов или если основное ударение в них падает на разные от начала слоги, то появление ПУ можно объяснить ритмическим фактором (телезр ú тель и тèлекоммуникáция). Если же мотивирующие основы по слоговому составу не отличаются друг от друга, объяснить, почему в словаре основа фото-, например, в слове фотокарточка помечается как несущая ПУ (фòтокáрточка), а в слове фотопленка – нет, не так просто.

Кроме того, даже слова элементарной структуры, то есть слова, состоящие только из одной основы и не имеющие приставок, в определенных фразовых позициях могут нести дополнительное ударение (Вèликолéпно! в позиции эмфазы, произнесенного с ИК-5 по классификации Е.А. Брызгуновой).

На наш взгляд, для того, чтобы избежать двусмысленности и неточности, необходимо различать чисто ритмическое побочное ударение (РПУ) и смысловое (семантическое) побочное ударение (СПУ). Таким образом, явление побочного ударения (ПУ) фактически распадается на два: собственно ритмическое (РПУ) и ритмико-семантическое (СПУ).

Основное отличие РПУ от СПУ заключается в том, что оно появляется автоматически и не нагружено семантически, то есть не является смыслоразличительным.

Если СПУ – принадлежность слова как единицы словаря, то ритмическое побочное ударение – принадлежность слова как единицы фразы (синтагмы). СПУ – парадигматическая характеристика и может быть зафиксировано в словаре, ритмическое побочное ударение – характеристика синтагматическая и в словаре отражена быть не может, поскольку появление его факультативно и ситуативно. СПУ — это характеристика сложного слова, ритмическое же побочное ударение может падать на первый слог слова элементарной структуры либо осложненного приставкой. Перечисленные выше различия следуют из самой природы РПУ и СПУ. Носителем СПУ в русском языке всегда является первый компонент сложного слова. Этот первый компонент образуется из самостоятельного слова, несущего словесное ударение (крàсно-кор ú чневыйкрáсный, желèзобетóн – желéзо и пр.). При образовании сложного слова этот компонент изменяется (теряет флексии, получает интерфикс, может усекаться), при этом собственное ударение может сильно ослабляться (вплоть до исчезновения). Таким образом, в оппозиции ударность-безударность (применительно к побочному ударению) маркированным членом является именно безударность. Ударность же – член немаркированный, поскольку безударных слов в русском языке на уровне словаря нет. Именно поэтому немаркированным, нейтральным, произнесением является произнесение сложного слова с СПУ (как остаточным показателем «былой самостоятельности» первого компонента). Это объясняет тот факт, что все новообразования, недавно заимствованные, малоупотребительные слова неэлементарной структуры произносятся всегда с СПУ. В процессе «вживания» в язык и речь побочный акцент может ослабляться и даже исчезать, оставаясь, однако, лексической приметой сложного слова.

Кроме того, СПУ может падать на любой слог первого компонента, в то время, как РПУ всегда падает на первый слог слова.

Общеизвестно, что в русском языке существует своего рода запрет на произнесения двух ударных слогов подряд, обусловленный физиологическими причинами (слишком большое усилие (выдох + артикуляторное напряжение)) и требованиями русской ритмики. Поэтому очень редки случаи появления побочного ударения в коротких словах (2-3 слога), или в словах, где слог, потенциально несущий СПУ, отделяется от главноударного одним слогом или вообще непосредственно предшествует ему (ср. паровоз, самолет – даже в позиции акцентного выделения самой сильной степени (эмфаза) эти слова никогда не произносятся с двумя ударениями. В то же время РПУ может падать на слово любой длины и структуры (ср. при перечислении с интонационным контуром ИК-5: На этих иллюстрациях изображены разные виды транспорта: с à молёты, пàровóзы, àвтóбусы, и чего там только нет !).

Таблица 1.Распределение РПУ и СПУ

Минимальная длина слова (количество слогов), необх. для появления

Позиция в слове

слогов до главного

Слово элементарной структуры

Любой слог 1го компонента сложного слова

2 (очень редко 1 или О**)

* — за исключением слов с приставками иноязычного происхождения (см. так наз.список Аванесова) и аббревиатур: контратака, горсад и т.п.

** — например, слова из списка Аванесова: кронпринц

СПУ может выполнять следующие функции :

1. Морфологическую (маркировать компоненты сложного слова, что ведет к облегчению произнесения и восприятия: г ù дроэлèктростáнция ).

2. Смыслоразличительную (черно-бýрая лиса – чёрно-бýрый цвет, госстрой [гòс]строй — газстрой [гас]строй).

3. Синтаксическую (различать способ соединения компонентов сложного слова: крàсно-рóзовый (красный и розовый) – сочинительная связь компонентов — и красно-рóзовый (розовый с оттенком красного) – подчинительная связь.

Функции ритмического побочного ударения сводятся к следующим :

1. Ритмическая организация синтагмы/ фразы (облегчение произношения длинных слов): пèревосп ú тывать

2. Прагматическая (маркировать тип высказывания – Вèликолéпно!)

Очевидно, что уровню фразовой просодии принадлежит именно ритмическое побочное ударение, а не СПУ. При этом один и тот же первый компонент разных сложных слов может нести РПУ или СПУ в зависимости от опорного компонента (количества слогов, места ударения и т.д.).

Автоматическое появление ритмического побочного ударения, по-видимому, связано с ритмикой речи. Из исследований [ 1, 4, 5, 8 – 11 и др .] известно, что в русском языке ударение чаще всего падает на один из трех первых слогов слова. Контрастная граница по длине слова в русской речи проходит между тремя и четырьмя слогами. При движении от научной речи к спонтанной происходит сокращение длины предударной части слова. Предпочитается ударение на слоге, номер которого на единицу больше целой части арифметической середины слова. Но в разных видах речи (особенно для коротких слов) это проявляется по-разному. В разговорной речи и художественной прозе отмечается тенденция смещения ударения к концу слова по сравнению с его расположением в словах той же длины для научной прозы. [ 8] .

Из этого следует, что если слово многосложно (более 5 слогов), то в «сильной» позиции во фразе (начало фразы/синтагмы, специальное выделение и т.д.) оно может приобретать ритмическое побочное ударение на первом слоге, что обусловлено требованиями ритмики русской речи. В просодически «слабой» позиции РПУ может и не появляться, поскольку в таком случае слабовыделенное слово может произноситься с ускоренным темпом, «скомканной» артикуляцией, что ведет к сокращению темпоральных характеристик предударных слогов.

По нашим наблюдениям и по результатам экспериментов, побочное ударение характеризуется теми же акустическими параметрами, что и основное ударение, но выраженными в меньшей степени. Если речь идет о малоизвестном слове или о сложном слове, образованном сочинительной связью несущих основ, длительность и интенсивность гласного под ПУ может быть сравнима с соответствующими характеристиками главноударного гласного [1] . Скорее всего, высокая интенсивность гласного под ПУ связана с тем, что побочное ударение всегда падает на один из трех первых слогов сложного слова, а интенсивность начала слова выше интенсивности середины и конца (если только основное ударение не падает на слог в абсолютном конце слова).

Смещение ударения к началу слова. Редукция гласных под ударением

В [ 12] рассматривалась тенденция к смещению словесного ударения к началу слова (чаепúтие, однодвóрец, при питиé, дворéц). В большинстве случаев такое акцентирование вызвано чисто риторическими задачами и происходит как бы в нарушение акцентологических норм. Тенденция эта появилась в русском языке довольно давно, однако наблюдается до сих пор. Даже в случае, если слово состоит из 2-3 слогов, нередко вопреки произносительной норме ударение смещается к началу (ср. звóнит (при норме звон ú т ), мусоропрóвод (при норме мусоропровóд), твóрог (при норме творóг) и т.д. Это явление настолько часто в разговорной речи, что многие факты такого рода уже закреплены в языке и отражены в произносительных словарях (например, в слове творог стало нормативным ударение как на первом (твòрог) , так и на втором (творóг)слоге).

Одно из объяснений этого явления по-видимому связано с тем, что именно на начальные слоги приходится просодический максимум слова: большой запас воздуха в легких – значительное усилие (выдох) в начале артикуляции – высокая интенсивность (следовательно, громкость) первого гласного в слове (синтагме). Таким образом, «сделать» первый слог слова ударным легче, чем другие слоги.

В сложных словах та же тенденция реализуется в речи (особенно в спонтанной речи) в переносе побочного ударения на первый слог сложного слова с того слова, который маркируется им в словарях [ 2 ; 6], например, в ` ысококультурные люди, внýтриполитические мотивы и др.

Как было указано выше, побочное ударение в сложном слове падает на тот слог первой основы, который является ударным в случае, если эта первая основа – самостоятельное слово (желéзо – жел è зобетóн, к′ислый – к ù сло-слáдкий ). Смещение на первый слог основы может происходить только в том случае, если первая основа – двусложное (реже – трехсложное) образование, второй слог которого является интерфиксом, а интерфикс в русском языке ударения не несет (за редким исключением; в основном, это слова иноязычного происхождения типа арифмóметр со связанным вторым компонентом): метрó – м é трогородóк, веснá – в è сновспáшка, винó – в ù ноторговля, зернó – з è рнохранúлище, молокó – м ò локозавóд, иглá – ù глотерапúя, огóнь – ò гнепоклóнник, ценá – ц è нообразовáние. Это морфологическое смещение ударения.

В остальных случаях, если происходит перенос ударения к началу слова, мы имеем дело не с СПУ, а с РПУ. Эталонное, «базовое» произнесение слова в этом случае – с СПУ на ударном в случае самостоятельности слоге первой основы. Именно такое произнесение должно фиксироваться орфоэпическим словарем (произнесение изолированного слова с нисходящей интонацией). Во фразе по ряду причин, в первую очередь, ритмического характера, выделение смещается с «исторического» слога на первый слог, то есть СПУ заменяется РПУ. Соответственно, изменяются и функции выделения. По нашим интроспективным наблюдениям, которые необходимо подтвердить экспериментально, именно ритмика фразы вынуждает появление РПУ, никакие другие причины (морфологического, фонетического, семантического характера) здесь не действуют. Это ритмическое смещение выделения, исчезновение СПУ и появление РПУ. Такому смещению подвергаются следующие первые части сложных слов: высоко-, внутри-, глубоко- ,тяжело-, широко-, легко-, электро-, велико- и некоторые другие: ср. Тяжел ò больнóй (изолированное произнесение, СПУ на последнем слоге первой основы). У постели т[ь]желобольнóго деда собралась вся семья (ПУ отсутствует). Кого только не пришлось повидать в этой больнице: инвалиды, калеки, т[` и] желобольн′ые… (такие факторы как позиция в конце фразы, перечислительная интонация, тональное выделение первого слога привели к появлению РПУ).

Необходимо отметить очень важное различие качества гласного под ритмическим побочным ударением и под СПУ. Под СПУ как правило произносится гласный полного образования (случай особой выделенности слова во фразе, два равноценных ударения в пределах одного сложного слова: крáсно-сúний, желéзобетóн). Под РПУ чаще всего произносится редуцированный гласный; причем вне зависимости от степени выделения произнесение гласного полного образования чаще всего вообще невозможно: к[ъ]раблекрушéние (в ОС побочное ударение отсутствует) – к[ ` ъ]раблекрушéние (ДА) — *к[ ò ]раблекрушéние,; м[ъ]локозавóд (в ОС побочное ударение отсутствует) — м[ ` ъ]локозавóд — *м[ ò ]локозавóд.

Данное свойство РПУ относится не только к сложным словам, в которых в определенных фразовых условиях РПУ заменяет СПУ, но и к словам элементарной структуры (даже небольшой длины): В[ ú ]ликолепно! С[ ` ъ]поставимые по длине синтагмы, и только они, должны быть приняты во внимание. Посмотри на картинку: тут п[ ` ъ]ровозы, с[ ` ъ]молеты, машинки… Заметим, что в последнем примере в слове машинки дополнительного акцента нет. Скорее всего потому, что тогда он соседствовал бы с главноударным слогом, а это нежелательно. Таким образом, можно сформулировать одно из «запрещающих» правил появления РПУ: если слог, непосредственно предшествующий слогу-потенциальному носителю РПУ, или следующий за ним слог в фонетическом слове являются носителями главного ударения, ритмическое побочное ударение не появляется ни при каких условиях (кроме диктовки по слогам).

Безусловно, для определения более четких условий появления ритмического побочного ударения слова в условиях фразы необходимо провести ряд экспериментов, в ходе которого должны быть получены следующие данные: количество предударных слогов, с одной стороны, и количество слогов междуударного интервала (от одного главного до другого главного ударения во фразе), с другой, необходимое и/или достаточное для появления РПУ, а также условия размещения слова относительно просодической схемы фразы.

1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка // М.: Просвещение, 1977

2. Борунова С. Н. Реализация побочного ударения в разных типах речи //Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. М. , 1991

3. Борунова С.Н. Побочное ударение в современном русском языке: теория и лексикографическая практика. //Русистика на пороге 21 века: Проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М., 2003

4. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи // М.: Изд-во Моск. Университета, 1981

5. Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов В.В., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика // М.: Изд-во Московского университета 1997

6. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Побочное ударение и ритмическая структура русского слова на словесном и фразовом уровнях // Вопросы языкознания, М.:Наука1993, вып. 4

7. Касевич В.Б., Шабельников Е.М., Рыбин В.В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности // Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990

8. Кривнова О.Ф. Ритмика фонетического слова в разных видах прозаической речи // Всесоюзная школа-семинар АРСО-12, тез.докладов, Киев, 1982

9. Кривнова О.Ф. Перцептивная и смысловая значимость просодических швов в связном тексте.//Проблемы фонетики, вып.4, М. 1995

10. Кривнова О.Ф. длительность как средство реализации словесного ударения в тексте (сопоставительный анализ разных способов оценки выраженности ударения в слове). // Язык и речь: проблемы и решения, М.: Макс-Пресс, 2004

11. Потапов В.В. Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков. М.:УРСС, 2004

12. Просодический строй русской речи // М, 1996

13. Трубецкой Н.С. Основы фонологии // М., 1960

[1] Гласный под ПУ сравнивается не с любым главноударным, а с таким же гласным в позиции ударности, поскольку известно, что открытые гласные заднего ряда (например, [а]) всегда обладают большей длительностью, чем узкие гласные переднего ряда (оценка по эталону [10])

📽️ Видео

Главные и второстепенные члены предложения. Что значит распространить предложение?Скачать

Главные и второстепенные члены предложения. Что значит распространить предложение?

Как поставить Ударение ? Функции ударенияСкачать

Как поставить Ударение ? Функции ударения

Главные и второстепенные члены предложенияСкачать

Главные и второстепенные члены предложения

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать

Порядок слов в предложении  Интонация   Логическое ударение

Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык простоСкачать

Ударение в английских словах. Куда ставить? Английский язык просто

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок по русскому языку 1 классСкачать

Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок  по русскому языку 1  класс
Поделиться или сохранить к себе: