- Значение словосочетания «багровые листья»
- Значение слова «багровый»
- Значение слова «лист»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «багровый»
- Ассоциации к слову «лист»
- Синонимы к словосочетанию «багровые листья»
- Предложения со словосочетанием «багровые листья»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «багровые листья»
- Сочетаемость слова «багровый»
- Сочетаемость слова «лист»
- Афоризмы русских писателей со словом «багровый»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «багровый»
- Значение слова «лист»
- Предложения со словосочетанием «багровые листья»
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Словосочетание. Открытый урок (М.М. Разумовская)
- 🔍 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Значение словосочетания «багровые листья»
Значение слова «багровый»
БАГРО́ВЫЙ , —ая, —ое; —ро́в, — а, -о. Густо-красный, пурпуровый. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «лист»
ЛИСТ , -а́, мн. ли́стья, —ьев и листы́, —о́в, м. 1. (мн. ли́стья и листы́). Тонкая зеленая пластинка различной формы на черенке (орган воздушного питания и газообмена у растения). (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: портретист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «багровый»
Ассоциации к слову «лист»
Синонимы к словосочетанию «багровые листья»
Предложения со словосочетанием «багровые листья»
- Прожектор приоткрывал взору тёмную каменную дорогу, застеленную опавшими багровыми листьями.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «багровые листья»
- Теплый воздух, грустный, неподвижный, ласкал и напоминал о невозвратном. Солнце, как больное, тускло горело и багровело на бледном, усталом небе. Сухие листья на темной земле покорные лежали, мертвые.
Сочетаемость слова «багровый»
Сочетаемость слова «лист»
Афоризмы русских писателей со словом «багровый»
- Грозен — в багровых бликах — закатывался тысяча девятьсот шестнадцатый год.
Серп войны пожинал колосья жизни.
В клещах голода и холода корчились города, к самому небу неслись стоны деревень, но не умолкаючи грохотали военные барабаны и гневно рыкали орудия, заглушая писк гибнущих детей, вопли жен и матерей.
Горе гостило, и беды свивали гнездо в аулах Чечни и под крышей украинской хаты, в казачьей станице и в хибарах рабочих слободок.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «багровый»
БАГРО́ВЫЙ , —ая, —ое; —ро́в, — а, -о. Густо-красный, пурпуровый.
Значение слова «лист»
ЛИСТ , -а́, мн. ли́стья, —ьев и листы́, —о́в, м. 1. (мн. ли́стья и листы́). Тонкая зеленая пластинка различной формы на черенке (орган воздушного питания и газообмена у растения).
Предложения со словосочетанием «багровые листья»
Прожектор приоткрывал взору тёмную каменную дорогу, застеленную опавшими багровыми листьями.
Прекрасные, высокие, раскидистые деревья, полные невыразимого величия, окружали его; их зелёные, жёлтые, багровые листья трепетали от малейшего дыхания ветра, подставляя себя потоку солнечного света.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Колибри - Жёлтый лист осенний ("Живьём с Максом", 02.07.1995)Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Листья жгутСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Видео:Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать
Словосочетание. Открытый урок (М.М. Разумовская)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Словосочетание». 5-й класс
дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
находить главное и зависимое слово;
определять вид словосочетания (именное, глагольное);
производить их синтаксический разбор;
воспитание любви и уважения к родному краю.
I. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Пожалуйста, садитесь.
— В течение предыдущих уроков мы начали работу по новому разделу лингвистики. Вспомните его название? Что он изучает?
(«Синтаксис и пунктуация» изучают словосочетание, предложение, их особенности и основные правила пунктуации)
— Тема нашего урока «Словосочетание». Попробуйте предположить, что мы должны сегодня узнать и чему научиться? (Дети высказывают свои предположения, которые уточняются и конкретизируются учителем)
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
Какие знаки препинания вы знаете?
Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)
Молодцы!
Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Словосочетание».
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.
Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: лес, трава, снег, тропинка, деревья, небо и т.д..)
Что вы можете сказать о том, какой лес, какая природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: хвойный лес, зеленая трава, пушистый снег, извилистая тропинка, высокие деревья, голубое небо и т. д.)
Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о лесе, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится о лесе, природе в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместеи запомним, как правильно пишется это слово: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!
Откроем учебники и прочитаем правила на стр. 140 (о словосочетании), 141,142 и 143 (главное и зависимое слово в словосочетании; что не является словосочетанием; виды словосочетаний по главному слову), 146 (порядок разбора словосочетания). Ответьте на вопросы и заполните таблицы, которые лежат у вас на партах.
Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)
IV. Тренировочные упражнения
1) Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид.
(Даю образец разбора) В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.
Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.
2) Давайте обратимся к учебнику и выполним упражнение 393 по образцу. Вы должны составить и записать словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы.
А теперь поменяемся тетрадями для проверки.
«Однокоренные слова». Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.
(Маленький — маленькая, маленький — малыш, маленький — мальчик, мальчик — мальчику, варенье — вареньем, варенье — сварил, повар — варит, повар — повара)
3) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор: первый ряд выписывает словосочетания, которые выражаются с помощью окончания зависимого слова, второй ряд – словосочетания, которые выражаются с помощью предлога и окончания, а третий ряд – словосочетания, в которых зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Работаем в группах.
Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья.
По Е. Спангенбергу
4) Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная, день; чистый, озеро; смотрит, громкий; раскинулось, широкий; приехать, озеро, вкусный, книга. (Двое учеников работают у доски.)
Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит, громкий, вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.)
5) Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой . (С.А.Есенин)
Словосочетание типа «существительное + прилагательное» может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы говорим на уроках литературы.
6) Ребята, выпишите из данных предложений в два столбика:
1) словосочетания и 2) сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.
1)Рано утром старик вышел из избушки.
2)За ночь всё в природе изменилось.
3)Низкие облака ползли над землей.
4)Они почти цеплялись за верхушки елей.
5)У берега стояла лодка.
6) В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.
Все встали из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
V. Самостоятельная работа
1) А сейчас я вас попрошу, ребята, взять тесты, которые у вас лежат на партах, и решить их. Потом мы с вами вместе их проверим и оценим свои работы.
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение, называется
А) морфология В) пунктуация
Б) синтаксис Г) лексика
2.Что такое словосочетание?
А) Сочетание имени существительного с предлогом
Б) Предложение, состоящее из двух слов
В) Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически
Г) Ряд однокоренных слов
3. Укажите словосочетание:
А) Любимая книга
В) Светит и греет
4. Укажите вариант ответа с ошибкой в определении главного слова:
А) Радостное настроение
Б) Жить в деревне
В) Встретиться с друзьями
5. Укажите, какой можно задать вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании Устремиться к берегу:
6. Укажите словосочетание с ошибкой в определении главного слова:
А) приехать утром
Б) настоящий герой
В) написать письмо
Г) очень красивый
7. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово является зависимым :
Б) читать письмо
В) уехал надолго
Г)спрятаться в сарае
8. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) объединяться в группы
В) покрасить стену
Г) невкусный борщ
9.Укажите именное словосочетание:
А) скользить по льду
10. Укажите глагольное словосочетание:
А) Участник войны
Б) Чудеса природы
В) Страстное желание
Г) Громко свистнуть
11.Укажите словосочетание, в котором прилагательное является главным словом:
Б) чудесный месяц
В) красный от стыда
Г) чудесного малыша
12. сколько словосочетаний в предложении:
Весело шумят весной на деревьях зеленые листочки.
Удалось ли нам решить поставленные в начале урока цели?
В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)
Что такое словосочетание?
Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите вид словосочетаний по главному слову?
— Какие грамматические средства связи слов встречаются в словосочетаниях?
Что не является словосочетанием?
На партах у вас лежат листочки, заполните их, пожалуйста.
VIII . Домашнее задание: выучить правило на стр. 140,141,142,143; письменно выполнить упр. 399 и 405.
🔍 Видео
Багровеют листья у груши. ПричиныСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
как быстро выучить стих #shortsСкачать
Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части | | Решаем ЦЭ и ЦТСкачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
НАУТИЛУС - У Зелёных Листьев (оптимальный звук)Скачать