Брахман и атман ударение

Видео:Ключевые понятия в индуизме (видео 20) | Древний мир | Всемирная ИсторияСкачать

Ключевые понятия в индуизме (видео 20) | Древний мир | Всемирная История

Словари

Космическое духовное начало, безличный абсолют как основа всего сущего (в индийской философии и в индуизме как в одной из наиболее распространённых религий Индии).

Лицо в Индии, принадлежащее к высшей касте (первоначально — к касте жрецов брахманизма).

БРАХМА́Н, брахмана, муж. см. брамин.

БРАХМА́Н, -а, муж. Член высшей жреческой касты в Индии.

Священнослужитель в индуизме, принадлежащий к высшей (первоначально — жреческой) касте.

Множество весьма знатных, богатых брахманов жило в Дели.

1. В индийской философии и религии индуизма: космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего.

2. В Индии: человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов).

брахма́н — 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишённости какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным. 2) Член высшей жреческой касты.

1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.

2) Член высшей жреческой касты, см. также Брахманы (см. БРАХМАНЫ).

БРАХМАН — 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным

2)] Член высшей жреческой касты.

и (устар.) брама́н, -а, м.

Человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов) в Индии.

1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.

2) Член высшей жреческой касты в Индии.

нарк. торговец галлюциногенами

1) В древнеиндийской религиозной и философской литературе — духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому даваемые ему определения являются отрицательными (апофатическими): он не то, не то и не это. Брахман — чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием: его внутренним саморазличением и самосознанием является Атман, что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», т.е. Атман выступает субьективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала. К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство (ананда). 2) Член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле, практически не употребляется, поэтому в словаре речь везде (если специально не оговаривается) идет о Брахмане как духовном Абсолюте.

(Brahman), осн. теологич. понятие в индуизме, в первую очередь веданты. Означает высшую духовную сущность, всеобъемлющую душу или духовную реальность Вселенной; вечную, никем не созданную и бесконечную; источник всего живого и неживого. Доктрина Б. подробно изложена в Упанишадах, являющихся последней частью свящ. индуистских текстов, или Вед. Хотя брахман и считается источником и целью Вселенной, он концептуализован безлично. В веданте реальность Б. воплощается в адвайте как трансцендентном по отношению к языку понятии, реальности, к-рую невозможно объять путем наделения кач-вами и к-рую можно лишь прочувствовать (а не описать) как идентичную самой себе; вишиштадвайта (или ограниченный недуализм) считает Б. трансцендентным по отношению к языку с позиций логики, обладающим кач-вами с позиций понимания верующим Б. как личного божества, Б. состоящим из индивидуальных душ, являющимся нечто большим, чем их сочетанием; двайта (дуалистическая веданта) считает, что Б. может быть идентифицирован как бог-творец, божество, существующее независимо от душ отд. верующих.

БРАХМАН, -а, м. (или задумчивый брахман). То же, что

От общеупотр. «брахман» — жрец в индуизме.

брахма́н, брахма́ны, брахма́на, брахма́нов, брахма́ну, брахма́нам, брахма́ном, брахма́нами, брахма́не, брахма́нах

сущ., кол-во синонимов: 10

брамин, браман, жрец, варна, пандит

БРАХМАН а, м. brahmane, bramine. Священник, жрец, а также философ в Индии (брахман иногда обозначает только древнего индийского философа, проповедника учения Брамы; брамин — современного жреца. Сл. 18. У Индианцев Брахманы .. вышшими духовными чинами были. Прим. Вед. 1731 8. Нынешние Брамины говорят, что человеческая душа в награждение за добрыя дела , на земле соделанныя, по отделении ея от тела смертию, преселяется в овцу, в корову или слона белаго. Радищев Человек 3 102. Шаманы, факиры, брамины и бонзы составили особый корпус. 1791. Переп. масонов 62. В 1805 г. в Петербурге было издано сочинение <Г. С.> Лебедева «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев». Кессельбреннер 45. Браминка не может касаться человека, оскверненного прикосновением париотки — вот смысл моего чувства. Черн. ПСС 12 406. || перен. Ведущий подобный образ жизни. Огарев уехал, наконец, в деревню, куда сбирался с зимы. Он до того влюблен, что стал совершенным брамином. 1848. ЛН 62 44. Брахманский, браманский, брахманский, браминский. В Азии находятся особливыя письмена, яко: коптическая, малабарская, брахманская, тангутская. Тат. Разг. 87. // Сл. 18 2 122. Индейская вера, которая может быть давно от древней Браманской отошла, чрез смешение с Шаманскою, .. нынешний вид получила. МИГ 1783 80. Браманская Индия. ВИТ сезон 1893-1894 Прил. 1 113. В театрах представлялись браминские мистерии. 1886. ВИИ 4-1 8. — Лекс. Ян. 1803 брахманы, брамины; Сл. 18: браман 1721; брамин 1751; брахман 1790-е гг; САН 1891: брами/н; Уш. 1935: брахма/н; Ож. 1949: брами/нский.

— Член высшей жреческой касты в Индии.

БРАХМАНБАРИЯ — БРАХМАНБАРИЯ (Brahmanbaria, Brahman Bariya), город на востоке Бангладеш (см. БАНГЛАДЕШ), в долине р. Мегхна (см. МЕГХНА), в 75 км на северо-восток от Дакки (см. ДАККА). Население 233,462 тыс. человек (2005).

Транспортный центр. Торговый центр сельскохозяйственного района (скот, молоко и молокопродукты).

БРАХМАНДА — БРАХМА́НДА (санскр. яйцо Брахмы), в мифологии брахманизма вселенная, возникшая из первоначального яйца.

БРАХМАНДА (санскр. яйцо Брахмы) — в мифологии брахманизма вселенная, возникшая из первоначального яйца.

— В мифологии брахманизма вселенная, возникшая из первоначального яйца.

— На какой реке стоит индийский город Роуркела?

Одна из древнейших религий, возникшая в Индии в IX — VIII вв. до н.э. и признававшая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.

БРАХМАНИ́ЗМ и БРАМАНИЗМ, брахманизма, мн. нет, муж. (рел.). Религия индусов, созданная брахманами на основе древних священных книг Вед.

БРАХМАНИ́ЗМ -а; м. Древнеиндийская религия, сложившаяся в 9 — 8 вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.

брахмани́зм — вторая стадия (1-е тысячелетие до н. э.) формирования индийской религии — индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги — Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

БРАХМАНИЗМ — БРАХМАНИ́ЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8-2 вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки (см. АРАНЬЯКИ), упанишады (см. УПАНИШАДЫ)).

Ведийские истоки брахманизма

Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма (см. ИНДУИЗМ), главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (ведическая религия (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ)) к идее единого бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе (см. РИГВЕДА)». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач (см. ВАЧ), Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша (см. ПУРУША). Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха (см. ХИРАНЬЯГАРБХА)) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.

Такая интерпретация космогонического акта, не порывая окончательно с мифологией, все же далеко отходит от изначального ведийского мифа о борьбе Индры (см. ИНДРА) с Вритрой (см. ВРИТРА). Без сомнения, она отражает ведийские представления о жертвоприношении как аналоге творения мира и об огромной потенциальной силе правильно исполненных ритуальных действий. Сами эти действия постепенно приобретают все большее значение, и ритуал, будучи поначалу лишь средством общения людей с богами и их взаимного обмена благами, становится с течением времени инструментом магического воздействия на богов, подчинения их воле жрецов. Заключенная в ритуале сила, соединяющая его с космическими процессами, получила название «брахман» (от санскр. корня «брах» — «расти», «расширяться», «поддерживать»). Так ранее именовался текст (мантра, заклинание, молитва), способный оказать воздействие на богов, и так стали именовать жрецов — знатоков и исполнителей ритуала и священных текстов, т. е. тех, кто владел брахманом. Они образовали сословие, или варну (см. ВАРНЫ), духовных и интеллектуальных лидеров древнеиндийского общества, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.

Одним из главных занятий брахманов-теоретиков стало осмысление параллелизма космоса и ритуала, символическая трактовка ритуальных действий и их деталей. Размышления на эти темы были сосредоточены, помимо брахман, в араньяках, «лесных (книгах)», предназначенных для отшельников. В них преобладает интерес к чисто мыслительным операциям и появляется идея внутреннего, ментального жертвоприношения (например, дыхание — прана (см. ПРАНА) — осмысляется как «пранагнихотра» — «возлияние в огонь посредством дыхания»). Параллельно развивается идея аскезы (см. АСКЕЗА) как фактора жертвоприношения, намеченная в брахманах, где Праджапати совершает акт творения мира с помощью тапаса (см. ТАПАС), жара аскетических подвигов.

Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах. Брахман — безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», — «не это, не то» («нети, нети»).

Другое важнейшее понятие в упанишадах — Атман (см. АТМАН), индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым интеллектом). Идея такого тождества — центральная в упанишадах, и высшая мудрость состоит, согласно их учению, в ее осознании.

Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью, его местом в мире. Среди них — проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении. Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ)) теория кармы (см. КАРМА). В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь возрождаются в этом мире.

Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности, абсолютного покоя, безличности — то есть Атмана.

Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины, в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма учения йоги (см. ЙОГА). Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога. Упоминаются Рудра (Шива (см. ШИВА)) и Нараяна (Вишну (см. ВИШНУ)) как воплощения Брахмана, что можно считать важным звеном становления собственно индуизма.

Наряду с религиозно-философскими текстами в период брахманизма появляется целая литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити (см. СМРИТИ)». Это всякого рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры) и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и права (дхарма-сутры). В центре этих текстов — понятие дхармы («закон», «порядок»), которое пришло на смену космической рите (см. РИТА) и, обретя человеческое измерение, стало означать не только всеобщую упорядоченность явлений (и космических, и социальных), но еще и долг человека, исполнение им своих обязанностей, прежде всего религиозных.

БРАХМАНИЗМ — 2-я стадия (1-е тыс. до н. э.) формирования индийской религии — индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги — Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

и (устар.) брамани́зм, -а, м.

Древнеиндийская религия (верховное божество Брахма, или Брама), сложившаяся в 8-9 вв. до н. э.

БРАХМАНИЗМ, религия в Индии (1-е тыс. до нашей эры). Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги — Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Видео:Атман это БрахманСкачать

Атман это Брахман

Брахман и атман ударение

Брахман (от санскр. «бхриг» – распространяться, возрастать, увеличиваться) – Высшее Бытие, Сознание Абсолюта, абсолютная Реальность, бесконечно распространившая себя. В Веданте говорится о двух аспекта Брахмана: 1) проявленный Брахман, обладающий качествами (сагуна, вьякта); 2) непроявленный Брахман, бесформенная абсолютная Реальность (ниргуна, авьякта). В терминах Лайя-йоги Брахман – это Праджняна-гхана, исконная Мудрость естественного состояния.

Брахман не обладает никакими качествами, не действует и не относится ни к чему другому. Он свободен как от тождества, так и от различия с чем-либо, у него нет никаких внутренних различий. У дерева, например, есть внутреннее различие – многообразие его листьев, цветов, плодов. Оно находится в отношениях сходства с другими деревьями и в отношениях несходства с объектами иного рода, например с камнями. У Брахмана отсутствуют как сходства, так и различия такого рода; он не содержит в себе также никакой внутренней дифференциации, потому что все это представляет собой эмпирические различия. Поскольку Брахман противоположен всякому эмпирическому существованию, он дан нам как отрицание всего, что познается позитивно.

Шанкара отказывается характеризовать Брахмана даже как единственного в своем роде, за исключением той характеристики, что Брахман не имеет ничего себе равного, и называет его недвойственным (адвайта). Брахман – это «всецело иной», а не небытие. Хотя приведенные слова выражают отрицание, но то, что они обозначают, есть чрезвычайно положительное. Отрицание – это только утверждение отсутствия. Оно есть небытие, так как то, что мы приписываем миру опыта, не есть бытие. Отсюда не следует, что оно есть чистое ничто, ибо отрицательное имеет свое значение только по отношению к положительному. Упанишады, так же как и Шанкара, отрицают Брахмана, бытие и небытие такого типа, которые нам известны в мире опыта.

В лучшем случае мы можем сказать, чем не является Брахман, но не можем сказать, что он собой представляет. Он выходит за пределы противоположности, неизменяемости и изменения, целого и части, относительного и абсолютного, конечного и бесконечного – всего, что основано на противоположностях опыта. Конечное всегда выходит за свои пределы, но нет ничего, во что может перейти бесконечное. Если бы это произошло, оно перестало бы быть бесконечным. Если мы называем его бесконечным, то его нельзя приравнивать к простому отрицанию конечного. Мы не можем понять природы Брахмана до тех пор, пока не освободимся от формального и конечного.

Когда утверждается, что абсолют есть ниргуна, это лишь означает, что он находится по ту сторону эмпирического, так как гуны являются продуктами практики, но абсолют стоит над всем. Гуны ограничивают объективное как оно есть, но Бог не есть объект. Объекты появляются и исчезают, а реальность существует как постоянное среди всех изменений. Таким образом, реальное выходит за пределы гун или бытия мира явлений. По этой причине Абсолют не должен рассматриваться просто как пустота. Так, в упанишадах сказано: ниргуно гуни. Брахман является по природе первичным сознанием и все же ничего не познает, так как эмпирическое познание представляет собой видоизменения внутреннего органа. С другой стороны, познание является сущностью Брахмана, а не его свойством.

Первоначальным и сущностным ядром всего сущего Брахман окончательно становится в упанишадах.

Видео:УСТАНОВЛЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ АТМАН - БРАХМАНСкачать

УСТАНОВЛЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ АТМАН - БРАХМАН

Атман (Параматман)

Атман (Атта) (санскр. atman, пали atta – дыхание, дух, «Я», самость) – одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание; обычно в качестве абсолютного сознания коррелирует с Брахманом как абсолютным бытием. Истоки представления об Атмане восходят к «Ригведе», где он означает дыхание как жизненную силу, воплощенную во всех существах (сравните представление о пранах – жизненных силах), а также дух, оживотворяющий всю Вселенную (в этом отношении Атман сближается с концепцией «верховного мужа», или Пуруши).

Истинное «Я» (Атман) – истинная Самость, тождественная Абсолюту (Брахману), абсолютная Реальность в йоге. Описывается как Сат-Чит-Ананда – одновременное переживание Вечного Бытия-Осознавания-Великого Блаженства. В Лайя-йоге высшее «Я» – саморожденная Мудрость (Сахаджья).

Атман есть только недифференцированное сознание (нирвишеша-чинматрам), которое остается незатронутым даже тогда, когда тело превращается в прах, а умственные способности исчезают.

Атман – это чистое сознание (чайтаньям) или просто сознательность, Атман сам по себе лишен всякой деятельности.

Атман Шанкары – это ни индивидуальное я, ни совокупность таких я. Эти последние зависят от всеобщего я. Шанкара отмечает, что Атман: «Не является предметом в эмпирическом смысле, о котором мы можем что-то высказать словами. Равным образом Атман – это не объект (каким является, например, корова), который может быть познан обычными средствами познания. Атмана невозможно даже описать с помощью его родовых свойств или специфических признаков, мы не можем сказать, что он действует тем или иным способом, ибо известно, что он никогда не проявляет никакой деятельности. Таким образом, его невозможно описать положительно».

В философских гимнах «Атхарваведы» Атман понимается как личное «Я», являющееся отражением Брахмана в человеке. Концептуальное оформление учение об Атмане получило в упанишадах, где он полагается духовной сердцевиной, коренящейся во всех «сознающих» существах. С одной стороны, Атман выступает в качестве внутреннего «Я», то есть индивидуального, субъективного принципа, с другим – совпадает с бытием как таковым, то есть с высшим Брахманом. Отождествление Атмана и Брахмана, в наиболее общем плане выступающее как совпадение субъекта и объекта, воспринимающего сознания и всего сотворенного мира, обычно осуществляется через ряд промежуточных ступеней.

Атман в принципе не может быть адекватно схвачен вербальным знанием, так как лежит вне сферы мирских связей и отношений. Единство Атмана как вечной и не подверженной изменениям реальности противопоставлено не только разнородности явленного мира, но и многообразию психических свойств личности (поскольку в индийской ортодоксальной традиции психика также является составной частью природного мира).

Представление упанишад об Атмане развивалось в дальнейшем ортодоксальными религиозно-философскими школами, прежде всего ведантой. Именно в ней были четко сформулированы гносеологические основания различения Атмана как чистого сознания и психологических характеристик личности. Необходимой процедурой здесь выступает «отрицание», которое сводится к снятию «наложения» на Атман всего, что им не является; оно приводит к прекращению иллюзии, подобно тому, как заканчивается фокус с веревкой, которая в руках факира казалась змеей, а раковина, которую издали можно было счесть куском серебра, при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою истинную природу.

В предельном случае – в системе адвайта-веданта – цель состоит в прекращении иллюзорного явления Вселенной, которая, как считается, никогда и не развертывалась из Атмана, но возникла как наложенная на него видимость (виварта). Атман в адвайте – это чистое сознание (чайтанья, джняна), которое лишено частей или каких бы то ни было атрибутов. Это сознание реально, оно составляет основу представления о собственном «Я», ибо никто из сознающих не может отрицать самого факта своего сознания. Присутствуя в любой форме человеческого опыта, это сознание не зависит ни от наличия объектов опыта, ни от способов рассуждения или восприятия. Всякий раз, когда требуется составить некоторое понятие или представление об этой основе сознания, субъекту приходится использовать ее же самое; именно поэтому с точки зрения адвайты Атман не может обернуться на самого себя, сделаться собственным объектом: «Ведь и жаркий огонь сам себя не жжет, и искусному актеру самому на свое плечо не взобраться» (комментарий к «Брахма-сутрам», III.3.54). Атман, отличный от своих «оболочек», выступает как просвечивающий сквозь них «свидетель» всех актов познания, о котором ничего нельзя сказать, кроме того, что он существует.

Видео:атман тождественен брахмануСкачать

атман тождественен брахману

Джива (душа)

Энергия вимарши в виде соединения трех гун проявляется как джива (индивидуальность, душа).

Джива – индивидуальность, которая проявляется как причинное тело (карана-шарира), тонкое тело (сукшма-шарира) и плотное (стхула-шарира), они также именуются соответственно Вишва, Тайджаса и Праджня.

Джива (санскр. jiva, буквально «живое существо») – в индийской религиозно-философской традиции отдельная, индивидуальная душа. Уже в «Ригведе» (1.164.30) складывается представление о душе, которая вступает в сансарную цепь перерождений и вместе с тем способна достигать освобождения. Представление о дживе тесно связано с понятием Атмана, поскольку джива по существу и есть Атман, рассматриваемый сквозь призму пространственно-временных отношений природного мира.

В ортодоксальных системах индийской философии джива рассматривается в соответствии с различным толкованием единства Атмана и Брахмана; джива являет собой явное выражение природы и относительной реальности такого единства.

Представление о дживе наиболее полно и подробно разрабатывается в различных школах веданты, становясь своеобразным фокусом, стягивающим воедино онтологическую, эпистемологическую и этическую импликации каждой из систем.

В адвайта-веданте джива, будучи по сути своей чистым Атманом, совершенно тождественна высшему Брахману; однако такое изначальное единство раскрывается для души лишь после того, как та перестает приписывать себе временные телесные и психические характеристики. Джива вечна, она не имеет начала и неуничтожима, однако такая реальность – это ее реальность как Брахмана, а не в качестве отдельной независимой сущности; более того, эта сущность полностью проявляется лишь с растворением дживы в Брахмане как изначальной причине.

На уровне профанического знания (апара-видья) такое положение постигается только благодаря метафоре периодического творения, «отпочкования» души от высшего Брахмана. Будучи по сути лишенной качеств, джива, тем не менее, соприкасается с тварным миром майи-авидьи, и потому даже ее реальность в пределах этого мира толкуется, прежде всего, как безграничная протяженность во времени и пространстве.

Вместе с тем джива – это не сознающий субъект, но само «сознание», или «знание» (чайтанья, джняна), которое никогда не может быть прервано. Такое чистое сознание проявляет (и, в конечном счете, поддерживает собой) все объекты, но не нуждается ни в какой иной сущности для того, чтобы самому быть проявленным. Между тем аспект блаженства, присущий Брахману, преломляется в дживе как ее бездеятельность, полная отрешенность от состояний действия и вкушения.

Адвайта-веданта выдвинула целый ряд аллегорических гипотез-толкований, описывающих отношения Брахмана и дживы и объясняющих временную множественность душ, наблюдающуюся в природном мире; основные толкования были предложены уже Шанкарой в качестве равновозможных метафорических приближений к сущности дживы, однако в дальнейшем его последователи предпочитали делать акцент на каком-либо одном из них.

Подобно санкхьяикам, адвайтисты допускают возможность освобождения дживы при жизни, то есть осознания себя как Брахмана при сохранении телесной оболочки; освободившийся индивид (дживан-мукта) при этом сохраняет свое тело как бы по инерции прежней кармы, после смерти же не находит себе нового воплощения.

Видео:Атом и Брахма. Какая между ними связь? ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА . №9Скачать

Атом и Брахма. Какая между ними связь? ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА . №9

БРАХМАН

Смотреть что такое БРАХМАН в других словарях:

БРАХМАН

(устаревшая брамин) 1) категория индийской идеалистической философии, главным образом веданты (См. Веданта), обозначающая безличный абсолют, ле. смотреть

БРАХМАН

брахман м. Лицо, принадлежащее к высшей касте (первоначально — к касте жрецов) в Индии.

БРАХМАН

БРАХМАН

брахман брамин, браман, жрец, варна, пандит Словарь русских синонимов. брахман сущ., кол-во синонимов: 10 • браман (3) • брамин (2) • варна (11) • жрец (46) • каста (10) • ниргун-брахман (1) • пандит (1) • пуруша (6) • сагун-брахман (1) • титул (219) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: браман, брамин, варна, жрец, каста, пандит, пуруша. смотреть

БРАХМАН

БРАХМАН (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») — одно из системообразующих понятий инд. мысли, означающее абсолютное пер. смотреть

БРАХМАН

(санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает мир со всем, что в нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.; сам же он вне времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь высшей религ. интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава). В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрит. концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.золотой зародыш), из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.воплощённый и невоплощённый, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадарань-якаупанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании учение о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это ты» (tat tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность Б. является как бесконечное сознание ( джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда). Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Б.это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё. По отношению к эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагунаБ. (т. е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргунаБ. (т. е. Б. без качеств). Учение Шанкары о Б.высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и Б., единству к-рого присущи различия и т. д.см. Вишиштаадваита). смотреть

БРАХМАН

БРАХМАН а, м. brahmane, bramine. Священник, жрец, а также философ в Индии (брахман иногда обозначает только древнего индийского философа, проповедника. смотреть

🌟 Видео

Лекция №105 "Великое тождество индийской мысли:Атман и Браман в Упанишадах"Скачать

Лекция №105 "Великое тождество индийской мысли:Атман и Браман в Упанишадах"

Установление Соединения Атман-БрахманСкачать

Установление Соединения Атман-Брахман

Кто такой брахман? Почему брахманы бывают разные? Классификация брахманов. Валентин Даценко.Скачать

Кто такой брахман? Почему брахманы бывают разные? Классификация брахманов. Валентин Даценко.

что такое Атман /адвайта-ведантаСкачать

что такое Атман /адвайта-веданта

Тотальная недвойственность восприятия. Наставления Шри Раманы МахаршиСкачать

Тотальная недвойственность восприятия. Наставления Шри Раманы Махарши

Брахманучинтанам (Созерцание Брахмана)Скачать

Брахманучинтанам (Созерцание Брахмана)

02. Есть только АтманСкачать

02.  Есть только Атман

Веды и Суфизм - первая цель эзотерики доразвить индивидуальный Атман до Брахмана Абсолютной ШкалыСкачать

Веды и Суфизм - первая цель эзотерики доразвить индивидуальный Атман до Брахмана Абсолютной Шкалы

Природа Атмана - Рамана МахаршиСкачать

Природа Атмана - Рамана Махарши

Морок и наваждение. Сон Брахмана. Брахманизм философия брахманы. Тринити ТанСкачать

Морок и наваждение. Сон Брахмана. Брахманизм философия брахманы. Тринити Тан

История религий. Религия Древней Индии. Веды. Брахманы. Упанишады. ЙогаСкачать

История религий. Религия Древней Индии. Веды. Брахманы. Упанишады. Йога

ШРИ ШАНКАРАЧАРЬЯ - СОЗЕРЦАНИЕ БРАХМАНА (Брахманучинтаман)Скачать

ШРИ ШАНКАРАЧАРЬЯ - СОЗЕРЦАНИЕ БРАХМАНА  (Брахманучинтаман)

Кто такой брахман? В полном смысле этого слова. Ведическая астрология.Скачать

Кто такой брахман? В полном смысле этого слова. Ведическая астрология.

Атман - солнечное Я человекаСкачать

Атман - солнечное Я человека

Шри Рамана Махарши рассеивает ошибочные представления о самоисследованииСкачать

Шри Рамана Махарши рассеивает ошибочные представления о самоисследовании
Поделиться или сохранить к себе: