Айога или айога ударение

Содержание
  1. Фонетический разбор слова «айога»
  2. Фонетический разбор «айога»:
  3. «Айога»
  4. Характеристики звуков
  5. Смотрите также:
  6. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  7. Морфологический разбор слова «айога»
  8. Фонетический разбор слова «айога»
  9. Карточка «айога»
  10. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  11. Что такое фонетический разбор?
  12. Фонетическая транскрипция
  13. Как сделать фонетический разбор слова?
  14. Пример фонетического разбора слова
  15. Фонетика и звуки в русском языке
  16. Гласные звуки в словах русского языка
  17. Фонетика: характеристика ударных гласных
  18. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  19. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  20. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  21. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  22. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  23. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  24. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  25. Позиционное оглушение/озвончение
  26. Мягкие согласные в русском языке
  27. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  28. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  29. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  30. Конспект урока по чтению в 4 классе «Айога»
  31. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  32. Осенняя сказка «Айога» для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России

Видео:Нанайская сказка "Айога"Скачать

Нанайская сказка "Айога"

Фонетический разбор слова «айога»

Видео:Айога. Нанайская народная сказка. Автор Биневская Т.Н.Скачать

Айога. Нанайская народная сказка. Автор Биневская Т.Н.

Фонетический разбор «айога»:

Видео:АйогаСкачать

Айога

«Айога»

Видео:Что такое ударение ?Скачать

Что такое ударение ?

Характеристики звуков

Видео:Нанайская народная сказка. Айога. ИнсценировкаСкачать

Нанайская народная сказка. Айога. Инсценировка

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «айога»

Фонетический разбор слова «айога»

Карточка «айога»

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать

Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школа

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Школьник пришел в мото-магазин за питбайком! Главное чтоб пёр 🤣Скачать

Школьник пришел в мото-магазин за питбайком! Главное чтоб пёр 🤣

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать

Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минут

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:Vlad and Niki Four Colors Playhouse Challenge and more funny stories for kidsСкачать

Vlad and Niki Four Colors Playhouse Challenge and more funny stories for kids

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Русалочка в гамаке | Асаны в Йоге | Аэройога | Асаны в аэройоге | Йога в гамаке | AeroyogaСкачать

Русалочка в гамаке | Асаны в Йоге | Аэройога | Асаны в аэройоге | Йога в гамаке | Aeroyoga

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Видео:ВАЖНО! Мужское Движение спасает жизни!Скачать

ВАЖНО! Мужское Движение спасает жизни!

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Видео:А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударенияСкачать

А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударения

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Видео:Воздушный будда в гамаке | Асаны в Йоге | Аэройога | Асаны в аэройоге | Йога в гамаке | AeroyogaСкачать

Воздушный будда в гамаке | Асаны в Йоге | Аэройога | Асаны в аэройоге | Йога в гамаке | Aeroyoga

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Видео:Nikita Had A Farm and feeding cartoon animalsСкачать

Nikita Had A Farm and feeding cartoon animals

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Видео:Русский язык. 2 класс. урок 22. Безударные гласные, проверяемые ударениемСкачать

Русский язык. 2 класс. урок 22. Безударные гласные, проверяемые ударением

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Видео:Первая работа йога инструктором, почему Анико и где ставить ударениеСкачать

Первая работа йога инструктором, почему Анико и где ставить ударение

Конспект урока по чтению в 4 классе «Айога»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Айога» (нанайская сказка)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общедидактическая цель: знакомство учащихся с новым произведением, т.е. восприятие и осмысление нового учебного материала

Образовательные: познакомить учащихся с нанайской народной сказкой, вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, осознанного, выразительного чтения

Коррекционно-развивающие: создать условия для развития устной речи путем ответов на вопросы, развивать способности учащихся анализировать поступки героев, расширять кругозор учащихся, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся через единые требования учителя.

Воспитательные: воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе

Оборудование: учебник, презентация.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2. Речевая разминка:

1.Прочитайте предложение с ударением на выделенном слове.

2.Прочитайте с нужной интонацией и логическим ударением.

Не надо мне ничего.

Не надо мне ничего!

Не надо мне ничего?

Проверка дом. задания.

— Как вы думаете, что нужно каждому из вас иметь, чтобы всему научиться? (Нам нужно иметь терпенье.)

— Вспомните пословицы со словом «терпенье».( Без терпенья нет уменья. Терпенье и труд все

— К какому произведению, которое мы недавно читали, можно отнести эти пословицы?

— Что хотел сделать медведь?

— Почему у него ничего не получилось?

— Я очень надеюсь, что на нашем уроке все вы будете активны, терпеливы и внимательны.

-Что готовили к уроку?. (несколько уч. читают выразит. басню).

4. Подготовка к основному материалу.

Мы сейчас говорили с вами о такой черте характера человека, как терпение .

Какие ещё черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях, в окружающих вас людях, в себе? (заботливый, верный, отзывчивый, ласковый, справедливый, приветливый, весёлые)

А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества? (Нет, не всегда.)

В каждом человеке: в тебе, во мне – живёт много разных персонажей, и далеко не все из них симпатичные…

-Прочитайте, какое произведение поможет нам сегодня в этом разобраться. (слайд с названием сказки)

-Как вы думаете, эта сказка авторская или народная? (народная)

-Какой народ сочинил её? (нанайский)

— А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?

5. Подготовка к восприятию.

— Ребята, в нашей стране живут не только русские. Наша страна многонациональна. На Дальнем востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Они занимаются охотой и рыболовством и поэтому ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного жилья. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград. Место, где они останавливаются, называется стойбище. ) Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.( Слайд).

Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две.(Слайд)

У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.

Сегодня мы будем читать сказку.

Изучение нового материала.

— Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю, а вы внимательно послушайте и подумайте. Почему это произведение называется сказкой?

а) первичное чтение учителем

б) проверка понимания прочитанного

— Понравилась ли вам сказка?

— Почему это произведение сказка? (девочка превратилась в птицу).

— К какой группе сказок ее можно отнести? (бытовая).

«Ах, как долго мы читали (поморгать глазами)

Глазки у ребят устали

Посмотрели все в окно(глаза посмотрели в окно, голову не поворачивать)

Ах, как солнце высоко! (вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрывают ладошками)

В небе радугу построим. (посмотреть по дуге)

Вверх по радуге пойдем (вверх и влево)

Влево, вправо повернем.

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмуриться, открыть глаза, поморгать ими).

7. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Очаг, покоробятся, мялкой разомну, (гордыня, эгоизм, гордость). (слайды)

8. Подготовительная работа

— Прочитайте данные слова первый раз по слогам, медленно, затем плавно, целыми словами.(слова напечатаны на СЛАЙДЕ)

красивее рвать – оторваться

ничего сосед – соседская

Первичная проверка понимания нового материала.

— Давайте начнём читать эту сказку.

— Что вы можете сказать об этой девочке? (Была очень красивая, потом загордилась)

— Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)

— Какие качества характера Айоги здесь проявились? (лень, ум, находчивость, хитрость- СЛОВА НА СЛАЙДЕ)

— Понравилась ли вам эта Айога, ведь она очень красивая?

— Почему же она вам не понравилась? (она загордилась и понравилась сама себе, стала ленивая и всё время любовалась собой)

д)- Прочитаем дальше.

В этом отрывке Мать и дочь как будто поменялись ролями. Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.)

— Мать любила свою дочь? Давайте разберёмся.

— Почему мать не отдала ей лепёшку? (Значит матери было не безразлично, какая у неё растёт дочь. её огорчало поведение дочери.)

— Какой вывод сделаем? (Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.

— А поняла ли Айога мать, как вы думаете? (нет)

ж)- Читаем дальше.

— Как была наказана Айога? (Она превратилась в гуся)

— Почему? (Она зло шипела и вытягивала шею)

— Читаем дальше. (Надя)

-Где произошло превращение? (У реки)

И это не случайно, т.к. в сказках вода- это волшебный мир.

-Послужило ли ей это уроком? (Нет. Она по –прежнему гордилась своей красотой) (Алла)

— А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

-Вам жалко Айогу, ребята?

А мне её жалко, она хорошею могла бы стать девочкой, если бы поняла, чему учила её мать, но она загордилась своей красотой.

— Есть в русском языке слово – гордыня. (слайд)

Гордыня – это самовлюблённость и эгоизм.

Эгоизм – это пренебрежение интересами других людей, забота лишь о собственных интересах.

А есть похожее на гордыню слово гордость.

Гордость – это хорошее качество характера. Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.

Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. А самовлюблённые люди обрекают себя на одиночество и страдания.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

11. Пересказ по картинкам.

(Слайд ) Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.

(Слайд ) Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.

(Слайд ) Мать попросила принести воды, а Айога отказалась и придумывала разные отговорки. Тогда соседская девочка пошла и принесла воды.

(Слайд ) Мать испекла лепёшки. Айога просила лепёшку, но мать ей не дала, а отдала лепёшку соседской девочке.

(Слайд ) Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила лепёшку. Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.

(Слайд ) Плавает Айога и кричит :

_Ах какая я красивая. Так плавала, пока по- нанайски разговаривать не разучилась. Только своё имя помнит. И как людей увидит, кричит: Айо-га-га.

12. Этап рефлексии и сообщения домашнего задания.

1) — О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

— А что ценят в людях разные народы? (Доброту, трудолюбие)

2)- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

-Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (послушать свою маму).

-Чему учит эта сказка? (учит не зазнаваться и слушать старших).

Осенняя сказка «Айога» для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России

Айога или айога ударение Светлана Николаенко
Осенняя сказка «Айога» для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России

Осенняя сказка «Айога» для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России.

Действующие лиц а:

отец Ла, мать Майла, дочка Айога, соседская девочка Тайра, рыбаки – мальчики, нанайские девочки- девочки.

Костюм ы: халаты для девочек и рубашки для мальчиков, сделанные по крою национальной нанайской одежды и отделанные простым орнаментом.

Декорац ии: осенний лесной пейзаж, речка, уголок нанайского дома.

Реквиз ит: бутафорская иголка и наперсток; рукавицы, 2 ведра, таз; бутафорская лепешка, крылья и шапочка гуся, связка плоскостной рыбы из картона, рукоделие, рыбацкие сетки.

Звучит фонограмма песни «Над тайгой заря занимается»

1 чтец: Есть край такой на Востоке, от шума стоит вдалеке,

Здесь улицы словно протоки сбегают к широкой реке.

2 чтец:Привет тебе, мой край родной, с твоими пышными полями,

С Амуром-батюшкой рекой и ненаглядными лесами.

Выходят Отец и Мать.

ОТЕЦ: На Амуре стоит Дзёмги,

Это стойбище мое. А я – Ла. Красиво имя! Род Самаров дал его.

МАТЬ: Наш народ нанайский,

Не корейский, не китайский,

Не японский и не русский,

И, конечно не французский.

Танец «Нанайских девочек» под нанайскую музыку.

Айога или айога ударение

ОТЕЦ: На охоту я хожу,

Много зверя приношу. А из теплой шкуры зверя

Майле унты я сошью!

МАТЬ: Сколько я узоров разных

На халатах вышиваю! И у Ла, и у меня,

В узорах вся моя семья!

ОТЕЦ: А у нас в семье – красавица! На все стойбище прославится!

Это дочка Айога! Вам тоже нравится она?

Из дома выходит дочка Айога, никого не замечая, садится и любуется собой в таз, как в зеркало.

АЙОГА: Ах, какая я красивая,

Девочка я очень милая! (cмотрится в таз)

Полюбуйтесь на меня,

Личиком кругла, мила!

Губки – алые бруснички,

Волос – черный уголек

В шелковых косичках!

ОТЕЦ: Всей округе дочка нравится!

МАТЬ: Нет нигде такой красавицы!

АЙОГА: Ах, не оторвать мне глаз! Я – Айога, красивей вас!

МАТЬ: Только что-то мне тревожно,

Уважай ты, дочка, нас.

ОТЕЦ: На рыбалку я пойду,

Много рыбы наловлю!

Майла, дома оставайся,

И делами управляйся!

Выходит Рыб ак.

Рыбак: Нанайцы сети ставить мастера, петь у таёжного костра.

И кожу мять, и вышивать, и с бубном поплясать.

Танец мальчиков «Рыба ки» (с удочками) с Шама ном (бубен)

Айога или айога ударение

1 Рыбак: Много лет катит свои волны большая река – Амур.

2 Рыбак: Много раз отходили от берега оморочки.

3 Рыбак: Но всегда рыбаки и охотники помнили обычаи наших предков –

4 Рыбак: «Никогда не вреди природе: она – твоя мать! А мать следует почитать и оберегать».

5 Рыбак: «Никогда не бери добычу из чужих сетей. Это позор.»

6 Рыбак: «Никогда не говори «не могу, трудно», а то охотник и рыбак из тебя не получится»

7 Рыбак: «Не лови рыбы больше, чем нужно тебе, чтобы утолить голод и одеть твоих родителей».

Выходит чтец: стихотворение «Поехали!» Ефима Юдина (по мотивам нанайского фольклора)

Игра «Рыбаки и рыбки» (2 сетки, по 2 рыбака ловят рыбок – девочек)

Я – рыбак, ловлю я рыбу: чин-чин-чу.

В речку удочку закину: чин-чин-чу.

Есть там окунь, есть там щука – «Посмотри»,

Ловись, рыбка, ловись, рыбка – раз, два, три!

(повтор игры с мамами-рыбка ми)

Звучит «Колыбельн ая» (нанайская песня «Бе-бе-ке»)

Под «Колыбельную» звучит стихотворение «Зимней ночью» Анны Ходжер (чтец-девочка).

Айога или айога ударение

Выходит МАТЬ (садится за рукоделием – вышивает):

Вышиваю я ковер,

Будет красочным узор,

Это рыбка, это птичка,

Это наш речной простор! (Выходит Айога, садится и любуется собой)

Скоро папа Ла придет,

Много рыбы принесет.

Мы с тобою, Айога,

Ужин сделаем пока.

АЙОГА: Ах, какая я красивая,

Девочка я очень милая!

МАТЬ: Хватит, дочка Айога,

Время дорого, и надо

Возьми ведра, воды принеси! (Выносит вёдра)

АЙОГА: С бережка я соскользну,

И в водичку упаду!

МАТЬ: За кустик крепко ты берись,

За веточки его держись!

АЙОГА: Кустик слабый, оборвется,

Или веточка согнется,

Я в водичку упаду,

Мокрой я домой приду!

МАТЬ: Много кустиков у речки,

Крепкий выбери ты куст!

АЙОГА: А у кустика колючки –

МАТЬ (дает рукавички): Айога, вот рукавички –

Не поцарапают колючки!

АЙОГА: Нет! Вдруг они порвутся враз? Лучше буду любоваться

Я собою, глядя в таз! (любуясь собой) Ах, какая я красивая,

Девочка я очень милая!

МАТЬ (протягивает иголку): Вот иголка, ты зашьешь

Рукавицу, коль порвешь!

АЙОГА (отворачиваясь): Иголка тонкая, сломается,

И мне шить совсем не нравится!

МАТЬ: Иглу толстую возьмешь,

И ниткой крепкою зашьешь!

АЙОГА: Что ты, мама, я боюсь! Об иголку уколюсь!

МАТЬ (протягивает наперсток): Вот, наперсток из крепкой кожи,

Защитить твой пальчик сможет!

Не уколешься, не бойся!

АЙОГА: Нет, наперсток твой порвется! И из ранки кровь польется! (любуется собой)

Ах, какая я красивая,

Девочка я очень милая!

МАТЬ (вздыхая, с грустью): Что за горе у меня! Не поможет Айога!

Выходит соседская девочка Тайр а.

ТАЙРА: Тетушка Майла, не плачьте

И в платок слезинки спрячьте! Вам сейчас я помогу,

За водичкою схожу!

МАТЬ: Ах, славная соседка у меня!

Спасибо тебе, добрая Тайра!

ТАЙРА (берет ведра, но приносит другие вёдра с «имитацией воды» — блёстки):

Вот и чистая водица!

В ведре солнышко искрится! (Играет блёстками)

МАТЬ: Я лепешки испекла,

Вот и клюква, здесь икра,

Будем мы обедать!

Звучит мелодия песни «Тасим а».

Дети выходят и становятся полукругом.

Воспитатель (на фоне мелодии произносит перевод песни):

Хоть и жжет мои ладошки – тасима!

Что найдешь вкусней лепешки – чирома!

Эх! Жарко-жарко жарена.

Ух! Милой мамой дарена.

Эх! Терпи-терпи, ладошка.

Ух! Вкусна-вкусна лепешка.

Эх! Испекла ее чуть свет.

Ух! Ничего вкуснее нет.

Эх! Нежно-нежно катана.

Ух! К завтраку сосватана.

Эх! Пышет жаром тасима.

Ух! В ротик просится сама.

Хоть и жжет мои ладошки – тасима!

Что найдешь вкусней лепешки – чирома!

Дети исполняют нанайскую песню «Тасима» («Лепешка»).

Эпэндулэ чу улэн – тасима!

Тасимала чу сягба – чирома!

АЙОГА: Мама, дай скорей лепешку,

Очень кушать я хочу!

МАТЬ: Обожжешь свою ладошку,

Где я доктора найду?

АЙОГА: Рукавицы я надену

И лепешечку возьму!

МАТЬ: Рукавицы все намокли,

Где сухую я найду?

АЙОГА: Я на солнце подержу,

МАТЬ: Рукавицы испортятся –

АЙОГА: Разомну их мялкой,

Рукавицы мять не жалко!

МАТЬ: Твои руки заболят

Иль испортишь свой наряд!

А лепешку я отдам

Добрая Тайра у нас!

Скушай-ка, отведай! (дает лепешку соседской девочке)

ТАЙРА (берет лепешку):

Ай да славная лепешка!

Спасибо, тетушка Майла!

Не ленись ты, Айога,

Своей маме б помогла!

Я на речку убегу!

Видеть вас я не могу!

Убегает на речку, переодевается в крылья, шапочку гуся. К ней подходит Тайра.

ТАЙРА: Не сердись, Айога, на мать. Маме надо помогать!

Мне лепешечки не жалко! Ты кусочек можешь взять! (протягивает лепешку)

АЙОГА: Что? Лепешку предлагаешь? Да я… Да я… Да я, ты знаешь… Не надо мне ничего-го-го!

Ах, какая я красивая! Га-га-га! Девочка я очень милая! Га-га-га! Айога-га-га! Айога-га-га!

(Айога машет руками-крыльями и бежит вокруг деревьев по залу, крича: «Айога-га-га! Айога-га-га!»

Возвращается Отец с уловом рыбы. )

ОТЕЦ: Я, пока ловилась рыба,

Видел диво, вот так диво! Гусь над речкою летит

И сердито так кричит: «Айога-га-га! Айога-га-га!»

Айога или айога ударение

Выходят 2-а ребёнка.

1 Ребёнок: И не птица то была,

А красотка Айога! Она сильно загордилась

И на всех вокруг сердилась,

И от лени и от злости

Она в гуся превратилась!

2 Ребёнок: Вы, ребята, не ленитесь

И на маму не сердитесь! А не то, как Айога,

Быстро в гуся превратитесь!

Финальный танец всех участников сказки под нанайскую музыку.

Представление героев сказ ки.

Айога или айога ударение

Воспитатель приглашает мам в группу для вручение подарков, сделанных руками ребят.

Айога или айога ударение Айога или айога ударение

«Акоан» — нанайская бумажная кук ла.

Примечание. В нанайских именах ударение на последний слог: Майла, Тайра, Айога.

Огромное спасибо за рифмованное изложение Татьяне Цыганковой

(музыкальному руководителю МАДОУ 129, г. Комсомольск-на-Амуре в 2010 году, родителям и воспитателям группы: Ерёменко Юлии Константиновне и Вагиной Евгении Павлов не.

«Осенняя сказка» (Сценарий праздника Осени для подготовительной группы). «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» (Сценарий праздника Осени для подготовительной группы). Дети входят в зал. Встают полукругом. Ведущая: Как чудесно музыка.

Айога или айога ударениеПроект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию цикл образовательных мероприятий, посвященных Дню Победы. Цель: уточнить и дополнить знания.

Развлечение ко Дню пожилого человека «Для вас дедули и бабули» для детей подготовительной к школе группы Развлечение ко дню пожилого человека «Для вас дедули и бабули» для детей подготовительной к школе группы Цель: Создание условий для формирования.

Сценарий концерта ко Дню матерей России Сценарий концерта на День Матери В зале звучит лирическая музыка выходят ведущие. 1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья! 2-й ведущий.

Сценарий осеннего утренника в подготовительной к школе группе «Осенняя сказка» Сценарий утренника «ОСЕННЯЯ СКАЗКА» Дети парами под песню «Осень, она не спросит» входят в зал. Ведущий: Как чудесно музыка звучала, Нас.

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Осенняя сказка» Дети, держа листочки в руках, входят в зал и танцуют танец «Осень» 1-й ребенок: Осень наступила Всё позолотила. В лесу и в садочке —.

Сценарий осеннего праздника «Осенняя сказка» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ Осенняя сказка Сценарий праздника для детей подготовительной группы Действующие лица: Ведущая, Осень – взрослые Под музыку дети заходят.

Сценарий праздничного утренника «Осенняя сказка. Проводы осени» (для детей подготовительной группы) «Осенняя сказка. Проводы осени»Цели и задачи: создать приподнятое настроение, закрепить знания детей об осени, ее приметах, прививать желание.

Сценарий праздника осени «Осенняя сказка «Теремок» для подготовительной группы Вед. Колдунья — осень в лес пришла И тихо- тихо встала на тропинке И замер лес, листочками шурша Рисует для зимы она картинки. Берёзы белые.

Сценарий развлечения для подготовительной группы «Осенняя сказка» Дети забегают в зал и выстраиваются полукругом. Ведущая: Вот и осень пришла, Как бы мы не хотели Это лето продлить, Отодвинув метели. Но.

Поделиться или сохранить к себе: