Что такое клишированные словосочетания

Содержание
  1. Клише — это хорошо или плохо? Употребление клише в разных стилях
  2. Определение
  3. Клише и штампы
  4. Универсальные слова
  5. Употребление клише: за
  6. Клише для сочинения
  7. Употребление клише: против
  8. Клише и штампы в тексте – классификация, как от них избавиться и где нужно оставить
  9. Как появляются стандартные обороты
  10. Виды шаблонных выражений
  11. Клише
  12. Штампы
  13. Шаблонные фразы в копирайтинге
  14. Почему тексты нужно чистить?
  15. Как избавиться от клише и штампов
  16. Пример вычистки текста
  17. Так ли плохи шаблоны?
  18. Советы начинающим
  19. Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
  20. Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
  21. Примеры канцеляризмов и чем заменить
  22. Примеры речевых клише и чем заменить
  23. Примеры речевых штампов и чем заменить
  24. Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
  25. Как найти канцеляризмы, штампы и клише
  26. Как избавиться от речевых штампов
  27. Коротко о главном
  28. Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Клише — это хорошо или плохо? Употребление клише в разных стилях

Изначальное значение слова клише — это печатная форма, при помощи которой становилось возможным воспроизведение одного и того же тиснения по многу раз. Со временем переносное значение термина распространилось больше, чем сам оригинал, и теперь дефиниция даже ассоциативно возникает другая. Из нейтрального слово приобрело отрицательно-презрительную смысловую и эмоциональную окраску. Фразы-клише — это один из аргументов для критики художественного текста. Но не все так однозначно, и стоит рассмотреть аргументы как за, так и против использования этих выражений.

Что такое клишированные словосочетания

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Определение

Итак, клише определяют как шаблонную фразу. Это выражения, которые механически воспроизводятся в типичных речевых контекстах. Термин произошел от французского cliché и имел значение трафарета, или стандарта. Это описание и по сей день используется в полиграфии.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Клише и штампы

Штамп — это выражение, схожее по значению с клише, которое обозначает все то же избитое словосочетание. Избитое в данном случае — слишком часто употребляемое. А «слишком» здесь — достаточно часто для того, чтобы потерять экспрессивность и остроту. Лексическое восприятие тускнеет настолько, что словосочетание становится стереотипным.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Универсальные слова

Заезженными могут быть и слова, и словосочетания, и выражения, и целые предложения. Словесные штампы порой идут в дополнение к обычным словам, при использовании определенных эпитетов с которыми вся фраза превращается в стереотипную. Такая их разновидность называется универсальными словами. Их употребление тесно связано с обобщением значений, они встречаются в повседневной речи и становятся привычкой. Вот их небезызвестные примеры: каждодневная работа или пламенная поддержка.

Что такое клишированные словосочетания

Ярко окрашенные штампы приходят в речь из публицистики: в них больше видна былая экспрессия, потерянная благодаря избитости фразы. Это месть, которая, как водится, сладкая, или планета, разумеется, голубая.

Еще большей потерянной остротой обладают литературные клише, затертые до дыр. Это самый вредный из всех типов: с претензией на уникальность. Литературные клише недопустимы в любом другом стиле, кроме художественного текста, но в них они подобны лишь надоедливым мошкам, которые не приносят никакой пользы, и лишь портят внешний вид и атмосферу. Использование клише в литературе — признак непрофессионализма и дурной тон.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Употребление клише: за

Языковые клише могут включать в себя признанные лексические конструкции, терминологию, специфику построения стиля. Вот почему их использование как готовых речевых оборотов приветствуется в официальных документах, деловом стиле или научных трудах. Пресность, придаваемая клише в примерах, подобных приведенным, — только плюс, не нарушающий гармонии монотонности и бесцветности. При помощи них составляются формы, отчетности и прочая документация — это упрощает ее заполнение и контроль. Экспрессивность — не та черта, которую ожидают увидеть в серьезных делах.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Клише для сочинения

Речевые шаблоны на самом деле могут стать отличными помощниками при написании сочинения на экзамен. Построенное на их основе задание для ЕГЭ имеет больше возможностей получить высший балл, чем уникальная структуризация, — экзаменаторы ожидают увидеть шаблонные ответы, а не креатив. Клише для сочинения-рассуждения, к примеру, содержат известные конструкции для начала предложений: во вступительном и заключительном абзацах и основной части, в которой предполагается наличие аргументации. Эти шаблоны задают тон всему тексту, помогают структурировать его и не терять нить суждения.

Что такое клишированные словосочетания

Примеры таких клише — это:

  • при формулировании тезиса: на мой взгляд. я поддерживаю мнение. не могу не согласиться с. безусловно, что. конечно, автор убежден, что. начнем с того, что. докажем это на примерах из текста. рассмотрим подробнее, что. ;
  • при аргументации: для подтверждения сказанного обратимся к. пример. явления можно найти в. это видно из. очевидно, что. ;
  • при подведении итогов: таким образом. следовательно. подведем итоги, исходя из вышесказанного. можно сделать следующий вывод.

Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Употребление клише: против

Использование клише крайне не рекомендуется в художественных текстах и желательно умерить их употребление и в повседневной речи. Несмотря на то что в некоторых источниках понятие штампов и клише различны, нагоняй достается только первому термину, а второй называется полезной речевой конструкцией, и те и другие способны оскуднить речь. Штампами считаются более заезженные выражения, чем клише. Но чем больше проходит времени, тем размытее становятся границы между ними.

Что такое клишированные словосочетания

Подобно тому, что штампы не способны развить речь, клише не способны ее разнообразить. И ровно как те, так и другие своей стереотипностью мешают выражению собственных мыслей. Клише — это полезная вещь только тогда, когда их употребление мотивированно, а для этого нужно сначала научиться обходиться без них.

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Клише и штампы в тексте – классификация, как от них избавиться и где нужно оставить

Приветствую вас, посетители блога mynetmoney.ru! Сегодня мы поговорим о столь противоречивом понятии, как стандартизация речи. С одной стороны, стандартные выражения облегчают понимание, с другой – делают речь бедной и малоинформативной.

В этой статье я познакомлю вас с языковыми клише и штампами, часто встречающимися в текстах различных жанров и предназначения. Вместе мы научимся распознавать словесный мусор и нещадно вычищать его из статей. Это поможет вам писать яркие и информативные тексты, обрести собственный узнаваемый стиль и выйти на более высокий уровень оплаты труда.

Видите? Высокий уровень оплаты труда – клише, встречающееся повсеместно. Вы поняли, что я хотела сказать, но прозвучало не слишком убедительно, правда?

Что такое клишированные словосочетания

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Как появляются стандартные обороты

Человек стремится упростить жизнь – так устроено большинство из нас. Речь в данном случае не исключение: мы стремимся использовать готовые конструкции, а не строить новые. Это проще, да и понимание гарантировано. Сказал: «люди в белых халатах» – и перед нами собирательный образ врача. Назвал компанию «динамично развивающейся» – и понятно, что речь идет о небольшой фирме с определенными амбициями, но туманными перспективами.

Вот только выражения эти настолько поизносились и затерлись от повседневного применения, что не вызывают сколь-нибудь ярких эмоций. Поначалу они были свежими и экспрессивными, а сейчас превратились в скучные и шаблонные, порой служащие маркером отсутствия вдохновения и таланта у автора.

Клише, штампы и прочие шаблонные выражения могут сделать текст безликим и малоинформативным. А если они полностью заменяют собой конкретику – сделают непременно.

Давайте разбираться, каким сферам деятельности мы обязаны рождением шаблонных выражений. По происхождению речевые шаблоны можно классифицировать следующим образом:

  • Общественно-политические. Где политика, там идеология, значит, множество соответствующих выражений. «Внешние враги», «политика милитаризма», «оголтелая пропаганда» – в советское время обожали клеймить «стратегических противников» и превозносить себя. Сейчас это явление не столь выразительно, но присутствует в речах политиков.
  • Экономические. Эти штампы подарили нам бизнесмены и специалисты по рекламе. Отсюда «команда опытных специалистов», «демократичная ценовая политика», «индивидуальный подход» и прочая шелуха. Вот такие штампы в продающих текстах точно не приветствуются, ибо не значат ровно ничего. Нет фактчекинга – значит, пустословие.
  • Официально-деловые. Клише такого типа пришли к нам из официально-делового стиля. Там они выглядят вполне органично («согласно приказу», «данный гражданин», «вышестоящие инстанции»), но в живой речи и большинстве веб-статей явно неуместны. Слово «данный» (человек, товар и так далее) – явная примета канцелярского стиля. Без него лучше обходиться или заменять словом «этот».
  • Разговорно-бытовые. Шаблоны, характерные для разговорного стиля, следует вписывать в текст крайне осторожно, только при четком понимании целей подобных включений. Наиболее часто их используют в сторителлинге и блоггинге. «Бегу и падаю», «с ума сойти», «непыльная работа» – яркие примеры подобных штампов.
  • Сетевые. Относительно новое явление, которое я решила прописать отдельным пунктом. Интернет развивается, люди все интенсивнее общаются в соцсетях и на форумах, что инициирует появление своеобразных шаблонных конструкций («пацталом», «автор жжет», «помогите развидеть»). Правда, существуют они обычно недолго, заменяясь очередными шедеврами словотворчества. Речь как бы самоочищается, не позволяя сетевым штампам перейти в ранг клише.
  • Затертые образы. Когда-то эти выражения были яркими образами, находками писателей и журналистов («битва за урожай», «трудовые будни», «холодное сердце»). Но они так понравились людям, что их затерли до дыр частым употреблением. В результате их употребление стало безупречным маркером скудности лексического запаса и шаблонности мышления.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды шаблонных выражений

Наша речь пресыщена шаблонами. Как бы нестандартно ни мыслил человек, он тоже не может абсолютно отказаться от их употребления. Вследствие этого даже в самом креативном тексте найдется парочка-другая клишированных выражений. Что это такое? Попробую объяснить простыми словами.

Для начала нужно разобраться в терминологии и научиться различать штампы и клише в тексте. Это поможет лучше вылавливать их в статьях и определять, оправдано ли их употребление в том или ином контексте.

Клише

Согласно словарю лингвистических терминов И.Э. Розенталя, клише – это речевой стереотип, готовая конструкция, легко воспроизводящаяся в стандартном контексте. Подобные формулы характерны преимущественно для официально-делового, публицистического и научного стиля. В живой речи и текстах литературного стиля они используются крайне редко, поэтому и выглядят чужеродно.

Речевые стандарты – это шаблонные выражения с четким смыслом. При написании текстов по юридической тематике они попросту незаменимы («сборник законодательных актов», «ограничение свободы», «перечень обязательств»).

Например, для письма адвоката в суд или для анализа политической ситуации в стране подобная конструкция органична. Встречаются клише и в публицистическом стиле: сотрудники «силовых структур», «заинтересованные лица», «бюджетная сфера».

В особую группу клишированных выражений входят канцеляризмы («довожу до вашего сведения», «обеспечить выполнение», «данный документ»). Следует избегать проникновения подобных конструкций в бытовое общение и тексты, написанные в любом стиле, кроме официально-делового (изредка – публицистического).

Штампы

Согласно вышеупомянутому словарю, штампы – это выражения со стертым лексическим значением (семантикой) и потускневшей экспрессивностью. Изначально они были эффектными, точными и выразительными, но от частого употребления заносились, как старая одежда. Это могут быть метафоры, сравнения, гиперболы, идиомы.

Именно к этой категории относится большинство шаблонных выражений, присущих коммерческим (а иногда – и информационным) веб-статьям. Именно оттуда растут ноги у «слаженной команды профессионалов», «демократичных цен», «бескомпромиссного качества» и прочих безликих фраз. Они утратили первоначальную красоту и свежесть, перейдя в разряд «ни о чем».

К сожалению, многие заказчики не понимают, что текст от подобных оборотов только теряет. Поменяй название компании – и, в сущности, ничего не изменится. Подобная информация не воспринимается и не запоминается. Штампы в тексте крайне нежелательны, особенно если речь идет о продающем контенте.

Шаблонные фразы в копирайтинге

Как я уже говорила выше, от откровенно шаблонных, утративших смысловую нагрузку выражений, лучше отказаться. Как их узнать? Просто: они переходят из текста в текст и никак не воспринимаются в принципе. Приведу примеры подобных выражений, но все их перечислить, как сами понимаете, невозможно:

  • комплексный сервис,
  • индивидуальный подход,
  • клиентоориентированная политика,
  • демократичные цены,
  • гарантия высокого качества,
  • кратчайшие сроки,
  • амбициозная команда специалистов,
  • инновационные технологии,
  • гибкая ценовая политика,
  • сервис полного цикла,
  • приятные скидки,
  • ведущий производитель,
  • лидер в своем секторе рынка,
  • гарантированный рост прибылей,
  • расширение представительства и другие.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Почему тексты нужно чистить?

Что такое клишированные словосочетания

При общении в быту мы включаем в речь массу вербального мусора: местоимений, междометий, слов-паразитов и так далее. Подобный шлак загрязняет речь, но для разговорного стиля это в некоторой мере допустимо. Но это не означает того, что речевой мусор нужно переносить в тексты.

В письменной речи (в том числе, и в веб-статьях) подобную неприглядную роль играет неоправданное включение иноязычных калек (зачем бытовой холодильник называть рефрижератором?), избыточных слов, множества местоимений, вводных конструкций, а также шаблонных фраз.

Словесный мусор (а именно так, в большинстве случаев можно назвать клише и штампы) губителен как для элегантности, так и информативности текста. Конкретный вред можно выразить следующим образом:

  • Снижение информативности. Готовые речевые конструкции практически лишены смысла. Они ни о чем конкретно не информируют. «Расширить географию поставок» – это поставлять товары куда?
  • Ухудшение восприятия читателем. Лишенные полезной информации фразы воспринимаются читателем как «белый шум», взгляд просто скользит по ним, не в силах зацепиться за что-либо значимое.
  • Проблемы с продвижением. Обилие шаблонных конструкций повышает показатель водности текста в ущерб его полезности. Поисковые системы напрямую не оценивают этот показатель, но он элементарно вычисляется через анализ поведенческих факторов. Посетители уходят со страницы быстро, не дочитав контент и не совершив целевого действия. Естественно, это снижает позиции сайта в выдаче.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Как избавиться от клише и штампов

Предлагаю вашему вниманию основные способы борьбы с шаблонными конструкциями:

  • Вычитывайте тексты на свежую голову. При вычитке текста «на отдохнувший мозг» речевые клише и прочие шаблонные конструкции прямо-таки бросаются в глаза и напоминают о необходимости замены.
  • Используйте специальные сервисы. Количество воды в тексте можно проверять через функционал бирж Advego или Text.ru . Но наиболее четко вылавливать штампы и клише позволяют сервисы «Главред» и «Тургенев».
  • Сокращайте конструкции. Порой громоздкую конструкцию можно заменить простым словосочетанием или единственным словом. «Осуществляем доставку товаров по всей территории Российской Федерации» эквивалентно простейшему «доставляем товары по России».
  • Избавляйтесь от признаков канцелярского стиля. Это определенные слова типа «данный», «является», «субъект», отглагольные прилагательные («преодоление», «осуществление», ««реализация»), которые вполне можно заменить соответствующими глаголами, страдательный залог («доставляемый», «преобразуемый», «потребляемый»).
  • Используйте цифры и факты. Штамп «Гибкая система скидок» в продающем тексте лучше преобразовать в «при повторном обращении вы получаете скидку в 20% от стоимости сервиса».

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Пример вычистки текста

Попробуем почистить небольшой текст и посмотрим, насколько ярче он заиграет.

Компания N – один из ведущих игроков в сфере турбизнеса столицы. Наша компания предлагает услуги по оформлению виз в Москве. К достоинствам сотрудничества с нами относятся:

  • открытость схемы сотрудничества,
  • сжатые сроки оформления,
  • гарантированное оформление виз заявленной длительности и кратности,
  • широкий спектр дополнительных услуг,
  • отсутствие предоплаты.

Команда профессионалов из нашей компании сделает процесс подготовки к путешествию проще и приятнее!

Стало:

Компания N представлена на рынке туристических услуг с 2005 года. На нашем счету свыше 20 тысяч оформленных виз в страны Европы, Азии и Америки.

  • открытую схему сотрудничества (на основании договора, под аккредитацией консульства);
  • оформление виз в течение 3-5 дней (возможно в течение суток);
  • получение однократных или многократных виз со сроком действия до 5 лет;
  • опциональные услуги (оформление загранпаспорта, фотографирование, выездная биометрия);
  • оплату услуг после получения загранпаспорта с визой (доставляем на дом в пределах МКАД). В случае отказа консульства мы выплачиваем неустойку в размере 3 000 рублей.

При бронировании отеля через компанию N визы оформляются бесплатно. Предложение актуально для всех участников поездки.

Видите? Я убирала не все штампы: из коммерческого текста абсолютно вычистить их порой невозможно (зависит от стиля). Но я подкрепила их цифрами и фактами, а в конце акцентировала внимание читателя на УТП. Текст стал совершенно иным (информативным и привлекательным), а компания N обрела узнаваемый облик. Теперь читатель поймет, что N – это солидная компания, с которой можно и нужно сотрудничать.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Так ли плохи шаблоны?

На протяжении всей сегодняшней беседы я практически однозначно утверждала, что шаблонные конструкции в русском языке – это плохо. Пришло время сказать несколько слов в их защиту.

Речевые клише и прочие шаблонные фразы в некотором количестве все же нужны в текстах различных стилей и живой речи, ведь они:

  • Способствуют автоматизации речи и восприятия. Нам не нужно задумываться, как выстроить ту или иную фразу. Мозгу проще оперировать готовыми понятиями, что отражается и на речи.
  • Облегчают взаимопонимание. Шаблонные фразы универсальны и доступны для понимания вне зависимости от уровня (социального, интеллектуального и так далее) собеседников.
  • Помогают экономить время. Мы живем в постоянном цейтноте, поэтому заинтересованы в экономии времени. Зачастую одна стандартная конструкция способна заменить пространный монолог.

Вы произносите «Добрый вечер!». Вы сразу здороваетесь, обозначаете знание этикета, выказываете расположение к собеседнику и приглашаете к дальнейшему общению. Вот такой вот шаблон. Такие конструкции используются даже в литературе.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Советы начинающим

В финале публикации хочу дать вам несколько советов:

  • Тренировки необходимы. Развивайтесь: читайте тексты в сети, пытайтесь выловить штампы и заменить их на более приемлемые конструкции.
  • Заказчик не всегда прав. Шаблонный текст может понравиться заказчику, но читатель его не воспримет. Попытайтесь убедить клиента в том, что креативный контент, в большинстве случаев, работает лучше.
  • Побольше «мяса»! Любой шаблон можно «оживить», добавив конкретных цифр, собственных имен и кейсов.
  • Учиться нужно всегда. Чем больше вы читаете, тем богаче ваша речь. Читать нужно как художественную литературу, так и книги по копирайтингу. При желании можно пройти обучение на специализированных курсах.

Удачи, творческих и коммерческих успехов вам, уважаемые коллеги! Видите: в речевой шаблон можно вложить множество смыслов!

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинам зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить

Что такое клишированные словосочетания

Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.

Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи

Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.

Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:

ПонятиеОпределениеПример употребления (выделено жирным)Чем заменить
КлишеЭто стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения.Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться.Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов.
КанцеляризмыЭто слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю.Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера.Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам.
Штампы в речиЭто избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки.Я выполню заказ в кратчайшие сроки.Я напишу статью за 2 дня.

Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.

Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.

А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.

Примеры канцеляризмов и чем заменить

Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.

Что такое клишированные словосочетания

Примеры употребления канцеляризмов в речи:

  • осуществляется;
  • подвергнуть гибели;
  • затяжка ремонта;
  • следовательно;
  • действительно;
  • обнаружил;
  • данный;
  • является;
  • не играет никакой роли;
  • производить ремонт;
  • за неимением;
  • на данном этапе;
  • не придал должного значения;
  • издержки профессии;
  • во избежание;
  • заблаговременно и т.д.

Канцеляризмами являются (виды):

  • отглагольные существительные (выполнение, примирение, недоразвитие = возвращение глагола для каждого случая);
  • имитация действия, или расщепление сказуемого (оказывать помощь = помогать, строить планы = планировать);
  • производные предлоги (в силу = потому что, в виду = потому что, за счет = благодаря, с целью = для того, чтобы, по причине = из-за);
  • страдательный залог (нужно сделать = сделайте, нами были выявлены = мы выявили);
  • шаблоны (на сегодняшний день, все идет по плану, имеет место быть);
  • цепочка из существительных (увеличение индекса читабельности текста достигается за счет удаления мусорных слов = чтобы улучшить индекс читабельности, нужно найти и удалить мусор).

Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):

Что такое клишированные словосочетания

Что такое клишированные словосочетания

Пример речи с канцеляризмами:

Что такое клишированные словосочетания

Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:

Что такое клишированные словосочетания

Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:

«Я – жилец этого дома»):

Что такое клишированные словосочетания

Интересно! Понятие «канцелярит» было введено К.И. Чуковским (1962 год, книга «Живой как жизнь»). Поэт сравнил бюрократизм в речи с болезнью языка.

Примеры речевых клише и чем заменить

Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):

  • в книге исследуется;
  • из этого следует, что;
  • нельзя не заметить;
  • это еще нужно доказать;
  • здравствуйте, уважаемые …;
  • встреча прошла на высшем уровне;
  • о … можно забыть;
  • во-первых, …, во-вторых, …;
  • ярким примером является;
  • никого не хочу обидеть;
  • таким образом;
  • можно сделать вывод, что …;
  • однако;
  • итак;
  • в настоящее время;
  • как мы видим;
  • в заключение;
  • подытожим и прочее (все перечислить невозможно).

Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.

Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.

Примеры речевых штампов и чем заменить

Что такое клишированные словосочетания

Примеры штампов в речи:

  • в короткие сроки;
  • имеем большой опыт;
  • гибкая ценовая политика;
  • широкий ассортимент;
  • лидер рынка;
  • качественные услуги;
  • индивидуальный подход;
  • нацеленность на результат;
  • в свете последних событий;
  • уникальная возможность;
  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • является;
  • инновационный.

Чем заменить штампы? Штампы, как и клише лучше исключать. Если исключить не получается, то нужно заменит оригинальным словом или словосочетанием. А также нужно сконцентрироваться на пользе и содержании слов. Например, штамп «мы занимаем лидирующие позиции на рынке» замените реальными цифрами, подтверждающими это. А выражение «в кратчайшие сроки» замените информацией о сроках доставки/изготовления заказа/обработки заявки (или что там у вас).

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы

Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:

  1. Наращивание объема. Используя вводные слова и выражения, формы из двух-трех слов, которые можно заменить одним термином, копирайтер наращивает пару килознаков. Пример: «Таким образом, мы с вами видим, что вопреки распространенному мнению о прибыльности работы на фрилансе, заработать здесь бывает весьма непросто». Как изменить: «Уровень дохода на фрилансе зависит от активности и опыта копирайтера. В начале карьеры средний заработок – 10 тыс. рублей в месяц.
  2. Автоматизация и упрощение работы. Зачем тратить время на поиски интересных фактов, точных данных и статистики, если можно написать: «Уже много лет», «Испокон веков», «Гарантия лучших цен» и т.д.
  3. Придание солидности тексту и авторитетности автору. Если в тексте мало сути и пользы, то остается брать всякими «обращаю ваше внимание», «довожу до вашего сведения» и т.п.
  4. Уход от негатива. Например, если человек боится прямо и эмоционально говорить о том, что его беспокоит, то он прячется за мусором: «Таким образом, мы приходим к выводу, что данные из этого источника заставляют усомниться в подлинности действий и обоснованности теорий автора». Почему не сказать, что те-то и те-то факты разоблачают автора/опровергают его теорию?

Канцеляризмы, может быть, и упрощают жизнь копирайтеру, но чтение его статей утяжеляют. Люди не хотят читать такие тексты. А если и начинают читать, то бросают. Они не хотят разбираться в бюрократических и научных терминах. Они хотят быстро получить понятный ответ на свой вопрос. Как вы догадались, извращение канцеляризмами и штампами приводит к снижению поведенческих факторов. Проще говоря, автор теряет аудиторию/работу. Его репутация портится.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Как найти канцеляризмы, штампы и клише

Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.

Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:

  1. Заходите на сайт Главреда (регистрация не нужна).
  2. Вставляете текст в поле для проверки.
  3. Ждете, когда внизу появится цифра.

Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.

Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):

Что такое клишированные словосочетания

Что такое клишированные словосочетания

Что такое клишированные словосочетания

Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.

Видео:Что такое словосочетание 2 классСкачать

Что такое словосочетание 2 класс

Как избавиться от речевых штампов

Как улучшить свою речь и тексты:

  1. Пишите кратко и по существу. Знаю, иногда хочется добавить штамп для красоты, плавности перехода. Добавляйте, но не злоупотребляйте.
  2. Заменяйте избитые выражения мощными уникальными и современными аналогами, подбирайте синонимы, придумывайте свои выражения. Например, вместо «зуб даю» можно написать: «Если это не так, то не пить мне больше кофе. А вы знаете, как я люблю кофе».
  3. Удаляйте или заменяйте конкретными фактами штампы и клише. Вместо стереотипов вставляйте свои, уникальные и эмоциональные, экспрессивные слова и выражения. Не бойтесь быть собой. Главное – не уходить в мат и жаргон (хотя иногда и это уместно – зависит от ниши и заказчика).
  4. Пишите человеческим языком для людей. Не усложняйте, ориентируйтесь на жизнь. Пишите так же, как разговариваете. Например, вы же не говорите в быту: «Довожу до твоего сведения, что…». Вы сразу говорите то, что хотели сказать.
  5. Думайте о своем читателе. Он пришел за ответом на конкретный вопрос. Ему не нужна лирика или то, что он уже прочитал, слышал от других или может сказать сам.
  6. Перед сдачей и публикацией статьи внимательно вычитывайте ее.Подробнее о правилах вычитки теста

Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.

Кроме этого, рекомендую прочитать книгу М. Ильяхова «Пиши. Сокращай». И вот еще полезная статья того же автора о том, что такое информационный стиль. В ней даны примеры, как бороться со штампами и канцеляризмами.

Коротко о главном

Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.

Теперь вы знаете все о том, что такое речевые клише, канцеляризмы и штампы. Осталось потренироваться. Например, начните с этой статьи. В ней много штампов. Один подзаголовок «Коротко о главном» чего стоит. Избитое же выражение, да?

Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише

Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):

Поделиться или сохранить к себе: