Чета словосочетание блеснуть зажигать сочетать исключения

Видео:Русский язык. Правописание корней с чередованием гласных Е - И. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание корней с чередованием гласных Е - И. Видеоурок

Чета словосочетание блеснуть зажигать сочетать исключения

Чета словосочетание блеснуть зажигать сочетать исключения

Вы теперь знаете, почему появляется чередование звуков.

Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?

Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].

Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?

В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.

Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?

Гласные слышатся менее чётко, неясно.

Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?

Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.

Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?

Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.

Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».

Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.

Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.

Есть две группы таких корней:

в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);

в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).

Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.

Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.

Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» — зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.

Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.

И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).

А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.

О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».

Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!

Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!

Видео:СЛИВ ПЛАТНОГО УРОКА " ШЕЙК" | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭФЛЕКССкачать

СЛИВ ПЛАТНОГО УРОКА " ШЕЙК" | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭФЛЕКС

Обратите внимание на слова-исключения!

Написание зависит от суффикса –а-

Видео:Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

  • заберу — забирать,
  • растереть в поро­шок — растираю ладо­ни,
  • отпереть дверь — запирать на ключ.

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Видео:ВСЯ ОРФОГРАФИЯ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ | ЗАДАНИЯ 9,10,11,12,13,14,15Скачать

ВСЯ ОРФОГРАФИЯ  ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ | ЗАДАНИЯ 9,10,11,12,13,14,15

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

ПравилоВ кор­нях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, блест-/блист-, жег-/жиг-, стел-/стил-, чет-/чит- пишет­ся бук­ва «и», если после кор­ня сле­ду­ет суф­фикс -а-. В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «е».

Например:

  • замирать от испу­га — замер,
  • придираться — придерусь.

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гля­ди!
Если в сло­ве имя Ира,
Значит, в корне бук­ва «и».
Если после кор­ня «а»,
В корне будет «и» все­гда.
Вот при­мер, запо­ми­най:
— Ноги вытер? — вытирай!

Чета словосочетание блеснуть зажигать сочетать исключения

Видео:Видеоурок «Буквы е-и в корнях с чередованием»Скачать

Видеоурок «Буквы е-и в корнях с чередованием»

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

  • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать тра­вы,
  • забе­решь с собой — заби­рать вече­ром,
  • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немно­го,
  • набе­рем воды — наби­рай­те яблок,
  • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом,
  • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю каме­шек,
  • пол­ная нераз­бе­ри­ха,

2. дер-/дир-

  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без кон­ца,
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с тру­дом,
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет посто­ян­но,
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем гли­ну,
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вих­ры,
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все вре­мя,
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас,

3. мер-/мир-

  • замер­ло серд­це — зами­раю на месте,
  • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют кор­ни,
  • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надеж­да,
  • замер­ший — зами­рать,

4. пер-/пир-

  • отпе­реть дом — отпи­рать калит­ку,
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся все­гда,
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов,
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь,
  • сидеть вза­пер­ти,
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом,
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь нога­ми,
  • выпе­реть — выпи­рать ото­всю­ду,

5. тер-/тир-

  • сте­реть тряп­кой — сти­рать посто­ян­но,
  • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регу­ляр­но,
  • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступ­ке,
  • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малы­ша,
  • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до голо­вы,
  • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью,
  • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посу­ду,
  • вте­реть крем — вти­рать очки,

6. блест-/блист-

  • бле­стеть на солн­це — бли­стать крас­но­ре­чи­ем,
  • бли­ста­тель­ный ответ,
  • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни,
  • отбли­стать — отблес­ки мол­ний,
  • про­блес­ки зари,
  • бле­стя­щие спо­соб­но­сти,
  • бли­ста­ю­щий изда­ле­ка,

7. жег-/жиг-

  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь,
  • пере­жёг про­вод — пере­жи­гать,
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи,
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топ­ку,
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь,
  • обжёг палец — обжи­га­ет край лен­ты,
  • зажи­гал­ка,
  • при­жёг — при­жи­га­ние,
  • под­жег — под­жи­га­тель,

8. стел-/стил-

  • сте­лить постель,
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кро­вать,
  • посте­лить про­сты­ню,
  • насте­лить пол — насти­лать дос­ки,
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ков­ром,
  • пере­сте­лить — пере­сти­лать,
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено,

9. чет-/чит-

  • счет — счи­тать до деся­ти,
  • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец,
  • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немно­го,
  • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из дру­го­го,
  • выче­ты из зар­пла­ты,
  • выпол­нить вычи­та­ние,
  • зачесть — полу­чить зачёт,
  • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

Дополнительный мате­ри­алПримеры слов с кор­нем раст-/ращ-/рос-.
Примеры слов с кор­нем бер-/бир-.
Примеры слов с кор­нем лаг-/лож-.
Примеры слов с кор­нем гар-/гор-.
Примеры слов с кор­ня­ми кас-/кос-.
Примеры слов с кор­ня­ми зар-/зор-.

Видео:ЕГЭ 2022 по русскому языку. Задание 18. Теория по вводным словам и обращениямСкачать

ЕГЭ 2022 по русскому языку. Задание 18. Теория по вводным словам и обращениям

«Сочитать» или «сочетать» – как правильно?

Студенты-двоечники художественной академии так и не поняли: их учили «сочитать» или «сочетать» цвета. В качестве прощального подарка ректор подарил ребятам учебник по русскому языку. Открыв страницу с нужным правилом, они взвыли от тоски – исключения никто не отменял.

Видео:Русский язык. Правописание корней с чередующимися гласными О - А. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Правописание корней с чередующимися гласными О - А. Видеоурок.

Как правильно пишется?

Видео:Русский 5 Чередование звуков О А в корне слова Правописание корней с чСкачать

Русский 5 Чередование звуков О А в корне слова  Правописание корней с ч

Какое правило применяется?

Правило звучит так: в корнях с чередованием «чит/чет» при наличии в слове аффикса «а» пишется «и», при его отсутствии – «е».

Различать оттенки и сочетать их – навык, который нарабатывается путем долгих упражнений и тренировок. Но эксклюзивность образов или картин, созданных обученным человеком, заключается не только в этом.

Сочетание, сочетать и чета – исключения для запоминания. Их как словарные слова можно проверить в словаре.

Примеры предложений

  • Последняя коллекция итальянского модного дома сочетала в себя сразу несколько стилевых направлений.
  • В японских школах с первого класса на уроках искусства учат сочетать цвета.
  • Правильно подобранное сочетание оттенка помады придаст образу выразительности.

Видео:клещеножкаСкачать

клещеножка

Частые ошибки при написании

Слова «сочитать» в русском языке нет.

🔥 Видео

ВСЕ типы задания 1 из ЕГЭ по химии 2023 | Как решать?Скачать

ВСЕ типы задания 1 из ЕГЭ по химии 2023 | Как решать?

«Особые слова выражения чувств»Скачать

«Особые слова выражения чувств»

Разбор задания 2 из ЕГЭ. Учить или понимать? Таисия Фламель | ЕГЭ Химия. ВебиумСкачать

Разбор задания 2 из ЕГЭ. Учить или понимать? Таисия Фламель | ЕГЭ Химия. Вебиум

Клише для итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Клише для итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | Умскул

Онлайн школа СПбГУ 2019 2020 Русский язык Занятие 3Скачать

Онлайн школа СПбГУ 2019 2020  Русский язык  Занятие 3

Урок русского языка, Панарина А. А., 2019Скачать

Урок русского языка, Панарина А. А., 2019

НОМЕР 9 ЕГЭ Орфография ?! Изменения в задании.. Русский язык ЕГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

НОМЕР 9 ЕГЭ Орфография ?! Изменения в задании.. Русский язык ЕГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тестовая часть. Занятие 7Скачать

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тестовая часть. Занятие 7

5й класс; Русский язык и литература; "Правописание корней с чередующимися Е И"Скачать

5й класс; Русский язык и литература; "Правописание корней с чередующимися Е И"

КАК УЧИТЬ ТЕОРИЮ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ? | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭ ФЛЕКССкачать

КАК УЧИТЬ ТЕОРИЮ ДЛЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ? | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭ ФЛЕКС

ЗАДАНИЕ 10. Правописание приставок. RЕКОРДСкачать

ЗАДАНИЕ 10. Правописание приставок. RЕКОРД
Поделиться или сохранить к себе: