Боккен ударение в слове

Содержание
  1. Фонетический разбор слова «боккен»
  2. Фонетический разбор «боккен»:
  3. «Боккен»
  4. Характеристики звуков
  5. Смотрите также:
  6. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  7. Морфологический разбор слова «боккен»
  8. Фонетический разбор слова «боккен»
  9. Карточка «боккен»
  10. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  11. Что такое фонетический разбор?
  12. Фонетическая транскрипция
  13. Как сделать фонетический разбор слова?
  14. Пример фонетического разбора слова
  15. Фонетика и звуки в русском языке
  16. Гласные звуки в словах русского языка
  17. Фонетика: характеристика ударных гласных
  18. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  19. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  20. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  21. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  22. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  23. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  24. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  25. Позиционное оглушение/озвончение
  26. Мягкие согласные в русском языке
  27. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  28. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  29. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  30. Тренировочное оружие для айкидо: боккен, танто, субурито, дзё
  31. Тренировочный процесс и оружие
  32. Тренировочное оружие для айкидо
  33. Что такое боккэн
  34. История
  35. Виды боккэна
  36. На что обратить внимание
  37. Длинный тренировочный меч
  38. Длина боккэна
  39. Вес боккэна
  40. Разновидности боккэна
  41. Боккэн с цубой
  42. Боккэн с оплеткой
  43. Боккэн с долами
  44. Боккен Ягю синкагэ рю
  45. Боккен Кейси рю
  46. Боккэн Ивама рю
  47. Боккэн Катори синто-рю
  48. Боккэн Сэйдо рю
  49. Боккэн «Ниндзя»
  50. Боккэн из прессованного бамбука
  51. Тренировочное вакидзаси
  52. Тренировочное танто
  53. Субурито
  54. Дополнительные аксессуары для меча
  55. Шнур для меча
  56. Ножны
  57. Дзё (джо)
  58. Размеры шеста
  59. Материал для изготовления тренировочного оружия
  60. Твердость и плотность древесины
  61. Правила этикета на занятиях с оружием
  62. Тренировочное оружие для детей
  63. Как выбрать
  64. Уход за тренировочным оружием из дерева
  65. Термины в статье

Видео:Работа с боккеном дома. Урок 1-й. Упражнения для начинающих.Скачать

Работа с боккеном дома. Урок 1-й. Упражнения для начинающих.

Фонетический разбор слова «боккен»

Видео:Ударение в слове "баловать"Скачать

Ударение в слове "баловать"

Фонетический разбор «боккен»:

Видео:Бокен как мечСкачать

Бокен как меч

«Боккен»

Видео:Бокуто и боккен: техника работы с оружием в айкидоСкачать

Бокуто и боккен: техника работы с оружием в айкидо

Характеристики звуков

Видео:ЧТО МОЖЕТ МАСТЕР АЙКИДО НА УЛИЦЕ!?Скачать

ЧТО МОЖЕТ МАСТЕР АЙКИДО НА УЛИЦЕ!?

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «боккен»

Фонетический разбор слова «боккен»

Карточка «боккен»

Видео:Капитан против Самурая "Битва на деревянных мечах Боккэн" | Последний самурай (2003)Скачать

Капитан против Самурая "Битва на деревянных мечах Боккэн" |  Последний самурай (2003)

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Бокен. Маленькая победа. Около 2000 ударов!Скачать

Бокен. Маленькая победа. Около 2000 ударов!

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Боккен тори(защита от меча)-вход снаружи.Скачать

Боккен тори(защита от меча)-вход снаружи.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Bokken vs. LongswordСкачать

Bokken vs. Longsword

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:7 субури бокен, кратко (Сайто Морихиро)Скачать

7 субури бокен, кратко (Сайто Морихиро)

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Бокуто кихон. Полное руководство. Изучение японского меча через простые движения, упражнения.Скачать

Бокуто кихон. Полное руководство.  Изучение японского меча через простые движения, упражнения.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Aikido Bokken For BeginnersСкачать

Aikido Bokken For Beginners

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Айкикэн. базовые перемещения с мечом. Субури.Скачать

Айкикэн. базовые перемещения с мечом. Субури.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Making Wooden Bokuto (bokken)Скачать

Making Wooden Bokuto (bokken)

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:Тренировочный самурайский меч БоккенСкачать

Тренировочный самурайский меч Боккен

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:7+1 Техник Кендо с катаной и синаемСкачать

7+1 Техник Кендо с катаной и синаем

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Первая тренировка с боккеномСкачать

Первая тренировка с боккеном

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Bokken SparringСкачать

Bokken Sparring

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Видео:Испытание боккена на прочность. Краштест: Кизиловый боккен vs кирпич.Скачать

Испытание боккена на прочность. Краштест: Кизиловый боккен vs кирпич.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Тренировочное оружие для айкидо: боккен, танто, субурито, дзё

Существует два мнения по применению оружия в айкидо. Одни считают, что оружие — не главное. Другие, что без его использования на тренировках практически невозможно добиться настоящего мастерства.

Тренировочный процесс и оружие

Отметим положительные стороны умения владеть оружием для спортсмена:

  • умение дать отпор нападающему с ножом, битой, защитить себя и близких;
  • знания о различных видах оружия, навыки их использования помогут быстро и достоверно оценить ситуацию, принять наиболее оптимальное решение для атаки или защиты;
  • техника работы с оружием основана на подъеме и опускании рук, удержании линии атаки-защиты. Эти навыки могут пригодится в обычном «кулачном» поединке и в экстренных ситуациях для защиты своей жизни.

В айкидо тренировки с оружием формирует у спортсмена такие навыки, как:

  • Ощущение правильной дистанции. Ма-ай в айкидо — это сложная концепция, которая включает дистанцию между противниками, время необходимое для преодоления этой дистанции, угол и ритм атаки. Тренировочное оружие в руках соперника воспринимается как потенциальная угроза, поэтому оба партнера стараются держаться на таком расстоянии, при котором они смогут контролировать друг друга и в тоже время наносить удары.
  • Чувство тайминга. Тайминг — это своеобразное ощущение времени, динамики атаки и умение своевременно ее встретить и обработать. Работа с оружием позволяет сформировать чувство тайминга. У спортсмена исполнение обычных техник становится более плавным и непрерывным.

Тренировочное оружие для айкидо

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • деревянный макет японского меча (боккен, вакидзаси, танто);
  • деревянный шест (дзё или джо);
  • сабурито.

Что такое боккэн

Боккэн — это макет японского меча из твердых пород древесины. Он используется в различных видах японских боевых искусств, таких как айкидо, кендо, йайдо и для тренировочных процессов.

Слово боккэн (木剣) происходит от сложения двух японских иероглифов БОКУ 木 и КЭН 剣. Первый означает «дерево», второй — «меч».

Интересно! Название «боккэн» употребляется только за пределами Японии. Сами японцы привыкли именовать свое тренировочное оружие «бокуто» (木刀), в переводе тот же «деревянный меч», только записанный другими иероглифами.

Деревянное тренировочное оружие для айкидо используется как недорогая и относительно безопасная альтернатива настоящему мечу в боевых искусствах. Боккэн предназначен для отработки субури (определенные движения) и не используются для спаррингов. На тренировках он дает спортсмену ощущение настоящего меча.

Меч для айкидо считается опасным инвентарем, с которым нужно заниматься под наблюдением сенсэя (учителя). И не стоит расслабляться на тренировках. Деревянным мечом можно нанести партнеру травму с образованием ран и гематом.

История

Истории неизвестно, когда появился первый боккен. Еще в японских легендах мифические боги мастерски владели мечами, а в Средневековье деревянная катана использовалась для подготовки воинов.

Самая известная история боккэна связана с именем знаменитого японского фехтовальщика Миямото Мусаси. Во время передвижения на лодке по реке к месту дуэли японец выстругал из весла меч. Им он одержал победу в поединке с Сасаки Кодзиро, создателя стиля фехтования Ган-рю. Знаменитая дуэль двух фехтовальщиков состоялась в 1612 году.

Отважный самурай не расставался со своим мечом и перед сном ставил его у изголовья. В руках мастера хорошо сделанный боккен становился действительно грозным оружием, приобретал убийственную силу катаны и помогал взять врага живым.

Японцы уважительно относятся к боккэнам, его носят в специальном чехле. В аэропорту к тренировочному оружию предъявляются особые требования: пассажиру необходимо деревянный меч сдать в багаж.

Виды боккэна

Основные виды японского меча

Название мечаВид мечаДлина клинка
Катанадлинный мечот 60,6 и более
Вакидзасисредний мечот 30,3 до 60,6 см
Тантокороткий мечменьше 30,3 см

Длина рукояти (цука, дзука) у меча составляет 25-27 см.

Интересно! В древности термином катана означали танто.

На что обратить внимание

В русском языке можно увидеть написания:

Напомним, что боккэном называют деревянный макет японского меча, к которому относятся и катана, и вакидзаси, и танто. Но, в сложившийся практике в клубах и специализированных магазинах встречается следующая классификация тренировочного деревянного оружия:

  1. Боккэном (боккен и т.д) называют длинный тренировочный меч по типу катана.
  2. Вакидзаси. Редко можно встретить названия — боккен вакидзаси, меч тренировочный средней длины.
  3. Нож танто, кинжал танто.

Боккен ударение в слове

Длинный тренировочный меч

Длина боккэна

Длина бокена с рукояткой:

  • 70, 80, 90 см — для детей и подростков;
  • 92, 102 см — для взрослых.

Для детей 8-12 лет подойдет оружие размером 70-90 см. Детский боккен тоньше и легче классического, рука ребенка не будет уставать во время отработки движений и правильно сформируется техника отражения ударов.

Идеальный размер боккена: длина тренировочного меча равна расстоянию от пола до пояса ученика.

Ориентировочный вариант подбора бокена для занятий айкидо:

Рост юного спортсмена, смДлина боккэна, см
110-14570
130-14580
145-15592

Вес боккэна

Стандартный вес классического боккена составляет 500-550 грамм. Вес тренировочного меча будет зависит от породы дерева, из которого он будет изготовлен.

МатериалВес боккэна, грамм
Дуб600-650
Амарант570-600
Граб400-450
Бук300-350

Детский бокен весит 300-350 грамм.

Разновидности боккэна

В специализированных магазинах представлен большой ассортимент тренировочных мечей, которые отличаются дополнительными элементами, принадлежностью к определенной школе, материалом, формой.

Боккэн с цубой

Боккен комплектуется прочной пластиковой цубой, что абсолютно необходимо для тренировки «в контакт».

Цуба — это гарда японского меча. Служит для защиты рук при работе в контакт и придает рукоятки надлежащую жесткость. Изготавливается для тренировочного меча из прочного пластика или древесины. От соскальзывания ее удерживает специальное резиновое кольцо — цуба домэ.

Боккэн с оплеткой

Рукоять (цука, дзука) боккена может быть обмотана шерстяными нитками или шнуром. Оплетка черным шнуром добавляет эстетику боккену и делает его еще более похожим на японскую катану. При отработке движений руки не скользят благодаря обмотке рукояти.

Боккэн с долами

Тренировочный меч с желобами на боковых сторонах клинка. Внешним видом больше всего похож на настоящую катану. Желоба (хи, би) увеличивают продольную жесткость клинка и снижают его вес на 5-10%. Данный вид боккена предпочитают покупать ученики для изучения искусства внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (иайдо).

Боккен Ягю синкагэ рю

Специально разработан для школы боевых искусств Ягю Синкагэ-рю. Отличительной особенностью является киссаки (верхняя область клинка).

Боккен Кейси рю

Меч по форме похож на классический, но толще, тяжелее и прочнее. Вес составляет 700-750 грамм. Отлично подойдет для всех занимающихся айкидо, кендо, и тем, кто хочет боккен потяжелее. Меч надежный, позволяет наносить и выдерживать сильные удары.

Боккэн Ивама рю

Классический меч для айкидо. Отвечает требованиям Ивама рю, одного из старых направлений. У меча нет граней, хороший баланс, затуплена киссаки, маленький изгиб, динамичный захват. Предназначен для отработки движений как индивидуально, так и в работе с партнером.

Боккэн Катори синто-рю

Меч одной из древнейшей школы Тэнсин Седэн Катори Синто-Рю. Отличается от стандартного бокена меньшей длиной, изгибом и формой кисаки. Вершина у боккена затуплена и срезана под углом 45 градусов.

Боккэн Сэйдо рю

Прочный, хорошо сбалансированный, тяжелый меч. Длина бокена — 102 см, вес — 600 грамм. Подойдет для отработки ударов в «жестком» контакте.

Боккэн «Ниндзя»

Бокен кукисинден («Ниндзя») изготовлен по пропорциям меча стиля Нинпо Кукисинден. Длина меча — 115 см. Кроме удлиненной рукояти, он полностью соответствует классическому боккену. Хорошо подойдет спортсменам высокого роста, которым стандартная длина боккена не подходит.

Боккэн из прессованного бамбука

Для данного тренировочного оружия характерно:

  • тупая киссаки (вершина);
  • высокая плотность и прочность материала. На боккене не остается вмятин и трещин после нанесения сильных ударов;
  • большой вес (до 920 грамм);
  • центр тяжести находится на расстоянии 17 см от цубы;
  • тонет в воде;
  • длительный срок использования.

Предназначен для отработки:

  • тяжелых ударов в полную силу;
  • правильного хвата, замаха, удара.

Боккен требует осторожное обращение и самоконтроль. Этим мечом возможно нанести увечье партнеру во время отработки ударов.

Боккен ударение в слове

Тренировочное вакидзаси

Вакидзаси — это традиционный меч с длиной клинка от 30,3 до 60,6 см. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катаной как дайсё (пара большого и малого мечей).

Самурай, входя в помещение, оставлял катану у слуги или на двухъярусной деревянной подставке (катанакакэ). Вакидзаси всегда оставался при воине. Короткий меч считался личным оружием самурая. Буси часто называли его «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали в бою короткий меч для нанесения неожиданного удара. Длинный меч при этом удерживался в главной руке и служил основным оружием. Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам. Для них меч служил в качестве полноценного оружия. Катану могли носить только самураи.

В айкидо вакидзаси используют юные спортсмены 4-6 лет. Длина тренировочного деревянного меча составляет 50-80 см. Вес зависит от материала из которого изготовлен вакидзаси. Так, например, меч из бука длиной 68 см будет весить 300 грамм.

Тренировочное танто

Танто — это короткий меч, у которого длина клинка меньше 30,3 см. Своей уменьшенной формой похож на катану и вакидзаси. Часто танто называют нож или кинжал. Вес тренировочного ножа из древесины составляет 100-200 грамм.

Стандартная длина тренировочного танто составляет 29-30 см. Нож длиной 25 см предназначен для детей.

Субурито

Субурито — разновидность боккена. Тяжелее чем классический боккен, имеет отличительное утолщение со стороны вершины. Спортсмены используют деревянный меч для укрепления силы рук, оттачивания техники движения, формирования координации при выполнении ударов.

Вес сабурито — 700 до 1300 грамм.

Дополнительные аксессуары для меча

Шнур для меча

Сагэ-о — свисающий шнур длинного меча. Шнур был создан исключительно из практической необходимости. Сагэ-о прикрепляется к ножнам и свисает с них. Во время использования меча он крепко привязывается к поясу.

Шнур изготавливается из шелковых нитей крупного или мелкого плетения. Ширина составляет примерно 12 мм.

Необходимая длина шнура для меча:

  • 180-212 см — для длинного;
  • 91-121 см — для короткого.

Популярные расцветки шнура:

Ножны

Сая (дзая) — ножны. Предназначены для хранения клинка. На тренировках сая применяется для отработки извлечения меча.

Для тренировочного оружия продаются ножны из:

Дзё (джо)

Дзё (яп. 杖 дзё:) — гладкий деревянный шест. Дзё используется в качестве оружия во многих японских боевых искусствах, также есть отдельное искусство владения дзё — дзёдзюцу (яп. 杖術 дзё: дзюцу, «искусство шеста»).

Можно встретить названия: джо, шест, посох, палка для айкидо.

Дзё применяется для:

  • нанесения прямых тычковых ударов;
  • рубящих ударов сверху вниз;
  • рубящих (косых) ударов по корпусу и ногам противника;
  • выполнения блокировки от ударов противника.

В айкидо занятия с дзё называются айки-дзё и выделяются четыре основных способа его применения:

  1. Фехтование дзе против дзе.
  2. Фехтование дзе против меча.
  3. Защита от нападения с дзе.
  4. Броски при помощи дзе от нападения вооруженного или безоружного соперника.

Размеры шеста

  • 110 см — для детей;
  • 128-130 см — стандартная;
  • 135 см — промежуточный размер;
  • 150 см — для высоких.

Диаметр шеста — от 2,5-3,0 см. Вес зависит от древесины и длины шеста — 380-700 грамм.

Необходимую длину дзё можно подобрать двумя способами, для этого необходимо измерить длину:

  • от пола до подбородка спортсмена.
  • от пола до подмышечной впадины.

Для переноски шеста необходимо приобрести чехол.

Материал для изготовления тренировочного оружия

Тренировочное оружие для айкидо делают из плотных пород древесины. Часто его пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой для повышения плотности и веса, чтобы изделие выдержало на занятиях довольно сильные удары от атак другим боккеном или дзё. Тренировочное оружие, украшенное резьбой, можно преподнести в качестве дорого презента.

Для изготовления деревянных мечей применяют:

Отборный белый дуб высшего качества (Shiro Kashi). Оружие из него имеет стройные ровные волокна по всей длине, прочное и в тоже время упругое. При ударах древесина уминается, не создавая опасных сколов.

Красный дуб высшего качества (Aka kashi). Древесина немного плотнее белого дуба. Оружие получается чуть тяжелее, по всей длине идут широкие ровные волокна.

Белый дуб тонированный коричневым цветом (Chaironuri kashi). Берется древесина белого дуба с косметическими недостатками, которые маскируются тонировкой.

Амарант. Одна из разновидностей красного дерева. Из-за характерного цвета амарант нередко называют фиолетовым деревом. Богатая палитра древесины: от фиолетово-багрового до густо-лилового с бело-кремовой и розовато-коричневой заболонью. Древесина характеризуется высокой плотностью и твердостью. Оружие способно выдерживать динамические нагрузки и сильные напряжения.

Прессованный бамбук. Материал высокой плотности, не трескается, очень тяжелый и тонет в воде.

Граб. Древесина белесо-серого цвета, с высокой прочностью и долговечностью. Тренировочное оружие из граба легче чем из дуба, но так же выдерживает сильные удары.

Бук. Древесина белесо-серого цвета, с небольшим весом. Из нее получаются самые легкие изделия.

Ятоба (южноамериканская акация, альгарробо, гуапинол, хутай, курбарил). Экзотическое дерево растет в Бразилии, от Мексики до бассейна реки Амазонки, в Вест-Индии. Древесина прочная, плотная, устойчива к грибку, но портится в морской воде. Податлива к полировке. Цвет изделия может поменяться при шлифовке от почти белого до желто-лимонного, а под воздействием солнца от желтого и оранжево-розового к красноватому.

Ясень (Fraxinus excelsior). Произрастает преимущественно в центральной части Европы. Древесина очень плотная, ядровая, твердая, тяжелая. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. В поперечном разрезе заметны светлые непрерывные волнистые линии, идущие вдоль колец. Древесина ясеня прочная на раскол. Хорошо высушенный ясень в изделиях стоек к растрескиванию. Древесина при обесцвечивании приобретает необычный оттенок седины.

Твердость и плотность древесины

Для определения твердости древесины обычно используют метод Бринелля. Для этого стальной закаленный шарик диаметром 10 мм вдавливают с силой 100 кг в поверхность древесины, измеряют лунку и рассчитывают величину твердости. Чем тверже дерево, тем выше коэффициент.

Твердость древесины в пределах одной породы может отличаться в зависимости от распила (например, плашки радиального распила будут тверже тангенциального).

Плотность древесины зависит от влажности и для сравнения значения плотности всегда приводят к единой влажности — 12%. Между плотностью и прочностью древесины существует тесная связь. Более тяжелая древесина, как правило, является более прочной. Величина плотности колеблется в очень широких пределах. По плотности при влажности 12% древесину можно разделить на три группы:

  • породы с малой плотностью (510 кг/м 3 и менее) — сосна, ель, пихта, кедр, тополь, липа, ива, ольха, каштан, орех;
  • породы средней плотности (550-740 кг/м 3 ) — лиственница, тис, береза, бук, вяз, груша, дуб, ильм, карагач, клен, платан, рябина, яблоня, ясень;
  • породы с высокой плотностью (750 кг/м 3 и выше) — акация белая, береза железная, граб, самшит, саксаул, фисташка, кизил.

Таблица твердости и плотности древесины

Название дереваТвердость древесины по Бринеллю, кгс/мм 2Плотность древесины, г/см 3
Акация белая7,10,83
Береза3,50,65
Бук3,80,68
Вишня3,10,66
Граб3,70,75
Груша4,20,69
Дуб3,70,69
Клен2,50,67
Листвиница2,50,66
Сосна2,490,52

Правила этикета на занятиях с оружием

Этикет — это правила, принятые в обществе для регулирования отношений и предотвращения конфликтных ситуаций. Одним из главных следствий соблюдения этикета в боевых искусствах, является воспитание дисциплины и самоконтроля. Контроль над эмоциями несомненно помогает найти компромисс в конфликтной ситуации, а дисциплина создает благоприятные условия для саморазвития и помогает избежать травм на тренировках.

Главное правило в айкидо — проявление внимания и уважения к другим без ожиданий.

В клубах айкидо прописываются и строго соблюдаются традиционные правила поведения. Когда все члены клуба следуют этим правилам, обеспечивается безопасная тренировка тела, духа и ума. Отдельным пунктом выделены правила поведения учеников с оружием:

  1. Необходимо уважать оружие — как свое, так и чужое. Запрещается задевать чужое оружие, а также задевать кого-то (или его оружие) своим оружием.
  2. Оружие нельзя кидать, ставить (даже в угол), хлопать или тыкать им в татами, опираться на него, когда стоите или сидите.
  3. Оружие всегда надо класть за татами.
  4. В начале и конце тренировки оружие кладут прямо перед собой. Боккен располагают над джо, «лезвие» направлено к джо, рукоятка — влево.
  5. На протяжении всей тренировки во время сейдза оружие всегда лежит слева от вас и левее джо, «лезвием» наружу, рукояткой вперед, кончики лежащего оружия находятся на одном уровне с левым коленом (не торчали).
  6. Когда стоят с джо, то держат его в вертикальном положении за середину в правой руке. При этом нижний конец джо направлен вперед.
  7. Когда стоят с боккеном, то держат его в вертикальном положении за рукоятку в левой руке. Направление меча — вниз, назад. При этом меч держат таким образом, чтобы «лезвие» боккена было направлено вверх.
  8. Партнера не меняют на протяжении всей тренировки с оружием.
  9. Если вы сломали оружие партнеру, то обязаны купить ему новое аналогичное оружие.

Тренировочное оружие для детей

Готовность работать с оружием у ребенка будет определять учитель. Как правило это школьный возраст. На начальном этапе ребенку понадобится детский боккен или вакидзаси (для детей 4-6 лет). После 12-14 лет рекомендуется купить взрослый тренировочный меч, шест (дзе, джо), танто и чехол для переноски снаряжения.

Как выбрать

  1. Выбор оружия будет зависеть от требований учителя, материального положения родителей.
  2. Оружие должно нравится ученику. Во время покупки надо подержать меч в руках, почувствовать его, обрести с ним гармонию.
  3. Качественное тренировочное оружие не имеет трещин, сколов.

Уход за тренировочным оружием из дерева

Боккэны и прочее деревянное оружие изготавливаются с применением уникальных технологий обработки древесины, что продиктовано требованиями к высокой прочности изделий. При использовании деревянного снаряжения надлежит соблюдать следующие правила:

  1. Беречь от дождя и повышенной влажности. Для переноски оружия использовать водонепроницаемый чехол.
  2. Не хранить деревянное оружие около источника тепла, радиаторов центрального отопления, нагревательных приборов и открытого огня. Это поможет избежать нарушения геометрии меча.
  3. Избегать резких перепадов температур. Изделие может лопнуть от удара.
  4. Хранить в горизонтальном положении.
  5. Использовать по назначению. Не следует наносить удары по жестким, не амортизирующим поверхностям (по стенам, деревьям, металлическим щитам, металлоконструкциям).
  6. Раз в два месяца( можно и чаще) натирать оружие для айкидо натуральным пчелиным воском. Для этого использовать кусок грубой натуральной ткани — суконки, джинсовой. Пропитанное воском изделие не боится влаги.

Термины в статье

Боккэн ((яп. 木剣), в русском языке часто произносится как бокен) — деревянный макет японского меча.

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча).

Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча.

Катанадзуцу — футляр для хранения мечей.

Катанакакэ — подставка для мячей.

Киссаки (режущая вершина) — верхняя область клинка.

Ма-ай (яп. 間合い ма: ай, гармоничная дистанция, букв. «дистанция встречи») — термин в японских боевых искусствах, обозначающий дистанцию между двумя оппонентами в битве; дистанция боя.

Сагэ-о — свисающий шнур длинного меча.

Сая (яп. 鞘) — ножны.

Субури — парная работа с дзе или бокеном.

Сэйдза (яп. 正座, букв. «правильное сидение») — японский термин для обозначения одного из традиционных способов сидения на полу.

Сэнсэй (яп. 先生 сэнсэй, букв. «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший») — учитель.

Хи (би) — желоба на клинке.

Цуба (яп. 鍔) — это гарда японского меча.

Цука (яп. 柄, дзука) — рукоять японского меча, ножа.

Поделиться или сохранить к себе: