Видео:Пошаговая инструкция создания кроссенса: Архипов С.А.Скачать
Кроссенс-технология развития предпосылок критического мышления у старших дошкольников
Ольга Тонеева
Кроссенс-технология развития предпосылок критического мышления у старших дошкольников
КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале «Наука и жизнь»,
представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов. Понимая, что работа по технологии КЕРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – как подготовить детей к разгадыванию кроссенса?
Технологию КРОССЕНС в работе с детьми нужно начинать применять с
адаптированных ее вариантов,используя следующие методы и приемы:
*Не полный кроссенс (4,6 картинов)
* Кроссенс с открытой темой
*Непосредственно сам кроссенс
*Различные способы разгадывания
Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У
дошкольников формируется познавательная, информационная и
коммуникативная деятельность. Кроссенс позволяет использовать ранее
приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценочными
компонентами – основными факторами критического вида мышления. Очень
важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть
информации, осмысливать её. Мыслить критически можно в любом возрасте.
Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определить тему
2. Выделить 9 элементов (картинок)
3. Найти ассоциативную связь между этими элементами,
определить их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения.
Читать кроссенсможно одним из следующих способов:
сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее
двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой».
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным
является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Таким образом, мы можем сказать, что развивающий метод «кроссенс»
способствует формированию не только мыслительных процессов, но и
развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.
Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.
Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.
Игры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.
Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня — решающий фактор индивидуального успеха.
Видео:“ Технология создания кроссенса”Скачать
Что такое кроссенс ударение
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! ?
Аннотация: Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.
Статья:
Что такое КРОССЕНС?
КРОССЕНС — ассоциативная головоломка нового поколения.
Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое обозначает с английского языка «пересечение слов»
Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.
Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат.
Из истории……
Идея головоломки кроссенс принадлежит нашим соотечественникам : писателю,педагогу и математику Сергею Федину и доктору педагогических наук, философу и художнику Владимиру Бусленко. Кроссенс впевые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь»
Варианты КРОССЕНСОВ
1
2
3
Технология КРОССЕНС позволяет:
-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
— учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
— развивать зрительное восприятие;
— учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
— учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
— учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
— развивать образное мышление;
— учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
— развивать смекалку, тренировать внимание;
Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.
Варианты КРОССЕНСОВ
1
2
3
1
2
Отгадка: «Детский сад»
Задание: выбери любую картинки, направление в котором ты будешь двигаться. И соединяя картинки красивыми предложениями у тебя получится рассказ про детский сад.
Видео:Учимся составлять кроссенсСкачать
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель:: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Подготовила: учитель-логопед Тетеркина Елена Анатольевна Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в процессе обучения связной речи детей дошкольного возраста. 2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс». 3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы. Оборудование: Ход мастер-класса: Добрый день! Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий. СЛАЙД 1 Тема моего мастер-класса «Технология КРОССЕНС как средство развития связной речи детей дошкольного возраста». Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике?(Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками… СЛАЙД 2 Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.) СЛАЙД 3 Так что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов», а кроссенс — означает «пересечение смыслов». Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Кроссенс — это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными. Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям. Кроссенс — это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями. Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. СЛАЙД 4 Картинка – еж, елка. — Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? (У обоих есть иголки). СЛАЙД 5 Следующая картинка рыба и приложенная к губам палец. (Молчание.) (Ответы участников) Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии. СЛАЙД 6 Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу. Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? СЛАЙД 7 Правильно. (Лиса). СЛАЙД 8 На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов, в нашем случае знание сказок. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими. СЛАЙД 9Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития связной речи, логического и творческого мышления. Попробуем? СЛАЙД 10 Наша задача — найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам только вперед по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. «Улыбка» — результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Собачку тоже зовут Шарик. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.) О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое. СЛАЙД 11 А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? ( Везде встречается цифра «7»). Я предлагаю нашим командам приступить к выполнению задания. Ваша задача: отгадать, выбрать картинку, направление, в котором вы будете двигаться, и начать составлять рассказ (логической последовательности так, чтоб смыслы их пересекались.) Участники мастер-класса выполняют задание в команде. А зрителям предложена игра «Эмоциональный кубик». — Бросаем кубик по очереди, изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные отгадывают её. Давайте придумаем сказку о персонаже в соответствии с выпавшей эмоцией. — Какая команда готова озвучить своё решение кроссенса? Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания. Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно. СЛАЙД 12. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем… — Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею. — Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее. — Найти связи между элементами, определить последовательность. — Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр). — Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы. — Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими. Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой. Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием). СЛАЙД 13 Эти этапы отображены на слайде: — на стадии определения темы занятия, — для определения и постановки проблемы, — для закрепления материала, — как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, — как творческое домашнее задание и т. д. СЛАЙД14 Как вы поступите с информацией, полученной сегодня? (Ответы) Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
📺 Видео
Кроссенс | Гра + навчанняСкачать
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Развивающий метод "Кроссенс" в проектной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗСкачать
Видеоконсультация "Кроссенс".Скачать
Кроссенс мастер классСкачать
Что такое ударение ?Скачать
Ударные и безударные гласныеСкачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать