- 1.7. Ударение
- Виды ударений в литературе
- Занятие 34. Размер стиха
- Лекция 4. Стихосложение. Метрика
- Стихотворные размеры в таблице с примерами
- Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
- Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
- УДАРЕНИЕ
- Смотреть что такое УДАРЕНИЕ в других словарях:
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- УДАРЕНИЕ
- 📽️ Видео
Видео:Как определить стихотворный размер? [IrishU]Скачать
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Видео:Что такое ударение ?Скачать Виды ударений в литературеВидео:КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР? | ЕГЭ Литература | ВебиумСкачать Занятие 34. Размер стихаРАЗМЕР — способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха — это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо — тоническом — метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.). Листья падают в саду. Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием. Яблони и сизые дорожки, В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей. Так бей, не знай отдохновенья, Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный. Над этим островом какие выси, Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, (пример пятистопного дактиля.). А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой, Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный: Ни страны, ни погоста Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога. Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие. В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»). Графическое изображение десяти размеров стиха: 1. Хорей — Ударение с 1-ого слога ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха: 1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи. Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке. Во` поле берё`зонька стоя`ла, В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой. Надменный временщик, и подлый, и коварный, АМФИБРАХИЙ — трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге. АНАКРУЗА — слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо — тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле — нулевая, в ямбе и амфибрахии — односложная, в анапесте — двусложная. ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, ИКТ — ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) — безударный слог в стихе. ЛОГАЭД — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики. Губы мо`и прибли`жаются ОДНОСЛОЖНИК — экзотический односложный размер. Все слоги ударные. ПЕНТОН — (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А.В.Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шуми ты, рожь, ПИРРИХИЙ — один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии — двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера. Три девицы под окном СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра. Дух отрицанья, дух сомненья. СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд. Швед, русский — колет, рубит, режет ТРИБРАХИЙ — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге. «Неповторимая дней благодать. « УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Горные вершины ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется. Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др. Очень трудно уйти от былого, ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ. Горько плакал мальчик Лёва — Что с тобой? — спросили дома, Он ответил без улыбки: ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов. В беспечных радостях, в живом очарованье, Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты Ты жива ещё, моя старушка? А миром правят ложь и ярость, ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов. Мороз и солнце; день чудесный! СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов. Да! Были люди в наше время, ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене). Унылая пора! Очей очарованье! Схема октавы: АБАБАБВВ. ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов. . Дайте мне дворец высокий ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления. ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк Он в том покое поселился, БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. Раз в крещенский вечерок СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно. Поэт! Не дорожи любовию народной Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм. ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д. Любил я светлых вод и листьев шум, Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко. ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены. Ещё весной благоухает сад, Схема триолета: АБАААБАБ. РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки). СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ. АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью. Добрый доктор Айболит Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать Лекция 4. Стихосложение. МетрикаРитм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны. См. также «Школу поэтического и прозаического мастерства» — http://www.proza.ru/2012/10/17/946 Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь. ……. Ремесло И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении. ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки! Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи… Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше. МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи; Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим: Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей). Ритм стихотворения — есть величина переменная и может изменяться, метр же, как измеритель его, постоянен и неизменен. Схематически размеры можно выразить следующим образом: Музыка их различна. я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая. ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки! АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный. По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на, Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина. Гонимы вешними лучами, Явно не прослеживается однообразия. ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ… Явно метрические ударения не совпадают с логическими. Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ. го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми Явное несоответствие, также как и дактилю. Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла. го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми, Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку: с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры. Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок. В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой). МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи; В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы. ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи; НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой, Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк: В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5 В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина. Безобразно труп ужасный Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем: Ах, вы, сени, мои сени, Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха. Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп. МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи; Во второй строке не хватает одного безударного слога. Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера. ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки, ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА! Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера. Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки. Удар мой верен был и скор. По вечерам, над ресторанами Разница весьма существенная. Кратко пройдемся по пеонам. Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер. кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый. В парке ПЛАкала Девочка: «ПосмотРИ-ка ты ПАпочка, Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – ГЕКЗАМЕТР и ПЕНТАМЕТР. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности. Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное. Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|, Другой пример из «Песни матросов» А.Блока: По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест) Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке. толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,| В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном. пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни. Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей. пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни. Получаем во всех строчках полный анапест. Во лесах во дремучих Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор. Плевать, что нет Жилы и мускулы — молитв верней. Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической. ЗАДАНИЕ № 2 Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока: Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать Стихотворные размеры в таблице с примерамиСтихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других? Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения. Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Учимся расставлять ударения и определять размер стихаЧтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать УДАРЕНИЕЛитература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 . Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925 Смотреть что такое УДАРЕНИЕ в других словарях:УДАРЕНИЕакцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова (См. Слово) и словосочетани. смотреть УДАРЕНИЕУДАРЕНИЕ, -я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышениемтона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первыйслог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего вречи). смотреть УДАРЕНИЕударение ср. 1) Выделение — слога в слове или слова в предложении — силой голоса или повышением тона. 2) Значок над буквой, указывающий на такое выделение. 3) перен. разг. Выделение, выдвижение на первый план в качестве главного, основного. УДАРЕНИЕударение с.1. accent, stress; (перен. тж.) emphasis экспираторное ударение — expiratory accent музыкальное, тоническое ударение — musical stress логич. смотреть УДАРЕНИЕударение акцент, упор; тюканье, столкновение, осаливание, ухание, икт, стуканье, тонема, тыканье, уханье, тюкание, пыряние, шлепанье, выделение, хряпанье, хрястанье, хрясканье, значок, пинание, хлясканье, ошарашивание Словарь русских синонимов. ударение сущ. 1. • акцент • упор 2. • акцент Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. ударение сущ., кол-во синонимов: 30 • акут (3) • акцент (4) • бодание (2) • выделение (80) • гравис (1) • значок (9) • икт (2) • интонация (7) • колочение (9) • оксия (1) • осаливание (1) • ошарашивание (9) • пинание (3) • пыряние (2) • словоударение (1) • слогоударение (1) • столкновение (49) • стуканье (13) • тонема (1) • тыканье (11) • тюкание (4) • тюканье (4) • упор (17) • ухание (23) • уханье (23) • хлясканье (3) • хряпанье (4) • хрясканье (4) • хрястанье (4) • шлепанье (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: акут, акцент, бодание, выделение, гравис, значок, икт, интонация, колочение, оксия, осаливание, ошарашивание, пинание, пыряние, столкновение, стуканье, тонема, тыканье, тюкание, тюканье, упор, ухание, уханье, хлясканье, хряпанье, хрясканье, хрястанье, шлепанье. смотреть УДАРЕНИЕили АКЦЕНТ [лат.]— выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (У. экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (У. музыкальное, называемое также мелодическим У. или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления У. в слоге, слове и целом предложении. I. У. в слоге. Как показывают наблюдения над развитием языков, засвидетельствованных в памятниках древней письменности, во многих случаях система экспираторного У. сменяет более раннюю систему музыкального У. Так напр. в древнегреческом и древнеиндийском языках У. было мелодическим, тогда как в новогреческом и новоиндийских языках оно является экспираторным. Отсюда неоднократно высказывавшееся рядом ученых утверждение о более архаическом характере музыкального У. Однако вопрос о соотношениях музыкального и экспираторного У. нуждается в дополнительных исследованиях. Из современных языков Европы музыкальным У. обладают литовский, сербский и скандинавские; далее, широко используют музыкальное У. языки Д. Востока (китайский, японский), юго-восточной Азии (аннамский, таи, бирманские), малайско-полинезийские языки и языки Центральной и Южной Африки; наконец грамматическая традиция древности сохранила достаточно точные указания о музыкальном У. древнегреческого и древнеиндийского языков. В пределах слога высота голосового тона может варьироваться весьма значительно; возможны также различные комбинации повышений и понижений голосового тона. Так устанавливаются следующие основные типы музыкального У.: ровный высокий или ровный низкий тоны, восходящий или нисходящий тоны, наконец, сложные тоны — восходяще-ровный высокий, нисходяще-ровный низкий, восходяще-нисходящий и т. д. Экспираторное У., обычное в огромном большинстве современных языков Европы, Азии, Северной Африки, менее богато вариациями. В пределах слога экспираторное У. может обладать большей или меньшей силой (слоги сильные, полусильные и слабые), что приводит к наличию «главных» и «второстепенных» У. в пределах одного слова. Далее оно может сохранять свою силу равномерно на протяжении всего ударного слога (stark geschnittener Akzent Сиверса), постепенно ослабевать (schwach geschnittener Akzent Сиверса) или вновь усиливаться после некоторого ослабевания (двухвершинное У.): последняя форма У. в процессе развития языка неоднократно приводит к образованию дифтонгов. Наконец следует отметить, что сила экспираторного У. различна в отдельных языках; так напр. У. сильнее в русском, немецком, английском языках, чем во французском. II. У. в слове. В языках моносиллабических как напр. язык китайский, слоговое У. естественно совпадает с У. словесным; иначе обстоит дело в языках многосложных. Здесь У. становится одним из признаков отдельного слова, или указывая самым местом своим на конец слова, или располагая в определенной последовательности (по тону или по силе) все слоги слова в отношении к слогу ударному. В первом случае принято говорить о языках с постоянным местом ударения (так напр. в чешском и венгерском У. падает на первый слог слова, во французском и турецком — на последний слог, в польском и малайском — на предпоследний); во втором — о языках со свободным или подвижным ударением (как напр. в русском языке). Впрочем, термин «свободное» или «подвижное» У. означает здесь лишь то, что У. в этих языках может приходиться на любой слог слова; самое же место У. всякий раз обязательно и не может быть изменено; более того, У. часто диференцирует созвучные грамматические формы и пары слов, — ср. «руки» (Р. ед.) — «руки» (И. мн.), «бега» (Р. ед.) — «бега» (И. мн.). Следует, однако, отметить, что группа слогов, объединенных У. (т. наз. «речевой такт»), и слово, как единица грамматическая и семантическая, не всегда совпадают: с одной стороны, слова связной речи могут примыкать друг к другу, теряя самостоятельное У. (выступать в качестве проклитик и энклитик) — ср. русск. «ушел я / под-вечер/ из дому», где слова «я», «вечер», «дому» не имеют на себе У. С другой стороны, слово в известных условиях может иметь, помимо главного У., второстепенное У., — ср. русск. «однообразный», «диалектический». Те же явления наблюдаются и в языках с музыкальным ударением. Одним из следствий ослабления безударных слогов в языках с сильным экспираторным У. является изменение качества и количества их гласных — так наз. редукция гласных. Ее можно наблюдать напр. в русском языке. Здесь особенно сильно редуцируются гласные слога, предшествующего предударному слогу, и слога, следующего за ударным; слабее — гласные более отдаленных от ударного слогов, и еще слабее — гласные предударного слога, — ср. напр. «сковорода», «перевернулась». Редукция гласных необязательна, однако, в языках с экспираторным У.; во многих языках она отсутствует, как в языках французском и грузинском, где редукция неударяемых слогов совершенно недопустима. III. У. в предложении. Распределение музыкальных и силовых У. в речевом целом не зависит от характера У. в слоге и слове; напротив, именно языки с экспираторным У. особенно широко используют изменение голосового тона для передачи смысловых оттенков высказывания — для так наз. интонации. С другой стороны, усиление У. на одном из слов предложения (так наз. логическое или фразовое У.) определяет часто смысл всего сообщения; так в предложении «отец дал ему книгу» логическое У., падая на каждое слово, придает примерно следующие оттенки высказыванию — «отец (не чужой) дал ему книгу», «отец дал (не подарил) ему книгу», «отец дал ему (не другому) книгу», «отец дал ему книгу (не игрушку)» и т. п. Иногда возможны даже сдвиги словесного У., связанные с семантикой сообщения; таковы напр. сдвиги У., вызванные эмфазой, стремление подчеркнуть наличное в высказывании противоположение, вновь вводимое понятие и т. п.; ср. напр. сдвиги У. в таких высказываниях, как: «пятнадцать, не шестнадцать», «субъективный, не объективный» и т. п. Библиография: см. «Фонетика». смотреть УДАРЕНИЕУДАРЕ́НИЕ — способ образования фонетически целого сегмента речи. Так, словесное У. — выделение одного слога в слове, служащее для фонетич. объедин. этого слова. Кроме словесного У. различают синтагматич. и фразовое У., к-рые также фонетически объединяют неск. слов в синтагму или неск. синтагм во фразу. Словесное У. в рус. яз. свободно, т. е. может находиться на любом слоге (на последнем — дома́, на предпоследнем — коро́ва, на 3-м от конца слова — о́вощи и т. д.), и подвижно, т. е. не привязано к определенной морфеме в слове (до́ма — дома́ — и́з дому, домово́й и т. д.). Оно не случайно. Как правило, ударной является основа слова и перенос У. на флексию грамматически обусловлен. Те слоги, к-рые предшествуют ударному, называются предударными, те же, к-рые следуют за ударным, называются заударными.Фонетич. средство выделения удар. эл-та — бо́льшая длительность по сравнению с безуд. Традиционно считается, что рус. У. динамично, т. е. удар, гласный, будучи самым сильным, является и самым громким в слове, но эксперим. иссл. не подтверждают этого мнения. Оказывается, что громкость гласного зависит как от собств. его качества (а — самый громкий, у, и, ы — самые тихие), так и от его положения в слове (чем ближе к нач. слова находится гласный, тем больше его громкость, так что, напр., в сл. обману́ли первых два гласных гораздо громче удар., т. к. они оба открытые и оба ближе к нач. слова). Вторым важным фонетич. свойством словесного У. в рус. яз. являются специфич. характеристики удар, гласных (отсутствие редукции, характ. для безуд.). В удар. слоге возможно употребление большего числа гласных, чем в безуд. В предложении «Вот брат взял нож» мы воспринимаем У. на всех словах, хотя здесь и нет безуд. слогов, с к-рыми можно было бы сравнивать удар.: гласные о в словах вот и нож и гласный а после мягкого согласного в слове взял не могут быть употреблены в безуд. слогах, а гласный а в слове брат характеризуется полным отсутствием редукции. Существуют две степени редукции безударных. На степень редукции влияет положение гласного в слове (так, безуд. гласный в абсолютном нач. слова не редуцируется до второй степени так же, как и гласный в абсолютном кон. слова). Важно также, что фонетич. характеристики безуд. слога в потоке речи зависят от соседних слов. Так, заударный слог в слове гуси получает характеристики предуд. в сочетании гуси Рим спасли. Словесное У. обладает и словоразличит. функцией (мука́ — му́ка, пили́ — пи́ли и т. д.), к-рая для рус. яз. весьма второстепенна, ибо такие пары возникли в нем случайно. Обычно в слове имеется одно словесное У., однако в сложных словах часто возникает, помимо гл., и т. н. второстепенное (побочное) У. (четыре́хэта́жный, лави́нообра́зный). Эксперим. иссл. последних лет позволили обнаружить большую зависимость словесного У. от положения слова в синтагме или фразе: в т. н. слабых позициях синтагмы или фразы слог, на к-рый падает словесное У., может оказаться по своим характеристикам почти неразличимым от безуд. Синтагматич. У. обычно падает на удар, гласный последнего слова в синтагме, а фразовое — на удар, гласный последнего слова в конечной синтагме. Перенос синтагматич. У. с последнего слова в синтагме на др. приводит к появлению логического У. (Мы вы́шли, когда он замолчал и Мы́ вышли, когда он замолчал). Лит.: Златоустова Л. В. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казан, ун-та. 1954. Т. 114. Вып. 6; Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Щербакова Л. И. Об определении места ударения в слове // Изв. Отд. лит. и яз. АН СССР. 1973. Т. 32. № 2; Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982. УДАРЕНИЕВыделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта — синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средс. смотреть 📽️ ВидеоРусскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать ОПРЕДЕЛЯЕМ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫСкачать Изучаем ударение. Русский языкСкачать УдарениеСкачать На какой слог ставится ударение в слове "Одновременный"?Скачать На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?Скачать 4 задание | Ударения на ЕГЭ | Русский язык | ЕГЭ 2024 | СторумСкачать Почему феминитивы бесят даже больше, чем неправильное ударение? #shortsСкачать Простые правила – ударение в слове «опошлить»Скачать Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать Звукопись за 5 минут | ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ | СОТКАСкачать УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?Скачать 4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать |