- Басни
- Мартышка и очки
- Квартет
- Ворона и Лисица
- Стрекоза и Муравей
- Лебедь, Рак и Щука
- Слон и Моська
- Лисица и виноград
- Кукушка и Петух
- Зеркало и обезьяна
- Ларчик
- Щука и Кот
- Собака и Лошадь
- Волк и Лисица
- Белка
- Волк на псарне
- Осел и Мужик
- Волк и Ягнёнок
- Петух и Жемчужное Зерно
- Соловьева Н.М.: Практикум по выразительному чтению Чтение басен
- Особенности чтения басен Ивана Андреевича Крылова
- 🎦 Видео
Видео:Мартышка и очки. Басня И.А. Крылова. ДиафильмСкачать
Басни
В этом разделе нашего сайта Вы можете познакомиться с поучительными баснями. В небольшом объеме басни сконцентрирована мудрость поколений и представлена читателю в лаконичном виде с ясной моралью. Рекомендуем читать басни детям в познавательных и воспитательных целях. Красочные иллюстрации и мораль в конце басни помогут лучше усвоить текст и понять его.
Мартышка и очки
Мартышка к старости стала плохо видеть, но от людей она слышала, что с помощью очков это легко исправить. Она раздобыла себе очки, но не знала, как их правильно использовать. Она надевала их на темя, на…
Квартет
Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели…
Ворона и Лисица
Хитрая Лиса, чтобы добиться своей цели, расхваливает Ворону, явно преувеличивая ее красоту! Вороне очень приятны такие слова, хотя они явно лживы. Она ведет себя глупо, поверив Лисице, так как голосок у Вороны отнюдь не ангельский….
Стрекоза и Муравей
Стрекоза все лето пела, резвилась, наслаждалась теплом и природой. Но лето прошло, наступили холода, негде Стрекозе укрыться, нечего поесть. Она идет к муравью и попросит ее приютить и обогреть до весны. Муравей ее спрашивает: «Да…
Лебедь, Рак и Щука
Лебедь, Рак и Щука решили везти воз. Впряглись они, стали тянуть: Лебедь рвется в облака, Щука тянет в воду, а Рак пятится назад. Усилий они много прикладывали, но воз не сдвинулся с места. Читать басню…
Слон и Моська
По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания….
Лисица и виноград
Голодная Лиса залезла в сад, увидала кисти винограда и решила полакомиться им. Но виноград висел высоко и как она ни пыталась, ей не удалось сорвать ни одной ягодки. Тогда она сказала, что виноград совсем не…
Кукушка и Петух
Кукушка расхваливает пение Петуха, что поет он громко и важно. Петух в ответ хвалит пение Кукушки – какое оно плавное и протяжное! Кукушка не унимается и находит новые хвалебные слова для Петуха. Петух тоже не…
Зеркало и обезьяна
Обезьяна, увидев себя в зеркало, сказала Медведю, что в зеркале какая-то рожа. Она ей очень не нравится, она знает таких мартышек штук пять-шесть, и она удавилась бы с тоски, если была бы на нее похожа!…
Ларчик
Принесли ларец от мастера. Все любовались искусной работой и изяществом ларца. Тут пришел механик и, не обратив внимания на красоту, решил всем показать, какой он умный – сейчас же разгадает секрет механизма и откроет ларец. …
Щука и Кот
Как-то Щука решила заняться не своим ремеслом и половить мышей в амбаре. Кот стал отговаривать, ведь эта работа ей совсем не знакома. Но Щука решила, что это легкое дело и она справится. Они пришли в…
Собака и Лошадь
У одного крестьянина служили Собака и Лошадь. Как-то раз Собака говорит, что лошадь имеет совсем маленькое значение в хозяйстве! Подумаешь, только пахать да возить. Вот у Собаки дела днем и ночью: днем стадо сохраняет, ночью…
Волк и Лисица
Лиса забралась в курятник, наелась кур и с собой немного взяла и припрятала. Решила она вздремнуть под стогом. Тут подошел к ней изголодавшийся Волк. Охота у него не задалась, и он еле ноги волочил. Рассказал…
Белка
Белка служила у Льва. За хорошую службу ей обещан целый воз орехов. Время идет, служит она исправно. Но нередко голодает и глотает слезы сквозь улыбку Льву. Она смотрит, как в лесу резвятся по деревьям другие…
Волк на псарне
Волк хотел съесть овцу, но вместо овчарни случайно забрался в псарню. Собаки, почуяв волчий дух, подняли шум, лай. Псари принесли огня, чтобы посмотреть из-за чего такой переполох. Волк поняв, что перед ним не овцы, а…
Осел и Мужик
Мужик нанял Осла стеречь свой огород от ворон и воробьев. Осел честно выполнял свою работу – отгонял птиц, и с огорода ни листочка сам не съел. Но, гоняя птиц, потоптал все грядки! Мужик вместо платы…
На Щуку написали донос, что от нее в реке не стало житья! Ее вызвали на суд, судьями же были два Осла, две Клячи старые и два иль три Козла. Прокурором была Лиса. В народе ходил…
Басня про мальчика, который стерег стадо и несколько раз просто так кричал: «Волк, помогите!» Мужики прибегали, но волка не было. Но однажды действительно пришел волк. Лгун читать Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал…
Волк и Ягнёнок
Ягненок пришел в жаркий день напиться к ручью. Тут его увидел Волк и решил съесть. Но чтобы придать этому хоть немного законный вид, он обвинил Ягненка, что тот мутит ему воду. Ягненок объясняет, что не…
Петух и Жемчужное Зерно
Петух рылся в навозной куче и нашел Жемчужное Зерно. И сразу решил, что это очень пустая вещь, не понятно, почему люди так ценят его. Лучше бы это было Зерно ячменное: оно более сытное и он…
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Басни по возрасту:
Сказка об одиноком кактусе
Рос в одной пустыне колючий кактус. Обыкновенный кактус, зелёного цвета, с острыми, длинными колючками. И все было бы замечательно, если бы ни одно обстоятельство — у кактуса никак не росли цветочки. Кактус много думал, почему…
Жил в море крабишка маленький. ока совсем маленький был, жил где придётся, подрос— стал себе дом искать. Залез в щель между камнями, но показалось ему там темно, жестко и тесно. Поплыл дальше. Решил закопаться в…
Камбала и ласкирь
Когда-то камбала была рыба как рыба. Всё у неё было как у других: глаза по бокам головы, рот прямой, и плавала она, как все рыбы, спиной вверх. Но после одного случая она стала сплющена на…
Поспорили в Чёрном море кефаль, мерланг-пикша и белуга: кто из них сильнее? Спорили, спорили и решили: кто дольше всех между камней в прибой продержится, против волны устоит, тот и есть самый сильный. Зелёная рыбка читать…
Рассказ про двух старшеклассников, которым летом удалось попасть в настоящую научную экспедицию. Первые дни вместо ожидаемой полевой романтики им пришлось таскать под проливным дождём дрова, а затем пытаться разжечь из них костёр. Но однажды им…
Третий ящик Пандоры
Рассказ о том, как учитель задержался в школе с проверкой уроков до позднего вечера. Все учителя уже ушли и ему надо было взять запасной ключ от школы в тумбочке в кабинете домоводства. Он позвонил маме,…
Веселая история про двух студентов пединститута, а на время зимних каникул – вожатых в детском оздоровительном лагере, который располагался в живописном пригороде. Начальник лагеря поручил им привезти три елки из питомника, но студенты забыли записку…
Интересная история о том как к автору в московскую квартиру повадилась приходить большая крыса. Она совсем не боялась хозяина, хозяйничала во всех комнатах, но поймать ее никак не удавалось… Крыс читать Я проснулся глубокой ночью…
Про паука и трех слонов Зашвырнула буря в сад Трёх невиданных слонят. Каждый чуть побольше мошки, Копошатся на дорожке, Поднимают хоботки, Собирают лепестки. Но их увидал мой знакомый паук И прошептал: “Осторожнее, друг! Не прыгайте…
Стихи для детей
Перевод с французского и составление М. Кудинова. Мир детворы Я с Синей Птицей не знаком, Не носит сапоги мой кот, И Серый Волк в лесу густом Со мною речь не заведёт. Нет каравеллы у меня,…
Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей!…
У нашего Йована У нашего Йована Курица подкована. Петухи запряжены, В сапоги наряжены; Овцы яйца несут. Козы yток пасут, Муравьи клюют овёс, Поле пашет старый пёс. Скворец Чёрный скворец Пошел во дворец В белой рубахе…
- О проекте
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта
Видео:Квартет | Басня КрыловаСкачать
Соловьева Н.М.: Практикум по выразительному чтению
Чтение басен
Чтение басен
На лекциях и первых практических занятиях были заложены основы навыков и умений, необходимых чтецу. Может быть, еще не все упражнения проделаны, но в то же время как можно скорее следует обратиться к чтению литературных произведений. Только при подготовке к нему и в момент исполнения понимается в наиболее полной мере существо искусства чтения и раскрываются творческие возможности каждого участника практикума.
Вопрос, с каких произведений начинать чтение, требует серьезного обдумывания. Многие преподаватели, ведущие практикум в педвузах, начинают работу со студентами с басен, и не только преподаватели педагогических институтов, но и некоторые профессионалы. Ю. Э. Озаровский в своей книге отдает предпочтение басне 1 . Н. И. Ходотов, актер и режиссер, в своих воспоминаниях пишет: «Я стараюсь воспитать искренность переживаний, обнажить наивное чувство и принимаюсь первым делом за басни дедушки Крылова» 2
Басня считается наитруднейшим жанром. Для исполнения басен надо иметь совершенно особые артистические данные. Однако в курсе выразительного чтения не ставится задача овладения басней во всей сложности исполнительского искусства. В то же время басня имеет ряд особенностей, которые дают основание считать ее наиболее подходящим материалом для начала работы над литературным произведением. Первое преимущество басни в ее принадлежности к малому жанру. Она легко обозревается. Неопытному чтецу трудно работать на первых порах над большим произведением. Но бывают совсем небольшие произведения, например некоторые лирические стихотворения, над которыми требуется очень большая предварительная работа для того, чтобы достигнуть глубокого понимания: без него невозможно успешное исполнение произведения. Этой трудности в басне нет. Басня легко понимается, тем более, что основной смысл ее сформулирован большею частью в морали.
Кроме этих качеств басни, облегчающих обучение чтению, есть другие, которые позволяют вырабатывать у студентов самые необходимые навыки на несложных примерах. В первую очередь, навык прямого общения со слушателями в процессе рассказывания. Синтаксис басни, ее разговорность максимально облегчают задачу. Почти не приходится бороться с привычкой читать печатный текст, а не рассказывать его. Самая основная задача чтения — словесное действие — решается на басенном материале проще, чем на каком-либо другом. Особенно это очевидно при передаче словесного действия персонажей. Оно предельно обнажено и идет по одной линии, не осложняясь ничем: Лиса уговаривает Ворону поверить ее лести, Волк убеждает Ягненка, что он виноват, Барбос хочет узнать, как удалось Жужутке так хорошо устроить свою жизнь, и т. д.
Одновременно чтец исполняет второе словесное действие: показывает слушателям, какая хитрая Лиса, как несправедливы Волки и т. д. И еще один навык очень хорошо упражняется при чтении басен — это умение ярко показывать образ персонажа.
Однако для успешного чтения преподаватель должен принимать во внимание все требования, предъявленные к чтению басен, и учитывать трудности, которые могут возникнуть в ходе работы. Чрезвычайно усложняет задачу видения чтеца аллегоричность басни. Какой образ должен иметь чтец перед своим внутренним взором: тот, который рисуется автором, или тот, который подразумевается? Опытный чтец несомненно будет видеть тот и другой, но начинающего чтеца надо ориентировать на видение только одного образа — того, кто непосредственно назван автором, например Волка, Псарей, Лисы, Вороны, Барбоса, Жужутки и т. д.
«соль» басни совсем пропадает (при чтении рассказа «бледность» образов может быть возмещена другими качествами исполнения). Необходимо все усилия чтеца басни направлять именно на передачу образов.
Лаконичность басни, ее небольшой объем, облегчая работу начинающего чтеца, в то же время требуют с него максимальной четкости в развитии сюжета.
Образ рассказчика, присутствующий во всех баснях, считается обязательным для исполнения (образ рассказчика в произведениях Чехова, Тургенева, Гоголя и др. даже профессионалами, к сожалению, не принимается часто во внимание). И наконец, юмор, пронизывающий басни, требует особого дарования, поэтому искусных исполнителей басен очень мало.
Принимая во внимание все названные требования к чтению басен и трудности их выполнения, мы будем стремиться научить читать басню с той степенью качества, которая возможна для каждого данного чтеца на данном уровне его подготовки. Начиная работать над басней, прежде всего напомним студентам об особенностях этого жанра. И перейдем к чтению, например, «Квартета» И. А. Крылова. Можно сообщить студентам, что И. А. Крылов был большим любителем и знатоком музыки. Известный писатель и пианист В. Ф. Ленц писал: «Крылов любил слушать квартеты Гайдна и Моцарта, но еще больше любил бетховенские квартеты» 3 .
В басне И. А. Крылов отчетливо рисует все детали приготовления к квартету. Но кто же участвует в этом квартете? Как бы отвечая на поставленный преподавателем вопрос, кто-нибудь из студентов прочитывает первую фразу быстро, информационно в две строки:
Затеяли сыграть квартет.
Чтобы студенты представили в своем воображении конкретные, живые образы, руководитель говорит примерно следующее: «И как это только они собрались вместе! Вертлявая маленькая обезьяна и большой тяжелый Топтыгин, Осел с длинными ушами, всем известны его неторопливые движения и неожиданные, упрямые остановки в пути, и Козел — вот он уставился на вас своими оловянными глазами. Все они как на сцену выведены И. А. Крыловым, имя каждого на отдельной строке, и мы познакомим с ними наших слушателей. Но зачем познакомим? Да для того, чтобы сообщить о них что-то забавное и удивительное, они решили «сыграть квартет». Назовите всех этих зверей, расскажите нам, что они задумали делать». Так начинается работа. Басня читается частями, причем не одним студентом, а несколькими. Каждую часть продумываем, стараясь наглядно представить себе нарисованную писателем картину. Чьи это слова: «Пленять своим искусством свет» — автора или самих зверей? Часто, читая это место, произносят всерьез «пленять», мотивируя это тем, что это говорят звери, которые и впрямь считают себя музыкантами. Но если даже с этим согласиться, то ирония автора все равно звучит в слове. У зверей слово это звучит серьезно, а мы скажем его сверхсерьезно. Но вот вскакивает Мартышка: «Стой, братцы, стой. » Вот оно, словесное действие персонажа. Остановить «оркестр», заставить всех слушать себя. Так и будем действовать. Она кричит, а они слушают. Еще раз кричит «Стой». Чтец не кричит, конечно, но говорит так, чтобы заставить всех замолчать. Но здесь возникает вопрос, как передавать слова персонажа: только как определенное действие или как действие персонажа, в котором проявляется характер персонажа? Известно, что чтецу увлекаться изображением животных нельзя, так как это приводит к актерскому разыгрыванию по ролям и автор-рассказчик почти совсем исчезает, что нарушает целостность басни и может исказить ее смысл. Руководителю практикума надо усиленно работать над тем, чтобы научить студентов-чтецов интересно, ярко показывать персонажей басни, иначе чтение получится скучное, и слушатель не увидит образов, так сочно нарисованных И. А. Крыловым. Н. А. Бендер — глубокий, тонкий режиссер художественного слова, писала: «Басни требуют от чтеца смелого, характерного показа образов, с яркой передачей их интонации, манеры речи, поведения» 4 . Поэтому представим себе вертлявую мартышку, суетливость движений, ее радостную восторженность — «запляшут лес и горы» от их музыки. Пусть студенты, не стесняясь, ищут подходящий жест (взмах руки или какое-либо другое движение: как будто хочет вскочить с места).
А вот речь Осла. Если Мартышка говорит быстро, суетливо, то Осел медленно произносит одно слово за другим. Заканчивается его речь замечательным фонетическим эффектом: «Мы верно уж поладим, коль рядом сядем». Грубоватое звучание этой тройной внутренней рифмы дает как бы возможность вспомнить рев осла. Слегка протяжное произнесение ударных гласных и подчеркнутое произнесение звука «м» создает нужное нам впечатление. Итак, мы все время видели перед собой животных, рисуя тем не менее черты человеческие, выраженные опять- таки через повадки животных. Видеть одновременно и животных, и людей, которые под ними подразумеваются, необходимо только в момент произнесения морали (слова Соловья). Предложим студентам вспомнить случай из жизни, когда люди, явно неспособные и неумелые, пытались взяться за дело, которого они не знают. Особая сложность возникает в момент произнесения морали: слова Соловья обращены к незадачливым музыкантам, но их надо передавать не как прямую речь, а как косвенную. Местоимение «вы» в словах «А вы, друзья, как ни садитесь. » про себя заменяется местоимением «они». Чтец обращается прямо к слушателям, как бы говоря: «Вот как бывает, когда берутся не за свое дело».
«музыкантов» сыграть квартет, нарисовали образы всех этих зверей, особенно Мартышки и Осла. Мы сообщили слушателям последовательно и четко о ходе событий. В меру сил начинающие чтецы выполнили задачи, которые стоят перед чтецом басни, за исключением одной — передать образ рассказчика басни. Мы помним, как принято характеризовать образ рассказчика, например, басен Крылова. «Добродушный дедушка» — так называет его Г. В. Артоболевский. «В баснях Крылова образ рассказчика органически слился с образом всего русского народа», — добавляет В. В. Виноградов. Нужно ли нам стараться передать традиционный образ рассказчика — «добродушного дедушки»? В тексте басен заложено гораздо больше сарказма, чем можно ждать от «дедушки Крылова», того доброго, хотя лукавого, рассказчика, о котором рассказывают современники. И разве не может басня читаться молодым рассказчиком от своего лица? Басня живет новой жизнью в наше время.
После общей работы студенты выбирают басни для индивидуального чтения, предпочтительно наиболее известные: они, как правило, и есть лучшие. Желательно, чтобы действующими лицами басни были животные. Студентам предлагается выбрать басню и переписать ее в тетрадь, оставляя большие поля слева, решить исполнительскую задачу (написать ее можно после переписанной басни), на полях сделать обозначение частей басни, подчеркнуть главные логические ударения. Кроме того, предлагается ответить на следующие вопросы и выполнить соответствующие задания: 1. Определить композицию басни. 2. В чем заключается словесное действие персонажей, каковы их намерения? Научитесь выполнять это словесное действие. 3. Каково отношение автора к намерениям персонажа? Постарайтесь выполнять одновременно два словесных действия — персонажа и автора. 4. Найдите в басне такие фонетические сочетания, которые помогают ярче воссоздать образы или какой-либо момент развития действия. Используйте звучание этих сочетаний при чтении басни. 5. Какие имеются в басне изменения ритма и каково их значение? Передайте в звучащем слове эти ритмические изменения. 6. Приготовьтесь к чтению басни, выполняя намеченную нами исполнительскую задачу.
Начинать индивидуальную работу можно или с анализа ответов, данных студентами, или прямо с чтения, и, пожалуй, лучше с чтения. Но первый вопрос и в том и в другом случае должен быть выделен с самого начала. Исполнительская задача должна быть высказана студентом. Исходя из нее, мы будем оценивать чтение, его достоинства и недостатки.
Итак, начинаем чтение. Прежде всего обратим внимание на то, как приготовился студент к чтению, какую он принял позу, какое у него выражение лица. Бывает, что студент стоит перед слушателями совершенно отрешенный от них, не видит их, не обращается к ним.
читать, обращаясь к слушателям, то спрашиваем: «Вы что-то нам хотите рассказать? Что-то очень серьезное, грустное?» Естественно, в ответ звучит смех или хотя бы появляется улыбка, образуется контакт между чтецом и слушателями. Вот теперь можно начать чтение. Иногда просят разрешения читать со своего места в аудитории. Этого нельзя позволять. С самого первого момента чтения надо приучать к обычной позиции чтеца — стоять (или сидеть) перед аудиторией. Само собой разумеется, что преподаватель садится напротив чтеца, а не рядом с ним.
«Мартышка в старости слаба глазами стала», «Лягушка, на лугу увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться. «, «Чижа захлопнула злодейка-западня». Имя персонажа в этих случаях не подчеркивается, так как оно уже названо в заголовке («Мартышка и очки», «Лягушка и Вол», «Чиж и Голубь»). Важно подчеркнуть слова, передающие ситуацию. Если в заглавии не названы имена персонажей, например «Собачья дружба», «Квартет», тогда надо подчеркнуть имя каждого персонажа. Еще больше надо следить за отчетливым ведением мысли с самого начала чтения басни, если впереди стоит мораль. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна». Требование отчетливости с самой первой фразы направляет чтеца по верному пути, и он уже сам дальше ищет логические решения и стремится выполнить их в чтении. Но вот подошли к самому трудному — к диалогу персонажей. На решение задачи его нацелили вопросы, и чтец ответил на них теоретически, но ведь ответ надо реализовать. Прежде всего стараемся добиться от студента выполнения словесного действия персонажа. Какая главная цель Лисы? (Басня «Ворона и Лисица».) Она хочет утащить у Вороны сыр. Лиса старается убедить Ворону, что она, Ворона, хороша. Зачем? Для того чтобы она забыла о сыре и уронила его. А это возможно, если Ворона раскроет клюв, чтобы каркнуть. Но нельзя сразу говорить о клюве, а то она догадается об обмане. Вот она, неуклюжая серая птица с толстой шеей, сидит на дереве и держит в своем клюве вкусный кусочек сыру. А вам надо ее хвалить за красоту. Хвалите. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка. » Ищите за что ее похвалить: «. что за глазки!» Словесное действие налицо, но нам нужно, чтобы слушатели представили себе хитрую лисоньку. Поможем их воображению. Смотрите, как Лиса подходит к дереву — на цыпочках, чтобы не спугнуть Ворону, вся изгибается, вертит хвостом. Читайте со слов «Плутовка к дереву. «, покажите, как она подходит. Надо сделать, собственно говоря, не движение, а лишь как бы намек на него.
Заметьте, что она говорит «чуть дыша». Значит, тихо. Недаром в этих строчках слышен звук ш: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка. » Надо заметить, что в некоторых баснях хотя и действуют звери или птицы, но их характерные черты четко не обрисованы. Тогда у чтеца не будет задачи рисовать образы этих животных. Прав Б. С. Найденов, который говорит в своей книге, что, например, при чтении басни «Кукушка и горлинка» «. чтец будет создавать не образы двух птиц, а два различных женских характера» 5 .
После того как в чтении студента достигнуто исполнение словесного действия персонажа, показаны его характерные черты, использованы фонетические и ритмические средства для раскрытия образа, после этого мы напоминаем чтецу исполнительскую задачу чтения всей басни и установку на рассказ в прямом общении со слушателями. Намерение автора посмеяться над тем или иным пороком или разоблачить в сатирическом образе социальную несправедливость легко передается студентами, если разработана характеристика персонажей. В отношении басни «Ворона и Лисица» первоначальное решение студентом исполнительской задачи может быть и неверным. Оно идет от морали: «лесть гнусна, вредна».
6 о том, что смысл морали в некоторых баснях расходится с содержанием басни. Вернее сказать — он не выражен прямо. Имея это в виду, нельзя произносить мораль данной басни всерьез, ее надо читать легко, без нажимов, как бы добавляя: «Да, всем известно, что лесть гнусна, вредна, но не менее вредна и смешна глупая самовлюбленность».
«Чтение стиха». Но уже при чтении басни надо напомнить им правило, которое известно еще со школы, — обязательное соблюдение паузы в конце каждой стихотворной строки. Это важно, так как помогает выявить разговорность басенного языка и использовать ритмическое разнообразие как средство обрисовки образа. Большая часть строк басни «Демьянова уха» имеет шесть и шесть с половиной стоп (шестнадцать строк), меньшая часть — от трех стоп до четырех с половиной (девять строк) и всего только две строки имеют по две с половиной стопы. Они резко отличаются от других строк. В них передано решительное и быстрое движение бедного Фоки, вконец измученного угощением Демьяна: «Схватя в охапку кушак и шапку. «
Нельзя согласиться с авторами, которые утверждают, что при чтении’ басен надо сохранять изохронность строк. Можно, конечно, увеличить время на эти две строки до трех единиц времени, сделав паузу перед произнесением каждой из них (кроме принятой межстиховой паузы), но неправомерно дотягивать паузировку до времени, затрачиваемого на произнесение соседней 6-стопной строки. Тогда разрушится основное условие вольного стиха — его разностопность, т. е.. разное время звучания строк.
1. (См.: Озаровский Ю. Э. Вопросы выразительного чтения, 1896.)
2. (Ходотов Н. И. Близкое далекое. Л. -М., 1962, с. 235.)
5. (Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., 1969, с. 173.)
6. (См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.)
Видео:Иван Крылов — Свинья под дубом (Басня)Скачать
Особенности чтения басен Ивана Андреевича Крылова
Особенности чтения басен И.А.Крылова
В программе начальных классов большое место занимает чтение басен Ивана Андреевича Крылова.
1. Басни надо читать как простой, естественный рассказ, приближающийся к живой разговорной речи. Обычно басни не читают, а рассказывают их слушателям. Простота, естественность и убежденность — непременные условия чтения басен. Во время чтения необходимо постоянно общаться со слушателями, следить за тем, чтобы интонация, жесты, мимика вызывали интерес к содержанию, событиям, героям басни.
2.При чтении басен надо обращать особое внимание на мораль. Поскольку мораль в басне раскрывает основной замысел автора и содержит поучение, поэтому чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей. Однако мораль никогда не следует навязывать, читать нарочито серьезно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.
Мораль нужно прочитать так, чтобы все обратили на нее внимание и задумались над ней.
3. При чтении басни следует правильно передавать речь автора и речь персонажей . Автор в басне должен не просто излагать события, а передавать свое отношение к ним, поэтому надо читать просто, с естественными разговорными интонациями.
Так в басне «Ворона и Лисица» автор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды называет ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» , «сыр выпал — с ним была плутовка такова»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой интонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне.
4.Речь героев следует читать со строгим учетом их индивидуальных особенностей , внешнего облика, характера, поступков, но не перевоплощаться в передаваемый образ.
Ясному представлению героев басен Крылова помогает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так, Лиса — хитрая, коварная, льстивая; Волк — жадный, злой; Ворона — глупая и так далее.
5. Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строке, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно , строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотворной строки.
При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее.
В баснях Крылова иногда наблюдается постановка ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бросили—в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность.
6.Примерный план подготовки к выразительному чтению басни
1. Основная идея басни
2. Характеристика образов
4. Особенности построения сюжета:
в) развитие действия
5. Задача чтения
Знакомство с баснями способствует развитию нравственных качеств детей, учит правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывает трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность басен, их яркий язык помогают развитию речи детей, формированию их эстетического вкуса.
🎦 Видео
Ларчик | Басня КрыловаСкачать
Волк и Ягненок | Басня КрыловаСкачать
Волк на псарне. Басни крыловаСкачать
Стрекоза и Муравей. Басня (текст читает Игорь Козлов)Скачать
Зеркало и обезьяна. Басня И.А. Крылова. ДиафильмСкачать
"Стрекоза и Муравей." Иван Крылов. Читает НАИЗУСТЬ Анна Ланкет.Скачать
Как Быстро Выучить Басню. Запомнить басню Крылова за 5 минутСкачать
Мартышка и очки | Басня КрыловаСкачать
Басня И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Осёл и соловей | Басня КрыловаСкачать
Петух и жемчужное зерно | Басня КрыловаСкачать
Демьянова уха | Басня КрыловаСкачать
Ворона и лисица | Басня КрыловаСкачать
И.А. Крылов " Свинья под дубом" | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Свинья под дубом | Басня КрыловаСкачать
И.А.Крылов - Свинья под Дубом (Стих и Я)Скачать
Квартет - Басня - И.А. КрыловСкачать