Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Видео:"Три поездки Ильи Муромца"Скачать

"Три поездки Ильи Муромца"

Волжский класс

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Боковая колонка

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Рубрики

Видео

Книжная полка

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Ноябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Окт
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Видео:Исцеление Ильи МуромцаСкачать

Исцеление Ильи Муромца

Ильины три поездочки, с. 13 — 15

Видео:2001048 01 Аудиокнига. Русская народная сказка "Сказка-былина про Илью Муромца"Скачать

2001048 01 Аудиокнига. Русская народная сказка "Сказка-былина про Илью Муромца"

Ответы к стр. 13 — 15

  • О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    • Первый подвиг богатыря.
    • Второй подвиг богатыря.
    • Третий подвиг богатыря.
    • Илья Муромец — защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

  • Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.

Видео:Илья Муромец и Соловей Разбойник | МультфильмСкачать

Илья Муромец и Соловей Разбойник | Мультфильм

Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

В былинах Киевской Руси практически всегда героем был Илья Муромец, который защищал родную землю от врагов и совершал множество подвигов. Этот персонаж олицетворял мужество и отвагу. В школьной программе по литературе заложено изучение таких произведений, которые помогают ученикам лучше понимать русскую историю. И именно поэтому так интересно школьникам изучить характеристику и образ Ильи Муромца в былинах.

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Видео:Интересная история Былина об Илье МуромцеСкачать

Интересная история Былина об Илье Муромце

Былинные сюжеты

На сегодняшний день существует большое количество былинных сюжетов, в которых главным героем является Илья Муромец. Считается, что впервые этот богатырь земли русской был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. После этот персонаж встречается и в киевском былинном цикле, который состоит из нескольких произведений:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Ссора Илья Муромца с князем Владимиром».
  • «Святогор и Илья Муромец».
  • Другие.

В одном из этих произведений о герое рассказывается, как он обучался у Святогора. А когда тот стал умирать, то в Илью дунул духом богатырским, и силы после этого у Муромца прибавились. Также Святогор отдал ему меч-кладенец.

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Некоторые прозаические сочинения про этого героя записаны в виде русских народных сказок. Обычно в них нет героев, которые бы действительно существовали на Руси, но зато описываются подвиги богатыря, который сражается с разными сказочными чудовищами. Как описывал филолог Азбелев, в настоящее время уже насчитывается пятьдесят три сюжета героических былин:

  • Обретение силы.
  • Три поездки.
  • Камское побоище.
  • Поединок с Добрыней Никитичем.
  • Другие.

Видео:Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"Скачать

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Характеристика героя

Известно, что богатырь был единственным сыном в крестьянской семье. С самого своего рождения он не мог пошевелить ни руками, ни ногами. Во всех былинах говорится о том, что до тридцати трёх лет он был физически слабым, пока однажды в его дом не зашли случайно три старца. В то время в избе больше никого не было. Эти люди попросили у Ильи воды, чтобы напиться. Богатырь очень хотел им помочь и даже попытался опустить ноги на пол. Неожиданно для себя он почувствовал в них силу.

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Так Илья смог встать. Но старцы не стали пить. А приказали ему испить водицы. Оказалось, что вода была целебной, так как после этого богатырь стал совершенно здоровым. А когда он стал снова пить эту воду, то ещё и почувствовал, как в нём появляется огромнейшая сила богатырская. Но старцы приказали ему и в третий раз испить воды, чтобы немного уменьшить эту силу.

После этого старцы отправляют излечившегося богатыря в Киев к князю Владимиру, чтобы он смог защищать родную землю. Они говорят Илье о том, что тот совершит множество ратных подвигов, которые его и прославят. Сообщили старцы витязю и о том, что по дороге в Киев он увидит большой камень, который ему нужно будет сдвинуть с места. Родители, когда же увидели, что их сын излечился, обрадовались и благословили на службу к князю.

Отправившись в Киев, крестьянский сын увидел по дороге огромный камень и сделал всё, что ему велели старцы. Под ним он нашёл для себя прекрасные доспехи, а также ещё и оружие.

Видео:"Три поездки Ильи Муромца", Былина (В пересказе А. Нечаева)Скачать

"Три поездки Ильи Муромца", Былина (В пересказе А. Нечаева)

Текст сочинения

Илья родился недалеко от города Мурома и был единственным сыном в небольшой крестьянской семье.

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Но с самого рождения он был нездоров, так как не мог ходить и вообще двигаться. Так он провёл тридцать лет, не вставая с кровати. Однажды, когда родители были в поле, к ним в дом зашли три старика и попросили испить. Но Илья же не мог ходить! А ему так хотелось помочь старцам, поэтому он опустил ноги и вдруг пошёл. Когда же он всё-таки принёс эту чашку с водой, то старцы сказали, чтобы он сам из неё попил. Это помогло богатырю вылечиться.

Когда же родители вернулись домой и увидели здорового сына, то сразу же согласились отправить его в Киев, чтобы он защищал землю русскую от неприятелей. По дороге он забирает воинские доспехи, которые потом помогали ему в боях и защищали. Также чудесным образом появился у Ильи и прекрасный и верный конь.

Былинный богатырь Муромец совершал такие подвиги, слава о которых сохранилась на века. Ведь он бесстрашный и мудрый, никогда не отступал. Илья описывается в былинах как неуязвимый воин, обладающий огромной силой и лишь только положительными чертами характера. Сражался он с разными врагами: печенегами, хазарами и половцами, но при этом всегда побеждал, так как защищал свою родину. Часто в былинных текстах используется гипербола, которая увеличивает силу витязя.

Былинные устойчивые словосочетания характеризующие илью муромца

Илья спас жителей Чернигова, которым грозила либо голодная смерть, либо же смерть от мечей врага. За это ему предлагали золото, но тот ничего не взял. В битвах с чудовищами и Соловьём-разбойником русский витязь также проявил себя как смелый и отважный воин, который не поддался сразу и не устроил самосуд, а доставил разбойника в столицу.

Образ этого богатыря стал идеалом бескорыстия и чести. Он является примером самоотверженного служения своему народу и своей Родине.

Видео:Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Серия 2) [1978]Скачать

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Серия 2) [1978]

Образ витязя в искусстве

Подвиги русского витязя нашли отражение не только в художественной литературе, но и в музыке, архитектуре и в живописи. Образ русского богатыря описан в картинах Васнецова, Билибина и других. Во многих городах установлены памятники доблестному герою.

Видео:Илья Муромец и Соловей разбойник | Три богатыря | три поездки Ильи муромца | Russian Kids StoriesСкачать

Илья Муромец и Соловей разбойник | Три богатыря | три поездки Ильи муромца | Russian Kids Stories

Урок литературного чтения по теме: Былина «Три поездки Ильи Муромца »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогическая задача : создать условия для развития умений составлять рассказ о герое произведения, формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу.

Цель урока : создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературного чтения»

Научить составлять характеристику былинных героев, пользуясь текстом;

Продолжить знакомство с былиной и былинными героями, с творчеством.

Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитывать чувство патриотизма.

Предметные : научатся формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности , характера, своего отношения к Илье Муромцу, рассказывать о герое произведения последовательно, логично, выразительно , объяснять понятие «герой былины» через анализ текста; получат возможность научиться анализировать подробности картин и средства передачи их смысла.

Коммуникативные : формулировать речевую задачу, использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текстов былин, участвовать в диалогах в группе при обсуждении произведений искусства .

Рефлексивные умения : формулировать речевую задачу в коллективной деятельности , составлять план рассказа о герое ; самостоятельно работать с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу.

Оценочные умения : проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, оценивать рассказы одноклассников по совместно выработанным критериям; определять успехи и трудности.

Общеучебные действия : работать с дидактическими иллюстрациями в учебнике; отбирать из прочитанных произведений (былин) необходимые речевые средства для составления рассказа о герое, обобщать полученную из текстов информацию о герое произведения на более высоком качественном уровне .

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные : проявляют интерес к содержанию и форме художественных произведений, выражать собственное отношение к герою произведения, эмоционально передавая это отношение с помощью интонации и экспрессивных средств языка.

Средства обучения : учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская , М.В. Бойкина, репродукция В.М. Васнецова «Богатыри».

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают текст со слайда.

2.Актуализация опорных знаний. Целеполагание

3.Сообщение темы урока. Определение целей урока

Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

Навыки оценивания работы одноклассников.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать , находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

1.1.Проверка домашнего задания

— Опишите внешний вид Ильи Муромца.

— Чем богатыри отличаются от героев сказок?

-Как в старину исполнялись былины? Какие музыкальные инструменты использовались?

— Из какого произведения взяты эти строки?

Что такое былина?

— Чем отличаются сказки от былин?

По каким критериям будете оценивать ответы одноклассников?

2. Формулирование темы и целей урока.

О ком говорится в эпиграфе?

— Какой литературный герой был в центре внимания на протяжении нескольких уроков по изучению былин?

— Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые вам помогут определить то, чему вы будете учиться на уроке.

На доске ряд слов : внешность , характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать , описывать , составлять.

— Сформулируйте учебную задачу урока.

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ о герое получился логичным, последовательным, выразительным?

— Прочитайте тему урока.

— Подумайте , как лучше сформулировать речевую задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье Муромце.

— Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек.

Богатыри отличаются от героев сказок тем , что богатыри – это реальные герои, которые жили в Росси много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки былины , которые наполовину реальные , а наполовину вымышленные.

-Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит название музыкального инструмента. Правда , под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в Х I Х веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный , неторопливый перебор гуслей ( гусли- русский народный щипковой многострунный инструмент типа арфы). В 18-19 веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они исполнялись , как правило , без аккомпанемента.

Былина – старинный жанр устного народного творчества. Сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

— В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.

Рассказ должен соответствовать плану и подтверждаться цитатами из былины.

Оценивают ответы одноклассников.

Обсуждают тему урока . Отвечают на вопросы учителя , формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

— Надо составить план , найти в текстах былин слова и выражения , которые мы можем использовать в своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к другому….

— Научиться рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения , увлечь интересным рассказом слушателей , не нарушать последовательности изложения мысли

4.Работа над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Проводит работу над планом рассказа о герое, над темой , основной мыслью , типом и стилем высказывания . Актуализация знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.

— Вы правильно отметили , что рассказ может быть воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого нужно сделать?

— Кроме внешности героя, что помогает представить богатыря, составить о нем целостное представление?

-Чем вы закончите свое высказывание?

-Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О чем будет ваш рассказ?

— Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье Муромце , что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?

— Ваше высказывание – это текст. Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье Муромце?

— Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства , то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?

— Вспомните признаки художественного текста.

— Вспомните , где родился Илья Муромец, кто были его родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.

— Почему Илья Муромец причислен к лику святых?

— Предложите последовательность описания внешности Ильи на основе картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Отвечают на вопросы учителя

Нужно составить план.

— Начать нужно с описания внешности героя.

-Далее описываем характер и поступки.

— В конце рассказа выразим свое отношение к героя.

Составляют план рассказа об Илье Муромце.

1.Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.

2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).

3.Характер и поступки Ильи Муромца.

4. Мое отношение к герою былин.

— Наш рассказ будет о самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах над врагами земли Русской.

— Наша цель – передать в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами испытали чувство гордости и восхищения.

— Наш рассказ о герое – это повествование с элементами описания. Мы будем рассказывать об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.

— Стиль изложения рассказа – художественный.

Признаки художественного текста: образность , яркость, выражение автором своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то увиденного, услышанного или прочитанного.

5.Работа с текстами былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах.

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу . Дополнять , уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату.

Организует работу с текстами былин « Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».

— Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки» описание того , как был Илья Муромец , когда вступил в бой с «разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут вам описать внешний вид Ильи Муромца.

— Данные выражения в измененном виде вы можете использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и выражения , которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о них рассказать.

— Вы так много узнали об Илье Муромце , отобрали большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать свое отношение к герою , что главное вы должны выразить в конце своего рассказа?

— Попробуйте предложить в устной форме свои варианты заключения рассказа . Вы можете использовать при составлении рассказа о герое следующие обороты речи: таким образом , следовательно, поэтому, так как, я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему и др.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Под руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения , чтобы потом использовать их в своем рассказе. Учащиеся могут выписать следующие слова и выражения из учебника (с. 15); «убранство на Илье», «заблистал шлем», «Илья палицей размахивался» и др.

— Мы испытываем восхищение героем , гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который , не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

Работают в парах . Контрольно-оценочный лист получает каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.

Котрольно-оценочный лист ученика

Объясняет домашнее задание.

Домашнее задание может быть дано дифференцировано. Тем учащимся, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А тем , которые выступили отлично. Дать иное задание: прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже готовому плану. Составить рассказ по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

7.Итог урока. Рефлексия

Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. В том числе и чтения, подведение итогов урока. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

ЧТО особенно заинтересовало вас во время урока?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему вы учились на уроке?

— Что было трудным ? Что удалось легко?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («0», «-», «+», «?»).

Я научился рассказывать по плану о герое произведения.

Я научился использовать дополнительную информацию из разных источников о герое в своем рассказе .

Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных текстов.

Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное отношение к Илье Муромцу.

Я научился справедливо оценивать рассказ своего товарища .

Я научился видеть свои ошибки и признавать их.

🔥 Видео

Три поездки Ильи Муромца , Былина ,читает Павел БесединСкачать

Три поездки Ильи Муромца , Былина ,читает Павел Беседин

"Три поездки Ильи Муромца" (в пересказе И. Карнауховой)Скачать

"Три поездки Ильи Муромца" (в пересказе И. Карнауховой)

Литературное чтение 4 класс (Урок№4 - «Ильины три поездочки».)Скачать

Литературное чтение 4 класс (Урок№4 - «Ильины три поездочки».)

Илья Муромец и Соловей-Разбойник. Краткое содержаниеСкачать

Илья Муромец и Соловей-Разбойник. Краткое содержание

Три поездки Ильи Муромца. Текст былины в пересказе И. КарнауховойСкачать

Три поездки Ильи Муромца. Текст былины в пересказе И. Карнауховой

"Три поездки Ильи Муромца", Былина (Отрывок)Скачать

"Три поездки Ильи Муромца", Былина (Отрывок)

Как Илья из Мурома богатырем сталСкачать

Как Илья из Мурома богатырем стал

Загадка преподобного Ильи Муромца - современные свидетельства былинСкачать

Загадка преподобного Ильи Муромца - современные свидетельства былин

Былины. Три поездки ИльиСкачать

Былины. Три поездки Ильи

Былина "Три поездки Ильи Муромца"Скачать

Былина "Три поездки Ильи Муромца"

"Три поездки Ильи Муромца" русская народная былинаСкачать

"Три поездки Ильи Муромца"   русская народная былина
Поделиться или сохранить к себе: