- Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу
- Что такое азулежу
- Описание и особенности азулежу
- Производство азулежу
- Применение азулежу
- Азулежу в интерьере
- Видео про азулежу
- Фонетический разбор слова «азулежу»
- Фонетический разбор «азулежу»:
- «Азулежу»
- Характеристики звуков
- Смотрите также:
- Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
- Морфологический разбор слова «азулежу»
- Фонетический разбор слова «азулежу»
- Карточка «азулежу»
- Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
- Что такое фонетический разбор?
- Фонетическая транскрипция
- Как сделать фонетический разбор слова?
- Пример фонетического разбора слова
- Фонетика и звуки в русском языке
- Гласные звуки в словах русского языка
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Португальская феерия. Часть 2. Обидуш, Кашкайш и снова Лиссабон
Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу
Азулежу является символом архитектуры Португалии. Пиренейский полуостров, где она находится, в 13-м веке завоевали арабы. На новые территории они привезли глазурированную керамику. Она стала основой для создания португальцами азулежу. Она настолько понравилось жителям страны, что те стали украшать новинкой буквально все, в частности, дома снаружи и изнутри, улицы, лестницы, торговые лавки.
Видео:История португальской плитки АзулежуСкачать
Что такое азулежу
Азулежу является разновидностью глазурированной и расписанной керамики. Сама она пористая. Собственно, поэтому, черепок и требует глазурирования. Во внутренние пустоты может проникать влага, разрушая керамику. Покрытие как бы закупоривает ее. К тому же, на белой глазури лучше смотрятся краски. Их цвет получается чистым, насыщенным.
Глина же, используемая для азулежу, цветная. Белая разновидность породы именуется каолином. Из него делают фарфор. Он почти лишен пор, за счет чего максимально тверд, хоть и хрупок. Выбор для азулежу цветной глины обусловлен географией производства. Каолина много на родине фарфора — в Китае. В Португалии же преобладают красные глины.
Глазурированную и расписную керамику можно встретить и под другими названиями, к примеру, майолика. Последнее понятие шире. В технике майолика могут быть выполнены и шкатулка, и статуэтка, и ваза, и тарелка, и плитка. Азулежу выполняется только в виде последней. В диаметре плитка не превышает 14 сантиметров, то есть является чем-то средним меж мозаикой и обычной керамикой для стен, полов.
Структура плитки пористая, эмаль не только украшает её, но и защищает от разрушения
С точки зрения истории, плитка азулежу — не просто декоративный элемент, но и кладезь исторических фактов. В Лиссабоне, к примеру, есть музей, где хранится расписное панно, позволяющее воссоздать город до 1755-го года. Это дата землетрясения. Оно считается одним из самых разрушительных в истории.
До землетрясения Португалия была лидером Европы, экономическим и торговым центром. В 1755-м Лииссабон был стерт с лица земли. Погибло около 100 тысяч человек. Португалия из передового государства превратилась в отсталое. Уже почти 3 века страна не может вернуть былые позиции на мировой арене.
С помощью расписного панно музей азулежу в Лиссабоне позволяет взглянуть на здания и их расположение, улочки былого города. Его панорама выполнена в бело-голубых тонах. Этот тип росписи глины перенят португальцами у голландцев, а теми — у китайцев. Точнее, речь об имитации фарфора.
На улицах Португалии до сих пор есть дома украшенные азулежу
Изначально же, в 13—14-м веках, португальцы расписывали глиняные плитки в арабской стилистике, составляя узоры из геометрических, пестрых элементов. Рисунки имитировали персидские ковры. В основном, рисовали звезды. В арабской традиции запрещалось изображать живых существ. Это не угодно Аллаху, поскольку претендует на воссоздание его творений.
В 16-м столетии свою лепту в развитие азулежу в Лиссабоне внесли фламандцы. Так называют коренных жителей Бельгии. Они научили португальских мастеров росписи с использованием образов природы, животных.
В 17-м веке на развитие азулежу повлияли итальянцы. От них жители Португалии переняли тенденцию религиозной росписи. На азулежу появились сцены из Писания.
Рождество Христово. Панно азулежу в Национальном музее азулежу в Лиссабоне
Следующим этапом стало использование юмористических и сказочных сюжетов.
Юмористические сюжеты азулежу
Реалистичная живопись стала последним витком развития азулежу в Португалии, предшествовавшим землетрясению 1755-го года.
Панорама Лиссабона. Панно в Национальном музее азулежу
Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Описание и особенности азулежу
Изначально у плиток азулежу была ребристая поверхность. На ней хуже растекались краски. Их смешение во время росписи портило ее качество, контрастность. Однако, к 16-му веку мастера научились справляться с трудностями и усовершенствовали используемую эмаль. В ее состав вошел цинк. Он придал глазури особый блеск и предотвратил растекание красок. Поэтому плитки стали гладкими.
Краски, используемые для росписи стандартной азулежу, натуральные. Синий цвет, к примеру, дает кобальт. Красные оттенки — заслуга кадмия. Еще пигменты создают на основе, олова, марганца, никеля, меди, висмута и их оксидов, то есть минералов. Впрочем, современные версии плитки оформляют и акриловыми красками.
Если некогда панно азулежу можно было встретить только во дворце, соборе, церкви, то с 19-го века расписная плитка получила широкое применение за счет массового производства. Кроме массовости оно подарило возможность работать в технике азулежу любому человеку. Предприниматели стали изготавливать плитки-трафареты.
На них вытеснен рельеф. Остается заполнить его красками. Если они контрастные и многоцветные, соответствуют арабской стилистике. Бело-синяя гамма отсылает к искусству Италии и фарфору Китая. Стиль азулежу на основе пастельных тонов — традиция эпохи рококо.
Если самостоятельно раскрашивать плитку, заметишь, что краски изначально блеклые. Яркость появляется после обжига. Раскрашивают же плитку сырой. Это образное выражение. По факту керамика подсохшая, но в естественных условиях. Нет у сырых красок и блеска. Он тоже приобретается после обжига. Проходит он при температуре около тысячи градусов Цельсия.
Подобно фрагментам мозаики, азулежу позволяет собирать уникальные картины. Для рамы можно использовать плитку одной стилистики, к примеру с растительным орнаментом, в зеленых тонах. Центральная часть экспозиции может быть бело-синей. Дизайнеры вольны собирать фрагменты керамики, словно конструктор, пазлы. Правда, пазлы эти всегда квадратные. Это еще одна особенность азулежу на фото и в реальной жизни.
Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Производство азулежу
Производство начинается в карьере. Здесь добывают глину. Потом ее замешивают с водой. Надо получить так называемый шликер. На это уходит 5 часов. Еще сутки смесь «отдыхает». После этого смесь походит внешне и по консистенции на горячий шоколад.
Готовый шликер заливают в формы. Их современные версии из силикона. Однако традиции производства азулежу подразумевают использование гипсовых, деревянных, каменных форм. Вынутая из формы плитка достаточно мягка, чтобы сделать на ее поверхности оттиск-трафарет.
С ним изделия не раскрашивают. Работу завершит потребитель. Если же азулежу производится «под ключ», художники раскрашивают подсохшие плитки. Однако сначала керамику окунают в глазурь. Ее основа — полевой шпат. Это минерал, в котором соединены калий, алюминий, кремний и кислород. Наличие в эмали шпата, делает ее стекловидной. Минерал близок по составу к кварцу, из которого делают обычные стекла, хрусталь.
Расписанные плитки отправляют в муфельную печь. Она камерная. Выгрузка осуществляется горизонтально. Кроме системы нагрева и камеры основным элементом является термопара. Она поддерживает нужный нагрев. Для обжига азулежу нужна минимум 1 тысяча градусов Цельсия.
Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Применение азулежу
За счет покрытия глазурью, португальская азулежу защищает дома жителей страны от влаги, передаваемой океаном. Пары не могут проникнуть в глазурированные черепки. Это уберегает дома от разрушительного влияния морского климата. Глянцевая поверхность азулежу отражает лучи солнца. Это спасает от изнуряющей жары. В отделанных плиткой жилищах сохраняется приятная прохлада.
Эстетически азулежу поддерживает дух Средиземноморья. Блестящая и яркая мозайка из керамики ассоциируется с солнцем, океаном, запахами тропических цветов и фруктов. Поэтому типичные для азулежу узоры иногда копируются в качестве принтов для тканей, из которых кутюрье создают итальянскую моду.
Португальская же мода выражается в основном в архитектурных формах. Так, азулежу оформлен фасад церкви святого Ильдефонсо. Сцены его жизни — один из сюжетов росписи керамики. Использованы также евангельские картины.
Фасад церкви святого Ильдефонсо. Португалия
Украшена азулежу и Лючия. Точнее, речь о Санте Лючии. Церковь с таким названием оформлена плиткой фрагментарно. Композиция разрознена, что придает зданию дух народности, самобытности. Церковь святого Николая тоже украшена сине-белой керамикой. Она крепится, как и прочая плитка, на цементный раствор. Швы оставляются максимально узкие, дабы роспись складывалась в единую композицию.
Увидеть азулежу на храмах, зданиях, уличных лестницах можно не только в Португалии, но и ее бывших колониях. Примером служит азулежу в Макао. Этот китайский город принадлежал португальцам до 1999-го года. Колонией Макао стал в 1557-м. С тех пор в городе появились оформленные азулежу портовые парапеты, таблички с номерами домов и названиями улиц, крупнейший христианский храм в Азии. Последний пострадал от пожара. Сохранилась лишь одна стена. Ее отреставрировали, как памятник архитектуры.
Городские ворота Порта да Вила. Португалия
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Азулежу в интерьере
Глазурированной плиткой оформляют не только уличные объекты, но и внутреннее убранство, будь то частные дома, или общественные здания. К последним относится, к примеру, вокзал Сан Бенту. Стандартный снаружи, он поражает внутренними залами. Их стены и своды полностью выложены азулежу. Ее роспись сюжетная.
На одном из панно крестьяне занимаются сельхозработами. На другой стене плитки складываются в едущий на зрителя поезд. В третьем зале не стены, а картина народного гулянья. Есть в здании и эпические сюжеты. Один из них — «Возвращение короля». В стиле азулежу оформлено также убранство монастыря тамплиеров. Он расположен в городе Томар.
Вдохновляясь старинными, общественными зданиями, в стиле азулежу оформляют и частные жилища. На кухнях расписная плитка становится фартуком, столешницей, украшает подоконники и откосы окон. В комнатах азулежу становится облицовкой каминов, колон, фрагментов стен, теми же столешницами, настенными панно.
Меж этажами расписная плитка хороша в качестве оформления торцов ступеней лестниц. Иногда керамика используется также на перилах. Нестандартным вариантом является оформление азулежу потолков. Часто это композиции с деревянными балками. В ванных азулежу можно выложить буквально все, начиная от душевой зоны, заканчивая окантовкой зеркал.
Азулежу в интерьере делает его атмосферным, отсылает воображение жильцов и гостей в былые эпохи, на улочки Средневековых городов. В зависимости от характера росписи, плитка способна сделать убранство дома восточным, средиземноморским, античным, близким духу ренессанса или эпохи рококо.
Стоимость азулежу зависит от размеров и характера росписи. Основополагающим является последний. Если роспись сюжетная, композиция продается единым панно. При размере 25 на 75 сантиметров и заводском производстве оно обойдется в 6—15 тысяч рублей. Ручная роспись примерно на треть дороже. Плитки с абстрактными, геометрическими узорами, продаются квадратными метрами.
Стоимость одного колеблется в пределах 1-4 тысяч рублей при условии заводского производства. Азулежу ручной работы оценивается минимум в 2700 рублей за квадратный метр. Наиболее бюджетна однотонная азулежу. Исторически отсутствие рисунка не предполагалось. Однако на современном рынке под азулежу понимают скорее квадратный формат и наличие глазури, нежели сам узор.
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Видео про азулежу
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Фонетический разбор слова «азулежу»
Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Фонетический разбор «азулежу»:
Видео:Азулежу #португалияСкачать
«Азулежу»
Видео:15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать
Характеристики звуков
Видео:Уроки португальского языка | Урок 1. Часть 1: Португальское произношение. Куда ставить ударение?Скачать
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «азулежу»
Фонетический разбор слова «азулежу»
Карточка «азулежу»
Видео:ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]Скачать
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Видео:ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный -> [ч’о́рный’]
- яблоко -> [йа́блака]
- якорь -> [йа́кар’]
- ёлка -> [йо́лка]
- солнце -> [со́нцэ]
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
- ударный [´] — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Видео:Как правильно ставить ударение в слове «творог»?Скачать
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Видео:Исконное ударение в слове «творог». Академик Андрей ЗализнякСкачать
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- [б] — бодрый и [б’] — белка;
- или [д]-[д’]: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Видео:ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Видео:Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Видео:Ударение в слове "баловать"Скачать
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома [йа д о ‘ма].
- Новые дома [но’выэ д а ма’].
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
- он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
- свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
- е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
- моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
- ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
- керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
- — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
- — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
- (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
- — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
- лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
- ё — [о],
- е — [э],
- ю — [у].
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
- я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
- ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: б анан — б елка,
- [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
- [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
- [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
- [з] — [з’]: з вон — з ефир,
- [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
- [л] — [л’]: л одка — л юкс,
- [м] — [м’]: м агия — м ечты,
- [н] — [н’]: н овый — н ектар,
- [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
- [р] — [р’]: р омашка — р яд,
- [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
- [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
- [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
- [х] — [х’]: х орек — х ищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
- [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
- перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
- Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
- жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
- шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
- стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
- сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
- тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
- дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
- сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
- зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
- сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
- зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
- чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
- стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
- стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
- стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
- нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
- тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
- ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
- ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
- здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
- ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
- рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
- рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
- дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
- «Л» — в сочетаниях:
- лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
- «В» — в сочетаниях:
- вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Португальская феерия. Часть 2. Обидуш, Кашкайш и снова Лиссабон
Должен признаться, с течением времени мы всё меньше и меньше готовимся к предстоящим поездкам, предпочитая спонтанность. Разумеется, мы покупаем билеты, бронируем жилье и даже порой намечаем для себя некоторые ориентиры, — достопримечательности, которые надо бы по возможности не пропустить, но на этом всё. Терпеть не могу планировать свои передвижения, ведь, следуя по прямой, мы все время норовим куда-нибудь свернуть — а вдруг там, за углом, нас ждет что-нибудь ужасно интересное… А вот на что мы стали обращать гораздо больше внимания, так это на различные мероприятия, имеющие место в момент нашего пребывания где-либо. Концерты, выставки, чемпионаты по метанию коровьих лепешек, аутодафе, короче говоря, сгодится любое действо, способное подарить нестандартные впечатления. Такое событие, идеально вписывающееся в даты нашего путешествие, ждало нас и в Португалии. И снова я бы хотел похвастаться, что нарыл это приключение самостоятельно, но куда там…
Танцовщица на Средневековой ярмарке
Всё-таки интернет довольно забавная штука. Можно общаться с человеком без малого десять лет, при этом с трудом представляя, как он (она) выглядит. При этом, накопленный опыт встреч, состоявшихся в результате предварительного сетевого общения, позволяет с уверенностью утверждать, что «сетевая версия» человека к реальности имеет порой немного отношения. Конечно, дело в нас самих, точнее, в складывающемся со временем стереотипе восприятия. Сколько раз вы наверняка ловили себя на мысли, что, скажем, некий актер, исполняющий роль в фильме по любимому вами литературному произведению, совершенно не соответствует вашему представлению о том, как должен выглядеть и вести себя его персонаж? А? Ну какой из Джуда Лоу Шерлок, в самом деле? Правильно, никакой, прямо как из Кеннета Брана Пуаро… Впрочем, вопрос дискуссионный; Пуаро нам как раз понравился. В одном я твердо уверен — в 99% случаев реальный человек гораздо лучше, интересней и, простите за тавтологию, человечней своего виртуального «я».
Вы спросите, с чего это меня вдруг на философию потянуло? А дело в том, что в Португалии нам как раз предстояло впервые увидеться с давними знакомыми, времен еще аж сайта «ТБГ»… и это было немного страшновато. Конечно, сами эти три буквы были и остаются до сих пор гарантией качества общения, но… дело ведь и во мне тоже. Никогда не забуду, как закадычные ныне друзья Витя Vibas и Аня рассказывали, что, еще не видя меня, жутко боялись первой встречи «с этим гадким Ивановым»… М-да, выходит, я и сам со своей интернет-копией знаком примерно, как мистер Джекил с мистером Хайдом…
Отступать было, впрочем, некуда. О том, что мы приезжаем, я сообщил Гале с Юлей заранее, после чего не раз спрашивал совета по тем или иным вопросам. В итоге именно Гала рассказала нам о средневековой ярмарке в Обидуш, причем не только рассказала, но и предложила поехать туда вместе. ОК, стало быть, бензин наш, идеи ваши. Такая формула нас более чем устраивала. Тем более, что без автомобиля добраться из Лиссабона в Обидуш не самая тривиальная задача. Идет туда автобус от станции метро Кампо Гранде, в пути час с небольшим, стоит вроде 7,50 евро на лицо в один конец. Билеты покупаются непосредственно у водителя. На этом, увы, мои познания заканчиваются. В нашем же случае нужно было всего-то доехать на электричке до Синтры к 11 часам дня, а дальше… дальше неизвестность.
Хорошо всё-таки жить в центре. Вокзал Россиу, прекрасное здание которого наименее всего в принципе похоже на железнодорожный вокзал, находился в двух минутах ходьбы от двери наших апартаментов. Поезда до Синтры, комфортные и чистые, отправляются каждые 20 минут, никаких дополнительных билетов покупать не нужно, достаточно лиссабонской транспортной карты. Немного ошарашивает количество людей, набившихся в поезд… Субъективно, столько народу нам больше нигде в Португалии видеть и осязать боками, локтями и прочими частями тела, не доводилось. А что вы хотите, дорогие мои, пик сезона, время европейских отпусков!
Когда мы, уже вернувшись домой, затеяли в кругу семьи опрос — кому что больше всего понравилось в Португалии, все, не сговариваясь, произнесли одно короткое слово — «Гала». Знакомство с этой удивительной женщиной стало для нас воистину самой драгоценной наградой путешествия. Все мои опасения и страхи в свою очередь «не соответствовать» развеялись, как только в конце небольшой улочки в Синтре появился хрупкий силуэт в традиционном национальном платье… Совместимость оказалось полной, и нашей заслуги тут минимум. Рядом с Галой сразу же чувствуешь себя уютно и спокойно. Целых два дня мы наслаждались обществом человека, влюбленного в Португалию и умеющего заразить этой любовью всех, кто в данный момент находится на одной орбите. Искренняя радость от возможности помочь, объяснить и показать, сменялась в её взгляде искренним же огорчением и даже неким подобием ревности, если, по её мнению, нам что-то не нравилось… Бог мой, дорогая, да как может что-то не понравиться в твоем обществе? Честно говоря, если бы тебя не было рядом, мы увидели бы совершенно другую страну. Спасибо, что позволила нам посмотреть на этот мир твоими глазами…
Сведения, которыми любезно делится интернет с теми, кто вбивает в поисковике слово «Обидуш», крайне скудны и однообразны, и скорее призваны оправдать ваш энтузиазм туда добраться, чем по-настоящему раскрывают характер города. Вкратце перечислим то, что нам доподлинно известно. Одно из древнейших кельтских поселений Португалии. При римлянах, в бытность Португалии римской провинцией Лузитания, — процветающий порт. Ага, когда-то здесь плескался океан, а в данный момент до самой доступной точки лагуны Обидуш — более 6 км, а до атлантического побережья и все 20. Находился под властью вестготов и мавров, в XII веке наконец становится частью зарождающегося Португальского королевства. Долгое время Обидуш служил «переходящим свадебным подарком», являясь частью приданого сочетающихся браком португальских королев. Как следствие, королевские свадьбы здесь так же игрались, факт. Немудрено, в таком-то милейшем антураже. Традиция и сегодня не умерла. На данный момент времени Обидуш — одно из самых популярных в Португалии мест для проведения медового месяца. Кстати, в Обидуш совершенно отсутствует понятие «старый город» или «исторический центр», потому как со средних веков город не расширился, не вырос, а так и остался в границах крепостных стен все того же XII века. Что делает поселок (на самом деле Обидуш статуса города не имеет, Vila и переводится, как «поселок») самым настоящим заповедником средневековья.
Суровая правда жизни такова, что городков, подобных Обидуш архитектурно и исторически, в Португалии предостаточно. И вот тут нужно отдать должное изобретательности его современных жителей. Их стремлению не ждать милостей от природы, а по возможности сделать свою (и своего места обитания, разумеется) жизнь лучше, интересней и привлекательней, можно только позавидовать. Ну скажите на милость, чем, кроме красивых легенд прошлого, может не только заинтересовать, но и стать знаменитым на всю Португалию небольшой населенный пункт с тремя тысячами обитателей?
Идей здесь три. Первая — жинжинья, или просто жинья. Кстати, я специально интересовался, каково отличие между двумя этими наименованиями. Так вот, отличия нет. Первое название имеет более «ласковый» оттенок, вот и всё. Как «водка» и «водочка». Так вот, именно Обидуш в паре с Алкобасом подали в 2013 году заявку, чтобы их жинью признали продуктом, защищенным по наименованию и географическому происхождению. Подать-то подали, однако по состоянию на 2017 год навоз и ныне там… Хотя конечно спору нет, обидушская жинья-жинжинья, особенно не фабричного, а домашнего производства, это просто ария начинающего пьяницы. Впрочем, если пить сей божественный нектар по-обидушски, то есть, из микроскопических шоколадных рюмочек, ими же и закусывая, спиться в любом случае не получится. Зато вот тут мы вплотную сталкиваемся со второй задумкой предприимчивых обидушцев. Раз уж мы делаем шоколад, подумали эти во всех отношениях достойные граждане, давайте представим дело так, будто мы и только мы делаем его лучше всех. Сказано — сделано. Да как красиво! В начале весны, а точнее, в конце марта — начале апреля, здесь проводится фестиваль шоколада. Если появится у нас такая возможность, постараемся непременно на это мероприятие попасть. Ибо даже фотографии, увиденные в интернете, впечатляют чрезвычайно, поражая размахом. В эти дни на улицах города можно увидеть шоколадные скульптуры в человеческий рост и даже попасть на дефиле моделей, щеголяющих различными аксессуарами из шоколада… Хочу, и не отговаривайте! Именно благодаря этому фестивалю за Обидуш закрепилась слава «шоколадной столицы Португалии». Молодцы, чего тут говорить. Ну, а с третьей идеей, лежащей на поверхности, нам вот уже прямо сейчас и предстоит встретиться воочию. Смысл заключается в эксплуатации «средневековости» городка, воплощенной во всевозможных фестивалях, рыцарских сражениях и главном ежегодном мероприятии такого рода — средневековой ярмарке.
Вот незадача… Кажется, над всей Португалией безоблачное небо, а подъезжаешь к Обидуш, и словно окунаешься в густой туман… Говорят, здесь микроклимат такой… особенный. Близость океана и особенности рельефа. Милый кто-то там на небесах, а нельзя ли в виде исключения включить солнышко? Мы тут ненадолго. Прошу не отказать!
Забавно, но такая нехитрая молитва возымела действие. Мы только успели припарковаться у подножья впечатляющего акведука (XVI в.), как всю туманную меланхолию в буквальном смысле этого слова ветром сдуло и стал свет. Вот. Теперь понятно, что Обидуш и вправду прекрасен, может и лучше, чем о нем рассказывают сухие строчки анонсов. Сказка просто! И нас уже не сильно волнует, что впечатляющий замок на скале, конечно же, восстановлен, мы уже охвачены предчувствием волшебства. Белые домики под черепичными крышами утопают в цветах, кругом люди в средневековых костюмах. Представление начинается!
Самое удивительное, что удалось вдохновителям ярмарки — полная вовлеченность в процесс всех присутствующих. Атмосфера здесь очень напоминает венецианский карнавал, где даже праздные наблюдатели в конце концов обзаводятся хоть какой-нибудь деталью карнавального костюма — маской, вычурным головным убором или хотя бы плащом-накидкой. Многие люди ездят в Обидуш годами, заранее приготовив костюмы и с удовольствием перевоплощаясь, — кто в королеву, кто в трубадура, кто в ремесленника. Взять напрокат костюм за смешные деньги можно прямо на месте, но у нас в тот момент не было желания вливаться, хотелось просто смотреть по сторонам и фиксировать происходящее. Тем более, что до начала действа у нас было еще несколько часов, можно вполне квалифицированно побродить по улочкам и стенам городка.
Несмотря на более, чем скромные размеры, Обидуш крайне фотогеничен. Уже заходя в город через главные ворота (XIV в.) и видя потрясающую облицовку азулежу, понимаешь, что скучно здесь не будет.
Кстати, вот мы и встретились впервые (и не в последний раз) со столь масштабными изразцами, слегка напоминающими голландскую керамику. В Лиссабоне нам то там то здесь тоже попадались эти керамические панно, но до сих пор не столь впечатляющие. Самое время разобраться, что же такое азулежу и с чем его едят.
За саму технику росписи по глазурованной глиняной плитке ответственны, как оказалось, арабы. Именно от слова «зуляйдж» и произошло испанское «асулехос» а уже позднее, в XVI веке и португальское «азулéжу», ударение на «е». С течением времени менялась и тематика росписи — от принятых на востоке орнаментов к библейским сюжетам и далее к светской живописи, и цветовая гамма. Вначале азулежу были многоцветными, но к XVII веку, именно под голландским влиянием, росписи стали делать в тех оттенках, в которых мы сейчас их видим, иногда возвращаясь к многоцветности.
До конца XVIII века азулежу украшались только избранные здания, побогаче. Оно и понятно — работа ручная, тонкая, филигранная. Промышленная революция и массовое производство изменили картину, именно с того времени азулежу получают широчайшее распространение. Мы не всегда имели возможность разобраться, в каком веке изготовлена та или иная облицовка, но нам было всё равно. Мы были очарованы как самой идеей, так и её воплощением. Утверждают, что в Испании такие изразцы распространены не менее, чем в Португалии, но вот там они почему-то не столь бросаются в глаза, так что для нас азулежу — чисто португальский удивительный феномен. Однако, давайте уже вернемся в Обидуш и продолжим прогулку.
Практически каждое здешнее здание обладает какой-нибудь изюминкой, а виды со стен можно снимать хоть через каждые 5 метров. Из развлечений — множество сувенирных магазинчиков, рестораны, кафе и отели. Кстати об отелях — именно в замке находится первая в Португалии поузада, открытая в 1951 году.
Поузада — разновидность отеля, предлагающая своим гостям размещение в разнообразных исторических зданиях. Монастырях, дворцах или замках. Номеров здесь всего 9, поэтому бронировать свое проживание нужно оооочень сильно заранее. Да и цена зашкаливает. Тем не менее, если вас это не смущает, примут вас по королевски. Ну, а если вы не столь требовательны, к вашим услугам небольшие отельчики и совершенно недорогие гостевые дома, обладающие своим романтическим шармом. Нам ночевка в Обидуш не грозила, поэтому мы после прогулки по стенам отправляемся на дегустацию. Распробовать жинжинью по обидушски — любопытное развлечение. К тому же буквально каждое местное кафе отличается оригинально-средневековым интерьером. Заходишь, и будто попадаешь в музей.
Предупреждение тем, кто пойдет за нами: действительно хорошие рестораны работают здесь исключительно в урочные часы. Где-нибудь до 14.30 в обед и после 19.00 вечером. В другое время без еды вы тоже не останетесь, но каких-то кулинарных откровений ждать, пожалуй, не стоит. Открыто несколько закусочных, внутри опять-таки шикарно, но выбор блюд и вин в них непритязателен. Но если вы приехали на ярмарку, наедаться, наверное, лучше повременить. Разве только слегка перекусить. А то и от перекуса по-возможности отказаться. Потому что уйти голодным отсюда будет крайне проблематично, а вот напротив, обожравшимся, как ресторанный кот — запросто.
Горы мяса, птицы, невероятные количества каких-то традиционных колбасок, всё готовится на углях; реки пива, медовухи (сюрприз, здесь есть и это! А мы-то грешным делом полагали, что уж медовуха-то исконно русский продукт.), домашнего вина разной степени вкусности. Единственная проблема — найти место, чтобы присесть. Спрос невероятный. Повеселиться, а особенно пожрать, португальцы любят не меньше нашего, это уж как пить дать. Всем этим великолепием, конечно, заведуют местные жители и компании.
Впрочем, один винодел нас поразил. Совершенно не говорящий по-португальски англичанин, живущий неподалеку, делает вино очень неплохого качества. Так что мероприятие это еще и интернациональное, главное, чтобы ты был способен предложить что-нибудь по настоящему оригинальное. Говорят, для того, чтобы торговать на обидушской ярмарке, нужно выдержать конкурс, и немаленький, ибо посетители достойны только самых положительных впечатлений. Столь же строг отбор и на сувенирном фронте. Честно говоря, купить здесь хочется если не всё, то многое. Товары оригинальные, большая часть действительно ручной работы, великолепная останется память о столь удивительном дне. Для того, чтобы хотя бы рассмотреть всё предлагаемое, нужно потратить пару часов, но вот тогда есть опасность пропустить что-нибудь интересненькое. На ярмарке в каждый момент времени что-то происходит. То шествие участников, к которому может присоединиться каждый, у кого есть костюм. То состязание поэтов. То рыцарский турнир, привлекший основную массу зрителей. То соревнование по стрельбе из лука. Ну, а вечером всех, кто дожил, ждет средневековый театр. Крайне забавное действо, доложу я вам. И жаль, что мы не знаем языка…
На обратном пути Гала любезно вызвалась довезти нас аж до Лиссабона… Честно говоря, мы не отказались, усталость была сильнее любезности. И вот пока мои любимые, переполненные впечатлениями, дремлют на заднем сиденье, мне хочется поговорить как раз о языке… Нас поразили две вещи. Первое. Португальский, хоть и близок к испанскому, и, чуть меньше, французскому языкам, интонационно очень напоминает русский. Вот не вру, правда. Сколько раз мы, слыша португальскую речь, настораживались, потому как нам казалось, что разговаривают русские, — не сосчитать! С чем это связано, сказать трудно, тем не менее, вот такой забавный факт. Второе. Португальский оказался первым языком в моей практике, в котором меня совершенно подвела интуиция в расставлении ударений… Вот какое слово ни возьми. Скажешь что-нибудь, а Гала тут же поправляет — не так. Азулежу — упорно ставится ударение на последнюю «у». Ага, а надо на «е». Почему? А потому что в основном ударение ставится на предпоследний слог. Обидуш. Радостно ставишь ударение на «у», а надо-то на первый слог, на «о». А здесь почему? А потому что надо запомнить, исключение из правил. Чёрт, и так всё, прямо даже вызов какой-то… А уж в каком случае пишется «а», а читается «у» или «э»…черт ногу сломит. В общем, не покорился нам португальский. Потребовалось некоторое время даже для того, чтобы запомнить, что женщины благодарят тебя (и кого угодно) «обригада», а мужчины — «обригадо». Это для нас спасибо — просто спасибо. А в португальском языке понятие имеет церемониальный оттенок и дословно переводится как «я вам признателен/признательна». Напоследок вам забавное. Японское «аригато» это и есть искаженное «обригадо». До момента контакта с первыми европейцами, которыми как раз и оказались португальцы, в японском языке никакого понятия благодарности не было.