Баланчин ударение в фамилии

Видео:Merrill Ashley in Balanchine's Ballo della ReginaСкачать

Merrill Ashley in Balanchine's Ballo della Regina

Словари

БАЛАНЧИН (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-83) — американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).

Баланчи́н Джордж (Balanchine), настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904-1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе, брат А. М. Баланчивадзе. В 1921-1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Баланчин создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание которого вырастает из музыкального произведения. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на её основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Среди постановок: «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (обе 1929), «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (1934), «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (1947).

БАЛАНЧИН Джордж — БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович). В 1921-1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).

БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9 (22) января 1904, Санкт-Петербург — 30 апреля 1983, Нью-Йорк], американский хореограф, создатель нового направления в классическом балете 20 в., во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба, первые постановки

Из семьи музыкантов, сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович), брат А. М. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Андрей Мелитонович). В 1914-1921 обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании принят в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Я. Сибелиуса, «Ориенталия» Ц. А. Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы А. А. Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Э. Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу.

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет С. П. Дягилева» (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА). Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» А. Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929) ощущалось влияние В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич), балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, К. Я. Голейзовского (см. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославович). Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры И. Ф. Стравинского.

После смерти Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок — «Семь смертных грехов» (текст Б. Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка Ф. Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна переехал в Америку.

В 1934 Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе — труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 — один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара — «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений. К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок осуществлено Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка П. Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Ч. Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка А. Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Дж. Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1962 и 1969).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 в., не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972.

БАЛАНЧИН Джордж (Balanchine, George)

Баланчин ударение в фамилии

ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН (справа) И НУРИЕВ (слева)

(1904-1983), русско-американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. В своих новаторских постановках Баланчин использовал, в частности, современную музыку разных стилей. Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын известного грузинского композитора (и брат не менее известного композитора Андрея Баланчивадзе), родился в Петербурге 22 января 1904. В 1914 он поступил в Петроградское театральное училище, в 1921 окончил его и был принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», он ставил там свои номера, которые исполнял вместе с Т.Л.Жевержеевой (позже известной как Тамара Жева), А.Д.Даниловой, Л.А.Ивановой, Н.П.Ефимовым и др. В 1924 при содействии певца В.П.Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Затем их пригласил С.П.Дягилев, и Баланчин стал следующим, после Б.Ф.Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Он осуществил десять постановок, в том числе балет Аполлон Мусагет (музыка И.Ф.Стравинского, 1928). С этого времени началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского. Именно Дягилев придумал для Баланчивадзе европеизированный вариант его имени — Баланчин. После смерти Дягилева (1929) труппа «Русский балет» распалась. В 1933 Линкольн Керстайн пригласил Баланчина для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет». С 1935 по 1938 «Американский балет» работал в нью-йоркской «Метрополитен-опера». В 1936 Баланчин поставил балет Убийство на Десятой авеню (Slaughter on Tenth Avenue) в составе мюзикла Роджерса и Харта На пуантах (On Your Toes), что послужило началом тенденции к серьезному танцу на Бродвее. В 1940 Баланчин стал гражданином США. В 1941 для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» он создал два самых знаменитых своих спектакля — Балле Импириал (Ballet Imperial, на музыку Чайковского) и Кончерто барокко (Concerto Barocco, на музыку И.С.Баха). В 1944 и 1946 Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло». Две работы Баланчина сделаны для «Балле тиэтр» — Школа вальса (Waltz Academy, на музыку В.Риети, 1944) и Тема с вариациями (на музыку Чайковского, 1947). В 1946 Баланчин и Керстайн основали труппу «Балле сосаети», которая в 1948 стала называться «Нью-Йорк сити балле». В репертуаре труппы преобладали его постановки, среди которых: Орфей (музыка И.Ф.Стравинского, 1948), Блудный сын (музыка С.С.Прокофьева, 1959), Вальс (музыка М.Равеля), Шотландская симфония (на музыку Ф. Мендельсона) и Метаморфозы (на музыку П.Хиндемита, 1952), Щелкунчик и Лебединое озеро (музыка П.И.Чайковского, 1954), Square Dance (на музыку А.Вивальди и А.Корелли) и Агон (музыка И.Ф.Стравинского, 1957), Симфония Гуно и Семь смертных грехов (музыка К.Вайля, 1958), Модерн Джаз (на музыку Г.Шуллера) и Электроника (музыка Р.Гассмана и О.Сала, 1961), Дон Кихот (музыка Н.Набокова, 1965); восемь балетов для организованного труппой фестиваля Стравинского в 1972; Венские вальсы (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977). Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983.

Гаевский В.М. Дивертисмент. М., 1981

БАЛАНЧИ́Н Джордж (Жорж Баланчивадзе Георг. Мелитонович) (1904-83) — артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (кл. Л. Леонтьева). В 1921-24 артист Гос. Академич. т-ра оперы и балета; среди ролей: Жан («Жавотта»), Амун («Египетские ночи»), Буффон («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски»). Первые балетмейстерские опыты Б. относятся к школьным годам, позже в Петрограде ставил танцы в операх, драм. спектаклях; один из организаторов группы «Молодой балет». После отъезда за границу Б. в 1924-29 артист и балетмейстер «Рус. балета Дягилева»; пост. 10 балетов, в т. ч. «Аполлон Мусагет» (1928, комп. И. Стравинский) и «Блудный сын» (1929, С. Прокофьев). Ставил балеты в «Рус. балете Монте-Карло» (1932), «Балете 1933» и др. С 1934 в США. Здесь организует Школу амер. балета и на ее основе свой т-р — «Нью-Йорк сити бэлей». Среди б. чем 100 пост. наиб. известны балеты: на муз. П. Чайковского — «Серенада» (1935), «Тема с вариациями» (1947), И. Стравинского — «Игра в карты» (1937), «Орфей» (1948), «Агон» (1957), И. С. Баха — «Кончерто барокко» (1941), Ж. Бизе — «Симфония» (1948). Один из крупнейших хореографов 20 в., чьи пост. идут во всех балетных труппах мира. Наиб. оригин. часть наследия Б. — одноактные бессюжетные балеты в лучших традициях хореогр. симфонизма М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина, Ф. Лопухова. Принципиальным для Б. был отказ от сюжетности в пользу пластичной выразительности развитого классич. танца.

Баланчин ударение в фамилии

Георгий Баланчивадзе. Худ. З. Серебрякова.

БАЛАНЧИН (Balanchine) Джордж (настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904 — 83), американский балетмейстер. Брат композитора А.М. Баланчивадзе. В 1921 — 24 артист Академического театра оперы и балета (Ленинград). В 1924 уехал из России. В 1925 — 1929 балетмейстер труппы С.П. Дягилева («Песнь соловья» И.Ф. Стравинского, 1925; «Блудный сын» С.С. Прокофьева, 1929). В 1935 организовал труппу «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»), где поставил около 150 балетов (в том числе 27 Стравинского). Одним из первых создавал балеты на музыку, не предназначенную для танца, — сонаты, концерты, симфонии и др., сюжет в них отсутствовал: «Серенада» (1934), «Третья сюита Чайковского» (1970), «Моцартиана» (1981) (все — на музыку П.И. Чайковского). Создавал новые редакции классических балетов и сцен из них. Большинство балетов Баланчина — одноактные. Новаторские поиски Баланчина сформировали новое направление в современной хореографии.

Баланчин ударение в фамилии

Сцена из балета «Аполлон Мусагет» в постановке Джорджа Баланчина.

Видео:Vaganova vs. Balanchine Technique (Feat. Jovani!) | CHUNNER STUDIOСкачать

Vaganova vs. Balanchine Technique (Feat. Jovani!) | CHUNNER STUDIO

Баланчин ударение в фамилии

Рецензенты: чл.-корр. АН СССР О. Н. Трубачев, доктор филологических наук А. В. Суперанская, доктор филологических наук В. К. Журавлев

Перевод с английского Л. В. Куркиной, В. П. Нерознака, Е. Р. Сквайрс

Редактор Н. Н. Попов

Редакция литературы по гуманитарным наукам

© Перевод на русский язык, послесловие и комментарии — издательство «Прогресс», 1989

В настоящей книге ставится задача исследовать современную систему русских фамилий в морфологическом и семантическом аспектах. Поскольку эта система является итогом длительного развития, необходим анализ исторических данных всякий раз, когда они способствуют лучшему ее пониманию. Настоящая книга, однако, вовсе не претендует на то, чтобы стать историей русских фамилий.

Материал для книги подбирался из разнообразных списков фамилий, таких, как адресные книги, указатели, библиографии. Особенно полезны оказались петербургская адресная книга [«Весь Петербург», 1910 г.] (см. с. 312), а также удобные указатели к «Летописи журнальных статей». Разумеется, из всех фамилий, зафиксированных в названных источниках, можно было учесть только часть, поэтому перечень фамилий, вошедших в данную книгу, является очень выборочным: были отобраны только те, которые иллюстрируют специфические типы или черты современных русских фамилий; будучи репрезентативными, они не исчерпывают всего многообразия. В книге приведено свыше 10 тысяч фамилий.

Литература о русских фамилиях достаточно обширна, но она не содержит обобщающих работ, подобных тем, что написаны о чешских, польских или украинских фамилиях, не говоря уже о богатой западноевропейской ономастической литературе. Поэтому настоящая книга — это как бы первый опыт со всеми присущими первому опыту изъянами. К ним можно отнести неадекватность в приведении фактов, неравномерность при рассмотрении различных аспектов и, наконец, множество вопросов, оставшихся открытыми. Но начало должно быть положено.

Организация материала внутри книги вызывала определенные трудности. Хочется надеяться, что оглавление поможет читателю уяснить принцип авторского подхода к предмету, но особое внимание следует обратить на Дополнение I, посвященное русским двойным фамилиям (которые противятся всем попыткам втянуть их в структуру работы). В Дополнении II предлагается частотный список, охватывающий сто самых распространенных русских фамилий (взятых из вышеупомянутой петербургской адресной книги).

В первом указателе представлены все приведенные в настоящей книге фамилии; во втором даются окончания русских фамилий по алфавиту.

Библиография в конце книги содержит как относительно недавнюю советскую литературу по этому предмету, так и работы, опубликованные за пределами СССР; последние часто не учитываются в советских библиографиях, превосходных в других отношениях.

В создании настоящей книги сыграли большую роль советы и замечания моих коллег и друзей. Автор особенно благодарен своему оксфордскому коллеге Джону Симмонсу за бескорыстную помощь. Он прочитал всю рукопись, указал на многие непоследовательности и пропуски, внес улучшения в структуру книги и, кроме того, придал силу и точность моему нетвердому английскому языку. Терпеливо занимаясь неблагодарным и требующим много времени делом, любезно помогая мне, он поддерживал нередко угасавший во мне энтузиазм.

Хочу также выразить искреннюю признательность и другим коллегам, чья великодушная помощь помогла избежать ошибок в разделах, где рассматривается ономастика незнакомых мне языков — особенно проф. Моше Альтбауэру, проф. Арашу Борманшинову, покойному проф. Давиду Джапаридзе, докт. Кире Эриксон, докт. Константину Храмову, проф. Валентину Кипарскому, проф. Карлу Менгесу, г‑же Хасмик Мамиконян, покойному проф. Григорию Нандришу, проф. Энтони Салису, проф. Георгию Шевелеву и докт. Виктору Ващенко. Моя жена оказала ценную помощь в трудном деле — расстановке ударения в русских фамилиях.

Оксфорд — Нью-Йорк, 1969

Русские фамилии обычно образуются от личных имен, то есть имен, данных тому или иному лицу, — к ним относятся как крестильные имена (то есть имена, полученные при крещении), так и прозвища, даваемые человеку по его профессии, месту проживания или каким-либо другим признакам. В этом отношении русская традиция не отличается от традиций других европейских народов.

Но между русским и западноевропейскими языками — например, английским, французским или немецким — есть существенная разница в том, каким образом имя становится фамилией. В этих языках любое индивидуальное имя может быть использовано и часто используется как фамилия без какого бы то ни было специального морфологического оформления. Примерами могут служить такие фамилии, как англ. Henry, Cooper, Norbury, Crow, King; франц. Hugo, Meunier, Lafayette, Corneille, Petit, Racine; нем. Ernst, Schröder, Adenauer, Braun, Fuchs, Schiller.

Однако и в западноевропейских языках встречаются фамилии, которые содержат специальный морфологический элемент, отличающий их от других имен. Чаще всего он указывает на отношение сына к отцу — такая фамилия, в сущности, является патронимом.

В германских языках форма родительного падежа на ‑s часто использовалась как патроним и позднее как фамилия. Примеры: англ. Atkins, Jones, Reynolds, Woods; нем. Albrechts, Eggers, Diederichs; голл. Cooremans, Janssens, Peeters.

Похожий способ, получивший распространение в эпоху Возрождения и особенно популярный у немцев, заключался в использовании формы латинского родительного падежа, например: Arnoldi, Petri, Andreae.

Иногда для образования патронима к личному имени (почти исключительно христианскому) добавляется слово со значением ‘сын’, например, англ. Addison, Parkinson, Robson.

Этот прием особенно характерен для скандинавских фамилий, таких, как шведск. Gunnarsson, Nilsson, Persson; датск. Andersen, Petersen, Rasmussen.

Кельтские патронимы, образованные при помощи Mac или O’ принадлежат к тому же типу: Macdonald, Macintosh, Macmillan; O’Casey, O’Connor, O’Hara.

Специальный тип патронима сформировался в английском путем добавления к имени слова Fitz (= франц. fils). Такие патронимы были характерны для британской аристократии и часто подразумевали внебрачное рождение: Fitzgerald, Fitzhughes, Fitzroy.

В русском языке использование немодифицированного личного имени в качестве фамилии — явление исключительное, особенно в отношении имен существительных (в английском это фамилии типа Jack, Miller). Такие фамилии в большинстве случаев украинского и белорусского происхождения, и великорус воспринимает их как чуждые исконно русскому типу. Фамилии в форме прилагательных (типа англ. White) встречаются у русских чаще, но широкого распространения не получили. Подавляющее большинство русских фамилий имеет патронимический характер, который выражается специальными суффиксами — почти исключительно это суффиксы ‑ов/‑ев и ‑ин, причем первый используется гораздо чаще, чем второй. Незначительную группу патронимических фамилий составляют имена, образованные от сохранившейся формы родительного падежа прилагательных в единственном (Дурново́) или во множественном (Черны́х, Широ́ких) числе.

Преобладание патронимической модели объединяет русских с другими православными славянами — болгарами, сербами и, в меньшей степени, украинцами и белорусами. Фамилии неправославных славян — поляков, чехов, словаков и словенцев — образуются по другой модели, более близкой западноевропейскому типу.

Видео:9 языков современного танца. Джордж БаланчинСкачать

9 языков современного танца. Джордж Баланчин

Как правильно ставить ударение в русских фамилиях

Когда человек рождается с фамилией, которую много десятилетий использовали его предки, ему точно известно – куда ставить ударение. Оно может казаться другим людям неправильным и нелогичным, но хозяин непременно поправит «нарушителя». Тем не менее, существуют общепринятые нормы, которые повсеместно используются в русском языке.

Видео:George Balanchine's The Nutcracker® - Marzipan excerpt (Pacific Northwest Ballet)Скачать

George Balanchine's The Nutcracker® - Marzipan excerpt (Pacific Northwest Ballet)

Если фамилия заканчивается на –ов/-ев

Как правило, окончание –ов/-ев в фамилиях русского происхождения является ударным. Если голосом выделяется иная часть, скорее всего, корни уходят в болгарский, татарский или другие языки.

По большому счету, никакого четкого правила на этот счет нет: на свете существуют ИванОвы и ИвАновы

Ударение, существующее в фамилиях на –ов/-ев, фиксированное: как бы фамилия не склонялась, перехода на падежное окончание не будет.

Усиление может сохраняться на слоге расположения в базовом существительном, ставшем основой для образования фамилии: к примеру, Ясень – Ясенев. Но и тут возможны исключения из правила – в некоторых случаях усиление в базовой фамилии перемещалось уже после ее создания или связывалось с диалектом.

Баланчин ударение в фамилииКак корректно проставить ударения в русских фамилиях

Видео:George Balanchine - Jewels (Ballett in three parts): Rubies (2/3) | Mariinsky BalletСкачать

George Balanchine - Jewels (Ballett in three parts): Rubies (2/3) | Mariinsky Ballet

Если фамилия заканчивается на –ин

Все русские фамилии, имеющие такое окончание, происходят от существительных, оканчивающихся на –а/-я или мягкую согласную: БородИн – бородА, ЛОсин – лОсь.

Такое ударение постоянно и может смещаться только тогда, когда проставляется на суффиксе –ин в именительном падеже единственного числа мужского рода. В этом случае окончание передвигается: ФомА – ФомИн – ФоминА.

В остальных подобных фамилиях усиление происходит также, как и в базовом существительном: БЕлкин – бЕлка.

Видео:Lauren Cuthbertson, female variation from Balanchine's Tchaikovsky Pas de Deux – Barcelona 2016Скачать

Lauren Cuthbertson, female variation from Balanchine's Tchaikovsky Pas de Deux – Barcelona 2016

В форме прилагательных

Есть четыре варианта окончаний таких фамилий:

Тут будет действовать такое правило: вариант с –ской/цкой всегда находится под ударением, а суффиксы –ский/цкий безударные.

Баланчин ударение в фамилииРусские девушки на Масленицу

Усиление в исконно русских фамилиях происходит на постоянной основе и может падать на любой слог. Однако состав таких фамилий расширяетс за счет включения двух групп:

  1. Фамилии, имеющие польское, белорусское или украинское происхождение: к примеру, Закрецкий, Комнацкий, Ягожинский.
  2. Искусственно сформированные фамилии, придуманные русским духовенством – такие как: Покровский, Крестовский, Десницкий.

Подобные разновидности примечательны тем, что имеют ударение на предпоследний слог.

Это правило имеет одно исключение – ТрОицкий

Если окончание –ый стоит после твердого согласного, оно всегда будет безударным. А вот –ой всегда находится под усилением: например, ЯровОй.

Когда в качестве окончания используется –ий после мягкого согласного, оно не будет иметь ударения. Однако после таких согласных как х, ж, г, к и ш оно также безударно. А вот окончание -ой будет ударным в любом случае. Запутаться тут практически невозможно, так как обычно сохраняется усиление, используемое в основополагающем прилагательном.

Видео:BalanchineСкачать

Balanchine

Застывшая форма родительного падежа

Подобные разновидности могут быть во множественном или в единственном числе. Те, что во множественном числе, как правило, имеют сибирские корни – к примеру, БобрОвских, Седых и другие. Ударение в них будет аналогичным базовому прилагательному.

Баланчин ударение в фамилииПравил постановки ударений в русском языке очень много

Когда подобные фамилии состоят из двух слогов, ударение смещается к последнему – например, КривЫх.

В единственном числе есть два варианта: -ово и –аго. В первом случае ударение применяется на конечный слог, во втором на «а».

Видео:Baroque Concerto. George BalanchineСкачать

Baroque Concerto. George Balanchine

Другие случаи

Фамилии без суффиксов имеют форму простых нарицательных существительных – к примеру, Сорока, Жук и т.д. Ударение в них аналогично основополагающему существительному.

В некоторых случаях никакие правила действовать не будут. Это может быть связано с тем, что русское словообразование имеет систему акцентологических суффиксов: при наличии похожей структуры копируется и место усиления – например, БолтУнов (от слова болтУн) и ДрагунОв (от слова драгУн).

Место усиления может смещаться и по психологическим причинам. Как правило, этот прием используется для возможности избавиться от не очень приятной ассоциации – например, СтАриков (от «старИк»).

Удивляет расположение ударения в одной из самых распространенных русских фамилиях – ИванОв: она произошла от имени ИвАн и по всем существующим правилам должна произноситься как ИвАнов

Русский язык отличается большой степенью сложности – в нем нет четких единых правил для всех случаев жизни. В отношении фамилий всегда возможны исключения, которые не входят в общепринятые рамки.

📹 Видео

Balanchine, THE JEWELS / Дж. Баланчин, "Драгоценности"Скачать

Balanchine, THE JEWELS / Дж. Баланчин, "Драгоценности"

SF Ballet in Balanchine's "Serenade"Скачать

SF Ballet in Balanchine's "Serenade"

Marzipan dance in Balanchine´s The Nutcracker - NYC BalletСкачать

Marzipan dance in Balanchine´s The Nutcracker - NYC Ballet

Fouetté turns: Italian vs. Russian method with Merrill AshleyСкачать

Fouetté turns: Italian vs. Russian method with Merrill Ashley

Noelani Pantastico as Dewdrop in Waltz of the Flowers (Pacific Northwest Ballet)Скачать

Noelani Pantastico as Dewdrop in Waltz of the Flowers (Pacific Northwest Ballet)

Товарищ организатор обосрался. Куплинов/ИгроМир 2015Скачать

Товарищ организатор обосрался. Куплинов/ИгроМир 2015

BALLO DELLA REGINA (Music: Verdi, Choreography: Balanchine)Скачать

BALLO DELLA REGINA  (Music: Verdi, Choreography: Balanchine)

VARIATIONS from "RAYMONDA" (Glazunov / Balanchine)Скачать

VARIATIONS from "RAYMONDA"  (Glazunov / Balanchine)

Вступительное слово Николая Цискаридзе к балету Дж Баланчина "Драгоценности"Скачать

Вступительное слово Николая Цискаридзе к балету Дж Баланчина  "Драгоценности"

Maia Makhateli in Balanchine Diamonds Jewels VariationСкачать

Maia Makhateli in Balanchine Diamonds Jewels Variation

The Joffrey Performs George Balanchine’s ‘Allegro Brilliante’Скачать

The Joffrey Performs George Balanchine’s ‘Allegro Brilliante’

Balancine - The Four Temperaments - Dutch National Ballet 1962Скачать

Balancine - The Four Temperaments - Dutch National Ballet 1962
Поделиться или сохранить к себе: