Баки урманче улица ударение

Содержание
  1. Фонетический разбор слова «урманче»
  2. Фонетический разбор «урманче»:
  3. «Урманче»
  4. Характеристики звуков
  5. Смотрите также:
  6. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  7. Морфологический разбор слова «урманче»
  8. Фонетический разбор слова «урманче»
  9. Карточка «урманче»
  10. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  11. Что такое фонетический разбор?
  12. Фонетическая транскрипция
  13. Как сделать фонетический разбор слова?
  14. Пример фонетического разбора слова
  15. Фонетика и звуки в русском языке
  16. Гласные звуки в словах русского языка
  17. Фонетика: характеристика ударных гласных
  18. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  19. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  20. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  21. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  22. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  23. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  24. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  25. Позиционное оглушение/озвончение
  26. Мягкие согласные в русском языке
  27. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  28. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  29. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  30. Урманче Баки
  31. Содержание
  32. Биография
  33. Творчество
  34. Выставки
  35. Коллекции произведений
  36. Память
  37. Сочинения
  38. Литература
  39. Баки Урманче: его Шурале известен гостям единственного в мире музея чертей

Видео:Враждующие партии Кочабамбы подрались на улицеСкачать

Враждующие партии Кочабамбы подрались на улице

Фонетический разбор слова «урманче»

Видео:Баки пресует на улице / На чемпиона напали местные алкашиСкачать

Баки пресует на улице / На чемпиона напали местные алкаши

Фонетический разбор «урманче»:

Видео:Защита от ударов на улице. Часть 1-я.Скачать

Защита от ударов на улице. Часть 1-я.

«Урманче»

Видео:Нападение на улице. Техника защиты.Юрий Кормушин.Скачать

Нападение на улице. Техника защиты.Юрий Кормушин.

Характеристики звуков

Видео:Как угомонить пьяное быдло?Скачать

Как угомонить пьяное быдло?

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «урманче»

Фонетический разбор слова «урманче»

Карточка «урманче»

Видео:БАКЛАНКА В ДЕЙСТВИИ ФИЛЬМ БРАТ РАЗБОР СЦЕНЫ В КАМЕРЕСкачать

БАКЛАНКА В ДЕЙСТВИИ ФИЛЬМ БРАТ РАЗБОР СЦЕНЫ В КАМЕРЕ

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Район Думской в три ночи.Скачать

Район Думской в три ночи.

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Эффективные удары на улице: удар ногой в пах (кин гери)Скачать

Эффективные удары на улице: удар ногой в пах (кин гери)

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:МАХАЧ за парковочное место. Брюс Ли и Джекки Чан в Махачкале. ХОХЛОСРАЧ.Скачать

МАХАЧ за парковочное место. Брюс Ли и Джекки Чан в Махачкале. ХОХЛОСРАЧ.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Бакланка. Пресечение попытки удара с захватом. В. Н. КрючковСкачать

Бакланка. Пресечение попытки удара с захватом. В. Н. Крючков

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Правильное положение стоп при стойке Киба-ДачиСкачать

Правильное положение стоп при стойке Киба-Дачи

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Чемпион России по банному мастерству 2017 Олег Карабатов парит своего учителяСкачать

Чемпион России по банному мастерству 2017 Олег Карабатов парит своего учителя

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Жители Покачей жалуются на захламившего квартиру соседаСкачать

Жители Покачей жалуются на захламившего квартиру соседа

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Встречные удары руками с Русланом Акумовым (удары навстречу в боксе и ММА)Скачать

Встречные удары руками с Русланом Акумовым (удары навстречу в боксе и ММА)

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:Защита от удушения спереди в крав-мага с Чудиновским — что делать, если вас душат стоя или на земле?Скачать

Защита от удушения спереди в крав-мага с Чудиновским — что делать, если вас душат стоя или на земле?

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:МБОУ "Многопрофильный лицей №186 "Перспектива" Приволжского района г.КазаниСкачать

МБОУ "Многопрофильный лицей №186 "Перспектива" Приволжского района г.Казани

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Нападение в Ёдве: главноеСкачать

Нападение в Ёдве: главное

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Поселок Манзя сверху. Река Ангара.Скачать

Поселок Манзя сверху. Река Ангара.

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Видео:8 СЕНТЯБРЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГРАМОТНОСТИСкачать

8 СЕНТЯБРЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Урманче Баки

Урманче Габдельбаки Идрисович. Живописец, скульптор, график, педагог, народный художник ТАССР, РСФСР (1960 г., 1982 г.), заслуженный художник РСФСР (1972 г.)

Баки урманче улица ударение

Содержание

Один из основоположников профессиональной татарской живописи.

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Девушка в желтом. 1928

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Портрет Бикбулатова. 1927

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Биография

10 февраля 1897 г., село Черки-Гришино Тетюшского уезда Казанской губернии – 6 августа 1990 г., Казань.

Родился в семье сельского муллы , начальное образование получил дома. Учился в казанском медресе «Мухаммадия» (1907–1914 гг.), в 1915–1916 гг. учительствовал в школе деревни Татарские Тарханы Шацкого уезда Тамбовской губернии. В 1916–1917 гг. в российской армии, служил в Казахстане, где получил первые уроки рисунка и живописи у австрийских военнопленных. В 1917–1919 гг. инструктор Наркомата просвещения в городах Глазов и Тетюши, занимался оформительской работой (праздничные демонстрации, клубы, школы).

В 1919–1920 гг. учился в Казанских свободных художественных мастерских – живописи у В.К.Тимофеева, скульптуре у Г.А.Козлова, графике у Н.С.Шикалова. Одновременно работал в Политотделе штаба Запасной Армии Республики и в Центральной мусульманской военной коллегии; после ее расформирования (1920 г.) был переведен в Реввоенсовет в Москву.

В 1920–1926 гг. учился в Московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) одновременно на двух отделениях: живописном (у С.В.Герасимова, А.В.Шевченко) и скульптурном (у Б.Д.Королёва). После их окончания в 1926 г. работал преподавателем, заведующим учебной частью Казанского художественно-театрального техникума, в котором организовал учебную керамическую мастерскую.

Б.Урманче воспитал талантливых учеников (М.Абдуллин, М.Каримов, Г.Юсупов, Ш.Мухаметжанов, М.Рахманкулов, М.Амир, М.Сутюшев и др.).

В 1920-е гг. работал руководителем секции искусства в Доме татарской культуры, принимал участие в работе комиссии по усовершенствованию шрифта на арабской графике.

В 1927 г. подписал известное письмо 82-х И.Сталину. За это в 1929 г. был арестован, в 1930 г. приговорен к 5 годам лагерей за «разжигание националистической розни», до 1933 г. отбывал заключение на Соловецких островах. Реабилитирован в 1990 г.

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Сара ханум с Ильдаром. 1937

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Сбор винограда. 1958

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Творчество

Истоки творчества Б.Урманче лежат в татарском джадидизме, освоении им методов европейской живописи.

В 1920-е годы работал в области станковой живописи и книжной иллюстрации. Его картины «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова» (обе – 1927 г.), «У лодочной переправы» (1928 г.), «Татарка», «Катанье на парусных лодках», «Девушка в желтом» (все – 1929 г.) и другие вошли в золотой фонд советской и татарской живописи.

В 1923 г. в Казани увидела свет первая оформленная Б.Урманче книга Г.Тукая «Шурале». В эти же годы создал эскиз первого герба Татарской республики (в керамике ).

В 1933–1941 гг. жил в Москве, работал во «Всекохудожнике»; в 1937 г. был принят в члены Московского союза художников, участвовал в I Всесоюзной выставке молодых художников (его графика была репродуцирована в журнале «Творчество» и газете «Комсомольская правда»).

В 1937–1941 гг. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве оформил (росписи, скульптура) павильоны Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (БАССР) (совместно с К.А.Девлеткильдеевым), Карело-Финской Советской Социалистической Республики, сельскохозяйственной механизации, животноводства.

В 1941–1952 гг. и 1953–1956 гг. Б.Урманче жил в Алма-Ате, в 1952–1953 гг. – в Самарканде, 1956–1958 гг. – в Ташкенте, преподавал в Театрально-художественном институте, где по его инициативе была создана скульптурная мастерская, которую он возглавлял со дня основания института.

В 1958 г. по приглашению правительства ТАССР Б.Урманче вернулся в Казань.

Во время пребывания в Казахстане Б.Урманче создал галерею живописных и скульптурных портретов выдающихся деятелей этой республики, пейзажи, натурные этюды , иллюстрации к произведениям казахских авторов (Абая, М.Ауэзова, С.Муканова), народным сказкам, стихам Г.Тукая в переводе на казахский язык.

В Узбекистане им были созданы живописные сюжетные картины, портреты, пейзажи: «Сбор винограда» (1951 г.), «Бану» (1952 г.), «Портрет старого мираба» (1952 г.), скульптурные произведения (бюст Г.Тукая, памятник Виноградову в Алма-Ате, монументально-декоративное оформление Балхашского медеплавильного завода).

Зрелое и многогранное творчество Б.Урманче в казанский период ознаменовало собой новую ступень в развитии изобразительного искусства и в целом культуры республики.

Ведущий скульптор (автор более 100 произведений). Из уральского мрамора, бронзы, гипса создал галерею портретов (бюсты, полуфигуры) деятелей татарской культуры: Г.Тукая (1959 г., 1964 г., 1980 г., 1981 г.), Н.Исанбета (1959 г.), Ф.Амирханя (1961 г.), М.Джалиля (1962 г.), Кул Гали (1965 г.), Ш.Бабича (1966 г.), Дэрдменда (1967 г.), Ш.Марджани (1968 г.), К.Насыри (1970 г.), С.Сайдашева (1985 г., 1999 г.) и др.

Б.Урманче поднял на высокий художественный уровень искусство создания объемных художественных произведений из дерева. Его «Г.Ибрагимов» (1963 г.), «Сагыш» (1966 г.), «Весенние мелодии» (1968 г.), «Тулпар» (рельеф, 1968 г.), «Сююмбике» (1978 г.), «Нияз (Преданность)» (1980 г.), «Нафиса» (1981 г.) стали классикой татарской скульптуры.

Автор монументальных памятников М.Джалилю в Казани, Г.Тукаю в Нижнекамске и в селе Псеево Менделеевского района, Ш.Маннуру в городе Мамадыш, архитектурно-художественного ансамбля (памятник Г.Тукаю, парковая скульптура из дерева и архитектурное решение в соавторстве с архитектором Ш.Фахрутдиновым) Тукая Габдуллы музейного комплекса в селе Новый Кырлай.

В станковую живопись (всего им создано около 300 полотен) Б.Урманче привнес образное видение, основанное на традициях татарского народного искусства и восточной миниатюры. В конце 1970-х гг. появились полотна, ставшие вершиной его живописного творчества: «Сенной базар» (1975 г.), цикл картин «Воспоминания» (1978–1979 гг.) – «В предгорьях Урала», «Куль-Черкен. Купание коней», «Сабантуй», «Сенокос в Салтыке», получившие убедительную завершенность в триптихе «Татарстан» (1976 г., 1985 г.).

Б.Урманче – мастер психологического портрета, создал обширную галерею образов представителей науки, культуры, военных деятелей, врачей – Ф.Кудашева, С.Кудаш, К.Валеев, Д.Тумашева, С.Рафиков, Ф.Ахметова, Г.Сафиуллин и многие др.

Графическое наследие Б.Урманче (акварель, рисунок пером, кистью, углем, сангиной) включает более 3 тысяч работ. Только поэме Г.Тукая «Шурале» он посвятил свыше 100 графических листов, создал серии иллюстраций к его поэме «Кисекбаш», стихотворениям Дэрдменда (1954–1968 гг.), эпосу «Коркут» (1972 г.), балладе «Сак и Сок» (1973 г.).

Автор серии портретов деятелей татарской культуры (Х.Туфан, Ч.Ахмаров, Г.Баширов, А.Еники, Г.Шамуков и др.), цикла станковых листов в традициях китайской живописи «го-хуа» (1976–1986 гг.) и др.

Мастерство Б.Урманче в области каллиграфии нашло отражение в исполненных на бумаге шамаилях (акварель, тушь, бронза, 1989 г.).

Автор эскизов монументальных росписей («Сенной базар» для Литературно-мемориального музея Г.Тукая в Казани), театральных декораций к спектаклям «Аршин мал алан» У.Гаджибекова (1942 г.), «Первые цветы» К.Тинчурина (1959 г.), татарских сценических костюмов (1939–1975 гг.).

Преподавал арабскую каллиграфию в Казанском университете.

Автор стихотворений, воспоминаний, литературно-критических работ.

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Приезд Ибн-Фадлана в Булгары. 1973

Картон, темпера. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Сенокос в Салтыке. 1979

Холст, темпера. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Выставки

Участник (с 1934 г.) более 100 выставок: московских художников 1930-х гг., республиканских казахских художников в Алма-Ате, Караганде и др. (1942–1958 гг.), художников Узбекистана (1952–1953 гг.), искусства Татарии (1957–1987 гг.), «Советская Россия» (1960 г.), всесоюзных в Москве – «Индустрия социализма» (1939 г.), «Героический фронт и тыл» (1943 г.), к I Всесоюзному съезду советских художников (1957 г.), «Художники театра, кино и телевидения» (1967 г.), международного советского изобразительного искусства (Дели, Калькутта, Бомбей, 1952 г.), выставок «Большая Волга» (с 1980 г.).

Персональные выставки: 1958 г., 1982 г. (Алма-Ата), 1983 г. (города Балхаш, Темиртау), 1985 г. (город Нижнекамск); в 1967–2017 гг. юбилейные (Казань), 2012 г. (Третьяковская галерея, Москва).

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Раздумье. 1966

Дерево. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Сююмбике. 1980

Дерево. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Коллекции произведений

Произведения Б.Урманче хранятся более чем в 20 музеях России, стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в том числе в Музее изобразительных искусств РТ, Национальном культурном центре «Казань», Национальном музее РТ, Государственном музее искусств Казахстана им. А.Кастеева (Алматы), Музее искусств народов Востока (Москва), Музее искусств Узбекистана, в частных галереях.

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Бог прекрасен и любит красоту. 1989

Бумага, тушь, акварель, бронзовая краска. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Память

Радуга Урманче. 2009

Телерадиокомпания «Новый век»

Портреты Б.Урманче написаны Р.Вахитовым, З.Гимаевым, А.Абзгильдиным, Х.Нафиковым, Р.Багаутдиновым.

О нем сняты телефильмы «Сагыш» (1968 г., режиссер В.В.Стрелков); «Баки Урманче» (1987 г., режиссер Р.Хисамов, Казанская студия кинохроники); «Радуга над Урманче» (2009 г., Казань, ТНВ); «Баки Урманче. Жизнь – это музыка. » (Казань, 2012 г., режиссер Н.Морозов, «Таткино»).

В Казани открыты музей Б.Урманче (1999 г.), скульптурный памятник (М.М.Гасимов, 1997 г.), в селе Черки-Гришино – Дом-музей Б.Урманче (2012 г.).

На доме, в котором проживал Б.Урманче на улице Академика Королёва в Казани, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в городах Казань, Буинск, Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск.

Министерством культуры РТ учреждена премия им. Б.Урманче в области изобразительного искусства (1998 г.).

Б. Урманче – лауреат Государственной премии им. Г.Тукая (1967 г.). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями. Почетный гражданин Казани (1987 г.).

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Липы желтеют. 1978

Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Иллюстрация к сказке Г.Тукая «Шурале». Лист №1. 1980

Бумага, тушь китайская. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Сочинения

Балалар сәнгате хакында ата-аналар, тәрбиячеләргә ни белергә кирәк? М., 1924.

Из творческой работы // Искусство. 1936. № 1.

Татарстанның сынлы сәнгате // Совет әдәбияты. 1960. № 10.

Баки урманче улица ударение

Урманче Б.И. Каспий. 1956

Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Литература

Баки Урманче. Юбилейная художественная выставка. Каталог. Казань, 1969.

Баки Урманче. Альбом. Казань, 1982.

Искусство, рожденное Октябрем. К 90-летию Б.И.Урманче: сборник статей. Казань, 1989.

Новицкий А. Баки Урманче. Казань, 1994.

Баки Урманче и татарская культура. Казань, 2005.

Духовный мир Баки Урманче. Казань, 2005.

Баки Урманче. Живопись. Скульптура. Графика: каталог выставки. Казань, 2007.

Баки Урманче и национальная художественная культура. Казань, 2008.

Бакый Урманче. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Казань, 2012.

Баки Урманче, 1897–1990: к 115-летию со дня рождения: библиография. Казань, 2012.

Баки Урманче. Живопись. Графика. Скульптура. Литературное наследие. К 120-летию со дня рождения художника. Казань, 2017.

Баки Урманче: его Шурале известен гостям единственного в мире музея чертей

10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения самого, пожалуй, популярного и узнаваемого татарского художника Баки Идрисовича Урманче (1897 — 1990). Народный художник ТАССР и РСФСР, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Тукая, живописец, скульптор, сценограф, график, каллиграф, ученый, почетный гражданин города Казани, он является одним из несомненных символов республики и ее столицы.

Баки урманче улица ударениеКоллекция музея чертей в Каунасе насчитывает более 3 тыс. представителей нечисти, которые прибыли сюда из 26 стран со всего земного шара, в том числе и из Татарстана / Иллюстрация Баки Урманче к поэме “Шурале”

«ЧЕРТОВ ДЕЛЕГАТ» РЕСПУБЛИКИ В ДАЛЬНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ

В литовском городе Каунасе находится единственный в мире музей чертей. Его основал в 1966 году неординарный местный художник и коллекционер Антанас Жмуйдзинавичюс, который в свое время был страстным собирателем изображений и скульптур всякой нечисти, рассказывает сайт discoveric.ru. Страсть к собиранию чертят появилась у Антанаса в 1906 году, когда знакомые подарили ему чертенка. Художник поначалу думал, что соберет 13 бесенят и на этом его увлечение ограничится. Но все больший и больший круг людей узнавал о его новом хобби, и таким образом коллекция стала постоянно пополняться. В итоге художник собрал 260 различных представителей нечистой силы, которые сегодня составляют основу музейной экспозиции. Коллекция музея насчитывает более 3 тыс. представителей нечисти, которые прибыли сюда из 26 стран со всего земного шара, в том числе и из Татарстана. И им стал, конечно же, наш Шурале, и конечно, в исполнении Баки Урманче. К середине 1980-х, когда Литва была еще вполне советской республикой, каунасские нравы, в том числе и в изобразительном искусстве, были все же несколько посвободнее остальных. Известна литовская поговорка тех времен: «Вильнюс — это столица Литвы, а Каунас — столица литовцев». Так что появление необычного музея вполне объяснимо, равно как и появление в нем татарского «представителя». Помню, даже определенного рода гордость взяла при виде пары до боли знакомых репродукций со знаменитыми сюжетами: с легендарным героем и расщепленным бревном. «Да, мы знаем о Шурале, — улыбаясь, сказала тогда вашему корреспонденту с характерным прибалтийским акцентом сотрудница диковинного музея. — Знаем и о Тукае (его книга тогда, в 1985 году, тоже входила в экспозицию), и Баки Урманче у нас немного знают. Конечно, не так, как Чюрлениса (Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры, — прим. ред.), но публике интересны его рисунки».

КАК УЧЕНИК МЕДРЕСЕ ПРОВАЛИЛ ЭКЗАМЕН ПО ЗАКОНУ БОЖИЮ

Жизнь основоположника татарского национального изобразительного искусства Баки Урманче вместила почти весь ХХ век. Он прожил 93 года, выстоял в борьбе с невзгодами и стал выдающимся живописцем, скульптором и графиком. «В музее изобразительных искусств Республики Татарстан, — сообщает сайт «Русский музей: виртуальный филиал», — хранится богатая коллекция произведений Урманче — живопись, графика, скульптура. Хотя судьба забрасывала художника и в Москву, и в Соловки, и в Среднюю Азию, многие произведения были созданы в Казани. Здесь воплотились многие его творческие замыслы.

Баки Урманче родился в селе Куль-Черкене (территория современного Буинского района Республики Татарстан — прим. ред.) 10 февраля (23-го по новому стилю) 1897 года. «Мальчику были дарованы природой богатырское телосложение и здоровье, — читаем на сайте Республиканской юношеской бибилиотеки. — Со временем он вырос в мужчину двухметрового роста с могучими и умелыми руками Мастера. В 1907 году Баки стал шакирдом медресе «Мухаммадия» в Казани. Там он проучился 7 (по некоторым источникам — 6) лет. Медресе «Мухаммадия» было «новометодным», то есть своего рода университетом, где наряду с традиционными религиозными дисциплинами преподавали также математику, естественные науки, татарский, русский, арабский и персидский языки. Медресе располагалось в те годы на улице Тихвинской (ныне улица Тукаевская), а совсем рядом, на Московской и Евангелистовской (современная улица Татарстан), находились гостиницы «Амур» и «Булгар», где провел последние годы своей жизни великий татарский поэт Габдулла Тукай. Чайная при гостинице «Амур» была своеобразным клубом татарской интеллигенции, и здесь часто бывал Тукай. Как магнитом притягивало сюда шакирдов медресе. По четвергам, когда в бесконечных занятиях наступал перерыв и у них выдавался единственный за неделю свободный вечер, Урманче с товарищами обязательно приходил в чайную, чтобы хоть издали посмотреть на этого необыкновенного человека.

Важнейший шаг в своей творческой биографии Урманче сделал, добиваясь осуществления мечты о специальном художественном образовании. Наставников у него не было, и в 1913 году Баки делает попытку поступить в Казанскую художественную школу. Необходимость сдачи экзамена по Закону Божьему оказалась неодолимым препятствием для шакирда «Мухаммадии».

Казанская художественная школа была основана в 1895 году Императорской Академией художеств (в XX веке школа стала одним из сильнейших учебных заведений России в своей специальности — Казанским художественным училищем имени Николая Фешина; имя одного из своих выдающихся учеников и преподавателей было присвоено училищу в 2006 году — прим. ред.).

СТУДЕНТ СРАЗУ ДВУХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Зимой 1919 года из Казани приходит вызов на курсы переподготовки работников народного образования. Преподавать на них должны были видные ученые и специалисты Казани, а занятия проходить в здании бывшего Коммерческого училища и лабораториях университета. Урманче едет в Казань и на следующий же день по приезде подает заявление о приеме в Художественную школу. После собеседования с молодым учителем из села и просмотра его рисунков и акварелей его зачисляют в начальную мастерскую этого учебного заведения.

Продолжил свое обучение Баки Идрисович в знаменитом ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путем объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, — прим. ред.), где система обучения находилась в процессе становления. Он учился сразу на двух факультетах — скульптуры и живописи. Урманче неоднократно завоевывал первые премии на факультетских конкурсах, сотрудничал с редакциями газет и журналов, написал книгу о преподавании детям изобразительного искусства. По скульптурному факультету Урманче окончил четыре курса и весной 1926 года завершил обучение на живописном факультете. Звание художника присвоили без предоставления дипломной работы, по совокупности успехов за время обучения в вузе.

Завершив учебу во ВХУТЕМАСе, Баки Идрисович работает завучем Казанского художественного техникума. Он счастлив, что осуществились его мечты и призвание. К этому времени он уже автор многих работ, таких как «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова», «Татарка», «У переправы», «На Волге». Много сил отдает воспитанию кадров национальных художников, организует керамическую мастерскую, ведет работу по пропаганде достижений казанских художников, создает секцию изоискусства при Доме татарской культуры. Рабочий день Урманче начинался рано. Жил он тогда на улице Островского и любил в ранние утренние часы ходить в техникум пешком, наблюдая уличные сценки, впитывая очарование живописных казанских переулков, обдумывая дела на предстоящий день.

Баки урманче улица ударениеБаки Урманче в мастерской Фото: art16.ru

«БЕЗ СУДА, БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ»

«Но в 1929 году наступают мрачные времена в жизни художника, — продолжает жизнеописание художника сайт «Русский музей: «виртуальный филиал». — 13 августа Урманче арестовывают прямо в его мастерской в художественном техникуме. Потом сотрудники «органов» на бричке повезли арестованного на его квартиру для проведения обыска. Обыск, естественно, не дал результатов — ничего запрещенного у Баки Идрисовича не было и быть не могло. Тем не менее у него изъяли письма, документы, бумаги, а самого художника увезли на «Черное озеро». Этим арестом начался период его странствий, длившийся 28 лет. Арест и последовавшие жестокие допросы завершились заключением в Соловецкие лагеря. Произошло это без суда, без предъявления официального обвинения».

Много позже, уже в годы, когда это стало возможным, Баки Урманче приложил большие усилия к тому, чтобы отыскать следы своего брата, так же как и он репрессированного в 1929 году. И получил из партийного аппарата республики следующий ответ, который приводит сайт sobaka.ru (орфография документа сохранена — прим. ред.):

«Товарищу Урманче Б.И.

Уважаемый Баки Идрисович!

Ваша просьба, касающаяся дела брата — Урманче А.И. рассмотрена.

Урманче (Урманчеев) Ади Идрисович, 1900 года рождения, татарин, служащий, работал на различных комсомольских и других должностях в армии, организациях города Казани, завучем техникума, преподавателем совпартшколы.

В мае 1929 года в городе Казани Урманче А.И. был арестован как активный участник «султангалиевской контрреволюционной организации», ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-4 (оказание помощи международной буржуазии в осуществлении враждебной против союза ССР деятельности), 58-11 (участие в контрреволюционной организации). Постановлением коллегии ОГПУ от 28 июля 1930 года он был заключен за это в концлагерь сроком на 10 лет.

Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Однако здесь без каких либо обоснований вновь был привлечен к уголовной ответственности — особая тройка по Ленинградской области 9 октября 1937 года приняла решение о его расстреле. 27 октября 1937 года данное решение было приведено в исполнение.

Вот, уважаемый Баки Идрисович, что нам удалось выяснить о судьбе вашего брата. Тяжело вспоминать страшные времена ибо вы также перенесли на себе репрессии тех лет.

Но жизнь не стоит на месте, вы много и успешно творчески работаете.

Всего вам доброго, крепкого здоровья.

Председатель комиссии партийного контроля при обкоме партии А.Долганов

24 апреля 1990 года».

Из заключения Урманче был освобожден досрочно. Вероятно, сработала система так называемых «зачетов» — вместо пяти лет он пробыл в лагере четыре. Но та статья, по которой он получил срок, была проклятием художника, тяжесть которого он чувствовал на протяжении всей последующей жизни. В 1933 году Урманче получил возможность вернуться к творчеству. В годы Великой Отечественной войны Урманче пишет много картин, графических работ, где изображает людей, трудящихся в тылу во имя Победы.

Баки урманче улица ударениеБаки Урманче на родине в Буинском районе Фото: art16.ru

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ.

Урманче работал в Москве, Алма-Ате, Узбекистане. Его выдающие способности явились вкладом в культуру казахского, узбекского, уйгурского, башкирского народов. Художник пишет картины «Татарка-шахтерка», «Бараки татар-шахтеров до революции», «Нефтепромыслы Ишимбая», «Салават Юлаев». Переломным в его биографии стал 1958 год. По приглашению правительства Татарии Урманче принял участие в оформлении концерта, с которым мастера искусств республики выступили на Декаде татарской литературы и искусства в Москве. В Казани, после почти 30-летних странствий, начался самый плодотворный, счастливый период его творчества и жизни. Здесь мастер встретил и свою будущую супругу, Флюру Вагаповну Ахметову, которая стала не только его женой, но и другом, соратником, любимой моделью. В Казани он выполняет скульптурные портреты известных татарских поэтов, писателей, композиторов, ученых, рабочих. Работает в мраморе, бронзе, дереве. Он мог придать благородное звучание даже такому невыразительному материалу, как бетон. При смешении с другими материалами бетон кажется старой патинированной бронзой. Таков, например, скульптурный портрет Галимжана Ибрагимова, памятник Марии Ульяновой в селе Ленино-Кокушкино. Неиссякаемым источником вдохновения всю жизнь было для Баки Урманче творчество великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Художнику принадлежат виртуозные графические серии работ «Шурале», «Кисекбаш», которые включают сотни листов. В 1976 году он создает в родных местах поэта, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все — от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и «населяющих» парк, — выполнено по единому замыслу и проектам Урманче. Фигура поэта, сидящего на скамье, естественно вписывается в этот комплекс. Активное участие принял он и в оформлении музея Тукая в Казани, который открылся в 1986 году, к 100-летию со дня рождения народного поэта.

Баки Урманче активно занимается и живописным искусством. В цикле «Воспоминания» интересны его работы «В предгорьях Урала», «Сенокос в Салтыке», «Сабантуй», где мастер использует традиции древних миниатюр, книжной и рукописной графики Востока, традиции татарского народного творчества и высокие культурные достижения современности. Нельзя представить казанский период творчества Урманче и без богатейшего графического наследия. Сотни листов насчитывают его портретные рисунки — галерея современников: писатели, поэты, художники, музыканты, ученые. С 1958 по 1990 год, по сведениям авторов сайта Русского музея, Баки Урманче жил в Казани на пересечении улиц Академика Королева и Мухаммедьярова Московского района. Квартира, в которой жил Урманче, была двухкомнатная. На первом этаже располагалась мастерская художника, на втором — жилые комнаты.

Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив 93 года, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. «Многогранность и временную протяженность творческой деятельности Урманче по масштабу можно сопоставить с творчеством деятелей эпохи Возрождения, — полагает Розалина Шагеева, казанская поэтесса, переводчица, искусствовед, одна из создательниц музея 1000-летия Казани в Национальном культурном центре. — А яркость и мощь таланта входят, как существенный компонент, в могучий контекст ушедшего столетия.

Символично, что два великих мастера татарской культуры — слова и изобразительного искусства — Тукай и Урманче похоронены рядом на Татарском кладбище в Казани. На родине художника, в Буинском краеведческом музее, один из 9 залов так и называется — «Земляки — наша гордость», в котором экспозиция, посвященная жизни и творчеству художника Урманче, занимает одно из ведущих мест. Есть дом-музей Баки Урманче в деревне Черки-Гришино Буинского района. В 1990 году открылся музей художника в Казани, его имя носит одна из улиц города. А торжественное открытие памятника Урманче в столице Республики Татарстан состоялось в феврале 1997 года — в день столетнего его юбилея. Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов.

Поделиться или сохранить к себе: