- Разница между словом и словосочетанием
- Определение
- Сравнение
- Чем отличается словосочетание от предложения и других сочетаний слов? Анализ словосочетаний
- Предложение и словосочетание — как их отличить?
- Построение словосочетаний
- Виды многокомпонентных словосочетаний
- Анализ словосочетаний
- Обусловленность формы зависимого слова
- Отличие от других сочетаний слов
- КОНСПЕКТ УРОКА русского языка для 3 класса Тема урока: « Чем словосочетание отличается от слова?»
- Оборудование: презентация в программе PowerPoint, компьютер и мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 3кл. 1 часть Канакина В.П., тетради
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 📺 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Разница между словом и словосочетанием
Чтобы высказать самое простое суждение о чем-либо, нужны слова. Однако их употребление в речи должно быть подчинено требованиям правильности, точности, логичности и стилистической совместимости. Именно по этим требованиям слова соединяются в предложение, минимальной синтаксической единицей которого выступает словосочетание.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Определение
Слово – лексическая единица, обладающая грамматическими признаками и соответствующая определенной части речи. Слово обладает информационной функцией и является смысловой основой любого суждения.
Словосочетание – минимальная синтаксическая единица речи, входящая в состав предложения. Словосочетание состоит из двух или нескольких слов, грамматически и по смыслу связанных между собой.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Сравнение
Слово можно рассматривать как часть речи, как самостоятельную лексему, как языковой элемент, относящийся к определенной грамматической категории. Слово обладает структурой, состоящей из лексического ядра – корня и формообразующих частей: приставки, суффикса и окончания.
Однако, с точки зрения устной и письменной речи, этих характеристик недостаточно, чтобы слово вне предложения могло выполнять важнейшие информационные и коммуникативные функции.
Только в предложении слово в полной мере проявляет свое лексическое значение. Кроме грамматической основы, в предложение входят слова, дополняющие и уточняющие его смысл. Объединенные в грамматически связанные группы, они составляют словосочетания.
Словосочетание строится по принципу соединения главного и зависимого слов при помощи связи согласования, управления или примыкания:
зеленая листва, железный обруч, яркое солнце (согласование);
ужинать за столом, выпить чаю, заботиться о ребенке (управление);
очень хорошо, завтра в восемь, спор на деньги (примыкание).
Словосочетание, как и слово, может входить в синтаксическую конструкцию предложения в качестве дополнительного члена: дополнения, обстоятельства, распространенного определения. В этом случае оно рассматривается как единое целое и подчиняется общим для данного типа предложений правилам пунктуации.
Видео:ОТЛИЧИЯ ФОРМЫ СЛОВА ОТ РОДСТВЕННЫХ СЛОВСкачать
Чем отличается словосочетание от предложения и других сочетаний слов? Анализ словосочетаний
Словосочетание традиционно считается самостоятельной синтаксической единицей, принципиально отличающейся от предложения. Оно появляется в языке в номинативных целях. Сложное наименование, несущее в себе ту же номинативную функцию, которую имеет слово, — словосочетание.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Предложение и словосочетание — как их отличить?
Отличие словосочетания от слова не нуждается в пояснении. На него указывает само название термина. А чем отличается словосочетание от предложения? Прежде всего оно представляет собой соединение слова и словоформы, реализацию обязательных и типично-факультативных его валентностей. В «Русской грамматике-80» словосочетание понимается как семантико-грамматическая модель распространения слова.
Предложение же — это чрезвычайно сложная и многоаспектная единица. За каждым из них стоят 3 образца: формальный, семантический и коммуникативный (прагматический). Основным грамматическим значением предложения является предикативность, которая дает возможность соотнести информацию о внеязыковой действительности (факт сообщения) с той речевой ситуацией, в которой порождается высказывание (с актом сообщения). Вот чем отличается словосочетание от предложения, говоря кратко.
В синтаксисе изучаются только свободные словосочетания, то есть такие, в которых полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него слов. Если они утрачены, мы имеем дело с фразеологизмами, которые уже не являются предметом изучения грамматики.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Построение словосочетаний
Словосочетания строятся по определенной исторически сложившейся в языке модели, то есть воспроизводятся в речи. Они имеют систему форм изменения, парадигму, которая полностью совпадает с парадигмой главного слова (вот еще одно отличие словосочетания от предложения).
В их состав могут входить не только два компонента: главный и зависимый (простое словосочетание). В высказывании по смыслу и грамматически могут объединяться несколько компонентов (больше двух), между которыми наблюдаются разные виды синтаксической зависимости.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды многокомпонентных словосочетаний
— комбинированными (последовательное подчинение): купить письменный стол, друг моего отца;
— сложными (параллельное подчинение): широко известный в городе, дать другу книгу;
— распространенными (с неоднородными определениями при главном): старинная хрустальная ваза, сочная некошеная трава;
— слитными (образуются при формировании предложения): купил газеты и журналы, шерстяные и шелковые ткани.
Видео:чем словосочетание отличается от слова ,фразеологизмСкачать
Анализ словосочетаний
Первой процедурой анализа является выделение из предложения целого словосочетательного блока, определение его типа и деление на простые (двухкомпонентные).
Второй шаг — это анализ простого словосочетания с учетом многих характеризующих его параметров по следующей схеме:
1) начальная форма;
2) частеречная принадлежность главного слова;
3) вид синтаксической связи и средства ее выражения;
4) тип синтаксических отношений;
5) обусловленность формы зависимого слова;
6) модель (структурная схема).
Видео:Формы слова и однокоренные слова. В чем разница?Скачать
Обусловленность формы зависимого слова
Обусловленность формы зависимого слова может определяться грамматическими свойствами главного, например принадлежностью его к определенному классу слов (части речи) или к той или иной грамматической категории. Так, способность определяться с помощью прилагательного присуща существительным: веселый молочник, старая книга.
Глаголы же как грамматический класс слов определяются качественными наречиями: работать усердно, говорить громко. Все эти словосочетания являются грамматически обусловленными. Наличие зависимой формы в винительном падеже без предлога определяется лексико-грамматическими свойствами, переходностью главного глагола: читать книгу, пить молоко.
Форма зависимого слова может определяться принадлежностью главного к определенному семантическому классу или лексико-семантической группе (ЛСГ). Так, все слова со значением речевого общения образуют словосочетания с зависимым существительным в форме творительного падежа с предлогом «с»: говорить с кем-то, дискутировать с кем-то. Лексемы разных частей речи, включающие в свое значение модальный компонент (возможность, желание, необходимость и др.), в качестве зависимого имеют инфинитив глагола: хотеть учиться, надо учиться, желание учиться, готовый учиться. Все эти словосочетания являются семантически обусловленными.
И наконец, форма зависимого слова может определяться индивидуальным лексическим значением главного. В таком случае даже представители одной ЛСГ могут образовывать разные словосочетания: продавать фрукты — торговать фруктами; оплатить проезд — платить за проезд; гордиться другом — преклоняться перед другом. В таком случае говорят о лексически обусловленных словосочетаниях.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Отличие от других сочетаний слов
Зная, чем отличается словосочетание от предложения, необходимо отграничить его и от других сочетаний слов.
Как особую синтаксическую единицу, обладающую рядом свойств и имеющую языковую модель (структурную схему), его нужно отличать от следующих сочетаний слов в предложении:
1) от предикативных сочетаний (подлежащее + сказуемое): мальчик бежит;
2) от полупредикативных: а он, мятежный, просит бури;
3) от сочинительных: деревья и кустарники росли на поляне;
4) от аппозитивных сочетаний (сочетания приложения и определяемого слова): студент Иванов вышел;
5) от сочетаний, возникающих только в предложении: отец с сыном были очень похожи.
Зная, чем отличается словосочетание от предложения и других сочетаний слов в нем, вы будете грамотно выполнять синтаксический разбор и не допускать грамматических ошибок. Это важный момент в изучении раздела «синтаксис», поскольку вышеуказанные элементы являются основными в нем, и их необходимо разграничивать. Надеемся, мы понятно объяснили в данной статье, как отличить словосочетание от предложения.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка для 3 класса Тема урока: « Чем словосочетание отличается от слова?»
русского языка для 3 класса
Тема урока: « Чем словосочетание отличается от слова?»
Цель урока: Формировать умение различать слово и словосочетание.
Задачи урока:
Обучающие: Обучение учащихся различать слово и словосочетание
Развивающие: Развитие устной речи, умения выделять словосочетание в тексте. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ//КАК ЕГО УЗНАТЬ//ПРИЗНАКИ//КАК ДОКАЗАТЬСкачать
Оборудование: презентация в программе PowerPoint, компьютер и мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 3кл. 1 часть Канакина В.П., тетради
1.Орг момент ( 1 мин.)
— Урок русского языка.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Настраиваются на работу
2.Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
-А какие слова называются антонимами?
-А какие слова называются омонимами?
-Хорошо, молодцы. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы умеете их находить.
1 Задание (на карточках):
К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.
2 Задание (устно):
Подбери к подчеркнутым словам антонимы:
3 Задание (на карточках):
Найдите в данных предложениях омонимы и подчеркните их:
1.Велели Поле полоть в поле .
2. Медведь в бору, не зная правил , машиной персональной правил . И в елку врезался.
3. Она взялась своей ручкой за ручку двери.
-Слова (или выражения), совпадающие или близкие по значению с другим словом
-Слова, противоположные по значению
-Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения
3.Постановка учебной задачи ( 5 мин.)
Работа в парах (на карточках)
-Прочитайте записи и разделите их на 2 группы.
Осень, золотая осень, игра, настольная игра, варенье, варенье из малины
-По какому признаку вы разделили записи на группы?
-А кто догадается, какая тема нашего урока?
(Чем отличается словосочетание от слова)
-1 группа: осень, игра, варенье
2 группа: золотая осень, настольная игра, варенье из малины
-Слова и словосочетания
4.Работа по теме урока
-Ребята, откройте свои учебники на странице 47 и посмотрите на упражнение 79. Здесь нам нужно рассмотреть рисунки и прочитать слова и сочетаний слов. Давайте прочитаем слова и сочетания слов.
-Выберите для каждого предмета более точное название.
-Что вы выбрали слово или словосочетание?
-Откройте свои тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 5 октября. Запишите упражнение 79.
-Запишите в строчку название каждого предмета
-Давайте сделаем вывод: Словосочетание – это «сложное слово», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие и признак.
Посмотрите на примеры в учебнике.
Предмет: стол-письменный стол
Действие: светит-ярко светит
Признак: храбрый-очень храбрый
-Книжная полка, альбом для марок, письменный стол, кленовый лист.
-Потому что словосочетание конкретнее и точнее описывает данный предмет
Я смотрю вы немножко устали, давайте с вами отдохнем. (физминутка по видео)
6.Закрепление изученного материала
-Ребята, давайте теперь посмотрим на упражнение 81 на странице 48. Запишите его в тетрадях
В этом упражнении нам нужно составить словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.
Посмотрите на пример: Одеть(кого?) сестру.
Выполняйте самостоятельно в тетрадях, а потом проверим.
-Как вы думаете, когда мы говорим одеть, а когда надеть?
Давайте я прочитаю вам стихотворение: «Одеть», «надеть»… Два этих слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одеть», «надеть»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть. Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
-Надеть(что- нибудь) форму, платье, куртку, брюки, кроссовки…
-Одеть (кого- нибудь) куклу, сестру, ребенка…
-Ребята посмотрите на слово ракета внизу страницы 48.Запишите его в тетрадь и обозначьте орфограмму. Это словарное слово и нужно запомнить, как оно пишется.
-Надеть что- нибудь, одеть кого- нибудь
7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
-Чем же отличается словосочетание от слова?
-Поднимите руки, у кого были трудности. В чем они заключались?
-Поднимите руки, кому понравился сегодняшний урок
-Поднимите руки, кому не понравился сегодняшний урок
Ваше домашнее задание будет страница 47, упражнение 80. Здесь вам нужно будет списать, вставляя пропущенные буквы.
Спасибо за урок, урок окончен!
-О словосочетании и слове
-Словосочетание более точно описывает предмет, признак и действие.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 622 человека из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка для 3 класса
Тема урока: « Чем словосочетание отличается от слова?»
Цель урока:Формировать умение различать слово и словосочетание.
Задачи урока:
Обучающие:Обучение учащихся различать слово и словосочетание
Развивающие:Развитие устной речи, умения выделять словосочетание в тексте. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
- Шокин Алексей ЮрьевичНаписать 1311 04.05.2020
Номер материала: ДБ-1139971
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
- 04.05.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
📺 Видео
Словосочетание - что это такоеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
КАК отличить словосочетание от предложения? 3 классСкачать