Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Билеты по русскому языку 8 класс
1. Дайте определение словосочетанию. Расскажите о строении и грамматическом значение словосочетаний.
2. Расскажите о знаках препинания при уточняющих членах предложения.
1. Расскажите о способах связи слов в словосочетаниях. Приведите примеры.
2. Дайте определение уточняющим членам предложения.
1. Дайте определение предложению. Чем оно отличается от словосочетания? Виды предложений.
2. Расскажите об обособленных обстоятельствах.
1. Расскажите о порядке слов в предложении. Что такое логическое ударение? Примеры.
2. Расскажите об обособлении предложений с союзам КАК.
1. Расскажите о подлежащем. Какими частями речи оно может быть выражено?
2. Расскажите об обособленных определениях и приложениях.
1. Перечислите виды сказуемых. Дайте определение сказуемому.
2. Дайте определение вводным предложениям. Их группы по значению. Отличие вводных слов от вводных предложений.
1. Что такое грамматическая основа? Расскажите о простом глагольном сказуемом.
2. Дайте определение вводным словам. Группы по значению вводных слов. Знаки препинания.
1. Что такое сказуемое? Расскажите о составном глагольном сказуемом.
2. Обращение. знаки препинания при нем.
1. Дайте определение сказуемому. Расскажите о составном именном сказуемом.
2. Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Расскажите о правилах согласования главных членов предложения.
2. При каких условиях не ставятся запятые при однородных членах предложения?
1. Какие члены предложения относятся к второстепенным? Расскажите о дополнении.
2. Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения
1. Расскажите об определении.
2. Перечислите группы сочинительных союзов. Расскажите о пунктуации в предложении с однородными членами, которые связаны сочинительными союзами.
Примеры: А именно, то есть.
БИЛЕТ № 13 (СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ)
1. Расскажите любую тему по русскому языку. (на выбор ученика)
2. Перескажите любое произведение, которое мы проходили в 8 классе по русской литературе.
1. Расскажите об обстоятельствах. Перечислите их виды.
2. Дайте определение однородным членам предложения.
1. Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.
2. Расскажите о неполных предложениях. Примеры.
1. Дайте определение словосочетанию. Расскажите о строении и грамматическом значение словосочетаний.
Ответ: Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание имеет главное и зависимое слово. Главным является то от которого можно задать вопрос к зависимому и установить подчинительную связь. По главному слову словосочетания бывают именными, глагольными и наречными. По зависимому слову словосочетания могут быть связаны такими видами связи где главное и зависимое слово согласуются в роде числе и падеже.
2. Расскажите о знаках препинания при уточняющих членах предложения.
Ответ: Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:
Там, в горах, повалил снег; Внизу, в зале, стали тушить огни; Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном, на природе.
1. Расскажите о способах связи слов в словосочетаниях. Приведите примеры.
Ответ: В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
Согласование, Управление, Примыкание.
При согласовании зависимое слово может быть выражено:
1) Прилагательным Например: зелёный луг.
2) Местоимением, похожими на прилагательное. Например: мой портфель.
3) Причастием. Например: летающий шар.
4) Порядковым числительным пример: второй этаж.
При управлении зависимое слово может быть выражено:
1) Существительным. Например: иду в школу.
2) Местоимением, похожим на сущ. Например: письмо для меня.
При примыкании зависимое слово может быть выражено:
1) Наречием. Например: говорить тихо.
2) Деепричастием. Например меняемся не глядя.
3) Неопределенной формой глагола. Например уехал учиться.
2. Дайте определение уточняющим членам предложения.
Ответ: Уточняющие члены предложения обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Например: В предместье, около боен, выли собаки.
1. Дайте определение предложению. Чем оно отличается от словосочетания? Виды предложений.
Ответ: Предложение — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой. Предложением Имеет и подлежащее и сказуемое, а словосочетание их не имеет.
Я иду — это предложение.
Я веселый — это словосочетание.
I. По цели высказывания:
1. Повествовательное. Например: другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зеленым стенам леса.
2. Вопросительное. Например: знаете ли вы украинскую ночь?
3. Побудительное. Например: хлеб-соль ешь, а правду режь.
II По интонации:
1. Восклицательное Например: как хорошо в лесу!
2. Не восклицательное. Например: на противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли кедры.
III. По наличию главных членов.
1. Двух составные. Например: белая берёза под моим окном прикрывалась снегом, точно серебром.
2. Односоставные. Например: быстро смеркается.
IV. По наличию отсутствию второстепенных членов.
1. Нераспространенные. Например: Катятся ядра, свищут пули.
2. Распространенные. Например: Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день.
2. Расскажите об обособленных обстоятельствах.
Ответ: Обособленные обстоятельства — это обстоятельства выраженные деепричастием и деепричастным оборотом.
Обстоятельства обособляются в следующих случаях:
1) Если они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
(за исключением деепричастий, употребляющихся в речи как наречия образа действия).
2) Если они выражены существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине.
1. Расскажите о порядке слов в предложении. Что такое логическое ударение? Примеры.
Ответ: В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным — в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Например:
Вечерняя заря в пучине догорала: Над мрачной Эльбой носилось тишина.
Логическое ударение — это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости. Например:
1) Ты съел печенье? ( или кто-то другой ).
2) Ты съел печенье? ( съел или нет ).
3) ты съел печенье? ( съел ли ты именно печенье ).
2. Расскажите об обособлении предложений с союзам КАК.
Ответ: Обособляется приложение с союзом как, имеющее значение причинности.
Если приложение с союзам как имеет значение причины ( можно заменить придаточным с союзами так как, потому что). Пример: так и хочется броситься и переделать все самому.
1. Расскажите о подлежащем. Какими частями речи оно может быть выражено?
Ответ: Подлежащее — главный член предложения обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. При разборе предложения подчёркивается одной чертой. Подлежащее может быть выражено существительным и местоимением. ( любой частью речи ).
2. Расскажите об обособленных определениях и приложениях.
Ответ: Как правило обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимым от них словами и стоящие после определяемого сущ. Или субстантивированного слова. Например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.
Всегда обособляется распространённое приложение, относящееся к имени нарицательному. Например: Несчастье верная сестра, надежда в мрачном подземелье, разбудит радость и веселье.
1. Перечислите виды сказуемых. Дайте определение сказуемому.
Ответ: Виды сказуемого:
Сказуемое — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает, каков, что сделал.
2. Дайте определение вводным предложениям. Их группы по значению. Отличие вводных слов от вводных предложений.
Ответ: Предложения, выполняющие те же функции и имеющие те же значения что и вводные слова. Вводные предложения, выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение.
1. Что такое грамматическая основа? Расскажите о простом глагольном сказуемом.
Ответ: Грамматическая основа — основная часть предложения — состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.
2. Дайте определение вводным словам. Группы по значению вводных слов. Знаки препинания.
Ответ: Вводные слова — это слова, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь.
1. Степень уверенности.
2. Различные чувства.
3. Источник сообщения.
4. Порядок мыслей и их связей.
5. Способ оформления мыслей.
Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми
1. Что такое сказуемое? Расскажите о составном глагольном сказуемом.
Ответ: Сказуемое — это главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делать? что сделать? каков ?
СГС = Вспомогательный глагол + инфинитив. Например: Я начал петь; Я боюсь петь.
2. Обращение. знаки препинания при нем.
Ответ: Форма обращения это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращена речь.
1. Дайте определение сказуемому. Расскажите о составном именном сказуемом.
Ответ: Составное именное сказуемое = связка + именная часть. Например: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен.
2. Тире между подлежащим и сказуемым.
1) Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже.
2) Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом или если один из главных членов — имя существительное в именительном падеже, а другой — инфинитив.
3) Если оба главных члена имеют числительные в именительном падеже.
Тире НЕ ставится:
1) Если подлежащее выражено личным местоимением.
2) Если перед сказуемым есть отрицательная частица не.
3) Если сказуемое выражено именем прилагательным.
4) Если сказуемое предшествует подлежащему.
5) Если перед сказуемым стоит сравнительный союз, частица или вводное слово.
1. Расскажите о правилах согласования главных членов предложения.
Ответ: Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде и лице.
2. При каких условиях не ставятся запятые при однородных членах предложения?
Ответ: Если есть союз «и».
Между однородными членами предложения, не соединёнными союзами, обычно ставятся запятая.
1. Какие члены предложения относятся к второстепенным? Расскажите о дополнении.
Ответ: К второстепенным членам предложения относятся дополнение. Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения.
2. Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
Ответ: Однородные члены предложения, не соединённые союзами, разделяется запятыми. Например: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкоп.
1. Расскажите об определении.
Ответ: Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?
Определения бывают согласованные и НЕ согласованные.
2. Перечислите группы сочинительных союзов. Расскажите о пунктуации в предложении с однородными членами, которые связаны сочинительными союзами.
Пример: И, да, и. и, ни. ни, тоже, также.
Пример: Ко, а, да однако, зато, же.
Пример: Или, либо ли. ли, то. то.
Примеры: А именно, то есть.
БИЛЕТ № 13 (СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ)
1. Расскажите любую тему по русскому языку. (на выбор ученика)
2. Перескажите любое произведение, которое мы проходили в 8 классе по русской литературе.
1. Расскажите об обстоятельствах. Перечислите их виды.
Ответ: Обстоятельство — это второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающийся признак действия или признак другого признака.
Места, времени, причины, цели, образа действия, степени, меры, условия, уступки.
2. Дайте определение однородным членам предложения.
Ответ: Однородные члены предложения — это главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию.
1. Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.
Ответ: Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому. Пример: Не надевая фуражки, вышел на крыльцо.
2. Расскажите о неполных предложениях. Примеры.
Ответ: Неполные предложения — это предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов, которые и без называния ясны из контекста или обстановки. Пример: ,, Кто к тебе приходил вчера? » — ,, Никита «.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. 8 класс. Билеты.
материал по русскому языку (8 класс) на тему
Контроль и учёт знаний по русскому языку в 8 классе.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Билеты по русскому языку. 8 класс. | 56.61 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Вопросы к зачету по русскому языку за курс 8 класса
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
Вопросы по русскому языку в 8 классе.
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
Вопросы по русскому языку в 8 классе.
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
Вопросы по русскому языку в 8 классе.
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
Вопросы по русскому языку в 8 классе.
1. Виды подчинительной связи в словосочетании
2. Подлежащее. Чем может быть выражено подлежащее?
3. Сказуемое. Чем может быть выражено сказуемое?
4. Виды сказуемого.
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Второстепенные члены предложения
7. Определение. Согласованные и несогласованные определения
8. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
9. Обстоятельства. Виды обстоятельств
10. Приложение. Правописание приложение
11. Односоставные предложения. Виды.
12. Назывные предложения
13. Определенно-личные предложения
14. Неопределенно-личные предложения
15. Обобщенно-личные предложения
16. Безличные предложения
1. Рассказать о видах подчинительной связи в словосочетании.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, в течение дня, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, более быстрый, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь, дом стоит.
1. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
2. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.
3. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
4. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
5. Замените словосочетание КУСТЫ ЧЕРНИКИ, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание ОГОРЧЁННО ВЗДОХНУЛ, построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание ПУТЬ ЖИЗНИ, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8 . Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
1. Рассказать о подлежащем. Чем может быть выражено подлежащее?
2. Практическая работа
Упражнение 1. Выписать подлежащее, указать, чем выражено
1) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
2) Она заботилась нежно о своих родителях.
3) И никто с начала мира не видал такого пира.
4) Уважать старших – долг каждого человека.
5) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.
6) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.
7) Вышедший протянул мне письмо.
8) Все три всадника ехали молча.
Упражнение 2. Прочтите текст и выполните задания
(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис. (2)Оно укоренилось давно. (3)Еще в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка».
(5) Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (6)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и еще ряд анатомических особенностей. (7)Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8)Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9)Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших».
Задание 1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
1) барс имеет (предложение 1)
2) переняли название (предложение 3)
3) что означало (предложение 4)
4) манера держать (предложение 6)
Задание 2. Какое утверждение ошибочно?
1) в третьем предложении три грамматических основы
2) в шестом предложении две грамматических основы
3) в девятом предложении простое глагольное сказуемое
4) в восьмом предложении одна грамматическая основа
Упражнение 3. В каких предложениях допущены ошибки в определении состава подлежащего?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Комендантша с дочерью удалились.
Николай с Денисовым ходили по залам.
Белые шапки надели старые пни.
Из-за, из-под пишутся через дефис.
Мать с сыном пошла гулять.
Одна пчела много не натаскает.
Около ста книг подарено библиотеке.
1. Рассказать о сказуемом. Чем может быть выражено сказуемое?
2. Практическая работа
Упражнение 1 Определить, чем выражено сказуемое
1. Наступила поздняя осень.
2. Весело играет оркестр.
3. Лес пуст и гол
4. Ижевск – это столица Удмуртии
5. Дважды два — четыре
6. Сады сажать – жизнь радовать
Упражнение 2. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:
е) не является членом предложения.
1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет .
2. Сменила мудрость молодости пыл.
3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.
5. Желание наказать обидчика было очень сильно.
6. Мы шли в течение всего дня.
7. Врач запретил мне читать лёжа.
8. На столе стояла шкатулка из серебра .
9. Я не видел реки великолепнее Енисея.
10. Вальсы играет гармонь вдалеке.
11. Шепчут губы чье-то имя.
12. Вследствие дождей дороги размыло.
13. Ночь на миг дыханье задержала.
14. Он поторопился, потому и ошибся.
15. Он просил нас зайти к нему.
16. Сбылась, мечта увидеть Париж.
17. С горы хорошо видно мой дом и школу.
18. Байкал — самое глубокое в мире озеро.
Упражнение 3. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало.
2. Жить – Родине служить.
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать.
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов).
5. Я советую тебе вернуться домой
6. У Мцыри было одно стремление – победить.
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу.
8. Не может судьба одни щедроты сыпать.
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии.
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика.
1. Виды сказуемого.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определите вид сказуемого
1. простое глагольное сказуемое
2. составное именное сказуемое
3. составное глагольное сказуемое
1. Я хочу говорить словами совсем простыми
2. В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность
3. Песни мои оставались верны боям и походам гражданской войны.
4. С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни.
5. Мы будем достойно и смело, отважно и честно народу служить.
6. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
7. Мою любовь, широкую как море, вместить не могут жизни берега.
8. В продолжительном плавании и сны перестают сниться береговые.
9. Шумливы только мелкие речки
10. Моя родимая страна цвести не устает.
11 . Еще полны рассветами все ночи соловьиные.
12. Спит черемуха в белой накидке.
13. Есть спокойная гордость в молчанье полей.
14. Весь мир одет был в солнце и росу.
15. Солнце начинало склоняться к закату.
16. Черепицы стеклом светиться не будут.
17. Небо из-за горы казалось необъятно огромным и новым.
18. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
19. Была равнина снежная бела.
20. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
1. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Дом будут строить каменщики.
Б. Сирень начинает отцветать в начале мета.
В. Он казался всесторонне образованным человеком.
Г. В путешествии мы узнали очень много интересного.
Д. Мы предложили ему поиграть с нами.
2. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Ребята будут купаться в реке.
Б. Он не станет со мной дружить.
В. Ей туфли впору будут.
Г. Я должен был признать свои ошибки
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
В. Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он был высокого роста.
Б. Я готов с вами поспорить.
В. Я был рад помочь вам.
Г. Вы должны трудиться.
1. Тире между подлежащим и сказуемым.
2. Практическая работа
Упражнение 1 . Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) «+» нужно; б) «–» не нужно.
1. Книга источник знаний.
2. Пруд как блестящая сталь.
3. Бедность не порок.
4. Ртуть тоже металл.
5. Сады сажать жизнь украшать,
6. Дважды два четыре.
7. Путешествие это та же книга.
8. Мой рабочий день десять часов в сутки.
9. Чтение вот лучшее учение.
10. Март начало весны.
Упражнение 2 . Укажите, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым
а) «+» нужно; б) «–» не нужно.
1.Самая большая радость в мире это делать счастье для других.
2.Жизнь нескончаемый экзамен
3.Молодость бескорыстна и великодушна.
4.Неиспользуемые знания утрачиваемые знания.
5.Одно из самых главных стихотворений времен Великой Отечественной войны «Жди меня» К.Симонова.
6.Сыновья у тебя как высокие полдни.
7.Простота есть необходимое условие прекрасного.
8.Для меня жить значит работать.
9.Краткость душа поэзии.
10.Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперед.
11.Большое дело уметь подойти к разным людям без наигранной простоты.
12.Дело художника рождать радость.
13.Управлять людьми значит предвидеть.
14.Жизнь без движения пуста.
15.Скромность одна из величайших черт русского народа.
16.Солдат есть великое звание человека, способного умереть за идею.
17.Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
18.Глаза как ночь.
19.Человек без Родины соловей без песни.
20.Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
1. Второстепенные члены предложения
2. Практическая работа
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
3. Найти предложение с обстоятельствами
а) Утром мы во двор идём
б) Золотая осень землю наряжает.
в) К далекому пути готовятся дикие утки.
г) По опушкам леса ещё растут подосиновики.
д) По высокому небу плывут облака.
4.Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) В кустах послышался едва заметный шорох.
в) Закат тяжело пылает.
г) От края до края раскинулась широкая радуга
д). Настало доброе летнее утро.
5. Указать предложения с определениями
а) Бьются о скалы морские волны
б) Они выбегают на песок, потом уходят обратно.
в) Близко к морю подходят сады.
г) высокой стеной стоят горы и защищают берег от туманов.
д).На берегу моря растут пальмы.
6. Найти предложение с обстоятельствами
а) Постепенно гаснут звёзды на небе.
б) Чист и прозрачен воздух росистым утром.
в) Сильный порыв ветра вырвался..
г) Проходит летняя пора.
д) Заяц плакал и часто моргал красными глазами от слёз.
Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало.
2. Жить – Родине служить.
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать.
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов).
5. Я советую тебе вернуться домой
6. У Мцыри было одно стремление – победить.
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу.
8. Не может судьба одни щедроты сыпать.
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии.
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика.
1. Определение. Согласованные и несогласованные определения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
Упражнение 2. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
Упражнение 2. В этом предложении определением является слово (слова):
Засыпала звериные тропинки
Вчерашняя разгульная метель.
Упражнение 3.Укажите словосочетание, где инфинитив является определением
а) просил приехать
б) просьба приехать
в) приказ наступать
г) приказал привезти
Упражнение 4. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать , что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике .
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам , остающимся без разрешения.
Упражнение 5. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она… злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
1. Дополнение. Прямые и косвенные дополнения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найти в предложениях дополнения, определить способ их выражения, указать, прямое или косвенное.
1. Никто не встретил меня.
2. Я вспомнил свой поединок.
3. Оба тогда мы болтали пустое.
4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.
5. Нас с Савельичем проводили до ворот.
6. Марья Ивановна просила меня спасти ее.
7. К первому присоединился второй инвалид, и они стали раздевать башкирца.
8. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
Упражнение 2. Указать предложение, в котором есть прямое дополнение.
1) Десять делится на пять без остатка.
2) Поля тянулись до самого небосклона. ( Тургенев ).
3) Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в зашумевшую воду.
4) Я не смотрел этого спектакля.
5) Все вспоминали о прошлом.
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
3. Найти предложение с обстоятельствами
а) Утром мы во двор идём
б) Золотая осень землю наряжает.
в) К далекому пути готовятся дикие утки.
г) По опушкам леса ещё растут подосиновики.
д) По высокому небу плывут облака.
4.Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.
б) В кустах послышался едва заметный шорох.
в) Закат тяжело пылает.
г) От края до края раскинулась широкая радуга
д). Настало доброе летнее утро.
5. Указать предложения с определениями
а) Бьются о скалы морские волны
б) Они выбегают на песок, потом уходят обратно.
в) Близко к морю подходят сады.
г) Высокой стеной стоят горы и защищают берег от туманов.
д).На берегу моря растут пальмы.
1. Обстоятельства. Виды обстоятельств
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найти в предложениях обстоятельства, указать их вид
1.Внизу рассыпался аул. (М.Ю.Лермонтов)
2.Войска наши выступили накануне (А.С.Пушкин)
3.На станции остановился я для перемены лошадей (А.С.Пушкин)
4.От радости в зобу дыханье сперло (И.А.Крылов)
5.В углу комнаты лежал, свернувшись калачиком, щенок.
6.Пруд, как сталь, сверкал на солнце.
7.Несмотря на страшную усталость, спать не хотелось
8. Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день.
9. Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна.
10. Видом моря любоваться собралась толпа гостей.
11. Здесь горы с двух
сторон стоят, как две стены.
12. И звуки полетят, красуясь и играя.
13. Он по болезни освобождён от занятий физкультурой.
14. Сгоряча он не почувствовал боли.
15. Звонко кукушка вдали куковала.
16. При старании вы сможете добиться больших успехов.
17. В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Упражнение 2. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.
1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.
1. Указать предложения, в которых есть дополнения.
а) Отправилась осень в поле, в луга
б) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
в) Зашумел в лесу золотой дождь.
г) Сметала осень в высокие стога душистые копны снега.
д) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
2. Указать предложения с определениями
а) Листья налились, отяжелели и потекли.
б) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои яркие лучи.
в) Небо медленно заволокло тучами.
г) В вершинах деревьев зашевелилась листва
д).Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
1. Приложение. Правописание приложений
2. Практическая работа
Упражнение 1. Определите, есть ли дефис при приложении. Поставьте цифру, обозначающую номер предложения, и рядом с ней +, если приложение выделяется дефисом, и — , если нет.
1. Идет человек незрячий, ведет его девочка проводник.
2. Здесь, за этой оградой близкой, на виду у притихших вод, жил когда-то поэт Багрицкий.
3. Едут-едут на восток други добровольцы.
4. Не быстра река Тобол и не светла.
5. Откуда эта пушка громобой?
6. Цветастая панорама – наш стадион Динамо.
7. Был толковый мост на двух кряжах быках.
8. Здесь вещею силой героя народа ковалась великая наша Победа.
9. Над Москвой рекой поднимались здания.
10. Вот я снова в городе Москве.
Упражнение 2. Найдите приложения в следующих предложениях. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). 3 Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). 4. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков). 5. Город Симбирск жил собственными противоречиями (Шагинян). 6. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Паустовский). 7. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался (Паустовский). 8. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков (М. Горький). 9. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту (Твардовский). 10. Сидят на курганах орлы степняки (Софронов). 11. Пусть реки есть мощней намного – но Волга матушка одна (Твардовский). 12. И эти обыкновенные мышиные глазки бусинки вспыхнули красным огнём (Пришвин). 13. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников (Пришвин). 14. Это не просто собака, это собака актриса (Пришвин). 15. Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов (Пришвин). 16. Коня взял к себе мельник Панкрат (Паустовский). 17. Там всё так смешано, в этом городе музее (Пришвин). 18. Мне, что ли, хлеб соль подносите? (Паустовский). 19. Маше стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом корзинщиком (Паустовский). 20. Нас встретила красавица девушка. 21. Старик сторож осмотрел бахчу.
1. Односоставные предложения. Виды.
2. Практическая работа
Упражнение 1. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:
1 – обобщённо-личное предложение,
2 – безличное предложение,
3 – определённо-личное предложение,
4 – неопределённо-личное предложение,
1. Всё больше заносит снегом окошко.
2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
7. Зимний день. Упражнение 2. Укажите вид односоставного предложения:
1. Люблю грозу в начале мая.
2. Нас угостили ужином.
3. Начало смеркаться.
4. Приятная прохлада.
5. Повеяло теплым ветром.
6. Уж не увидимся больше.
7. Минут через пять Мишку впустили.
8. Цыплят по осени считают.
9. Помнишь рощу над рекой?
10. Не стоит спешить с ответом.
1. Найти определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
2. Найти неопределенно- личные предложение
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду — еду в чистом поле.
3. Найти безличное предложение
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
1. Назывные предложения
2. Практическая работа
Упражнение 1. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их вид, отметив номера предложений:
1. Вдруг потемнело.
2. Нас отрезало от мира.
3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел.
4. Человек с флажком стоял на земле.
5. Потом он отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком.
6. Внезапно понимаю происходящее.
7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз.
8. Становится страшно.
9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь.
10. Момент отрыва ощутим.
11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет.
12. Смотрю в окно.
13. Удовольствие, радость, торжество.
14. В окне я увидел движение ландшафта.
15. Нахожу его круговращательным.
16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств.
17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.
💡 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Весь русский язык за 8 класс за 1 час | Средняя школа| УмскулСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксисаСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать
Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать