Битва при кашине ударение

Видео:Битва при Кадеше - подробная схема сражения 1274 BCСкачать

Битва при Кадеше - подробная схема сражения 1274 BC

Битва при кашине ударение

Соревнования титанов

Битва при кашине ударение

Неизвестный художник. Копия битвы при Ангиари Леонардо. 1503-1506. Частное собрание.

Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти — кому не известны имена этих титанов Высокого Возрождения? Кто из нас хоть раз не задумался над тайной улыбки Моны Лизы? Есть ли человек, не восхищавшийся мощью величественного Давида. Трудно найти в истории искусства двух мастеров, настолько отличающихся друг от друга — «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Сложно даже представить себе, как два таких гения могли родиться в одну эпоху! А ведь они не просто жили и работали в одно время, но и родились в одном городе — великой Флоренции. Более того, однажды им пришлось работать над одним заказом…

Несуществующие шедевры

Идея эта принадлежала флорентийскому гонфалоньеру Содерини, по инициативе которого Синьория предложила Леонардо и Микеланджело выбрать какой-нибудь эпизод из славного прошлого Флоренции и написать по фреске. Оба были к той поре признанными мастерами, хотя творческий путь Леонардо уже близился к концу, а звезда Микеланджело только восходила. Их работы должны были стать гордостью и украшением залы Большого совета в Палаццо Веккьо.

Леонардо и Микеланджело с энтузиазмом принялись за дело. Первый выбрал для воплощения битву при Ангиари, когда многочисленное миланское войско под натиском сравнительно небольшого отряда флорентийцев, потерявших при этом всего одного человека, потерпело сокрушительное поражение. Второго заинтересовало сражение с пизанцами при Кашине. Эти фрески должны были стать ярчайшими памятниками эпохи Возрождения, но, увы! Они не только никогда не были написаны, но до нас не дошли даже подготовительные картоны с изображениями баталий. Сохранились только более поздние (и довольно сомнительные) копии этих картонов.

Странная ситуация, не правда ли? Нам приходится говорить о произведениях искусства, которые существовали только в воображении художников. Меж тем эти «несуществующие шедевры» имели огромный успех у флорентийской публики даже в таком эскизном виде (оба картона в течение нескольких месяцев были выставлены в зале Синьории, чтобы их могли увидеть и оценить другие художники).

Конечно, власти вряд ли имели своей целью устроить настоящее состязание между Леонардо и Микеланджело. Скорее всего ими двигало желание получить образцы творчества двух самых известных художников своего времени. Но все же дух соперничества витал в зале Большого совета, ведь известно, что оба гения, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Оно и неудивительно. Слишком уж разными они были — утонченный, приветливый Леонардо и неистовый, вспыльчивый Буонарроти. Правда, встречались они не часто, но всякий раз Микеланджело пользовался возможностью высказать да Винчи свою неприязнь.

И вот судьба решила устроить противникам своеобразную дуэль. Естественно, работали они в разных мастерских в разное время, и если вместе оказывались в зале, то откровенно не враждовали, но… Несомненно, каждый из них осознавал, что именно сейчас должен решиться вопрос, кого флорентийцы признают лучшим мастером, и каждый отдавал работе все свои силы, стараясь максимально проявить всё, на что способен, блеснуть тем, в чем чувствовал свое преимущество. Вряд ли кто-то рисовал лошадей лучше Леонардо, а Микеланджело считался непревзойденным мастером изображения обнаженного человеческого тела — на этих моментах они и сосредоточили свое внимание.

Битва при кашине ударение

Аристотель да Сангалло. Копия картона “Битва при Кашине” Микеланджело Буонарроти .Ок. 1542. Коллекция графа Лейчестера. Холкхэм Холл, Великобритания

«Смешались в кучу кони, люди…»

Работу да Винчи мы можем себе представить по рисунку Рубенса, исполненному во время пребывания великого фламандца в Италии. Точно не известно, делал ли он свою копию, имея перед глазами оригинальный подготовительный картон Леонардо, или же пользовался одной из копий картины, но во всяком случае рисунок Рубенса полностью соответствует сохранившимся описаниям очевидцев и, в частности, Джорджо Вазари.

Так, самый знаменитый биограф художников Ренессанса с восхищением пишет: «Леонардо начал делать картон в Папской зале, помещавшейся при церкви Санта-Мария Новелла, изобразив на этом картоне историю про Никколо Пиччинини, военачальника герцога Филиппа Миланского, и нарисовав группу всадников, сражающихся за знамя, вещь, которая была признана выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя… Два всадника справа яростно бросаются в битву — им удалось уже ухватиться за древко, и они пытаются его перерубить.. Но и враг не уступает: воин в шлеме странной формы, причудливо изогнувшись, вцепился в знамя мертвой хваткой и пускает вскачь свою лошадь, пытаясь выхватить древко из рук противников, второй воин замахивается на атакующих кривой саблей, стремясь отрубить руки тех, кто защищает стяг. Бой продолжатся и под конскими копытами — здесь художник изображает в разнообразных ракурсах фигуры сражающихся; так, один солдат наваливается на другого, чтобы с большей силой вонзить кинжал в горло несчастного, а тот прилагает все усилия сохранить свою жизнь и отчаянно защищается.

И не выразить словами, — продолжает Вазари, — как у Леонардо написаны одежды солдат, которые он разнообразил самым разнообразным образом. Таковы же и гребни на их шлемах и прочие украшения, не говоря о невероятном мастерстве, проявленном им в формах и очертаниях лошадей, игру мышц и упругую красоту которых Леонардо передавал лучше любого другого мастера. Говорят, что для рисования этого картона он смастерил хитроумнейшее сооружение…»

Битва при кашине ударение

Леонардо да Винчи. Наброски скачущих всадников и других фигур. Ок. 1503-1504. Виндзорский замок, Англия

Рazzia bestialissima

Прежде чем приступить к созданию картона, Леонардо проделал серьезную подготовительную работу. Он тщательно изучил исторические хроники, повествующие об этой битве, и даже написал докладную записку Синьории, в которой излагал свой замысел. Записка не сохранилась, но в его знаменитом «Трактате о живописи» есть описание, на основании которого мы можем составить представление о первоначальном замысле художника.

Он планировал создать эпическое произведение, состоящее из нескольких эпизодов, показать битву, разворачивающуюся на широких просторах с огромным количеством людей. Напряженность сражения должна была подчеркиваться вспышками огня, клубами дыма, отблесками солнечных бликов на клинках — экспрессия, достойная самых ярких произведений эпохи барокко! Кто знает, приведи Леонардо свой замысел в исполнение, вся мировая история искусства могла бы пойти по другому пути. Однако, как мы видим, в конечном счете мастер решил обойтись без эффектных моментов — дыма, невероятных космических просторов, толп людей.

В таком решении были свои плюсы, так как оно позволило художнику сосредоточиться на психологической характеристике героев. Сохранилось внушительное количество набросков кричащих людей, с лицами, искаженными яростью; благодаря им мы можем заметить, как подробно и кропотливо прорабатывал Леонардо мельчайшую мимическую деталь.

Пространство действия почти никак не выявлено, да в этом и нет необходимости, настолько сильна концентрация пронизывающей это произведение почти осязаемой психической и физической энергии, которую обрушивает на нас художник. Клубок тел, сплетенных в неистовом движении, настолько приковывает к себе внимание, что не сразу заметишь, насколько четко и логично выстроена композиция картины, как строго укладывается она в рамки геометрической схемы.

Центральная группа всадников вписана в нечто вроде ромба, а вся композиция делится на две равные части вертикальной линией, которая проходит через скрещение двух сабель и потом через скрещение конских ног. Однако обнаружить эту схему может только очень пытливый глаз, настолько изобретательно она скрыта. Все линии направлены внутрь — движения, мечи, конские тела, лица людей… Таким образом, взгляд зрителя устремляется в эту воронку, втягиваясь все глубже и глубже.

В целом композицию картины можно назвать новаторской — ведь, как правило, утонченные и изысканные итальянские художники не слишком часто обращались к таким динамичным сюжетам, поэтому изображение тесно спаянных в стремительном движении тел (настолько тесно, что они представляются скорее эскизом для скульптуры, нежели живописным произведением) является чуть ли не единственным примером. Даже знаменитые «Битвы» Паоло Уччелло на этом фоне кажутся откровенно вялыми.

В своем произведении Леонардо, по собственному признанию, хотел выразить резко негативное отношение к войне, которую он называл «самым зверским сумасшествием» ( pazzia bestialissima ), — и это ему, несомненно, удалось.

Битва при кашине ударение

Питер Пауль Рубенс. Копия “Битвы при Ангиари” Леонардо да Винчи. Ок. 1603. Лувр, Париж

Безуспешная попытка

Создав подготовительный картон и выставив его на обозрение публики, Леонардо охладел к работе. А принята она была восторженно! Среди зрителей оказался и скульптор Бенвенуто Челлини, который даже назвал ее «всемирной школой для художников». Впрочем, для Леонардо такое поведение отнюдь не являлось чем-то необычным. Видимо, и присутствие рядом Буонарротти не прибавляло ему энтузиазма. Правда, гонфалоньер Содерини, главный инициатор проекта, был так настойчив, что художнику ничего не оставалось, кроме как вплотную заняться картиной, что, впрочем, тоже к успеху не привело.

Леонардо, известный любитель экспериментов, и в данном случае не удержался и решил опробовать новую придуманную им технику — на основе восковых красок, в духе античной энкаустики. Попытка не удалась. Расстроенный художник попытался исправить дело, обратившись к традиционному маслу, но было уже поздно. Через некоторое время краски начали испаряться и с течением времени почти совсем исчезли. Совет настаивал, чтобы художник либо закончил картину, либо написал новую, либо вернул уже уплаченные деньги. Да Винчи выручило только приглашение Шарля д ’ Амбуаза (французского наместника в Милане). Флорентийцы не желали ссориться с могущественными французами и отпустили художника при условии, что через три месяца он вернется к работе.

Итак, в 1506 г. Леонардо взял у Синьории отпуск и отправился в Милан. Стоит ли говорить, что к «Битве при Ангиари» он так и не вернулся? Остатки его работы во второй половине XVI в. были закрыты — теперь на этом месте находится фреска Вазари.

Образец для подражания

Картон Микеланджело также не сохранился. Примерное о нем представление могут дать только подготовительные наброски, копия лорда Лестера, выполненная в технике гризайль, и пара гравюр Маркантонио Раймонди и Агостино Венециано, изображающих фрагменты композиции. Однако же именно это произведение стало образцом для многочисленных молодых художников, которые на протяжении долгого времени пытались, изучая «Битву при Кашине», подражать великому Буонарроти и постигать основы большого стиля ( gran disegno ).

Микеланджело работал так, как никто прежде, — казалось, он совершенно не задумывался об установленных канонах и композиционных правилах. Именно эта яркая индивидуальность, независимость и свобода стиля и привлекли к нему множество последователей, стремившихся достичь того же живописного и пластического совершенства. Впоследствии многие флорентийские и даже зарубежные мастера обращались к этому картону, срисовывая его. Среди них мы обнаружим большое количество имен, которым суждено будет стать знаменитыми: Ридольфо Гирландайо, Рафаэль Санти, Баччо Бандинелли, Андреа дель Сарто, Франкабиджо, Якопо Сансовино, Россо Фьорентино, Якопо Понтормо…

Видно, даже простое копирование шедевра Микеланджело помогло будущим художникам понять что-то важное в искусстве. Но именно популярность произведения его и погубила — чтобы удобнее было заниматься рисованием, картон перенесли в большую верхнюю залу дома Медичи, но после болезни герцога Джулиано, когда всем уже стало не до картин, его разделили на несколько частей…

Битва при кашине ударение

П.Учелло. Битва при сан Романо. 1438-1440. Национальная галерея, Лондон

Изумление и восхищение

Свою работу Микеланджело начал в больнице красильщиков у Сант-Онофрио, скрываясь от любопытных и не желая, чтобы картон увидели раньше времени. В отличие от Леонардо, выбравшего патетический момент битвы, Микеланджело обращается к эпизоду совсем не героическому, почти бытовому — купающиеся солдаты вдруг услышали сигнал тревоги. Такой случай и в самом деле имел место в битве при Кашине, но тогда, несмотря на столь неудачное начало, флорентийцам удалось наголову разгромить пизанские войска.

Нельзя не отметить, что выбор подобного сюжета все-таки несколько удивляет, — ведь и до, и после исторические живописцы предпочитали более героические композиции. Впрочем, Микеланджело нашел в нем для себя возможность изображения обнаженного человеческого тела, а уж в этой области равных ему не было! Солдаты поспешно одеваются, вооружаются, торопятся в атаку, зовут друг друга… Одни еще только пытаются взобраться на крутой берег, тогда как другие уже вступили в схватку с врагом. Некоторые из воинов даже и не пытаются одеться, а, связав свою одежду в узел, бросаются в бой нагими.

Джорджо Вазари (оставивший подробнейшее описание утраченного картона) особое внимание уделяет фигуре некоего старика, «укрывшего голову от солнца венком из плюща. Он уселся, чтобы надеть вязаные кальсоны, которые не лезли ему на ноги, так как после купания они были еще мокры; слыша шум битвы, и крики, и бой барабанов, спешил он изо всех сил натянуть хотя бы одну штанину; помимо того, что выступали все мускулы и жилы на теле, он скорчил рот, хорошо показывая этим, как он мучается и как он напрягся до кончиков ног».

Все герои произведения представлены в самых невероятных ракурсах и сложных поворотах — кто стоит прямо, кто на коленях, кто прыгает вверх, кто-то согнулся, кто-то полулежит… Причем, опять-таки по отзыву Вазари, каждая группа была написана с применением разных техник. Буонарроти, стремясь продемонстрировать, что он не только превосходный скульптор (каким его уже знали), но и замечательный художник, использовал в своем картоне то обрисовку контура углем, то растушевку, то штриховку, то рисование мелом.

«Изумленными и восхищенными остались мастера, видя, какое высшее искусство обнаружил Микеланджело на этом картоне. При взгляде на божественные фигуры некоторые говорят, что таких творений… они больше никогда не видели, что такой божественности в искусстве никакому другому таланту не достичь».

Битва при кашине ударение

Битва при кашине ударение

Битва при кашине ударение

Битва при кашине ударение

Микеланджело Буонарроти. Рисунки к “Битве при Кашине”. 1504.

Аллегория безумия или гимн отважным?

Вообще мастера Возрождения довольно часто обращались к теме борьбы обнаженных людей (достаточно вспомнить хотя бы борцов Антонио Поллайоло или Андреа Верроккьо, который тоже писал похожие битвы для оформления городских домов). Но, несмотря на серьезные достижения этих и других художников, в их работах еще не чувствовалось настоящего напряжения, тогда как у Микеланджело эта тема впервые обретает настоящую живость и трехмерность, не говоря уж о том, что итальянская живопись доселе не знала подобного обилия поз и ракурсов.

Именно стремление показать движение обнаженного тела и являлось для мастера основной задачей — отчасти в этом сказалась «скульптурность» мышления Микеланджело. Он совершенно не интересуется проработкой фона — пейзажа, никак не отмечает глубину пространства, деталям быта также не уделено особого внимания. Для мастера важен сам факт проявленного героизма, который мог бы произойти в любом месте и в любое время. Кстати, это, пожалуй, единственное сходство, которое мы можем обнаружить при сравнении картонов Микеланджело и Леонардо. Последний тоже совсем не акцентировал внимания на бытовых и исторических деталях, и его облаченные в фантастические доспехи воины тоже могли сражаться где угодно и когда угодно.

В остальном же картины различны. Да Винчи увлекал водоворот сражения, ярость битвы, сплетение тел людских и конских. Буонарроти далек от внешнего драматизма и пафоса и намеренно выбирает «мелкий» сюжет. Первый показывает схватку как исступление, сумасшествие, для второго — это возможность на деле проявить свою любовь к отчизне.

Разительно отличаются и композиционные решения. В картоне Леонардо главенствующее место занимает центральная группа со знаменем, тогда как у Микеланджело единый центр отсутствует — движение с одинаковой интенсивностью разливается по всей поверхности картона. Композиция Леонардо строго выверена геометрически, Микеладжело же строит свою картину почти спонтанно, кажется, совершенно не задумываясь, насколько она будет соответствовать традиции.

Но все же главные различия — во внутреннем содержании. Герои «Битвы при Ангиари» почти отвратительны в своей бешеной ярости, в «Битве при Кашине» солдаты, готовые отдать жизнь за родину, истинно прекрасны. Леонардо написал аллегорию военного безумия, тогда как Микеланджело создал гимн отважным защитникам республики, их героизму и мужеству.

Видео:Битва при Левктрах: Падение Спарты (главный фактор победы) / Battle of LeuctraСкачать

Битва при Левктрах: Падение Спарты (главный фактор победы) / Battle of Leuctra

Словари

Микела́нджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», около 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (около 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора Св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти — МИКЕЛА́НДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ), а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы (см. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА) в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

МИКЕЛА́НДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе — 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения.

Юность. Годы учения

Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи (см. МЕДИЧИ Лоренцо) художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ) и Мазаччо (см. МАЗАЧЧО), изучал скульптуру Донателло (см. ДОНАТЕЛЛО), а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча (см. ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА). В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах — рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же).

Первый римский период (1496-1501)

В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.

Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида

Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).

Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине», которая вместе с росписью Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.

Второй римский период (1505-16)

В 1505 папа Юлий II (см. ЮЛИЙ II) вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.

Росписи Сикстинской капеллы

Фрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.

Надгробие папы Юлия II

После смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи — «Умирающий раб», «Восставший раб» (оба в Лувре) и «Моисей». Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному с ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее «Моисея» и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело.

Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.

В 1516 папа Лев X (см. ЛЕВ X) Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо). Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (см. КЛИМЕНТ VIII) , поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546.

Капелла Медичи — сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:

Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,

Когда кругом позор и преступленье:

Не чувствовать, не видеть — облегченье.

Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса).

В годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

Третий римский период. «Страшный суд»

Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна (см. КОЛОННА Виттория) идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

По свидетельству Вазари, папа Павел IV (см. ПАВЕЛ IV) в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).

Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело — фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ).

Поздние скульптуры. Поэзия

Драматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: «Пьета с Никодимом» (ок. 1547-55, собор Флоренции) и «Пьета Ронданини» (неоконченная группа, ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско).

В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка.

В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте (см. БРАМАНТЕ Донато), успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках — Перуцци (см. ПЕРУЦЦИ Бальдассаре), Рафаэле (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Сангалло (см. САНГАЛЛО), частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.

Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия (см. КАПИТОЛИЙ (в Риме)). Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия (см. МАРК АВРЕЛИЙ) и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.

Похороны во Флоренции

Несмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев — церкви Санта-Кроче.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе — 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы учения Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи.

Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и Творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах — рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492, там же).Первый римский период (1496-1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.Флорентийский период (1501-06). статуя Давида Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине», которая вместе с росписью Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.Второй римский период (1505-16) В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.Росписи Сикстинской капеллыФрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи — «Умирающий раб», «Восставший раб» (оба в Лувре) и «Моисей». Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному с ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее «Моисея» и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело.Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.капелла МедичиВ 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546.капелла Медичи — сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, не видеть — облегченье.Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса)Библиотека ЛауренцианаВ годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.Третий римский период. «Страшный суд»Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело — фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.Поздние скульптуры. ПоэзияДраматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: «Пьета с Никодимом» (ок. 1547-55, Собор Флоренции) и «Пьета Ронданини» (неоконченная группа, ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско).В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка.Собор св. ПетраВ 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках — Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.Похороны во ФлоренцииНесмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев — церкви Санта-Кроче.Литература:Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М., 1964.Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1976.Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М., 1978.Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986.Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-60. V. 1-5.И. А. Смирнова МИКЕЛИНСКАС (Mikelinskas) Йонас (р. 1922) — литовский писатель. Сборники рассказов и повестей, социально-психологические романы «Водоноска» (1964, в русском переводе «Мы — люди»), «А часы идут» (1966), «Дятел — пестр. » (1976, в русском переводе «Не поле перейти»), «За горизонтом — свобода» (1978), «Среди ровных полей» (1981), «В стране черных елей» (1987).

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

(1475-1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения.

Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино — «Платоновская теология о бессмертии души»); что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело — тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл — победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры. Второе произведение — деревянное Распятие (Флоренция, Каса Буонарроти). Голова Христа с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определяется скрещенными ногами. Тонкость этого произведения отличает его от мощи фигур мраморного рельефа. Из-за опасности вторжения французов осенью 1494 Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в Венецию на некоторое время остановился в Болонье, где создал три небольшие статуи для гробницы св. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. Первое из них — статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. Более монументальное произведение — мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Петра). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» — «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли. На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело, флорентиец». К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Флоренция периода республики.

В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным. На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501-1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Место у собора оказалось неподходящим, и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. Возможно, при участии Макиавелли в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает Битву кентавров; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представляли для мастера больший интерес, чем сам сюжет. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок. 1516; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения для многих художников. К этому же времени (ок. 1504-1506) относится единственная бесспорно принадлежащая Микеланджело картина — тондо Мадонна Дони (Флоренция, Уффици), в котором нашло отражение стремление к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. Эта статуя осталась неоконченной, так как двумя годами позже Микеланджело отправился в Рим. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела. Флорентийский период творчества Микеланджело был отмечен почти лихорадочной активностью мастера: кроме перечисленных выше произведений, он создал два рельефных тондо с изображениями Мадонны (Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа; мраморную статую Мадонны с Младенцем (собор Нотр-Дам в Брюгге) и несохранившуюся бронзовую статую Давида. В Риме времен папы Юлия II и Льва X. В 1503 Юлий II занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора св. Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы для самого себя. Детали этого проекта неясны, но, по-видимому, Юлий II представлял себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Проект нового собора св. Петра был поручен Браманте, а в 1505 Микеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи — около 40 статуй. Ее создание было невозможно даже в то время, но и папа, и художник были неудержимыми мечтателями. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело, и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет, и в конце концов памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В течение 1505-1506 Микеланджело постоянно посещал мраморные каменоломни, выбирая материал для гробницы, в то время как Юлий II все более настойчиво обращал его внимание на сооружение собора св. Петра. Гробница оставалась незаконченной. В крайнем раздражении Микеланджело бежал из Рима 17 апреля 1506, за день до заложения фундамента собора. Однако папа оставался непреклонным. Микеланджело был прощен и получил заказ на изготовление статуи понтифика, позднее уничтоженной взбунтовавшимися болонцами. В 1506 возник еще один проект — фрески потолка Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Работа продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. В настоящей статье можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая — Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая — посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в Сотворении Адама и Ной в Опьянении Ноя находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения. В четырех парусах свода находятся сцены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий и Смерть Амана. Каждая из них — пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения. Повествование строится в духе героического и возвышенного гуманизма; и женские и мужские фигуры исполнены мужественной силы. Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров, и в Битве при Кашине. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. При рассуждениях о фресках Микеланджело в Сикстинской капелле следует принимать во внимание их сохранность. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. В результате были сняты отложения копоти, и тусклые цвета уступили место ярко-розовому, лимонно-желтому и зеленому; более четко проявились контуры и соотношение фигур и архитектуры. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в 16 в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. (Репродукции отреставрированных фресок опубликованы в монументальном двухтомнике The Sistine Chapel Альфреда А. Кнопфа, 1992. Среди 600 фотографий есть два панорамных вида росписи до и после реставрации.) Папа Юлий II умер в 1513; на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Умирающий раб слаб, он словно пытается подняться, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Моисей смотрит влево, как Давид; в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правая часть его тела напряжена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, «устрашающую силу».

Возвращение во Флоренцию. Годы между 1515 и 1520 были временем крушения планов Микеланджело. На него оказывали давление наследники Юлия, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 он получил заказ на оформление фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. Микеланджело провел много времени в мраморных каменоломнях, но через несколько лет договор был расторгнут. Возможно, в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Флоренция, Академия), оставшимися незавершенными. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Читальный зал библиотеки Лауренциана представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в.

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. Фрагмент наброска.

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. ДАВИД

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. БОРОДАТЫЙ ПЛЕННИК

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. СТАТУЯ МОИСЕЯ (центральная фигура гробницы Юлия II)

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. МОИСЕЙ

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ПЬЕТА

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. НАДГРОБИЕ ДЖУЛИАНО МЕДИЧИ

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ

Битва при кашине ударение

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. ПЬЕТА

Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше; она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Сам Лев Х умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказался другой член семьи Медичи, папа Климент VII, который активно поддерживал этот проект. В свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы с фигурами Джулиано и Лоренцо. С одной стороны располагается алтарь, напротив — статуя Мадонны с Младенцем, сидящей на прямоугольном саркофаге с останками Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы. Эффект этих скульптур построен на контрастах. Лоренцо задумчив и созерцателен. Фигуры находящихся под ним персонификаций Вечера и Утра настолько расслабленны, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Фигура Джулиано, напротив, напряжена; он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День — мощные мускулистые фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении. Правдоподобно предположение, что Лоренцо воплощает созерцательное начало, а Джулиано — действенное. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо); последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Победа — гибкая изящная фигура из полированного мрамора, поддерживаемая фигурой старика, лишь слегка поднимающейся над грубой поверхностью камня. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино, и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа. Пребывание в Риме. В 1534 Микеланджело переехал в Рим. В это время Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую «подпись». У левой ноги Христа находится фигура св. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Лицо на снятой коже св. Варфоломея — автопортрет художника. Микеланджело продолжал работать над фресками в капелле Паолина, где он создал композиции Обращение Савла и Распятие св. Петра — необычные и замечательные произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Их духовная насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что «это были всего-навсего произведения старого человека» (Вазари). Постепенно у Микеланджело, вероятно, формируется собственное представление о христианстве, выразившееся в его рисунках и стихах. Сначала оно питалось идеями кружка Лоренцо Великолепного, основанными на неопределенности толкований христианских текстов. В последние годы жизни Микеланджело отвергает эти идеи. Его занимает вопрос, насколько искусство соразмерно христианской вере и не является ли оно непозволительным и высокомерным соперничеством с единственным законным и настоящим Творцом? В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора св. Петра.

В 1538 на Капитолии была установлена римская конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий. Самое высокое из них — дворец Сеньории с двумя лестницами. На боковых фасадах находились огромные, в два этажа, коринфские пилястры, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством. В 1546 умер архитектор Антонио да Сангалло, и Микеланджело стал главным архитектором собора св. Петра. План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло. Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пилястрами с нишами и окнами между ними. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти св. Магдалины). В отличие от Пьеты собора св. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками. За шесть дней до смерти Микеланджело работал над вторым вариантом Пьеты. Пьета Ронданини (Милан, Кастелло Сфорцеска), вероятно, была начата десятью годами ранее. Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения — трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни. Микеланджело умер 18 февраля 1564. Его тело было перевезено во Флоренцию и торжественно погребено.

Литман М.Я. Микеланджео Буонарроти. М., 1964 Лазарев В.Н. Микеланджело. — В кн.: Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 Хойзингер Л. Микеланджело: очерк творчества. М., 1996

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti),

Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, поэт эпохи Позднего Возрождения. Живописи учился у Гирландайо, скульптуре — у Бертольдо ди Джованни в художественной школе в Садах Медичи, основанной Лоренцо Медичи. Там же познакомился с философией неоплатонизма. Характерная черта скульптур Микеланджело — обработка мрамора с одной стороны, а не со всех. С 1546 руководил строительством собора святого Петра и созданием ансамбля Капитолия в Риме.

Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.

(1475-1564 гг.) скульптор, живописец, архитектор, поэт

Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь.

Будь каждый каждому такой опорой,

Чтоб, избавляя друга от обуз,

К одной мечте идти одною волей.

В ваянье мир постиг, что смерть,

Что время здесь не побеждает.

Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Когда я вижу человека талантливого или умного, который в чем-то искусней или красноречивей других, я не могу не влюбиться в него и тогда отдаюсь ему безраздельно, так что уже перестаю принадлежать себе…

Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.

Не по количеству времени, которое без успеха на нее растрачивается, следует расценивать картину, но по способности и искусству того, кто ее исполняет.

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Микела́нджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475—1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», около 1497—98; «Давид», 1501—04; картон «Битва при Кашине», 1504—06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—12), статуя «Моисей» (1515—16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты звучат в скульптурном ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (гробница семьи Медичи; 1520—34), во фреске «Страшный суд» (1536—41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (около 1550—55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523—34). С 1546 руководил строительством собора Святого Петра, созданием ансамбля площади Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

🌟 Видео

🔴 Сражение при Кадеше. Первое задокументированное сражение и истории. Рамзес против Муваталли.Скачать

🔴 Сражение при  Кадеше. Первое задокументированное сражение и истории. Рамзес против Муваталли.

Битва при МАРАФОНЕ ► Самое Великое Сражение в Истории ГрековСкачать

Битва при МАРАФОНЕ ► Самое Великое Сражение в Истории Греков

Битва при Нарве. Шведская империя и Русское царство.Скачать

Битва при Нарве. Шведская империя и Русское царство.

Поля сражений Битва при Монте Кассино часть 1Скачать

Поля сражений   Битва при Монте Кассино   часть 1

Лучшая тяжёлая конница в кинематографе всех времён, по моему мнению. Фильм Сердце Пармы.Скачать

Лучшая тяжёлая конница в кинематографе всех времён, по моему мнению. Фильм Сердце Пармы.

Битва при Касселе 1328 г.: крах тяжёлой пехоты?Скачать

Битва при Касселе 1328 г.: крах тяжёлой пехоты?

Битва при Каннах (216 до н.э.)Скачать

Битва при Каннах (216 до н.э.)

Александр Македонский. Битва при ГавгамелахСкачать

Александр Македонский. Битва при Гавгамелах

30 ноября в истории России. Катастрофа при Нарве.Скачать

30 ноября в истории России. Катастрофа при Нарве.

Блицкриг Наполеона. Битва при Йене-Ауэрштедте 1806 годаСкачать

Блицкриг Наполеона. Битва при Йене-Ауэрштедте 1806 года

Клим Жуков - Про битву при Нарвике и снайперское попадание в Джулио ЧезареСкачать

Клим Жуков - Про битву при Нарвике и снайперское попадание в Джулио Чезаре

Битва при Каннах. II Пуническая война. Великие сражения античности..Скачать

Битва при Каннах. II Пуническая война. Великие сражения античности..

Асперн-Эсслингская битва. Война пятой коалицииСкачать

Асперн-Эсслингская битва. Война пятой коалиции

Битва из фильма Атака лёгкой кавалерииСкачать

Битва из фильма Атака лёгкой кавалерии

Битвы при Вердене, на Сомме, штурм «Линии Гинденбурга»Скачать

Битвы при Вердене, на Сомме, штурм «Линии Гинденбурга»

Битва за Грецию. Саламинское сражениеСкачать

Битва за Грецию. Саламинское сражение

Сражение при Экмюле. Война пятой коалицииСкачать

Сражение при Экмюле. Война пятой коалиции
Поделиться или сохранить к себе: