Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать
Значение слова белый
Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать
Словарь Ушакова
б е лый, белая, белое; бел, бела, бело.
1. Цвета снега или мела; ант. черный. Белая береза.
2. Светлый. Белое вино. Белый хлеб.
3. Контрреволюционный, белогвардейский (употр. со времен Великой французской революции, когда обозначало сторонника Бурбонов); ант. красный. Белый офицер. Белая гвардия (см. гвардия).
| в знач. сущ., преим. мн. белые, белых. Белогвардейцы. В плену у белых.
4. Белокожий (о расе, в отличие от краснокожих и т.д.). Белая раса.
| В знач. сущ., преим. мн. белые, белых. Люди белой расы. Ненависть к белым в колониях.
• Белая горячка — болезнь алкоголиков, сопровождающаяся бредом без жара. Белый гриб — сорт съедобных грибов. Белый день (разг. устар.) — светлое время дня. Средь бела дня (разг.) — днем, когда совсем светло. Белый дом — дворец президента Североамериканских штатов в Вашингтоне. Белое духовенство — не монашествующие, мирские служители культа. Белая кость (ирон.) — барская, дворянская порода. Белое мясо — диетическая пища: телячье и куриное мясо, рекомендуемое врачами при известных болезнях. Белые ночи — северные ночи с немеркнущей зарей. Белые стихи (лит.) — без рифм. Белый уголь — см. уголь. Белый билет — см. билет. Белый свет (нар.-поэт.) — то же, что свет, мир. Не мил мне и белый свет.
Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать
Этимологический Словарь Русского Языка
Древнерусское – бълый, бьль.
Общеславянское – belъ (белый).
Индоевропейское – bhel- (белый).
Слово «белый» известно с очень древних времен, в древнерусских памятниках встречается с XI в.
Древнерусское бълый (-ъ, -а, -о) заимствовано из старославянского от бълъ, бълый и восходит к общеславянскому belъ и далее – к индоевропейской основе bhel- – «белый».
Русское слово созвучно словам с тем же значением во многих других языках.
Производные: белеть, белить, белизна, белила.
Бенедикт («благословенный» – лат.).
Бенедиктович, Бенедиктовна. Бенюшка, Беня, Дик.
Видео:Что такое прямое и переносное значение слов?Скачать
Культурология. Словарь-справочник
Андрей Бéлый (Бугáев Борис Николаевич) (1880-1934)
поэт и прозаик, лит. критик, теоретик рус. Символизма, религ. философ. В 1903 окончил естеств. отделение физико-мат. ф-та Моск. ун-та, с 1904 посещал лекции на филол. ф-те (до 1906). На формирование будущего поэта и мыслителя оказали влияние очень разнородные явления культуры: в лит-ре — Гёте, Гейне, Ибсен, Достоевский, Гоголь, совр. франц. и бельг. поэзия (символистской направленности); в музыке — Шопен, Шуман, Бетховен, Бах, Григ, Вагнер, Ганслик; в философии — Платон, Бэкон, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Милль, Спенсер; в естествознании — Декарт, Ньютон, Дарвин, Оствальд, Гельмгольц, Менделеев; в математике — Гаусс, Пуанкаре, Кантор; в религии — Ветхий и Новый Завет, Упанишады, Заратустра, Л. Толстой, Бёме, Блаватская и т.д. Все эти и иные, трудно совместимые между собой, даже нарочито контрастирующие друг с другом культурные явления Б. стремился представить как целостную систему культуры, обосновывая необходимость создания особой универсальной науки — культурологии, философии культуры. В 1899 Б., во многом под впечатлением статьи Вл. Соловьева «Идея сверхчеловека», погружается в мир идей и образов Ницше, а весной 1900 беседует о Ницше с самим Вл. Соловьевым, воспринимая эту последнюю встречу и незавершенный разговор с Учителем как мистич. знак духовной преемственности, и глубоко проникается его философией. Эти два противоречивых влияния — Ницше и Соловьева — оказались решающими в формировании культурологич. концепции Б., хотя не были последними: с 1904 Б. переживает глубокое увлечение Неокантианством (Риккерт, Коген, Виндельбанд и др.), затем наслаивается интерес к социологии (Зомбарт) и социалистич. идеям (Маркс, Меринг, Каутский), наконец, с 1912 Б. проникается идеями антропософии и находится под обаянием личности и деятельности Р. Штейнера, нем. философа-эзотерика.
На рубеже 1900 и 1901 Б. принимает второе, творческое «крещение» — берет себе лит. псевдоним, к-рый символизирует цвет, воплощающий «полноту бытия», синтез всех цветов, и апостольское служение высшей религ. истине (Андрей Первозванный). К 1902 относится культурфилос. дебют Б.: в журн. «Новый путь» за подписью Студента-естественника он публикует отклик на выход в свет исследования Мережковского (см. Мережковский) «Л.Толстой и Достоевский», поддерживая вывод автора о религ. смысле искусства, творчества вообще. Эти идеи Б. развил в статьях «О теургии» (Новый путь. 1903. № 9), «Формы искусства» (Мир искусства. 1902. № 12), «Символизм как миропонимание» (Там же. 1904. № 2). Наряду с теор. статьями и культурологич. эссе Б. в это же время заявляет о себе как поэт. В 1901-07 он создает 4 эспериментальные «Симфонии» («Северная», «Драматическая», «Возврат», «Кубок метелей»), в к-рых стремится реализовать синтез поэзии, музыки, философии, мистики в музыкальной (точнее — музыкоподобной) форме. Иного рода синтез Б. реализует в сб. стихов: «Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1908), «Урна» (1909). Третий вариант культурного синтеза — первый роман Б. «Серебряный голубь» (1909). Тем временем культур-философ. и критико-эссеистские работы Б. складываются в теор. трилогию — «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1911), «Арабески» (1911). В своих худож. и теор. произведениях Б. решает во многом сходные культурфилос. проблемы, варьируя лишь форму символизации идей и степень авторской свободы воображения.
В первое десятилетие 20 в. Б. активно включился в движение рус. символистов не только как теоретик и практик, но и как организатор: вместе с гимназич. товарищем С.М. Соловьевым (племянником философа) он создает кружок моск. «младосимволистов» («аргонавтов»), среди ближайших единомышленников Б. — Эллис (Л.Кобылинский), Г. Рачинский, Э. Метнер. Б. знакомится с Блоком и Бальмонтом, Брюсовым, Мережковским и Гиппиус, Вяч. Ивановым. Эти отношения бурно развиваются, приводя то к дружбе и сотрудничеству, то к теор. спорам и личным расхождениям. Мечта о соборном единении всех символистов в рамках сооб-ва единомышленников оказывается утопией: творч. индивидуальность каждого оказывается важнее «общественности»; дружба символистов оборачивалась враждой, творч. сотрудничество — соперничеством, понимание культуры и разл. ее аспектов и сторон распадается на множество взаимоисключающих интерпретаций. Рус. символизм на рубеже 1910-х гг. переживает глубокий кризис; Б. примиряется с духовным одиночеством, непонятостью и покидает Россию. В 1910-11 он совершает путешествие в Италию, Тунис, Египет и Палестину; в 1912-16 живет в Зап. Европе, в том числе с 1914 в Дорнахе и Арлесгейме (Швейцария), где как член Антропософ. об-ва, созданного Штейнером, участвует в строительстве храма-театра «Гётеанум». В этот период Б. создает свое главное прозаич. худож. произведение — филос. роман «Петербург» (1912-13). По возвращении в Россию из своей первой эмиграции Б. продолжает заниматься антропософией и пропагандировать штейнерианство: «О смысле познания» (1916); «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915, опубл. 1917). Одновременно он создает обобщающие культурологич. труды, продиктованные текущими истор. событиями — войной и революцией: «Революция и культура» (1917); цикл эссе «На перевале» («Кризис жизни», «Кризис мысли», «Кризис культуры», 1917-18; «Кризис сознания», 1920); доклады «Пути культуры», «Философия культуры» (1920). Из художественно-филос. произведений Б. выделяются поэма о революции «Христос воскресе» (1918), автобиогр. роман «Котик Летаев» (1917-18, опубл. 1922), «Воспоминания о Блоке» (1922-23).
После Октябрьской революции, воспринимавшейся Б. в мистич. ключе, — как катастрофа, ведущая к трагич. катарсису, обновляющая и духовно преображающая Россию (отсюда — образы Распятия и Воскресения из мертвых), — Б. делает попытку вписаться в новую советскую действительность и культурную жизнь: он вступает (вместе с Ивановым-Разумником (см. Иванов-Разумник) и Блоком) в лит. группу «Скифы», преподает в Студии Пролеткульта и в ТЕО, сотрудничает с Наркомпросом, организует и в течение 1920-21 возглавляет Вольфилу (Вольно-филос. ассоциацию). Вскоре после смерти Блока, в ноябре 1921 Б., чувствуя свою невостребованность жизнью и культурой, переживая кризис в личной жизни, эмигрирует в Берлин (не отказываясь от советского гражданства). Во время своей двухгодичной эмиграции Б. публикует многое из написанного, но не выдерживая эмигрантской атмосферы, в состоянии углубившегося душевного кризиса в октябре 1923 вернулся в Советскую Россию — по его выражению, «как в могилу». Рос. Антропософ. об-во и Вольфила, созданные во многом усилиями Б., были закрыты; хлесткая характеристика Б. как лит. «покойника», к-рый «ни в каком духе не воскреснет», самый псевдоним к-рого свидетельствует его «противоположности революции» («борьбы красного с белым»), данная Л. Троцким как раз в 1923, отшатнула от Б. немногочисл. его друзей и поклонников, оставшихся в России. Атмосфера духовной изоляции, окружавшая Б., искупалась культурным плюрализмом, еще не подавленным до конца в годы нэпа и просуществовавшим до нач. 1930-х гг.: Б. удается написать роман «Москва» (1926-32) — по замыслу антитеза «Петербургу»; роман «Крещеный китаец» (1927) — вторая часть «Котика Летаева»; мемуарную трилогию («На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций», 1929-33). Смерть Б., не дожившего до создания Союза писателей, идею к-рого он приветствовал, усматривая в ней новый вариант своего идеала писательской «коммуны», способствующей расцвету каждой творч. индивидуальности в окружении подобных, совпала с началом полит. кампании, направленной против его инакомыслия.
Культурологич. концепция Б. сложна и противоречива; дополнит. сложность ей придает ее непрерывное видоизменение, теор. ее «достраивание» и переосмысление — под влиянием все новых интересов и увлечений автора, веяний эпохи. Самим автором она осмысляется в динамич. категориях пути: «чистого движения», «лестницы восхождений», творч. процесса, нередко в муз. терминах (контрапункт, лейтмотивы, гармония, мелодия, инструментовка и т.д.). В основание философии культуры Б. положены идеи двух во многом взаимоисключающих мыслителей — Ницше и Соловьева, разрешение антиномичности к-рых Б. считал своей гл. задачей. Именно эти две «встроенные» друг в друга филос. системы помогают Б. связать воедино разл. филос., художественно-эстетич., естественнонаучные, религиозно-мистич. и житейские представления в целостную всеобъемлющую символич. картину мира, где искусство и жизнь, наука и мистика составляют сложное социокультурное «всеединство». Концептуальный стержень культурологии Б. определяется соловьевской идеей теургии — всеобъемлющего творчества, приближающегося по степени своей универсальности к божественному.
Предельной категорией в философии культуры Б. (неопределяемой или складывающейся из бесконечного множества определений) является Символ — «предел всяческих познаний и творчеств», «непознаваемый» и «несотворимый». Б. выделяет три сферы самореализации символизма: мистич. сфера Символа как трансцендентной сущности; сфера символизма (теор., филос. и научных построений разл. символистских моделей и концепций) и сфера символизации (приемов символич. творчества во всех сферах, включая художественно-эстетич. и непосредственно житейскую, бытовую). Мир, по Б., состоит из символов разл. мощности и емкости, соединяющихся друг с другом и составляющих необъятную систему взаимосвязанных и переходящих один в другой идеальных объектов различных порядков. Любой символ может быть выражен через идею (понятийно-логически) и через образ (ассоциативно); он един и многозначен, объективен и субъективен, в себе и в мире, целостен и распадается на противоположности, к-рые являются лишь «символами символа». Мир предстает у Б. в своей «панкультурной» сущности, т.е. как инобытие культуры во множестве ее символич. ликов и имен.
Так, тройственное начало Божества проявляется в том, что Отец, символизируя единство, раздваивается на форму обнаружения единства (Сын) и содержание религ. Формы (дух): в свою очередь, религ. символ Сына отображается в образе то Аполлона (форма образа), то Диониса (содержание образа). Лик Бога Живого двоится на мужское начало (Логос) и женское (София-Премудрость), каждое из к-рых также разделяется надвое, образуя все новые диады, составляющие вместе с исходными элементами триады. Единство мировой и душевной стихии «распадается на двоицу» — на «дух музыки» и на «безобразный хаос» бытия. Именно «дух музыки» преодолевает хаос, упорядочивая и организуя его в душе субъекта и в самой действительности; подобное преображение бытия осуществимо лишь в процессе символич. творчества, к-рое, приобщая реальность к «музыке сфер», выступает как магич. заклятие хаоса, пресуществляющее безобразность в гармонию. Таким же духовно-мистич. образом понимает Б. и революцию — одно из воплощений теургии.
Культурология Б. оказала мощное влияние на философию культуры Бахтина, Лосева, на культурологич. теории рус. футуристов (идея «жизнестроения»), на рус. «формальную школу» (см. Русская формальная школа), на герменевтику Шпета и др. явления культурологич. мысли 20 в.
Соч.: Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934; Блок Александр Александрович и Белый Андрей: Диалог поэтов о России и революции. М., 1990; О смысле познания. Минск, 1991; Символизм как миропонимание. М., 1994; Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1-2. М., 1994; Собр. соч.: Воспоминания о Блоке. М., 1995; Стихотворения и поэмы. М., 1994; Евангелие как драма. М.,1996.
Лит.: Долгополов Л. На рубеже веков: О рус. лит-ре конца XIX — нач. XX в. Л., 1985; Он же. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988; Максимов Д.Е. Рус. поэты начала века. Л.,1986; Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988; Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990; Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и лит. деятельность. М., 1995; Пискунова С., Пискунов В. Культурологич. утопия Андрея Белого // ВЛ. 1995. Вып. III; Николеску Т.Н. Андрей Белый и театр. М., 1995; Воспоминания об Андрее Белом. М.,1995.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Значение слова «белый»
БЕ́лый
Единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное.
1. 1. разговорное, Белый гриб. 2. разговорное, Тот, кто принадлежит к европеоидной расе; светлокожий. 3. разговорное, Тот, кто выступал против советской власти (в Российском государстве во время гражданской войны и военной интервенции 1918-1920 годы). 4. а) Имеющий цвет снега, молока, мела (противоп.: черный). б) Испеченный, приготовленный из пшеничной муки (о хлебе, мучных изделиях).
2. а) Светлый, светлее обычного. б) переносное значение. разговорное, Очень бледный (от страха, испуга, болезни и тому подобное). в) переносное значение. разговорное, Светло-русый, белокурый. г) переносное значение. разговорное, Седой.
3. Ясный, светлый (о времени суток).
4. а) Не заполненный текстом, рисунками; не исписанный, чистый (о листе бумаги). б) переносное значение. Незапятнанный, безупречный.
5. Употребляется как постоянный эпитет в народно-поэтической речи.
Словарь Ефремовой Т.Ф
1. Цвета снега или мела. Белая бумага. Б. парус. 2. полн. ф. Светлый, в противоположность чему-н. более темному, именуемому черным. Б. хлеб (пшеничный). Б. гриб (ценный трубчатый съедобный гриб с белой мякотью, с бурой шляпкой и толстой белой ножкой). Белое вино. Белые ночи (ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту). 3. полн. ф. В первые годы гражданской войны: относящийся к вооруженной борьбе за восстановление законной власти в России. Б. офицер. 4. белый, -ого, м То же, что белогвардеец. 5. полн. ф. Со светлой кожей (как признак расы). Цветные и белые (сущ.). * Белая горячка — тяжелая психическая болезнь на почве алкоголизма. Белое мясо — телятина, мясо кур, индеек, а также нек-рые сорта дичи (во 2 знач.). Белый танец — танец, на который дамы приглашают кавалеров. Белые стихи (спец.) — стихи без рифм. Белый билет (разг.) — свидетельство о неспособности нести военную службу. Средь бела дня — 1) днем, когда совсем светло (разг.). Напали средь бела дня; 2) от-крыто, у всех на виду, не стесняясь (разг. неодобр.). Мошенничает средь бела дня. Белым-бело (разг.) — очень бело (см. белый в 1 знач.).
Словарь Ожегова С.И
1. Белая, белое; бел, бела, бело. 1. Цвета снега или мела; противоп. черный. Белая береза 2. Светлый. Белое вино. Белый хлеб. 3. Контрреволюционный, белогвардейский (употр. со времен Великой французской революции, когда обозначало сторонника Бурбонов); противоп. красный. Белый офицер. Белая гвардия (см. гвардия).
2. в знач. сущ., преимущ. мн. белые, белых. Белогвардейцы. В плену у белых. 4. Белокожий (о расе, в отличие от краснокожих и т. д.). Белая раса.
3. І Белая горячка — болезнь алкоголиков, сопровождающаяся бредом без жара. Белый гриб — сорт съедобных грибов. Белый день (разг. устар.) — светлое время дня. Средь бела дня (разговорный) — днем, когда совсем светло. Белый дом — дворец президента Североамериканских штатов в Вашингтоне. Белое духовенство — не монашествующие, мирские служители культа. Белая кость (ирон.) — барская, дворянская порода. Белое мясо — диетическая пища: телячье и куриное мясо, рекомендуемое врачами при известных болезнях. Белые ночи — северные ночи с немеркнущей зарей. Белые стихи (лит.) — без рифм. Белый уголь — см. уголь. Белый билет — см. билет. Белый свет (нар.-поэт.) — то же, что свет, мир. Не мил мне и белый свет.
Словарь Ушакова Д.Н
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№49 - Прямое и переносное значение слов.)Скачать
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Видео:Прямое и переносное значение слов - что это такое, в чем между ними разницаСкачать
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо .
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Видео:Что такое прямое и переносное значение слов?Скачать
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море — море пшеницы — море народу ;
- лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность .
Примеры слов в переносном значении
- шепчет бабушка — шепчет листва ;
- ударил палкой — ударил мороз ;
- плачет малыш — плачет дождь ;
- лелеять ребенка — лелеять мечту ;
- медный колокольчик — синий колокольчик ;
- серёжки в ухе — березовые серёжки ;
- зимний вечер — вечер жизни ;
- железные детали — железные нервы ;
- жемчужные бусы — жемчужные зубы ;
- деревянный стол — деревянная походка .
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№23 - Что такое прямое и переносное значение слов?)Скачать
Видеоурок
💥 Видео
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВСкачать
Прямое и переносное значение словаСкачать
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов. Русский язык 2 классСкачать
Видеоурок. Русский язык. «Прямое и переносное значение слова»Скачать
Слово. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.Скачать
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.10-класс.Скачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные словаСкачать
Русский язык. 5 класс. Семья. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов /23.11.2020/Скачать
ЧТО ЕСЛИ ФРАЗЫ ВОСПРИНИМАТЬ БУКВАЛЬНО? Привычные Выражения В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВАСкачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать