Что такое смещение ударения

Видео:Ударения для ЕГЭ рэпом 😎 #запоминалка #егэрусскийязыкСкачать

Ударения для ЕГЭ рэпом 😎 #запоминалка #егэрусскийязык

1. Что такое распад ударений и как с ним бороться

Данный опус в сжатом виде формулирует то, что автор для себя открывал в течение трёх лет. Путь этот целиком можно проследить в главах 1, 2, 3, 3.1 и 5 сборника «В поисках истины» («Нескучного учебника стихосложения»).

РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке.

Для наглядности даю пример:

Обыкновенный пятистопный ямб:

«Ведь в гОроде родИли мЕня БОги.
01 0(1) 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки. «

Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий)

В слове «менЯ» фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось — «мЕня».

Переставим слова так:

«Ведь в гОроде менЯ родИли БОги.
За городом зачахну я от скуки. «

И нет вопросов.
С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Если бороться с распадом ударения можно:
а) с помощью инверсии (как в данном случае);
б) с помощью замены слова или образа и мы этому, вроде, научились,
то перейдём к более сложному случаю.

(Не стоит бояться! К ядерному излучению это понятие не имеет отношения.)

Просто, оказывается, в трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, полусильное (отсюда и ПОЛУраспад)

Распада ударения как такового в трёхсложных метрах быть не может. Я, по крайней мере, пока не встречал. (Но вот недавно встретил. Об этом в следующей главе) Это прерогатива ямба и хорея — тут сколько угодно примеров (часть из них в первой главе «Учебника. » рассмотрена(см. «В поисках истины»).

Зато тихо и незаметно на поэтов наваливается полураспад ударения. Большинство его даже не замечает — ни у себя, ни у других.

Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова:

амфибрахий: 0 1 0

где 0 — безударный слог, 1 — ударный,

то вот оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать.

Обозначив полусильное ударение знаком «+» имеем несколько иную схему трёхстопных метров:

И вот пример («сконструированный» специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):

1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 + 0 1 В данном примере и сильные и полусильные ударения на месте

А вот здесь, извините:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 + 0 1

В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове «когдА», ударение пришлось за счёт полусильного на «кОгда» и в слове «почтИ» ударение пришлось на «пОчти» («пОчки» какие-то)

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого.

Внимательный читатель тут же спросит: «А в слове «лЮбишь» по Вашей логике два ударения?
Да? Сильное и полусильное?».

Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою «теорию чёрных ритмических дыр». Исправляюсь.

Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать допоолнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего предлоги и местоимения. Все эти «кОгда», «Ещё», «пОка», «пОчти», «свАи», «мАи» и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена «беда» многих сочинителей.

Если же слово трёх- и более -сложное, либо двухсложное, но уже имеющее основное ударение (как «лЮбишь» в последнем примере), то полусильное ударение никак себя не проявляет и в этом случае перепишем этот пример так:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 0 0 1
(в последней стопе убран знак + с полусильного ударения. Нет его здесь!)

Так будет правильнее. И вот уж теперь, «внимательный читатель» не подкопается.

Однако, если у кого-то на слух не возникло неприятия второго примера, или он вообще не видит разницы между первым и вторым, и не ощущает явной ущербности второго, могу только посоветовать почитать моё эссе «Каждый пишет как он слышит», если до сих пор не читал, и тогда подискутируем. Если кого-то заинтересует весь «Путь к истине» читайте соответствующий сборник. Путь был тернист и труден.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Синкопа в музыке и ее разновидности

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.

В музыке есть своя мера времени – это равномерное биение пульса, каждый удар – это доля такта. Доли бывают сильными и слабыми (как ударные и безударные слоги в словах), они чередуются в определенном порядке, называемом метром. Музыкальное ударение, то есть акцент обычно приходится на сильные доли.

Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Когда возникают синкопы?

Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.

СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.

Что такое смещение ударения

Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.

Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.

Что такое смещение ударения

СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.

Что такое смещение ударения

Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».

Что такое смещение ударения

СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.

Что такое смещение ударения

Видео:Запоминалки ударенийСкачать

Запоминалки ударений

Какие бывают виды синкоп?

В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.

Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).

Что такое смещение ударения

Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.

Видео:Как ставить ударение в словах?Скачать

Как ставить ударение в словах?

Выразительные свойства синкоп

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Словари

Смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую (в музыке).

Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова (в лингвистике).

СИНКО́ПА, синкопы, жен. (греч. synkope — сокращение).

1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.).

2. Исчезновение звука в середине слова (линг.).

СИНКО́ПА -ы; ж. [греч. synkopē — сокращение, пропуск]

1. Муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. Правило синкоп. Синкопы характерны для румбы, фокстрота. С. — особенность музыки американских негров. С. не может начинаться длительностью меньше половинной ноты.

2. Лингв. Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова.

Синкопи́рованный, -ая, -ое. С-ая мелодия. С. ритм.

синко́па (греч. synkopē, буквально — обрубание, сокращение), 1) (муз.) смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.

СИНКОПА — СИНКО́ПА (греч. synkope, букв. — обрубание, сокращение),

1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли (см. ДОЛЯ (в музыке)) такта на слабую.

2) В стихе — переакцентуация (см. ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ).

СИНКОПА (греч. synkope — букв. — обрубание, сокращение),1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.2) В стихе — переакцентуация.

Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую.

Исчезновение звука (звуков) в середине слова.

[От греч. συγκοπή — сокращение]

СИНКОПА (позднелатинское syncopa, от греческого syncope — прерывание), в музыкальной ритмике смещение ударения с метрически опорного момента (смотри Метр) на более слабый. Синкопа придает ритму остроту, иногда создает эффект противоречия.

Говорить в синкопу кому что. Жарг. муз. Возражать кому-л., не соглашаться с кем-л. Никитина 1996, 188.

синко́па, синко́пы, синко́п, синко́пе, синко́пам, синко́пу, синко́пой, синко́пою, синко́пами, синко́пах

сущ., кол-во синонимов: 7

обморок, смещение, переакцентуализация, выпадение, сдвиг, обрубание

синкопа (греч. synkope — сокращение). Выпадение звука или группы звуков внутри слова. Только (из древнерус. толико). Спирт (из лат. spiritus).

Синкопа (греч. συνκοπή ‘сокращение’)

Выпадение одного или нескольких звуков внутри слова (например, просторечн. охолнуть ‘остыть’ ← охолонуть).

СИНКОПА ы, ж. syncope f., англ. syncope < synkope сокращение.

1. В музыке — смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. БАС-1. Между прочим, она пела вариацию на арию из «Волшебного стрелка»; тэму так приятно, что сказать нельзя, 2-ю вариацию, синкопы, точно наблюдая меру, 3-ю вариацию — рулады, 5-ю вариацию — бравурную. 1818. Гальберг Письма 36. Соединять ноты в синкопы в одном голосе, между тем как другой идет, следуя темпу меры. .. синкоп <он>. 1833. Фетис Музыка 78. Он <радонежский> играл кардинала порядочно, но не решительно, ибо плохо знает такт, особливо в синкопах — и бьёт такт ногою. 1865. В. Ф. Одоевский Дн. // ЛН 22-24 200.

2. В языкознании — исчезновение звука (звуков) в середине слова. БАС-1. — Лекс. Толль 1864: синкопа; Мак. 1908: синко/п; СИС 1937: синко/па.

СИНКОПА (греч.). 1) сокращение слова посредством выпуска среднего слога или гласной буквы среди двух согласных. 2) внезапное ослабление, изнеможение, обморок. 3) в музыке: 1) ритмическая форма, состоящая в уничтожении акцента посредством связывания другой акцентированной ноты с неакцентированной; 2) действительное перенесение акцента на неакцентированную ноту.

📸 Видео

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский язык

Как выучить ударения за 40 секунд? | Русский язык ЕГЭ-2024Скачать

Как выучить ударения за 40 секунд? | Русский язык ЕГЭ-2024

5 слов с коварным ударением. Проверьте свою грамотность! | Русский языкСкачать

5 слов с коварным ударением. Проверьте свою грамотность! | Русский язык

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский языкСкачать

Стихи для ЗАПОМИНАНИЯ УДАРЕНИЙ | ЕГЭ Русский язык

Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Рэп-ударения для ЕГЭ 🔥 #shortsСкачать

Рэп-ударения для ЕГЭ 🔥 #shorts

Как язык тела выдаёт ложь? Самооценка в мимике и жестах. Кинетик Валентин ШишкинСкачать

Как язык тела выдаёт ложь? Самооценка в мимике и жестах. Кинетик Валентин Шишкин

Слова, в которых все путают ударения 👇 ПодписывайсяСкачать

Слова, в которых все путают ударения 👇 Подписывайся

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

КОРОТКИЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ УДАРЕНИЙСкачать

КОРОТКИЙ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ УДАРЕНИЙ

Лайфхак как запомнить ударения для ЕГЭ и ВПР #русскийязык #ударения #ЕГЭ #ВПР #репетиторСкачать

Лайфхак как запомнить ударения для ЕГЭ и ВПР #русскийязык #ударения #ЕГЭ #ВПР #репетитор
Поделиться или сохранить к себе: