Видео:Русский стиль Ивана Билибина. Профессор ГромовСкачать
Фамилия Билибин
Билибин – мужская русская, белорусская, татарская, мордовская или еврейская фамилия. Разновидность фамильного суффикса -ов/-ев/-ёв применяется в русском языке при формировании фамилий, чьи основы заканчивается на -а/-я. По этой причине всё, что написано про фамильные наименования на -ов/-ев/-ёв, полностью относится к фамилиям на -ин/-ын. Русские фамилии с суффиксами на -ин/-ын занимают 2-ое место по распространённости среди русских фамилий после фамилий, обладающих суффиксами -ов/-ев/-ёв. Фамилии на -ин/-ын тесно связаны с -ов/-ев/-ёв: если основа оканчивается на гласную или женского рода, то фамилия будет на -ин/-ын, в противном случае на -ов/-ев/-ёв, например: Ивашок → Ивашков, но Ивашка или Ивашко → Ивашкин. Они в основном образованы от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я.
Видео:Художники-сказочники: Иван Билибин, Виктор ВаснецовСкачать
Национальность
Русская, белорусская, татарская, мордовская, еврейская.
Видео:Коллекция русской графики: творчество Ивана БилибинаСкачать
Происхождение фамилии с суффиксами -ин/-ын
Как возникла и откуда произошла фамилия Билибин? Билибин – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшин; Москва → Москвин и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллин; сын Никиты → Никитин и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьин, Ольга → Ольгин). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ин/-ын, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ин/-ын:
- От прозвищ.
Например, Борода → Бородин, Пушка → Пушкин и т.п. - От иностранных фамилий.
Например, Эмден → Эдмин, Хазан → Хазин и т.п. - От топонимов.
Например, Самара → Самарин, Москва → Москвин и т.п. - От имён образует отчество.
Например, Илья → Ильин; сын Кузьмы → Кузьмин и т.п. - От имени либо прозвища матери.
Например, Павла → Павлин; Дарья → Дарьин и т.п.
Видео:Иван Яковлевич Билибин. Рассказывает И. Миронова. Ивангородский музейСкачать
История
Исторически сформировалось, то что в русских популяциях усреднённое соотношение фамилий на -ов/-ев/-ёв к фамилиям на -ин/-ын возможно установить как 70% к 30%. Местами в России, в особенности в Поволжье, фамилии на -ин/-ын охватывают более 50% населения. У белорусов соответствие суффиксов -ов/-ев/-ёв и -ин/-ын совершенно иное, 90% к 10%. Это обусловлено тем, что основа фамилий воспринималась не в исконно русской уменьшительной форме имён на -ка, а с белорусской формой на -ко (Ивашков, Федьков, Гераськов – от соответственно Ивашко, Федько, Герасько, вместо Ивашкин, Федькин, Гераськин). Большая часть фамилий на -ин/-ын идентичны русским: Ильин, Никитин. Некоторые имеют ярко выраженный белорусский характер: Яночкин.
Существуют фамилии, которые оформлены тем же суффиксом -ин/-ын, однако обладают иным происхождением от этнонимов и других слов белорусского языка: Земянин, Полянин, Литвин, Турчин. Фамилии данного происхождения не должны давать женской формы Земянина, Литвина и т.д. Хотя зачастую это правило нарушается. Фамилия Земянин часто подвергается ещё большей русификации и встречается в форме Зимянин (от русского зима), хотя исконное значение «земянин» — владелец земли, дворянин.
Видео:Иван Билибин. "Русский Модерн". Наблюдатель @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Склонение
Именительный падеж (кто?) | Билибин |
Родительный падеж (кого?) | Билибина |
Дательный падеж (кому?) | Билибину |
Винительный падеж (кого?) | Билибина |
Творительный падеж (кем?) | Билибиным или Билибином (если иностранная фамилия) |
Предложный падеж (о ком?) | Билибине |
Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым, как у прилагательного, – Билибиным. Если фамилия иностранная, то в творительном падеже будет окончание -ом – Билибином. Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Чарльз Дарвин → Чарльзом Дарвином.
Видео:Иван Билибин и Русский Стиль. Лектор Бялик В МСкачать
Транслитерация (фамилия латинскими буквами)
Транслит фамилии Билибин на латинице – Bilibin.
Видео:Художник БИЛИБИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧСкачать
Ударение
Ударение в фамилии Билибин не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.
Другие значения и истории происхождения фамилий на сайте в нашем справочнике в алфавитном порядке:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Видео:Иван Билибин и Александра Щекатихина-Потоцкая. Больше, чем любовьСкачать
БИЛИБИН Иван Яковлевич
Расстановка ударений: БИЛИ`БИН Иван Яковлевич
БИЛИБИН, Иван Яковлевич [4 (16). VIII. 1876 — 7. II. 1942] — русский советский график и театр. художник. Окончил в 1898 школу Об-ва поощрения художеств в Петербурге, Б. три года был вольнослушателем Aкадемии художеств в мастерской И. Е. Репина. Входил в объединение «Мир искусства». Работу в т-ре начал в 1907 («Действо о Теофиле» Рютбефа, Старинный т-р, Петербург). Знаток древнерус. иск-ва, Б. создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям: «Борис Годунов» (1909, антреприза С. П. Дягилева, Париж), «Золотой петушок» (1909, Оперный т-р С. И. Зимина, Москва), «Руслан и Людмила», «Садко» (1913, 1914, Нар. дом, Петербург) и др. Работы Б., выполненные в стилизованной, графичной, декоративно-плоскостной манере, отличаются красочностью. После 1918 Б. жил за границей. В 1936 вернулся на родину. В 1937 оформил спектакль «Сказка о царе Салтане» (Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Был профессором Академии художеств. Погиб во время блокады Ленинграда.
Декорация И. Я. Билибина к спектаклю ‘Золотой петушок’
- Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
Видео:Как правильно произносить Пабло Пикассо? #художник #живопись #искусствоСкачать
Иван Билибин
Видео:Архитектор который создал Барселону - Антонио ГаудиСкачать
Биография
Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла.
Видео:Владимир Потапов - Живопись умерла. Да здравствует живопись! / 18+Скачать
Детство и юность
Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.
Портрет Ивана Билибина
Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.
Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.
Иван Билибин в молодости
Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.
В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.
Иван Билибин
Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.
В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.
Видео:РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ ИЛИ ФИЛОСОФИЯ - ЧТО ВАЖНЕЕ?Скачать
Живопись
По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:
«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».
Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»
Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.
Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче. », «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»
В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.
В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»
В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Видео:Фальшивомонетчик и агент нацисткой разведки оказался русским художником Иваном МясоедовымСкачать
Личная жизнь
Иван Билибин был трижды женат. Каждая из его супруг была творческой личностью, с каждой художник познакомился в Императорском обществе поощрения художников.
Иван Билибин и его первая жена Мария Чемберс
Первой женой стала англичанка с ирландскими корнями Мария Чемберс. В 1902 году пара сочеталась браком, а спустя год появился первый сын Александр. В 1908 году родился Иван. Семья Чемберс-Билибиных просуществовала почти десять лет, и в 1911 году Мария, не в силах терпеть пьянство мужа, подала на развод. В 1914-м она уехала в Англию, забрав с собой детей.
Рене О’Коннель, вторая жена Ивана Билибина
Второй раз Иван Яковлевич женился также на англичанке Рене О’Коннель. Их брак длился пять лет, с 1912 по 1917. Детей не имели.
Иван Билибин и его третья жена Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом
Третьей и последней женой Билибина стала Александра Щекатихина, у которой был сын Мстислав от первого брака. Их личная жизнь была богата на путешествия: Египет, Палестину, Каир, Францию они посетили все вместе, вместе вернулись в Ленинград. В 1942 году Александра овдовела. Она пережила мужа на 25 лет, так и не выйдя замуж в третий раз.
Иван Билибин был масоном, входил в русское ложе «Северная звезда» в Париже. Позже он создал свое общество «Свободная Россия» и в 1932 году был ее обрядоначальником.
Видео:ЗАХАРОВ - значение фамилииСкачать
Смерть
Вернувшись в Ленинград в 1936 году, Билибин вместе с супругой и сыном поселился в доме №25 по ул. Гулярной (ныне — ул. Лизы Чайкиной). На доме располагаются две мемориальные доски (судя по фото, висят рядом, хотя и противоречат друг другу). Одна:
«Здесь с 1937 г. по 1942 г. жил и работал художник театра и книги Иван Яковлевич Билибин».
«В этом доме с 1936 года жили великие русские художники Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) и Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967)».
Когда из-за фашистских бомбежек квартира оказалась непригодна для проживания, Иван Билибин переехал в подвал Императорского общества поощрения художников, которое стало ему вторым домом. 7 февраля 1942 года его доставили в больницу при Императорской академии художеств, где он вскоре умер от обморожения и голода.
Иллюстратор нашел последний покой в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.
Видео:Эгон Шиле: жизнь, техника, где посмотреть оригиналы, сюрприз!Скачать
Произведения
Иллюстрации к сказкам:
- 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
- 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
- 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
- 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 – «Белая уточка»
- 1905 – «Сказка о царе Салтане»
- 1906 – «Сказка о Золотом петушке»
Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:
- 1908 – «Действо о Теофиле»
- 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1908-1909 – «Золотой петушок»
- 1908 – «Честь и Месть»
- 1914 – «Садко»
- 1930 – «Борис Годунов»
- 1937 – «Сказка о царе Салтане»
💡 Видео
Упражнение №6 — Гдз по русскому языку 6 класс (Ладыженская) 2019 часть 1Скачать
Почему у россиян ПРАВАЯ РУКА БОЛЬШЕ ЛЕВОЙСкачать
Прибившего гениталии к брусчатке Красной площади Павленского отпустилиСкачать
Художник Павленский эмигрировал из РоссииСкачать
🎈Разбор сочинений по картинеСкачать