Браузер опера ударение как правильно

Видео:Как удалить браузер Opera с компютера Windows 10Скачать

Как удалить браузер Opera с компютера Windows 10

Ударение в слове Опера (браузер)

by Юрий Белоусов · 17.04.2019

Как правильно поставить ударение в слове Опера (браузер)?

При произношении названия браузера «Опера» люди иногда становятся в тупик, не зная правильно ли они произносят это слово.

Как правило, сомнения возникают между вариантами:

Но и такое произношение встречается:

Как же правильно поставить ударение в слове Опера (браузер)?

Правильным вариантом произношения слова будет c ударением на слог с буквой «О».

О́ пера — правильный вариант произношения .

Видео:Как настроить браузер Опера - Инструкция для новичковСкачать

Как настроить браузер Опера - Инструкция для новичков

Аргумент № 1

Если обратиться к транскрипции, то на английском будет:

[ ˈɒp.ər.ə ] (британский вариант)

[ ˈɒp.rə ] (американский вариант)

В обоих случаях ударение в слове «Opera» падает на слог с первой гласной «O».

Прослушать звучание можно на сайте.

Видео:Как удалить браузер Опера полностью с компьютераСкачать

Как удалить браузер Опера полностью с компьютера

Аргумент № 2

На официальном форуме браузера Opera одно из уполномоченных лиц высказалось о происхождении названия браузера:

«The reasons the name «Opera» was chosen are several. For one,
«Opera» is known as the opera all over the world. London, Paris and
Moscow all have Operas, and it’s one thing that has long historical
roots in almost the entire world. Secondly, the Opera is associated
with quality and high standards — you never hear of Opera singers
who go on a drunken spree… Thirdly, the Opera is fun. (Or at
least, it’s meant to be for the people who don’t have prejudices
against it for being snobby and upper class-only.)

So, all in all, one might say there’s more thought to Opera’s
name than to Netscape Navigator and Internet Explorer, though I’m
sure they haven’t chosen their names lightly either.»

Если перевести первые предложения на русский, то получим следующее:

«Есть несколько причин, почему было выбрано название «Opera». Первая: «опера» известна во всем мире: Лондон, Париж, Москва – везде есть оперы.»

Речь идет об опере – жанре музыкально-драматического искусства. Говоря об музыкальном жанре, мы произносим Опера с ударением на «О», а раз название браузера происходит из этого слова, то и название браузера О́пера будет произносится так же – с ударением на слог с «О».

Можно также посмотреть интервью большой шишки их Opera Software:

Браузер опера ударение как правильно

Не нашли ответ на свой вопрос? Тогда воспользуйтесь формой поиска:

Видео:Как Удалить Расширения в Браузере Опера на Компьютере в 2023Скачать

Как Удалить Расширения в Браузере Опера на Компьютере в 2023

Ударение в слове опера

О́пера — правильно ставится ударение на 1 слог, первую букву о — опе-ра.

Видео:Как правильно настроить браузер Opera? Настройка дополнений, фишки, СЕКРЕТЫ ☑Скачать

Как правильно настроить браузер Opera? Настройка дополнений, фишки, СЕКРЕТЫ ☑

В слове «опера» правильное ударение на первую букву «о»

О́пера

Нажмите кнопку «произнести» чтобы услышать как правильно ставится ударение в слове «О́пера»

Примеры употребления слова «О́пера»

Итальянская опера против английской, дворянство против купечества, Опера знати против Генделя…

Карло Броски. Фаринелли, Оксана Чурюканова

Самая слабая опера Римского-Корсакова талантливее лучшей оперы Верди…

Жизнь Клима Самгина, Максим Горький, 1937г.

Дэнис последовал за ней, мурлыча себе под нос: «Вот почему мечтаю я петь в о-о- опере , о-о- опере , о-о- опере …

Кром желтый. Шутовской хоровод (сборник), Олдос Хаксли, 1921, 1923г.

Ясно, – Василий понятия не имел о рок- операх , но попробовал соединить слова опера и рок.

Экспресс «Россия», Павел Примаченко

Мой знакомый один даже оперу о себе заказал у самого дорогого композитора и исполнена эта опера была лучшими оперными певцами.

Два процента от Бога. Роман-сказка, Михаил Лекс

Видео:Как Включить Бесплатный VPN в Браузер ОПЕРА в 2023 году / Быстрый ВПН для OperaСкачать

Как Включить Бесплатный VPN в Браузер ОПЕРА в 2023 году / Быстрый ВПН для Opera

ОПЕРА

Смотреть что такое ОПЕРА в других словарях:

ОПЕРА

(opera — итал., Oper — нем., opéra — франц.) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пени. смотреть

ОПЕРА

(итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение) жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа . смотреть

ОПЕРА

ОПЕРА, -ы, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение, в к-ромдействующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о.Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петьв опере. Солист оперы. Билет на оперу (устар. в оперу ). * Из другой (не изтой) оперы (разг. шутл.) — о чем-н. совершенно не относящемся к делу. IIприл. оперный, -ая, -ое. Оперная партитура. О. певец. О. театр. смотреть

ОПЕРА

опера ж. 1) а) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. б) Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене. 2) Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром. 3) разг. Оперный театр. 4) разг. Оперная труппа.

ОПЕРА

опера ж.1. opera 2. (театр) opera-house* ♢ из другой оперы, не из той оперы разг. — (quite) another story, quite a different, или another, matter . смотреть

ОПЕРА

опера См. зрелище, песнь из другой оперы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. опера зрелище, песнь; зингшпиль, пастиччо, рок-опера Словарь русских синонимов. опера сущ., кол-во синонимов: 26 • зингшпиль (1) • зрелище (23) • искусство (45) • киноопера (1) • опера-балет (1) • опера-буфф (1) • опера-буффа (1) • опера-былина (1) • опера-водевиль (1) • опера-драма (1) • опера-интермения (1) • опера-кантата (1) • опера-комедия (1) • опера-легенда (1) • опера-мистерия (1) • опера-оратория (1) • опера-поэма (1) • опера-семисериа (1) • опера-сериа (1) • опера-сказка (1) • опера-трагедия (1) • опера-фарс (1) • пастиччо (1) • рок-опера (1) • сарсуэла (1) • телеопера (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: зингшпиль, зрелище, искусство, киноопера, пастиччо, рок-опера, сарсуэла. смотреть

ОПЕРА

ОПЕРА (итал. opera, букв.- сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматич. иск-ва. Лит. основа О. (либретто) вопло. смотреть

ОПЕРА

Опера (opera — итал., Oper — нем., op éra — франц.) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Anfiparnasso», Opaцио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол. В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель О. — усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее, успех ее находится в зависимости от текста (либретто, см.), который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию хора. Задача О. — не эффектность, а полная выразительность. О. отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой недостаток — слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился. Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося в своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, не отрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т. е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего направления пользование речитативом, ариозо или округленными формами совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в Венеции; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первой большой О. можно считать «Дафне» Пери, исполненную в 1597 г. О. скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц («Дафне», 1627), во Франции Камбер («La pastorale», 1647), в Англии Пурцель; в Испании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый написал «Цефал и Прокрис» на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская О., написанная в русских нравах — «Танюша или счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756). См. Музыка. Разновидности О.: большая О. (opera seria — итал., trag é die lyrique, позднее grand-op é ra — франц.), полукомическая (semiseria), комическая О. (opera-buffa — итал., op é ra-comique — франц., Spieloper — нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена» «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту (см.), которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол. О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце О. — эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военный оркестр, орган, в оперную музыку — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. Н. С.

ОПЕРА

(итал. opera, букв. — труд, дело, сочинение) — род муз.-драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие . смотреть

ОПЕРА

ОПЕРАдрама или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами.Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 — начале 20 вв.На всем протяжении своей истории опера оказывала мощное влияние на другие музыкальные жанры. Симфония выросла из инструментального вступления к итальянским операм 18 в. Виртуозные пассажи и каденции фортепианного концерта являются во многом плодом попытки отразить оперно-вокальную виртуозность в фактуре клавишного инструмента. В 19 в. гармоническое и оркестровое письмо Р.Вагнера, созданное им для грандиозной «музыкальной драмы», определило дальнейшее развитие целого ряда музыкальных форм, и даже в 20 в. многие музыканты рассматривали освобождение от влияния Вагнера как основное русло движения к новой музыке.Оперная форма. В т.н. большой опере, самом распространенном ныне виде оперного жанра, поется весь текст. В комической опере пение обычно чередуется с разговорными сценами. Название «комическая опера» (opra comique во Франции, opera buffa в Италии, Singspiel в Германии) в большой мере условно, ибо далеко не все произведения этого типа имеют комическое содержание (характерный признак «комической оперы» — наличие разговорных диалогов). Вид легкой, сентиментальной комической оперы, получивший распространение в Париже и Вене, стал называться опереттой; в Америке он называется музыкальной комедией. Пьесы с музыкой (мюзиклы), снискавшие славу на Бродвее, обычно более серьезны по содержанию, чем европейские оперетты.Все эти разновидности оперы основываются на убеждении, что музыка и особенно пение усиливают драматическую выразительность текста. Правда, временами другие элементы играли в опере не менее важную роль. Так, во французской опере определенных периодов (и в русской — в 19 в.) весьма существенное значение приобретали танец и зрелищная сторона; немецкие авторы нередко рассматривали оркестровую партию не как аккомпанирующую, а как равноценную вокальной. Но в масштабах всей истории оперы пение все же играло доминирующую роль.Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес.В большинстве опер имеются инструментальные вступления, помогающие настроить восприятие слушателей. В 17-19 вв. подобное вступление называлось увертюрой. Увертюры представляли собой лаконичные и самостоятельные концертные пьесы, тематически не связанные с оперой и потому легко заменяемые. Например, увертюра к трагедии Аврелиан в Пальмире Россини позже превратилась в увертюру к комедии Севильский цирюльник. Но во второй половине 19 в. композиторы стали обращать гораздо большее влияние на единство настроения и тематическую связь увертюры и оперы. Возникла форма вступления (Vorspiel), которое, например в вагнеровских поздних музыкальных драмах, включает в себя основные темы (лейтмотивы) оперы и непосредственно вводит в действие. Форма «автономной» оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления Тоски Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию.Итак, оперное действие развивается внутри оркестрового обрамления. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт — диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы — такие, как квартет в Риголетто Верди или секстет в Лючии ди Ламмермур Доницетти. Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.Сами по себе арии не составляют оперы. В классическом типе оперы главным средством донесения до публики сюжета и развития действия является речитатив: быстрая мелодизированная декламация в свободном метре, поддержанная простыми аккордами и основанная на естественных речевых интонациях. В комических операх речитатив часто сменяется диалогом. Речитатив может показаться скучным слушателям, не понимающим смысла произносимого текста, но часто незаменим в содержательной структуре оперы.Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной «музыкальной драмы» была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в Каменном госте и М.П.Мусоргским в Женитьбе — они называли данную форму «разговорной оперой», opera dialogue.Опера как драма. Драматургическое содержание оперы воплощается не только в либретто, но и в самой музыке. Создатели оперного жанра называли свои произведения dramma per musica — «драмой, выраженной в музыке». Опера — это нечто большее, чем пьеса со вставными песнями и танцами. Драматическая пьеса самодостаточна; опера без музыки — лишь часть драматического единства. Это относится даже к операм с разговорными сценами. В произведениях такого типа — например, в Манон Леско Ж.Массне — музыкальные номера все равно сохраняют ключевую роль.Крайне редко оперное либретто можно поставить на сцене как драматическую пьесу. Хотя содержание драмы выражено в словах и налицо характерные сценические приемы, все же без музыки пропадает нечто важное — то, что может быть выражено только музыкой. По этой же причине лишь изредка драматические пьесы могут быть использованы как либретто, без предварительного сокращения числа персонажей, упрощения сюжета и главных характеров. Надо оставить место для дыхания музыки, она должна повторяться, образовывать оркестровые эпизоды, менять настроение и колорит в зависимости от драматических ситуаций. И поскольку пение все же затрудняет понимание смысла слов, текст либретто должен быть настолько ясным, чтобы его можно было воспринять при пении.Таким образом, опера подчиняет себе лексическое богатство и отточенность формы хорошей драматической пьесы, но возмещает этот ущерб возможностями собственного языка, который обращен непосредственно к чувствам слушателей. Так, литературный источник Мадам Баттерфлай Пуччини — пьеса Д.Беласко о гейше и американском морском офицере безнадежно устарела, а выраженная в музыке Пуччини трагедия любви и предательства ничуть не поблекла от времени.При сочинении оперной музыки большинство композиторов соблюдали некоторые условности. Например, использование высоких регистров голосов или инструментов означало «страсть», диссонирующие гармонии выражали «страх». Подобные условности не были произвольными: люди вообще повышают голос при волнении, а физическое ощущение страха дисгармонично. Но опытные оперные композиторы применяли более тонкие средства для выражения в музыке драматического содержания. Мелодическая линия должна была органично соответствовать словам, на которые ложилась; гармоническое письмо должно было отражать отливы и приливы эмоций. Следовало создавать разные ритмические модели для стремительных декламационных сцен, торжественных ансамблей, любовных дуэтов и арий. Выразительные возможности оркестра, в том числе тембры и другие характеристики, ассоциирующиеся с разными инструментами, тоже ставились на службу драматическим целям.Однако драматическая выразительность — не единственная функция музыки в опере. Оперный композитор решает две противоречащие друг другу задачи: выражать содержание драмы и доставлять удовольствие слушателям. В соответствии с первой задачей, музыка служит драме; в соответствии со второй, музыка самодостаточна. Многие великие оперные композиторы — Глюк, Вагнер, Мусоргский, Р.Штраус, Пуччини, Дебюсси, Берг — подчеркивали в опере экспрессивное, драматургическое начало. У других авторов опера приобретала более поэтический, сдержанный, камерный облик. Их искусство отмечено тонкостью полутонов и меньше зависит от перемен в общественных вкусах. Композиторы-лирики любимы певцами, ибо, хотя оперный певец должен быть в известной степени актером, все же главная его задача — чисто музыкальная: он должен точно воспроизводить нотный текст, придавать звуку необходимую окраску, красиво фразировать. К числу авторов-лириков можно отнести неаполитанцев 18 в., Генделя, Гайдна, Россини, Доницетти, Беллини, Вебера, Гуно, Массне, Чайковского и Римского-Корсакова. Редкие авторы достигали почти абсолютного равновесия драматического и лирического элементов, среди них — Монтеверди, Моцарт, Бизе, Верди, Яначек и Бриттен.Оперный репертуар. Традиционный оперный репертуар состоит в основном из произведений 19 в. и ряда опер конца 18 и начала 20 вв. Романтизм с его тяготением к возвышенным деяниям и дальним странам способствовал развитию оперного творчества по всей Европе; рост среднего сословия обусловил проникновение в оперный язык народных элементов и обеспечил опере обширную и благодарную аудиторию.Традиционный репертуар тяготеет к сведению всего жанрового многообразия оперы к двум весьма емким категориям — «трагедии» и «комедии». Первая обычно представлена шире, чем вторая. Основу репертуара сегодня составляют итальянские и немецкие оперы, особенно «трагедии». В области «комедии» преобладает опера итальянская или хотя бы на итальянском языке (например, оперы Моцарта). Французских опер в традиционном репертуаре немного, и те обычно исполняются в манере итальянцев. Свое место в репертуаре занимают несколько русских и чешских опер, исполняющихся почти всегда в переводе. Вообще же, крупные оперные труппы придерживаются традиции исполнения произведений на языке оригинала.Главный регулятор репертуара — популярность и мода. Известную роль играет распространенность и культивирование определенных типов голосов, хотя некоторые оперы (подобно Аиде Верди) часто исполняются без учета того, имеются ли в наличии необходимые голоса или нет (последнее встречается чаще). В эпоху, когда из моды вышли оперы с виртуозными колоратурными партиями и аллегорическими сюжетами, мало кто заботился о соответствующем стиле их постановки. Операми Генделя, например, пренебрегали до тех пор, пока знаменитая певица Джоан Сазерленд и другие не начали их исполнять. И дело тут не только в «новой» публике, открывшей красоты этих опер, но и в появлении большого количества певцов с высокой вокальной культурой, которые могут справиться с изощренными оперными партиями. Точно так же возрождение творчества Керубини и Беллини было инспирировано блестящими исполнениями их опер и открытием «новизны» старых произведений. Композиторы раннего барокко, в особенности Монтеверди, а также Пери и Скарлатти, равным образом были извлечены из забвения.Все такого рода возрождения требуют комментированных изданий, особенно произведения авторов 17 в., об инструментовке и динамических принципах которых мы не имеем точных сведений. Бесконечные повторения в т.н. арии da capo в операх неаполитанской школы и у Генделя достаточно утомительны в наше время — время дайджестов. Современный слушатель вряд ли способен разделить страсть слушателей даже французской большой оперы 19 в. (Россини, Спонтини, Мейербер, Галеви) к развлечению, занимавшему целый вечер (так, полная партитура оперы Фернандо Кортес Спонтини звучит 5 часов, не считая антрактов). Нередки случаи, когда темные места партитуры и ее размеры вводят дирижера или постановщика в соблазн сокращать, переставлять номера, делать вставки и даже вписывать новые куски, зачастую столь топорно, что перед публикой предстает лишь дальний родственник того произведения, которое значится в программе.Певцы. В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким — сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских — тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано — голос большой яркости и красоты. Тембр драматического сопрано — насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: «певческий бас» (basso cantante) для «серьезных» партий и комический (basso buffo).Постепенно сформировались правила выбора певческого тембра для определенной роли. Партии главных героев и героинь обычно поручались тенорам и сопрано. Вообще, чем старше и опытней персонаж, тем ниже должен быть его голос. Невинная юная девушка — например, Джильда в Риголетто Верди — это лирическое сопрано, а коварная соблазнительница Далила в опере Сен-Санса Самсон и Далила — меццо-сопрано. Партия Фигаро, энергичного и остроумного героя моцартовской Свадьбы Фигаро и россиниевского Севильского цирюльника написана обоими композиторами для баритона, хотя в качестве партии главного героя партия Фигаро должна бы предназначаться первому тенору. Партии крестьян, волшебников, людей зрелого возраста, властителей и стариков обычно создавались для бас-баритонов (например, Дон Жуан в опере Моцарта) или басов (Борис Годунов у Мусоргского).Изменения общественных вкусов играли определенную роль в формировании оперных вокальных стилей. Техника звукоизвлечения, техника вибрато («рыдание») изменялись на протяжении веков. Я.Пери (1561-1633), певец и автор самой ранней частично сохранившейся оперы (Дафна), предположительно пел так называемым белым голосом — в сравнительно ровном, не меняющемся стиле, с незначительным вибрато или совсем без него — в соответствии с трактовкой голоса как инструмента, которая была в моде до конца эпохи Возрождения.В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза — сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано — кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К. Броски, 1705-1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.Лишь одна певческая манера 18 в. почти не изменилась до наших дней — стиль комического баса, ведь простые эффекты и быстрая болтовня оставляют мало простора для индивидуальных интерпретаций, музыкальных или сценических; возможно, площадные комедии Д.Перголези (1749-1801) исполняются ныне не реже, чем 200 лет тому назад. Болтливый вспыльчивый старик — весьма почитаемая фигура в оперной традиции, излюбленное амплуа басов, склонных к вокальным клоунадам.Чистый, переливающийся всеми красками певческий стиль бельканто (bel canto), столь любимый Моцартом, Россини и другими оперными композиторами конца 18 и первой половины 19 вв., во второй половине 19 в. постепенно уступил место более мощному и драматичному стилю пения. Развитие современного гармонического и оркестрового письма постепенно изменило функцию оркестра в опере: из аккомпаниатора он превратился в протагониста, и следовательно, певцам необходимо было петь громче, чтобы их голоса не заглушались инструментами. Эта тенденция зародилась в Германии, но повлияла на всю европейскую оперу, в том числе итальянскую. Немецкий «героический тенор» (Heldentenor) явно порожден потребностью в голосе, способном вступить в поединок с оркестром Вагнера. Поздние сочинения Верди и оперы его последователей требуют «сильных» (di forza) теноров и энергичных драматических (spinto) сопрано. Запросы романтической оперы иногда даже обусловливают интерпретации, которые как бы идут вразрез с намерениями, выраженными самим композитором. Так, Р.Штраус мыслил Саломею в своей одноименной опере как «16-летнюю девушку с голосом Изольды». Однако инструментовка оперы столь плотна, что для исполнения главной партии необходимы зрелые певицы-матроны.Среди легендарных оперных звезд прошлого — Э.Карузо (1873-1921, возможно, самый популярный певец в истории), Дж.Фаррар (1882-1967, за которой в Нью-Йорке всегда следовала свита поклонников), Ф.И.Шаляпин (1873-1938, мощный бас, мастер русского реализма), К.Флагстад (1895-1962, героическое сопрано из Норвегии) и многие другие. В следующем поколении на смены им пришли М.Каллас (1923-1977), Б.Нильсон (р. 1918), Р.Тебальди (р. 1922), Дж.Сазерленд (р. 1926), Л.Прайс (р. 1927), Б. Силлс (р. 1929), Ч. Бартоли (1966), Р. Такер (1913-1975), Т. Гобби (1913-1984), Ф.Корелли (р. 1921), Ч.Сьепи (р. 1923), Дж.Викерс (р. 1926), Л.Паваротти (р. 1935), Ш.Милнс (р. 1935), П.Доминго (р. 1941), Х.Каррерас (р. 1946).Оперные театры. Некоторые здания оперных театров ассоциируются с определенным видом оперы, и в ряде случаев, действительно, архитектура театра была обусловлена тем или иным типом оперного представления. Так, парижская «Опера» (в России закрепилось название «Гранд-Опера») предназначалась для яркого зрелища еще задолго до того, как в 1862-1874 был построен ее нынешнее здание (архитектор Ш.Гарнье): лестница и фойе дворца по оформлению как бы соперничают с декорациями балетов и пышных шествий, которые происходили на сцене. «Дом торжественных представлений» (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических «музыкальных драм». Его сцена, построенная по образцу сцен древнегреческих амфитеатров, имеет большую глубину, а оркестр расположен в оркестровой яме и скрыт от слушателей, благодаря чему звук рассеивается и певцу нет необходимости перенапрягать голос. Оригинальное здание «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож. Зал столь глубок, что его расположенные «бриллиантовой подковой» ложи предоставляют посетителям больше возможностей разглядеть друг друга, нежели относительно мелкую сцену.В облике оперных театров, как в зеркале, отражается история оперы как явления общественной жизни. Истоки ее — в возрождении древнегреческого театра в аристократических кругах: этому периоду соответствует старейший из сохранившихся оперных театров — «Олимпико» (1583), построенный А.Палладио в Виченце. Его архитектура — отражение микрокосма общества эпохи барокко — имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра — королевской ложи. Подобный план сохраняется в зданиях театров «Ла Скала» (1788, Милан), «Ла Фениче» (1792, сгорел в 1992, Венеция), «Сан-Карло» (1737, Неаполь), «Ковент-Гарден» (1858, Лондон). С меньшим числом лож, но с более глубокими, благодаря стальным опорам, ярусами этот план использован в таких американских оперных театрах, как Бруклинская музыкальная академия (1908), оперные театры в Сан-Франциско (1932) и Чикаго (1920). Более современные решения демонстрируют новое здание «Метрополитен-опера» в нью-йоркском Линкольн-центре (1966) и Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).Демократический подход характерен для Вагнера. Он требовал от аудитории максимальной концентрации и построил театр, где вовсе нет лож, а сидения располагаются однообразными непрерывными рядами. Строгий байройтский интерьер повторен лишь в мюнхенском «Принцрегент-театре» (1909); даже немецкие театры, построенные после Второй мировой войны, восходят к более ранним образцам. Однако вагнеровская идея, по-видимому, способствовала движению к концепции арены, т.е. театра без просцениума, которая предлагается некоторыми современными архитекторами (прототип — древнеримский цирк): опере предоставляется самой приспосабливаться к этим новым условиям. Римский амфитеатр в Вероне хорошо приспособлен для постановки таких монументальных оперных спектаклей, как Аида Верди и Вильгельм Телль Россини.Оперные фестивали. Важный элемент вагнеровской концепции оперы — летнее паломничество в Байройт. Идея была подхвачена: в 1920-х годах австрийский город Зальцбург организовал фестиваль, посвященный главным образом операм Моцарта, и пригласил для реализации проекта таких талантливых людей, как режиссер М.Рейнхардт и дирижер А.Тосканини. С середины 1930-х годов оперное творчество Моцарта определило облик английского фестиваля в Глайндборне. После Второй мировой войны в Мюнхене появился фестиваль, посвященный в основном творчеству Р.Штрауса. Во Флоренции проводится «Флорентийский музыкальный май», где исполняется весьма широкий репертуар, охватывающий и ранние, и современные оперы.См. также:ОПЕРА: ИСТОРИЯОПЕРА: ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ. смотреть

ОПЕРА

О́ПЕРА — термин, используемый в европ. муз. традиции для обозначения сценич. муз. представлений (с 1639 употребляется в Италии, с 70-х гг. 17 в. во Франции и Англии, с нач. 18 в. в Германии и России). Утверждению термина «О.» предшествовали иные обозначения: «драма (трагедия) с музыкой», «мелодрама», «театральное празднество». Комическая О. нач. 18 в. именовалась обычно commedia in musica, позднее «веселая драма». Родственными О. явлениями служат зингшпиль, лидершпиль (нем. Singspiel, Liederspiel — «игра с пением»), мелодрама, водевиль, оперетта, где существенна, однако, роль разговорного, диалогич. начала, в то время как в собств. О. развитие интриги, характеров подчинено законам муз. драматургии.

В зависимости от отношения музыки к драматич. тексту различают два основных типа О.: О. со сквозной муз. композицией, где весь текст вокализируется, и О. с разговорными диалогами, где часть текста говорится (иногда мелодекламируется). Нац. жанровыми разновидностями О. первого типа в Италии является dramma per musica в 17 в., О.-сериа и О.-буффа в 18 в.; во Франции — «лирическая трагедия» в 17-18 вв.; «большая парижская О.» и лирическая О. в 19 в.; в Германии — романтическая О. (в творчестве К. М. Вебера) и вагнеровская муз. драма. Жанровыми разновидностями О. второго типа во Франции была комическая О., в Австрии и Германии — бытовые и сказочные зингшпили и лидершпили, в Испании — тонадилья и сарсуэла, в России — водевиль.

Историч. корни О. — в народных, придворных, культовых литургич. представлениях, соединявших в себе танец, пение, инструментальную музыку («Игра о Робэне и Марион» французского трувера А. де ля Галля, 13 в.), флорентийские карнавалы 14-15 вв., ренессансные «интермедии», русские «школьные драмы» и раешные представления, сакральные действа («Пещное действо»).

Собственно история О. начинается художеств. опытами участников флорентийской камераты, возглавляемой Дж. Барди, где была предпринята, в духе гуманистич. устремлений той эпохи, попытка воссоздать принципы древнегреч.трагедии. Однако на практике первые опыты («Дафна» О. Ринуччини и Дж. Пери, премьера в 1595 или 1597; «Эвридика» Дж. Каччини, 1600) оказались вовсе не реконструкцией античных образцов, а совершенно новым жанром, отразившим духовные искания своего времени. Подобную функцию «зеркала» обществ. жизни той или иной нации, той или иной эпохи О. сохранит и впоследствии, во все периоды своего существования.

В экспериментах флорентийской камераты запечатлелось и др. основополагающее качество О. — тесное сопряжение в ней музыки и драмы. Примат того или иного из этих элементов в истории О. определяется творч. методом как отдельных мастеров (ср. радикально противоположные воззрения на этот счет В. А. Моцарта и К. В. Глюка), так и традициями целых нац. школ (ср. стремление рус. композиторов 19 в. к правдивости, реализму высказывания в муз. драме в противовес «ушеугодию» итальянской О.).

О. — синтетич. вид иск-ва. Она объединяет в себе эл-ты архитектуры (здания оперных театров принадлежат к наиболее изысканным и роскошным строениям), живописи и декоративного иск-ва (история оперной сценографии насчитывает сотни имен выдающихся художников; например, в эпоху рус. «Серебряного века» это были А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст и др.), лит-ры (история оперных либретто связана с выдающимися именами П. Метастазио, Р. да Кальцабиджи, Л. да Понте, А. Бойто, М. И. Чайковского и др.), танцевального иск-ва (его влияние было поначалу особ. сильным во франц. муз. театре, начиная с опытов Ж. Б. Люлли и Ж. Б. Мольера, создавших комедию-балет в 60-е гг. 17 в.; в 19 в. балетные сцены становятся неотъемлемой частью практич. любого оперного спектакля), иск-ва театральной режиссуры (в самостоят. сферу деятельности оперная режиссура выделяется сравнит. поздно, примерно в 10-20-е гг. 20 в., позднее достигая своего расцвета в творчестве Г. Крэга, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, В. Фельзенштейна, Р. Бергхаус, П. Шеро, Г. Купфера, Б. А. Покровского, И. Херца и др.), иск-ва певца-актера, включая сюда иск-во костюма и грима (одним из вершинных образцов их можно назвать творчество Ф. И. Шаляпина).

Однако, при всей многоликости элементов оперного иск-ва, его основой всегда служит музыка — партитура, созданная композитором. Главная сила воздействия О. на слушателя традиционно связана, с одной стороны, с искусством bel canto, теплотой, интенсивностью и искренностью звучания человеческого голоса, с яркой, лирической, запоминающейся вокальной мелодией, с арией, являющейся характерологическим портретом персонажа; с др. стороны, с не менее характерной речитацией на точных интервалах, выражающей все интонационное богатство оттенков живой человеческой речи — от бытового говора до риторики больших страстей.

По типу драматургич. строения различают О.: 1) номерной структуры, в к-рых (в итальянской О. 18 в.) арии разл. характера, а также дуэты, др. ансамбли, хоры, перемежавшиеся «сухим» либо аккомпанированным речитативом, служили воплощением теории «аффектов»; 2) сквозного развертывания, представленные в творчестве Р. Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова.

История рус. О. отмечена яркой самобытностью стиля, своеобразием сюжетики и муз. языка. В посл. четв. 18 в., в период возникновения рус. О., преобладает жанр реалистич. О.-комедии на тексты выдающихся литераторов Я. Б. Княжнина, А. А. Аблесимова, И. А. Крылова. Первым значительным образцом народно-бытовой комич. О. явился «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779) М. М. Соколовского. Своего расцвета О. доглинкинского периода достигает в творчестве В. А. Пашкевича («Санкт-Петербургский гостиный двор», 1782 и др.), Е. И. Фомина («Ямщики на подставе», 1787; «Орфей», 1792 и др.), Д. С. Бортнянского («Сокол», 1786 и др.), А. Н. Верстовского («Аскольдова могила», 1835 и др.).

Классич. период развития рус. О. начинается с появлением шедевров М. И. Глинки «Жизнь за Царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842), в к-рых представлены основные жанрово-стилевые типы, определившие впоследствии самобытные поиски А. Н. Серова, композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского и, в конечном счете, композиторов 20 в.

Панорама жанров послеглинкинского периода развития рус. О. исключит. многообразна. Здесь народная муз. драма («Вражья сила» Серова, 1871; «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1872 и 1880; «Псковитянка» Римского-Корсакова, 1873); лиро-эпическая О. («Князь Игорь» А. П. Бородина, премьера 1890; «Война и мир» С. С. Прокофьева, премьера 1-й ч., 1946); лирико-драматическая О. («Русалка» А. С. Даргомыжского, 1855; «Пиковая дама» Чайковского, 1890; «Алеко» С. В. Рахманинова, 1892; «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича, 1-я ред. 1932; «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева, 1948); лирическая О. («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, 1878 и 1891; «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, 1879 и 1895); О.-сказка («Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, 1882, 1907, 1900 и 1902; «Соловей» И. Ф. Стравинского, 1914); О.-былина («Садко» Римского-Корсакова, 1898); О.-легенда («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 1903); О.-трагедия («Орестея» С. И. Танеева, 1895). Особую линию развития оперного жанра, связанную с речитативно-декламационным характером оперной мелодики, открывает своим «Каменным гостем» (1869) А. С. Даргомыжский, предвосхитивший появление австро-немецкого Sprechgesang’a 20 в.

Жанр комич. О. в России продолжили произведения Мусоргского на гоголевские сюжеты («Женитьба», неоконч., 1868, «Сорочинская ярмарка», неоконч., премьера 1911), «Мавра» И. Ф. Стравинского (1922), «Дуэнья» (1940) и «Любовь к трем апельсинам» (1919) Прокофьева, «Нос» (1928) Шостаковича, «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1971) Г. И. Банщикова и др. Иная ветвь развития жанра комич. О. приводит к водевилю, оперетте и мюзиклу.

ОПЕРА

◁ О́ПЕРА 1697 (апо- 1713), ы, ж. □ род. мн. опер и Музыкально-вокальное драматическое произведение, предназначенное для театрального исполнения.Ежели к. смотреть

📽️ Видео

Начал тормозить браузер Opera! Что делать?Скачать

Начал тормозить браузер Opera! Что делать?

Как настроить браузер опера.Как настроить оперу на компьютереСкачать

Как настроить браузер опера.Как настроить оперу на компьютере

Как настроить браузер Опера? Настройки браузера.VPN в Опера.Opera turbo.Интерфейс пользователя.Скачать

Как настроить браузер Опера? Настройки браузера.VPN в Опера.Opera turbo.Интерфейс пользователя.

Opera GX настройка браузера / Как настроить браузер Opera GXСкачать

Opera GX настройка браузера / Как настроить браузер Opera GX

Как очистить КЭШ браузера ОПЕРАСкачать

Как очистить КЭШ браузера ОПЕРА

Что не так с браузером OPERA ?Скачать

Что не так с браузером OPERA ?

Меню браузера OperaСкачать

Меню браузера Opera

Настройка браузера Опера | браузер опера турбоСкачать

Настройка браузера Опера | браузер опера турбо

Установка браузера OperaСкачать

Установка браузера Opera

Что умеет новый браузер Opera ?Скачать

Что умеет новый браузер Opera ?

Как Убрать Яндекс с Главной Страницы Браузера ОпераСкачать

Как Убрать Яндекс с Главной Страницы Браузера Опера

Как настроить экспресс панель в браузере опера на компьютереСкачать

Как настроить экспресс панель в браузере опера на компьютере

Как отключить обновление в браузере OperaСкачать

Как отключить обновление в браузере Opera

Opera GX: обзор и правильная настройка браузера для игр или работыСкачать

Opera GX: обзор и правильная настройка браузера для игр или работы
Поделиться или сохранить к себе: