- Материалы к уроку русского языка по теме «Сходства и различия вводных слов и предложений».
- Содержимое публикации
- Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания
- 📹 Видео
Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Материалы к уроку русского языка по теме «Сходства и различия вводных слов и предложений».
Содержимое публикации
82. Сходства и различия вводных слов и предложений.
слова, которые в зависимости от контекста могут быть как вводными, так и не вводными, делаем проверку: чтобы узнать вводное это слово или нет, стоит выбросить его из предложения. Примеры: Он, может быть, студент. (Можно выбросить, значит вводное.) Онможет бытьстудентом. (Нельзя выбросить из предложения, значит не вводное.) Такая проверка возможна с вводными предложениями и вставными конструкциями: Однажды – было это в конце мая – мы сидели на крыльце и ожидали ужина. Однажды мы сидели на крыльце и ожидали ужина.
вводные слова и вводные предложения имеют одну задачу – выразить своё отношение к высказываемой мысли, то те и другие не являются членами предложений
вводные слова и вводные предложения, являясь вводной конструкцией, выделяются в устной речи паузой, то на письме – запятыми; реже такие предложения выделяются посредством тире, также изредка употребляющееся для выделения вводных слов.
Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми: Вы,я думаю, привыкли к этим великолепным картинам; В этот день не то что курочке негде было напиться, но даже,говорила мамаша,воробьи на лету замерзали.
Смысловые группы вводных слов 1.Степень уверенности: конечно, разумеется, бесспорно и др. 2.Различные чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению и др. 3.Источник сообщения:по мнению, по словам, по-моему и др. 4.Порядок мысли и их связь: во-первых, наконец, например и др. 5.Способ оформления мысли: одним словом, иначе говоря и др. 6.Вежливость, привлечение внимания: пожалуйста, простите, извините, позвольте, согласитесь и др.
Вставные предложения (то есть предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельные слова в нём и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого) выделяются скобками или тире (более сильным выключающим знаком являются скобки). В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми: Мне показалось даже,а может быть оно и в самом деле было так,что все стали к нам ласковее.
и то и то является вводной конструкцией, вводное слово выделяется при письме запятой.
слова, словосочетания и предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъяснения, то эти вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т.д., не могут стоять в начале основного предложения: В жаркое летнее утро(это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного: Он не мог отказаться от места или,скорее,звания(потому что он ничего не делал),которое ему доставил князь Василий.
Вводное предложение содержит информацию, аналогичную той, которая передаётся с помощью вводных слов, многие из которых представляют собой «редуцированные предложения». По сравнению с вводными словосочетаниями и словами вводные предложения отличаются большей смысловой и синтаксической расчленённостью: Он меня, вы знаете , очень уважает; Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала; Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля; И кроме свежевымытой сорочки , скажу по совести, мне ничего не надо.
82. Тренажёр по теме «Сходства и различия вводных слов и предложений».
ППС. Расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию.
НПС. Объясните постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.
ВПС. Добавите вместо точек вводное предложение или вводную конструкцию.
1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. 2.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. 3.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту. 4.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. 5.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, «Тамань». 6.Кажется, ваша история там наделала много шуму. 7.Он, знаешь, человек обязательный. 8.Ваши рассуждения, естественно, подводят нас к правильному решению. 9.Статью нужно исправить и, главным образом, дополнить свежим материалом. 10.Я, во всяком случае, этого не утверждал.
1.Он ехал теперь к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.2. А вы я вижу шелковый .
3.Вашей сестре или сёстрам они обе в Москве привет и пожелание счастья. 4.Тот казавшийся неразрешимым узел был разрешён этим неожиданным как казалось Николаю ничем не вызванным письмом Саши. 5.Вот у меня я думаю получше глаза. 6.Душа моя я помню с детских лет чудесного искала. 7.Первый тост был выпит как читатели может быть и сами догадаются за здоровье нового херсонского помещика. 8.Эти собаки если не ошибаюсь происходят от простых дворняжек и овчарок. 9.Владимир Сергеич так именно звали молодого человека в пальто с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом заговорил. 10.Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера.
. 1. …ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как книга. 2.Книга … делает человека добрее, благороднее, красивее. 3.Лучшие картины природы … имеют черты человеческой деятельности: мостик, тропинку, церковный крестик.. 4. … черта характера взрослого человека, качество его души и его поступки имели в детстве свой зародыш, свое семечко. 5. … человек либо катится по жизни, либо карабкается. 6.Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно … любить как приятеля. 7.Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание, и в особенности развязный … тон. 8.Прихожу я и … никого не застаю дома. 9.Элегантность … никогда не выйдет из моды. 10.Эта книга … вышла в прошлом году.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных ( стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).
Сравним два предложения:
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможно реорганизовать.
Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).
Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов. Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.
Остановимся на отдельных примерах.
Слово, сочетание слов
Пример вводного слова или вводной конструкции
Пример других членов предложения.
Прежде всего
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей)
Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала»)
Безусловно
Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность)
Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты)
Таким образом
Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак»)
Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом»)
Далее
Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей)
Далее слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов)
Потом
И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того»)
И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого»)
Не иначе
Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это ( « должно быть»)
Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК)
Правда
Правда, хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза)
Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно»)
Гляди, видишь
Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл.
Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает?
Пожалуйста
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас»)
Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения)
Наконец
Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту ( « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения)
Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным)
Однако
Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения)
Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза)
Значит
Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть»)
Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает»)
Вообще
Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря»)
Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях»)
Главным образом
Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное»)
Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего»)
Во всяком случае
Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение)
Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах»)
В свою очередь
Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется)
— А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны»)
Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания :
Авось, буквально, будто, вдобавок , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом, решительно, словно, якобы.
Литература : Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege._vvodnye_slova_i_svvodnye_slovosochetaniya.docx | 15.61 КБ |
Видео:Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.
Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных ( стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).
Сравним два предложения:
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможно реорганизовать.
Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).
Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов. Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.
Остановимся на отдельных примерах.
Слово, сочетание слов
Пример вводного слова или вводной конструкции
Пример других членов предложения.
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей)
Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала»)
Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность)
Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты)
Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак»)
Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом»)
Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей)
Далее слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов)
И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того»)
И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого»)
Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это ( « должно быть»)
Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК)
Правда, хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза)
Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно»)
Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл.
Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает?
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас»)
Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения)
Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту ( « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения)
Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным)
Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения)
Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза)
Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть»)
Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает»)
Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря»)
Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях»)
Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное»)
Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего»)
Во всяком случае
Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение)
Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах»)
Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется)
— А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны»)
Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания :
Авось, буквально, будто, вдобавок , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом, решительно, словно, якобы.
Литература : Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Открытый урок — обобщение по теме «Вводные слова, словосочетания и обращения» содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Презентация к открытому уроку русского языка в 8 классе.
Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме «Вводные слове и вводные предложения»
Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного решения задач урока учитывались возрастные особенности учащихся, их уровень обученности.
Тесты по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: «Вводные слова и вводные предложения».
Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания.
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».
В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме » Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».
Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
В данном материале рассматривается теоретическая и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл.
Видео:Как отличить вводное слово от членов предложенияСкачать
Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания
В русском языке вводные слова, вводные словосочетания и предложения могут обозначать различные эмоции и оттенки чувств. Они имеют свои особенности употребления, выделения на письме и в устной речи. Чем же отличаются вводные слова и вводные сочетания?
Вводные конструкции могут обозначать уверенность или неуверенность (кажется, наверное, конечно, безусловно, вероятно и др.), страх или радость (к счастью, не ровен час, к нашему ужасу, как ни странно…), источник сообщения (по словам, по-моему, как известно и т.п.), порядок изложения мыслей (во-первых, во-вторых, наконец и т.д.), связь с предыдущей мыслью (например, итак, значит, следовательно и др.), вежливость (извините, позвольте, допустим и т.д.).
Кажется, к вечеру будет дождь.
К несчастью, все свободные места уже заняты.
По словам министра финансов, экономическая ситуация в стране находится в плачевном состоянии.
Следовательно, вы должны принять решение самостоятельно.
Простите, но все операторы заняты.
В тексте вводные предложения ничем не отличаются от обычных. У них определяется грамматическая основа: подлежащее, сказуемое и дополнительные члены. Вводные предложения также делятся на двусоставные и односоставные.
Вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения чаще всего на письме выделяются запятыми.
Сегодня, я полагаю, будет ветрено.
Мы опаздываем, по-моему.
В некоторых случаях они могут выделяться двумя тире.
Борис – кто бы сомневался – уже спал наверху.
Основные затруднения вызывает определение вводных слов и сочетаний и вставных конструкций. Последние выражают какие-либо пояснения к основному предложению, уточняют и дополняют информацию, содержащуюся в предложении. Они на письме выделяются скобками. Важно не путать вставные конструкции и вводные предложения.
Из маминого окна (она жила на восьмом этаже) было прекрасно видно озеро.
Вводные предложения и вставные конструкции могут выделяться при помощи тире, если стоят в середине предложения. В таком случае отличить вводные предложения можно по особому смысловому ударению.
Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится и в этом заключается основное их отличие от других членов предложения. Кроме того, их легко заменить на аналогичные конструкции без потери смысла предложения.
Внимание! Не являются вводными следующие слова и сочетания:
якобы, словно, даже, если, вдруг, буквально, будто, ведь, вряд ли, всё-таки, как раз, к тому же, по решению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, небось, как будто.
Выводы:
- Вводные слова, вводные словосочетания и предложения могут обозначать различные эмоции и оттенки чувств.
- Вводные предложения также делятся на двусоставные и односоставные.
- Вводные слова и сочетания слов на письме выделяются запятыми.
- Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изменится.
📹 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
2 способа, как отличить вводное слово от невводногоСкачать
Что такое распространённое и нераспространённое предложения?Скачать
Знаки препинания в предложениях с вводными словамиСкачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Простое и сложное предложениеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№44 - Вводные конструкции; группы вводных слов, вводных сочетаний слов.)Скачать
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№22 - Союзы,союзные и указательные слова в сложноподчинённом предложении.)Скачать
Вводные слова, сочетания и предложения. Вводное слово или нет? Часть 1Скачать
Вводные слова и конструкции | Русский языкСкачать
Предложения с вводными словами (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский 5 Предложения с вводными словамиСкачать