- Связь слов в словосочетании. Согласование план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку на тему «Согласование» (4 класс)
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- 📽️ Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Связь слов в словосочетании. Согласование
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Цели урока:
Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc | 50.5 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)
Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю — хочу узнать — узнал»
Оборудование: интерактивная доска.
- Организация учащихся на урок
— Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!
2. Словарная работа
— Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз, —
Это у нас! Это у нас!
И величава река и длинна, —
Это на родине нашей она!
В чаще кедровой, в трущобах таёжных
Много лисиц и куниц осторожных;
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.
— Как называли нашу родину в старину? (Русь)
Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.
На доске запись:
— Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)
— Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )
— Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)
Защищаем, бережём, прославляем.
Широка страна моя родная!
Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила составления синквейна:
1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);
2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);
3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);
4 строка: отношение к теме – фраза из 4 — 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);
5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.
- Стадия осмысления
- Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.
— Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)
— Что вы хотели бы узнать?
Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.
Какие вопросы можно поставить в словосочетании?
Какие части речи являются главными в словосочетании?
Какая связь может быть между словами?
— Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.
2. Составление словосочетаний.
— Составьте словосочетания со словом «российский».
Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.
— Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)
— Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)
3. Знакомство с согласованием.
— Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)
— Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
— Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)
Чтение определения в учебнике (с. 109)
— Наши предположения о согласовании оказались верными?
4. Первичное закрепление
— Выполним упражнение 1 на с. 110.
— Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.
прил. сущ. х прил. сущ. х
Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),
числ. сущ. Х числ. сущ. х
пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).
— Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Конспект урока по русскому языку на тему «Согласование» (4 класс)
урока русского языка для 4-го класса по теме «Словосочетание. Согласование» (по программе «Начальная школа XXI века»)
Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия согласование как типа подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, закрепить знания учащихся о частях речи и их грамматических признаках.
Создать условия для наблюдения за словосочетания с типом связи – согласование, выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании.
Создать условия для развития умения определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний.
Создать условия формирования культуры учебного труда.
Личностные УУД : самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; стремиться к повышению культуры речевого общения в паре, группе, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД : фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, синтезировать, обобщать информацию, делать выводы.
Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
Познавательные УУД : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; поиск необходимой информации; установление причинно — следственных связей; определение основной и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя ранее полученные знания; моделировать различные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение).
Предметные УУД : наблюдение за словосочетаниями с типом связи – согласование, выяснение отличительных особенности данного типа связи слов в словосочетаниях; нахождению главного и зависимого слова в данном типе словосочетаний; активизация знаний учащихся о связи имён прилагательных с именами существительными в словосочетании;
отработка навыка выделения словосочетаний с типом связи – согласование, обобщение знаний о частях речи и их грамматических признаков.
Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.
Индивидуальные карточки для парной работы, самостоятельной (разноуровневой) работы
Презентация « Связь слов в словосочетании. Согласование».
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является уроком данных разделов по изучению связи слов в предложении, типов словосочетаний, категорий самостоятельных и служебных частей речи. Этому уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Связь слов в предложении», «Слово. Словосочетание. Предложение», «Правописание слов в словосочетаниях».
Формы организации учебной деятельности:
— упражнения для снятия напряжения на глазах,
— смена видов деятельности на уроке.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Сегодня мы с вами работаем под девизом «Хочу всё знать» и поэтому наш урок будет строиться на вашей тяге к знаниям и любознательности. Получение знаний , открытие нового это счастье.
-Что такое счастье? Что значит быть счастливым? Хорошая оценка, похвала учителя и родителей, доброжелательные взаимоотношения между тобой и окружающими тебя людьми, можно ли это назвать счастьем? Что необходимо делать, чтобы после каждого урока вы уходили счастливым? В КОНЦЕ УРОКА МЫ ПОСМОТРИМ, НАСКОЛЬКО СЧАСТЛИВЫМИ ВЫ УЙДЁТЕ С УРОКА. Перед Вами карточки нарисуйте на них своё настроение .
Сегодня вы будете себя оценивать сами . Зелёная карточка – всё правильно, синяя карточка – 1-2 ошибки, красная карточка – надо повторить.
А сейчас открыли тетради, записали число, классная работа.
-Из слова шоссе выписать четвёртую букву (с)
— Из слова желать выписать букву, обозначающую звук согласный, твердый, непарный звонкий (л).
-Из слова готов выпишите звук, который при произношении оглушается (в).
— Из слова искусство выписать букву, повторяющуюся 3 раза (с).
-Запиши последнюю букву в слове пахуч (ч).
-Выпишите непроизносимый звук в слове ненастный (т).
-Из слова кабинет выписать сонорный звук (н)
Соотнесите свою запись с моей, поднимите соответствующую карточку. Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные). Между этими согласными вставьте гласные, чтобы получилось какое-то слово. Кто готов? (словосочетание).
Итак, тема нашего урока – это словосочетание, а именно «Правописание слов в словосочетании». Скажите, это тема новая для нас?
Тогда какие цели мы будем ставить перед собой?
Слайд «Хочу вспомнить»:
Итак, приступим. Скажите, при помощи чего в русском языке мы можем назвать предмет? (слово). Что такое слово? (единица языка, которая служит для именования предметов).
Слайд (лист берёзы, клёна).
Что помогает более точно характеризовать предмет? (словосочетание ).
Перед вами слова, выпишите только словосочетания.
Сделаем вывод, что такое словосочетание? Вывод на слайде.
Для чего оно нужно? Чем оно отличается от предложения?
Почему некоторые пары слов не выписали? (фразеологизмы, грам. Основа, однородные члены предложения) СЛАЙД
Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ).
-У вас на партах лежат карточки №1. Прочитайте слова и скажите, в словосочетаниях с каким видом связи они могут участвовать в качестве зависимых слов? Устно составьте словосочетания.
Какой? Как? На что?
х х х
Любимый …, громко …, … на дерево,
Какое? Как? Что делать?
х х х
Дорогое … , уверенно …, … ходить.
Любимый сад – согласование, громко кричать – примыкание, залезть на дерево – управление, дорогое платье – согласование, уверенно идти – примыкание, хочу ходить – примыкание. Почему?
Фронтальная работа – 1 чел. У доски.
На доске: Мама подарила мне интересную книгу.
— Из предложения выпишите словосочетание с типом связи согласование. ( интересную книгу).
_Найдите главное и зависимое слово.
-Задайте вопрос от главного слова к зависимому (какую?)
-Какой частью речи выражено зависимое слово? ( прилагательным)
-Какой тип связи согласование.
-Вспомним, что такое согласование?
-КАК найти с/сочетание с согласованием. (алгоритм). Проверим, правильно ли определили тип связи?
Какой частью речи является зависимое слово при согласовании? (прилагательное, местоимение), приведите пример.
4. Работа с учебником (закрепление) – комментирование.
-Любите ли вы играть?
— Поиграем в игру «Угадай-ка». У меня на доске записаны словосочетания. Прочитайте и определите тип связи. (примыкание). Докажите. Измените эти словосочетания, чтобы зависимые слова были бы однокоренными.
устный ответ — устно ответить
быстрый бег — быстро бежать
яркий блеск — ярко блестеть
громкий крик — громко кричать
тихо петь — тихое пение
-Словосочетания с каким типом связи образовались? (согласование). Докажите.
5. Музыкальная физминутка.
Найди в каждой строчке четвёртое лишнее. Объясни, почему лишнее. Запиши словосочетания с типом связи согласование, укажи род, число, падеж .
1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.
2.Душистая сирень, водить за нос, пахнет дождём, весёлые голоса.
3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.
Далее учащиеся производят коллективную проверку. Оценивают себя карточкой.
1. Укажите верное определение.
а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.
в) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
2. Что не является с/сочетанием?
2. Найдите согласование:
Играю на компьютере
Возвращаемся к цели урока – мы всё достигли?
Начинали мы со слова счастье. В свете нашей темы составьте словосочетание с этим словом.
— вы можете сейчас сказать, что вы счастливы?
Каждый учитель чувствует себя счастливым, когда видит успех своих учеников. Я сегодня буду по-настоящему счастлива, если вы что-то полезное открыли для себя.
На обратной стороне теста напишите, какое настроение у вас осталось после урока.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:4 класс. Русский язык. Словосочетание. СогласованиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Словосочетание. СогласованиеСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
📽️ Видео
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Русский язык 4 класс. Словосочетание. Карбук Н.В.Скачать
"Словосочетание", Русский язык 4 класс ч.1, Школа РоссииСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать